Научная статья на тему 'Функционирование блогов в системе национальных СМИ республики Татарстан'

Функционирование блогов в системе национальных СМИ республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
513
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / ТЕМАТИКА / КУЛЬТУРА / ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гарифуллин Васил Загитович

Автором подвергается анализу специфика функционирования блогов на татарском языке. Выявляется их место и роль в информационном пространстве. В результате своей активной деятельности татароязычные блоги зачастую заменяют собой специализированные издания и сайты. В статье исследуются проблемно-тематические направления блогов. Блоги на татарском языке имеют своеобразную тематику, направленную, прежде всего, на обсуждение проблем образования, вопросов развития национальной культуры, литературы, языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование блогов в системе национальных СМИ республики Татарстан»

УДК 070

В. 3. Гарифуллин

Казанский федералъныйуниверситет, Казань

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БЛОГОВ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СМИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Автором подвергается анализу специфика функционирования блогов на татарском языке. Выявляется их место и роль в информационном пространстве. В результате своей активной деятельности татароязычные блоги зачастую заменяют собой специализированные издания и сайты. В статье исследуются проблемно-тематические направления блогов. Блоги на татарском языке имеют своеобразную тематику, направленную, прежде всего, на обсуждение проблем образования, вопросовразвития национальной культуры, литературы, языка.

Ключевые слова: блогосфера, тематика, культура, татарский язык.

Сегодня блогосфера является одним наиболее динамично развивающихся сегментов Интернет-пространства, чем и объясняется все более возрастающее внимание исследователей к проблемам ее функционирования. Многие из теоретических аспектов изучения блогосфе-ры представлены в работах Е. И. Баженовой [2], В. Л. Волохонского [5], А. Е. Жичкиной [6], Ю. Е. Зайцевой [7], Л. Ю. Иванова [8], Л. Ф. Компанцевой [9], П. Е. Кондрашова [10], Е. В. Новиковой [12], М. Ю. Павлютенковой [13], А. А. Сибгатуллина [14], М. Ю. Сидоровой [16], И. В. Стечкина [17; 18] и др. Виды и функции блогов, их жанрово-композиционные особенности изучены в работах Н. С. Андриановой [1], Я. А. Бардашевича [3], С. С. Болотновой [4], М. В. Мельник [11], А. А. Селютина [15], Л. Ю. Щипициной [19] и др. Многие из исследователей отмечают тот факт, что возможность общения собеседников в сети из любых точек мира вызывает «размывание» государственных, национальных, экономических, политических и культурных границ [10]. Вместе с тем здесь необходимо учесть и такую особенность блогосферы, которая позволяет собирать воедино представителей одной культуры, языка, разрозненных по всему миру. Это важно для тех народов, которые не размещены компактно на одной территории, а рассредоточены по всему миру (к таковым относятся и татары). В этом смысле можно утверждать, что блогосфера имеет возможность способствовать созданию единого национального информационного пространства. Именно эта ее особенность требует специального научного исследования и осмысления проблем развития национальной блогосферы.

В Республике Татарстан создание и развитие средств массовой коммуникации на языках народов, проживающих на территории региона, поддерживается на официальном уровне. В республике действует Закон «Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан», декларирующий необходимость равноправного формирования информационных ресурсов на государственных языках республики. Активно реализуется Государственная программа по сохранению, изучению и развитию государственных языков и других языков в Республике Татарстан, в которой также официально декларирована государственная поддержка татарского информационного пространства. Программа предусматривает внедрение и совершенствование компьютерных стандартов для использования татарского языка в информационных технологиях, развитие общедоступных информационных ресурсов на татарском языке в международной компьютерной сети Интернет и ряд других важных мероприятий.

За годы реализации данной Программы было немало сделано по развитию Интернета на государственных языках. Например, с 2011 года в Татарстане был запущен официальный портал республики, ставший единой платформой, которая объединяет информацию о деятельности государственных органов и других организаций в регионе. Из числа представленных в этой информационной системе сайтов более 100 ведутся на татарском языке. Как правило, это новости и разного рода статистическая информация.

Ко всем ресурсам Татнета (Татнет - это совокупность всех ресурсов в сети Интернет, основным содержанием которых являются материалы о татарском народе или Татарстане, независимо

от языка, на котором созданы эти ресурсы) можно войти через портал «Татар иле» («Татарская страна»), в котором размещен каталог этих ресурсов в количестве около тысячи наименований (http://tatarile.org/catalog/ru/taxonomy/term/15). К сожалению, востребованность татароязычных сайтов на сегодняшний день является низкой по сравнению с русскоязычными. Причина их низкой посещаемости заключается в недостаточном количестве актуальных и оперативных материалов, так как лишь малая часть контента переводится на татарский язык. Размещение материала на русском языке более удобно, а для его перевода нататарский нужен дополнительный специалист, следовательно, дополнительные финансовые издержки. В этих условиях возрастает роль тех сегментов Интернет-пространства, которые развиваются, в первую очередь, усилиями энтузиастов (в том числе и блогосферы на татарском языке).

Цель усиления татароязычноого сегмента всемирной паутины преследует общество «Белем. ру» («белем» - в переводе с татарского «просвещение»), созданное в 2007 году по инициативе активной молодежи и поддерживаемое на сегодняшний день и со стороны государства. Специалисты данного ресурса занимаются разработкой татароязычных Интернет-проектов различного уровня (сайтов, порталов, блогов, локальных веб-проектов), редизайном, поисковой оптимизацией, продвижением национальных сайтов, их программно-техническим сопровождением, разработкой компьютерных программ их локализацией на татарский язык. Они оказывают консультации, проводят мастер-классы в области информационных технологий для начинающих бло-геров. В 2007-2008 годах компания «Белем.ру» полностью перевела на татарский язык контент основных официальных ресурсов республики. Работа была проведена с привлечением профессиональных переводчиков, филологов. Около десятка специалистов перевели сайты 16 министерств. В 2009 году они же взяли на себя оперативный перевод русскоязычной информации 16 министерств и 35 ведомств РТ - татарские версии сообщений на этих сайтах стали появляться уже через один-два часа после их появления на русском языке. Но все же, по мнению создателей «Белем.ру», контент татарских сайтов должен быть в большей степени уникальным, а не переведенным с русского. Они мечтают о том, чтобы в будущем информация с популярных татарских сайтов переводилась на русский язык.

Именно этот пробел и восполняют развивающиеся сегодня довольно активно татароязычные блоги. Наиболее часто посещаемыми из их числа являются проекты, размещенные на страницах портала вышеупомянутого ресурса «Белем.ру». Все они посвящены в основном проблемам образования. Само название портала регламентирует, чтобы его активными посетителями становились педагогические работники. В качестве блогеров в этом портале выступают также в основном учителя школ. Вместе с тем и эти блоги характеризуются разнообразием направлений в рамках темы образования. Условно их можно объединитьна следующие группы:

- Учебно-методические. Эти блоги преследуют чисто учебно-методические цели, когда авторы в целях обмена опытом размещают в них свои новые методические наработки, планы и сценарии, презентации для уроков и т.д. Это - очень важное направление деятельности для учителей национальных школ, так как они страдают от нехватки учебно-методических, дидактических, презентационных материалов. Блог учителя из Зеленодольского района Татарстана Рустема Сай-футдинова является довольно ярким примером из числа таких проектов (http://myblogsajfutdinouv. blogspot.ru/).

- Проблемно-аналитические. Педагоги обсуждают актуальные проблемы общества, высказывают свое отношениекважным событиям в стране и в мире, делятся впечатлениями о нововведениях в области образования, обмениваются опытом решения возникающих проблем в своей сфере. Немало блогов, в которых обсуждаются проблемы, касающиеся преподавания того или иного школьного предмета. Большой интерес в этой группе представляет блог сельского учителя Фарита Вафина из Арского района Республики Татарстан (http://belem.ru/user/7100). Блог постоянно обновляется аналитическими материалами автора по самым актуальным проблемам национального образования. Для привлечения более широкой аудитории к этим проблемам этот же автор создал сайт «Могаллимязмалары» («Записки учителя») (http://faritvafin.ru/) с довольно разветвленной рубрикацией. Здесь имеется даже свой Интернет-магазин с услугами по разработке сценариев школьных мероприятий, открытых уроков и т.д.

- Блоги саморазвития. Эти блоги носят сильно персонифицированный характер. Многие из них имеют дневниковую форму.

В результате успешной деятельности портала «Белем.ру» произошло резкое увеличение количества качественных образовательных ресурсов на татарском языке, в том числе и активизация блогеров. Блоги, функционирующие на данном портале, не обделены вниманием широкой общественности. Нередко наиболее интересные материалы, размещенные в этих блогах, перепе-чатываются в портале «Матбугат.ру» («матбугат» - в переводе с татарского «пресса»), который является ведущим дайджест-порталом в Республике Татарстан.

Несмотря на то, что персональные блоги носят личный характер, в татароязычнойблогосфере, как видно из нашего анализа, превалируют специализированные блоги, посвященные конкретным сферам жизнедеятельности, с довольно большим кругом постоянных посетителей. В результате своей активной деятельности они зачастую заменяют собой специализированные издания и сайты, заполняя пустующие ниши в области специализированной журналистики.

Кроме сферы образования наиболее активными в сфере татарской национальной блогосферы являются тематические блоги, посвященные проблемам национальной культуры. Перечислим некоторые наиболее влиятельные группы татароязычных блогов данного направления:

- Блоги писателей. Наиболее посещаемыми являютсяблоги начинающих мастеров пера, размещенные на сайте творческого объединения «Калеб» («Душа») (http://kalebtatar.ru). Целью данного проекта является презентация творчества молодых татарских писателей, композиторов, музыкантов, режиссеров, актеров, художников, помощь им в обретении своей аудитории. Для реализации этой цели общество активно работает в пространстве Интернет, в том числе в блогосфере.

По сравнению с молодыми писателями, более взрослые их коллеги работают в блогосфере не так успешно. Лишь некоторые из них ведут блоги на своих официальных сайтах. Среди них такие известные писатели и поэты, как Рабит Батулла (http://batulla.com), Фоат Садриев (http://f-sadriev.hostenko.com/), Эльмира Джалилова (Ьйр://жэлилова.рф/). Сайт писателя Сюм-бель Гaффapoвoйhttp://sombel.ru/category/diaryчacтью представлен как блог-дневник. А вот претендующие, судя по названию, на внимание широкой общественности «Блог писателей» (http:// adiplar.narod.ru), «Портал писателей» (http://tatarinru.narod.ru/), наделе оказываются страничками с устаревшими записями.

В этой группе блогов интерес представляет блог Габдуллы Тукая, классика татарской литературы. Некий автор размещает свои материалы в Инстаграм в аккаунте @gabdulla_tukay, излагая при этом свои размышления от имени давно умершего поэта.

- Блоги звезд шоу-бизнеса. Они становятся все более популярными среди широкого круга молодежи.К примеру, блог певицы ИльсииБадретдиновойЬйр://йзуа.Пуе_)оигпа1.сот/ по посещаемости опережает сайты некоторых СМИ на татарском языке. По этой тематике вИнстаграм успешно функционирует также проект #ЯратканЖ^ырым (Любимая песня).

- Блоги журналистов и публицистов, например, блог ветерана журналистики Римзиля Вале-ева на портале «Бизнес онлайн» (https://www.business-gazeta.ru/author/128) и известного публициста Рустема Зарипова (http://rustemzaripov.blogspot.ru/). Здесь необходимо отметить, что татаро-язычные профессиональные журналисты, имеющие трудовые отношения с той или иной редакцией, личных блогов не имеют, тогда как в блогосфере успешно работают либо неработающие мастера пера (скажем, пенсионеры), либо «гражданские журналисты» (в том числе внештатные авторы различных СМИ).

- Блоги национальных СМИ. Скажем, большую аудиторию имеет блог телеканала «Татарстан - новый век» (http://vefire.ru/channel/TNV/blog/page/122/).

- Блоги родителей. В них, как правило, родители делятся опытом семейной жизни, фиксируют этапы жизни своих малышей, размещают иллюстративный и видеоматериал для детей. Среди наиболее ярких можно отметить блоги Айгуль Аюповой «Учтеки» («Растишка») (https://vk.com/ uchteki), Лейсан Сираевой «Сабыем» («Мой малыш») (https://vk.com/sabyem), размещенные «Вконтакте».

- Познавательные блоги. Как наиболее яркие среди таковых можно отметить блог маленького программиста (http://ansarl.ru/ru/), видеоблог путешествий обучающегося в Японии студента Азата Кашапова (https://www.youtube.com/user/TatarlarBez). Интересные видеосюжеты, касающиеся необыкновенных сторон жизни и неординарных событий, представлены в блоге «Татар малае» («Мальчик-татарин») Рината Галиахметова из города Hижнeкaмcкa(@tatar_malay в Инстаграм).

- Блоги видеофильмов. Богатую коллекцию и большую посещаемость имеет блог художественных фильмов на татарском fl3biKehttp://tatar-films.ucoz.ru/blog/. Кроме того многие видеоресурсы размещаются в качестве блога внутри известных ресурсов и порталов. Например, на площадке «Сказочного канала» в Youtube размещен одноименный татароязычный вариант «Экияти канал», где содержатся видеоуроки, мастер классы, переводные мультипликационные фильмы для детей.

Имеется ряд других блогов, касающихся либо интересов узкого круга Интернет-сообщества, либо сугубо личного характера.

В целях увеличения количества качественных Интернет-проектов и блогов в Татарстане в течение последних 13 лет ежегодно организуется международный конкурс Интернет-проектов «Татнетйол-дызлары» («Звезды Татнета»). Традиционным становится также Всемирный конкурс татарских Интернет-проектов «Белемжэухэрлэре» («Драгоценности знаний»), который проводится с 2009 года с целью популяризации татароязычных Интернет-проектов в области образования и культуры.

Таким образом, татароязычная блогосфера является сегодня одним из наиболее активно развивающихся сегментов национального Интернет-пространства. Функционируя в составе известных ресурсов и порталов (таких как Инстаграм, Ютуб), ведущих порталов Республики Татарстан, сайтов национальных СМИ, они вносят значительный вклад в обогащение татароязычного информационного поля, в процесс воспитания технологически продвинутой молодежи, формирования современной научно-интеллектуальной национальной элиты. Многие из блогов органично дополняют контент информационных ресурсов на татарском языке.

Создание и развитие сайтов и блогов на татарском языке, перевод общественно значимых русскоязычных Интернет-проектов на татарский язык, продвижение сайтов Татнета в мировом информационном пространстве является сегодня актуальной задачей, которая нуждается в государственной поддержке.

Список литературы

1. Андрианова, Н. С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах. 2008. [Электронный ресурс] / Н. С. Андрианова. - URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/ Movozn/2008_14/article/3.pdf (дата обращения: 31.01.2017).

2. Баженова, Е. А. Блог как Интернет-жанр: монография. [Текст] / Е. А. Баженова. - М.: Высшая школа, 2005. - 156 с.

3. Бардашевич, Я.А. Особенности жанра Интернет-блога. 2011. [Электронный ресурс] / Я. А. Бардашевич. - URL: http://www.rae.ru/forum2011/18/738(дaтaoбpaщeния: 01.02.2017).

4. Болотнова, С. С. О некоторых жанрово-стилистических особенностях блога в аспекте регу-лятивности [Текст] / С. С. Болотнова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - С. 496.

5. Волохонский, В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов [Текст] / В. Л. Волохонский II Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / В. Л. Волохонский, Ю. Е. Зайцева, М. М. Соколов. - СПб., 2006. - С. 118-131.

6. Жичкина, А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. 1999. [Электронный ресурс] А. Е. Жичкина. - URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 01.02.2017).

7. Зайцева, Ю.Е. Роль ведения Интернет-дневника в становлении индивидуальности [Текст] / Ю. Е. Зайцева II Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / В. Л. Волохонский, Ю. Е. Зайцева, М. М. Соколов,- СПб., 2006. -С.104-117.

8. Иванов, Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста [Электронный ресурс] / Л. Ю. Иванов II Словарь и культура устной речи. - М.: Азбуковник, 2000. - С. 131-147. - URL: www.ivanoff.ru/ rus/ozhweb.htm (датаобращения: 01.02.2017).

9. Компанцева, Л. Ф. Интернет-комммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокуль-турологический аспекты [Текст] / Л. Ф. Компанцева. - Луганск: Знание, 2007. - 444 с.

10. Кондратов, П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: дис. ... канд. фи-лол. наук [Электронный ресурс] / П. Е. Кондратов. - Краснодар, 2004. - URL: http://www.disszakaz. com/catalog/kompyuterniy_diskurs_sotsiolingvisticheskiy_aspekt.html (дата обращения: 01.02.2017).

11. Мельник, М. В. Блог как жанр Интернет-коммуникации[Текст] / М. В. Мельник // Сборник наук. Выпуск 5: НПУ им. М. П. Драгоманова. - Киев, 2012. - С. 216-223.

12. Новикова, Е. Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневника: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е. Г. Новикова. - Ставрополь, 2005. - 24 с.

13. Павлютенкова, М.Ю. Блоггинг как форма связей с общественностью в политике. 2013. [Электронный ресурс] /М. Ю. Павлютенкова. - URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=659124 (дата обращения: 01.02.2017).

14. Сибгатуллин, А.А. Татарский Интернет [Электронный ресурс] / А. А. Сибгатуллин. -URL: http://www.idmedina.ru/books/encyclopedia/?1800#l(flaTa обращения: 01.02.2017).

15. Селютин, А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности [Текст] / А. А. Селютин // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 35 (173). - Филология. Искусствоведение. Вып.37. - С. 138-141.

16. Сидорова, М. Ю. Рефлексия «наивного» говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет-дневников) [Электронный ресурс] / М. Ю. Сидорова. - URL: http:// marinadoma.narod.ru/inet/gender.html, 2003(дата обращения: 31.01.2017).

17. Стечкин, И. В. Медиапрофессионал и иллюзия анонимности в Интернете [Текст] / И. В. Стечкин II Информационное поле современной России: практики и эффекты: материалы VIII Международной научно-практической конференции / под ред. В. 3. Гарифуллина, Р. П. Бака-нова. - Казань: Казан, ун-т, 2011. - С. 385-393.

18. Стечкин, И. В. Охота на журналиста (феномен блогерства). 2006. [Электронный ресурс] / И. В. Стечкин. - URL: http://uchebnikfree.com/uchebniki-jurnalistika/ohota-jurnalista-fenomen-bloggerstva-stechkin-4990.html (датаобращения: 01.02.2017).

19. Щипицина, Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. [Текст] / Л. Ю. Щипицина. - Архангельск: Поморский ун-т, 2009. - 238 с.

FUNCTIONING OF BLOGS IN THE SYSTEM OF NATIONAL MEDIA OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Garifullin V. Z., Kazan Federal University, Kazan, [email protected]

The blogosphere allows to gather together representatives of one culture, a language scattered around the world. This is important for those peoples who are not located compactly in one territory, but are dispersed all over the world. In this sense, it can be argued that the blogosphere has the opportunity to contribute to the creation of a unified national information space. It is this feature that requires special scientific research and forecasting the problems of the development of the national blogosphere. The author analyzes the specifics of the functioning of blogs in the Tatar language. The article explores the role of Tatar-speaking blogs in the information space, their classification is carried out depending on functional features, problem-thematic preferences. Blogs in the Tatar language have a specific theme, aimed primarily at discussing the problems of education, the development of national culture, literature, language. As a result of their active activities, Tatar-language blogs often replace specialized publications and websites. National publications, radio and television, and now blogs, regardless of the nature of their audience, are the most important sphere of the functioning of the language.

Keywords: blogosphere, theme, culture, the Tatar language.

References

1. Andrianova, N. S. (2008) Zhanry Internet-kommunikacii: о nekotoryh podhodah [=Genres of Internet communication: about some approaches], available at: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/ Vdpu/Movozn/2008_14/article/3.pdf, accessed31.01.2017. (In Russ.).

2. Bazhenova, E. A. (2005) Blog какInternet-zhanr [=Blog as an Internet genre], Moscow, Vyssha-jashkola, 156 p. (In Russ.).

3. Bardashevich, Ja. A. (2011) Osobennosti zhanra Internet-bloga [=Features of the genre of the Internetblog], available at: http://www.rae.ru/forum, accessed 01.02.2017. (In Russ.).

4. Bolotnova, S. S. (2006) О nekotoryh zhanrovo-stilisticheskih osobennostjah bloga v aspekte reg-uljativnosti [=About some genre-stylistic features of the blog in the aspect of regulative], Moscow, FAIR-PRESS, 496 p. (In Russ.).

5. Volohonskij, V. L. (2006) Psihologicheskie mehanizmy i osnovanijaklassifikacii blogov [=Psycho-logical mechanisms and grounds for the classification of blogs], in: Lichnost'i mezhlichnostnoe vzaimode-jstvie v seti Internet. Blogi: novaja real 'nost': Sbornik statej [=Personality and interpersonal interaction in the Internet.Blogs: ANew Reality: A Collection of Articles], St. Petersburg, pp. 118-131. (In Russ.).

6. Zhichkina, A. E. (1999) Social'no-psihologicheskie aspekty obshhenija v Internete [=Socio-psy-chological aspects of communication on the Internet], available at: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ refinf, accessed 01.02.2017. (In Russ.).

7. Zajceva, Ju. E. (2006) Rol' vedenija Internet-dnevnika v stanovlenii individual'nosti [=The role of conducting an online diary in the formation of individuality], in: Lichnost'i mezhlichnostnoe vzaimode-jstvie v seti Internet. Blogi: novajareal'nost': Sbornik statej [=Personality and interpersonal interaction in the Internet. Blogs: ANew Reality: A Collection of Articles], St. Petersburg, pp. 104-117. (In Russ.).

8. Ivanov, L. Ju. (2000) Jazyklnterneta: zametkilingvista [=Internet language: linguist notes], in: Slovar 'i kul 'turn ustnoj rechi [=Dictionary and culture of oral speech], Moscow, Azbukovnik, pp. 131— 147, available at: www.ivanoff.ru/rus/ozhweb.htm, accessed 01.02.2017. (In Russ.).

9. Kompanceva, L. F. (2007) Internet-kommmunikacija: kognitivno-pragmaticheskij i Ungvokul 'tur-ologicheskij aspekty [=Internet-communication: cognitive-pragmatic and linguocultural aspects], Lugansk, Znanie, 444 p. (In Russ.).

10. Kondrashov, P. E. (2004) Komp'juternyj diskurs: sociolingvisticheskij aspekt [=Computer Discourse: Sociolinguistic Aspect], available at: http://www.disszakaz.com/catalog/kompyuterniy_diskurs_ sotsiolingvisticheskiy_aspekt.html, accessed 01.02.2017. (In Russ.).

11. Mel'nik, M. V. (2012) Blog как zhanrlnternet-kommunikacii [=Blog as a genre of Internet communication], in: Sbornik nauk [=Collection of Sciences], Kiev, NPU im. M.P. Dragomanova, pp. 216-223. (In Russ.).

12. Novikova, E. G. (2005) Jazykovye osobennosti organizacii tekstov klassicheskogo i setevogo dnevnika [=Language features of the organization of the texts of the classical and net diary], Stavropol', 24 p. (InRuss.).

13. Pavljutenkova, M. Ju. (2013) Blogging kakforma svjazej s obshhestvennost'ju vpolitike [=Blog-ging as a form of public relations in politics], available at: http://viperson.ru/wind.php?ID=659124, accessed 01.02.2017. (In Russ.).

14. Sibgatullin, A. A. TatarskijInternet [=Tatar Internet], available at: http://www.idmedina.ru/books/ encyclopedia/?1800#l, accessed 01.02.2017. (In Russ.).

15. Seljutin, A. A. (2009) Zhanry как forma kommunikativnogo vyrazhenija onlajnovoj lichnosti [=Gen-res as a form of communicative expression of an online person], in: Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvenno-go universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk State University], No. 35 (173), Issue 37, pp. 138-141. (In Russ.).

16. Sidorova, M. Ju. (2003) Refleksija «naivnogo» govorjashhegonadjazykom i kommunikaciej (po-materialamotkrytyh Internet-dnevnikov) [=Reflection of the "naive" speaker over language and communication], available at: http://marinadoma.narod.ru/inet/gender.html, accessed 31.01.2017. (In Russ.).

17. Stechkin, I. V. (2011) Mediaprofessional i illjuzijaanonimnosti v Internete [=Mediaprofessional and the illusion of anonymity on the Internet], in: Informacionnoe pole sovremennojRossii: praktiki ijef-fekty: materialy VIII Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii [information field of modern Russia: practices and effects: materials of the VIII International Scientific and Practical Conference], ed. by V. Z. Garifullin, R. P. Bakanov, Kazan', Kazan, un-t, pp. 385-393. (In Russ.).

18. Stechkin, I. V. (2006) Ohota na zhurnalista (fenomen blogerstva) [=Hunt for a journalist (phenomenon of blogging)], available at: http://uchebnikfree.com/uchebniki-jurnalistika/ohota-jurnalis-ta-fenomen-bloggerstva-stechkin-4990.html 29, accessed 01.02.2017. (In Russ.).

19. Shhipicina, L. Ju. (2009) Zhanry komp'juterno-oposredovannoj kommunikacii [=Genres of computer-mediated communication], Arhangel'sk,Pomorskij un-t, 238p. (In Russ.).

Гарифуллин Васил Загитович - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой татарской журналистики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.