Научная статья на тему 'Интеграция работы ведомств с позиции качества жизнедеятельности граждан'

Интеграция работы ведомств с позиции качества жизнедеятельности граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / QUALITY OF LIFE / A MANDATORY LIST OF STATE DOCUMENTS / STRATEGY DEVELOPMENT / STRATEGIC DEVELOPMENT PLAN / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT SCHEMES / THE GENERAL PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыткин А. Н., Климентов Г. В.

Интеграция работы ведомств обеспечивается за счет формирования и исполнения обязательного перечня государственных документов: стратегии, стратегического плана и программы устойчивого развития, схемы территориального развития и генпланирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пыткин А. Н., Климентов Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция работы ведомств с позиции качества жизнедеятельности граждан»

образовательных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Расширяется видовое разнообразие образовательных программ, которые призваны обеспечить мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. С целью удовлетворения потребностей работодателей в подготовке рабочих кадров по-новому будет выстроена структура подготовки кадров по программам профессионального обучения. Помимо основной программы профессиональной подготовки, законопроектом вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям. Законодательную регламентацию получили центры профессиональных квалификаций.

Законопроектом закрепляются особенности получения образования различными группами граждан. Для граждан, проявивших выдающиеся способности, для граждан с ограниченными возможностями здоровья закрепляются особенности образования в сфере искусства и культуры, медицины, фармацевтики, обороны и безопасности государства.

Необходимо отметить, что в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» сохраняются и дополнительно детализируются действующие базовые принципы и гарантии реализации прав граждан России в сфере образования. При этом значительное внимание законопроектом уделяется закреплению правового статуса основных субъектов и участников образовательных отношений: педагогических работников, с одной стороны, обучающихся и образовательных организаций, с другой стороны. Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе и вводятся обязательства государства по созданию условий для осуществления их полноценной профессиональной деятельности, в том числе в части оплаты труда педагогических работников.

Одновременно с этим в законопроекте регулируется и правовое положение обучающихся, их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся стипендиального обеспечения, предоставления мест в общежитии, обеспечения учебниками, питанием, обмундированием, вопросов транспортного обеспечения и так далее.

Законопроект закрепляет права и обязанности родителей и законных представителей обучающихся. Установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей. Закреплены их права на получение информации и участие во всех видах обследования обучающихся, на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания. Законопроектом также впервые предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Законопроектом впервые закрепляются нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования, которые призваны в целом обеспечить динамичное развитие системы образования, в том числе способствовать апробации, использованию новых образовательных методик, педагогических практик, внедрению новых моделей.

Общественное обсуждение, которому был подвергнут законопроект, действительно является беспрецедентным. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был разработан в 2010 году. За два года законопроект обсуждался на парламентских слушаниях в Государственной Думе, в Совете Федерации, в Общественной палате, на конференциях Российского союза ректоров, на августовских педагогических совещаниях, на сайтах в сети Интернет. Законопроект рассматривался различными общественно-профессиональными объединениями, профсоюзами сферы образования, общероссийскими объединениями работодателей. На сегодняшний день он впитал наиболее передовые, конструктивные, содержательные предложения как профессионального сообщества, так и общества в целом.

Сегодня образование пронизывает все сферы общественного бытия, поэтому с уверенностью можно утверждать, что День знаний - это отправная точка обновления и движения всей нашей страны к высоким горизонтам будущего.

Искренне желаю всем читателям журнала успехов в развитии науки, освоении новых знаний, настойчивости в достижении поставленных целей, стремления к победам и удачи!

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию, председатель Редакционного совета, доктор экономических наук, профессор

А.Н. Дегтярев

Пыткин А.Н. Климентов Г.В.

доктор экономических наук, профессор, кандидат технических наук, доцент,

директор Пермского филиала зав. сектором региональной инновационной политики

ПЭ УрО РАН, Россия, г. Пермь и развития Пермского филиала IIЭ УрО РАН,

Россия, г. Пермь

УДК 322.1:352 (470-21)

ИНТЕГРАЦИЯ РАБОТЫ ВЕДОМСТВ С ПОЗИЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН

Интеграция работы ведомств обеспечивается за счет формирования и исполнения обязательного перечня государственных документов: стратегии, стратегического плана и программы устойчивого развития, схемы территориального развития и генпланирования.

Ключевые слова: качество жизни населения, обязательный перечень государственных документов, стратегия развития, стратегический план развития, программы устойчивого развития, схемы территориального развития, генеральный план.

INTEGRATION OF DEPARTMENTS FROM THE PERSPECTIVE OF QUALITY OF LIFE

The integration of the departments provided by the formation and implementation of a mandatory list of public documents: strategy, strategic plan and programs for sustainable development, regional development scheme and master plan.

Key words: quality of life, a mandatory list of state documents, strategy development, strategic development plan, sustainable development, regional development schemes, the general plan.

Миссия администрации любого уровня состоит в разработке и реализации проектов и программ по решению проблем благополучия развития территории, при этом главной задачей деятельности администрации следует считать повышение качества жизни (жизнедеятельности) населения, человеческого потенциала и человеческого капитала, которые напрямую влияют на устойчивое развитие региона (баланс социальной, экономической, институциональной и экологической составляющих развития).

В соответствии с этим система разрабатываемых программ, проектов, подпрограмм и подпроектов, с одной стороны, формирует проектную деятельность и проектную культуру разработчиков и реализаторов Программы, систему развиваю-

щих и развивающихся отношений в территории, рефлексивно-деятельностной развивающей среды, а с другой стороны, в контексте программноцелевого подхода выстраивает развитие сфер, отраслей, альянсов для достижения ожидаемых результатов (см. рис. 1 и табл. 1), например, - устойчивого развития территории (баланса социальных, экономических, институциональных и экологических составляющих развития).

Вся совокупность работ по повышению качества жизнедеятельности и повышению человеческого потенциала укладывается в два контекста: 1) изменения, совершенствования содержания и технологий работы на всех уровнях управления; 2) формирование рефлексивно-деятельностной развивающей среды в Пермском крае и организация мониторинга.

Таблица 1

Перечень сфер жизнедеятельности Пермского края/отраслевых программ

и программных мероприятий

№ п/п Сферы жизнедеятельности города / отраслевые программы и программные мероприятия

1 Экономико-географическое положение Пермского края (с учетом концепции пространственного, поляризованного развития Пермского края)

2 Демографическая политика и сфера занятости

3 Интеграция работы органов власти, планы совместных работ по реализации Программы

4 Перспективы развития и использования минерально-сырьевой базы (в том числе и поверх административных границ)

5 Развитие промышленности, малого и среднего бизнеса, предпринимательства

6 Политическая и идеологическая работа по реализации Программы, развитие СМИ, информатизации края

7 Межведомственная, внутримуниципальная, межмуниципальная и межрегиональная кооперация

8 Развитие органов местного самоуправления

9 Развитие финансовой системы

10 Развитие транспортной инфраструктуры

11 Развитие инженерной инфраструктуры

12 Управление краевой собственностью

13 Развитие образования и науки

14 Развитие здравоохранения

15 Охрана культурного наследия, развитие культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики

16 Охрана природы и рациональное природопользование

17 Защита территории от потенциально опасных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

18 Обеспечение общественной безопасности

19 Регламентация жизнедеятельности края

20 Другие...

Первый контекст предполагает две целевые установки- а) формирование взаимообусловленного поведения как жизненной необходимости и б) построение «поведенческой профилактики» (структуры и системы отношений) на всех уровнях управления. Второй контекст также предполагает две целевые установки - а) формирование среды (когда на всех уровнях определена зона ответственности, содержание и технология работы) и б) формирование и развитие системы мониторинга (регламентация деятельности в соответствии с зонами ответственности с позиции условий, процесса и результата).

Перечисленное выше описывает суть управления на региональном уровне с позиции качества жизни (жизнедеятельности), которое определяется двумя взаимообусловленными категориями - состояние здоровья и виды благополучия. Состояние

здоровья определяется состояниями: здоров, болен и предболезнь. Виды благополучия - соматическое, психическое, социальное и духовно-нравственное благополучие. Более подробно взаимосвязь видов благополучия и состояний здоровья была описана выше. Ниже для примера приводим схему обеспечения качества жизнедеятельности на примере одной из сфер - системы образования (см. рис. 2).

Цель образования как жизнедеятельности: обеспечение разностороннего развития индивидуума при минимальной цене адаптации в процессе образования и жизнедеятельности на современном уровне социальной культуры в настоящих и прогнозируем ых социал ьно-исторических условиях.

Человек на протяжении всей жизни является обучающимся, так как вся жизнь его представляет собой последовательность образовательных актов.

Стратегия устойчивого развития Пермского края <

Ценности / безопасность

социальные экологические экономические институциональные

норма / факт норма / факт норма / факт норма / факт

Схема территориального планирования Пермского края

Сферы жизнедеятельности (табл. 1)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Ресурсы / потенциал Экологические ограничения

территориально- административные технологи- ческие финансовые (в т. ч. бюджетные) кадровые / человеческие (трудовые) интеллекту- альные природные

внутренние / внешние внутренние / внешние внутренние / внешние внутренние / внешние внутренние / внешние внутренние / внешние

Программа устойчивого развития Пермского края

<

Инфраструктура

социальная

экологическая

экономическая

институциональная

норма / факт

норма / факт

норма / факт

норма / факт

Инновационно-инвестиционная инфраструктура

Дороги, транспорт, связь, информация

Отраслевые целевые программы и проекты

10 11 12 13 14 15 16 17

18 19

Комплексная оценка воздействия краевого стратегирования на сферы жизнедеятельности

I

V

Открытая отчетность по устойчивому развитию Пермского края

Рис. 1. Модель управления развитием Пермского края в системе регионального стратегирования

Для решения проблем образования в части формирования у обучаемого здоровье сберегающееX жизнедеятельности можно различать здравообразование, здравоформирование, здравоохранение, здравотвор-чество, здравосопровождение:

- здравообразование подразумевает систему знаний о состояниях здоровья и предболезни с позиций факторов здоровья и риска в отношении окружающей среды, функционального состояния человека, их взаимоотношений, реализуемых в качество жизни индивидуума через интегральные и взаимообусловливающие ответы - виды благополучия и состояния здоровья;

- здравоформирование имеет в виду практические решения по отношению к здоровью индивидуума, заключающиеся в том, что состояние благополучия человека через его состояния здоровья определяется как результат взаимоотношений факторов окружающей среды и функционального состояния человека в виде менталитетных и имиджевых характеристик индивидуума;

- здравоохранение включает в себя общепрофилактические воздействия на функции и состояния индивидуума в виде целенаправленных изменений активности анализаторных систем, биологически активных точек, рекреационных влияний, реализуемых через самовнушение (самогипноз), рациональное, то есть разумное регулирование и саморегулирование;

- здравотворчество реализуется через выбор индивидуумом правил установления гармоний взаимоотношений внутри себя и с людьми через мыслительные и имиджевые характеристики и отдельные и (или) комплексные технологии в виде программы здорового образа жизни: двигательного активности, питания, закаливания и др. ;

- здравосопровождение благополучия в процессе обучения как жизнедеятельности человека предполагает системы профессионального деятельности в образовании, направленные на создание условий успешного обучения и воздегіствия различных видов педагогического практики на индивидуума с акцентами и фокусированием внимания на состоянии здоровья обучаемого.

Содержание и технологии обучения, учебно-методические комплексы

Формирование и сопровождение развивающей среды

О бр аз об ате лвнвш пр оце с с как жизне де яте лвно с тъ

Рис. 2. Взаимообусловленные составляющие качества жизни

Как видно (рис. 2) состояние здоровья в образовании определяется функциональным состоянием человека, которое в свою очередь определяется факторами здоровья и риска для здоровья в процессе образовательной деятельности, которые подразделяются на факторы благоприятные, нейтральные и неблагоприятные (устранимые, коррегируемые и неустранимые). Виды благополучия в процессе образовательной деятельности строятся через формирование функциональной активности (формирование компетентностей) и функциональной готовности (формирование компетенций) при метаболически-транспортном обеспечении функциональных состояний организма индивидуума в процессе образовательной деятельности. Достигается это через формирование и реализацию познавательной активности существования человека в рамках обучения,

воспитания и развития в границах сочетания видов благополучия и состояний здоровья при одновременном решении проблем повышения специфической и неспецифической резистентности организма при низкой цене адаптации. С этой целью весь образовательный процесс строится через совершенствование содержания и технологий обучения в рамках разработки и внедрения учебно-методических комплексов, совершенствование образовательной деятельности в соответствии с принципами развития, здравоформирования, здравосопровождения, здра-вообразования, здравоукрепления и здравотворче-ства в процессе обучения, через формирование и сопровождение рефлексивно-деятельностной развивающей среды.

С позиции индикаторов устойчивого развития для повышения качества жизни (качества жизнедея-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельности) возможны различные подходы к наполнению его содержанием, однако в соответствии с нашими исследованиями общими являются три основных направления (см. табл. 2): повышение уровня жизнедеятельности в производственной и непроизвод-

ственной сфере; повышение уровня жизни большинства жителей (через доходы и расходы населения) по объективным и субъективным показателям; повышение уровня индивидуального и общественного здоровья и репродуктивной деятельности.

Таблица 2

Вариант системы индикаторов качества жизни населения региона

Блок 1. УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Производственная деятельность

1. Индикаторы занятости Объективные: структура занятости (полная, неполная, дополнительная занятость, административные отпуска, самозанятость); отраслевая, профессиональная, образовательная и квалификационная структуры рабочей силы. Трудоустройство по специальности; горизонтальная и вертикальная мобильность; текучесть рабочей силы, структура безработицы, численность безработных по критериям Международной организации труда (МОТ), численность ищущих работу при наличии занятости. Субъективные: ощущаемая угроза увольнений, социально-профессиональные ориентации и потенциальная текучесть кадров, ориентация на повышение квалификации и соответствующие мотивы.

2. Индикаторы характера труда Объективные: интенсивность, монотонность труда, уровень травматизма, уровень профессиональных заболеваний, доля умственного и физического труда, производственные, бытовые условия труда. Субъективные: удовлетворенность работой (без учета фактора оплаты труда), ориентация на смену профессии, сферы деятельности, отраслевой принадлежности.

3. Индикаторы содержания труда Объективные: сложность труда, творческая насыщенность, интеллектуализация труда, автоматизация труда. Субъективные: степень соответствия образования и квалификации содержанию и характеру труда, требованиям конкретного рабочего места, участие в управлении производством.

Внепроизводственная деятельность

4. Индикаторы жилищных условий и бытового обслуживания Объективные: обеспеченность жильем, характер жилья, благоустроенность жилья, насыщенность инфраструктуры бытового обслуживания. Субъективные: удовлетворенность жилищными условиями, качеством бытового обслуживания.

5. Индикаторы обеспеченности населения товарами и услугами Объективные: индекс насыщенности потребительского рынка, уровень индивидуального потребления основных продуктов и товаров, покупательная способность средней заработной платы, объем потребления услуг (платных и бесплатных). Субъективные: удовлетворенность качеством питания, товарами и услугами.

6. Индикаторы обеспеченности населения услугами сферы образования, культуры, искусства, спорта, отдыха Объективные: материальная база (дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, библиотеки, их фонды, число музеев, театров и т. д.), производство и распределение культурных товаров; расходы на: культурные нужды, посещаемость культурных мероприятий, пользование туристическими услугами и т. д. Субъективные: удовлетворенность услугами этой сферы, уровень образованности, культуры (степень ориентации в сфере культурной, научной деятельности), установки на получение или повышение образования; удовлетворенность образованием.

7. Индикаторы социальной безопасности Объективные: защищенность от различных нарушении прав, свобод личности, включая криминальные проявления или их угрозы. Субъективные: ощущаемая степень правовой и физической защищенности, оценка эффективности мероприятий, направленных против преступлений и др.

Блок 2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

8. Индикаторы доходов Объективные: величина и структура доходов населения (заработной платы, совокупных личных, среднедушевых, реальных располагаемых доходов), дифференциация доходов. Субъективные: оценка удовлетворенности характером распределения доходов, удовлетворенность собственным уровнем доходов.

9. Индикаторы расходов Объективные: структура расходов семейного бюджета (доля коммунальных платежей, расходов на питание, промтовары, культуру и т. д.), численность семей, живущих в долг. Субъективные: оценка достаточности семейного бюджета для удовлетворения потребностей, ориентация на изменение структуры расходов.

Окончание таблицы 2

Блок 3. ЗДОРОВЬЕ И РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10. Индикаторы здоровья Объективные: демографические параметры (продолжительность жизни, коэффициент смертности), заболеваемость (частота обращений за медицинской помощью, госпитализация, продолжительность пребывания в стационаре). Субъективные: самооценка собственного здоровья и здоровья близких (удовлетворенность здоровьем, самочувствие).

11. Индикаторы репроду ктивной деятельности Объективные: численность лиц, находящихся в браке (по возрастным группам), количество разводов, коэффициент рождаемости. Субъективные: ориентация на вступление в брак; мотивы разводов; репродуктивные установки.

12. Индикаторы состояния окружающей среды Объективные: степень загрязненности среды обитания (соответствие ПДК), степень зараженности вредными веществами производственных территорий, длительность пребывания на зараженных территориях. Субъективные: состояние флоры и фауны в местах проживания, удовлетворенность состоянием экологии, установка на смену места проживания.

Параметры благополучия функционирования и развития территорий обычно выстраиваются на региональном уровне с учетом рекомендованных интегрированных показателей. В соответствии с этими показателями должен строиться рейтинг

территории и осуществляться стимулирование развития. Для примера, на рис. 3 приведены показатели качества жизни населения, применяемые в качестве критериев оценки деятельности администрации в городе Перми.

Рис. 3. Структура блоков показателей, характеризующих качество жизни населения

В соответствии с качеством жизнедеятельности на территории муниципального образования определяются приоритетные направления функционирования и развития, как «золотые звенья цепи», за которые можно будет «вытягивать» решение большинства имеющихся проблем, что позволяет выстроить и совершенствовать систему программно-целевого управления социально-экономико -институционально -экологическим развитием региона (рис. 4).

Осуществление программ предполагает, во-первых, концентрацию в муниципальном образовании ресурсов и, во-вторых, составление и реализацию соответствующих программ на более низких уровнях управленческой иерархии, которые, в свою очередь, выступают подпрограммами программ более высокого уровня. Эти условия можно предусмотреть заранее, в частности, путем формирования системы балансов (натуральных, стоимостных, трудовых и финансовых), позволяющих выявить источ-

ники пополнения ресурсов и определить комплекс мер по повышению эффективности работы субъектов хозяйствования. В нашем понимании Программа является нормативно-правовым документом, причем основным - документом общественного согласия (в том числе и в первую очередь - с позиции качества жизни). Разработка и реализация Программы входит в состав работ, связанных с формированием обязательного перечня государственных документов, необходимых для деятельности исполнительной и законодательной власти, ведомства: план мероприятий и бюджеты на один (1) и на три года (2), программа устойчивого развития на 5-8 лет с соответствующим прогнозным планом мероприятий и бюджетом (3), стратегический план развития (4) на среднесрочную перспективу (10-15 лет), основные направления (стратегия) развития на 25-30 лет (5), схема территориального развития (6) и генеральные планы развития края, муниципальных образований - МО (7).

План доходов и расходов

Цели и задачи Правительства Корректировка Программы СЭР и Стратегического плана

Приоритеты, структура бюджета Нормативы бюджетной обеспеченности Лимиты целевых программ

Предполагаемая структура бюджета Политика доходов и расходов Минимальные нормативы бюджетной обеспеченности стандартов качества

Нормативы стандартов качества Целевые программы

Политики: стандарты, пространственное решение, инфраструктура, ресурсы Реестр государственных функций Генерапьный план

Цели и приоритеты устойчивого развития: баланс социального, экономического, институционального и экологического развития

Бюдж ет Пермского края

Ежего дное послание Губернатора края

Перспективный финансовый план (среднесрочная перспектива) -на 3 года

Программа устойчивого развития Пермского края (на 5-8 лет)

Стратегический план устойчивого развития Пермского края (на 10-15 лет)

Стратегия устойчивого развития Пермского края (на 25-30 лет)

Основное содержание 1 год 0 5 10 20

Рис. 4. Виды проектов, программ по времени реализации как система документов государственного планирования устойчивого развития Пермского края

В рамках работы нашего филиала (директор Пермского филиала - д-р экон. наук, проф., Заслуженный деятель науки РФ Пыткин А.Н.) в составе ИЭ УрО РАН (директор - академик РАН Татаркин А.И.) ведутся фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в области экономики (аспекты адап-

тации институтов общества, отраслей, сфер, предприятий к рыночным условиям), которые напрямую связаны с управлением качеством жизни. Ведется разработка и сопровождение программы социально-экономического развития, основанной на измерении и повышении социальной ответственности бизнеса,

государства, региональном и муниципальной власти. В совместной работе с муниципальными образованиями и корпоративными структурами производится подготовка квалифицированных системных аналитиков, которые впоследствии будут принимать участие в разработке и реализации инновационных стратегий развития регионов разных масштабов. Например, подобные работы в настоящее время ведутся в Пермском районе Пермского края, в Березовском районе Свердловской области, в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югра (всего - более 27 территорий по РФ).

В содружестве с С.-Петербургским государственным университетом экономики и финансов разработаны Экспертные Системы Ситуационного Управления (ЭССУ) как программые средства: Система приобретения знаний «Помощник Эксперта» (функциональное назначение - построение концептуальной модели предметной области и описания ситуационного пространства), Инструментальная ЭССУ, «Малый Решатель Проблем» (формирование продукционных баз знаний прикладных ЭССУ и обеспечение их функционирования); Проблемно-ориентированная ЭССУ «Руководитель» (разработка ситуационных

тренажеров-имитаторов, предназначенных для обучения руководителей принятию управленческих решений и оказания им информационной поддержки). Системы достаточно широко апробировались как для решения практических задач развития территорий, отраслей, сфер, так и для обучения. Так, ЭССУ и тренажер «Руководитель» широко применялись для построения моделей ряда муниципальных образований, для разработки стратегических планов развития регионов, в частности С.-Петербурга, ХМАО - Югра, отдельных муниципальных образований. На базе тренажера «Руководитель» уже более 5 лет ведется обучение и повышение квалификации работников МО регионов России. На основе ЭССУ «Малый решатель проблем» и системы приобретения знаний «Помощник эксперта» разработан ряд прикладных моделей и систем управления. Создан банк моделей проблемных ситуаций МО, который постоянно пополняется. Все системы полезны как непосредственно для поддержки принятия решений, так и для обучения навыкам системного, проблемного мышления.

Для примера приведем вариант Стратегического плана развития города Перми, который мы разработали и рекомендовали в 2011 году (см. рис. 5).

Приоритетные цепи

Задачи

Меры

Индикаторы выполнения мер

IМММ

Приоритетные цели

Задачи

Меры

Индикаторы выполнения мер

ШМШ

Приоритетные цели

Задачи

Меры

Рис. 5. Приоритетные направления стратегического плана развития города Перми

В плане должны быть выбраны стратегические цели (первого и второго рода), задачи, намечены мероприятия и индикаторы (Научные, методические.., 2008).

В качестве стратегических направлений предложены следующие направления:

1. Сохранение и развитие человеческого потенциала, социального потенциала. Сохранение и развитие исторических и культурных традиций города Перми.

2. Развитие экономики и управления.

3. Развитие инфраструктуры города, ЖКХ, формирование логистических центров в направлении развития Пермской агломерации и кооперации, повышение качества окружающей среды (экология, архитектура и застройка, среда проживания граждан).

4. Развитие гражданского общества и местного самоуправления.

1. Сохранение и развитие человеческого потенциала. социального потенциала. Сохранение и развитие исторических и культурных традиций города Перми.

Общая цель: предоставление каждому реальных возможностей для полноценной реализации своего потенциала в направлении повышения качества жизни жителей, благополучия развития города, устойчивого развития города.

Стратегическая задача № 1 «Улучшение здоровья жителей через создание эффективной системы профилактики заболеваний и повышение доступности и качества медицинской помощи» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Оптимизация системы профилактики заболеваний.

2. Здоровый ребенок - наше будущее.

3. Качественное и доступное обеспечение гарантированной медицинской помощи.

Стратегическая задача № 2 «Повышение уровня профессиональной и социальной компетентности жителя города на основе интеграции науки-образования-практики, создания системы непрерывного и мобильного образования, отражающего требования российского и мирового информационно-образовательного пространства» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Система непрерывного образования города как система социально значимых проектов, как база для устойчивого развития города.

2. Дополнительное образование в рамках индивидуализированного обучения.

3. Профессиональному образованию - мобильность и непрерывность.

4. Среднее профессиональное образование: интеграция и преемственность.

5. Дополнительное профессиональное образование: обучение в течение всей жизни.

6. Высшему образованию - непрерывность и качество.

7. Медико-биологическое и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, обеспечение здоровьесберегающей жизнедеятельности в образовании, культура здорового образа жизни.

8. Интеграция академической, вузовской и отраслевой науки в направлении устойчивого инновационного развития города.

Стратегическая задача № 3 «Сохранение и использование исторического наследия» решается за счет реализации следующего стратегического проекта: «Краеведение - живая ткань народной памяти, истории и культуры».

Стратегическая задача № 4 «Творческое формирование культурной среды, способствующей полноценной реализации духовных и культурных устремлений человека» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Пермь - современный центр науки, образования, культуры и искусства.

2. Театры за полноценное здоровье нации. Театр

- храм культуры.

3. Возрождение и развитие традиций народной культуры.

4. Библиотеки города - доступная сеть информационных центров в рамках единого библиографического информационного пространства.

5. Скверы, дворы и парки - территория семейного отдыха.

Стратегическая задача № 5 «Развитие сети спортивно-оздоровительных услуг» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Здоровье города - через занятия физической культурой и спортом, ЗОЖ.

2. Стадион во дворе.

3. Зима - спортивная пора.

Стратегическая задача № 6 «Обеспечение социальной защищенности жителей через развитие доступной системы социальных связей» решается за счет реализации следующего стратегического проекта:

1. Социальная солидарность.

2. О создании МЖК в городе.

2. Развитие экономики и управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая цель: создание эффективного производственно-хозяйственного комплекса на основе формирования интенсивно развивающейся, конкурентоспособной экономики и кооперации, антикризисного управления развитием промышленно развитого города.

Стратегическая задача № 1 «Эффективное управление муниципальной собственностью» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

- Совершенствование системы управления муниципальной собственностью.

- Эффективное землепользование.

Стратегическая задача № 2 «Увеличение доли

предприятий города в валовом региональном продукте» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Повышение эффективности деятельности организаций на основе инновационных подходов.

2. Диверсификация экономики за счет стимулирования создания новых предприятий, в том числе малого бизнеса.

3. Развитие системы инвестирования, в том числе за счет увеличения объемов доступного кредитования.

4. Оптимизация взаимодействия администрации и бизнеса в решении актуальных социальных проблем, развития системы аутсорсинга производства товаров и услуг.

Стратегическая задача № 3 «Качественное развитие финансовой системы города» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Использование современных расчетных и кредитных, в том числе бюджетных финансовых инструментов.

2. Развитие системы кредитования по приоритетным направлениям развития территорий.

3. Муниципальные финансы. Регламентация финансовой деятельности, электронные деньги.

Стратегическая задача № 4 «Развитие трудового потенциала» решается за счет следующих стратегических проектов:

1. Координация кадровой работы на территории.

2. Упорядочение трудовой миграции.

Стратегическая задача № 5 «Развитие рынка

товаров и услуг» решается за счет следующих стратегических проектов:

1. Оптимизация потребительского рынка.

2. Защита прав потребителей, местных товаропроизводителей.

3. Формирование и развитие ассоциаций.

Стратегическая задача № 6 «Развитие и совершенствование технологии аграрного сектора экономики - повышение качества, увеличение ассортимента продукции» решается за счет следующих стратегических проектов:

1. Поддержка сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, в том числе и в рамках развития Пермской агломерации.

2. Сохранение садоводства и огородничества жителей города как составляющей продовольственной безопасности населения, занятости и ценовой политики на продукцию.

Стратегическая задача № 7 «Антикризисное управление развитием промышленно развитого города» решается за счет следующих стратегических проектов:

1. Обеспечение разработки и реализации программ устойчивого развития города (методологического, научного, научно-методического, методического, учебно-методического, учебного, информационного и инновационного) за счет интеграции академической, вузовской и отраслевой науки на базе Института устойчивого развития города Перми.

2. Антикризисное управление развитием про-мышленно-развитого города. Устойчивое развитие города.

3. Развитие инфраструктуры города. ЖКХ, формирование логистических центров в направлении развития Пермской агломерации и кооперации, повышение качества окружающей среды (экология, архитектура и застройка, среда проживания граждан).

Общая цель: повышение качества окружающей среды (экология, архитектура и застройка, среда проживания граждан), развитие инфраструктуры города, ЖКХ, транспорта, логистики.

Стратегическая задача № 1 «Улучшение экологического самочувствия населения» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Снижение негативного техногенного воздействия на природу и человека.

2. Человек в городе.

Стратегическая задача № 2 «Градостроительное планирование как основа стратегического планирования города» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Город - взгляд в будущее.

2. Район в городе - зона архитектурного комфорта.

Стратегическая задача № 3 «Формирование

благоприятной среды жизнедеятельности на территории города средствами благоустройства, озеленения территории и обеспечения санитарного благополучия» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Зеленая зона города.

2. Чистый город.

Стратегическая задача № 4 «Достижение высокой надежности функционирования инженерно-технической и организационной структуры ЖКХ»

решается за счет следующих стратегических проектов:

1. Повышение качества информационной базы ЖКХ.

2. Повышение качества технологического обеспечения ЖКХ.

3. Развитие партнерства с населением муниципального образования в сфере ЖКХ, прозрачность и обоснованность ценовых цепочек.

4. Комфортное жилье.

5. Внедрение инновационных экономических технологий в сфере ЖКХ.

Стратегическая задача № 5 «Повышение уровня безопасности и комфортности пользователей дорожной сети города» решается за счет реализации следующего стратегического проекта: Строительство и капитальный ремонт дорог с твердым покрытием.

Стратегическая задача № 6 «Обеспечение доступности общественного транспорта для всех категорий населения» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Транспорт для социально незащищенных слоев населения.

2. Коммерческий транспорт.

Стратегическая задача № 7 «Создание системы управления перевозками грузов и пассажиров» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Грузовые перевозки.

2. Пассажирские перевозки.

Стратегическая задача № 8 «Создание оптимальных условий для пользователей транспортного комплекса» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Развитие комплексной сети и сервисного обслуживания.

2. Развитие сети парковочных мест.

3. Остановочные комплексы.

Стратегическая задача № 9 «Повышение

уровня доступности и развитие новых технологий связи» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Местное телевидение - реальный и честный общественный диалог на территории.

2. Современные средства связи в каждый дом.

3. Интернет - окно в мир, городской прокси-сервер и интеграция работы провайдеров телематических услуг на нужды города и жителей.

4. Объединенная общественная городская редакция теле- и радиоресурсов и программ, газет, журналов и т. п.

Стратегическая задача № 10 «Межмуници-пальная кооперация в рамках формирования и развития Пермской агломерации» решается за счет реализации следующего стратегического проекта: Разработка и реализации проектов и программ взаимовыгодного межмуниципального сотрудничества.

4. Развитие гражданского общества и местного самоуправления.

Общая цель: совершенствование системы муниципального управления и развитие партнерских отношений между институтами власти и местным сообществом на основе развития гражданских инициатив.

Стратегическая задача № 1 «Совершенствование системы муниципального управления» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Перестройка работы сотрудников администрации на основе целевого подхода (административный проект).

2. Органы местного самоуправления - важный инструмент социально-экономического регулирования.

3. Межсекторное партнерство.

Стратегическая задача № 2 «Расширение сферы прямого участия населения в решении вопросов местного значения» решается за счет реализации следующих стратегических проектов.

1. Общественная экспертиза.

2. Общественная палата и общественные инициативы.

3. Мониторинг социального самочувствия населения как инструмент проведения административной реформы, развития органов местного самоуправления, гражданских инициатив и межсекторного социального партнерства.

Стратегическая задача № 3 «Повышение качества управленческих навыков сотрудников муниципалитета и лидеров некоммерческих объединений по вопросам социального партнерства между властью и гражданским обществом» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Современные кадры для администрации.

2. Общественные объединения - стратегический ресурс местного сообщества.

Стратегическая задача № 4 «Развитие социального партнерства между властью и организованными структурами гражданского общества» решается за счет реализации следующих стратегических проектов:

1. Общественные объединения - стратегический ресурс местного сообщества.

2. Сетевые структуры - основа развитого гражданского общества.

Стратегическая задача № 5 «Развитие чувства гражданской ответственности и социальной солидарности у жителей города как членов местного сообщества» реализуется за счет следующих стратегических проектов:

1. Памятные даты.

2. Местное сообщество.

3. Молодежь - наше будущее.

Стратегическая задача № 6 «Расширение информационного пространства диалога власти и общества» реализуется за счет следующих стратегических проектов:

1. Печатные СМИ.

2. Информационные сети.

Стратегическая задача № 7 «Развитие системы общественной безопасности» реализуется за счет следующих стратегических проектов:

1. Город Пермь - наш общий дом.

2. Город Пермь - трезвый город, город без курения и наркотиков.

3. Город Пермь - единое воспитательное пространство.

Выбор и исполнение указанных выше проектов позволяет выстроить в системно-деятельностном ре-

жиме проектную деятельность и проектную культуру по решению проблем устойчивого развития города.

Литература:

Научные, методические и информационные материалы по разработке и реализации Стратегии, Стратегического плана и Программы устойчивого развития муниципального образования / Под научн. ред. канд. техн. наук Г.В. Клименкова / Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук.

- Пермь.: ООО «Издательский дом «Ника», 2008. - 322 с.

Гафарова Л.А.

кандидат экономических наук,

старший преподаватель Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, г. Уфа

УДК 331.2

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ И ОТДАЧИ

Статья раскрывает факторы и проблемы развития человеческого капитала в России. На основе анализа параметров развития человеческого капитала российской экономики выявляется место России в мировой экономической системе.

Ключевые слова: человеческий капитал, фактор, отдача, индекс, качество жизни, образование, экономические свободы, инновации.

HUMAN CAPITAL: FACTORS OF ACCUMULATION AND IMPACT

The article is devoted to factors and problems of human capital development in Russia. Russia place in world economy were defined on the basis of Russia human capital development analysis.

Key words: human capital, factor, returns, index, quality of life, education, economic freedom, innovation.

Под человеческим капиталом понимается совокупность накопленного человеческим обществом интеллекта, здоровья, знаний, качественного и производительного труда, качества жизни. Это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, обеспечивающий эффективное и рациональное функционирование экономических систем. Человеческий капитал

- это многокомпонентный фактор, главное условие формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, определяющий креативность и созидательную энергию страны.

Все факторы формирования и развития человеческого капитала в макроэкономическом аспекте можно классифицировать по следующим группам: экономические, производственно-экономические, инновационные, социальные, национально-государственные, демографические, институциональные, экологические, международные, идеологические.

К экономическим факторам относятся реальные доходы населения, дифференциация доходов, уровень бедности, доступность товаров и услуг, уровень и темпы инфляции, ВВП на душу населения, покупательная способность национальной валюты, уровень

предпринимательской активности, уровень безработицы, степень развития кредитно-финансового механизма, уровень экономической свободы.

Производственно-экономические факторы - это: количество отработанного времени в году, динамика и уровень производительности труда, уровень технико-экономического развития предприятий, уровень специализации и кооперации производства, уровень оплаты труда, вертикальная и горизонтальная дифференциация трудовых доходов, условия повышения квалификации.

К инновационным факторам относятся: численность занятых в науке и их доля в численности населения, объем расходов на науку, доля расходов на науку в ВВП, численность и доля работников, занятых НИОКР, объем и доля расходов на НИОКР в ВВП, количество патентов, изобретений и авторских прав, количество созданных образцов новой техники и технологий, число внедренных образцов новой техники и технологий, доля инновационных и венчурных организаций в общем числе организаций, экспорт наукоемкой техники и технологий.

Социальные факторы: численность занятого и безработного населения, уровень образованности населения, численность населения с высшим образованием, профессионально-квалификационная структура рабочей силы, состояние здоровья и культуры, уровень развития социальной инфраструктуры, доля среднего класса, санитарно-гигиенические условия труда.

Национально-государственные факторы: политическая стабильность, инновационная политика, уровень поддержки предпринимательства, демографическая политика, политика в области образования и науки, политика в сфере здравоохранения, экологическая политика.

Демографические факторы: численность населения, продолжительность жизни населения, половозрастная структура населения, темпы естественного прироста (убыли) населения, смертность населения, миграция населения, уровень заболеваемости населения.

Институциональные факторы: уровень развития профсоюзов, союзов работодателей, степень защиты прав собственности, уровень развития бирж, рекламных и кадровых агентств, консалтинговых фирм.

Экологические факторы: качество и безопасность продуктов питания, качество воды, качество окружающей среды, природно-климатические условия, рекреационные ресурсы.

Идеологические факторы: социальные ценности и установки в обществе, национальные приоритеты, возможности самореализации личности.

Международные факторы: степень интеграции страны в международное пространство, уровень иностранных инвестиций, присутствие транснацио-

нальных корпораций на территории страны, степень сотрудничества страны с другими странами мира.

Если оценивать условия и факторы развития человеческого капитала в России, то очевидно, что они не способствуют созданию эффективного процесса накопления и реализации человеческого капитала. Наиболее явно это демонстрируют результаты исследований, подготовленных международными организациями и исследовательскими группами.

Так, согласно опубликованному Legatum institute (Институтом Легатум) докладу «The 2011 Legatum prosperity index» («Индекс процветания 2011») по следующим показателям Россия занимает такие позиции:

- безопасность - 82-е место в мире (уступая почти всем странам Латинской Америки: Парагвай - 54-е место, Боливия - 76-е место);

- личная свобода - 87-е место;

- государственное управление - 96-е место;

- экономические фундаменты - 72-е место;

- социальный капитал - 48-е место;

- предпринимательство и инновационная активность - 50-е место из 110 стран, уступая таким странам, как Чили (34-е место), Коста-Рика (37-е место), Панама (38-е место). При этом за два года в рейтинге Legatum institute по данному показателю Россия потеряла 8 позиций [1].

Распространенным способом оценки средних значений индивидуального человеческого капитала является оценка по странам мира индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), осуществляемая ООН.

Методикарасчетаиндексаразвития человеческого потенциала предполагает построение комплексного показателя как среднеарифметической величины трех показателей, оцениваемых экспертами по данным национальной статистики: ожидаемой продолжительности жизни; доступности образования как средней величины грамотности взрослых (0-100 %) и доли учащихся всех уровней образования в соответствующей возрастной группе (0-100 %); уровня благосостояния, измеряемого по соотношению реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности национальной валюты в долларах США.

По индексу развития человеческого потенциала Россия в 2011 году занимала 66-е место [2]; имея индекс равный 0,755, попала во вторую группу, оказавшись вместе с такими странами, как Уругвай, Мексика, Ямайка. От развитых стран Россию отделяет, главным образом, низкая продолжительность жизни. По этому показателю наша страна находится на 124-м месте. Очень низкий в России и уровень ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности, долл. США): в 3,3 раза меньше, чем в Норвегии (см. табл.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.