t., Ros. AN, Gos.in-t iskusstvoznaniya M-va kulturyi Ros. Federatsii; Otv. red. Yu. U. Foht-Babushkin. Dmitriy Bulanin, T. 2 : Auditoriya iskusstva v Rossii: vchera i segodnya, [=Followers of art in Russia: Yesterday and Today], SPb, 212 p. (in Russ.).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 77-84.
УДК 8Р271.2, ББК 81.2Рус-5
П. П. Лебедев
культурно-речевой аспект и блогосфера
Исследование выполнено при поддержке доктора филологических наук, профессора, зав. кафедрой медиаречи Институа массмедиа РГГУ Евгении Наумовны Басовской (научного руководителя аспиранта П. П. Лебедева)
Статья посвящена анализу культурно-речевой ситуации в блогосфере. Автор характеризует феномен народной журналистики как проявление демократизации и либерализации медиа. Рассматривается взаимодействие любительского контента и текстов профессиональной журналистики. Основное внимание уделяется особенностям речевого поведения авторов блогов, выявляются черты, вызывающие коммуникативные помехи. На основе исследования анализируются перспективы народной журналистики.
Ключевые слова: блоги; блогосфера; народная журналистика; культура речи; речевая норма.
Характеризуя сложившуюся в массмедиа ситуацию, А. Н. Потсар пишет: «Если раньше сфера СМИ была сферой исключительно профессиональной речевой деятельности, то сейчас формируется новое коммуникативное пространство, доступ в которое открыт для самых разных участников. Журналистские тексты все еще главенствуют в СМИ, но больше не занимают эту территорию полностью. Меняясь под воздействием множества факторов, в первую очередь развивающихся блогосфе-ры и социальных сетей, журналистика приобретает новый статус» [8]. Подобная точка зрения о неспособности традиционных СМИ удовлетворить в полной мере возросшие потребности общества в информации и коммуникации высказывается все чаще. Ряд исследователей стоит на позиции равноправного сосуществования «старых» и «новых» медиа. И. М. Дзялошинский, в частности, указывает на заинтересованность журналистов в совместном с аудиторией поиске решений сложных проблем [5. С. 83]. По мнению А. А. Казакова, к новым медиа следует отнести «социальные сети, блоги, интернет-версии газет, журналов, телеканалов, радиостанций, видеохостинги и
подкастинги» [9. С. 202]. Показательно, пишет далее А. А. Казаков, что люди обращаются за информацией сначала «к новым медиа, а затем к традиционным СМИ» [9. С. 206].
Массовость подобных утверждений связана с мнением о журналистике как о мастерстве, которому невозможно научить. Подобная точка зрения широко распространена и явилась следствием прихода в журналистику людей, не имеющих специального образования. Несовершенство типологии и классификации новых медиа приводит к полярным утверждениям относительно их роли и взаимодействия с традиционными СМИ. Одни исследователи, подобно А. А. Казакову, склонны считать все интернет-ресурсы новыми медиа, другие относят к таковым лишь онлайн-версии традиционных СМИ.
Цель настоящей стать - показать, что журналистика - это профессиональная деятельность, культурно-речевой уровень которой зависит от квалификации специалистов. «Только отсутствие специального образования позволяет человеку обо всем судить широко, размашисто и безответственно. Только круглый невежда считает, что он обо всем располагает достаточными сведениями» [1. С. 84].
Мы приветствуем одну из наиболее важных основ демократического общества - свободу слова - и считаем достижением демократического процесса, например, существование, частных СМИ наряду с государственными. Однако, на наш взгляд, право, возможность и желание людей высказывать свои мысли, позиции, идеи не может именоваться журналистикой, а такие Интернет-ресурсы, как блоги и сообщества, позволяющие активным гражданам открыто выражать свое мнение, способствуя их участию в общественной жизни, не могут быть отнесены к СМИ. Мы солидаризируемся с И. Д. Фомичевой, утверждающей, что «некорректно относить к СМИ разнообразные дискуссионные площадки в виде чатов, форумов, блогов, социальных сетей, если только они не включены как функция/опция в сайт СМИ, то есть действуют по инициативе владельцев сайта СМИ и связаны с их контентом» [6. С. 60].
Главная задача журналистов - доносить до общества достоверную, полную и объективную информацию, осознавая при этом всю полноту ответственности. Сведения, представленные в пользовательском контенте, в большинстве случаев этим требованиям не соответствуют.
Тем не менее феномен «народной» журналистики», иллюстрирующий демократизацию массмедиа, с развитием новейших технологий получил широкое распространение. Авторы-непрофессионалы, не имеющие специальной подготовки блоггеры, получили возможность не только пользоваться обратной связью на интернет-сайтах оффлайновых СМИ, но и создавать свой оригинальный контент и размещать его в сети. Активность блоггеров продиктована прежде всего возможностью самовыражения, желанием быть услышанными, стремлением к общению. Позиция пассивного потребителя информации блоггера не устраивает. О блогосфере говорится как о «народной» или «гражданской» журналистике, ведение блогов рассматривается как форма участия граждан в процессах управления. На наш взгляд, однако, не следует считать блогосферу пионером демократизации коммуникативного процесса, а всех блоггеров -социально активной частью общества. Это, прежде всего, лишь новая форма общения, не имеющая временных и пространственных границ. Идея вовлечения аудитории в массовую коммуникацию не нова. Известны такие проявления активной гражданской позиции населения, как письма в редакцию, звонки в студию, деятельность внештатных корреспондентов.
Одна из главных задач «народной журналистики» - обеспечить возможность обсуждения (комментария) важных вопросов общественной жизни, влияние на принятие решений по актуальным проблемам современности. Разнообразные интернет-ресурсы демонстрируют рост гражданской активности членов общества, о чем свидетельствуют ведение блогов и иное участие в сетевой коммуникации. Гражданская активность блоггеров многопланова -от протестов против действия или бездействия органов власти до обсуждения бытовых проблем. Потенциальная аудитория исчисляется миллионами, временные и пространственные границы отсутствуют. Блогосфера несомненно обладает большим демократическим потенциалом: реализация прав и свобод граждан, возможность публичного выражения мнения, участие в диалоге с властными структурами на альтернативной дискуссионной площадке, но, как подчеркивает Е. В. Габриелова, развитие гражданского общества зависит от качества информационного пространства [10. С. 114]. Намеренный эпатаж, низкий уровень культуры речи, бравирование собственной безграмотностью, к сожалению, более характерны для блоггеров, чем проявление социальной активности. Доказательность выдвигаемого нами положения определяется полнотой и достоверностью фактического материала, извлеченного в ходе анализа речевой деятельности народных журналистов. Приведем примеры: «Кстати отличный зожный снэк, если засижусь в ночи за компом» [12] , «Как же достали крики по поводу молочки» [12] , «полехчи паринь» [13] , «поводом для разморозки послужил очередной говнодезигн очередного клуба КХЛ» [14] , «чего вы несете, ребяты?» [15] , «титул наивер-нешый все Мария делает по уму, имхо!» [16] (орфография и пунктуация сохранены).
На наш взгляд, блогосфера не может составить конкуренцию традиционным СМИ, заменить их или равноправно конкурировать, так как в ней отсутствует объективное отражение действительности, производимый блоггерами контент остается любительским, комментарии часто сводятся к критиканству, самолюбованию, подробному описанию событий из личной жизни, а информация соответствует уровню «а у нас в квартире газ», представляя интерес лишь для узкого круга пользователей. «Потом мы с Дашей поехали в "Аврору", и я наконец купила билеты на "Звездные войны". Урааааа!!! Теперь дожить бы до воскресенья»
[17] , «еще сдали машину в сервис до конца недели, так непревычно оказывается уже без нее) Думаешь - а как же до этого места можно доехать?» [18]. Открытость коммуникации, отсутствие профессиональных посредников и в то же время необработанность информации, анонимность личности, субъективность бло-гов, сочетание интимного и публичного говорит о противоречивости данного явления, поэтому к анализу текстов в блогосфере следует подходить дифференцированно.
Говоря о претензии блоггеров называться журналистами, необходимо принять во внимание и возрастные особенности интернет-пользователей. Достаточным ли жизненным опытом обладает молодежь (подавляющее большинство пользователей), чтобы высказывать собственные суждения? Спортивный комментатор Юрий Розанов отмечает: «Человека до 25-27 лет к микрофону подпускать не стоит. Он неопытен в чисто житейском плане, и в силу этого ему нечего сказать людям». Ведение блогов журналистами подчинено общим законам блогосферы и, на наш взгляд, не всегда продуктивно. С одной стороны, журналист с большей степенью раскованности может излагать свою точку зрения как частное лицо, с другой стороны, он занимает конкретную позицию, что противоречит принципу беспристрастности.
Таким образом, явление блогосферы можно рассматривать как подтверждение демократизации общества, но относить блоги к СМИ (пусть даже и новым), на наш взгляд, неправомерно, не в последнюю очередь и ввиду частотности отступлений пользователями от культурно-речевых норм.
Продолжающаяся в настоящее время в России демократизация общественной жизни создает условия для либерализации русской речи, вызывает пополнение литературного языка за счет нелитературной лексики общенационального языка и внешних заимствований. Процесс либерализации приводит к тому, что общество встает на путь расширения границ литературной нормы, а иногда и сознательного отхода от нее.
Демократизация публицистического стиля выражается прежде всего в следовании речевой моде. Эти процессы характерны для всех массмедиа.
По мнению ряда исследователей (Г. Я. Сол-ганик, Н. Б. Голуб, Г. А. Земская, О. И. Тру-бачев, М. В. Горбаневский, Л. А. Введенская), реформы в обществе привели к резкому сни-
жению уровня речевой культуры, порче языка. Язык СМИ активно воздействует на литературную норму, языковые вкусы и предпочтения, и сам подвергается воздействию внутриязыковых и экстралингвистических факторов.
Для публицистического стиля в целом характерно проникновение элементов разговорной речи, что, на наш взгляд, не ведет к его обогащению. В блогосфере, однако, используется преимущественно разговорная речь, диа-логичность и экспрессивность которой широко проявляется в текстах интернет-пользователей. Стремление выразить свои вкусы и пристрастия выдвигает на первый план личность автора, его мнение, жизненную позицию. «Во во, тупо гоняют в футбик, нигде не работая, а они еще и деньги за это получают» [19] , «чё, накрылись ваши поездки заграницу, буржуи? Доллар того!» [20] , «а вот теперь подумай, насколько твоему рафе далеко до тех высот, которые есть у Феди» [21] , «щас глянул его статистику в "лучшем" сезоне в НБА: такое позорище. Даже жалкие 20+10 делать не мог! Я бы на месте Слоуна его вообще в Д-лигу отправил, но старик все пытался дать Андрюхе последний шанс» [22].
По мнению Г. Я. Солганика, «процесс демократизации - главный в развитии языка СМИ. Находящийся в центре литературного языка язык СМИ оказывает решающее влияние на его состав, качества, формирование литературных норм и языковых вкусов. Основной же результат воздействия - расширение границ литературного языка» [11. С. 216]. В результате он-лайн-анкетирования пользователей соцсетей из Москвы и Новосибирска, проведенного К. Коч-киной, было выявлено, что «для 90 % респондентов важна грамотная подача материала (с точки зрения написания и стилистики текстов)» [7. С. 156]. Таким образом, мы сталкиваемся с существенным противоречием в ходе анализа текстов блогосферы, что не препятствует выделению характерных особенностей культурно-речевого поведения авторов текстов.
Речевая культура является важной предпосылкой эффективного общения. Сложившаяся в настоящее время культурно-речевая ситуация характеризуется вовлечением в публичное общение широких слоев населения, уровень владения литературным языком которых достаточно низок. Падение уровня культуры речи произошло на фоне объявленной свободы массовой информации, понимаемой часто как вседозволенность. Ранее запретные темы стали
гласными без учета причин их нежелательности для публичного обсуждения, чему способствовало также повсеместное распространение Интернета. Это проявилось, в частности, в демонстративном интересе к сниженной лексике, потере чувства слова и чувства стиля, речевого вкуса. Мы наблюдаем этот процесс как в традиционных СМИ, так и в блогосфере.
Общей является также тенденция отступления от языковых и этических норм. Демократизация общества ведет к демократизации языка, что означает укрепление позиций разговорной речи, преобладание оценочности, эмоциональности, экспрессивности. Проявляющиеся на речевом уровне негативные тенденции - использование ненормативной лексики, ориентация на «ты-общение», экспансия просторечия, вульгарных слов и жаргонизмов, неоправданное употребление иноязычных заимствований - характерные черты языка блоггеров. «а вот кстати подвернулся коммент из первого поста» [23] , «надо праздновать, бухнуть, и тут как попрут идеи, аж клава дымиться )))))) никому не знакомо???» [24] Значительное число речевых ошибок связано именно с нарушением чистоты речи. Главная особенность текстов блогов заключается в свободе языкового выражения, отсутствии норм и правил; речевое поведение индивидуализировано, какая-либо редакторская правка невозможна по определению. С целью опорочить, вызвать неприязнь, дать негативную оценку используется стилистически сниженная лексика. Делается это намеренно и осознанно. «Обосрался плешивый недоумок в очередной раз» [25]. Полистилизм и эгоцентризм, простая форма изложения свойственны большинству материалов в блогах. Блоггеры часто прибегают к окказионализмам, используют языковую игру. Сленг интернет-пользователей, получивший широкое распространение, проникает и в язык СМИ. «Немножко оффтоп, но по поводу - меня за-френдил СвингКлаб, думаю, из-за этого одного коммента в твоем ЖЖ» [26].
Чем большим количеством слов человек владеет, тем полнее и точнее он может выразить свои мысли и чувства, избегая немотивированных повторов. Блоггеры же не стремятся разнообразить свою речь. «Чоппер сделал свое дело: проделал весь путь и на своих двоих красиво выехал с парома» [27]. О бедности словарного запаса, о недостаточном владении ресурсами русского литературного языка свидетельствует наличие в текстах блоггеров так называемых слов-
паразитов. Речевой ошибкой, противоположной по смыслу многословию, является лексическая недостаточность высказывания, при которой часто возникает неясность, нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, искажается мысль автора. Недостаточная информативность предложений, где опущены важные слова и словосочетания, приводит к абсурдности высказывания, затрудняет восприятие. Характерная для текстов блогосферы речевая недостаточность повсеместно дополняется использованием графических символов (смайлов), которые, однако, не могут выразить весь спектр ощущений, эмоций, настроений. Это свидетельствует о нарушении такого коммуникативного аспекта культуры речи, как ее богатство.
Низкий уровень достоверности информации является свидетельством отступления от фактической точности, что вводит в заблуждение других пользователей. Неточная речь затрудняет достижение цели, воздействие на аудиторию, правильное восприятие сказанного и оценку излагаемой информации. Авторами блогов повсеместно нарушаются орфографические, грамматические, лексические и пунктуационные нормы. «Всякий раз слышал в ответ, что уже со следующего сезона будет и новая система проведения и новый сайт и приглашенные из Китая звезды и многое другое» [28].
Пренебрежение нормами создает коммуникативные помехи, свидетельствует о недостаточном уровне культуры говорящего.
«Больше всего удручает уровень знания русского языка», - отмечает А. А. Грабельни-ков в статье «Народная журналистика и социальные сети», - «участвовать в дискуссиях с малограмотными в прямом смысле слова и малокомпетентными в обсуждаемых вопросах людьми не всякому захочется» [3]. Мы разделяем данную точку зрения и усматриваем прямую зависимость уровня культуры речи от профессиональной подготовки.
СМИ должны формировать духовно-нравственные ориентиры. Блоги не являются СМИ, так как коммуникаторы не являются профессионалами. В демократическом обществе права и свободы журналистов неотделимы от их ответственности перед обществом. Журналисты-профессионалы несут как юридическую, так и этическую ответственность за свои материалы, блоггерами же этот аспект культуры речи регулярно нарушается. Демократизация, понимаемая часто как вседозволенность, ведет к нарушению прежде всего этических норм. Приведем
красноречивый пример: «Кому-то, наверное, по душе, "антихамская" блогосфера без матерщины, но с именами-отчествами, с защитой морали и нравственности и со всеми остальными пирогами. Мне - нет, потому что такая блогосфера будет скучной», - заявляет Анна Вражина [2]. Однако обязательным для исполнения при любых условиях и в любой сфере общения является запрет на причинение морального ущерба другому человеку. В блогосфере культурные и этические табу отсутствуют.
Не может также вызывать доверия источник информации, скрывающийся под ником Зайка, Пупсик, Братан и т. д. Нет гарантии и в подлинности заявленных имен и фамилий. Неоднократно известные певцы, артисты, спортсмены открещивались от блогов, которые в Интернете ведутся от их имени. «Брэд Питт», «Джонни Депп» и многие другие в Сети представлены десятками. Анонимность аудитории - характерная черта блогосферы. Таким образом, можно сделать вывод о неправомерности каких-либо статистических исследований состава пользователей по гендерному, возрастному, профессиональному и иным признакам ввиду невозможности идентификации языковой личности блоггера.
«Для отношений с аудиторией принципиально важно то, что субъект, производящий и распространяющий информацию, легко определяется через логотип, реквизиты редакции. Отсутствие таких сведений на сайте позволяет поставить под сомнение мотивы его владельцев. Вступая в сферу публичной профессиональной деятельности, каковой является журналистика, неправильно прятаться от общественности», - подчеркивает И. Д. Фомичева [6. С. 54]. Зададимся в связи с этим вопросом, а можно ли говорить о полноценном общении, когда автор неизвестен?
Таким образом, блогосфера не может считаться влиятельным медиаресурсом. Пользователи-авторы не ориентируются на законы литературной нормы русского языка, не несут ответственности за любительские материалы в большинстве своем низкого качества, за дезинформацию, за использование в комментариях ненормативной лексики
В ходе демократических преобразований в России необходимо определить роль и место СМИ в обществе и дать оценку блогосфере. Является ли феномен «народной журналистики» позитивным, прогрессивным и перспективным явлением или же подлежит безусловному по-
рицанию, осуждению? Ясно, что игнорировать его нельзя. Профессиональные журналисты должны высказать свою точку зрения. Появление Интернета обеспечило возможность свободного, одновременного и прямого обмена информацией между людьми. Налицо потребность людей в обмене информацией, а блоги как независимые источники информации отражают многообразие интересов и мнений. В этом смысле привлекательность данного сетевого ресурса в том числе для поиска новых идей очевидна. Не следует забывать тем не менее, что в блоге отражена позиция лишь одного человека в форме публичного авторского дневника. Однако, именуя блогосферу «народной журналистикой», исследователи и эксперты, на наш взгляд, раздают незаслуженные авансы. Любительские ресурсы продолжают оставаться таковыми, а информация блоггеров носит дополнительный характер по отношению к контенту профессиональных журналистов, делая его более разнообразным. Известны случаи использования в СМИ материалов «народных журналистов», ставших очевидцами событий и оказавшихся более оперативными.
Звучат опасения, а не таит ли Интернет в себе угрозу СМИ, не станет ли их заменой?
Нельзя не учитывать влияния блогосферы на трансформацию журналистики в современном обществе. Наличие пользовательского контента является тенденцией, но предрекать кончину традиционных СМИ преждевременно. Нельзя всерьез говорить о конкуренции, так как блогосфера - лишь современная форма общения в Интернете. Мы поддерживаем позицию М. М. Лукиной, утверждающей, что «существенным признаком для отнесения ресурса к СМИ является профессиональный характер производства информации» [6. С. 67]. Сложно представить себе, что кто-то поиск качественных новостей начинает с Twitter.
Оперативность и эксклюзивность информации, уникальные фото- и видеоматериалы можно отнести к плюсам пользовательского контента, но все это нивелируется существенным минусом: ценность создаваемого блог-герами контента сомнительна. Креативный продюсер развлекательного телеканала ТНТ Вячеслав Дусмухаметов дал очень емкую характеристику анализируемому нами явлению: «Интернет - это такая огромная библиотека без подписей, которой мы стараемся не доверять» [10]. Блоги создаются для общения, желающий может вступить в дискуссию на
любые темы. Но схожие явления мы наблюдаем и в повседневной жизни (общественный транспорт, очереди в банках, магазинах, поликлиниках). Такие дискуссионные формы более плодотворны, так как совершенствуются навыки устного речевого общения, заменить которое ведение блогов не в состоянии. Низкий уровень культуры речи блоггеров не позволяет им высказываться публично, очной открытой полемики, где следует обнародовать имя, пол, возраст, они не выдержат. Разнообразие представленных аргументов - от ссылок на авторитетные источники до мнения самих пользователей - подтверждают выдвинутую гипотезу о низком уровне культуры речи блоггеров.
Профессиональные журналисты традиционных СМИ в соответствии с духом времени должны использовать все преимущества новейших технологий и площадки для распространения информации, что они, кстати, уже давно успешно делают. Есть онлайн-версии, присутствие в социальных сетях, многочисленные формы привлечения аудитории к обсуждению, комментированию, блоги профессиональных журналистов.
Подытоживая сказанное о роли и месте «народной журналистики» в процессе коммуникации, приведем слова И. М. Дзялошинского: «Сам феномен журналистики теряет смысл, если пропадает разделение на производителя новостей и аудиторию» [4. С. 45]. Таким образом, массовую самореализацию, одной из форм которой выступает блогосфера, не следует относить к новым медиа, способным конкурировать с традиционными СМИ. На наш взгляд, предпочтительнее рассматривать блоги как средство коммуникации, а блоггерский контент как дополнительный источник информации.
Список литературы
1. Вайль, П. Л. Американа / П. Л. Вайль, А. А. Генис. М.; СПб.: Слово, 1991. 320 с.
2. Вражина, А. Блогосфера стала разваливаться [Электронный ресурс] / А. Вражина. URL: http://www.new-pressa.ru/content/ view/2968/.
3. Грабельников, А. А. Народная журналистика и социальные сети [Электронный ресурс] / А. А. Грабельников. URL: http:// rossiyanavsegda.ru/read/1081/.
4. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям / И. М. Дзялошинский. М.: Престиж, 2006. 104 с.
5. Дзялошинский, И. М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты / И. М. Дзялошинский. М., 2012. 592 с.
6. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.
7. Медиаконтент: взгляд молодого исследователя: материалы Пятой науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. Вып. 5 / сост. М. Е. Аникина, Н. Я. Макарова. М.: Издат. центр Рос. гос. ун-та, Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. 184 с.
8. Потсар, А. Н. Трансформация жанровой структуры колонки под влиянием политического дискурса [Электронный ресурс] / А. Н. Потсар // Медиаскоп. 2012. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1023.
9. Развитие русскоязычного медиапро-странства: коммуникационные и этические проблемы: материалы науч.-практ. конф. (2627 апр. 2013 года). М.: АПК и ППРО, 2013. 507 с.
Ю.РБК-daily. 2013. № 171 (1704) [Электронный ресурс]. URL: http://rbcdaily.ru/ media/562949988933669.
11. Стилистика сегодня и завтра: материалы конф. Ч. I. М.: Фак. журналистики МГУ, 2014. 282 с.
12. URL: http://mashkind.livejournal.com/203 754/html?thread=5686250.
13. URL: http://virtus.pro/participate/blogosph ere/fan-blog/47888/.
14. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ abrakadabra/652731.html?comments=1.
15. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ russiateam/749703.html?comments=1.
16.URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ glaz_naroda/744481.html?ext=best&comments=1.
17. URL: http: //lauriel-anarwen.livejournal. com/94591/html.
18.URL: http://aliya-valeeva.livejournal.com/ 84831.html.
19. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ innuendo/748465.html?ext=best&comments=1.
20. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ youth/735050.html.
21.URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ tennis/1027657195.html?ext=best.
22. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ basketprovince/746545.html.
23.URL: http://prostitutka-ket.livejournal. com/167998.html.
24. URL: http://blogimira.ru/kanikuly-blogosfe
ry/.
25. URL: http://ru-politics.livejournal.com/230 77685.html.
26.URL: http://kirulya.livejournal.com/272518 Lhtml?thread=62230333.
27. URL: http://nasha-zagranica.livejournal. com/71379.html.
28.URL: http://virtus.prolparticipate/blogosph ere/fansblog/47888/.
Лебедев Павел Павлович - аспирант кафедры медиаречи Института массмедиа Российского государственного гуманитарного университета [email protected]
Lebedev P., Russian State University for the Humanities, Faculty of Journalistics, mediaspeech department. [email protected]
The article is dedicated to analysis the speech-culture aspect in blogosphere. The author characterizes the phenomenon of the civil journalistics (as the manifestation of massmedia's and the life of society's democratization), considers the fact of interaction between amateur content and the texts of professional journalists. The importance of authenticity and objectivity of the spread information is mentioned. The author explores, how the life of society's democratization influences on the liberalization of native Russian speech. The main author's attention is concentrated on peculiarities of blogger's speech behavior. Colloquial style is found out as dominant, distinguishing features provoking communicative failures are being revealed. The author establishes the frequency of infringements of speech-cultural orders. As the result of the research, the author makes some conclusions abour co-called civil journalism.
Keywords: blogs; blogosphere; civil journalistics; speech standards; speech culture.
1. Vail, P. L., Genis, A. A. (1991) Amerikana [=Americana], Moscow, Saint-Petersburg, "Slovo", 320 p. (in Russ.).
2. Vrazhina, A. Blogosfera stala razvalivatsya [=Blogosphere began to ruin], available at: http:// www.new-pressa.ru/content/view/2968/, accessed 05.11.2014. (in Russ.).
3. Grabelnikov, A. A. Narodnaya zhurnalistika i sotsialnyje seti [=Civil journalistics and social networks], available at: http://rossiyanavsegda.ru/read/1081/ , accessed 12.10.2014. (in Russ.).
4. Dzjaloshinskij, I. M. (2006) Zhurnalistika souchastija. Kak sdelat' SMI poleznymi ljudjam [=Complicity in journalistics: how to make massmedia useful for people], Moscow, "Prestizh", 104 p. (in Russ.).
5. Dzjaloshinskij, I. M. (2012) Kommunikatsionnyje prozessy v obschestve: instituty i subjekty [=Communicative processes in society: institutions and subjects], Moscow, 592 p. (in Russ.).
6. Internet-SMI: Teorija i praktika: uchebnoje posobije dlja studentov vuzov (2010) [=Intertnet-media: theory & practive: school appliance for students of the universities] / pod red. M. M. Lukinoj, Moscow, Aspekt-Press, 348 p. (in Russ.).
7. Mediakontent: vzgljad molodogo issledovatelja (2013). [=Mediacontent: the young researcher's view]. Vypusk [=issue] 5. Materialy Pjatoj nauchno-prakticheskoj konferentsii aspirantov i studentov [=Materials of the 5th scientific-practical conference of students and postgraduates] / Sost. M. E. Anikina, N. Ya. Makarova, Moscow, Izdatelskij tsentr Rossijaskogo gosudarstvennogo universiteta, Fakultet zhurnalistiki MGU imeni M. V. Lomonosov [=Russian State University's Publishing House, Faculty of journalistics, MSU of M. Lomonosov], 184 p. (in Russ.).
8. Potsar, A. N. (2012) "Transformatsija zhanrovoj struktury kolonki pod vlijanijem politicheskogo diskursa" [=Transformation of column genre's structure under the influence of the political discourse], in: 'Mediascope ', issue 1, available at: http://www.mediascope.ru/node/1023, accessed 19.12.2014. (in Russ).
9. Razvitije russkojazychnogo mediaprostranstva: kommunikatsionnyje i eticheskije problemy. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii (2013) [=Development of Russian-speaking mediaspace:
SPEECH CULTURE ASPECT AND BLOGOSPHERE
References
communicative & ethical problems. The materials of scientific-practical conference], Moscow, Izdatelstvo [=Publishing House] APK i PPRO, 507 p. (in Russ.).
10.RBK-daily (2013). № 171 (1704), available at: http://rbcdaily.ru/media/562949988933669, accessed 20.12.2014. (in Russ.)
11. Stilistika segodnja i zavtra. Materialy konferentsii (2014) [=Stylistics today and tomorrow. Materials of conference]. Часть [=Part], Moscow, Fakultet zhurnalistiki MGU [=Faculty ofjournalistics, MSU], 282 p. (in Russ.).
12.Available at: http://mashkind.livejournal.com/203754/html?thread=5686250, accessed 11.11.2014. (in Russ.).
13.Available at: http://virtus.pro/participate/blogosphere/fan-blog/47888/, accessed 06.01.2015. (in Russ).
14.Available at: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/abrakadabra/652731.html?comments=1, accessed 19.12.2014. (in Russ.).
15.Available at: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/russiateam/749703.html?comments=1, accessed
13.12.2014. (in Russ.).
16.Available at: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/glaz_naroda/744481.html?ext=best&comments =1, accessed 02.01.2015. (in Russ.).
17.Available at: http://lauriel-anarwen.livejournal.com/94591/html, accessed 23.11.2014. (in Russ.).
18.Available at: http://aliya-valeeva.livejournal.com/84831.html, accessed 03.01.2015. (in Russ.).
19.Available at: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/innuendo/748465.html?ext=best&comments=1, accessed 16.12.2014. (in Russ.).
20.Available at: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/youth/735050.html, accessed 18.12.2014. (in Russ).
21.Available at: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/tennis/1027657195.html?ext=best, accessed
03.01.2015. (in Russ.).
22.Available at: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/basketprovince/746545.html, accessed 18.12.2014. (in Russ.).
23.Available at: http://prostitutka-ket.livejournal.com/167998.html, accessed 08.10.2014. (in Russ.).
24.Available at: http://blogimira.ru/kanikuly-blogosfery/, accessed 06.07.2014. (in Russ.).
25.Available at: http://ru-politics.livejournal.com/23077685.html, accessed 20.12.2014. (in Russ.).
26.Available at: http://kirulya.livejournal.com/2725181.html?thread=62230333, accessed 12.12.2014. (in Russ.).
27.Available at: http://nasha-zagranica.livejournal.com/71379.html, accessed 19.11.2014. (in Russ.).
28.Available at: http://virtus.prolparticipate/blogosphere/fansblog/47888/, accessed 01.12.2014. (in Russ).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 84-92.
УДК 811.581.11:81-13, ББК 81.432.1
Т. Н. Лобанова
США В новых медиа КНР: лингвомедийные технологии создания образа
Анализируется роль языкового воплощения США как геополитического объекта в медиади-скурсе КНР. Автор рассматривает и анализирует китайские политические медиатексты, в основном, аналитику с целью выявления информационно-коммуникативных технологий воздействия на читателя при конструировании образа США. Автор также рассматривает возможности применения методологии дискурс-анализа к решению задач междисциплинарных исследований.
Ключевые слова: политический медиадискурс КНР; новые медиа КНР; медиатекст; средства создания образа; перевод.