Научная статья на тему 'Взаимотношения публичной и приватной сфер социального пространства в дискурсе гражданской журналистики'

Взаимотношения публичной и приватной сфер социального пространства в дискурсе гражданской журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
541
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / БЛОГ / ПРИВАТНАЯ И ПУБЛИЧНАЯ СФЕРЫ / SOCIAL SPACE / CITIZEN JOURNALISM / BLOGGING / PRIVATE AND PUBLIC SPHERES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скобелева Вероника Владимировна

Анализируется структура современного социального пространства, реализуемая через публичную и приватную сферы. Рассматривается феномен гражданской журналистики как новый вид взаимодействия индивида и общества, а также один из способов структурации социального пространства блогосфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationships in public and private spheres of social space in the discourse of civil journalism

The article analyses the structure of modern social space which is realized through public and private spaces. The author considers a civil journalism phenomenon as a new type of relationships between an individual and a society; and as one of the ways of the social space structurization, which is named blogosphere.

Текст научной работы на тему «Взаимотношения публичной и приватной сфер социального пространства в дискурсе гражданской журналистики»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

15

УДК 1:316 (045)

В.В. Скобелева

ВЗАИМОТНОШЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ И ПРИВАТНОЙ СФЕР СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДИСКУРСЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Анализируется структура современного социального пространства, реализуемая через публичную и приватную сферы. Рассматривается феномен гражданской журналистики как новый вид взаимодействия индивида и общества, а также один из способов структурации социального пространства - блогосфера.

Ключевые слова: социальное пространство, гражданская журналистика, блог, приватная и публичная сферы.

Социальное пространство структурируется и меняется согласно реализуемым практикам социальных агентов. «Пространство есть выражение общества. Поскольку наши общества подвергаются структурной трансформации, разумно предположить, что в настоящее время возникают новые пространственные формы и процессы» [4. С. 384]. Мануэль Кастельс пишет о доминировании пространственных структур над темпоральными изменениями в современном социуме, так как «пространство является материальной опорой социальных практик разделения времени» [4. С. 385]. Социальные практики настолько зависимы от модифицированных пространственных структур, что именно последние определяют взаимоотношения индивидов как между собой, так и между социальными институтами и агентами - взаимоотношения, находящие выражение в публичной и приватной сферах общества.

Ричард Сеннет, рассматривая пространство современного социума, видит его основную проблему в кризисе сферы публичного [6]. Публичное настолько трансцендируется, что теряет непосредственную значимость для социального агента. Если в предыдущие века публичная сфера была чем-то вроде пространства возможной договоренности между разными индивидами, то современные мегаполисы с развитыми промышленными конгломератами и поставленными на поток продуктами массовой культуры стандартизируют общество. Однако шаблонизация капиталистического города ведет не к пониманию и общности агентов, а к обезличиванию любой социальности, в том числе общественных отношений. Доминирование частной сферы привело к тому, что публичная стала восприниматься как безличность и зло. Современный индивид, в представлении Р. Сеннета, - социально индифферентное создание, чьим единственным надежным социальным ориентиром остается частная жизнь как сфера более близкая, осязаемая, а потому понятная и не лишенная смысла. Но и эта сфера из-за утраты сбалансированности между публичным - приватным потеряла для индивида точно очерченные границы, приводя его к состоянию потерянности при взаимодействии с обществом. У Р. Сен-нета это находит выражение в распространяющейся логофобии - боязни открытого выступления на публике. Огромные пространства офисов, площадей, унификация одежды и стилей самовыражения, ставшие повсеместными в двадцатом веке, выражают страх индивидов перед публичным, вынуждая их избегать отношений с себе подобными (теряясь в офисных пространствах, закрываясь личиной внешней одинаковости).

Соглашаясь с мнением исследователя о значительной трансформации в оппозиции публичное -приватное и изменениях в их соотношении, мы не видим оснований говорить о кризисе в сфере публичного пространства, а также его дискриминации в современном обществе.

Действительно, приватное пространство приобретает все более доминирующее положение для индивида, но происходит это не вопреки публичному дискурсу и не в ущерб публичному пространству, а скорее, как ни парадоксально это звучит, благодаря легитимации, или публичному признанию, данных социальных процессов.

Дуглас Рашкофф приводит в книге «Медиавирус» уникальный пример расширения легитимного пространства дискуссий на различные темы (сфера легитимности тем также постоянно расширяется) из практики американской журналистики [5].

Так, в 50-е гг. в тележурналистике были распространены дискуссии только между видными политическими и общественными деятелями. Журналист выступал в роли стороннего наблюдателя, организатора действа, но никак не полноправного участника обсуждения. Условно позицию журналиста можно сравнить с позицией глаза в отношении к происходящему.

60-е - прорыв в захватывании нового пространства для диспута: в игру вступают сами журналисты. Они уже не просто фиксируют дискурсивное пространство согласно замыслу, - они выступают в роли руководителя организации этого пространства, активно вмешиваются в его структурирование, дробят и делят его исходя из собственных представлений о течении диспута.

Но истинную революцию в процесс организации публичного пространства, по мнению Д. Раш-коффа, принесли 70-е гг. «Шоу Донахью», впервые открывшее и воплотившее новый принцип построения подобных дискуссий, не теряло популярности на протяжении нескольких десятилетий. Эти десятилетия сформировали принципиально новое отношение к публичности - как к сфере наивысшей демократизации общественных процессов. Дело в том, что теперь организацией публичного пространства могли заниматься все социальные агенты, имеющие желание вмешаться в ход «дискуссии на тему...». Опуская возможные замечания о подставных лицах в медиасреде или фильтрации информационных потоков, напомним, что речь идет, прежде всего, о легитимности тех или иных социальных моделей поведения, о нормативной стороне инфотеймента. Утрируя, можно заметить, что высказать собственную позицию по какому-либо вопросу могла каждая домохозяйка (что, кстати, только прибавило популярности подобным передачам). Предваряя замечания о манипулировании сознанием масс в формировании исходных позиций по заданным темам, Д. Рашкофф замечает, что выбор позиций из множества возможных, тем не менее, остается за индивидом.

Легитимное пространство публичности неуклонно расширяется. Логическим продолжением этого расширения, на наш взгляд, на сегодняшний день выступает гражданская журналистика, представляющая собой предел демократизации коммуникативных процессов в инфосфере.

Сегодня каждый житель западного (а теперь и российского) общества имеет возможность не только выбирать приоритетный способ получения информации, - каждый имеет шанс сам создавать информационный продукт. Подобная тенденция в инфосфере сложилась благодаря высокой технологичности общества в целом и постепенному втягиванию индивидов в информационные процессы, циркулирующие в обществе. Считается, что терминологическое обоснование новый процесс получил в Америке в 1988 г. [1]. Несмотря на различные толкования нового термина «гражданская журналистика» (одни понимают под ним блоггерство, другие - журналистику, независимую от политического и экономического давления, третьи просто непрофессиональную журналистику [3]), очевиден общий признак всех проявлений нового феномена. Это принципиально иной тип создания легитимной информации, играющей существенную роль в структурации общественных процессов.

Нарастающее информационное многообразие привело к демократизации многих социальных процессов. Один из них - журналистику - мы рассматриваем в контексте отношений информационного продукта данного типа и институциональных форм его создания. Новый вид журналистики -гражданская журналистика - в западном понимании (которого мы будем придерживаться в этой работе) представляет собой логичное продолжение демократических процессов в социуме - это, прежде всего, журналистика большинства. Это новая форма саморефлексии общества, форма, осуществление которой происходит неинституционально, а результат этого самоописания воспринимается наравне с привычными источниками информации. Мы говорим о легитимной информации, подразумевая общественную значимость последней и влияние на общественные процессы наравне с материалами традиционных СМИ. Например, дело с Романом Жировым, тянувшееся почти год, «выступление» Дымовского или незакончившаяся история с Химкинским лесом. В целом же гражданскую журналистику можно представить как процесс, при котором индивиды играют роль не только потребителей, но и производителей информации, при этом используя инструменты традиционных медиа.

В настоящее время ведущее (но не единственное!) направление развития гражданской журналистики - блогосфера. Именно в ней и сформировался новый феномен информационной среды.

Слово «блог» от английского blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий» - вебсайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Можно сказать, «блог» - это информационный отпечаток той или иной личности («блоггера»), представленный с той или иной степенью информационной открытости, либо симуляция информационного отпечатка несуществующей личности («виртуала»).

Взаимоотношения публичной и приватной сфер. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

17

2011. Вып. 1

Однако стоит учесть, что если блоги и стали на сегодняшний день основным видом гражданской журналистики, сама журналистика (ее цели) не является единственным смыслом реализации и развития блогосферы (которая по отношению к индивиду выполняет множество различных функций: развлекательную, коммуникативную, функцию самопрезентации и пр.). Поэтому речь идет не только о журналистике в традиционном понимании (как некой социальной роли и гражданской позиции), но и о функциях непосредственно дневниковых записей.

Начиная с 1994 г., когда Джастин Холл впервые завел сетевой дневник, и по сей день, когда по данным Technorati за 2008 г., насчитывается более 133 миллионов блогов в мире, из них русскоязычные дневники составляют 5 % мировой блогосферы [9], эта сфера неуклонно расширяется, раздвигая пространство информационной среды до немыслимых пределов. Блог можно представить как наиболее популярную форму самоописания современного общества. Однако и появление этой формы и ее терминологическое оформление (17 декабря 1997 г. впервые Джорн Барджер, создатель и редактор сетевого дневника Robot Wisdom, использовал слово «weblog», которое было образовано от фразы «logging the Web» - «веду дневник в сети», где со временем глагол превратился в существительное) подталкивает к представлениям об интимной сфере записей - дневнике. Дневник, как правило, пишется для себя или своих близких (личные записи индивида о собственных переживаниях по какому-либо поводу), или для строго определенной аудитории и содержит конкретные данные (судовой дневник). Есть еще вид дневника, который предполагает обнародование контента, - мемуары, но зачастую речь идет о значительном разрыве во времени между случившимся (или якобы случившимся) и его представлением публике. Но современный сетевой дневник рассчитан не только на мгновенное потребление его контента, но и на как можно более широкий охват аудитории.

До сих пор социальная среда все-таки довольно ясно давала различить два основных вида социальных пространств: приватного и публичного. Приватное пространство реализовалось и географически (дома, отдельные комнаты: будуар, кладовая и пр.), и путем различения социальных форм поведения, одежды (например, выход на работу требует переодеться из домашнего в парадное). Но лучше всего это различение просматривается в информационной сфере. Так, пресловутые советские «разговоры на кухне» - это яркий образ приватного пространства идеологической среды, в то время как публичное пространство этой же сферы призывало «шагать строем под барабан», петь гимны и славословить вышестоящих лиц. В случае с блогами (да и с любой продукцией гражданской журналистики, адресованной как будто бы никому и одновременно всем) возникла парадоксальная ситуация. Публичное пространство в данном случае не более чем обратная сторона пространства приватного (как фундаментальной пространственной фигуры дневника). В блогосфере именно «разговоры на кухне» стали основой информационного пространства. То, что недопустимо в современных идеологически выхолощенных традиционных СМИ, развернулось в гражданской журналистике. Но именно парадоксальность блога (даже интимные записи, написанные в задушевной форме, принципиально доступны любому) позволила наиболее полно реализоваться гражданской журналистике в данном направлении - в блогосфере.

Д. Рашкофф точно подметил профанацию публичной сферы, анализируя изменения в традиционных СМИ и появление виртуальной среды, которая значительно изменила характер и структуру информационных потоков. Мы хотели бы добавить, что существенным изменением в данной области стало стирание границ между публичным и приватным пространствами, что не может не наложить отпечаток на создание, восприятие и преобразование информационных потоков последующими поколениями. Интернет послужил орудием демократизации социальной сферы, став популярным способом опубликования и о-публич-ивания любой информации. Но он не стал при этом местом непосредственной демократии по типу древнегреческой «агоры» или древнерусского «торговища», оставаясь одновременно приватным пространством социального. Этому служит не только анонимность большинства источников информации, но и сам характер создания информации в блогосфере, позволяющий сохранять безответственность создателей. Индивид в данном случае находится в амбивалентном положении «ругающегося миру» «смельчака», не выходящего при этом из приватного пространства и «остающегося в тени». Гражданская журналистика - журналистика любительская и, следовательно, неоплачиваемая, что компенсируется достаточной долей свободы по сравнению с традиционными СМИ. Поэтому ее положение в социальном пространстве довольно двусмысленно: публичность данного вида журналистики граничит с приватным характером ее существования в виде сетевых дневников.

Парадоксальность нового социального местоположения агента усиливается оттого, что журналистика принципиально не рассчитана на приватную сферу. Это отражается в понимании ее основных функций теоретиками массмедиа [8]. Функция форума до сих пор в теории журналистики воспринимается как одна из базовых социальных ролей массмедиа, которые должны обеспечивать транспарентность социальных процессов. Направления в теории журналистики в отечественных исследованиях противоречат грустным сентенциям Р. Сеннета относительно краха публичности в современном обществе. [2; 7. С. 73-85].

Публичная сфера современного общества и взаимоотношения индивидов с ней модифицируются под воздействием новых социальных процессов. Один из видов социальной практики, выражающей данное взаимодействие на сегодняшний день, - гражданская журналистика. Она создает абсолютно беспрецедентный вид публичности, в котором индивид выходит в публичную сферу под новой маской, - если в XVIII в. это была система риторических приемов, приемлемых в общественном дискурсе [6], то теперь такой маской стала служить технологическая способность Интернета нейтрализовать индивида от непосредственного общения с окружающим миром. Риторические формы общественной презентации сменились техническими возможностями современной коммуникативной среды. Что отнюдь не исключает участие индивида в общественной жизни, а скорее, наоборот, упрощает проникновение в нее, пусть не выводя любого индивида в публичную сферу, но открывая принципиальную возможность подобной выводимости. Однако индивид попадает в пространство амбивалентности - некую срединную среду, - которая, оставляя его в частной сфере, позволяет принимать участие в общественной жизни. Парадоскальная ситуация не позволяет полностью реализоваться агенту ни в одной из сфер: анонимность участия дисквалифицирует видимую демократичность публичной сферы, а открытый характер сетевого дневника нейтрализует границы, очерчивающие сферу приватную.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. 104 с.

2. Дзялошинский И.М. СМИ и общественные институты: перспективы взаимодействия // Медиаскоп. 2008. Вып. 2.

3. Гиллмор Д. Мы, медиа. Компьютерра-онлайн. URL: http://www.computerra.ru/3824/

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

5. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура,

2003. 368 с.

6. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2003. 423 с.

7. Стровский Д.Л. Социальная значимость информации как фактор доверия к журналистике // Изв. Урал. ун-та. 2006. № 40.

8. Фомичева И. Д. Социология СМИ. М.: Аспект-Пресс, 2007. 334 с.

9. URL: http://mediarevolution.ru/audience/1962.html

Поступила в редакцию 10.12.10

V. V. Skobeleva

Relationships in public and private spheres of social space in the discourse of civil journalism

The article analyses the structure of modern social space which is realized through public and private spaces. The author considers a civil journalism phenomenon as a new type of relationships between an individual and a society; and as one of the ways of the social space structurization, which is named blogosphere.

Keywords: social space, citizen journalism, blogging, private and public spheres.

Скобелева Вероника Владимировна, старший преподаватель ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]

Skobeleva V.V., senior lecturer Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.