Научная статья на тему 'Устойчивое социально-экономическое развитие регионов. Региональная политика'

Устойчивое социально-экономическое развитие регионов. Региональная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПОДХОДЫ / РЕГИОНЫ / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / CONCEPT / POLICY / INTEGRATION / PROBLEMS / APPROACHES / REGIONS / ECONOMICS / MANAGEMENT / DEVELOPMENT / SUSTAINABILITY / COMPETITION / COMPETITIVENESS / EFFICIENCY / INNOVATION / TECHNOLOGY / SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрина Владлена Сергеевна

Эффективное региональное управление с учетом возможности включения территорий в интеграционные процессы должно основываться на региональной политике, являющейся неотъемлемой частью государственной экономической политики. Эффективность интеграции различна для мировой экономики и для самой России. Существуют два варианта решения этой проблемы близость и поиск механизма защиты национальных интересов в мировой экономике. Устойчивое социально-экономическое развитие региона характеризуется его способностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать для этого новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природного потенциала, локализованного на его территории[4]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS. REGIONAL POLICY

Effective regional management, taking into account the possibility of including territories in the integration processes, should be based on regional policy, which is an integral part of the state economic policy. The effectiveness of integration varies for the world economy and for Russia itself. There are two solutions to this problem proximity and the search for a mechanism to protect national interests in the world economy. Sustainable socio-economic development of the region is characterized by its ability to provide positive dynamics of the level and quality of life of the population, to use new factors and conditions, including a balanced reproduction of economic, social, natural potential, localized in its territory [4]

Текст научной работы на тему «Устойчивое социально-экономическое развитие регионов. Региональная политика»

Yurina Vladlena Sergeevna SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC ..

economic sceinces

UDC 332.145

УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

© 2018

Юрина Владлена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, ул. Гагарина, дом № 4, e-mail: [email protected]/ [email protected]) Аннотация. Эффективное региональное управление с учетом возможности включения территорий в интеграционные процессы должно основываться на региональной политике, являющейся неотъемлемой частью государственной экономической политики. Эффективность интеграции различна для мировой экономики и для самой России. Существуют два варианта решения этой проблемы - близость и поиск механизма защиты национальных интересов в мировой экономике. Устойчивое социально-экономическое развитие региона характеризуется его способностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать для этого новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природного потенциала, локализованного на его территории[4]

Ключевые слова: концепция, политика, интеграция, проблемы, подходы, регионы, экономика, управление, развитие, устойчивость, конкуренция, конкурентоспособность, эффективность, инновации, технологии, безопасность

SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS. REGIONAL POLICY

© 2018

Yurina Vladlena Sergeevna, candidate of economic Sciences, associate Professor of "Accounting, analysis and audit" Department Volga Region State University of Service (445017, Russia Togliatti, st. Gagarina, 4, e-mail: [email protected]/[email protected]) Abstract. Effective regional management, taking into account the possibility of including territories in the integration processes, should be based on regional policy, which is an integral part of the state economic policy. The effectiveness of integration varies for the world economy and for Russia itself. There are two solutions to this problem - proximity and the search for a mechanism to protect national interests in the world economy. Sustainable socio-economic development of the region is characterized by its ability to provide positive dynamics of the level and quality of life of the population, to use new factors and conditions, including a balanced reproduction of economic, social, natural potential, localized in its territory [4] Keywords: concept, policy, integration, problems, approaches, regions, economics, management, development, sustain-ability, competition, competitiveness, efficiency, innovation, technology, security

Региональная политика устойчивого развития должна включать в себя основы для разработки комплексов антидипрессивных мер на всех уровнях, присущих государственному управлению [1-14]. Мировая практика регионального управления реализует такие меры двумя основными подходами. Первый - реализация целей территориальной справедливости, пространственной организации экономической деятельности для жителей всех регионов, располагающих более или менее равными возможностями, достигая желаемое благосостояние. Второй - в основе экономическая эффективность, требующая рациональное использование производственного потенциала в каждом регионе, достигая целей, характеризующих общенациональное государство. Эти подходы могут быть как совместимы, так и противоречивы.

Анализ исследований, посвященных аспектам проблемы

Существуют три точки зрения по отношению к «справедливости» и «эффективности», характеризующих региональную политику. Согласно первой из них, рассмотрим обратную пропорциональную связь между подходами, стимулирующую экономическое развитие в проблемных регионах. Согласно другой точке зрения - справедливость полезна, но она характеризуется не только отрицательными, но и позитивными последствиями, сглаживая различные социальные диспропорции [15]. Согласно третьей точке зрения, реализуемые цели территориальной юстиции и экономической эффективности зависят от того, в каком состоянии находится национальная экономика. Как правило, для периода с экономическим ростом характерно преобладание первой точки зрения, для периода кризиса - второй. Тем не менее, для любого сценария - главная задача региональной политики устойчивого развития - удовлетворение потребностей стабильного характера воспроизводства ресурсов и постоянного сохранения и расширения потенциала территории при условии принципов равновесия и приспособляемости.

Формирование целей статьи.

Достижение устойчивого развития региона с помощью двух способов:

- внешняя поддержка при перераспределении средств между регионами,

- мобилизация внутренних сил [16].

Изложение основного материала исследования с обоснованием научных результатов

Реформа органов, которые ответственны за проводимую региональную политику, приводит к изменению ее идеологии : смещение акцента, выделяя не перераспределение средств, а финансирование сфер региональной экономики, приводя эту зону к успешной. Для этого, принимая решения, необходимо учитывать социально-экономические характеристики региона-получателя, не формализуя показатели, характеризующие его экономическое развитие. В результате наблюдается смещение акцента региональной политики, перераспределяя средства «концентрированного» подхода к ресурсам, выделяя проблему.

Стратегическая цель новой региональной политики - адаптация отдельных регионов в изменяющихся условиях работы. Одно из основных мест, характеризующих региональную инновационную политику - институциональные изменения [17]. Это означает, что для региональной политики характерна структурность, а не перераспределение. Похоже, что используя тот или иной метод реализации региональной стратегии устойчивого развития, рассматривается выбор приоритетов: территориальная справедливость или экономическая эффективность со стороны власти и руководств.

Таким образом, перераспределение ресурсов и эндогенное развитие в рамках региональной политики устойчивого развития не должны выступать против, а должны дополнять друг друга [18].

Региональная политика должна включать не только рассмотрение политики как заполненные пробелы и недостатки регионов (в виде узкого традиционного подхода), а также рассмотрение региональных экономики и политики как конкурентную политику развития (в

икономически науки

Юрина Владлена Сергеевна УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО ...

виде динамичного, широкого и обобщенного подхода). Осуществление региональной экономической политики всеми регионами заключается в противостоянии конкуренции в территориальных экономических условиях. Региональная политика в условиях реального мира - это не привилегия структур, являющихся структурно слабыми. При глобализации мира региональная политика - это параметр конкуренции [19]. Для эпохи глобализации характерна проблема территориальной конкуренции, приобретающая первостепенное значение в политике регионального развития [20]. Преимущественно углубленные интеграционные процессы неравномерно распределяются по территориям (регионам)

Актуальность приобретают проблемы конкуренции на межрегиональном уровне при устойчивом развитии регионов.

Многие исследования рассматривают межрегиональную конкуренцию в виде позитивного процесса, характеризующегося открытыми новыми конкурентными ресурсами; информационными, коммуникационными и другими нематериальными возможностями регионов [21-25]. Использование этих новых возможностей необходимо при создании устойчивого конкурентного преимущества конкретных регионов, которое не может быть воспроизведено в другом месте, в отличии от традиционного ресурса и относительного преимущества [26].

Между тем, изменение во внутреннем и внешнем региональном развитии еще не отражено в существующих системах методов и инструментов в региональном управлении России. Проанализировав региональную политику и ее основные проблемы развития с учетом предложений путей, направлений и механизмов ее совершенствований, в том числе рассмотрев устойчивое развитие, исследователи показали необходимость учитывать межрегиональную конкуренцию как источник стимулирования экономического роста [27]. Достигает особого значения инновационная составляющая региональной политики, направленная на институциональные механизмы и инфраструктуру «экономики знаний», не полагаясь на использование природных ресурсов, а на использование человеческого капитала и поэтому ставится вопрос формирования среды, восстанавливающей развитие человеческих и природных ресурсов до региональной политики. Основной задачей такой региональной политики является обеспечение концентрации ресурсов приоритетных областей и создание условий, в которых будут прогрессировать межрегиональное сотрудничество и стратегическое партнерство между государственными, деловыми и общественными учреждениями в рамках моделей инновационного развития. Необходимо создание новых, инновационных технологий управления территориального развития, работающих для повышения конкурентоспособности регионов России и страны в целом [28].

Выводы исследования. Важной в области управления региональной политикой должна быть конкурентоспособность, определяемая концепцией устойчивого развития как «способность у региона производства товаров и услуг, контролируемых международными рынками и в то же время способность поддержки высокого и стабильного уровня доходов или способность поддержки относительно высокого уровня доходов и занятости, несмотря на внешнюю конкуренцию ...все это для конкурентоспособности региона означает гарантированные качество и количество работ» [29]. Для поддержки устойчивого развития конкурентоспособность должна носить систематический характер. Для долгосрочной конкурентоспособности обусловлена не столько стабилизация макроэкономических условий и создание соответствующих стимулирующих структур, сколько формирование системы отношений, которая поддержит и сконцентрирует целенаправленные коллективные национальные усилия на развитие отдельных фирм или группы предприятий (кластеров) и территорий [30-39].

Необходимая реализация принципов устойчивого развития региона требует существенные корректировки формирования российской внешней и внутренней политик, учитывая интересы национальной, а также региональной безопасности. [40]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ткаченко С. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век //Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век /Под ред. Д. Тренина /Моск. центр Карнеги. — М, 2000. — С. 56.

2. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития/Под ред. С.А. Ситаряна. — М., 2003. — С. 81.

3. Трейвиш А.И. Устойчивое региональное развитие в России: утопия или реальность?// Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. — М., 2002. — С. 313.

4. Общий и специальный менеджмент / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина: Учебн. пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — С. 305.

5. Дорогов Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления)//Проблемы теории и практики управления. — 1997. — № 4. — С. 66— 70.

6. Санкова Л.В., Дудко В.Н. Проблемы развития человеческого потенциала регионов в контексте целей устойчивого развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 329-332.

7. Шаталов М.А. Обоснование адаптивных инструментов обеспечения устойчивого развития региональных экономических систем //Вестник НГИЭИ. 2017. № 1 (68). С. 75-83.

8. Станкевич А.А. Анализ показателей устойчивого развития аграрных предприятий крыма //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 253-257.

9. Кузнецов В.П., Козлова Е.П. О подходе к определению понятия «механизм устойчивого развития промышленного предприятия» // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 100-106.

10. Бердникова Л.Ф., Гаврилов Д.В. Анализ финансового состояния как инструмент поиска путей устойчивого развития организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 117-120.

11. Станкевич А.А., Норец Н.К. Проблемы устойчивого развития предприятий республики Крым // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 258-261.

12. Бобкова Н.А., Кутаева Т.Н., Коршунов И.А. Устойчивое развитие на каждом этапе роста организации // Вестник НГИЭИ. 2014. № 3 (34). С. 18-25.

13. Юрина В.С. Теорико-методологические и практические аспекты управления устойчивым развитием и проведения экологического аудита территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4 (9). С. 112-114.

14. Боргардт Е.А. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 55-61.

15. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. — М, 1998. — С.9

16. Тетерин Н.Н. Оценка социально-экономической конкурентоспособности региона (на примере Курганской области)// ЧиновникЪ. — 2004. — №4(32).

17. Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики ЕС//Проблемы теории и практики управления. — 2003. — №4. — С.64.

18. Ландабасо А. Между равенством и эффективностью. Материалы сайта http://eur.academy-go.ru/Eurosoyz/.

19. Франкенфельд П. Региональная политика Европейского союза и последствия расширения ЕС на восток. Материалы сайта www.po-litekonom.ru/ec_pol/.

20. Camagni R. On the Concept of Territorial Competitiveness: Sound or Misleading?// IsEc Working Paper. — 2002. — № 1. — P.1.

21. Агапова М.А. Управление конкурентными преимуществами предприятия // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 81-84.

22. Демцура С.С. Ценообразование и экономическая основа ценовой конкуренции // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 123-126.

23. Ганеева К.В., Тулуева Ч.Э. Проблемы выхода отечественных предприятий на внешний рынок в условиях конкуренции // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 97-100.

24. Станкевич А.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности предприятий в условиях трансформации экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 315-319.

25. Орел В.Н. Формирование механизма конкуренции на рынке продукции свиноводства //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 137-140.

26. Чёрная И. П. Региональная политика устойчивого развития: проблемы и особенности формирования и реализации в Российской Федерации / // Менеджмент в России и за рубежом№ 2. - С.76-83. -Библиогр.: с. 83-84.

27. Татаркин А.И. Конъюнктура региональной конкурентоспособности // V Международная научная конференция «Конкурентоспособность и модернизация экономики». Материалы сайта www.hse. ru/ic5/.

28. Алексеев О.Б., Щедровицкий П.Г., Шейман Д.И. Институциональные механизмы регионального развития// Казанский федера-

Балканско научно обозрение. 2018. № 1

19

Yurina Vladlena Sergeevna

SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC .

economic sceinces

лист. — 2002. — №3.

29. Jan Maarten de Vet J., Baker P., Dalgleish K., Pollock R., Healy A. The Competitiveness of Places and Spaces. A Position paper. Материалы сайта www.ecorys.com/competitiveness/resources/.

30. Андреева Л., Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики// Экономист. — 2004. — №1. — С. 83.

31. Григорьева О.В., Григорьева Н.С. Исследование структуры и признаков кластера на примере строительного кластера республики Татарстан // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4 (5). С. 72-75.

32. Кукольникова Е.А. Модель управления конкурентоспособностью функционального промышленного кластера //Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 195-202.

33. Великая Е.Г., Папян А.Г. Предпринимательский кластер как форма эффективного взаимодействия предприятий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 105-110.

34. Бехешти С.С. Принципы и условия формирования туристических кластеров //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 39-41.

35. Багдасарян Л.А., Ушалова А.А., Львова О.Г. Предпосылки формирования кластеров: анализ технологического потенциала отраслей экономики территорий региона //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 30-33.

36. Сембер С.В., Матевка Т.В. Кластеры в сфере лесопромышленного производства региона: проблемы и перспективы развития // ВестникНГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 66-73.

37. Папян А.Г., Великая Е.Г. Оценочный подход к эффективности предпринимательского кластера // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2 (11). С. 16-20.

38. Козина Е.В. Формирование региональных инициатив поддержки территориальных кластеров //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 344-350.

39. Бородкина В.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Оценка потенциала образования кластеров на территориальном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 51-54.

40. Юрина В.С., Васильчук О.И. Современные проблемы устойчивого развития экономики региона В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и разработки. Сборник научных статей II Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета: в 2 частях. 2016. С. 293-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.