Научная статья на тему 'Роль блогосферы в развитии национального интернет-пространства'

Роль блогосферы в развитии национального интернет-пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1686
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ПОРТАЛ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / BLOGOSPHERE / INFORMATION / COMMUNICATION / PORTAL / USER / CULTURE / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гарифуллин Васил Загитович, Закиров Линар Рустамович

Интернет-пространство способно объединять народы, которые в силу различных исторических факторов рассредоточены по всему миру. Созданию единого национального информационного пространства способствует и система блогов, активно развивающаяся сегодня на просторах Интернета. Именно эта особенность блогосферы требует специального научного исследования и прогнозирования проблем ее дальнейшего развития. В статье проводится анализ и классификация наиболее влиятельных групп блогов на татарском языке, выявляются их функциональные особенности, осуществляется проблемно-тематическая систематизация национальной блогосферы. В ряду основных проблем, затрагиваемых татароязычными блогерами, особое внимание в статье уделяется развитию национальной культуры и искусства, сохранение родного языка. Наиболее развитые блоги становятся сегодня частью профессиональной журналистики, перенимая у традиционных СМИ формы и методы работы с аудиторией. Сделан вывод о том, что блогосфера является на данный момент важнейшей сферой функционирования языка, служащей прежде всего сохранению национальной идентичности народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Blogosphere in National Internet Space Development

The functioning of blogs in the Tatar language has been analyzed. Their place and role in the information space have been identified. The topics and blogs have been explored. The relevance of the study is determined by the fact that the blogosphere is one of the fastest growing segments of the Internet space, which accounts for an ever increasing attention of researchers to study its functioning problems. A number of examples have been provided to prove that Tatar-language blogs built in the general content of information resources in the Tatar language, often instead of specialized publications and websites. The following conclusions have been made based on the obtained results: Blogs in the Tatar language are actively functioning in the framework of the popular social networks; Blogs are actively created on the websites of traditional media in order to provide feedback from the readers; Blogs in the Tatar language have a unique thematic scope, which is aimed primarily at discussion of the problems of education, development of national culture, literature and language; The most active themed blogs in the Tatar national blogosphere are devoted to the problems of national education and culture; In the framework of the information exchange network, the ethnicity factor is gradually “erased”; much of the content in the “Tatar blogosphere” is marked by national specificity; The posts made by Tatar-speaking bloggers do not have a specific frequency; The Tatar-language blogosphere makes a significant contribution to enrichment of the information field in the education process of technologically advanced youth, formation of modern scientific and intellectual elite at the national level; An urgent task is to support the efforts to preserve the mentality of the people, as well as the specifics of culture, language, social networks, methodological assistance in creation and development of Internet projects in the national languages of the Russian Federation, their progress in the global information space.

Текст научной работы на тему «Роль блогосферы в развитии национального интернет-пространства»

2018, Т. 160, кн. 4 С.872-883

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

УДК 070.45

РОЛЬ БЛОГОСФЕРЫ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА

В.З. Гарифуллин, Л.Р. Закиров

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Аннотация

Интернет-пространство способно объединять народы, которые в силу различных исторических факторов рассредоточены по всему миру. Созданию единого национального информационного пространства способствует и система блогов, активно развивающаяся сегодня на просторах Интернета. Именно эта особенность блогосферы требует специального научного исследования и прогнозирования проблем ее дальнейшего развития. В статье проводится анализ и классификация наиболее влиятельных групп бло-гов на татарском языке, выявляются их функциональные особенности, осуществляется проблемно-тематическая систематизация национальной блогосферы. В ряду основных проблем, затрагиваемых татароязычными блогерами, особое внимание в статье уделяется развитию национальной культуры и искусства, сохранение родного языка. Наиболее развитые блоги становятся сегодня частью профессиональной журналистики, перенимая у традиционных СМИ формы и методы работы с аудиторией. Сделан вывод о том, что блогосфера является на данный момент важнейшей сферой функционирования языка, служащей прежде всего сохранению национальной идентичности народа.

Ключевые слова: блогосфера, информация, коммуникация, портал, пользователь, культура, язык

Новые информационные технологии оказывают огромное влияние на развитие коммуникационных процессов в обществе. Интернет становится сегодня не только единой связующей площадкой для всех людей, но и самым оперативным источником информации. В настоящее время возрастает роль онлайновых СМИ, которые постепенно вытесняют печатные периодические издания и традиционные электронные источники информации. В этих условиях устаревают и общепринятые критерии, по которым оценивается их качество. Главенствующими признаками при определении степени эффективности современных медиа-ресурсов становятся оперативность, интерактивность, децентрализованность, доступность, экономичность и возможность контроля со стороны пользователя [1]. Новые технологические условия позволяют пользователям, в том числе и самой аудитории канала медиа, создавать в онлайн-режиме контент, высказываться на злободневные темы и в целом определять идеологию канала коммуникации. Это означает, что пользователь принимает непосредственное участие в организации процесса творческой коммуникации.

В сетевой интерактивности выделяют три аспекта. Первый аспект - «люди -документы». Это такая ситуация, когда у пользователя появляется возможность формировать и реализовывать запрос на информацию. Второй аспект - «люди -технологии». В этом случае создается удобство информационной технологии для пользователя. Третий аспект - «люди - люди», что подразумевает использование современных технологий для двустороннего общения [2, с. 19].

Как известно, интернет-ресурсы, предназначенные для обмена информационными сообщениями между пользователями, называются социальными медиа. В их числе социальные сети, блоги, видеоблоги, видеохостинги. К наиболее популярным платформам в системе социальных медиа исследователь журналистики А.А. Градюшко относит следующие: «Интернет-форумы; коллективные и персональные блоги ("ЖЖ", "Liveinternet", Twitter); подкасты - аудио и видео (Russian Podkasting, PodFM); вики во всех форумах (Wikipedia, Google Docs); электронная почта (Google Groups и Yahoo! Groups); социальные сети ("ВКон-такте", Facebook, "Мой круг"); социальные агрегаторы (Plaxo, Friendfeed), онлайновые игры (Second Life, World of Craft)» [3, с. 110].

Пользователи такого рода медиа обмениваются между собой актуальной информацией, новыми знаниями, налаживают необходимые контакты. В этом контексте социальные медиа сильно отличаются от традиционных СМИ: в них пользователь чувствует свою принадлежность к определенному сообществу. Он не только является получателем информации, но сам принимает непосредственное участие в создании содержания. Таким образом, аудитория перестает быть таковой в традиционном понимании. В результате взаимодействие между пользователями Интернет выходит на совершенно новый уровень. Благодаря социальным медиа в нынешних реалиях эффект, полученный от высказывания одного человека, может быть сопоставим или даже превышает действенность крупных традиционных СМИ.

В начале XXI в. такая уникальная и неограниченная возможность, предоставляемая глобальным информационным пространством привела к зарождению блогов, то есть электронных дневников. В первые пять лет нового века наблюдался своеобразный бум в блогосфере. Однако затем исследователи заметили в них постепенный спад активности, связанный в первую очередь с тем, что некоторые пользователи начали отдавать предпочтение общению не в бло-гах, а в различных социальных сетях. По словам руководителя службы блогов "SUP Fabrik" Антона Носика, любые медиа в определенный момент своего развития обязательно достигают порога прироста аудитории. «Когда рынок достиг определенной зрелости, он не может расти так же быстро, как тогда, когда число блогов исчислялось тысячами. Спад популярности блогов пришелся на бум социальных сетей, что дополнительно способствовало снижению популярности блогосферы» [4].

Вместе с тем нельзя сказать, что блоги утратили свою вездесущность. Многие из них просто перекочевали в социальные сети, где успешно продолжают общение со своими читателями. В последнее время авторы электронных дневников наряду с текстовым форматом материалов активно используют фотографии и видеоматериалы.

Динамичный рост информационных технологий привел к видоизменениям в системе источников информации. У людей появилась возможность создавать собственные информационные продукты в широчайшем тематическом диапазоне, с разной этнической и конфессиональной направленностью [5, с. 169]. Динамичное развитие блогосферы и социальных сетей предоставило огромные возможности для формирования информационного пространства в сети Интернет на языках народов Российской Федерации, в том числе на татарском языке, открыло новые рычаги для популяризации языка, культуры, истории и религии татар во Всемирной паутине, а также для усиления гражданского сегмента в сфере национальной журналистики [6, с. 326]. Сегодня наблюдается процесс активизации функционирования татарского языка в социальных сетях. В них представлено большое количество самостоятельных татароязычных блогов. По данным авторов статьи, в татарской национальной блогосфере превалируют узкоспециализированные блоги, посвященные конкретным сферам жизнедеятельности, с довольно большим кругом постоянных посетителей. Несмотря на то что блоги носят персонифицированный характер, в результате своей активной деятельности они нередко заменяют собой узкотематические издания и сайты, заполняя пустующие ниши в области специализированной журналистики. Наиболее активными в сфере татароязычной блогосферы являются тематические блоги по проблемам национального образования и культуры.

По нашим наблюдениям, к успешным и влиятельным группам татароязычных блогов относятся следующие.

1. Учебно-просветительские блоги. По количеству посетителей лидерами в данной группе являются проекты, размещенные на страницах портала «Бе-лем.ру» («Образование») . Этот портал является продуктом уникального одноименного проекта, созданного усилиями энтузиастов для разработки татаро-язычных интернет-ресурсов различного уровня, а также продвижения татароязычных сайтов, их программно-технического оснащения. «Белем.ру» занимается также разработкой компьютерных программ и их локализацией на татарский язык. Создатели данного проекта проводят для начинающих блогеров консультации и мастер-классы. Их услугами в области информационных технологий активно пользуются учителя школ и преподаватели вузов. Портал предоставляет им свою площадку для размещения своих блогов. Как результат такого взаимовыгодного сотрудничества на портале «Белем.ру» появилось большое количество блогов преподавательского сообщества, характеризующихся разнообразием направлений в рамках темы образования. Наряду с бло-гами, преследующими исключительно учебно-методические цели, успешно функционируют проблемно-аналитические2. Блогеры обсуждают в них важнейшие проблемы современного общества, дают свою оценку важным событиям в мире, рассуждают о нововведениях в сфере образования. Зачастую такие блоги превращаются в площадку для обмена опытом при решении сложных ситуаций в конкретной сфере. Имеются также специальные блоги, на которых обсуждаются проблемы преподавания отдельных школьных предметов .

1 http://belem.ru/node/7100.

2 См., например: http://belem.ru/node/7574.

3 См., например: http://belem.ru/node/7583.

Руководитель портала «Белем.ру» Раиль Гатауллин и сам вносит большой вклад в развитие татарской блогосферы. В 2017 г. на базе портала он запустил марафон «90 кендэ миллионер булып буламы?» («Можно ли стать миллионером за 90 дней?»). В своем блоге руководитель портала описывал каждый день на пути к заветной цели, рассказывая о том, какие шаги он предпринимает для зарабатывания миллиона рублей за столь короткий срок. Например, в первый день (запись от 21.04.2017) он рассуждает о том, что необходимо настроиться на позитивный лад. «Завтрашний день нужно распланировать с вечера. Необходимо внушить себе, что завтрашний день пройдет хорошо и продуктивно», - отмечает он (БР1). На 22-й день Раиль Гатауллин (запись от 12.05.2017) утверждает, что знания, полученные в ходе прочтения мотивирующих книг, необходимо параллельно применять на практике (БР2). В заключительный 90-й день автор представляет читателю расширенный обзор, в котором заявляет о том, что цель стать миллионером очень изменила его, заставила посмотреть на мир другими глазами. «Я научился гордиться собой, любить себя, легче переносить поражения, не останавливаться и идти только вперед», - заключает автор (БР3).

По словам Раиля Гатауллина, участие в марафоне помогло не только ему, но и его читателям. Так, один из пользователей портала благодаря полученным в рамках марафона знаниям в первый месяц заработал 200 тыс. рублей. Учитель, который также читал блог будущего миллионера, стал обладателем гранта Президента РФ в размере 200 тыс. рублей4.

Самое интересное, безусловно, оглашение результатов самого автора блога. За 90 дней ему удалось заработать около 700 тыс. рублей, с учетом налоговых вычетов сумма составила 608 878 руб.5 По окончании акции Раиль Гатауллин запустил еще несколько марафонов (#сэламэтиртэ (здоровое утро), #эдэбима-рафон (литературный марафон), #тэмлемарафон (вкусный марафон), ход реализации которых также подробно освещал в своем блоге.

2. Литературно-художественные блоги. Наиболее активными в данном сегменте являются молодые писатели Татарстана. Их блоги размещены в основном на сайте творческого объединения «Калеб» («Душа») . Сайт предоставляет возможность молодым мастерам пера, музыкантам, актерам, художникам презентовать свои новые творческие работы, помогает им расширить свою аудиторию. К сожалению, более маститые писатели представлены в блогосфере не так широко. Лишь у некоторых из них имеются блоги на официальных сайтах. К тому же странички в них редко обновляются.

3. Журналистско-публицистические блоги. Хотя многие из профессиональных журналистов, работающих в системе национальных СМИ, личных блогов не имеют, в то же время они активно позиционируют себя на официальных сайтах редакций, имея там достаточно богатые разделы и странички. В качестве же самостоятельных блогеров выступают, как правило, либо фрилансеры, не имеющие жестких обязательств перед редакцией, либо мастера пера пенсионного возраста. Среди таких ветеранов журналистики выделяется имя Римзиля Валеева,

4 https://belem.ru/node/7366.

5 https://belem.ru/node/7366.

6 http://kalebtatar.ru.

который ведет свой блог на платформе издания «Бизнес Online»7 Внештатные авторы традиционных изданий иногда также успешно выступают в блогосфере в качестве «гражданских журналистов». К таким инициативным личностям из числа внештатных журналистов можно причислить известного публициста Рус-тема Зарипова .

4. Блоги в сфере шоу-бизнеса. Сегодня именно они являются наиболее популярными среди молодежной аудитории. Например, блог известной эстрадной исполнительницы Ильсии Бадретдиновой считается довольно успешным в тата-роязычной блогосфере. Однако он перестал обновляться, последний материал был опубликован 30 августа 2016 г. На сегодня Ильсия Бадретдинова развивает аккаунт в «Инстаграме», где у нее насчитывается более 111 тыс. подписчиков. Помимо информирования о предстоящих концертах, интересных моментах из личной жизни, она активно монетизирует свой аккаунт, выкладывая посты, в которых прослеживается скрытая реклама.

Народная артистка Татарстана Хамдуна Тимергалиева, которая давно уже признана легендой татарской эстрады, в конце 2017 г. предстала в совершенно новом образе, создав «ХэмдиБлог» : на ней черная футболка, черные очки и бейсболка. В своем блоге она делится лайфками (на сленге означает «полезный совет»), в рамках проекта «СТОПХЭМДУНЭ" в шутливой форме разоблачает певцов, якобы поющих под фонограмму. В Youtube можно ознакомиться с двумя выпусками ее видеоблога: первый собрал около 7 тыс. просмотров, второй насчитывает более 9 тыс. Большинство зрителей позитивно оценивают новое амплуа Хамдуны Тимергалиевой, отмечая, что человек в душе всегда должен оставаться молодым.

Как рассказала певица в интервью журналу «Ялкын», блог был создан в преддверии фестиваля «Татар ^ыры» («Татарская песня»), для того чтобы привлечь внимание аудитории к данному событию. На вопрос: «Вы не думаете создать для себя настоящий блог?» Хамдуна Тимергалиева отмечает, что не видит в этом необходимости (Я).

Из этой ситуации напрашивается вывод о том, что блоги могут быть использованы для сиюминутного эффекта, достижения определенной цели. По большей части это касается привлечения внимания широкой аудитории, для чего могут быть использованы совершенно неожиданные ходы.

5. Познавательно-информационные блоги. Например, видеоблог путешествий Азата Кашапова, обучающегося за рубежом, рассказывает о достопримечательностях стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока11. Уроженка г. Набережные Челны Республики Татарстан Айсылу Валиева в Youtube ведет блог на испанском языке, в котором периодически рассказывает о татарах, демонстрирует красоты Татарстана . По ее словам, у многих людей, посмотревших видео на ее канале, возникает желание своими глазами увидеть местный

7 https://www.business-gazeta.ru/author/128.

8 http://rustemzaripov.blogspot.ru/

9 http://ilsya.livejournal.com/

10 https://www.youtube.com/watch?v=X1F9Y3OK-UM.

11 https://www.youtube.com/user/TatarlarBez.

12 https://www.youtube.com/user/elsykazan.

колорит. «Перед Универсиадой я рассказывала про Казань, тогда меня практически никто не знал. Многие мексиканцы, приехавшие на Кубок Конфедераций (международный футбольный турнир, матчи которого в 2017 г. прошли в том числе и в Казани. - В. Г., Л. З.) меня узнали, как оказалось, они просматривали мой канал», - рассказала блогер в интервью радио «Азатлык» (А).

Как отмечает Айсылу Валиева, если раньше кроме нее на испанском языке про Татарстан и Казань никто не рассказывал, то сейчас благодаря проведению в столице Татарстана различных чемпионатов, международных соревнований, республику начали упоминать и испанские телеканалы.

Блог нашей соотечественницы пользуется большой популярностью среди испаноговорящих. Например, видео о древнем городе Булгаре просмотрели более 8 тыс. человек, пользователи написали более 100 комментариев. А вот видео про красоты Казани набрало более 15 тыс. просмотров и свыше 130 комментариев.

6. Видеоблоги. В последние годы заметно возросла популярность блога художественных фильмов на татарском языке13. Помимо этого, большое количество видеоматериалов размещается внутри известных в мире крупных интернет-ресурсов. К таковым относится, например, «Экияти канал» («Сказочный канал») на площадке одноименного канала в Youtube . Здесь можно найти переводные мультфильмы, видеоуроки для детей, мастер-классы по обучению рисованию, музыке и т. п.

7. Блоги татароязычных медиаресурсов. Данную группу блогов проанализируем более детально, так как сегодня во всём мире блоги довольно часто встречаются на сайтах традиционных СМИ. Если до поры до времени журналисты рассматривали блогеров как своих ближайших конкурентов, то сейчас, сменив тактику, традиционные медиаресурсы начали создавать на своих сайтах блоги-ячейки с целью установления обратной связи с читателями.

В блогах пользователи обсуждают статьи, опубликованные в СМИ, а наиболее популярные блоги становятся площадкой для размещения рекламы. Чаще всего такого рода блоги ведут журналисты самого издания, иногда привлекаются и независимые блогеры. Тем самым СМИ, во-первых, расширяют свою аудиторию, во-вторых, поднимают свой статус в информационном пространстве, что также положительно влияет на их имидж. В результате отмечается высокая степень взаимовыгодного сосуществования профессиональной и гражданской журналистики. По наблюдениям ученых, в современных средствах массовой коммуникации образуется своего рода симбиоз этих двух направлений. «...Профессиональная журналистика исторически выделилась из синкретической деятельности, которая включала и гражданскую журналистику в ее современном понимании (если быть более точными, гражданскую пражурнали-стику). В свою очередь, нынешняя профессиональная журналистика активно использует гражданскую в различных случаях», - констатирует исследователь блогосферы Р.В. Жолудь [7, с. 179].

13 http://tatar-films.ucoz.ru/blog/

14 https://www.azatliq.org/a727 3 7 3 5 5 4.html.

По мнению ученого, профессиональные СМИ необходимы для организации деятельности гражданских журналистов и совершенствования их мастерства. Поэтому бессмысленными становятся дискуссии об имеющемся противостоянии профессиональных журналистов и блогеров. Гражданская журналистика может развиваться лишь на фундаменте традиционной профессиональной журналистики. Например, на сайтах некоторых татароязычных СМИ, принадлежащих холдингу «Татмедиа», развернута площадка для блогеров, которые ставят перед собой различные цели, в том числе популяризировать свой язык и национальную культуру.

Больше всего блогеров мы насчитали на сайте специализированного журнала для женщин «Сююмбике». Примечательно, что среди авторов блогов представлены как женщины, так и мужчины, и лишь один из них является непосредственно журналистом самого издания (Гульнур Сафиуллина), остальные - эксперты из различных областей: Халиса Ширман (писательница), Айдар Садыков (VIP тамада), Наиля Валеева (дизайнер интерьера), Ризида Гасимова (журналист из Набережных Челнов), Эльза Набиуллина (учительница, путешественница), Насим Акмал (журналист радио). Совсем недавно появился «звездный блог», который ведет известная певица Айгуль Бариева.

Проанализировав записи в блогах журнала «Сююмбике», мы пришли к выводу, что они носят аналитический характер. Это вполне объяснимо. Ведь специфика практически любого журнала заключается в том, чтобы предоставить читателям качественный аналитический контент. Тем не менее блоги более оперативно реагируют на важные события в обществе по сравнению с печатным вариантом издания, и быстрее всех отзывается на события из жизни VIP тамада Айдар Садыков. Благодаря эмоционально-экспрессивной лексике его статьи на политическую тематику воспринимаются и читаются довольно легко. А. Садыков не забывает и национальные темы, используя долю серьезной критики. К примеру, в посте «Кастрированный Кисекбаш» он рассказывает о том, как воспринял книгу Габдуллы Тукая «Сенной базар или новый Кисекбаш» в переводе на русский язык. Блогер раздосадован неудачным переводом, где из текста вырваны куски, без которых невозможно понять весь смысл произведения. Он призывает читать книги с правильными переводами. «Не повезло "Ки-секбашу": герою не только голову отрезали, но и саму поэму обрезали», - заключает он (С).

Сотрудница журнала «Сююмбике» Гульнур Сафиуллина является рекордсменом по количеству постов на сайте15. Спектр тем, которые она затрагивает, довольно широк. В каждом ее посте затрагивается злободневная проблема, подкрепленная конкретными примерами. Автор либо предлагает пути решения данной проблемы, либо делает вывод, который заставляет задуматься. Будучи блогером, она не перестает быть журналистом, материалы в основном написаны в жанре очерка, зарисовки и репортажа, в результате чего ее блог воспринимается как продолжение самого издания. В этом смысле произведения профессиональных журналистов-блогеров являются качественным ориентиром для всех остальных.

15 См. http://syuyumbike.ru/blogs/?blogger=2.

Писательница Халиса Ширман в своем блоге описывает казусные ситуации из обыденной жизни16. Можно утверждать, что нравственный ориентир является основополагающим для постов блогеров сайта журнала «Сююмбике». Используя примеры, они в непринужденной форме доносят до читателей основной авторский посыл. Для этого информация в блогах не должна быть перегружена ни сложными фразами, ни нравоучениями.

В блогах сайта журнала «Сююмбике» заметно выражена интерактивная функция. Так, статья Гульнур Сафиуллиной «Легенда», пост Ризиды Гасимо-вой «Интеллект» собрали большое количество комментариев. Считается, что интерактивность в блогах подразумевает двустороннюю связь. Однако, прочитав комментарии, мы пришли к выводу, что в блогах сайта журнала «Сююмбике» установлена односторонняя связь: пользователи пишут комментарии, но блогеры на них публично не реагируют17.

На сайте электронной газеты «Интертат» создана отдельная вкладка «Татар блогерлары» («Татарские блогеры»). На данной площадке свои материалы публикуют как сотрудники издания, так и блогеры - специалисты в различных отраслях: депутаты, психотерапевты, фотографы, деятели культуры, духовные лидеры и др. Иногда бывает так, что в блоге такого деятеля размещается материал журналиста в форме интервью с ним. Например, материал от 25 марта 2018 г. «Татарстанньщ баш казые: кыз балага арзанлы эйбер алып бирY - егет тарафыннан эдэпсезлек» («Главный казый Татарстана: купить девушке дешевую вещь - невежество со стороны парня») написан не самим духовным лидером, а другим автором. В данной статье речь идет о прошедшем в Галеевской мечети круглом столе, на котором обсуждались вопросы семейных ценностей. Автор материала Лейла Хакимова использует как авторскую, так и прямую речь. Журналистом использованы высказывания не только главного казыя (шариатского судьи) республики Джалиля хазрата Фазлыева, цитата которого вынесена в заголовок, но и других участников встречи (ИТ1).

В категории «Татарские блогеры» представлена достаточно широкая тематика: это и политика, и сельское хозяйство, и культура, и, безусловно, национальные вопросы, которые рассматриваются с разных ракурсов. Так, председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин рассуждает о важности проведения Сабантуя, который является одним из основных объединяющих факторов татар во всём мире ; публицист Римзиль Валеев, в свою очередь, пишет о национальных аспектах футбола. По его словам, татарские спортсмены в футболе тоже имеют свое лицо. Достаточно только вспомнить Галим-зяна Хусаинова, который был капитаном московского клуба «Спартак». В 1964 г. в составе сборной наш земляк забил гол в финале чемпионата Европы (ИТ2).

Литературно-художественный журнал «Казан утлары» («Огни Казани») также представляет блогерам возможность выражать свои мысли. В отличие от журнала «Сююмбике» и электронной газеты «Интертат», на этой площадке блогингом больше всего занимаются сотрудники и постоянные авторы самого

16 См. http://syuyumbike.m/Ыogs/?Ыogger=12.

17 См. http://syuyumbike.ru/blogs/?blogger=8&id=37.

18 См. https://intertat.tatar/bloglar/t-bris-yarullin-saban-tue-t-b-kl-rd-tatarstan-s-yas-ten-tk-r-any-oeshtyryp-akchany-suga-salalar-diyu/.

издания: Гульзада Байрамова, Зульфат Хаким, Рабит Батулла, Разиль Валеев, Рифкат Имаев, Рифа Рахман, Мухаммат Мирза, Фаниль Гилязов и др.

Блог Гульзады Байрамовой отличается от других электронных дневников данной площадки комбинированием различных жанров журналистики, литературы, а также видеосопровождением. В записи под заголовком «Ответ», созданной 30 декабря 2016 г., имеется фотография автора, поэтическое произведение в текстовом виде и видеоролик, в котором Гульзада Байрамова читает это стихотворение. Пост был просмотрен более тысячи раз, запись собрала огромное количество комментариев (КУ).

Еще один блогер - Фаниль Гилязов в своих постах ведет летопись журнала, рассказывая о том, в каких мероприятиях и акциях приняли участие сотрудники редакции журнала «Казан утлары». Тексты сопровождаются фоторепортажем, что увеличивает интерес к записям данного автора19.

Журнал «Безнец мирас» («Наше наследие») также уделяет блогингу большое внимание, но в отличие от остальных татароязычных изданий здесь в качестве блогеров представлены исключительно сотрудники редакции: Лябиб Лерон, Марат Закир, Рузаль Мухаметшин, Радиф Сагди и Фирдаус Зариф.

Радиф Сагди прибегает к разным жанрам коммуникации, но в отличие от Гульзады Байрамовой использует их отдельно. К примеру, в посте «Книга и знатность» он представляет вниманию читателей интервью с директором полиграфи-ческо-издательского комплекса «Идел-пресс» А. Аскаровым (БМ1), в остальных случаях обращается к видеоформату, где делится своими воспоминаниями об именитых деятелях культуры Татарстана, читает собственные юмористические произведения.

Марат Закир также применяет видеоформат, но текстовому сопровождению уделяет больше внимания. Блогер Он беседует с одним из самых активных авторов журнала «Безнец мирас» Ахтямом Зариповым, который в кадре рассказывает об актерах Татарского академического театра имени Г. Камала (БМ2).

Остальные блогеры сайта журнала остаются верны текстовому выражению своих мыслей. В тематическом плане также прослеживается разнообразие.

Если вести речь о портрете среднего татароязычного блогера в системе национальных СМИ, то мы можем сказать, что это - мужчина или женщина, по роду своей деятельности близкие к журналистике или литературе, которым в среднем 35-40 лет. Они проявляют интерес ко всем сферам жизнедеятельности, но во главу угла ставят национальные интересы. Главной ценностью современной татарской журналистики, впрочем как и татарской блогосферы, является сохранение национальной идентичности. Однако нельзя не отметить и то, что в рамках информационной сети фактор этнической специфики сегодня постепенно исчезает [8, с. 122]. Сегодня в татарской блогосфере трудно обнаружить специфические элементы, проявляющиеся в своеобразии подачи информации. Главным элементом, отличающим такого рода блоги, является лишь язык. Кроме того необходимо отметить, что посты татароязычных блогеров публикуются зачастую хаотично, не имеют определенной периодичности и строгой хронологической или иной последовательности. Несмотря на эти недостатки, татароязычная

19 См. http://kazanutlary.ru.

блогосфера вносит значительный вклад в развитие многонационального информационного поля современной России. Национальные медиаресурсы, в том числе и блогосфера, вне зависимости от тематических предпочтений и различий в составе своей аудитории, являются важнейшей сферой функционирования языка, объединяющей его носителей.

Источники

БР1 - Гатауллин Р. 90 кендэ миллионер булып буламы? Беренче кен. «Позитив vs

негатив». - URL: http://belem.ru/node/7309, свободный. БР2 - Гатауллин Р. 90 кендэ миллионер булып буламы? Егерме икенче кен. Китаплар

булышмый. - URL: http://belem.ru/node/7345, свободный. БР3 - Гатауллин Р. 90 кендэ миллионер булып буламы? 90нчы кен. Марафон нэтижэлэре. - URL: http://belem.ru/node/7366, свободный.

Я - «Хэмдиблог»ньщ килэчэге бармы? - URL: http://yalkyn.com/achysh/23897, свободный.

А - Амирхан З. Youtube^ испанча Казанны таныткан Айсылу: «Мин - Казан жаната-ры». - URL: https://www.azatliq.Org/a/28671430.html, свободный.

С - Садыков А. Кастрированный Кисекбаш. - URL: http://syuyumbike.ru/blogs/ ?blogger=10&id=206, свободный.

ИТ1 - «Татарстанныц баш казые: кыз балага арзанлы эйбер алып 6^y - егет тарафын-нан эдэпсезлек». - URL: http://intertat.tatar/din/tatarstanny-bash-kazye-kyz-balaga-arzanly-yber-alyp-bir-eget-tarafynnan-d-psezlek/?sphrase_id=3525, свободный.

ИТ2 - Римзил Вэлиев: футболныц миллэте бармы? - URL: http://intertat.tatar/bloglar/ rimzil-v-liev-futbolny-mill-te-barmy, свободный.

КУ - Байрамова Г. Ждвап. - URL: http://old.kazanutlary.ru/?p=16639, свободный.

БМ1 - Сагди Р. Китап hэм затлылык. - URL: http://beznenmiras.ru/shulvakytta-min-kulyma-kitap-alam, свободный.

БМ2 - Эхтэм Зарипов: «Миндэ бердэнбер корал - ихласлык». - URL: http://beznenmiras.ru/ akhtam-zaripov-minda-berdanber-koral, свободный.

Литература

1. Интернет-журналистика: вчера и сегодня // Компас. - 2005. - 15 апр. - URL: http://infocom.uz/2005/04/15/internet-zhurnalistika-vchera-i-segodnya, свободный.

2. Машкова С.Г. Интернет-журналистика. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2006. - 80 с.

3. Градюшко А.А. Основы Интернет-журналистики. - Минск: БГУ, 2012. - 152 с.

4. Блоги теряют популярность. - URL: http://pcnews.ru/news/34-36-2007-2008-23-74-livejournal-liveinternet-loveplanet-2006-sup-222545.html, свободный.

5. Бондаренко С.В. Особенности создания и функционирования публичных площадок «электронной демократии» // Полис. - 2011. - № 5. - С. 164-178.

6. Гарифуллин В.З. Ценностные ориентиры современной татарской журналистики // Ценности современного общества и средства массовой информации. - М.: МГУ, 2012. - С. 325-326.

7. Жолудь Р.В. Блогинг и профессиональная журналистика в современных массовых коммуникациях: противостояние или симбиоз? // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2011. - № 2. - С. 177-180.

8. Закирова А.Ж. Интернет-технологии в межэтнической коммуникации // Власть. -2014. - Т. 22, № 11. - С. 119-122.

Поступила в редакцию 16.04.18

Гарифуллин Васил Загитович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой татарской журналистики

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: [email protected]

Закиров Линар Рустамович, аспирант кафедры татарской журналистики

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: [email protected]

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018, vol. 160, no. 4, pp. 872-883

The Role of Blogosphere in National Internet Space Development

V.Z. Garifullin , L.R. Zakirov Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: [email protected], [email protected]

Received April 16, 2018 Abstract

The functioning of blogs in the Tatar language has been analyzed. Their place and role in the information space have been identified. The topics and blogs have been explored. The relevance of the study is determined by the fact that the blogosphere is one of the fastest growing segments of the Internet space, which accounts for an ever increasing attention of researchers to study its functioning problems. A number of examples have been provided to prove that Tatar-language blogs built in the general content of information resources in the Tatar language, often instead of specialized publications and websites.

The following conclusions have been made based on the obtained results:

- Blogs in the Tatar language are actively functioning in the framework of the popular social networks;

- Blogs are actively created on the websites of traditional media in order to provide feedback from the readers;

- Blogs in the Tatar language have a unique thematic scope, which is aimed primarily at discussion of the problems of education, development of national culture, literature and language;

- The most active themed blogs in the Tatar national blogosphere are devoted to the problems of national education and culture;

- In the framework of the information exchange network, the ethnicity factor is gradually "erased"; much of the content in the "Tatar blogosphere" is marked by national specificity;

- The posts made by Tatar-speaking bloggers do not have a specific frequency;

- The Tatar-language blogosphere makes a significant contribution to enrichment of the information field in the education process of technologically advanced youth, formation of modern scientific and intellectual elite at the national level;

- An urgent task is to support the efforts to preserve the mentality of the people, as well as the specifics of culture, language, social networks, methodological assistance in creation and development of Internet projects in the national languages of the Russian Federation, their progress in the global information space. Keywords: blogosphere, information, communication, portal, user, culture, language

References

1. Internet journalism: Past and present. Kompas, 2005, April 15. Available at: http://infocom.uz/ 2005/04/15/internet-zhurnalistika-vchera-i-segodnya. (In Russian)

2. Mashkova S.G. Internet-zhurnalistika [Internet Journalism]. Tambov, Izd. Tambov. Gos. Tekh. Univ., 2006, 80 p. (In Russian)

3. Gradyushko A.A. Osnovy Internet-zhurnalistiki [Fundamentals of Internet Journalism]. Minsk, BGU, 2012. 152 p. (In Russian)

4. Blogs are losing popularity. Available at: http://pcnews.ru/news/34-36-2007-2008-23-74-livejournal-liveinternet-loveplanet-2006-sup-222545.html. (In Russian)

5. Bondarenko S.V. The specifics of development and functioning of public platforms of "electronic democracy". Polis. 2011, no. 5, pp. 164-178. (In Russian)

6. Garifullin V. Z. Value orientations of modern Tatar journalism. In: Tsennosti sovremennogo ob-shchestva i sredstva massovoj informatsii [Values of Modern Society and Mass Media]. Moscow, MGU, 2012, pp. 325-326. (In Russian)

7. Zholud' R.V. Blogging and professional journalism in modern mass communication: Competition or symbiosis? Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Filologiya. Zhurnalistika, 2011, no. 2, pp. 177-180. (In Russian)

8. Zakirova A.Zh. Internet technologies in interethnic communication. Vlast', 2014, vol. 22, no. 11, pp. 119-122. (In Russian)

Для цитирования: Гарифуллин В.З., Закиров Л.Р. Роль блогосферы в развитии национального интернет-пространства // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. -2018. - Т. 160, кн. 4. - С. 872-883.

For citation: Garifullin V.Z., Zakirov L.R. The role of blogosphere in national internet space development. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 4, pp. 872-883. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.