Буреш О.В., Жук М.А., Фролов А.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ КАК ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ
В статье рассматриваются проблемы формирования региональных кластеров как инструмента повышения эффективности социально-экономического развития региона. Анализируются современные интеграционные тенденции возникновения «мягких» интеграционных форм на региональном уровне, позволяющих региональным предприятиям объединяться с целью повышения конкурентоспособности производимой продукции, расширения рыночных сегментов и ниш. Региональные интеграционные тенденции рассматриваются в аспекте формирования кластерных стратегий развития региона.
Ключевые слова: интеграция, стратегия, регион, кластер, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие региона.
Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который должен рассматриваться и с социальной, и с экономической точек зрения, а вопросы управления процессом социально-экономического развития региона не теряют свою научную актуальность на протяжении многих лет. Российские и зарубежные ученые подчеркивают, что управление социально-экономическим развитием региона в условиях рыночной экономики заключается, главным образом, в выработке приоритетов и целей такого развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также в создании оптимальных условий для развития в соответствии с поставленными целями и выбранными приоритетами [5, 11]. Управление региональными социально-экономическими процессами заключается в регулирующих воздействиях региональных властей на субъекты хозяйственной и социальной деятельности в целях вовлечения в социально-экономический оборот и наиболее рационального использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов интересах устойчивого поступательного развития региона, обеспечивающего достижение высшей цели социально-экономического развития региона - повышения качества жизни населения.
Ключевым, определяющим звеном управление социально-экономическим развитием региона является формирование стратегии. Стратегия должна разрабатываться на основе выявления важнейших проблем социально-экономического развития, оценки рисков и ресурсного потенциала региона. Необходимо обеспечить баланс интересов ключевых участников процесса регионального развития (власти, бизнеса,
населения), что позволит минимизировать вероятность возникновения социальных конфликтов, и будет способствовать развитию региональной экономики при создании благоприятных условий для бизнеса. Методологическим проблемам стратегического планирования на различных уровнях управления посвящены работы многих российских ученых, таких как В.Е. Рохчина, К.Н. Знаменской [4, 14]. В их трудах представлены схемы, модели, алгоритмы стратегического планирования, подходы к оценке эффективности стратегии. Несмотря на значительный вклад названных авторов, теоретические и методологические проблемы стратегического планирования требуют дополнительного исследования с учетом современных реалий социально-экономического развития регионов, особенностей государственной, региональной и местной политики в данной сфере.
В настоящее время в мировой экономике идет переход от этапа конкуренции стран к этапу конкуренции регионов. Регионы России в современных условиях пытаются с помощью различных подходов не только устоять, но и получить дальнейшее развитие на качественно новом уровне, соответствующем мировому. Таким образом, усиление конкуренции между территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом, определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире. По мере роста экономической силы и политического влияния регионов процесс конкурентоспособности переходит на межрегиональный уровень, обуславливая процесс конкуренции между регионами, как в рамках страны, так и в международном масштабе.
Вопросы территориальной конкуренции, ее методологии, а также методические рекомендации, оценки конкурентоспособности регионов и муниципальных образований глубоко исследованы и отражены в работе Б.М. Грингеля,
Н.Е. Костылевой, Е.А. Смирнова [6]. В своих работах ученые отмечают, что конкуренция между территориями рассматривается как стремление «завоевать» различные группы потребителей местных ресурсов и условий их жизнедеятельности. Развитие региональной конкуренции полезно тем, что заставляет провести основательный анализ социально-экономического развития региона, дает возможность выявить взаимоотношения с существующими и возможными партнерами и конкурентами, позволяет на основе анализа выбрать профиль, где у региона есть будущее.
Очевидно, что основные задачи повышения конкурентоспособности региона заключаются в увеличении возможностей реального сектора экономики. В настоящее время для полноты анализа реального сектора экономики появился принципиально иной подход. По мнению ряда ученых, в числе которых родоначальник теории конкуренции Майкл Портер [13], в современной экономике традиционное деление экономики на сектора или отрасли утрачивает актуальность. На первое место выходят кластеры - группы географически соседствующих взаимосвязанных хозяйствующих компаний и ориентируемых на них различных организаций, в том числе и бюджетных. В него входят: учебные заведения, организации, регулирующие бизнес в некоторых областях, которые независимо от общей конкуренции создают условия и механизмы партнерства, взаимодополнения совместных проектов, в том числе политических или социальных.
От успешного развития кластера выигрывает не только его ближнее окружение, кластеры выполняют роль точек роста внутреннего регионально рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и конкурентоспособность на межрегиональном уровне, она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров. В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей:
- новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя НИР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий;
- происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами;
- взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности;
- человеческие ресурсы и идеи образуют новые комбинации.
Таким образом, сила кластера основана на трех основных условиях. Во-первых, возможность совместного развития конкурирующих фирм на территории позволяет делать местные (локальные) рынки более мощными, чем внешние. Во-вторых, должны быть отлаженные горизонтальные связи, обеспечивающие максимальную гарантию контрактов. В третьих, одновременность конкуренции и защиты от нее (обеспечение внутренней конкуренции и защита от конкуренции из внешней среды). Кластер призван развивать растущий спрос на внутреннем рынке, независимо от внешнего спроса.
Кроме того, кластеры обеспечивают новые возможности региональных властей разрабатывать и реализовывать региональную стратегию экономического развития региона в направлении конкурентных преимуществ экономики в целом, внедрения инноваций и специализации региона в рамках страны. Хотелось бы отметить, что развитие региона состоит в его представлении как административно - территориальной единицы, пространственная организация которой обеспечивает эффективные экономические и благоприятные социальные условия труда и быта населения.
В зависимости от наличия пространственных характеристик и связей разделяют две основные категории кластеров: промышленные и региональные. Промышленный кластер состоит из участников, ресурсов и видов деятельности, объединенных совместно в целях развития, обеспечения единого технологического цикла и защиты от конкуренции. Участники кластера имеют общие рынки труда и не привязаны к конкретному региону или городу. Региональный кластер - это союз пространственно распределенных участников, представленных малыми и средними фирмами. Их возможности определены региональными особенностями, исторически сложившимися в силу природных,
географических параметров, наличием необходимого бизнес-климата.
Характеризуя региональный кластер, многие, исследователи отличают его сильные и слабые стороны. Сильные стороны: конкурентоспособность, устойчивость. Слабые стороны: отсутствие централизованного управления; территориальная разобщенность, отсутствие количественных характеристик, позволяющих оценить в комплексе результативность деятельности кластера по таким показателям, как административная, информационная, научная технологическая инфраструктура. На территории региона всегда существуют исторически сложившиеся кластеры, однако зачастую в рамках повышения конкурентоспособности региона необходимо как создание новых кластеров, так и реструктуризация существующих. Таким образом, успех применения кластерного подхода для повышения конкурентоспособности реального сектора региональной экономики во многом определяется тем, каким образом региональные власти будут стимулировать и отчасти регулировать процессы кластеризации реального сектора экономики региона.
Региональный кластер является одной из эффективных форм регионального развития, дающих устойчивый синергетический эффект интенсификации региональной промышленности и бизнеса и повышения уровня жизни населения. При этом истоком образования кластеров являются эффективные интеграционные процессы, позволяющие формировать и развивать устойчивые партнерские отношения между социально-экономическими субъектами. В связи с этим более подробно рассмотрим само понятие интеграции на региональном уровне.
Основу интеграционной стратегии составляет разработка принципов формирования объединений на основе долгосрочных целей развития, выявление факторов объединения, определение признаков классификации объединений, а также создание организационного и экономического механизма интеграции.
Одним из главных инструментов региональной политики должна стать стратегия экономической интеграции региона, направленная на достижение следующих целей:
1. Снижение чрезмерного разрыва в уровнях социально-экономического развития территорий внутри региона, создание относитель-
но равных условий жизни и труда на всей территории региона.
2. Усиление динамики экономического и социального развития региона путем эффективного использования природно-ресурсного, человеческого, производственно-технического потенциалов, конкурентных преимуществ территорий.
3. Обеспечение устойчивого роста экономики региона, повышения реальных доходов и улучшения условий жизни населения на основе расширения и углубления межрегиональной кооперации, а также развития эффективного сотрудничества с другими государствами. Так для Оренбургской области особое значение в этом плане имеет развитие сотрудничества с Казахстаном, участие в программах международного сотрудничества, осуществление ряда крупных инвестиционных проектов за счет средств зарубежных инвесторов и наиболее успешных предприятий региона.
Современные отечественные ученые, исследуя различные стороны сложной и внутренне неоднородной категории интеграции, зачастую определяют ее через отдельные стороны, составляющие, аспекты, функции. Так, по мнению В.В. Асаул, рассмотревшей в работе [2] влияние интеграции на инновационную активность, интеграция представляет собой состояние связанности субъектов за счет организации системы транзакций, отношений собственности и изменения структуры капитала для формирования конкурентных структур, реализующих комплексный инновационный цикл в различных сегментах рынка.
В исследовании Е.Ф. Злобина [8] экономическая интеграция определяется как «... форма объединения хозяйственной деятельности, прогресс взаимодействия и сотрудничества между различными организационными структурами, направленный на улучшение использования их производственного потенциала на началах взаимной заинтересованности». Это определение отличается от предыдущих формулировкой конечной цели интеграции, большей точностью, а также указанием на взаимную заинтересованность субъектов, однако в указании субъектов интеграции также ограничивается производственными предприятиями.
На сегодняшний день целесообразно рассматривать понятие интеграционная экономическая система, которое в [3] рассматривается
как объединение субъектов (предприятий, финансовых учреждений, социальных организаций, государственных учреждений), построенное на принципах интеграции и дающее синергетический эффект, в отношении которых может применяться управление.
Одной из самых важных характеристик экономической интеграции является способ интеграции, в соответствии с которым выделяется два основных подхода к интеграции экономических субъектов: интеграция сверху и интеграция снизу (самоинтеграция). Такое деление учитывает происхождение инициативы интеграции и направление движения основной побудительной силы к интеграции, что, по мнению [3], является одной из важнейших характеристик интеграционных процессов. Более того Г.Р. Марголит [12], утверждает, что превалирование того или иного подхода является функцией всей системы экономических отношений. По мнению этого автора, по мере перехода от хозяйственного механизма командно-административного типа к рыночной модели хозяйствования, с наделением возможных субъектов интеграции полной экономической самостоятельностью и ответственностью, происходит переход к преобладанию подхода самоинтеграции, когда принятие решения по интеграции и полнота экономической ответственности за него принадлежит самим участникам интеграции.
В современных условиях развивающего информационного общества особый интерес представляет такая разновидность стратегического альянса как «виртуальная корпорация». В отличие от стратегических альянсов, направленных на создание новых благоприятных условий для партнеров, деятельность виртуальных корпораций сосредоточена на использовании имеющихся ресурсов. У виртуальных корпораций нет юридического статуса; контакт в данном случае происходит через электронную связь (Интернет и др.). Сохранив прежний размер компании, виртуальная корпорация позволяет значительно расширить масштаб деятельности, многократно увеличить возможности компаний, поскольку срабатывает синергетический эффект. В России данный вид сотрудничества получает большое распространение [7, 16].
Решение проблемы экономической интеграции на внутрирегиональном уровне предполагает определение исходных понятий, катего-
рий, относящихся к данному вопросу. Регион является сложной экономической системой, состоящей из отдельных разнотипных подсистем, имеющих между собой разнотипные связи, причем каждая из этих подсистем имеет свои цели и задачи, отличные от целевой функции сложной системы - региона. Несмотря на такое несовпадение целей функционирования, все элементы указанной сложной системы объединены общей территорией, ресурсами и инфраструктурой, а также характеризуются наличием управления и разветвленной информационной сети, осуществляющей многочисленные связи системы как внутри ее элементной базы, так и по ее взаимодействию с внешней средой. Учитывая индивидуальный характер возможных целей и задач функционирования интегрированных структур на территории региона, а также многообразие их форм, можно выделить следующие основные группы целей:
- формирование региональных технологических и кооперационных связей;
- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;
- объединение материальных, финансовых и информационных ресурсов предприятий-уча-стников;
- повышение технико-экономического уровня производства предприятий-участников;
- повышение качественных характеристик выпускаемой продукции;
- обеспечение финансовыми ресурсами сферы научно-исследовательской деятельности.
При выборе видов и методов интеграции формируется интеграционная стратегия. Для разработки интеграционной стратегии следует предпринять следующие шаги [1, с.94]:
- проанализировать исходную ситуацию;
- оценить интеграционный потенциал, установить цели;
- определить план необходимых мероприятий, распределить средства.
При этом важнейшим является вопрос повышения конкурентоспособности объединяемых предприятий. Это означает, прежде всего, увеличение объема услуг, предоставляемых заинтересованным группам и (или) снижение
внутрифирменных издержек. В этом отношении важны следующие меры: снижение издержек в результате увеличения масштабов производства; оптимизация загрузки производственных мощностей; принятие решений в рамках общей политики; оптимальное распределение производственных мощностей; улучшение практичности работы предприятия; большая ориентация на заинтересованные группы потребителей.
Проявление синергетического эффекта, возникновение системных свойств при взаимодействии компонентов системы, следует рассматривать в качестве всеобщего стимула процессов региональной интеграции. Динамический эффект региональной интеграции проявляется в увеличении реальных доходов населения внутри региона. Подобный процесс происходит из-за возникновения синергетического масштабного эффекта в сфере услуг, который вызван расширением рынка. Далее процесс углубляется за счет ускорения обмена знаниями между субъектами, усиливающейся конкуренции, увеличивающегося уровня инвестиций, постепенного изменения технологий, изменения покупательского поведения [17].
Ряд отраслей, предприятий и финансовых структур имеют между собой очень тесные технологические и экономические связи, которые свидетельствуют о возможности и необходимости слияния производств и их подразделений. Проблема интеграции отраслей и предприятий промышленности, финансовых и прочих хозяйственных структур возрастает в условиях перманентной угрозы «второй волны» экономического кризиса. Дело в том, что многие специфические функции объединенных хозяйственных структур дублируются и часто реализуются недостаточно эффективно. Оценка перспектив организационного развития во многих случаях связывается с дальнейшей интеграцией с поставщиками сырья и комплектующих, производителями аналогичной продукции (для проведения скоординированной сбытовой политики), а также с финансово-кредитными учреждениями.
По мнению С.Л. Климова, наиболее привлекательными организационными формами интеграции в настоящее время являются: во-первых, финансово-промышленные группы; во-вторых, «мягкие» объединения ассоциативного типа, позволяющие руководству предприятий сохранить свою экономическую независимость, но при этом лучше скоординировать производственно-фи-
нансовую и сбытовую политику. Вхождение в такие объединения рассматривается часто как удобный способ апробации возможностей эффективной совместной деятельности [10].
Главный мотив для начала интеграционного процесса - более эффективное производство и распределение на рынке. Основной инструмент в достижении этой цели - свобода торговли на основе рыночных сил. Подобные рыночно-ориентированные подходы, достигаемые путем рационализации рыночных структур, должны иметь положительный эффект на экономике территорий. Как правило, наблюдается расширение торговли, взаимное инвестирование и интеграция производителей. Один из результатов -это увеличение инвестиционных потоков в интегрированном пространстве, чему способствует созданная инвестиционная инфраструктура.
Дополнительные выгоды могут быть получены при усилении интеграции на рынке рабочей силы, финансового капитала, свободного движения товаров и услуг внутри региона. На региональном уровне решение основных проблем субъекты интеграции связывают со следующими перспективами:
1) упорядоченность согласованности действий при производственной интеграции;
2) объединение снабженческих, торговых производств ради уменьшения соответствующих издержек;
3) оптимизация внутригрупповых финансовых потоков и налоговых обязательств;
4) объединение инвестиционных ресурсов и увеличение числа инвесторов;
5) повышение гарантированности со стороны кредитных организаций и укрепление связей с ними;
6) укрепление платежной дисциплины среди членов группы с применением различных товарных кредитов, льготных цен и т. д.;
7) взаимовыгодное сотрудничество на основе интеграции;
8) стимулирование инвестиционной активности и структурных сдвигов благодаря снижению рисков инвестирования.
По мнению большинства авторов [7, 9, 15 и др.], рассматривая место и роль интегрированных структур в экономическом развитии региона, правильнее говорить не о концентрации производства, а о концентрации усилий (ресурсов, потенциала региона) или об объединении
подтверждается установлением единой правовой формы хозяйствования или договорных отношений между участниками объединения.
Таким образом, интеграция, инициированная «снизу», т. е. с уровня предприятий (в основном, на базе единства отдельных стадий производства и реализации продукции), обладает достаточной устойчивостью, так как проходит на базе повышения экономической эффективности их деятельности. На региональном уровне преобладают «мягкие» формы интеграции, при которых организационная и функциональная структуры субъектов интеграции остается без изменений, но процессы совместного функционирования порождают синергетические эффекты благоприятные для регионального развития.
10.10.2011
Список литературы:
1. Аоки, М. Фирмы в японской экономике / М. Аоки. - СПб.: Лениз-дат, 1995. - 430 с.
2. Асаул, В.В. Влияние интеграционных процессов на повышение инновационной активности машиностроительных предприятий: автореф. дис.... канд. экон. наук / В.В. Асаул. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. инженерно-экон. ун-т, 2001. - 19 с.
3. Богатырь, Т.В. Развитие экономической интеграции территорий региона: на примере Вологодской области: дис.... канд. экон. наук / Т.В. Богатырь. - Вологда, 2005. - 179 с.
4. Гневко, В.А. Вопросы теории и практики регионального стратегического управления / В.А. Гневко, В.Е. Рохчин. - СПб.: ИРЭ РАН, Скифия-принт, 2004. - 324 с.
5. Гранберг, А.Г. Пространственный аспект социально-экономического развития / А.Г. Гранберг // К Программе социальноэкономического развития России 2008-2016. Научный доклад. - М.: ИЭ РАН, 2008. - 12 с.
6. Грингель, Б.М. Повышение конкурентоспособности территорий как обобщающая задача стратегического планирования / Б.М. Грингель, Н.Е. Костылева, Е.А. Смирнов. - СПб.: 2005. - 189 с.
7. Дементьев, В.Е. Становление ФПГ и ТФПГ в российской экономике / В.Е. Дементьев. - М.: Мир, 1998. - 86 с.
8. Злобин, Е.Ф. Агропромышленная интеграция в условиях рыночной экономики. Региональный аспект / Е.Ф. Злобин. -М.: АгриПресс, 2003. - 365 с.
9. Тимофеева, Д.В. Интеграция промышленных предприятии в условиях реформирования экономики: Монография / Д.В. Тимофеева, С.М. Башарина, С.В. Терещук, В.Н. Краев. - Владимир: Владим. гос. ун-т, 2002. - 208 с.
10. Климов, С.Л. Обоснование эффективного функционирования вертикально интегрированных компаний / С.Л. Климов. -М.: Изд-во Акад. горн. наук, 2000. - 221 с.
11. Коков, А.Ч. Регулирование устойчивого развития экономики региона / А.Ч. Коков, А.З. Мацухов // Материалы международной научной конференции «Полиэтнический макрорегион: язык, культура, политика, экономика». - Ростов, 2008. - С. 120-134.
12. Марголит, Г.Р. Механизм экономической интеграции основного звена народного хозяйства: автореф. дис.... канд. экон. наук / Г.Р. Марголит. - М.: Моск. ин-т управления, 1990. - 17 с.
13. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993. - 286 с.
14. Рохчин, В.Е. Стратегическое управление развитием муниципального образования: межмуниципальное взаимодействие /
B.Е. Рохчин, В.В. Шураев, К.Н. Знаменская. - СПб., 2005. - 386 с.
15. Савельева, С.Б. Формирование региональных хозяйственных систем на Северо-Западе России в условиях интеграции /
C.Б. Савельева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - 179 с.
16. Стратегия развития региона / Коллектив авторов под рук. В.А. Ильина. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004. - 228 с.
17. Minstry, P. Regional Integration Arrangments in Economic Development: Panacea or Pitfall / P. Minstry. - The Hague: FONDAD, 1996. - 100 p.
Сведения об авторах:
Буреш Ольга Викторовна, декан факультета экономики и управления, профессор кафедры прикладной информатики в экономике и управлении Оренбургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372440, е-mail: [email protected] Жук Марина Алексеевна, заведующий кафедрой прикладной информатики в экономике и управлении Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372565, e-mail: [email protected] Фролов Александр Викторович, аспирант кафедры прикладной информатики в экономике и управлении Оренбургского государственного университета
потенциалов для решения крупномасштабных проблем, осуществления проектов. На региональном уровне интеграция может быть сведена к установлению связей и делового сотрудничества между хозяйствующими субъектами различных отраслей и сфер деятельности, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно. Технологическая составляющая интеграции предполагает объединение всего цикла воспроизводственного процесса - производство, доработку, хранение, переработку и реализацию продукции. Экономическое содержание интеграции проявляется в последовательном формировании и распределении доходов на каждом из этапов процесса воспроизводства. Организационная составляющая интеграции