Научная статья на тему 'Интеграция содержания образовательных и профессиональных стандартов в образовательном процессе техникума'

Интеграция содержания образовательных и профессиональных стандартов в образовательном процессе техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Жанна Владимировна

Решение проблем, связанных с обеспечением предприятий — социальных партнеров высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена, может быть обеспечено за счет дуального обучения. Эта технология давно и успешно отрабатывается в Удмуртии во многих профессиональных образовательных организациях, в частности в Ижевском техникуме индустрии питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Integration of the Content of Educational and Professional Standards in the Educational Process of the College

The article describes the experience of creating a working program for the vocational modules GEF SPA «Cook, confectioner», developed on the basis of professional standards «Cook» in Izhevsk college food industry.

Текст научной работы на тему «Интеграция содержания образовательных и профессиональных стандартов в образовательном процессе техникума»

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Интеграция содержания образовательных и профессиональных стандартов в образовательном процессе техникума

Решение проблем, связанных с обеспечением предприятий — социальных партнеров высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена, может быть обеспечено за счет дуального обучения. Эта технология давно и успешно отрабатывается в Удмуртии во многих профессиональных образовательных организациях, в частности в Ижевском техникуме индустрии питания.

МОРОЗОВА

Жанна Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, методист центра сопровождения реализации ФГОС Института развития образования, Ижевск

Аннотация

В статье представлен опыт создания рабочих программ для профессиональных модулей ФГОС СПО «Повар, кондитер», разработанных на основе профессионального стандарта «Повар» в Ижевском техникуме индустрии питания

Ключевые слова:

образовательный стандарт, профессиональный стандарт, оценочные средства, методическое обеспечение, индивидуальный подход

В 2011-2015 годах в рамках регионального эксперимента «Формирование профессионально-технологической культуры и профессиональной компетентности специалиста пищевого профиля» в Ижевском техникуме индустрии питания продолжилась экспериментальная работа по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Требования работодателей и ФГОС

С 2002 года техникум, участвуя в региональном эксперименте, отрабатывает различные инновационные механизмы, не противоречащие требованиям ФГОС СПО (в части ППКРС). Так, педагогами техникума были разработаны рабочие программы профессиональных модулей в части МДК, учебной и производственной практик, контрольно-оценочные средства и др. Подход к разработке этих документов принципиально отличался от подхода к разработке нормативной базы и программных документов других учебных заведений, поскольку в техникуме подготовка студентов уже давно ведется в соответствии с запросами работодателей. Тем не менее обозначилась следующая проблема: каким образом учитывать запросы работодателей, не нарушая при этом требования ФГОС? В 2011-2013 годах активно использовалась вариативная составляющая ФГОС и разрабатывались различные приложения к рабочим программам в тех случаях, если требования работодателей не совпадали с содержанием профессиональных компетенций модуля.

С появлением в 2015 году нормативного документа «Методические рекомендации по разработке ОПОП и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов», утвержденного Министерством образования и науки РФ, рабочая группа педагогов техникума приняла решение разработать и внедрить в образовательный процесс обновленную рабочую программу профессионального модуля ПМ.04 «Приготовление блюд из рыбы». Модуль дол-

жен включать в себя требования к будущему специалисту, заданные профессиональным стандартом, и при этом не иметь противоречий с дидактическими единицами профессионального модуля ФГОС.

***

Новый подход в профессиональном образовании, заключающийся в продуктивном взаимодействии образовательных организаций с работодателями, позволяет ежегодно корректировать ОПОП, программы модулей, практик за счет вариативной составляющей ФГОС СПО. Задача станет еще более выполнимой, когда в образовательной среде появятся отраслевые профессиональные стандарты, работа над которыми активно ведется [3, с. 4]. В перспективе коллектив техникума планирует учитывать в программных документах и требования стандарта ШогЫЗЫЬ «Молодые профессионалы».

В заключение приводим фрагменты обновленных рабочих программ по профессиональному модулю ПМ. 04 «Приготовление блюд из рыбы» (табл. 1-3).

Литература

1. Морозова Ж. В. Формирование и оценивание социальных и профессиональных компетенций обучающихся в профессиональном лицее: Науч.-метод. пособие. — Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2010. — 100 с.

2. Рекомендации по формированию вариативной составляющей федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования: методические рекомендации / Сост. Ж. В. Морозова, А. С. Килин, Т. Н. Бабкина. — Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2012. — 94 с.

3. Рекомендации по формированию вариативной составляющей ФГОС СПО в соответствии с требованиями работодателей к качеству профессионального образования: Метод. рекомендации / Сост. Ж. В. Морозова, А. С. Ки-лин, Т. Н. Бабкина. — Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2013. — 108 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 1

Соотношение ФГОС СПО и профессионального стандарта по профессии «Повар». Сопоставление единиц ФГОС СПО и профессиональных стандартов (фрагменты)

Профессиональный стандарт

ВПД: ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы ОТФ: Приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий и другой продукции разнообразного ассортимента

ПК 4.1: Производить обработку рыбы с костным скелетом

ПК 4.2: Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом ПК 4.3: Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом

Трудовая функция:

3.2.1 Организация своего рабочего места

3.2.2 Приготовление, оформление и презентация блюд, напитков и кулинарных изделий

Иметь практический опыт:

П01: обработки рыбного сырья

П02: приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы

Трудовые действия:

3.2.1

- Оценка наличия запасов рыбного сырья и нерыбных морепродуктов, полуфабрикатов из рыбы, необходимых для приготовления простых блюд, кулинарных изделий из рыбы

- Оценка наличия трудовых и материальных ресурсов, необходимых для приготовления простых блюд, кулинарных изделий из рыбы и др.

Трудовые действия:

3.2.2

- Разработка меню / ассортимента простых блюд и кулинарных изделий из рыбы

- Подготовка рыбного сырья и полуфабрикатов для приготовления простых блюд и кулинарных изделий из рыбы

- Подготовка экзотических и редких видов овощей и грибов для приготовления простых блюд из рыбы, кулинарных изделий и др.

Таблица 2

Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС СПО (фрагменты)

Профессиональный стандарт

ОТФ: Приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий и другой продукции разнообразно- ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы го ассортимента

Трудовая функция:

3.2.1 Организация своего рабочего места

3.2.2 Приготовление, оформление и презентация блюд, напитков и кулинарных изделий

Трудовые действия:

3.2.1

- Оценка наличия запасов рыбного сырья и нерыбных морепродуктов, полуфабрикатов из рыбы, необходимых для приготовления простых блюд, кулинарных изделий из рыбы и др.

3.2.2

ПК 4.1: Производить обработку рыбы с костным скелетом

ПК 4.2: Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов

из рыбы с костным скелетом

ПК 4.3: Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом

Иметь практический опыт:

П01: обработки рыбного сырья

П02: приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы

- Разработка меню/ ассортимента простых блюд и кулинарных изделий из рыбы

- Подготовка рыбного сырья и полуфабрикатов для приготовления простых блюд и кулинарных изделий из рыбы

- Подготовка экзотических и редких видов овощей и грибов для приготовления простых блюд из рыбы, кулинарных изделий и др.

Умения:

3.2.1

- Изменять ассортимент простых блюд из рыбы в зависимости от изменения спроса

- Производить анализ и оценку потребности основного производства организации питания в трудовых и материальных ресурсах и др.

3.2.2

- Изготовлять простые блюда, кулинарные изделия из рыбы по технологическим картам, фирменным рецептам, а также рецептам национальных кухонь

- Комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных блюд, кулинарных изделий из рыбы

Другие характеристики

Общие компетенции:

ОК2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК3: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы и др.

Таблица 3

Формирование содержания практики (фрагменты)

Результаты (освоенные компетенции) Виды работ на практике

Вид деятельности ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы

Учебная практика — 36 ч. - Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом

- Органолептическая проверка качества рыбного сырья

- Подбор производственного инвентаря, посуды и технологического оборудования для приготовления полуфабрикатов и простых блюд из рыбы с костным скелетом

- Безопасная эксплуатация производственного инвентаря, технологического оборудования и посуды и др. Производственная практика — 36 ч. - Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом

- Органолептическая проверка качества рыбного сырья

- Подбор производственного инвентаря, посуды и технологического оборудования для приготовления полуфабрикатов и простых блюд из рыбы с костным скелетом и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.