Научная статья на тему 'Особенности коммуникационной модели блогов'

Особенности коммуникационной модели блогов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3309
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / КОММУНИКАЦИИ / НОВОСТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СМИ / A BLOG / BLOGOSPHERE / INTERNET-JOURNALISM / COMMUNICATION / NEWS INFORMATION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазуткина Екатерина Валерьевна

В статье рассматриваются типы коммуникаций в блогосфере, их зависимость от способов размещения блога и основные отличия от коммуникационных моделей онлайновых и традиционных СМИ. Особое внимание уделяется особенностям распространения в блогосфере новостной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views the communication types in blogosphere, their dependence on the blog placement modes and their main differences from communication models of on-line and traditional mass media. A special attention is given to the peculiarities of news information distribution in the blogosphere.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникационной модели блогов»

ФШМШШЕ ИНУ ки

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ МОДЕЛИ БЛОГОВ

Е. В. Лазуткина

PECULIARITIES OF BLOG COMMUNICATIVE MODEL

Lazutkina E. V.

The article views the communication types in blogosphere, their dependence on the blog placement modes and their main differences from communication models of on-line and traditional mass media. A special attention is given to the peculiarities of news information distribution in the blogosphere.

Key Words: a blog, blogosphere, Internet-journalism, communication, news information, mass media.

В статье рассматриваются типы коммуникаций в блогосфере, их зависимость от способов размещения блога и основные отличия от коммуникационных моделей онлайновых и традиционных СМИ. Особое внимание уделяется особенностям распространения в блогосфере новостной информации.

Нлючевы/е слова: блог, блогосфера, интернет-журналистика, коммуникации, новостная информация, СМИ.

УДК 070

Создание и развитие блогосферы привело к тому, что в результате широкого распространения блоги из средства межличностной коммуникации превратились в массовую коммуникативную среду. Эта среда интерактивна, оперативна и имеет чуткую реакцию на события, происходящие в оф-лайновом мире, а свобода высказывать свое мнение сделали ее до предела насыщенной информацией. Таким образом, сегодня блоги используются не только как приватный или публичный дневник, но и как средство социализации, способ получения информации, расширения круга знакомств, в том числе и деловых, место дискуссий и создания совместных проектов. Следовательно, для понимания механизмов функционирования блогосферы огромное значение имеет представление об особенностях ее коммуникационной модели.

Особенности типов коммуникации блога напрямую зависят от способа его размещения. Как показывает практика, в настоящее время существует несколько форм ведения блогов: пользователь может разместить свой блог автономно (stand-alone-blog), используя специализированные блог-платформы («Blogservice.ru», «WordPress» и мн. др.), на массовом блог-сервисе («Живой Журнал», «Ли.ру», «Blogger», «Я.ру» и др.), либо вести блог, входящий в раздел отдельного информационного сайта (например, специализированные блоги в онлайновых представительствах СМИ: «Московский комсомолец», «Эхо Москвы», «Радио Алла», «Труд», «Русский Newsweek», «Русское ра-

дио», «Спорт-экспресс», «Известия» и др.). Выбор места расположения блога напрямую зависит от потребностей, возможностей и целей самого владельца. Пользователю, желающему вести свой журнал на массовом блог-сервисе, предоставляется учетная запись и выделяется место на ресурсах сервера. Как показывает практика, массовые блог-сервисы пользуются большой популярностью у аудитории именно в связи с простотой их использования: владельцу блога не нужно самостоятельно заниматься его обслуживанием, иметь специальные технические знания, навыки программмирования, веб-дизайна, при этом большинство услуг предоставляется бесплатно. Однако главным недостатком данных блог-сервисов, по нашему мнению, является тот факт, что контент блога с правовой точки зрения находится под полным контролем владельца блог-сервиса и принадлежит пользователю лишь номинально. Как следствие, блогер может быть частично ограничен в свободе самовыражения.

Значительное количество блогов в Рунете являются автономными, т. е. представляют собой сайты, издаваемые частными лицами или группами лиц и размещенные на отдельном домене с установленной и настроенной на них системой публикации записей. Именно с точки зрения организации информации в них и возможности обсуждения посетителями размещенных записей данный тип сайтов относится к блогам. Преимуществами автономного блога является полный контроль владельца за его контентом, возможность безграничного технологического развития, использование в любых целях, в зависимости от потребностей владельца. Однако следует заметить, что при создании и развитии автономного блога, требуются как финансовые затраты (хостинг, трафик, техническое обслуживание), так и высокий уровень технических знаний владельца. Но, несмотря на это, количество автономных блогов в настоящее время постоянно увеличивается. Немаловажным фактом, играющим роль в росте популярности блогов данного типа, является право размещения рекламы, благодаря чему у владельца

появляется возможность компенсировать финансовые затраты, связанные с обслуживанием и развитием журнала. В качестве примеров популярных в Рунете автономных блогов можно привести блог журналиста Е. Л. Ющука «Блог о Блогах», блоги «Сплетник», «Болезненные зависимости» («Кагсо-Net.ru»), «8аепсеВ^», «КнигоБлог», «Ак-вамагия», блог О. Сатова «Психология» и мн. др. Несмотря на популярность автономных блогов, большое количество пользователей по-прежнему предпочитают вести свои журналы на массовых блог-сервисах. И причина, на наш взгляд, заключается не только в простоте их использования. В отличие от автономных блогов, журналы, размещенные на массовых блог-сервисах отличаются разнообразием типов коммуникации, что способствует большей социальной сплоченности и усложнению системы отношений между участниками блогинга.

Говоря об особенностях блогов, необходимо помнить, что специфика их коммуникационных моделей в первую очередь обусловлена спецификой среды - сети Интернет. Так, создавая блог, пользователь становится одновременно и автором, и аудиторией. Блогер может публиковать свои авторские тексты, высказывать мнение по интересующим его событиям, размещать аудио- и видеоинформацию и т. д., выступая в данном случае как автор. В тех случаях, когда блогер читает свою «френдленту» или блоги друзей (автономные блоги), составленную по его запросам и интересам, комментирует чужие записи, он становится читателем. В итоге создается постоянно меняющаяся, активно взаимодействующая, насыщенная отношениями схема «автор-аудитория».

Блогеры, открыто публикуя информацию, тем самым делают ее потенциально доступной для массовой аудитории. И в данном случае становится очевидной реализация коммуникационной модели «опе4о-тапу». Следует признать, что большинство бессодержательных блогов, в том числе сплогов, не привлекут интерес массовой аудитории и затеряются в информационном шуме Сети, но, несмотря на это, их публи-

кации остаются доступными, и познакомиться с ними может любой желающий, в том числе и попавший в блог благодаря ссылкам поисковых систем, случайным переходам и множеству других разнообразных путей.

Модель «one-to-many» наиболее успешно реализуется в следующих случаях:

1) в блогах активных и популярных блогеров, имеющих высокий уровень посещений и регулярно распространяющих новостную информацию;

2) в блогах, равных по качеству онлайновым СМИ;

3) в блогах, владельцы которых размещают эксклюзивную новостную информацию, наиболее востребованную в определенной отрезок времени массовой аудиторией.

Именно реализация коммуникационной модели «one-to-many» сближает блоги и онлайновые СМИ, в связи с чем и происходит смешение понятий.

В блогосфере реализуется и модель межличностной коммуникации «one-to-one», представляющая собой двусторонний тип коммуникации, при котором обратная связь осуществляется своевременно и может непосредственно воздействовать на другую сторону. Отметим возможности реализации коммуникационной модели «one-to-one» в блогосфере. Блогер взаимодействует с посетителем журнала (читателем-гостем или другим блогером) для достижения собственных целей. Так как цели у всех различны, то и пути навигации по блогу являются уникальными, как и получаемая и оставляемая посетителем информация. Основными местами взаимодействия являются комментарии к постам и личные сообщения. Также с целью установления обратной связи возможна публикация комментариев в собственном блоге с размещением ссылки на источник информации. Как отмечает А. В. Хитров в своем исследовании «Блог как феномен культуры» (7, с. 66-76), «автора, пишущего в сетевом дневнике, интересует отклик, который он может получить от удаленного ... собеседника. Его интересует отклик не только знакомых, но и другого, неизвестного сознания. Сетевая личность не возможна

без другой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращается к себе, к Другому и к себе как Другому».

На основании вышеизложенного мы можем констатировать, что в блогосфере существует как массовая («one-to-many»), так и межличностная коммуникация («one-to-one»), причем в реальной действительности эти две коммуникационные модели сливаются, а их границы размываются.

Далее необходимо выделить коммуникационную модель «one-to-few», реализуемую при взаимодействии блогера с группой посетителей журнала. В блогах существует возможность публикации информации в полузакрытом режиме, т. е. когда записи доступны только определенной группе пользователей, например, зарегистрированным (автономные блоги) или входящим в группу «друзей» владельца журнала (массовые блог-сервисы). Также данная модель реализуется при организации дискуссий к постам.

На уровне блогосообществ наблюю-дается и реализация коммуникационной модели «few-to-many». Как было указано выше, участники блогосообщества представляют собой группу пользователей, объединенных общими интересами, взглядами, разновидностью совместной деятельности или находящиеся в идентичных условиях, обстоятельствах. Участники сообществ подразделяются на тех, кто может оставлять записи и тех, кто может их только просматривать. При этом количество пользователей, имеющих возможность потребления информации, размещенной группой блогеров в блогосообществе, неограниченно. Количество участников может быть различным: от 3-5 пользователей до нескольких тысяч.

Прежде чем приступить к рассмотрению главных отличительных особенностей коммуникаций в блогах, способствующих возникновению уникальных информационных потоков, кратко рассмотрим модель онлайновых СМИ. Большинство исследователей (Е. Л. Вартанова, М. М. Лукина, И. Д. Фомичева, Цзя Лежун, А. А. Калмыков и др. (1, 2, 3, 4)) указывают на многофункциональность коммуникационной модели онлайновых СМИ, которая складывается из

моделей «one-to-one», «one-to-many», «many-to-many», «few-to-few», «few-to-many». В отличие от достаточно пассивной роли аудитории традиционных СМИ, в онлайновых СМИ становится возможным осуществить такое сотрудничество редакции и пользователей, при котором именно последние занимают активную позицию. При этом пользователи сами могут становиться поставщиками информации, влиять на оперативность обновления материалов, участвовать в формировании тем будущих материалов, формировать запросы, посылать в редакцию свои статьи, комментировать публикации издания. Однако это ставит перед онлайновыми СМИ сложную задачу, заключающуюся в необходимости приложения максимума усилий для привлечения пользователей, и требует от редакции более пристального внимания к потребностям пользователей, новым подходам и современным технологиям. Наличие интерактивных технологий не гарантирует онлайновому изданию высокую популярность, так как в первую очередь пользователь обращает внимание на качество контента, новизну представляемых новостных сообщений. При этом стоит заметить, что возможен вариант, когда аудитория онлайнового издания принимает пассивную позицию. Пользователи могут подписаться на получение информации по интересующей тематике, а затем с определенной периодичностью получать ее по электронной почте. В данном случае потребитель достаточно пассивен в выборе информации, так как за него это делает редакция. При недобросовестном подходе онлайновых СМИ к рассылкам пользователю приходит материал несоответствующий его интересам. В идеале пользователь обладает свободой выбора, и интернет-издание должно предложить возможность отказаться от рассылки. Однако на практике иногда бывает очень сложно это сделать, и тогда присланный материал переходит в категорию спама, а интернет-издание навсегда теряет доверие и интерес данного пользователя.

Большинство автономных блогов по своей коммуникационной модели повторяют модель онлайновых СМИ. Ряд владельцев

блогов размещает гиперссылки на дружественные информационные сайты и блоги для удобства чтения интересующих его ресурсов, но данный подход осуществляется и онлайновыми СМИ. Однако если блогер чаще всего делает это, исходя из своих собственных интересов и предпочтений, то онлайновое издание, как правило, преследует рекламные цели.

Мы можем предположить, что развитие технологий типа «Open ID» (открытая децентрализованная система единого входа; поддержка сайтами технологии «Open ID» позволяет пользователю использовать единый логин для авторизации на любом из этих сайтов) постепенно снимет различия между автономными блогами и блогами, размещенными на массовых блог-сервисах.

Особенностью коммуникационной модели блогов, размещенных на массовых блог-сервисах, является большая связанность между собой. Каждый блогер, помимо аудитории, состоящей из пользователей-гостей, имеет круг своих «друзей» - таких же зарегистрированных в данном сервисе блогеров. Связи между пользователями массового блог-сервиса образуют социальную сеть. Термин «социальная сеть» (англ. social network) был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения». Автор применил данный термин в исследовании взаимосвязей между людьми, проведенного на основе анализа социограмм. Во второй половине XX века понятие «социальная сеть» стало популярным у западных исследователей, занимающихся изучением общества, его структуры и взаимодействия между его членами. Традиционно под «социальной сетью» понимается социальная структура, состоящая из узлов (отдельные люди, группы людей или сообщества), связанных между собой одним или несколькими способами посредством социальных взаимоотношений. Первые ресурсы, появившиеся в интернет-среде, объединялись и выстраивались по принципу социальных связей (в 1994 году стали появляться списки ссылок, группы

Usenet, e-mail-рассылки, бюллетени и интернет-форумы). Именно в контексте дисциплины социальных сетей в Интернете сформировалась блогосфера. С. В. Скрипников считает, что в настоящее время данным термином обозначается «совокупность всех блогов как сообщество» (5). Связанные между собой блоги формируют целостную систему, состоящую из элементов, взаимодействие которых вызывает возникновение новых интегративных качеств, несвойственных образующим ее компонентам.

В целом, социальные и технические характеристики в социальной сети тесно переплетены. Так, С. В. Скрипников относит к первым идею социальной координации между элементами сети, т. е. её участниками. Исследователь выделяет следующие признаки, определяющие социальную сеть:

- наличие прямых и косвенных связей между элементами сети;

- отсутствие иерархии (по крайней мере, явной), т. е. все участники коммуникационного процесса имеют равный статус и равные возможности. Их роль в жизни сети зависит только от личных качеств и потенциала, а не от положения в обществе;

- участники коммуникации объединены, как правило, не только общим интересом к получаемой информации, но и личными связями.

Однако следует подчеркнуть необходимость различия массовых блог-сервисов, использующих модель социальной сети, от веб-сервисов, организованных и развивающихся как социальные сети, целью которых является создание онлайн-сообщества пользователей, имеющих общие интересы (одноклассники, однофамильцы, коллеги, специалисты аналогичного профиля, соседи и т. д.). Также к социальным сетям в настоящее время относят и хостинги медиаконтента.

Блогосфера как вид социальной сети имеет ряд принципиальных отличий. Во-первых, в отличие от блогов, используемых в первую очередь для публикации в Сети авторского контента, социальные сети ориентированы именно на межличностное общение. Во-вторых, если социальная сеть по

большей части ограничена коммуникацией внутри себя и в реальной жизни результата коллективного приложения сил практически не дает, то в блогосфере деятельность отдельных элементов может выходить за рамки данной среды и взаимодействовать с внешним миром.

Для нормального функционирования блогосфера как социальная сеть должна обладать:

- возможностью создания виртуальной личности участника сети и гибкого управления ею пользователем. Иными словами, образ в сети может формировать представление о цельной личности - с ее портретом, интересами, склонностями и привычками, а не состоять лишь из скупых анкетных данных: имя, возраст, адрес (как в социальных сетях);

- хорошо построенной системой связей между каждым из участников, позволяющей осуществлять коммуникацию между участниками. При этом не имеет значения, знакомы они в офлайн-среде: в рамках иного вида интернет-коммуникации между ними нет никакой оформленной связи, только общение. Таким образом, в социальной сети существует возможность не только создать определенную связь с другим участником, но и придать ей необходимый характер: близкий друг, родственник, знакомый или кто-то еще. В результате в социальных сетях выстраиваются так называемые круги - круг друзей, знакомых, коллег, людей со схожими интересами, и все эти люди в свою очередь могут пересекаться между собой. Таким образом, совокупность журналов каждого отдельного блог-сервиса образует социальную сеть с особой системой коммуникации, хорошо закрепленными связями между участниками, возможностью формирования постоянного круга общения и др. При этом тесное взаимодействие выражается не только в общении, взаимном чтении и комментировании публикаций друг друга, но и в распространении информации, совместном участии в организации дискуссий, проведении акций и т. д.

Информация в блогах, размещенных на массовых блог-сервисах, распростра-

няется преимущественно при помощи множественных репликаций в блогах-юнитах, а не за счет отдельных популярных сайтов. Следует признать, что некоторая централизация может присутствовать в ситуации распространения информации блогером-лидером, однако у аудитории существует свобода выбирать или не выбирать ту или иную новостную информацию, распространять или не распространять ее дальше. Таким образом, не всегда блог с высокой посещаемостью и множеством отзывов-комментариев к записям имеет пропорционально высокую значимость для пользователей относительно остальных блогов в данной сети. Говоря об особенностях коммуникационной модели СМИ, И. Д. Фомичева пишет «будучи самой мощной системой среди социальных коммуникаций, СМИ способны обеспечивать связи как по вертикали «власть - общество», так и по «горизонтали» (между различными частями общества)» (6, с. 44). В блогосфере же может существовать только горизонтальная коммуникация, так как в данном случае отсутствует организующее звено, которое можно было бы наделить функциями управления. Благодаря этому по представленным возможностям участники блогосферы равны друг другу, и любая информация потенциально может быть распространена. Публикация малоизвестного блогера с узким кругом друзей может вызвать активизацию общественности в офлайн-среде, а популярный блогер с тысячной аудиторией может размещать новостную информацию низкого качества, не вызывая тем самым интереса у серьезных читателей.

Особенности коммуникационной модели блогов обеспечивают информационную сверхпроводимость в блогосфере и способствуют организации публичных дискуссий, благодаря чему не только формируется определенное общественное мнение по затронутым темам, но и в отдельных случаях применяются конкретные меры по решению проблем. Хью Хьюитт, специалист по

изучению истории блогосферы, в своем исследовании (8, с. 132) указывает на то, что традиционная журналистика опирается на факт, и интересный факт способен создать новость. Блог делает ставку не на факт, а на мнение об этом факте. Таким образом, автор приходит к выводу, что эхо становится важнее, чем голос отдельного человека.

Большое значение при рассмотрении распространения информационных потоков в блогосфере имеет знание удельного веса того или иного блога в формировании облика социальной сети, в которой он находится. При этом следует учитывать, что удельный вес не всегда очевиден для стороннего наблюдателя. Еще большее преимущество дает обладание картой социальных связей внутри сети, дающее возможность при минимальных временных затратах донести информацию до максимально большого числа участников этой сети. На наш взгляд, именно данная специфика блогосферы является одной из причин популярности блогов в России не только среди обычных пользователей, стремящихся поделиться с окружающими своими знаниями, рассказать о своем восприятии мира, но и среди коммерческих, политических, общественных организаций и религиозных объединений. Также, к сожалению, большой интерес к блогосфере проявляют преступные группировки, экстремистские, незаконные религиозные организации и т. п., занимающихся вирусным распространением собственной информации с целью манипулирования мнением и поведением блогеров и их посетителей. Следовательно, журналистам, использующим блого-сферу как источник эксклюзивной новостной информации и изучающим общественный отклик по социально значимым событиям и проблемам, необходимо обладать специальными знаниями, помогающими отличать информацию, нацеленную на манипуляцию общественным мнением, от новостных материалов, исходящих от независимых блогеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 287 с.

2. Калмыков А. А. Интернет-журналистика. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 383 с.

3. Лежун Цзя. Интернет и китайские онлайновые СМИ. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — 128 с.

4. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернет. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — Серия «Интернет-журналистика», Выпуск 1. — 89 с.

5. Скрипников С. В. Связанные Сетью 2.0 // Эксперт. — №39 (533). — 23.10.06. [Электрон. ресурс] Режим доступа: кир:/Ммщ>. diogenes. ги/рг ess/publish/pr/detail.php?ID=5660

6. Фомичева И. Д. Социология СМИ. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — 79 с.

7. Хитров А. В. Блог как феномен культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2007. — Т. 10 (Спецвыпуск). — С. 66—76.

8. Hewitt, Hugh. Blog: Understanding the Information Reformation That's Changing Your World (Hardcover). — New York: Nelson Books. — 2005. — p.132 [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://books. google.ru/book s?id =lfveI4ppj0sC

Об авторе

Лазуткина Екатерина Валерьевна, Астраханский государственный университет, координатор по связям кафедры ЮНЕСКО, соискатель кафедры электронных СМИ и журналистского мастерства Кубанского государственного университета. Сфера научных интересов - теория коммуникации, интернет-журналистика. katelazutkina@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.