© Е.Н. Г аличкина, 2009
УДК 854 ББК 81.05
ЖАНРОВАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЫ В ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Е.Н. Галичкина
Исследуется жанровая стратификация российской блогосферы в виртуальной коммуникации. Выделяются критерии типологизации. На основании критериев описываются разножанровые тексты, представленные внутри российской блогосферы.
Ключевые слова: виртуальная коммуникация, Интернет-общение, блогосфера, жанр.
Исследователи Интернет-общения пишут о текстовой «продукции» пользователей сети в рамках виртуальной коммуникации. Обилие текстов даже заставило некоторых ученых придать блогам жанровый статус. Однако в результате изучения разнообразных точек зрения [4, с. 208; 5, с. 3; 6, с. 2] не удалось обнаружить жанрообразующие признаки в блоге. Внутри российской блогосферы представлены не только сетевые дневники, но и многочисленные разножанровые тексты, вследствие чего предлагается считать блог специфической виртуальной оболочкой - пространством для актуализации текстов, характеризующихся широкой тематикой и жанровым многообразием.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы изучить жанровую динамику текстообразования в блогосфере, а также определить и описать условия виртуализации текстов блогов для уточнения характера и лингвосемиотических параметров виртуальной коммуникации.
Типологизация жанров текстов блогов представляется сложной лингвистической проблемой, поскольку их разнообразие и обилие размывает признаки, закладываемые в основание типологии. Попытка типологиза-ции жанров текстов блогосферы как сетевого пространства виртуальной компьютерной коммуникации потребовала поиска стабильных критериев.
Базовый критерий - строгость/не-строгость тематико-дискурсивного соответствия в зависимости от характера общения впервые применил С.В. Донсков к описанию жанровых особенностей англоязычных и русскоязычных газетных текстов [1, с. 6]. В виртуальной компьютерной коммуникации также можно обнаружить строгие и нестрогие жанры.
Критерий формальность/неформальность общения дает возможность типизировать тексты блогов по признаку наличия/отсутствия коммуникативной (дискурсивной) тональности общения.
Критерий степени информативности позволяет типизировать тексты блогов по их прагматической направленности, то есть по наличию абстрактно-индивидуальной (мнения, чувства, состояния души пользователей) или конкретной и общественно-значимой (знания о явлениях, процессах, суждения о феноменах) информации.
Семиотический критерий предполагает фиксацию наличия/отсутствия аудиальных, визуальных и визуально-графических компонентов в Интернет-общении в рамках блогосферы. Мы разделили визуальный и визуально-графический компоненты как отдельные сущности, поскольку под визуальным понимается наличие видеофайлов в блоге, а под визуально-графическим -схем, диаграмм, графиков и прочих подобных иллюстраций авторской мысли.
Для жанровой стратификации применим также дискурсивный критерий, который дает
представление о типе дискурса, в пространстве которого актуализируется тот или иной жанр текста блога.
Презентационный критерий констатирует наличие/отсутствие в тексте блога признаков самопрезентации автора текста, попыток намеренного или нарочитого демонстрирования собственной персоны с целью воздействия на читателя текста [2, с. 100].
В зависимости от строгости/нестрого-сти тематико-дискурсивного соответствия виртуального общения можно выделить ряд жанров.
Строгие жанры разнообразно представлены в блогах постами-инструкциями, постами-списками, советами-запретами, консультациями.
Посты-инструкции дают указания пользователю, направляют к решению некой проблемы или содержат директивы к пользованию инструментами, оборудованием, поведению в сети и т. п. Они преимущественно характеризуются формальностью общения, но в то же время могут быть как сугубо клишированными, содержащими исключительно директивы пошагового алгоритма действий, так и дружескими проявлениями искреннего желания помочь пользователю, нетипичными для жанра инструкции. Строгость жанра при этом обеспечивается включением ссылок-инструкций, непременно присутствующих во всех типах постов-инструкций. Приведем пример следующего поста-инструкции на сайте Liveintemet.ru:
© Приветствую. Я Валентин, руководитель разработчиков этого сайта. Пусть это приветствие и рассылается автоматически, но я действительно рад новым людям и готов приложить все усилия, чтобы на сайте понравилось и работа с ним была удобна. В случае возникновения каких-либо проблем можно (и нужно) написать мне личное сообщение, например, ответить на то, которое вы сейчас читаете. Подписавшись на мой дневник (для этого необходимо кликнуть на «Стать постоянным читателем» в левой панели моего дневника), можно общаться со мной и узнавать об изменениях на сайте. Таким же образом можно добавить в свои друзья любой другой понравившийся дневник. Начав пользоваться сайтом, я бы сделал следующее:
1. Написал бы в дневник что-нибудь полноценное. Новое сообщение в дневник можно добавить из профиля, кликнув на ссылку «Новая запись»,
нажав аналогичную кнопку в дневнике или прямо сейчас - по этой ссылке добавления.
2. В настройках дневника закачал бы свою картинку - аватар, подстроил цветовую гамму под свой вкус. Вот ссылка на управление аватарами.
3. Закачал бы в фотоальбом несколько фотографий, чтобы познакомиться со всеми - ссылка «Добавить фото» есть в профиле или можно нажать сюда.
4. Зашел бы и заполнил свою анкету (ссылка в левой панели дневника вверху, под ник-неймом) или вот ссылка прямо здесь и начал бы поиск друзей. Например, пошел бы на ленту или страницу, самую популярную на сегодня.
6. А дальше - уже придумал бы по ходу дела. Или написал бы мне, спросил совета :) Удачи, пишите мне, если что.
Как видим, инструктивность лингвистически выражается в наличии языковых зна-ков-директивов и топологических знаков-ин-структивов (ссылка в левой панели дневника вверху, под ник-неймом), позволяющих пользователю-новичку ориентироваться на сайте блога. Одновременно работа новичка на сайте облегчается благодаря объяснению незнакомых терминов (закачал бы свою картинку - аватар). Нетипичная для поста-инструкции дружеская тональность актуализируется при помощи сослагательного наклонения (я бы сделал следующее, закачал бы, придумал бы, написал бы).
Посты-списки появляются обычно в следующем жестко формализованном виде: «Давайте составим список десяти лучших...», «Семь причин, почему...», «Пять любимых...». Как отмечает Е.Л. Ющук, «...посты такого рода популярны у читателей, а интерактивный режим, в котором работают блоги, позволяет их дополнять и корректировать, в результате получается очень полезный контент» [3, с. 54].
Среди строгих жанров блоготекстов встречаются советы-запреты, например: Павел Куфенко (blogi.mail.ru) «Советы создателям сообществ»:
Сегодня открыл страницу одного сообщества, где более 10 000 участников, и моему возмущению не было предела! Хочу Вас, создатели сообществ, предупредить о том, что не надо делать и что надо делать в создаваемых Вами сообществах. Никогда в настройках сообщества не указывайте «Более подробно правила читать здесь» с гиперссылкой на пост в сообществе, который может по-
смотреть только участник. Так, в указанном сообществе более подробные правила можно посмотреть, только вступив в сообщество! Это абсурд, так как правила - это первое, на что смотрит нормальный человек! А только потом принимает решение: вступать ли ему в это сообщество или нет. Никогда не описывайте в правилах создаваемых Вами сообществ то, что пользователи должны поместить свои работы в комментарии.
Р^. Думаю, что буду продолжать тему советов на эту тему, если увижу, что тема интересна участникам данного сообщества.
В данном примере обращают на себя внимание возмущенная тональность, графически выделяемая восклицательным знаком как показателем возмущенного состояния автора; жесткая формулировка суждений; наличие требований и преимущественно предписывающий характер высказываний автора этого текста блога (Хочу Вас... предупредить о том, что не надо делать и что надо делать). Семантика подчеркнутых лексических единиц текста директивно-негативная, автор широко использует лексемы запрета (никогда, не описывайте и т. д.). Раздражение автора эксплицированно в эмоциональных высказываниях (моему возмущению не было предела!).
Среди строгих жанров текстов блогов многочисленны тексты-консультации, которые характеризуются высокой степенью информативности, которые дают профессионалы по запросу участников блогосферы. Они представляют собой четко стуктурированные, ясно сформулированные кластеры информации, нейтральные в эмотивном отношении и насыщенные терминологией, поскольку относятся, как правило, к определенной отрасли знания. В качестве примера приведем текст юридической консультации, размещенной в блоге юридических сообществ сайта blogi.mail.ru:
Подскажите какие пособия должны выплачиваться молодой маме в Подмосковье.
Re: пособия молодой маме.
С 1 января 2008 г. в Московской области при рождении первого ребенка будет выплачиваться единовременное пособие в размере 10 000 рублей. Размер единовременного пособия при рождении второго ребенка увеличится с 5 000 до 20 000 рублей, при рождении третьего и последующих детей -
с 15 000 до 30 000 рублей. В случае рождения двух детей одновременно будет выплачиваться по 25 000 рублей на каждого ребенка (сейчас 15 000 рублей на ребенка), в случае рождения трех и более детей одновременно - 100 000 рублей на семью (сейчас 20 000 рублей на каждого ребенка).
Подавляющее количество текстов российской блогосферы характеризуется отсутствием жанровой строгости. Среди нестрогих жанров прежде всего выделяются тексты ненавязчивых советов, в которых отсутствует жесткая директивность и которые характеризуются сочувственной тональностью. Такой вид текстов часто гендерно маркирован: участницы блогосферы дают доброжелательные советы и инструкции, например, в следующем диалоге на blogi.mail.ru:
Подскажите, плиз ))) Как вставить видео с видео@шаі1.ги в блоге моего сообщества? Подскажите - умоляю
Rе: Подскажите, плиз )))
Я вставляю ролики с сайта http:// www.youtube.com, если вы не можете и с этого сайта вставить, то я вам объясню, как это делается. Просто я не совсем поняла вопрос, наверное. Покажите мне ролик, который вы хотите вставить. Извините, я не профи, но что-нибудь придумаем. ©о? Или вот еще так: я добавляю майловский ролик, который мне понравился в «избранное». Там есть такая функция под самим роликом. А затем его уже добавить в запись блога можно без проблем. В новой записи блога мы нажимаем справа на слово «видео». Появится страница с моими роликами на «моем мире». Я выбираю нужный мне ролик, ставлю около него мышкой точечку, затем снизу нажимаю на слово «вставить».
Перед нами инструкция, которая характеризуется отсутствием жесткой структурированности в пошаговости действий. Автор стремится помочь партнеру по коммуникации, приходит на помощь, успокаивая (ответные смайлики поддержки и сердечного отношения), вселяя оптимизм (что-нибудь придумаем). Искренность общения прослеживается в признании автора текста инструкции в своем малом профессионализме (Просто я не совсем поняла вопрос, наверное. Извините, я не профи).
Псевдо-инструкции, которые на самом деле являются текстами - философскими рефлексиями, широко представленными в бло-
госфере. Им свойственна высокая степень метафоричности, возвышенная тональность и предельная риторичность. Это своеобразные тексты-опыты, тексты-откровения, что сближает их с философским дискурсом. Приведем в качестве примера текст философской рефлексии, принадлежащий «перу» участника муррр))) на сайте blogi.mail.ru.
Инструкция к жизни...
Тебя не обеспечили инструкцией к жизни в момент твоего рождения. А если бы ты ее получил, то она выглядела бы так:
1. Ты получишь тело. Оно может тебе нравиться или не нравиться, но это единственное, что будет в твоем распоряжении до конца твоих дней.
2. Тебе придется учиться в школе под названием «Жизнь на Планете Земля». Каждый человек и каждое событие - твой Универсальный Учитель.
3. Не существует ошибок, только уроки. Неудачи - неотъемлемая часть успеха. Жертв нет -есть только студенты.
4. Урок будет повторяться в разнообразных формах, пока не будет усвоен полностью. Если не усвоишь легкие уроки - они станут труднее. Когда усвоишь - перейдешь к следующему уроку.
5. Внешние проблемы - точное отражение твоего внутреннего состояния. Если изменишь свой внутренний мир, внешний мир также изменится для тебя. Боль, тоска, ощущение пустоты внутри - это способ, который Природа использует, чтобы привлечь твое внимание.
6. Ты поймешь, что урок усвоен, когда твое поведение изменится. Мудрость достигается практикой.
7. Нет места лучше, чем «здесь». «Там» ничуть не лучше, чем «здесь». Когда твое «там» станет «здесь», ты получишь другое «там», которое опять будет казаться лучше, чем «здесь».
8. Другие - всего лишь твое отражение. Ты не можешь любить или ненавидеть то, что есть в других, если это не отражает твоих собственных качеств.
9. Жизнь мастерит раму, а картину пишешь ты. И тебе не удастся оставить ее незаконченной.
10. Ты получишь все, что захочешь. Нужно только выбрать себе такое окружение, которое даст тебе силы и энергию для достижения цели.
11. Меняй в своей жизни то, что можешь изменить. Ищи силы принять то, что изменить не можешь, и проси мудрость, чтобы отличить одно от другого.
12. Ты забудешь обо всем этом, когда захочешь покрасоваться перед собой или другими.
13. Ты вспомнишь об этом, когда этого захочет твое сердце.
Текст наполнен афоризмами философской семантики (мудрость достигается практикой; нет места лучше, чем «здесь»; «там» ничуть не лучше, чем «здесь»), прогностическими выражениями (ты получишь все, что захочешь; ты забудешь; ты вспомнишь; тебе не удастся; когда твое «там» станет «здесь», ты получишь другое «там»), директивами-максимами (меняй в своей жизни то, что можешь изменить; ищи силы принять то, что изменить не можешь). Широко используется метафора (жизнь мастерит раму, а картину пишешь ты; учиться в школе под названием «Жизнь на Планете Земля»; каждое событие - твой Универсальный Учитель; жертв нет - есть только студенты; когда этого захочет твое сердце). Следует также отметить, что данному жанру свойственна определенная степень самопрезентационно-сти: вольно или невольно автор представляет себя сообществу как умудренный жизнью и опытом философ, имеющий, как ему кажется, право на поучение и наставление.
Большой популярностью в блогосфере пользуются тексты-аллегории как своеобразное стремление авторов блогов творчески проявить себя в сети. Приведем пример (blogi.mail.ru):
«Попробуй...» - шепнула Мечта.
«Что? Опять????!» - возмутился Опыт.
«Хе... снова из-за меня » - улыбнулась Причина.
«Нет! Из-за меня!!!!» - поспорила Гордость.
«А может... не надо?» - пролепетала Осторожность.
«А вот и я!» - объявила Решительность.
«Куда это без меня?» - вопросило Опьянение.
«Без тебя уже никуда...» - ответило Спокойствие.
«А может лучше завтра?» - поинтересовалось Сомнение.
«Сегодня или никогда!» - отрезало Упрямство.
«Главное только не как вчера!» - предупредила Обыденность.
«Вчерашнее не повторится!» - успокоила Глупость.
«Все будет по-другому!» - соврало Предчувствие.
«На что-то это похоже...» - задумалась Память.
«Суки вы все...» - вставая и отряхиваясь, процедила сквозь зубы Мечта.
В российской блогосфере нередки тексты, наполненные морализаторским содержа-
нием, жанр которых вполне можно соотнести со средневековым жанром моралите или басни. Они содержат в себе сентенции житейской мудрости и завершаются этической максимой. Их информационный потенциал, как правило, беден, за исключением того, что в тексте отражается житейский опыт. Они слабо формализованы, но в то же время высока их презентационность, метафоричность, символическая «плотность», семиотическая насыщенность. Так, рефлексия о любви одной из участниц blogi.mail.ru, текст которой мы приводим ниже, иллюстрированна анимированными изображениями любовных объятий, плачущей женщины, восторга во время встречи влюбленных и т. п.:
В жизни часто бывает так, что люди убегают от кого-то или чего-то. Бегут, сами не зная куда. Не зная к кому. Не зная, что ждет их там, на той другой планете. Бегут от криков, ссор и споров. Бегут за покоем. Каждый день, улетая все дальше, летят, как мотыльки на свет, куда-то вдаль. Улетая от кого-то, отнимая себя у того другого. Порой забывая, что отнять себя полностью не получится. Не понимают того, что сами потеряли себя в большей степени. Потому что ни у одного человека, особенно который любит тебя, ты себя отнять не сможешь. Он мысленно будет с тобой. Так вот о чем же я? Летя куда-то вдаль, отдаляясь и забывая, они уже не думают о том, что кто-то ждет их и по-прежнему мысленно с ними. Летя к новому началу, они совсем не думают о том, что там внизу, на том другом начале, на том дне, их может ждать не грязный ил, а золотая рыбка, способная исполнить желания и подарить счастье. Мораль сей басни такова: оглядывайтесь по сторонам, в мире есть люди, которым Вы действительно дороги.
Метафорика и философская ценность суждений в таком тексте часто банальны, так как в коммуникацию обычно вовлекаются образы со «стертой», обыденно банальной эмоциональностью, такие как золотая рыбка, способная исполнить желания и подарить счастье; летят, как мотыльки на свет.
Значительное количество текстов российского сектора блогосферы социально- и, как правило, негативно маркировано. Преобладающим жанром здесь выступает жанр критического эссе, тексты которого обычно содержат констатацию факта, нелицепри-
ятно характеризующего действия властей, социальную напряженность, общественные пороки и т. п. Лингвистически критическая тональность таких текстов поддерживается эмо-тивами, денигративами и - очень часто - ин-вективной лексикой. Среди текстов жанра критического эссе нами отмечены тексты-опровержения, тексты-напоминания о фактах социальной истории, тексты-развенчания мифов:
Фома (blogi.mail.ru) О словах... И делах:
На фабрике Ф. Энгельса в Манчестере рабочие в тяжелейших условиях работали по 13 часов в день. Заработанных денег им с трудом хватало на пропитание.
На полученные за счет нещадной эксплуатации рабочих средства Ф. Энгельс содержал К. Маркса, который никогда не работал и призывал отнять у капиталистов их фабрики.
Мать Ленина сдавала землю хутора в аренду, а деньги посылала Ленину за границу, где он писал, что нужно отнять земли у помещиков.
Лев Толстой ни разу не посетил ни одной толстовской коммуны и относился к толстовцам с большим подозрением.
Леви Страусс никогда не носил джинсов, полагая, что солидному человеку рабочие штаны не к лицу.
Создатель коньячной империи Шустов был старообрядцем, следовательно, алкоголя в рот не брал.
Пушкин всю жизнь флиртовал с замужними дамами. Когда ему намекнули на возможность измены его жены, он вызвал обидчика на дуэль и погиб.
Пламенный защитник сионизма - журналист Борис Шустеф - живет в Америке и в Израиль не собирается.
Вожди мирового пролетариата ни на каких заводах никогда не работали.
Во время парижской коммуны К. Маркс не рвался на баррикады, а писал коммунарам письма из своей лондонской квартиры.
Профессионалы строили «Титаник», а любитель - Ноев Ковчег... ;-))
В тематическом пространстве текстов нестрогой жанровой ориентации обнаруживаются тексты агональной направленности (воззвания, требования, обличения, обвинения, спора, памфлета, политического анекдота и т. п.), социально-нейтральные тексты в жанрах просьбы, светской беседы, рекомен-
дации, мемуаров и смеховые тексты, представленные в жанрах анекдота, шутки, комедии положений, профессиональной байки. Их виртуальная «жизнь» нуждается в отдельном лингвистическом описании.
Подведем некоторые итоги. Итак, жанровая стратификация текстов блогов возможна при учете понимания того, что не существует специального жанра «Блог», а жанрообразующие признаки присутствуют у самих текстов, размещаемых участниками виртуального общения в соответствии с сетевыми тематическими рубриками, предпочтениями, вкусами, настроениями и социальной ориентацией принимающих участие в общении сетевых групп и сообществ в технологически поддерживаемой компьютерными возможностями оболочке.
Типологизация жанров таких текстов возможна при условии их соответствия критериям: строгость/нестрогость тематико-дис-курсивного соответствия в зависимости от характера, и тогда в виртуальной компьютерной коммуникации выделяются строгие и нестрогие жанры. Среди прочих критериев, поддерживающих базовый, нами избраны как типологически релевантные следующие критерии: 1) формальность/неформальность общения; 2) степень информативности, позволяющая типизировать тексты блогов по их прагматической направленности; 3) семиотич-ность текста, предполагающая фиксацию наличия/отсутствия аудиальных, визуальных и визуально-графических компонентов в Интернет-общении в рамках блогосферы; 4) фиксация дискурсивности, дающая представление о типе дискурса, в пространстве которого актуализируется тот или иной жанр текста блога; 5) презентационность, констатирующая
наличие/отсутствие в тексте блога признаков самопрезентации автора текста.
Среди текстов строгих жанров стало возможным выделение таких текстов, как посты-инструкции, посты-списки или посты-перечни, советы-запреты, консультации, лингвосемиотическое описание которых основывается на их соответствии таким критериям, как формализованность, директивность, высокая степень информативности. К текстам нестрогих жанров, отвечающим критериям высокой степени эмотивности, наличию дис-курсивности, семиотичности и презентацион-ности, можно отнести социально-нейтральные тексты (ненавязчивые советы и инструкции, псевдо-инструкции или философские рефлексии, аллегории, моралите или басни и т. п.) и тексты агональной направленности (критические эссе, тексты-опровержения и т. п.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Донсков, С. В. Сопоставительное исследование жанровых особенностей англоязычных и русскоязычных газетных текстов : дис. ... канд. филол. наук / С. В. Донсков. - Тверь, 2004. - 180 с.
2. Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса : монография / А. В. Олянич. - М. : Гнозис, 2007. - 407 с.
3. Ющук, Е. Л. Блог: создать и раскрутить / Е. Л. Ющук. - М. : Вершина, 2008. - 168 с.
4. Bonelli, E. T. Corpora / E. T. Bonelli, J. Sinclair // Encyclopedia of Linguistics. - М. : Elsevier, 2006. -Р 208.
5. Herring, S. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs, 2004 / S. Herring. - Mode of access: http:// chutry.wordherders.net/archives/002623.html.
6. Krishnamurthy, S. The Multidimensionality of Blog Conversations: The Virtual Enactment of September 11, 2002 / S. Krishnamurthy. - Mode of access: http://www.aoir.org/2002/programme.htm.
GENRE STRATIFICATION OF RUSSIAN BLOGOSPHERE IN VIRTUAL COMMUNICATION
E.N. Galichkina
Genre stratification of Russian blogosphere is considered. Typological criteria are singled out. Different genres presented within the Russian blogosphere have been highlighted.
Key words: virtual communication, Internet communication, blogosphere, genre.