Научная статья на тему 'Обобщение педагогического опыта по теме: «Изучение пустынь на уроках географии в школе»'

Обобщение педагогического опыта по теме: «Изучение пустынь на уроках географии в школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУСТЫНЯ / АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / ПРОБЛЕМЫ ОПУСТЫНИВАНИЯ / НОМЕНКЛАТУРА / КАРТА / ЗАПОВЕДНИК / ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогозина Галина Николаевна

в 70 годы в мире заговорили о глобальных проблемах, опустынивание одна из таких проблем. Поэтому важно в школе формировать знания о пустынях и опустынивании, используя разные методы и приемы обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обобщение педагогического опыта по теме: «Изучение пустынь на уроках географии в школе»»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Изучение пустынь на уроках географии в школе» Рогозина Г.Н.

Рогозина Галина Николаевна /Rogozina Galina Nikolaevna - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №31, г. Иркутск

Аннотация: в 70 годы в мире заговорили о глобальных проблемах, опустынивание - одна из таких проблем. Поэтому важно в школе формировать знания о пустынях и опустынивании, используя разные методы и приемы обучения.

Abstract: in 70 years in the world talking about global issues, desertification is one of those problems. Therefore, it is important the school is to form knowledge about deserts and desertification, using different methods and techniques of teaching.

Ключевые слова: пустыня, антропогенный ландшафт, проблемы опустынивания, номенклатура, карта, заповедник, человек и природа.

Keywords: desert, anthropogenic landscape, desertification, item, map, nature reserve, man and nature.

У каждого человека есть представление о том, что такое пустыня, но не всем известен тот факт, что пустыни характерны для многих регионов мира. Изучение и формирование понятий о пустынях и опустынивании, актуально и необходимо знать какую представляет опастность и какую глобальную проблему порождает в современном мире. Генеральная Ассамблея ОНН провозгласила период с января 2010 года по декабрь 2020 года Десятилетием ООН, посвященным пустыням и борьбе с опустыниванием.

В условиях работы по новому федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, необходимо изменение целей школьного географического образования, а также структуры и содержания курса географии.

Методики курса географии материков и океанов в его традиционном содержании и структуре достаточно хорошо разработаны, курс оснащен целым комплексом средств обучения, и это давно освоено в работе учителя географии. В содержании и структуре курса целесообразно сохранить связь между прошлым и новым содержанием и структурой. Изучение материков и океанов традиционно вызывает большой интерес у школьников, который во многом связан с его страноведческой составляющей. Эта составляющая в большой мере отражает все новые цели в школьной географии и непосредственно рассматриваемого курса. Главное создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы, познакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимой каждому человеку нашей эпохи.

Важная цель курса географии - воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей; раскрыть на конкретных примерах отрицательное и положительное влияние хозяйственной деятельности человека на природу. В изучении курса необходимо раскрыть закономерности с позиции землеведения, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений.

Понимание природных особенностей материков и океанов, включает в себя изучение их современного состояния с точки зрения жизни человека и развития общества в разных социально-экономических условиях, растущей зависимости состояния природы от деятельности человека. Завершая изучение материка характеристикой природных различий его территории, типичных природных комплексов, особое внимание обращено на изменения в природе комплекса и всего материка. До недавнего времени пустыни рассматривались в школьном курсе географии поверхностно. Пустыни изучаются как крупный природный комплекс, находящийся в тесном взаимодействии с литосферой, атмосферой и биосферой.

Школьники проявляют большой интерес к изучению пустыни и ее частей. Одна из причин этого все более возрастающий поток информации о проблемах, загадках, гипотезах и открытиях в пустыне. Поэтому при изучении пустыни лучше всего использовать новые формы изложения материала. Планирование уроков по пустыням не должны быть стандартными.

На уроках по изучению пустыни также можно использовать различные картосхемы, диаграммы, профили, таблицы. Различные виды заданий обеспечивают умственное развитие учащихся. Особенно эффективны для развития мышления учащихся проблемные задачи, необходимо и формирование экологического сознания школьников. При изучении пустыни учащиеся узнают о глобальном характере экологической проблемы, о возможностях экологической катастрофы, которая стала большой реальностью и для пустынь.

Познание главных особенностей природы пустыни значительно углубит и расширит круг знаний учащихся и поможет школьникам лучше овладеть теоретическими знаниями об общих географических закономерностях.

С точки зрения общей логики содержания учебника - пустыни показаны в качестве компонента природы планетарного масштаба - так велико ее воздействие на природу Земли в целом. Взаимодействие пустыни с литосферой и атмосферой обуславливают все многообразие природы.

Творческие уроки помогут сделать этот материал интересным, помогут активизировать деятельность учащихся на уроках.

Урок: Проблемы охраны природы

Содержание урока - рассмотрение комплексных проблем рационального природопользования и охраны материка.

Форма организации учебной деятельности учащихся - групповая работа с листами - заданиями и коллективное обсуждение их результатов.

1.Учащиеся заранее (по желанию, с учетом мнения учителя) разделяются на группы по 4-6 человек.

2.Каждая группа заранее знает, над какой проблемой ей предстоит работать.

3. В течение 15-20 минут учащиеся работают с заданием, готовят материал на общее обсуждение. Учитель четко объясняет, какой результат групповой работы учащиеся должны вынести на коллективное обсуждение.

Регламент выступления групп 3-4 минуты.

Урок: Природные зоны мира и пустыни (урок-путешествие)

Цель урока: Обобщение знаний учащихся о размещении и причинах смены природных комплексов на суши: умение их объяснить, умение анализировать содержание карт.

Оборудование: Климатическая карта и карта природных зон мира, атласы, таблички с названиями всех природных зон, станций, инструктивные карточки.

Содержание урока:

1.Объяснение хода урока - путешествия, краткое содержание заданий для каждой станции.

2.Путешествие по станциям.

3. Подведение итогов.

Станция «Номенклатура». Дать определение понятий: природная зона, природный комплекс, широтная зональность, высотная поясность, природный ландшафт, антропогенный ландшафт.

Станция «Карта»:

1. Назвать и показать на карте пустыни мира и одного из материков (по выбору).

2. В каком направлении располагается зона? Показать на карте. Причины расположения пустынь на материке.

3. Используя таблички с названиями природных зон, распределять их в последовательности на одном из материков (по выбору).

Из предложенного набора табличек с названием пустынь ученик выбирает и прикрепляет их на карте материка. Если позволяет время на уроке, то можно эту работу выполнить на карте всех материков, за исключением Антарктиды. Почему?

4. Используя инструктивную карточку (зависимость растительности и животного мира от климата), ответить на любые 2-3 вопроса. Сделать вывод.

5. Выбрать правильный ответ. В чем проявляется приспособляемость растений пустынь к окружающей среде:

а. деревья искривленные, с редуцированными листьями;

б. деревья вечно зеленые, имеют широкие и жесткие листья;

в. в засушливый период травы выгорают, многие деревья сбрасывают листву.

Задание: сопоставить климатическую карту и карту пустынь.

1. Пользуясь ориентирами, мысленно перенести эти области на климатическую карту.

2. Выяснить для данной территории годовое количество осадков.

3. Определить среднюю температуру самого холодного и самого теплого месяцев.

4. По карте природных зон найти области, занятые пустынями.

5. Мысленно перенести области на климатическую карту.

6. Определить для этих областей годовое количество осадков и среднюю температуру.

7. Сравнить климатические условия пустынь с соседними зонами и сказать, чем вызвана смена растительности - изменением температуры или изменением условий увлажнения.

8. Найти области пустынь и полупустынь. Чем объясняется распространение здесь пустынь?

9. Найти сухие субтропические области и влажные. Выяснить количество осадков и температурные условия.

Станция «Заповедник»:

Назвать и показать на карте заповедники и национальные парки на одном из материков. С какой целью они созданы?

Станция «Человек и природа»:

Привести 2-3 примера благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на природу в результате его хозяйственной деятельности.

В заключение урока - обобщение, итоги, выставляются оценки.

Карточки - задания по курсу географии материков при изучении пустынь материков.

Серия карточек - заданий по курсу VII класса включает вопросы: природные зоны, различия по материкам южного полушария. В курсе географии материков школьники впервые встретились с важными понятиями пустыни, природные зоны, устанавливают черты сходства и различия между ними. Для закрепления и расширения этих знаний в пособие включены карты расположения пустынь и природных зон в Африке. При

отборе номенклатуры за основу взяты программа и учебник по географии материков. Однако число пустынь и природных зон, нанесенных на карты, несколько больше это сделано для того, чтобы дать школьникам возможность более правильно представить общую картину размещения пустынь на материке в целом и в отдельных его частях. Аналогичных карт ни в одном из пособий по курсу географии материков нет. Поэтому использовать их надо во время объяснения нового материала. Учитель, спроецировав подобную карточку на экран, знакомит учащихся с легендой карты, организует беседу по ее анализу и помогает сделать выводы об особенностях размещения пустынь на территории материка. Такие задания целесообразно использовать и на этапе проверки знаний. В этом случае ответ могут готовить (письменно или устно) сразу два ученика. С этой целью количество вопросов следует разделить между ними.

Карточка №1

1.В какой природной области Африки расположена Сахара?

2.Какие пустыни характерны для Сахары?

3.По физической карте атласа, определите: какие пустыни и в каких частях Сахары преобладают. Какие условия способствовали их образованию?

Карточка №2

1.В какой природной области Африки расположена Калахари?

2.Используя рисунок и карту атласа (стр. 4) определите: формы рельефа, характерные для Калахари, преобладающую высоту над уровнем моря.

3.По климатической карте, определите: какая часть Калахари изображена на рисунке. По каким признакам вы это определили? Какие растения вы видите на рисунке?

Карточка №3

1.Какую часть Австралии занимают полупустыни и пустыни?

2.Как иначе называют полупустыни этого материка?

З.Чем отличаются пустыни Австралии от пустынь Африки?

4.Как население использует эти территории?

Карточка №4

1.Какая природная зона изображена на рисунке? По каким признакам вы ее определили?

2.Определите различие в изображение этой зоны на рисунках и объясните причины.

3.Используя карты атласа, определите географическое положение зоны, климатические условия, почвы. Объясните, как растения и животные приспособились к природным условиям этой зоны.

Пустыня отличается большими природными контрастами, резкими переходами от благоприятных естественных условий к неблагоприятным условиям. Непрерывный территориальный рост пустыни, ухудшение природной обстановки непосредственно в пустыне из-за роста массивов образования песков, снижение кормовой емкости пастбищ, засоление орошаемых земель и подземных вод, увеличение засушливости и т. д. -в связи с такими процессами, необходимо противостоять этим вредным для здоровья и жизни людей природным явлениям, принимать профилактические меры. На основе знания законов, по которым живет и развивается пустыня, умело использовать данные территории. Природные особенности аридных земель заставили тех, кто веками и многими поколениями жил в пустыне, приспособиться к ее экологической системе, суметь обойти прямое воздействие. Люди научились создавать в местах своего проживания особый микроклимат, нашли возможность перебросить воду в безводные места, ограничить свои потребности в воде, заниматься земледелием и скотоводством в сложных условиях, выращивать приспособленные к засушливым условиям сорта культурных растений, и разводить некоторые породы домашнего скота. В пустынных районах находятся ценные и редкие природные ресурсы. Пустыня для многих народов - родной дом!

Литература

1. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, М.: Дрофа, 2009, 298с.

2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: 2 ч. 7 класс, М. Русское слово, 2012,

278с.

3. ЛобжанидзеА.А. География России. Эколого-экономические аспекты. Учебное пособие для 8-9 классов, М.,

Просвещение, 1996, 96с.

4. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов, М., Мысль, 1991, 431с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.