БЛОГОСФЕРА КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТА*
С.В. Григорян
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье исследуется явление блогосферы с точки зрения обучающих особенностей. Выдвигается гипотеза, которая рассматривает обучающие особенности в блогах как структурообразующие. Гипотеза подкрепляется анализом некоторых блогов. Также рассматривается наличие признаков дистанционного обучения в блогосфере, выявляются их характерные особенности.
Ключевые слова: конвергенция, интернет, интернет-среда, коммуникация, блог, дистанционное обучение, интерактивное взаимодействие.
В настоящее время средства массовой информации активно трансформируются в условиях конвергенции. Слияние газет, радио и телевидения с Интернетом порождает новые направления в журналистике. Это влечет за собой появление определенной интернет-культуры, новых жанров и стилей. В связи с этим к современному журналисту предъявляются новые требования. Он должен уметь не только собрать информацию, написать текст или взять интервью, но и адаптировать материал для интернет-ресурса. Для этого необходимо знание технической базы, владение навыками фотографии и видеосъемки. Все вышеперечисленные аспекты являются нетипичными для классического филологического журналистского образования. Процесс адаптации к новой профессиональной среде требует специальной подготовки.
На сегодняшний день как в российских, так и в западных университетах идет активное внедрение новых дисциплин по мультимедийной журналистике, появляются новые факультеты, специализирующиеся на мультимедиа. Однако проблема подготовки интернет-журналистов до сих пор находится на стадии становления. Интернет расширяет возможности для профессиональной подготовки универсальных журналистов, поскольку является благоприятной средой для получения новых знаний и их применения на практике. В данном случае он выступает своего рода платформой для освоения конвергентной журналистики.
Существуют различные формы обучения универсальных журналистов. По мнению А.А. Калмыкова, «достаточно эффективной технологией обучения будет обучение, осуществляемое в самой интернет-среде, то есть дистанционное
* Данная статья разработана и издана в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской молодежной конференции «Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы». Государственный контракт № 12.741.11.0168.
интернет-обучение» [2]. Благоприятной средой в данном случае является блогосфера. Это достаточно новое информационное пространство, которое быстро завоевало интерес пользователей благодаря таким особенностям, как коммуникативность и информативность. Многие исследователи рассматривают данное явление в связи с социальными процессами. Нами же блогосфера исследуется с точки зрения ее роли в обучающих процессах.
Как отмечают исследователи, интерес к новым средствам обучения позволил увидеть образовательные возможности виртуальных сред обучения. Особый интерес в настоящее время вызывают онлайн-дневники (блоги) [4]. Подобные интернет-журналы популярны среди пользователей сети благодаря своим коммуникативным функциям. У пользователя появляется возможность общения с людьми со схожими идеями и интересами, возможность получить квалифицированную критику, а также разместить свои фото- и видеоматериалы. С точки зрения обучения блоги являются благоприятной средой не только для освоения, но и практического применения знаний по мультимедийной журналистике.
Итак, отметим ключевые характеристики блогов и их взаимосвязь с процессом обучения. Ключевыми характеристиками являются: авторское начало; текст; публичность; дискуссионность.
У каждого блога есть автор (или группа авторов), который с определенной регулярностью заполняет свой интернет-дневник. Сегодня в интернет-среде можно выделить блоги, авторами которых являются журналисты-профессионалы. Такого рода контент вносит огромный вклад в образовательный процесс.
В качестве примера можно привести блог Ирины Кемарской «Пишем телесценарий», который ориентирован как на журналистов со стажем, так и на начинающих специалистов. Автор блога делится с читателями собственным профессиональным опытом. Это и теоретические наработки, и мультимедийные работы, которые могут служить прекрасным обучающим примером для интернет-журналиста. Особенно ценным с точки зрения обучения является то, что изложенная в бло-ге теоретическая база, полностью наработанная самим автором, является эксклюзивной, поскольку не представлена в существующих на данный момент учебных пособиях. Ирина Кемарская излагает теорию достаточно кратко, живо, убедительно, сводит ее к правилам, которые формулируются на базе практических примеров из собственной профессиональной карьеры. Таким образом, материал легче и быстрее усваивается.
Тексты отличает публицистический стиль изложения и подачи материала. Это касается как медиатекстов, так и обучающей информации. Также следует отметить простоту изложения материала, язык которого приближен к разговорному, что позволяет снизить барьер «обучающий—обучаемый». Тем самым общение протекает в непринужденной, неофициальной беседе, которая привлекает читателей блога. Это тоже облегчает восприятие учебной информации. Таким образом, обучающая функция перерастает в игровую, более свободную.
Фактор публичности блога дает возможность любому пользователю ознакомиться с содержанием онлайн-дневника. Пользователь может не только почерп-
нуть новые знания, но и активно поучаствовать в обсуждении той или иной проблемы. В блоге помимо комментариев посетители онлайн-дневника задают вопросы, советуются с авторитетным для них журналистом. Вопрос, как правило, перерастает в дискуссию, подкрепляясь мнениями других пользователей. В результате поиск истины осуществляется путем выстраивания мнений и взглядов участников беседы. Как известно, истина, рожденная на глазах у зрителей, четко откладывается в сознании. Авторитет создателя блога зарабатывается тем материалом, который демонстрируется на веб-странице.
Блоги обладают большим потенциалом для активного и интерактивного обучения, интенсивного взаимодействия между пользователями (учениками) и блог-герами-журналистами (в данном случае они берут на себя роль преподавателей), развития навыков мышления высшего порядка и гибкости процесса обучения. Также блоги позволяют читателям использовать различные способы интеллектуального освоения новых понятий в процессе интерактивного взаимодействия. Блог становится виртуальным пространством, где можно апробировать новое понятие, применив его на практике [4].
Дистанционное обучение в блогосфере, по мнению А.А. Калмыкова, достаточно эффективно для обучения в интернет-среде. Дистанционное обучение представляет собой «процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ» (информационно-коммуникационные технологии) [3].
В нашем случае дистанционное обучение — это передача знаний на расстоянии через интернет-коммуникации. Исследователи выделяют основные составляющие в данной системе: обучаемый, преподаватель, направляющий образовательную деятельность, а также среда, в которой осуществляется процесс обучения. Блоггеры (авторы блогов) выступают здесь как обучающие или педагоги, а пользователи — как обучаемые. Средой обучения в данном случае является непосредственно блогосфера. Среда, в свою очередь, подразумевает некие компоненты учебного процесса.
На примере блога Василия Гатова «Пост-журналист» рассмотрим проявления элементов дистанционного обучения, опираясь на следующие критерии: процесс обучения; участники процесса; компоненты учебного процесса.
Процесс обучения. Блог «Пост-журналист» — это продукт, созданный журналистом с большим стажем работы в медиа. Цель проекта — не только делиться опытом, но и «попытка в открытом режиме создать набор ответов» на вопросы о «контенте, методе коммуникации и о взаимосвязи производителя и потребителя контента» (Василий Гатов. Postjoumalist.ru). Соответственно, процесс обучения направлен не только на посетителей блога, но и на автора. Процесс обучения базируется на «интерактивном взаимодействии» автора и читателей, достигая эффективной обратной связи [1].
Исследователи выделяют синхронную методику дистанционного обучения (общение с обучаемыми в реальном времени — онлайн) и асинхронную (когда общение в реальном времени невозможно — офлайн). Данную методику можно применить к блогосфере.
Например, в блоге «Пост-журналист» общение происходит асинхронно. Автор отвечает на вопросы и комментарии пользователей не сразу, а только в тот момент, когда находится в сети Интернет. Иными словами, комментирование может продолжаться в течение того времени, пока пост сохраняется в дневнике. При такой методике блоггер выступает не как учитель, а скорее как консультант.
Так как общение происходит не в реальном времени, т.е. не оперативно, темп обучения может снижаться. Но в данном случае в блогах на первый план выдвигается процесс самообучения, вовлечения читателя в процесс познания и обогащения уже имеющихся знаний.
Блогосфера учит самостоятельно приобретать знания, выступая как источник информации, учит с этой информацией работать, дает возможность применять на практике теоретические знания.
Участники процесса. Существование блога напрямую зависит от активного взаимодействия автора и посетителей. Задача блоггера состоит не только в том, чтобы вести свой дневник и пополнять его новыми постами, но и в налаживании связи со своими читателями. Взаимодействие должно быть эффективным, продуктивным. Эта цель достигается при помощи комментирования, а также обмена ссылками. Автор должен проявлять активность, вовлекать пользователя в познавательную деятельность.
«Пост-журналист» демонстрирует хорошо налаженную обратную связь. Каждый пост подкрепляется комментариями пользователей. Это и вопросы к автору по содержанию статей, и дискуссионные сообщения, и предложения о сотрудничестве, и личные наработки-добавления читателей к теме. Известно, что социальные сети — лидеры Интернета по пользовательской активности. Для продвижения своего блога в социальных сетях Василием Гатовым используются страницы на Facebook и NetworkedBlogs, вероятно стоило бы открыть сообщество и в сети Вконтакте, где завсегдатаями традиционно являются студенты. На главной странице «Пост-журналиста» автором представлена статистика посещения блога.
Компоненты учебного процесса. Рассмотрим некоторые формы организации материала в блоге «Пост-журналист». Наличие рубрик четко определяет формы организации материала и создает логику познавательной деятельности. Интернет-дневник содержит посты как научного характера, так и некие размышления автора о перспективах развития медиа. В качестве обучающего элемента следует обозначить переводы статей известных западных исследователей, материалы научных конференций. Здесь опять прослеживается принцип «интерактивного взаимодействия» автора и посетителей блога посредством активного комментирования выделенных в постах проблем медиаразвития, их обсуждения.
Рубрика «Презентации» демонстрирует данные формы обучения в полном объеме. Здесь видеоматериалы выступлений на семинарах (выступление на семи-
наре в Посольстве Германии), видеоконференций (конференция ГИПП (Гильдия издателей периодической печати) в Екатеринбурге), лекций (лекция в РИА новости), презентации российских и европейских исследователей в области медиа. Каждая видеопрезентация обсуждается в блоге, комментируется читателями и самим автором блога. Это своего рода дистанционные уроки, которые осуществляются благодаря возможностям сети Интернет.
В рубрике «Исходники» автор размещает научные статьи, тезисы с конференций, а также некоторые теоретические наработки. Блоггер анализирует каждый дискуссионный материал, провоцируя таким образом посетителей на обсуждение.
Применение подобных форм организации материала формирует определенное пространство, которое дает новые знания, информацию, у которой есть обучающий подтекст.
Помимо блогов, которые создают журналисты с многолетним опытом работы, существуют блоги, авторами которых являются молодые журналисты. Таких в интернет-среде большинство. В подобных интернет-дневниках тоже прослеживаются функции обучения.
Автор блога «Сосновский.ги» определяет миссию своего онлайн-дневника как донесение теоретических и практических навыков в области рекламы и блог-гинга до читателей. В самом определении подчеркивается элемент обучения. Подобного рода блоги не могут соперничать с дневниками таких авторов-мэтров как Ирина Кемарская или Василий Гатов, так как авторитет блоггера зависит в том числе и от стажа его работы в мультимедиа. Пользователь, который хочет увеличить свои познания в интернет-среде, большее доверие будет оказывать бло-гам авторов, известных в журналистской среде.
Однако само по себе блоггерство (ведение личного блога) подразумевает процесс обучения. В данном случае блог развивает не столько читателя, сколько самого автора. Для блоггера написание текстов (постов) является саморазвитием, позволяет нарабатывать опыт, учит анализировать и готовить информацию для интернет-контента.
Таким образом, блогосферу нельзя рассматривать как одну из базовых моделей обучения интернет-журналистов. Данная среда является лишь вспомогательным средством в подготовке универсальных журналистов. Проведенный анализ позволяет утверждать, что обучающие особенности заложены в структуре самого блога. Также верно утверждение, что методы дистанционного обучения активно применяются в блогосфере и приносят положительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Изд-во МЭСИ, 1999.
[2] Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация. — URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=1841
[3] Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М.: ИИО РАО, 2008.
[4] Richard E. Ferding, Kaye D. Trammell. Content Delivery in the "Blogosphere" (Обучение в «бло-госфере»). — URL: http://www.itlt.edu.nstu.ru/article21_richard_ferdig_kaye_trammell.php
THE BLOGOSPHERE AS A PLATFORM FOR TRAINING INTERNET-JOURNALIST
S.V. Grigoryan
Peoples' Friendship University of Russia
Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 177198
This article investigates the phenomenon of the blogosphere as its educational features. The hypothesis, which examines the educational features of blogs as a structure-forming. The hypothesis is supported by an analysis of some blogs. It is also seen signs of distance learning in the blogosphere, revealing their characteristic features.
Key words: Convergence, Internet, Internet environment, communication, forums, distance learning, interactive communication.