Научная статья на тему 'Интеграция российской системы образования в мировое культурно-образовательное пространство'

Интеграция российской системы образования в мировое культурно-образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1647
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CULTURAL-EDUCATIONAL SPACE / CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION / INTEGRATION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Людмила Алексеевна

С позиции синергетического подхода рассматриваются проблемы интеграции российской системы образования в мировое культурно-образовательное пространство, что вызвано модернизацией отечественного образования, переходом на двухуровневую систему обучения (бакалавриат магистратура), дальнейшим развитием общества знаний, трансформацией требований к образованию и качественным изменением культурно-образовательной среды человека. В предложенной синергетической модели выделено ядро и культурный (защитный) пояс, проанализирована роль образования в формировании и развитии пространства, его ядра и периферии, определены функции каждого компонента культурно-образовательного пространства. Культурно-образовательное пространство рассматривается как система динамическая, самоорганизующаяся, диссипативная, подверженная бифуркациям. Интеграция образования в это пространство будет иметь собственный хронотоп, формы и методы интеграции могут совпадать или отличаться в разные периоды. Сформулированы принципы взаимодействия (целостности, управляемости, динамичности и т. д.), определены перспективные формы интеграции (централизация, координация, специализация и т. д.). Выбор формы взаимодействия связан с многообразием интеграционных приемов и зависит от различных факторов, в т. ч. и от образовательных потребностей людей и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION INTO WORLD CULTURAL-EDUCATIONAL SPACE

In the article from the position of synergetic approach the problems of integration of Russian system of education into world cultural-educational space are reviewed, that is caused by modernization of native education, change into two-level system of education (bachelor magistracy), further development of the society of knowledge, transformation of demands to the education and the change of cultural-educational environment of a human. In the proposed synergetic model the core and cultural (safety belt) is marked, the role of education in formation and development of the space, its core and circumference is analyzed, the functions of each component of cultural-educational space are defined. Cultural-educational space is reviewed as a dynamic, self-organizing, dissipative, undergoing bifurcation system. Integration of education into this space has its own chronotope, forms and methods of integration may be the same or different in different periods. The principles of cooperation (integrity, controllability, dynamic and etc.) are formulated, prospective forms of integration are defined (centralization, coordination, specialization and etc.). The choice of the form of cooperation is connected with the variety of integration methods and depends on many factors, i. e. on educational needs of people and the society in general.

Текст научной работы на тему «Интеграция российской системы образования в мировое культурно-образовательное пространство»

УДК 378

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

© Людмила Алексеевна ПРОНИНА

Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, директор, e-mail: tambovlib@gmail.com

С позиции синергетического подхода рассматриваются проблемы интеграции российской системы образования в мировое культурно-образовательное пространство, что вызвано модернизацией отечественного образования, переходом на двухуровневую систему обучения (бакалавриат - магистратура), дальнейшим развитием общества знаний, трансформацией требований к образованию и качественным изменением культурно-образовательной среды человека. В предложенной синергетической модели выделено ядро и культурный (защитный) пояс, проанализирована роль образования в формировании и развитии пространства, его ядра и периферии, определены функции каждого компонента культурно-образовательного пространства. Культурно-образовательное пространство рассматривается как система динамическая, самоорганизующаяся, диссипативная, подверженная бифуркациям. Интеграция образования в это пространство будет иметь собственный хронотоп, формы и методы интеграции могут совпадать или отличаться в разные периоды. Сформулированы принципы взаимодействия (целостности, управляемости, динамичности и т. д.), определены перспективные формы интеграции (централизация, координация, специализация и т. д.). Выбор формы взаимодействия связан с многообразием интеграционных приемов и зависит от различных факторов, в т. ч. и от образовательных потребностей людей и общества в целом.

Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, культурно-образовательная среда, российская система образования, интеграция, взаимодействие.

В настоящее время отечественное образование, высшие учебные заведения предпринимают успешные попытки интеграции в мировое культурно-образовательное пространство. Многие вузы активизировали международную деятельность, осуществляют подготовку иностранных студентов, развивают академическую мобильность студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, проводят совместные научные исследования, участвуют в конкурсах грантов и т. д. Многие отечественные вузы стремятся войти в рейтинг лучших высших учебных заведений мира, причем данная задача ставится Правительством РФ. Интеграция российской образовательной системы в мировое культурно-образовательное пространство необходима по ряду причин: во-первых, это реализация Болонского соглашения и модернизация системы высшего образования в стране; во-вторых, роль и значение культуры и образования в условиях информационного общества, общества знания усиливаются, т. к. именно реальность характеризует экзо-генно-внегенетический принцип накопления, передачи и преобразования информации, а качество жизни и деятельности в современ-

ных условиях связано и не может развиваться без информации - наиболее выраженной формы культуры; в-третьих, культурно-образовательное пространство - среда обитания человечества, и уровень образования и культуры зависит от уровня взаимодействия с нею. Данные проблемы являются предметом обсуждения на научных форумах, конференциях, решаются и на практическом уровне (например, [1; 2]).

Современные требования, которые предъявляются обществом к высшему образованию, а также университетской науке, к уровню развития академической мобильности, кластерным публикациям, социокультурным, научным коммуникациям, ставят перед российскими вузами задачу изменить свою деятельность так, чтобы было обеспечено успешное вхождение в мировое культурно-образовательное пространство. Национальные образовательные системы в мировой практике стремятся к сотрудничеству и формированию общего культурно-образовательного пространства, созданного на принципах добровольного участия в процессе интеграции. Цель интеграции образовательной системы с культурно-образователь-

ным пространством - накопление и совместное использование знаний, культурного наследия. Следовательно, содержание будущего образования - это современное культурное наследие. Именно оно является ядром культурно-образовательного пространства.

В настоящее время, когда процессы информатизации и глобализации становятся приоритетными, облик культуры, в т. ч. и образования, определяется усиливающейся интеграцией культурных конфигураций в культурное целое. На наш взгляд, точнее говорить о бурном развитии мирового культурно-образовательного пространства. Поэтому, анализируя проблемы интеграции отечественного образования в данное пространство, целесообразно рассмотреть его современное состояние, выделить его компоненты и элементы, функции и тенденции в развитии, что позволит выбрать и применить интеграционные механизмы в каждом конкретном случае. Такой подход становится особенно актуальным в современных условиях глобализации и информатизации, проникающих во все стороны жизни общества, но наиболее спорные моменты порождаются именно в сфере культуры и образования (например, сохранение идентичности).

По мнению многих исследователей, глобализация культуры в принципе невозможна, поскольку порождает конфликт культур. Культурно-образовательное пространство, рассматриваемое как ценность современного глобального общества (которое сформировалось и активно развивается благодаря информатизации), позволяет решить проблемы толерантности, культурного релятивизма, восприятия и понимания разных культур, сохранения индивидуальных особенностей каждой. Этому способствуют не столько процессы глобализации образования (где образование - канал продвижения), сколько интернационализация и интеграционные тенденции, присущие разным процессам, отраслям, направлениям развития и т. п.

Рассмотрим современное состояние культурно-образовательного пространства с учетом двух тенденций - глобализации и информатизации. В современных условиях любое пространство открыто: оно не имеет конкретных границ, его элементы соединены в хаотическом и противоречивом единстве, и оно прерывисто. Именно поэтому все актив-

нее используется синергетический подход к решению данной проблемы (например, [3-5]). В культурном, образовательном, информационном и т. п. пространствах можно выделить участки с относительно высоким социальным взаимодействием и развитыми связями. Но есть и участки слабого взаимодействия, где коммуникационные процессы происходят очень медленно. Принцип многомерности достаточно легко проецируется и на культурно-образовательное пространство, где можно выделить горизонтальные и вертикальные уровни. Так, горизонтальные уровни выделяются исходя из сложности пространства и вполне адекватны уровням культуры и образования. Одновременно можно выделить и вертикальную многомерность культурно-образовательного пространства, где мерой выступает территория. Культурно-образовательное пространство лишь условно можно назвать устойчивым, ибо оно пребывает постоянно в процессе изменения и воспроизводства. Культурно-образовательное пространство - явление уникальное, при анализе которого необходимо учитывать целостность и множественность его проявлений, выявлять причины порождения культурного многообразия. Мы также использовали синергетический подход для анализа культурно-образовательного пространства, построили синергетическую модель культурно-образовательного пространства и проанализировали состояние и изменения в образовании [4]. Для выделения форм интеграции образования и культурно-образовательного пространства необходимо определить сущность последнего и найти те области, где интеграция возможна. Так, в культурно-образовательном пространстве мы выделили ядро и периферийную часть. Наличие относительно устойчивой части (ядра), сохраняющейся на протяжении более или менее длительного исторического периода, и создает устойчивость культуры. Тогда образовательные парадигмы разных стран, реализуемых в течение определенного периода, будут частью ядра. Культурно-образовательное пространство неоднородно по своему содержанию. Например, по идеям и представлениям, в т. ч. в сфере образования, которые разделяют большинство членов общества, или по средствам символического взаимодействия (языкам). В связи с этим оно делится на поля, ко-

торые неизбежно приобретают социокультурный характер. Культурное (образовательное) поле является отражением основных характеристик социального поля, а устойчивые формы социальной практики (образовательной практики) порождают относительно устойчивые нормы и ценности, закрепляющие их, средства символической коммуникации, делающие взаимодействие возможным.

Ядро состоит из множества элементов в форме фольклора, мифологии, обычаев, традиций, правил бытового поведения, обрядов, языковых структур и конечно образовательных парадигм, образовательных теорий и практик, которые являются формой проявления данного потенциала. В связи с этим оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью, т. к. ориентировано на выполнение функций культурной аккумуляции: создание документальной памяти цивилизации и образования культурного наследия. Образование в нашем случае - это также культурное наследие. Информация, аккумулируемая в ядре, транслируется от поколения к поколению в первую очередь через систему воспитания и образования.

Процесс трансляции состоит в квантовании культурного информационного запаса и дублирования его крайне малых порций на множественной группе носителей. Частично образовательный процесс можно характеризовать данным образом. В этом случае надежность трансляции гарантируется избыточностью, для поддержания которой при передаче культурного опыта задействовано население Земли, которое в большинстве проходит через разные стадии образования, а в условиях информационного общества процент людей с высшим образованием значительно вырос.

Для сохранения ядра возникает особый культурный пояс, который пропускает информацию, идущую от него, одновременно фильтруя информацию, поступающую извне, т. е. происходит анализ всех инфопотоков. Если информация несет угрозу существованию ядра, то она нейтрализуется, растворяется в защитном поясе, поэтому процессы аккультурации практически никогда не заканчиваются полным уничтожением конкретной культуры. В условиях модернизации образования, внедрения единых организационных форм (например, бакалавриат - маги-

стратура) любая страна сохраняет свою идентичность образовательной системы, встраивает накопленные образовательные традиции и потенциал в современные формы. Кроме того, такой пояс выполняет функцию адаптации к изменениям в окружающей среде. Высшее образование производит отбор той информации, которая должна транслироваться, и сохраняет ее в ядре культурно-образовательного пространства, но на первых этапах, когда идет анализ информации, образование выступает как защитный пояс.

Следовательно, культурно-образовательное пространство - сложный феномен, где образование является частью и его ядра, и его защитного пояса. Высшее образование -это устоявшийся институт, который накапливает и одновременно транслирует наследие общества. Именно поэтому оно входит в ядро пространства. Но высшее образование активно взаимодействует с внешней средой и развивается в ответ на потребности общества, поэтому будет иметь и активно меняющуюся часть. И данная часть будет находиться на стыке ядра и периферии. Причем та часть, которая формируется как элемент периферии, будет постоянно стремиться к ядру, сдвигаясь на рубежные формы, а по мере развития устойчивости будет «перетекать» в ядро.

Динамику культурного развития, в т. ч. и развития образования, можно определить уровнем взаимодействия традиций и инноваций. Образование - достаточно консервативный институт, и для изменений в образовательных парадигмах должно пройти время и произойти оценка и отбор лучших образцов, но одновременно образование оперативно реагирует на изменения в образовательных запросах общества и индивида. В этом случае в основе развития образования лежат информационные процессы, а именно возникновение, распространение, усвоение, передача и хранение информации. Тогда традицию мы рассматриваем как форму закрепления информации о прошлых состояниях общества (в т. ч. культуры и образования), играющей важную роль для программирования жизнедеятельности. Инновация же - это форма распространения новой информации, причем степень ее усвоения зависит от характера полей, в которые она попадает, от воздействия внешних факторов и т. д. В ре-

зультате информация является источником развития культуры и образования и основным каналом этого развития, т. к. наследуется в форме социального опыта и способствует возникновению социальной памяти. Место и роль информации в структуре социальной памяти определяется ее регулятивным началом в процессе взаимодействия традиций и инноваций в культурном, в т. ч. образовательном развитии. В этом ракурсе мы видим, что культурно-образовательное пространство развивается по аналогии с информационным. Выделение пространства с определенным статусом (культурного, информационного, образовательного, правового и т. д.) связано с приоритетами одного из компонентов сферы по отношению к остальным, но границы, на наш взгляд, остаются неизменными. Различные линии напряженности существуют и в культурном, и в информационном и т. п. пространствах, что связано с многообразием культурных и информационных феноменов. В связи с этим можно говорить о совпадении границ культурно-образовательного и информационного пространств, что связано, на наш взгляд, в первую очередь с тем, что культурные явления имеют информационную природу. Культура (и образование в том числе) вбирает в себя все, что создано человечеством, причем трансляция идет как на генетическом уровне (затем это проявляется, например, в культуре повседневности), так и от поколения к поколению. Образовательная деятельности по своей сути тоже относится к информационной, или точнее - в ее основе лежат информационные процессы. Поэтому интеграция информационной деятельности явно способствует интеграции образования, а формы информационного взаимодействия будут актуальны и для образования.

Следовательно, культура как универсальная результирующая развития общества органично связана с информацией и информационными процессами. Образование - это также универсальная результирующая развития общества. Культурно-образовательное пространство мы классифицируем как органическое целое, где все составные части объединены общими ценностями. Оно имеет свою структуру, функции, динамику, воплощает образную модель окружающей действительности. Культурно-образовательное пространство - это среда повседневного оби-

тания людей, поэтому та часть пространства, которая находится в непосредственной близости, и есть культурно-образовательная среда. Образовательные концепции, выступая компонентом ядра культурно-образовательного пространства, стремятся к взаимодействию с потребителями, становясь компонентами культурно-образовательной среды. Именно здесь происходит взаимодействие с участниками образовательного процесса. Адаптируясь к потребностям, образование и выбирает форму и участников взаимодействия - специализацию, координацию, кооперирование и т. д.

С точки зрения синергетики можно рассмотреть эволюцию культурно-образовательного пространства, которую следует изучать, основываясь на локализации процессов развития культурной среды. Интеграция образования в эту среду будет иметь собственный хронотоп, причем формы и методы интеграции могут совпадать в разные периоды, а могут и отличаться. Это связано с многообразием интеграционных приемов, где выбор будет зависеть от различных факторов, в т. ч. и от запросов людей и общества в целом. Культурная среда, которая, исходя из перечисленных ранее ее параметров, является непрерывной и нелинейной, потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов - различные типы структур. Проблемы взаимодействия с такой средой, ощущения человека при использовании возможностей культурно-образовательного пространства (например, [5]) должны проектироваться и на образовательные системы.

Опираясь на синергетику, мы утверждаем, что культурно-образовательное пространство, как сложная система, обладает следующими характеристиками:

- динамична, находится в неравновесном состоянии;

- самоорганизующаяся, способна к стабилизации некоторых параметров;

- диссипативна, поскольку ее существование поддерживается постоянным информационным обменом;

- подвержена бифуркациям, т. е. имеет определенные «управляющие параметры» с критическими (пороговыми) значениями.

Современное культурно-образовательное пространство мы определяем как сложную открытую систему в состоянии временного

равновесия, т. к. ее элементы не имеют жестких структурных связей и постоянно пополняются новыми. Главная функция ядра культурно-образовательного пространства - это сохранение и передача самоидентичности социума. Этнокультурная целостность определяется системой ценностей, которая и является ядром культуры. Тогда ядро культуры - это социогенетический код, обеспечивающий устойчивость социального организма, защищающий его от воздействий импульсов других культур, особенно если они несут угрозу существованию. Образование -это ДНК, по которому мы можем судить об уровне развития цивилизации.

Синергетическое осмысление культурно-образовательного пространства в масштабах единого проблемного поля приобретает ценность в связи с жизненно важной необходимостью анализа и решения современных культурных, образовательных проблем. Таким образом, современное культурно-образовательное пространство развивается на принципе устойчивого неравновесия, благодаря которому обеспечивается выход на оптимальные паттерны в постбифуркационном пространстве эволюции.

Информатизация привела к расширению мира за счет виртуальной реальности или киберпространства. Реальность удваивает в виртуальности свое разнообразие, воплощая в информационных двойниках подлинные вещи, идеи, отношения, самого человека, а емкость виртуального мира безгранична. И здесь проявляется принцип синергетики, который можно определить как «удаление от естества». В процессе социокультурной эволюции закономерно возрастает удельный вес искусственной сферы обитания человека, а этот процесс может выводить систему на границы ее устойчивости. Действительно, Интернет - это самое большое хранилище артефактов культуры, это всемирная библиотека, музей, архив и т. п., равнодоступные всем. Современное культурно-образовательное пространство - это и особая онлайновая среда для общения студентов, профессорско-преподавательского состава, взаимодействия вузов, национальных образовательных систем и национальных культур в условиях глобализации. Образование не только встраивает свой потенциал в виртуальную часть культурно-образовательного пространства и ис-

пользует ее потенциал в своих нуждах, но и использует новые технологии для внесения изменений в сущность образовательной системы (например, появление нового вида -дистанционного образования и т. п.).

Культурно-образовательное пространство, как сложная система, полифункционально. Мы дифференцируем его функции на две группы: функции отдельного компонента и сквозные функции, присущие всем компонентам. Так, ядро культурно-образовательного пространства выполняет информационно-коммуникативную (производство, накопление и передача знания), аксиологическую или нормативную функции. Культурный пояс, соответственно, выполняет защитную (расширение возможностей приспосабливания к миру, данная функция содержит дисфункцию), сигнификативную (приписывая значения и ценности, расширяя сферу культурного освоения мира), преобразовательную (способствует превращению знаний в духовно-практические ценности), аксиологическую (оказывает помощь личности в осознании значимости для себя, для общества тех или иных событий, явлений и др., участвует в формировании личностного отношения к тем или иным культурным ценностям); охранительную (способствует сохранению памятников истории и культуры) функции. Для культурного поля характерны креативные или преобразующие (преобразование и освоение мира) функции. Мы выделяем такие сквозные функции культурно-образовательного пространства, как социализирующую (приобщение личности к нормам и ценностям культуры); гуманизирующую (становление и развитие человека как человека); познавательную (создание картины мира и познание его); креативную (преобразование и освоение мира); коммуникативную; релаксационную; информационную; интегративную (интегрирует различную информацию, накопленную в различных общественных институтах (библиотеках, архивах, музеях и т. п.).

Синергетика открывает лишь необычный ракурс рассмотрения феномена культурно-образовательного пространства. На наш взгляд, это позволяет приступить к разработке и реализации наступательной стратегии по интеграции национальной системы высшего образования и мирового культурно-образовательного пространства, что требует решения

ключевых вопросов, связанных с современными формами и методами интеграции. Необходимо разработать и регулировать последовательность интеграционного процесса с учетом структурных изменений, а также механизма взаимодействия. Следовательно, интеграция в единое культурно-образовательное пространство открывает не только новые перспективы перед российской образовательной системой, но и ставит сложные проблемы, связанные с разработкой теоретико-методологических основ вхождения вуза в мировое культурно-образовательное пространство с сохранением национальных особенностей и достижений.

На наш взгляд, при разработке теоретико-методологических основ интеграции российской образовательной системы в мировое культурно-образовательное пространство целесообразно исходить из следующих принципов последнего:

- целостности: изменение какой-либо части может служить основанием для трансформации другой;

- многоуровневого характера: построение иерархической модели взаимодействия;

- собственно взаимодействия: элементы взаимодействуют друг с другом, вступают в сильные взаимные связи;

- управляемости: наличие управляющего механизма;

- динамичности: интеграционный механизм должен обладать гибкой структурой и постоянно развиваться;

- типизации: наличие типовых элементов в модели, системе управления, структурах вузов, обеспечивающих интеграционные процессы разных типов;

- совместимости и единства.

Решение данной проблемы способствует

взаимодействию российской образовательной системы и мирового культурно-образовательного пространства, а отечественное образование получает выход на зарубежные рынки образовательных услуг и образовательных продуктов, одновременно формируя национально-культурный имидж нашей страны в мировом культурно-образовательном пространстве. Сегодня формируется региональная система вхождения в мировое культурно-образовательное пространство и провинциальных вузов, осуществляется регламентация политики вхождения вуза, разра-

батываются сценарии и варианты, типовые решения такого вхождения.

В условиях взаимодействия ученых, научных сообществ, получения максимальных выгод от использования системного эффекта функционирования образования (все открытия являются компонентами культурного наследия), создания международных баз данных, формирования системы кластерных публикаций, появления нового явления современной культуры - «открытая наука» необходима разработка концепции вхождения образования в мировое культурно-образовательное пространство, интеграции российской образовательной системы в данное пространство.

Интеграцию российской образовательной системы в мировое культурно-образовательное пространство можно определить как «точку роста» в развитии российской образовательной системы. Конечный результат данной деятельности - успешное многоаспектное взаимодействие российской образовательной системы, вузов, профессорско-преподавательского состава, студенчества в мировом культурно-образовательном пространстве.

1. Интеграция науки и образования в современном мире: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014.

2. Интеграция образования в условиях инновационной экономики: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Саранск, 2014.

3. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М., 1997.

4. Пронина Л.А. Основы теории информатизации культурно-образовательного пространства: монография. Тамбов, 2007. С. 130-184.

5. Культурно-образовательное пространство современного человека: монография / Н.П. Лы-сикова [и др.]. Саратов, 2010.

1. Integratsiya nauki i obrazovaniya v sovremennom mire: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ekaterinburg, 2014.

2. Integratsiya obrazovaniya v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki: materialy Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakti-cheskoy konferentsii. Saransk, 2014.

3. Sheveleva S.S. Otkrytaya model' obrazovaniya (sinergeticheskiy podkhod). M., 1997.

4. Pronina L.A. Osnovy teorii informatizatsii kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva: monografiya. Tambov, 2007. S. 130-184.

5. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo sovre-mennogo cheloveka: monografiya / N.P. Lysi-kova [i dr.]. Saratov, 2010.

Поступила в редакцию 20.02.2015 г.

UDC 378

INTEGRATION OF RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION INTO WORLD CULTURAL-EDUCATIONAL SPACE Lyudmila Alekseevna PRONINA, Tambov Regional Universal Scientific Library named after A.S. Pushkin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Director, e-mail: tambovlib@gmail.com

In the article from the position of synergetic approach the problems of integration of Russian system of education into world cultural-educational space are reviewed, that is caused by modernization of native education, change into two-level system of education (bachelor - magistracy), further development of the society of knowledge, transformation of demands to the education and the change of cultural-educational environment of a human. In the proposed synergetic model the core and cultural (safety belt) is marked, the role of education in formation and development of the space, its core and circumference is analyzed, the functions of each component of cultural-educational space are defined. Cultural-educational space is reviewed as a dynamic, self-organizing, dissipative, undergoing bifurcation system. Integration of education into this space has its own chronotope, forms and methods of integration may be the same or different in different periods. The principles of cooperation (integrity, controllability, dynamic and etc.) are formulated, prospective forms of integration are defined (centralization, coordination, specialization and etc.). The choice of the form of cooperation is connected with the variety of integration methods and depends on many factors, i. e. on educational needs of people and the society in general.

Key words: cultural-educational space; cultural-educational environment; Russian system of education; integration; cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.