Научная статья на тему 'Блогосфера как площадка для обучения интернет-журналиста'

Блогосфера как площадка для обучения интернет-журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
531
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / КОММУНИКАЦИЯ / БЛОГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CONVERGENCE / INTERNET / INTERNET ENVIRONMENT / COMMUNICATION / FORUMS / DISTANCE LEARNING / INTERACTIVE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Григорян Светлана Валерьевна

В статье исследуется явление блогосферы с точки зрения обучающих особенностей. Выдвигается гипотеза, которая рассматривает обучающие особенности в блогах как структурообразующие. Гипотеза подкрепляется анализом некоторых блогов. Также рассматривается наличие признаков дистанционного обучения в блогосфере, выявляются их характерные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Blogosphere as a platform for training Internet-journalist

This article investigates the phenomenon of the blogosphere as its educational features. The hypothesis, which examines the educational features of blogs as a structure-forming. The hypothesis is supported by an analysis of some blogs. It is also seen signs of distance learning in the blogosphere, revealing their characteristic features.

Текст научной работы на тему «Блогосфера как площадка для обучения интернет-журналиста»

БЛОГОСФЕРА КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТА*

С.В. Григорян

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье исследуется явление блогосферы с точки зрения обучающих особенностей. Выдвигается гипотеза, которая рассматривает обучающие особенности в блогах как структурообразующие. Гипотеза подкрепляется анализом некоторых блогов. Также рассматривается наличие признаков дистанционного обучения в блогосфере, выявляются их характерные особенности.

Ключевые слова: конвергенция, интернет, интернет-среда, коммуникация, блог, дистанционное обучение, интерактивное взаимодействие.

В настоящее время средства массовой информации активно трансформируются в условиях конвергенции. Слияние газет, радио и телевидения с Интернетом порождает новые направления в журналистике. Это влечет за собой появление определенной интернет-культуры, новых жанров и стилей. В связи с этим к современному журналисту предъявляются новые требования. Он должен уметь не только собрать информацию, написать текст или взять интервью, но и адаптировать материал для интернет-ресурса. Для этого необходимо знание технической базы, владение навыками фотографии и видеосъемки. Все вышеперечисленные аспекты являются нетипичными для классического филологического журналистского образования. Процесс адаптации к новой профессиональной среде требует специальной подготовки.

На сегодняшний день как в российских, так и в западных университетах идет активное внедрение новых дисциплин по мультимедийной журналистике, появляются новые факультеты, специализирующиеся на мультимедиа. Однако проблема подготовки интернет-журналистов до сих пор находится на стадии становления. Интернет расширяет возможности для профессиональной подготовки универсальных журналистов, поскольку является благоприятной средой для получения новых знаний и их применения на практике. В данном случае он выступает своего рода платформой для освоения конвергентной журналистики.

Существуют различные формы обучения универсальных журналистов. По мнению А.А. Калмыкова, «достаточно эффективной технологией обучения будет обучение, осуществляемое в самой интернет-среде, то есть дистанционное

* Данная статья разработана и издана в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской молодежной конференции «Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы». Государственный контракт № 12.741.11.0168.

интернет-обучение» [2]. Благоприятной средой в данном случае является блогосфера. Это достаточно новое информационное пространство, которое быстро завоевало интерес пользователей благодаря таким особенностям, как коммуникативность и информативность. Многие исследователи рассматривают данное явление в связи с социальными процессами. Нами же блогосфера исследуется с точки зрения ее роли в обучающих процессах.

Как отмечают исследователи, интерес к новым средствам обучения позволил увидеть образовательные возможности виртуальных сред обучения. Особый интерес в настоящее время вызывают онлайн-дневники (блоги) [4]. Подобные интернет-журналы популярны среди пользователей сети благодаря своим коммуникативным функциям. У пользователя появляется возможность общения с людьми со схожими идеями и интересами, возможность получить квалифицированную критику, а также разместить свои фото- и видеоматериалы. С точки зрения обучения блоги являются благоприятной средой не только для освоения, но и практического применения знаний по мультимедийной журналистике.

Итак, отметим ключевые характеристики блогов и их взаимосвязь с процессом обучения. Ключевыми характеристиками являются: авторское начало; текст; публичность; дискуссионность.

У каждого блога есть автор (или группа авторов), который с определенной регулярностью заполняет свой интернет-дневник. Сегодня в интернет-среде можно выделить блоги, авторами которых являются журналисты-профессионалы. Такого рода контент вносит огромный вклад в образовательный процесс.

В качестве примера можно привести блог Ирины Кемарской «Пишем телесценарий», который ориентирован как на журналистов со стажем, так и на начинающих специалистов. Автор блога делится с читателями собственным профессиональным опытом. Это и теоретические наработки, и мультимедийные работы, которые могут служить прекрасным обучающим примером для интернет-журналиста. Особенно ценным с точки зрения обучения является то, что изложенная в бло-ге теоретическая база, полностью наработанная самим автором, является эксклюзивной, поскольку не представлена в существующих на данный момент учебных пособиях. Ирина Кемарская излагает теорию достаточно кратко, живо, убедительно, сводит ее к правилам, которые формулируются на базе практических примеров из собственной профессиональной карьеры. Таким образом, материал легче и быстрее усваивается.

Тексты отличает публицистический стиль изложения и подачи материала. Это касается как медиатекстов, так и обучающей информации. Также следует отметить простоту изложения материала, язык которого приближен к разговорному, что позволяет снизить барьер «обучающий—обучаемый». Тем самым общение протекает в непринужденной, неофициальной беседе, которая привлекает читателей блога. Это тоже облегчает восприятие учебной информации. Таким образом, обучающая функция перерастает в игровую, более свободную.

Фактор публичности блога дает возможность любому пользователю ознакомиться с содержанием онлайн-дневника. Пользователь может не только почерп-

нуть новые знания, но и активно поучаствовать в обсуждении той или иной проблемы. В блоге помимо комментариев посетители онлайн-дневника задают вопросы, советуются с авторитетным для них журналистом. Вопрос, как правило, перерастает в дискуссию, подкрепляясь мнениями других пользователей. В результате поиск истины осуществляется путем выстраивания мнений и взглядов участников беседы. Как известно, истина, рожденная на глазах у зрителей, четко откладывается в сознании. Авторитет создателя блога зарабатывается тем материалом, который демонстрируется на веб-странице.

Блоги обладают большим потенциалом для активного и интерактивного обучения, интенсивного взаимодействия между пользователями (учениками) и блог-герами-журналистами (в данном случае они берут на себя роль преподавателей), развития навыков мышления высшего порядка и гибкости процесса обучения. Также блоги позволяют читателям использовать различные способы интеллектуального освоения новых понятий в процессе интерактивного взаимодействия. Блог становится виртуальным пространством, где можно апробировать новое понятие, применив его на практике [4].

Дистанционное обучение в блогосфере, по мнению А.А. Калмыкова, достаточно эффективно для обучения в интернет-среде. Дистанционное обучение представляет собой «процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ» (информационно-коммуникационные технологии) [3].

В нашем случае дистанционное обучение — это передача знаний на расстоянии через интернет-коммуникации. Исследователи выделяют основные составляющие в данной системе: обучаемый, преподаватель, направляющий образовательную деятельность, а также среда, в которой осуществляется процесс обучения. Блоггеры (авторы блогов) выступают здесь как обучающие или педагоги, а пользователи — как обучаемые. Средой обучения в данном случае является непосредственно блогосфера. Среда, в свою очередь, подразумевает некие компоненты учебного процесса.

На примере блога Василия Гатова «Пост-журналист» рассмотрим проявления элементов дистанционного обучения, опираясь на следующие критерии: процесс обучения; участники процесса; компоненты учебного процесса.

Процесс обучения. Блог «Пост-журналист» — это продукт, созданный журналистом с большим стажем работы в медиа. Цель проекта — не только делиться опытом, но и «попытка в открытом режиме создать набор ответов» на вопросы о «контенте, методе коммуникации и о взаимосвязи производителя и потребителя контента» (Василий Гатов. Postjoumalist.ru). Соответственно, процесс обучения направлен не только на посетителей блога, но и на автора. Процесс обучения базируется на «интерактивном взаимодействии» автора и читателей, достигая эффективной обратной связи [1].

Исследователи выделяют синхронную методику дистанционного обучения (общение с обучаемыми в реальном времени — онлайн) и асинхронную (когда общение в реальном времени невозможно — офлайн). Данную методику можно применить к блогосфере.

Например, в блоге «Пост-журналист» общение происходит асинхронно. Автор отвечает на вопросы и комментарии пользователей не сразу, а только в тот момент, когда находится в сети Интернет. Иными словами, комментирование может продолжаться в течение того времени, пока пост сохраняется в дневнике. При такой методике блоггер выступает не как учитель, а скорее как консультант.

Так как общение происходит не в реальном времени, т.е. не оперативно, темп обучения может снижаться. Но в данном случае в блогах на первый план выдвигается процесс самообучения, вовлечения читателя в процесс познания и обогащения уже имеющихся знаний.

Блогосфера учит самостоятельно приобретать знания, выступая как источник информации, учит с этой информацией работать, дает возможность применять на практике теоретические знания.

Участники процесса. Существование блога напрямую зависит от активного взаимодействия автора и посетителей. Задача блоггера состоит не только в том, чтобы вести свой дневник и пополнять его новыми постами, но и в налаживании связи со своими читателями. Взаимодействие должно быть эффективным, продуктивным. Эта цель достигается при помощи комментирования, а также обмена ссылками. Автор должен проявлять активность, вовлекать пользователя в познавательную деятельность.

«Пост-журналист» демонстрирует хорошо налаженную обратную связь. Каждый пост подкрепляется комментариями пользователей. Это и вопросы к автору по содержанию статей, и дискуссионные сообщения, и предложения о сотрудничестве, и личные наработки-добавления читателей к теме. Известно, что социальные сети — лидеры Интернета по пользовательской активности. Для продвижения своего блога в социальных сетях Василием Гатовым используются страницы на Facebook и NetworkedBlogs, вероятно стоило бы открыть сообщество и в сети Вконтакте, где завсегдатаями традиционно являются студенты. На главной странице «Пост-журналиста» автором представлена статистика посещения блога.

Компоненты учебного процесса. Рассмотрим некоторые формы организации материала в блоге «Пост-журналист». Наличие рубрик четко определяет формы организации материала и создает логику познавательной деятельности. Интернет-дневник содержит посты как научного характера, так и некие размышления автора о перспективах развития медиа. В качестве обучающего элемента следует обозначить переводы статей известных западных исследователей, материалы научных конференций. Здесь опять прослеживается принцип «интерактивного взаимодействия» автора и посетителей блога посредством активного комментирования выделенных в постах проблем медиаразвития, их обсуждения.

Рубрика «Презентации» демонстрирует данные формы обучения в полном объеме. Здесь видеоматериалы выступлений на семинарах (выступление на семи-

наре в Посольстве Германии), видеоконференций (конференция ГИПП (Гильдия издателей периодической печати) в Екатеринбурге), лекций (лекция в РИА новости), презентации российских и европейских исследователей в области медиа. Каждая видеопрезентация обсуждается в блоге, комментируется читателями и самим автором блога. Это своего рода дистанционные уроки, которые осуществляются благодаря возможностям сети Интернет.

В рубрике «Исходники» автор размещает научные статьи, тезисы с конференций, а также некоторые теоретические наработки. Блоггер анализирует каждый дискуссионный материал, провоцируя таким образом посетителей на обсуждение.

Применение подобных форм организации материала формирует определенное пространство, которое дает новые знания, информацию, у которой есть обучающий подтекст.

Помимо блогов, которые создают журналисты с многолетним опытом работы, существуют блоги, авторами которых являются молодые журналисты. Таких в интернет-среде большинство. В подобных интернет-дневниках тоже прослеживаются функции обучения.

Автор блога «Сосновский.ги» определяет миссию своего онлайн-дневника как донесение теоретических и практических навыков в области рекламы и блог-гинга до читателей. В самом определении подчеркивается элемент обучения. Подобного рода блоги не могут соперничать с дневниками таких авторов-мэтров как Ирина Кемарская или Василий Гатов, так как авторитет блоггера зависит в том числе и от стажа его работы в мультимедиа. Пользователь, который хочет увеличить свои познания в интернет-среде, большее доверие будет оказывать бло-гам авторов, известных в журналистской среде.

Однако само по себе блоггерство (ведение личного блога) подразумевает процесс обучения. В данном случае блог развивает не столько читателя, сколько самого автора. Для блоггера написание текстов (постов) является саморазвитием, позволяет нарабатывать опыт, учит анализировать и готовить информацию для интернет-контента.

Таким образом, блогосферу нельзя рассматривать как одну из базовых моделей обучения интернет-журналистов. Данная среда является лишь вспомогательным средством в подготовке универсальных журналистов. Проведенный анализ позволяет утверждать, что обучающие особенности заложены в структуре самого блога. Также верно утверждение, что методы дистанционного обучения активно применяются в блогосфере и приносят положительные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Изд-во МЭСИ, 1999.

[2] Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация. — URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=1841

[3] Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М.: ИИО РАО, 2008.

[4] Richard E. Ferding, Kaye D. Trammell. Content Delivery in the "Blogosphere" (Обучение в «бло-госфере»). — URL: http://www.itlt.edu.nstu.ru/article21_richard_ferdig_kaye_trammell.php

THE BLOGOSPHERE AS A PLATFORM FOR TRAINING INTERNET-JOURNALIST

S.V. Grigoryan

Peoples' Friendship University of Russia

Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 177198

This article investigates the phenomenon of the blogosphere as its educational features. The hypothesis, which examines the educational features of blogs as a structure-forming. The hypothesis is supported by an analysis of some blogs. It is also seen signs of distance learning in the blogosphere, revealing their characteristic features.

Key words: Convergence, Internet, Internet environment, communication, forums, distance learning, interactive communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.