Бизнес в законе
6’2014
13. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
13.1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОСБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Моргоев Борис Темирболатович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и предпринимательство», заслуженный экономист РФ и Республики Южная Осетия
Место работы: ФГБОУ ВПО Северо-Осетинский Государственный Университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация: В статье рассматриваются региональная интеграция с позиции устойчиво-сбалансированного развития территорий.
Оцениваются различные подходы к понятию региональная интеграция с позиции теории систем в динамическом и статическом аспекте, с позиции экономической интеграции, многослойности интеграции регионального экономического пространства, что позволяет уточнить структурные элементы региональной интеграции, ее формы и результирующие параметры с позиции устойчивосбалансированного развития территорий.
Ключевые слова: региональная экономика, региональная интеграция, формы региональной интеграции, структурные элементы региональной интеграции, устойчиво-сбалансированное развитие территорий.
REGIONAL INTEGRATION AS PILLAR OF STABLE-BALANCED DEVELOPMENT OF TERRITORIES
Morgoyev Boris T., Doctor of Science in Economy, professor, honored economist of the Russian Federation and Republic South Ossetia
Work place: The North Ossetian State University of C.L. Khetagurov
Annotation: The article deals with regional integration from the perspective of stable-balanced development of territories. Evaluate different approaches to the concept of regional integration from the perspective of systems theory in the dynamic and static aspect, from the perspective of economic integration, multi-layer integration of the regional economic space that helps to clarify the structural elements of regional integration, its shape and the resulting parameters from a sustainable, balanced development of territories
Keywords: regional economy, regional integration, forms of regional integration, the building blocks of regional integration, sustainable, balanced development of territories
Российские региональные экономики на современном этапе развития характеризуются новым витком интеграционных взаимодействий, что продиктовано с одной стороны - новым импульсом межрегиональных кооперационных связей региональных хозяйствующих субъектов, а с другой стороны, - повышением самостоятельности регионов в выборе долгосрочных стратегий своего развития. Изменение в основной линии федеральной региональной политики происходит по двум основным направлениям, первое направление связано с упразднением Министерства регионального развития [1], что, безусловно, изменит задачи региональных властей в выборе и обосновании долгосроч-
ных конкурентных стратегий развития своих территорий, а второе направление, опирается на расширение государственного участия для определенных регионов при реализации долгосрочных государственных стратегических программ Северного Кавказа, Дальнего Востока и регионов Сервера, которые отражают новый этап развития регионального планирования устойчивым развитием российских регионов.
Данные линии определяют «мобилизационный» характер управления стратегическом вектором регионального развития и детерминирует необходимость изменения в интеграционной стратегии регионов. Основу интеграционной стратегии составляет разработка принципов формирования объединений на основе долгосрочных целей развития, выявление факторов объединения, определение признаков классификации объединений, а также создание организационного и экономического механизма интеграции.
Одним из главных инструментов региональной политики должна стать стратегия экономической интеграции региона в рамках устойчиво-сбалансированного развития территорий, направленная на достижение следующих целей:
1. Снижение чрезмерного разрыва в уровнях социально-экономического развития территорий внутри региона, создание относительно равных условий жизни и труда на всей территории региона [2].
2. Усиление динамики экономического и социального развития региона путём эффективного использования природно-ресурсного, человеческого, производственно-технического потенциалов для усиления конкурентных преимуществ территорий [3].
3. Обеспечение устойчиво-сбалансированного роста экономики региона, повышения реальных доходов и улучшения условий жизни населения на основе расширения и углубления межрегиональной кооперации региональных хозяйствующих систем [4].
С этих позиций целесообразно рассмотреть смысловые и понятийные рамки региональной интеграции как сложного социально-экономического явления. Несмотря на достаточно большое количество исследований в области интеграции, проведенных как отечественными, так и зарубежными учеными, в настоящий момент не существует однозначного определения термина «интеграция», так и понятия «региональной интеграции». Основной причиной подобной многозначности является сложность и многоаспектность объектов и процессов, описываемых посредством данного термина с учетом неоднородности и многоплановости исследования экономического пространства регионов.
Понятийные рамки интеграции складываются прежде всего в рамках системного подхода, и прежде всего ее процессные характеристики, при этом под интеграцией (от лат. integratio - соединение, восстановление, восполнение) - понимается процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов [5]. С позиции более близкого подхода под интеграцией понимается уже само свойство системы, а сама интеграция отражает состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [6]. В целом можно гово-
164
Моргоев Б. Т.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОСБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
рить об определенной традиции в рамках системного подхода при рассмотрении интеграции и как процессного явления [7] и как имманентного свойства системы, отражающего состояние связанности ее внутренних элементов [8].
В тоже время необходимо отметить, что в некоторых исследованиях [9] понятие интеграции охватывает именно два перечисленных аспекта, и представляет собой феномен раскрывающийся как в динамическом аспекте - процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей или элементов системы, и в аспекте статики - как состояние связанности, которое является результатом этого процесса. В аспекте динамики интеграция определяет способ соединения частей в единое целое, задействованные при этом механизмы; статическая составляющая обусловливает особенности построения целостных интегрированных структур и характер взаимодействия частей в составе целого. Соответственно механизм интеграции в указанных исследованиях распадается на две составляющих: собственно механизм интеграции (как процесса) и механизм функционирования интеграционных систем.
Следующий подход в исследовании интеграции опирается на смысловые рамки экономической интеграции, при этом последняя трактуется как интеграция рассматривается как определенный тип отношений, складывающихся между различными экономическими субъектами в процессе разделения труда и производства. В работах [10] интеграция определяется в рамках теории транзакционных издержек - интеграция определяется как механизм замены рыночных обменных операций (транзакций) организационным построением производства. Этот подход обусловлен особенностями поведения взаимодействующих субъектов в современной рыночной среде.
Современные отечественные ученые, исследуя различные стороны сложной и внутренне неоднородной категории интеграции, зачастую определяют ее через отдельные стороны, составляющие, аспекты, функции. Так, по мнению В.В. Асаул, рассмотревшей в работе [11] влияние интеграции на инновационную активность, интеграция представляет собой состояние связанности субъектов за счет организации системы транзакций, отношений собственности и изменения структуры капитала для формирования конкурентных структур, реализующих комплексный инновационный цикл в различных сегментах рынка.
В исследовании Е.Ф. Злобина [12] экономическая интеграция определяется как «... форма объединения хозяйственной деятельности, прогресс взаимодействия и сотрудничества между различными организационными структурами, направленный на улучшение использования их производственного потенциала на началах взаимной заинтересованности». Это определение отличается от предыдущих формулировкой конечной цели интеграции, большей точностью, а также указанием на взаимную заинтересованность субъектов, однако в указании субъектов интеграции также ограничивается производственными предприятиями.
На сегодняшний день целесообразно рассматривать понятие интеграционная экономическая система, которое в работе Биякова, O.A. [13] рассматривается как объединение субъектов (предприятий, финансовых учреждений, социальных организаций, государственных учреждений), построенное на принципах интегра-
ции и дающее синергетический эффект, в отношении которых может применяться управление.
Одной из самых важных характеристик экономической интеграции является способ интеграции, в соответствии с которым выделяется два основных подхода к интеграции экономических субъектов: интеграция сверху и интеграция снизу (самоинтеграция). Такое деление учитывает происхождение инициативы интеграции и направление движения основной побудительной силы к интеграции как одной из важнейших характеристик интеграционных процессов.
Г.Р. Марголит [14], утверждает, что превалирование того или иного подхода является функцией всей системы экономических отношений. По мнению этого автора, по мере перехода от хозяйственного механизма командно-административного типа к рыночной модели хозяйствования, с наделением возможных субъектов интеграции полной экономической самостоятельностью и ответственностью, происходит переход к преобладанию подхода самоинтеграции, когда принятие решения по интеграции и полнота экономической ответственности за него принадлежит самим участникам интеграции.
По признаку взаиморасположения хозяйственных звеньев в процессе производства в современной литературе выделяется два типа интеграции: вертикальная и горизонтальная [15]. Поскольку вертикальный (соединение хозяйственных звеньев по оси «поставщик -потребитель») и горизонтальный (объединение хозяйственных звеньев, выпускающих однородную продукцию) аспекты интеграции не исчерпывают возможные типы интеграции.
В настоящее время некоторые авторы [16] дополнительно выделяют и обосновывают категорию близкую к понятию региона - региональную хозяйственную систему, под которой понимается территориальноэкономическое пространство отдельного или нескольких субъектов РФ, потенциально обладающих целостностью воспроизводственного процесса. Такое территориальное образование функционирует на принципах самоуправления, но вполне способно к восприятию мер государственного регулирования экономики. Очевидно, что выделение категории региональной хозяйственной системы необходимо из-за четко обозначившейся в ходе рыночных преобразований тенденции усиления самостоятельности субъектов РФ, стремлением регионов к суверенизации.
В работе Грингеля Б.М. [17] социально-
экономические системы регионов рассматриваются как совокупность сочетаний сопряженных разноуровневых функционально-структурных подсистем, объединенных системообразующими отношениями, связями и общей целью развития. Причем в составе этих подсистем указанные авторы выделяют следующие: природная среда, демографическая, производственная, социальная, рекреационная, ряд инфраструктурных подсистем и др.
Определение категории «региональной интеграции» может быть сформулировано в направлении, касающемся целей субъектов при принятии решения об интеграции. Учитывая индивидуальный характер возможных целей и задач функционирования интегрированных структур на территории региона, а также многообразие их форм, можно выделить следующие основные группы целей:
165
Бизнес в законе
6’2014
- формирование региональных технологических и кооперационных связей;
- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;
- объединение материальных, финансовых и информационных ресурсов предприятий-участников;
- повышение технико-экономического уровня производства предприятий-участников;
- повышение качественных характеристик выпускаемой продукции;
- обеспечение финансовыми ресурсами сферы НИОКР.
Многие из перечисленных целей, на решение которых нацелена деятельность субъектов интеграции, могут быть с полным основанием отнесены к задачам создания и функционирования нового формирования. Цели как качественные характеристики ожидаемых изменений тогда становятся задачами, когда установлены сроки их осуществления и назначены исполнители. При этом выделяются цели государственные, и цели региональных органов власти и управления, и цели субъектов интеграция, к осуществлению которых все они будут стремиться, используя имеющиеся у них возможности и создавая новые.
Оценка перспектив организационного развития во многих случаях связывается с дальнейшей интеграцией с поставщиками сырья и комплектующих, производителями аналогичной продукции (для проведения скоординированной сбытовой политики), а также с финансовокредитными учреждениями. По мнению С.А. Климова, наиболее привлекательными организационными формами интеграции в настоящее время являются: во-первых, финансово-промышленные группы; во-вторых, «мягкие» объединения ассоциативного типа, позволяющие руководству предприятий сохранить свою экономическую независимость, но при этом лучше скоординировать производственно-финансовую и сбытовую политику. Вхождение в такие объединения рассматривается часто как удобный способ апробации возможностей эффективной совместной деятельности [18].
Главный мотив для начала интеграционного процесса - более эффективное производство и распределение на рынке. Основной инструмент в достижении этой цели - свобода торговли на основе рыночных сил. Подобные рыночно-ориентированные подходы, достигаемые путем рационализации рыночных структур, должны иметь положительный эффект на экономике территорий. Как правило, наблюдается расширение торговли, взаимное инвестирование и интеграция производителей. Один из результатов - это увеличение инвестиционных потоков в интегрированном пространстве, чему способствует созданная инвестиционная инфраструктура.
Дополнительные выгоды могут быть получены при усилении интеграции на рынке рабочей силы, финансового капитала, свободного движения товаров и услуг внутри региона. На региональном уровне решение основных проблем субъекты интеграции связывают со следующими перспективами:
1) упорядоченность согласованности действий при производственной интеграции;
2) объединение снабженческих, торговых производств ради уменьшения соответствующих издержек;
3) оптимизация внутригрупповых финансовых потоков и налоговых обязательств;
4) объединение инвестиционных ресурсов и увеличение числа инвесторов;
5) повышение гарантированности со стороны кредитных организаций и укрепление связей с ними;
6) укрепление платежной дисциплины среди членов группы с применением различных товарных кредитов, льготных цен и т.д.;
7) взаимовыгодное сотрудничество на основе интеграции;
8) стимулирование инвестиционной активности и структурных сдвигов благодаря снижению рисков инвестирования.
Таким образом, региональная интеграция выступает сложностоставным элементом устойчиво-
сбалансированного развития территорий. Высшая цель региональных органов власти и управления связана с повышением эффективности региональной экономики, имеющей сопряженные и взаимосвязанные линии развития и в вертикальной и горизонтальной интеграции. Региональные субъекты хозяйствования, добровольно объединившихся в определенную структуру, нацелены на повышение эффективности своей деятельности и лишь через призму осуществления этой цели может быть заинтересованы в повышении эффективности деятельности всей группы в целом и каждого ее участника в отдельности, что оказывает существенное влияние как на устойчивость развития отдельных хозяйствующих субъектов, так и на сбалансированность развития всей региональной экономикой в целом.
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 года № 612 "Об
упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации" //http://publication.pravo.gov.ru/
Document/View/0001201409080025
2. Моргоев Б.Т. Структурная и функциональная асимметричность развития российских регионов// Автореф. дис. докт. экон. наук / Ростовский государственный экономический университет. Ростов-на-Дону, 2006.
3. Кузнецова М.Н. Организационные направления обеспечения устойчивого сбалансированного развития региона на основе повышения качества человеческого капита-ла//Журнал правовых и экономических исследований, -2014 , №1, 193-198
4. Магомедов К.У. Концептуальные подходы к разработке региональной модели устойчивого сбалансированного развития на основе эффективизации трудового фактора //Общество: политика, экономика, право, 2012, №4, 99-103
5. Шарков, Ф.И. Имидж фирмы. Технология управления / Ф.И. Шарков. М. : Академический проект, 2006. - 272 с.
6. Чекмарев, В.В. К теории экономического пространства // Изв. Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов. -СПб.,2001. № 3. - С. 27-45.
7. Евменов, А.Д. Институциональные и инфраструктурные аспекты развития процесса территориальной интеграции Макулов, А.С Теория интеграции хозяйственных структур. /A.C. Макулов. Уфа: УГАТУ, 2000. - 85
8. Курбатова, M.B. Преобладание иерархического типа взаимодействия власти и бизнеса как проявление зависимости от предшествующего развития / М.В. Курбатова, С.Н. Левин. http://www.ecso-crmn.edu.ru/db/msg
9. Паринов, С.И. К теории сетевой экономики / С.И. Паринов // Проблемы новой политэкономии. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. -№1. - С. 17-38.
10. Стратегия развития региона / Коллектив авторов под рук. В.А. Ильина. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004. - 228 с.
11. Асаул, В.В. Влияние интеграционных процессов на повышение инновационной активности машиностроительных предприятий. Автореф. дис. . канд. экон. наук / В.В. Асаул С.Пб.: Санкт-Петербургский гос. инженерно-экон. ун-т, 2001. - 19 с.
166
Моргоев Б. Т.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОСБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
12. Злобин, Е.Ф. Агропромышленная интеграция в условиях рыночной экономики. Региональный аспект / Е.Ф. Злобин. М.: АгриПресс, 2003. -365 с.
13. Бияков, O.A. Экономическое пространство региона: процессный подход. Монография / O.A. Бияков Кемерово: КузГТУ, 2004. - 244 с
14. Марголит, Г.Р. Механизм экономической интеграции основного звена народного хозяйства. //Автореф. дис. канд. экон. наук / Г.Р. Марголит. М.: Моск. ин-т управления, 1990. - 17 с.
15. Грингель, Б.М. Повышение конкурентоспособности территорий как обобщающая задача стратегического планирования / Б.М. Грингель, Н.Е. Костылева, Смирнов Е.А. С.Пб.: 2005. - 189 с.
16. Фридман, Ю.А. Оценка уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, О.А. Бияков, Ю.Ш. Блам // Регион: экономика и социология. Москва, 2008. -№3. - С.78-96.
17. Повышение конкурентоспособности территорий как обобщающая задача стратегического планирования / Б.М. Грингель, Н.Е. Костылева, Смирнов Е.А. С.Пб.: 2005. - 189 с.
18. Климов, С.А. Обоснование эффективного функционирования вертикально интегрированных компаний / С.Л. Климов. М.:Изд-во Акад. горн, наук, 2000.-221 с.
19. Айдинова А.Т. Консультационное обеспечение малого
бизнеса на селе: организационные и правовые аспек-ты//Бизнес в законе: международный экономико-
юридический журнал. - 2014. №5.
Reference list:
1. The presidential decree of September 8, 2014 No. 612 "On
the abolition of the Ministry of regional development of the Russian Federation"
//http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120140908 0025
2. Torgoev B. T. Structural and functional asymmetry of development of Russian regions// abstract. dis. Prof. Econ. Sciences / Rostov state University of Economics. Rostov-on-don, 2006.
3. Kuznetsov M. Organizational direction sustainable balanced development of the region through enhancing the quality of human capital Journal of legal and economic studies, -2014, No. 1, 193-198
4. Magomedov K. U. Conceptual approaches to the development of a regional model of sustainable balanced development on the basis of effectivization of the labour factor //Society: politics, Economics, law, 2012, No. 4, 99-103
5. Sharkov, F. I. the image of the company. Technology management / F. I. Sharkov. M : Academic project, 2006. - 272 S.
6. Chekmarev, Century Century To the theory of economic space, " Izv. St. Petersburg University of Economics and Finance. -SPb.,2001. No. 3. - S. 27-45.
7. Evmenov, A. D. Institutional and infrastructural aspects of the development process of territorial integration Mikulov, A. the Theory of economic integration structures. /A. C. Mikulov. UVA: University, 2000. - 85
8. Kurbatov, M. B. Prevalence of hierarchical type of interaction between government and business as a manifestation based on the previous development / M. C. Kurbatov, S. N. Levin. http://www.ecso-crmn.edu.ru/db/msg
9. Parinov, S. I. on the theory of the network economy / S. Pa-rinov I. // Problems of the new economy. Novosibirsk: IEIE SB RAS, 2002. No. 1. - S. 17-38.
10. The development strategy of the region / group of authors under the arms. C. A. Ilyin. Vologda: vscc CEMI RAS, 2004. -228 S.
11. Asaul, Century, Century, the Impact of integration processes in the increase of innovative activity of machine-building enterprises. Abstract. dis. . Kida. Econ. Sciences / centuries Asaul C. IB.: St. Petersburg state engineering and Economics. University, 2001. - 19 C.
12. Zlobin, E. F., Agro-industrial integration in the conditions of market economy. The regional aspect / E. F. Zlobin. M: Agropress, 2003. -365 C.
13. Bykov, O. A. Economic space of the region: a process-based approach. Monograph / O. A. Bykov Kemerovo, Kuzbass State Technical University, 2004. - 244 with
14. Margolit, G. R. the Mechanism of economic integration the main element of the national economy. //Abstract. dis. Kida. Econ. Sciences / G. R. Margolit. M: Mosk. Inst. of management, 1990. - 17 S.
15. Gringel, B. M. improving the competitiveness of the territories as generalizing the task of strategic planning / B. M. Gin-gell, N. E. Kostyleva, Smirnov E. A. C. IB.: 2005. - 189 C.
16. Friedman, Y. A. assessment of the level of coherence of the economic interests of regional industrial policy Y. A. Fridman,
G. N. Rechko, O. A. Bykov, Y. W. Blum // Region: Economics and sociology. Moscow, 2008. No. 3. - S. 78-96.
17. Improving the competitiveness of the territories as generalizing the task of strategic planning / B. M. Gingell, N. E. Ko-styleva, Smirnov E. A. C. IB.: 2005. - 189 C.
18. Klimov, C. A. Rationale for the effective functioning of the vertically integrated companies / C. L. Klimov. M.:Publishing house of the Acad. horn, Sciences, 2000.-221 C.
19. Aginova A. T. Consulting support for small businesses in rural areas: organizational and legal aspects//Business in law: international economic law journal. - 2014. No. 5.
167