Н.Г. Муфтахова, В.П. Сухов
ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, учебная деятельность, интеграция, способы познания.
Аннотация: Авторы статьи рассматривают концепцию СДП как основу интеграции школьных дисциплин естественно-научного цикла и организации полноценной учебной деятельности обучающихся.
Системно-деятельностный подход включен в Концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС-2). Таким образом, авторы ФГОС-2 совершили настоящий прорыв из традиционного на поле развивающего обучения [1]. К сожалению, в образовательных стандартах не упоминается развивающее обучение (РО) и не приводится содержание его компонента - системнодеятельностного подхода (СДП).
На кафедре географии и географического образования Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы - разработана концепция СДП (опубликована в монографии и реализована в школьных учебниках по географии для 6-х и 8-х классов общеобразовательных школ России [2; 3; 4]). Она базируется на триединой основе -системной организации окружающего мира, системном подходе при его изучении и собственной учебной деятельности школьников (связь указанных компонентов очевидна). Действительно, если допустить, что окружающий мир имеет системную организацию, то единственным адекватным методом познания его выступит системный подход (принцип) и реализация концепции ограничится традиционным просвещением учащихся по принципу «учение - свет, неучение - тьма». Однако еще Конфуций утверждал, что учение без размышлений (то есть без умственной деятельности) бесполезно... Ниже дается сокращенный вариант концепции СДП [4].
Системы. Исследователями предложено около сорока определений систем. Они рассматриваются как целое, состоящее из взаимодействующих частей. Понятие системы шире простой совокупности предметов, поскольку в ней объединяются объекты, взаимодействие которых обуславливает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельным образующим ее частям. Среди систем выделяются материальные и абстрактные; для всех них характерны иерархичность (многоэтажность), интегративность, единство противоположностей и взаимосвязь.
Системный подход требует, прежде всего, расчленения объекта на составные части. Он опирается на дедуктивную ветвь познания с движением от целого к частям. Выполняя эти действия, учащиеся опираются на три правила познания, несущие функцию межпредметных способов умственных действий. Первое правило - «изучи предмет в целом, дай его
общую характеристику»; второе - «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье - «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют». Эти правила опираются на один из основных диалектических принципов познания - единство анализа и синтеза. Кроме этих правил в качестве всеобщих в сДп применяются также принципы историзма, детерминизма и раздвоения единого на противоположности.
Деятельность. Концепция СДП включает учебную деятельность (УД) школьников. Как и общечеловеческая, УД выражается в преобразовании ее объекта: для учащегося это учебный материал - источник знаний, и если он не преобразует его, а заучивает без изменений в готовом виде, то лучше говорить просто об усвоении готовых знаний. В полноценной самостоятельной УД следует выделять пять основных компонентов - учебнопознавательные мотивы: собственный ответ ученика («для чего мне необходимо изучить этот объект»); действие целеполагания («что я должен сделать»); выбор средств и методов, а также планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»); решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
СДП Ро, основанный на общих межпредметных способах умственных действий, позволяет, преодолеть одну из основных трудноразрешимых проблем традиционного обучения, связанную с противоречием между единством окружающего мира, имеющего системную организацию, и предметной разобщенностью его изучения на уроках. Проблемы, связанные с поиском связей и интеграции разобщенных школьных курсов, стали особенно актуальны в эпоху научно-технической революции, с возрастанием объема научной информации. Как следствие, увеличились количество школьных курсов и их общий объем, что вызвало перегрузки учащихся. Вполне естественно стремление исследователей и учителей найти межпредметные связи между школьными дисциплинами, изучать материал крупными блоками. Еще в тридцатые годы прошлого века в школах нашей страны были введены научные комплексы, объединившие в один предмет основы истории, географии, физики и химии. К сожалению, комплексные программы снизили уровень преподавания и знаний учащихся, поэтому понадобился ряд постановлений, восстановивших традиционную предметную систему обучения.
В настоящее время усилились поиски межпредметных связей и интеграции. Решение проблем строится, как и прежде, на подборе содержания школьных курсов, однако возможности интеграции по содержанию родственных курсов ограничены: например, как выяснилось при составлении графика прохождения учебных дисциплин в 6-м классе, учащиеся одновременно изучают изображение Земли на глобусе и картах; клетки, семя и корень растений; жизнь первобытных людей; литосферу и гидросферу и т.д.
Полноценная интеграция школьных дисциплин естественнонаучного цикла может быть достигнута на принципиально иной основе - не на связи по содержанию, а на единстве СДП и межпредметных способов познания, которыми будет преобразовываться и выстраиваться в единой логической последовательности учебный материал.
В курсе географии 6-го класса на основе правил познания, учащиеся выделяют оболочки Земли, которые разделяются на более мелкие блоки. Например, в земной коре выделяется три основных типа горных пород по условиям их образования - магматические, осадочные и метаморфические. Эта линия познания «по вертикали» может быть продолжена. Горные породы будут разделены на минералы. При дальнейшем делении неизбежен выход на молекулярный и атомарный уровни строения веществ и химические формы движения материи. В изучении данного блока эстафету примет учитель физики, а затем и химии. От общей характеристики веществ в природе, вместе с учащимися, химик выйдет на атомы и молекулы, химические элементы, на основе синтеза (третье правило познания) будут рассмотрены Периодический закон и Периодическая система элементов - важнейшие классы сложных веществ, химические превращения классов неорганических веществ.
Изучение биосферы позволяет реализовать интеграцию курсов биологии. Найдем по первому правилу познания признаки, общие для всех живых организмов: разделим далее
по второму правилу органический мир на четыре царства - бактерии, грибы, растения и животные; выявим по третьему правилу взаимодействие между ними - оно и определит понятие «живая природа». Расположим указанные царства в последовательности их образования в геологическом прошлом Земли: в каждом из них, прежде всего, даются общая характеристика и основные систематические группы; далее рассматриваются их взаимодействие, особенности жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Наиболее разнообразным царством оказываются растения; последовательность их изучения не изменяется: общая характеристика, части растений, растения - живой организм (схема 1).
Схема 1
Растения разделяются на систематические группы, которые выстраиваются для изучения в соответствии с основными этапами эволюции органического мира. Далее по третьему правилу изучаются взаимосвязи растений в природе, благодаря которым формируются растительные сообщества. В этом же блоке уместно рассмотреть и проблемы, связанные с взаимодействием «человек - растительный мир» (схема 2).
Схема 2
В царстве животных, замыкающем на современном этапе эволюцию органического мира на Земле, рассмотрим по первому правилу общие сведения о многообразии животных. Выделим далее основные типы животных. По принципу историзма выстроим выделенные типы в эволюционный ряд: простейшие - кишечнополостные - черви - членистоногие -моллюски - хордовые. По третьему правилу выявим взаимосвязи животных в природе, а также взаимосвязи животных и растений, благодаря которым формируются природные сообщества. Рассмотрим также взаимодействие «животный мир - человек».
Указанные примеры не исчерпывают возможности интеграции на основе диалектических принципов (правил) познания. Очевидно, что при изучении круговоротов горных пород, вод, циркуляции воздушных масс возможны выходы на физические явления - механические, тепловые, электрические, световые и магнитные.
В настоящее время по программе исследований на республиканской экспериментальной площадке (на базе МБОУ СОШ №141 г. Уфа) авторами проводятся эксперименты по единому курсу «География Земли» в 6-7-х классах основной школы. В традиционных программах этот курс разобщен на два самостоятельных и несвязанных между собой - начальный курс физической географии (6 класс) и география материков и океанов (7 класс). Указанные курсы базируются на эмпирическом (индуктивном) подходе «от действия к мысли» с рассмотрением разделов как рядоположенных, чередующихся с периодическими обобщениями и вопросами обобщающего повторения.
В рамках эксперимента по единому курсу географии Земли в 6-м классе учащиеся совместно с учителем начинают движение в познании, отвечающее теоретическому (дедуктивному) подходу с движением в познании «от мысли к действию» с решением задач «в уме» до практической реализации: прежде всего, рассматривался вопрос, как изучать Землю; были сформулированы правила познания, на основе которых составлен опорный план изучения Земли (схема 3).
Схема 3
Далее учащиеся под руководством учителя переходили к действию: следуя опорному плану, они определяли, что уже изучено и к какому блоку необходимо приступить, то есть самостоятельно выполняли действие целеполагания. При изучении выделенных в опорном плане оболочек для каждой из них составлялся опорный план - они разделялись на части (как бы вскрывались), учащиеся мысленно проникали в них, начинали движение к сущности исследуемых объектов, совершая восхождение от абстрактного к конкретному. Изучая выделенные в опорных планах объекты, учащиеся, разделившись на группы, заимствовали их описание из любых источников, в том числе традиционных учебников. Заимствованная информация свертывалась в буквенной и кодовой форме и помещалась в блоки опорного плана, который таким образом преобразовывался в опорную схему. Выполненные в тетрадях опорные схемы использовались при ответах - по ним учащиеся развертывали информацию в полных последовательных ответах.
В 7-м классе учащиеся совместно с учителем мысленно обратились к географической оболочке (ГО) - тому рубежу, на котором они остановились в 6-м классе. Вместе с учителем они убедились в том, что их знания о ГО пока еще схематичны для того, чтобы достаточно полно познать окружающий мир. Следовательно, необходимо продолжить изучение этой оболочки. Составляется опорный план изучения ГО (схема 4); при этом учащиеся опираются на принцип преемственности, производят перенос и пользуются уже известными им правилами познания, позволяющими наращивать единую цепочку, связующим звеном которой в курсах географии 6-го и 7-го классов выступает Го.
Схема 4
Если попытаться мысленно разделить ГО на части, то выяснится, что в ГО - крупной системе - проявляется иерархичность, которая имеет сложную мозаичную структуру и состоит из множества природных комплексов (ПК) различных масштабов, в том числе и низших (небольших), например, ПК озера, луга, болота и т.д. В каждом из ПК взаимодействуют шесть природных компонентов. Чтобы «не затеряться» среди природных комплексов ГО, необходимо выявить факторы их формирования и двигаться вместе с ними от общего к единичному, совершая восхождение в познании от абстрактного к конкретному. Прежде всего рассмотрим вместе с классом простой вопрос: какие же факторы определяют целостность ГО? Среди них выступает два основных: внешний - солнечная радиация и внутренний - энергия внутренних частей Земли. В настоящее время достаточно ощутимо проявляется и антропогенный фактор - влияние людей на ПК. Внешние факторы определяются как зональные, благодаря им происходит неравномерный нагрев поверхности Земли. Внутренние факторы выступают как азональные. Взаимодействуя между собой, они определяют внешние и внутренние процессы. Учащиеся восстанавливают в памяти понятия о противоположностях окружающего мира, которыми они оперировали при изучении Земли в курсе географии 6 класса. Учитель помогает им осознать, что внутренние процессы проявляются в основном как созидающие, а внешние преимущественно как разрушающие. Эти процессы выступают как противоположности.
Благодаря внешним зональным факторам, главным образом соотношения тепла и влаги, образовались зональные ПК - географические пояса. Внутри них выделяются природные зоны. Расположение поясов и зон подчиняется закону географической зональности, они находятся в тесной связи с климатическими поясами и простираются в широтном направлении. На суше природные зоны сменяются не только в направлении от экватора к полюсам, но и от побережий океанов в глубь материков.
Смена природных зон происходит и в горах при понижении среднегодовой температуры с увеличением высоты. В результате проявляется высотная поясность.
Благодаря внутренним азональным факторам, обусловившим строение и состав литосферы, а также характер рельефа, сформировались азональные ПК. Крупнейшими среди них являются материки и Мировой океан. Эти два крупных ПК подразделяются на более мелкие. Прежде всего, рассматриваются зональные ПК - системы более высокого ранга в сравнении с азональными. Опорный план их изучения детализируется. Вслед за ними изучаются азональные ПК. Вначале дается их общая характеристика. При этом вычленяется то общее, что их объединяет - к примеру, геологическая история и геологическое строение материков, общие закономерности размещения полезных ископаемых, основные типы климата и т.д. Далее при изучении отдельных материков учащиеся извлекают этот материал ретроспективно, как бы оглянувшись назад. Кроме того, ими используются сведения, усвоенные при характеристике зональных ПК географической оболочки. Эти данные надстраиваются тем особенным, единичным, что является характерным именно для этого материка, что выделяет его как крупный и самостоятельный ПК. Антропогенные факторы и ландшафты изучаются в пределах каждого материка. Указанная последовательность сохраняется и при изучении океанов.
В заключение курса «География Земли» рассматриваются основные закономерности развития ГО - целостность, ритмичность, зональность. В этом разделе вскрываются также проблемы взаимодействия природы и человека, влияние его на развитие ГО.
Технология, основанная на применении диалектических принципов (правил) познания, позволяет ученику стать субъектом собственного обучения и воспитания. К достоинствам СДП относятся: рациональные умственные действия, которые применимы при самостоятельном изучении основ различных наук и профессиональных знаний, а также процесс самовоспитания, который характеризуется умениями выполнять действия «в уме» и оценивать их на основе рефлексии. Естественно, что СДП РО требует профессионального повышения квалификации учителей: при реализации новой технологии на основе СДП РО потребуется разработка диагностических материалов, которые показывали бы не только уровень усвоенных учениками знаний, но и действительно направляли их развитие.
Анализ успеваемости (100 %) и качества знаний (до 80%) по географии, а также наблюдений и тестирование позволяют утверждать, что при организации полноценной самостоятельной УД на основе общих способов умственных действий у учащихся формируется система знаний, основанная на теоретическом познании и мышлении. Развиваются способности к самообучению и самовоспитанию, что подтверждает эффективность обучения и целенаправленного развития учащихся, основанного на новой технологии СДП РО.
1. Кондаков, А.М. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (второго поколения) [Текст] / А.М. Кондаков и др. - М.: Просвещение, 2008.
2. Сухов, В.П. География СССР : учеб. для 8 класса средней школы [Текст]. Ч.1. / В.П. Сухов. - М. : Просвещение, 1991.
3. Сухов, В.П. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса [Текст] / В.П. Сухов. - 4-е издание. - М. : Просвещение, 2004.
4. Сухов, В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников [Текст] : моногр. / В.П. Сухов. - СПб. : РГПУ им. Герцена, 2004.