Научная статья на тему 'Развитие системы образования в современном мире'

Развитие системы образования в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5732
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / GLOBALIZATION / INFORMATIZATION / DISTANCE LEARNING / INTEGRATION INTO GLOBAL EDUCATIONAL SPACE / INTERCULTURALITY / CORPORATE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыльникова Светлана Андреевна

В статье рассматриваются основные тенденции образования в контексте глобализации современного общества, такие как интеграция национальных образовательных систем в мировое образовательное пространство, межкультурное взаимодействие, массовый характер, непрерывность, значимость, взаимосвязь с инновационной экономикой. Выявлены приоритетные направления развития тенденций преподавания: социально-практическая направленность обучения, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала студента. Особенностями образовательного процесса в вузах на современном этапе его развития названы: внедрение авторских программ, расширение форм и методов интерактивного обучения, направленность учебного процесса на различные каналы восприятия человека. Повышение квалификации преподавателей осуществляется в процессе интериоризации профессиональных знаний, которые приобретаются благодаря современным средствам получения информации (интернет, электронные библиотеки, форумы в Skype, дистанционные формы непрерывного образования). Представлена авторская модель концепции развития современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of education system in the modern world

The article discusses the main educational trends in the modern-day global social context, such as integration of national education systems into the global educational space, interculturality, mass nature, continuity, significance, relationship with the innovative economy. The study reveals the priority areas of the teaching trends development: social and practical orientation of training, unlocking the creative and intellectual potential of a student. The peculiarities of university’s educational process at the present stage of its development are the introduction of author’s programs, the expansion of forms and methods of interactive learning, the focus of educational process on various channels of human perception. Professional development of teachers is carried out in the process of interiorization of professional knowledge, which is acquired through a variety of modern opportunities for obtaining information via the Internet, digital libraries, Skype forums, continuing distance learning. The article presents the author's concept of the development of the modern education system.

Текст научной работы на тему «Развитие системы образования в современном мире»

УДК 37.14

https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.13

Мыльникова Светлана Андреевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры современных европейских языков Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Mylnikova Svetlana Andreyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Modern European Languages Department, Herzen State Pedagogical University of Russia

THE DEVELOPMENT OF EDUCATION SYSTEM IN THE MODERN WORLD

Аннотация:

В статье рассматриваются основные тенденции образования в контексте глобализации современного общества, такие как интеграция национальнык образовательнык систем в мировое образовательное пространство, межкультурное взаимодействие, массовый характер, непрерывность, значимость, взаимосвязь с инновационной экономикой. Вы/явлены/ приоритетные направления развития тенденций преподавания: социально-практическая направленность обучения, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала студента. Особенно-стями образовательного процесса в вузах на современном этапе его развития названы: внедрение авторских программ, расширение форм и методов интерактивного обучения, направленность учебного процесса на различны/е каналы восприятия человека. Повышение квалификации преподавателей осуществляется в процессе интериоризации профессиональных знаний, которые приобретаются благо-даря современным средствам получения информации (интернет, электронны/е библиотеки, форумы в Skype, дистанционные формы непрерывного образования). Представлена авторская модель концепции развития современной системы образования.

Ключевые слова:

образование, глобализация, информатизация, дистанционное обучение, интеграция в мировое образовательное пространство, межкультурное взаимодействие, корпоративное обучение.

Summary:

The article discusses the main educational trends in the modern-day global social context, such as integration of national education systems into the global educational space, interculturality, mass nature, continuity, significance, relationship with the innovative economy. The study reveals the priority areas of the teaching trends de velopment: social and practical orientation of training, unlocking the creative and intellectual potential of a student. The peculiarities of university's educational pro-cess at the present stage of its development are the introduction of author's programs, the expansion of forms and methods of interactive learning, the focus of educational process on various channels of human perception. Professional development of teachers is carried out in the process of interiorization of professional knowledge, which is acquired through a variety of modern opportunities for obtaining information via the Internet, digital libraries, Skype forums, continuing distance learning. The article presents the author's concept of the development of the modern education system.

Keywords:

education, globalization, informatization, distance learning, integration into global educational space, in-terculturality, corporate training.

На фоне всеобщей глобализации мирового сообщества и возникающих социальных проблем все более востребованными становятся развитие системы российского образования, нахождение новых способов решения поставленных перед ним задач, поэтому необходим теоретический анализ развития системы образования, в частности происходящих в ней инновационных процессов [1].

Российское образование находится в состоянии кардинального изменения и развития. Обновление российского высшего профессионального образования характеризуется растущей ответственностью учреждений за качество образования, происходит с учетом процессов глобализации, интеграции, повышенной профессиональной мобильности современного человека.

Исследование проблемы развития системы образования выполнено с точки зрения следующих методологических подходов. Теоретической основой проблемы является культурологический подход (Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, Ю.С. Давыдов, Г.Д. Дмитриев), в рамках которого изучалось межкультурное взаимодействие академического сообщества в современных интеграционных процессах в России и за рубежом. Также применены деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина) и системный (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Д. Шад-риков, В.А. Якунин) подходы. В основу создания концепции развития системы положены теории социокультурной динамики общества и образования (Л.С. Выготский, П.Н. Сорокин, А. Тойнби).

Отличительной чертой современной российской системы образования является интеграция в мировое образовательное пространство, которая проявляется в совместных международных научных исследованиях преподавателей и сотрудников вузов по грантам, обмене студентами в учебном процессе. Благодаря этому расширяются возможности профессионального общения и обмена педагогическим опытом. Научные исследования приобретают более глобальный

характер, где возможны сравнения образовательной среды студентов разных стран, опросы испытуемых, что значительно обогащает теоретические и практические выводы.

Важной тенденцией современного образования является межкультурное взаимодействие в условиях интеграционных процессов, которое выражается в совместной деятельности специалистов, принадлежащих к одному научному или образовательному направлению, но к разным культурам. Специалисты различных направлений испытывают воздействие международной конкуренции. Активно развивается международный рынок просвещения, предъявляющий дополнительные требования к российскому образованию. Выпускник должен быть конкурентоспособным не только на внутреннем, но и на мировом рынке труда. Необходимым условием является умение общаться на иностранных языках и адаптироваться к социальным условиям новой культуры.

Выдвинутые идеи «общества знания», «обучающегося общества» [2] могут быть реализованы в условиях интеграции. При этом требуются усилия по приспособлению системы образования к требованиям современной цивилизации [3]. В сферу образования проникают процессы глобализации и интернационализации. Возникла проблема обучения иностранных студентов и существования многонациональных компаний. Использование зарубежного опыта преподавателями является фактором развития профессиональной мобильности будущих специалистов, способствует формированию направленности на сотрудничество, толерантности, умения вести диалог, выступает способом повышения квалификации преподавателя и получает в современной высшей школе значительное распространение.

Образование приобретает массовый характер и становится непрерывным во многих странах мира, что способствует высокой мобильности специалистов на протяжении жизни. Идеи о непрерывном образовании отражены в трудах Э. Фаруа, который считал, что современному специалисту необходимо «учиться, чтобы быть подготовленным», Ж. Делора, называющего образование «сокрытым сокровищем» [4]. В докладах Римского глуба описывается «обучение без границ» [5]. Европейское сообщество ориентирует выстраивать систему образования «в направлении обучающегося общества» [6].

Возрастает значимость образования как для отдельной личности, так и для социума в целом. Обучаемые более активно, чем их предшественники, осваивают учебные дисциплины, используя материалы электронных библиотек и сайтов. Студенты имеют возможность выбирать учебные дисциплины во многих странах мира соответственно собственным познавательным интересам, что предоставляет им возможности для самораскрытия. Поиск знаний обучающимися носит отчасти дистанционный характер, не имеет пространственных и временных границ. Студенты пользуются интернетом и иногда находят нужные определения и теории быстрее, чем преподаватели, еще не освоившие современные технологии.

Существенное возрастание значения качественного образования в современных условиях связано с переходом к инновационной экономике. Существуют дополнительные государственные механизмы, направленные на развитие образовательных услуг в целях повышения их соответствия ожидаемым результатам, которые обусловлены современными тенденциями образования в международном сообществе. Происходят тотальная реструктуризация рынка труда и расширение экономики, что непосредственно влияет на образование.

Основными тенденциями на рынках рабочей силы, представляющими вызовы для образования, являются:

- изменения в характере работы;

- сокращение уровня долгосрочного контрактного трудоустройства и рост самозанятости;

- рост безработицы среди тех, кто не получил знания, требуемые в условиях новых экономических реалий;

- недостаток специалистов по причине несоответствия спроса и предложения;

- уменьшение количества крупных предприятий, сопровождающееся ростом количества средних и малых компаний;

- влияние новых информационно-коммуникационных технологий;

- рост внутренней и внешней мобильности рабочей силы.

Образовательные реформы не всегда успевают за быстрыми изменениями профессиональной деятельности. В условиях экономического роста низкая внешняя эффективность образования фактически становится основным препятствием на пути дальнейшего расширения производства и модернизации экономики.

Развитие тенденций образования должно быть тесно связано с другими аспектами научно-технического прогресса общества во всем мире и в России, демографическими и миграционными процессами, моделью обеспечения обороноспособности страны, приоритетами отраслевого и территориального развития, геополитическими интересами России.

Повышение квалификации преподавателей происходит благодаря расширению возможностей работы с информацией. Традиционное образование, представляющее собой лишь передачу знаний, умений и навыков, становится невостребованным. Современное высшее образование должно быть направлено на развитие высоких интеллектуальных способностей студентов.

Обучаемые могут самостоятельно получать знания, тогда как преподаватель должен уметь сориентировать их в большом количестве информации, указать способы ранжирования теоретических знаний и выбора наиболее правильных. Необходимо развивать исследовательские навыки студентов, способность находить нужную информацию и прорабатывать ее.

Важнейшими чертами современного преподавания в вузе являются: социально-практическая направленность обучения, то есть развитие готовности студентов к активным действиям в профессиональных ситуациях, обучение их анализу и разрешению проблем; использование знаний для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала студента.

Современная методика преподавания характеризуется:

- введением и применением различных альтернативных, вариативных, авторских программ;

- проведением занятий в нетрадиционной форме (лекции-дискуссии, видеолекции, тренинги, деловые игры, анализ ситуаций и др.);

- проведением занятий с учетом репрезентативных систем восприятия человека (визуальной, аудиальной, кинестетической, полимодальной);

- ориентацией на развитие творческих способностей и творческого мышления студентов;

- использованием различных форм обучения (дистанционное обучение, программированный контроль, тестирование);

- применением современных технических средств обучения (компьютеров, мультимедиа-проекторов);

- расширением информационной базы студентов (интернет, электронная почта, сканирование, консультации в Skype, ресурсы электронных библиотек).

Преподаватели должны осуществлять поиск инновационных активных методов, форм, средств обучения, направленных на активизацию креативности студентов, радикальное снижение доли репродуктивной деятельности, создание на занятиях атмосферы сотрудничества преподавателей и студентов. Инновационные технологии обучения должны быть нацелены на реализацию творческого потенциала личности студента. Студенты овладевают не только частным, но и общим способом познавательной деятельности, учатся учиться. Преподавателю необходимо применять разнообразные активные методы обучения, то есть такие способы взаимодействия со студентами, которые будут приближены к практической профессиональной деятельности будущего молодого специалиста. Имитация будущей профессиональной деятельности на семинарах будет способствовать мотивации выбора работы по специальности, игровое проектирование - повышению заинтересованности студентов, деловые игры - подготовке будущих специалистов к практическим действиям. В рамках аудиторных занятий может быть полезным решение ситуационных задач и специально разработанных тестов. Для развития теоретического мышления необходимо вовлекать студентов в научные исследования, результаты которых могут быть изложены на конференциях внутривузовского, регионального и международного уровней.

Таким образом, на основе теоретического анализа научных источников представим концепцию развития современной российской системы образования (рис. 1).

Центральным звеном представленной модели является интеграция в мировое образовательное пространство, поскольку именно этот аспект выступает основным приоритетным направлением российского современного образования и служит причиной многих образовательных реформ. В свою очередь эффективность интеграции зависит от активного межкультурного взаимодействия преподавателей, сотрудников и студентов различных культурных сред. Происходит взаимовлияние этих двух компонентов, так как межкультурное взаимодействие влияет на интеграцию. Данные процессы возможны в условиях непрерывного образования.

л

1- о о п: т к X га

о

с->

Ф ГО

о. О.

с ю

О) о

X

л к

о

та

со т

о о

о т

о та

га о.

2 ю о

Интеграция в мировое образовательное пространство

Межкультурное взаимодействие

Совершенствование методики преподавания

о

0 "§ £ о

1 н

§ I

о 0>

Обновление организационно-экономических механизмов системы образования

Рисунок 1 - Модель концепции развития современной российской системы образования

Предполагается, что образование является массовым явлением. Развитие системы образования в России произойдет только в случае изменения методики преподавания в соответствии с тенденциями мировой системы образования, что невозможно без изменений организационно-экономических механизмов системы образования. Важным звеном концепции является корпоративное обучение профессорско-преподавательского состава вузов, направленное на формирование готовности к межкультурному взаимодействию средствами иностранного языка.

С целью проверки эффективности предложенной теоретической модели концепции развития системы образования было проведено экспериментальное исследование, в котором диагностировались профессиональные компетенции преподавателей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, влияющие на межкультурное взаимодействие: владение иноязычной профессиональной лексикой, умение применять ее в профессиональном общении, осуществление иноязычной профессиональной коммуникации с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Эксперимент проходил в три этапа. На констатирующем этапе были измерены уровни развития компетенций с применением методики изучения квалитативных характеристик Ю.К. Черновой. Формирующий этап эксперимента представлял собой опытное корпоративное обучение преподавателей. Последним этапом стал итоговый срез.

На рисунке 2 представлены результаты экспериментального исследования (п = 128). Наблюдается рост умений участников обучения иноязычной профессиональной коммуникации. Выделены три уровня сформированности готовности к межкультурному взаимодействию: высокий (0,761,0 балл), обозначенный на диаграмме цифрой 1, средний (0,46-0,75) - 2 и низкий (0-0,45) - 3.

■ окончание эксперимента

■ начало эксперимента

0 10 20 30 40 50 60

Рисунок 2 - Результаты экспериментального исследования профессиональных компетенций преподавателей, человек

Изменения показателей уровня развития профессиональных компетенций преподавателей, влияющих на межкультурное взаимодействие, обнаружили позитивную динамику, достигнутую благодаря корпоративному обучению.

В образовательной практике предлагаем использовать на курсах повышения квалификации задания, направленные на овладение иноязычной и образовательной компетенциями. Таким образом, развитие системы образования в мире происходит на основе:

- интеграции в мировое образовательное пространство;

- развития межкультурного взаимодействия;

- обеспечения высокого качества образования с помощью инновационных форм и методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности обучаемых;

- кардинального обновления организационно-экономических механизмов системы образования;

- создания современной системы непрерывного образования.

Как подтверждает теоретическое и экспериментальное исследование, развитие российской системы образования способствует повышению ее конкурентоспособности на международном уровне.

Ссылки:

1. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1997. 226 с. ; Delors J.L. L'éducation un trésor est caché dedans. Paris, 1996. 310 p.

2. Livre blanc sur l'éducation et la formation. Enseigner et apprendre. Vers la societe cognitive. Bruxelles, 1995. 104 p.

3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. 336 с.

4. Delors J.L. Op. cit.

5. Botkin J.W., Elmandjra M., Malitza M. No Limits to Learning. Bridging the Human Gap : a report to the Club of Roma. Oxford (UK), 1979. 260 p.

6. Jones D. Adult Education and Cultural Development: International Perspectives on Adult & Continuing Education. N. Y. ; L., 1995. 228 p. ; Livre blanc sur l'éducation ... ; Preparation of the Associated Countries of Central and Eastern Europe for Integration with the Internal Market of the Union : white paper. Brussels, 1995. 40 p. ; Tennant M. Psychology and Adult Learning. 3rd ed. N. Y., 2006. 176 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.