Научная статья на тему 'Повышение качества жизни населения как критерий благополучия развития субъекта Федерации'

Повышение качества жизни населения как критерий благополучия развития субъекта Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / БЛАГОПОЛУЧИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименков Геннадий Владимирович, Широковских Елена Геннадьевна

Авторы предлагают при разработке и реализации программных документов устойчивого развития территории (стратегии, стратегического плана, программы устойчивого развития, схемы территориального развития, генеральных планов развития) рассматривать в единстве три составляющие качества жизни населения: повышение уровня жизнедеятельности в производственной и непроизводственной сферах; повышение уровня жизни большинства жителей (через доходы и расходы населения) по объективным и субъективным показателям; повышение уровня индивидуального и общественного здоровья и репродуктивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клименков Геннадий Владимирович, Широковских Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества жизни населения как критерий благополучия развития субъекта Федерации»

© Клименков Г. В., Широковских Е. Г., 2010

Пермский филиал Института экономики УрО РАН

614000, РФ, г. Пермь, ул. Ленина, 13а

Контактные телефоны: (342) 222-76-87, (902) 800-09-48

e-mail: [email protected]

Кандидат технических наук, доцент, заведующий сектором региональной инновационной политики и развития

КЛИМЕНКОВ Геннадий Владимирович

ШИРОКОВСКИХ Елена Геннадьевна

Аспирант

Пермский филиал Института экономики УрО РАН

614000, РФ, г. Пермь, ул. Ленина, 13а Контактные телефоны: (342) 222-76-87, (904) 849-25-78 e-mail: [email protected]

Повышение качества жизни населения как критерий благополучия развития субъекта Федерации

Ключевые слова: качество жизни населения; благополучие развития территории; устойчивое развитие территории; управление развитием территории.

Аннотация. Авторы предлагают при разработке и реализации программных документов устойчивого развития территории (стратегии, стратегического плана, программы устойчивого развития, схемы территориального развития, генеральных планов развития) рассматривать в единстве три составляющие качества жизни населения: повышение уровня жизнедеятельности в производственной и непроизводственной сферах; повышение уровня жизни большинства жителей (через доходы и расходы населения) по объективным и субъективным показателям; повышение уровня индивидуального и общественного здоровья и репродуктивной деятельности.

Миссия администрации любого уровня состоит в разработке и реализации проектов и программ по решению проблем развития территории. При этом главной задачей следует признать повышение качества жизни (жизнедеятельности) населения, что напрямую влияет на устойчивое развитие региона.

Накопленный опыт работы по развитию территорий свидетельствует о том, что система разрабатываемых программ и проектов, подпрограмм и подпроектов, с одной стороны, формирует проектную деятельность и проектную культуру разработчиков и реализаторов Программы устойчивого развития Пермского края (далее - Программы), систему развивающих и развивающихся отношений территории, рефлексивнодеятельностной развивающей среды, а с другой - в контексте программно-целевого подхода выстраивает развитие сфер, отраслей, альянсов для достижения ожидаемых результатов (рис. 1) - устойчивого развития территории Пермского края (баланса социальных, экономических, институциональных и экологических его составляющих).

Вся совокупность работ по повышению качества жизнедеятельности и росту человеческого потенциала укладывается в два вида контекста:

1) изменения, усовершенствования содержания и технологий работы на всех уровнях управления, имеющие следующие целевые установки:

а) формирование взаимообусловленного поведения как жизненной необходимости;

Реализация Возможность Стратегии реализации Стратегии

Стратегия устойчивого развития Пермского края

Ценности / безопасность

Социальные Экологические Экономические Институциональные

Норма / факт Норма / факт Норма / факт Норма / факт

\

Схема территориального планирования Пермского края Сферы жизнедеятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Ресурсы / потенциал Экологи- ческие ограничения

Территориально- административные Технологи- ческие Финансовые (в том числе бюджетные) Кадровые / человеческие (трудовые) Интеллекту- альные Природные

Внутренние / внешние Внутренние/ внешние Внутренние / внешние Внутренние / внешние Внутренние / внешние Внутренние / внешние

Программа устойчивого развития Пермского края

Инфраструктура

Социальные

Экологические

Экономические

Институциональные

Норма / факт

Норма / факт

Норма / факт

Норма / факт

Инновационно-инвестиционная инфраструктура

Дороги, транспорт, связь, информация

Отраслевые целевые программы и проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Комплексная оценка воздействия краевого стратегирования на сферы жизнедеятельности

Открытая отчетность по устойчивому развитию Пермского края

Сферы жизнедеятельности / отраслевые программы и программные мероприятия:

1. Экономико-географическое положение Пермского края (с учетом концепции пространственного, поляризованного развития Пермского края).

2. Демографическая политика и сфера занятости.

3. Интеграция работы органов власти, планы совместных работ по реализации Программы.

4. Перспективы развития и использования минерально-сырьевой базы.

5. Развитие промышленности, малого и среднего бизнеса, предпринимательства.

6. Политическая и идеологическая работа по реализации Программы, развитию СМИ, информатизации края.

7. Межведомственная, внутримуниципальная, межмуниципальная и межрегиональная кооперация.

8. Развитие органов местного самоуправления.

9. Развитие финансовой системы.

10. Развитие транспортной инфраструктуры.

11. Развитие инженерной инфраструктуры.

12. Управление краевой собственностью.

13. Развитие образования и науки.

14. Развитие здравоохранения.

15. Охрана культурного наследия; развитие культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.

16. Охрана природы и рациональное природопользование.

17. Защита территории от потенциально опасных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

18. Обеспечение общественной безопасности.

19. Регламентация жизнедеятельности.

20. Другие направления.

Рис. 1. Модель управления развитием Пермского края в системе регионального стратегирования

б) построение «поведенческой профилактики» (структуры и системы отношений) на всех уровнях управления;

2) формирование рефлексивно-деятельностной развивающей среды в Пермском крае и организация мониторинга, что также предполагает две целевые установки:

а) формирование среды (когда на всех уровнях определена зона ответственности, содержание и технология работы);

б) формирование и развитие системы мониторинга (регламентация деятельности в соответствии с зонами ответственности с позиции условий, процесса и ожидаемого результата).

Вышеперечисленное определяет сущность управления на региональном уровне с позиции качества жизни (жизнедеятельности), которое определяется двумя взаимообусловленными категориями - состояние здоровья и виды благополучия. Состояние здоровья определяется состояниями: «здоров», «болен» и «предболезнь»; виды благополучия - «соматическое», «психическое», «социальное» и «духовное благополучие». Более подробно взаимосвязь видов благополучия и состояний здоровья описана в работе [1]. В качестве примера приведем схему обеспечения качества жизнедеятельности одной из сфер, а именно - системы образования (рис. 2).

Качество жизни (жизнедеятельности) индивидуума

I

Здоровье

1 1

Состояние здоровья Состояние болезни Состояние предболезни

Благополучие

I

Сомати- ческое Психи- ческое Социаль- ное Духовное

Рис. 2. Взаимообусловленные составляющие качества жизни (жизнедеятельности) индивидуума в системе образования

Как видим, состояние здоровья в образовании определяется функциональным состоянием человека, которое, в свою очередь, зависит от факторов здоровья и риска для здоровья, возникающих в процессе образовательной деятельности, которые

подразделяются на факторы благоприятные, нейтральные и неблагоприятные (устранимые, корригируемые и неустранимые). Виды благополучия в процессе образовательной деятельности формируются с учетом функциональной активности (формирование компетентностей) и функциональной готовности (формирование компетенций) при метаболически-транспортном обеспечении функциональных состояний организма индивидуума в процессе образования. Достигается это путем формирования и реализации познавательной активности существования человека в рамках обучения, воспитания и развития в границах сочетания видов благополучия и состояний здоровья при одновременном решении проблем повышения специфической и неспецифической резистентности организма при низкой цене адаптации. С этой целью образовательный процесс строится с учетом таких факторов, как: совершенствование содержания и технологий обучения в рамках разработки и внедрения учебно-методических комплексов; повышение качества образовательной деятельности согласно принципам развития, здравоформирования, здравосопровождения, здравообразова-ния, здравоукрепления и здравотворчества в процессе обучения и, наконец, с учетом специфики формирования и сопровождения рефлексивно-деятельностной развивающей среды.

С позиции индикаторов устойчивого развития для повышении качества жизни (жизнедеятельности) возможны различные подходы к наполнению его содержанием, однако в соответствии с нашими исследованиями общими являются три основных направления:

1) повышение уровня жизнедеятельности в производственной и непроизводственной сферах;

2) повышение уровня жизни большинства жителей (через доходы и расходы населения) по объективным и субъективным показателям;

3) повышение уровня индивидуального и общественного здоровья и репродуктивной деятельности (см. таблицу).

Вариант системы индикаторов качества жизни населения региона

Блок 1. УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Производственная деятельность

1. Индикаторы занятости Объективные: структура занятости (полная, неполная, дополнительная занятость, административные отпуска, самозанятость); отраслевая, профессиональная, образовательная и квалификационная структура рабочей силы; трудоустройство по специальности; горизонтальная и вертикальная мобильность; текучесть рабочей силы; структура безработицы; численность безработных по критериям Международной организации труда (МОТ); численность ищущих работу при наличии занятости. Субъективные: ощущаемая угроза увольнений, социально-профессиональная ориентация и потенциальная текучесть кадров; ориентация на повышение квалификации и соответствующие мотивы

2. Индикаторы характера труда Объективные: интенсивность, монотонность труда; уровень травматизма, уровень профессиональных заболеваний; доля умственного и физического труда; производственные и бытовые условия труда. Субъективные: удовлетворенность работой (без учета фактора оплаты труда); ориентация на смену профессии, сферы деятельности, отраслевой принадлежности

3. Индикаторы содержания труда Объективные: сложность труда, его творческая насыщенность; интеллектуализация труда; автоматизация труда. Субъективные: степень соответствия образования и квалификации содержанию и характеру труда, требованиям конкретного рабочего места; участие в управлении производством

Окончание таблицы

Внепроизводственная деятельность

4. Индикаторы жилищных условий и бытового обслуживания Объективные: обеспеченность жильем; характер жилья; благоустроенность жилья; насыщенность инфраструктуры бытового обслуживания. Субъективные: удовлетворенность жилищными условиями, качеством бытового обслуживания

5. Индикаторы обеспеченности населения товарами и услугами Объективные: индекс насыщенности потребительского рынка; уровень индивидуального потребления основных продуктов и товаров; покупательная способность средней заработной платы; объем потребления услуг (платных и бесплатных). Субъективные: удовлетворенность качеством питания, товарами и услугами

6. Индикаторы обеспеченности населения услугами сфер образования, культуры, искусства, спорта, отдыха Объективные: материальная база (дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, библиотеки, их фонды, число музеев, театров и т. д.), производство и распределение культурных товаров; расходы на культурные нужды; посещаемость культурных мероприятий; пользование туристическими услугами и т. д. Субъективные: удовлетворенность услугами сферы образования; уровень образованности, культуры (степень ориентации в сфере культурной, научной деятельности); установка на получение или повышение образования; удовлетворенность образованием

7. Индикаторы социальной безопасности Объективные: защищенность от нарушений прав, свобод личности, включая криминальные проявления или их угрозу. Субъективные: ощущаемая степень правовой и физической защищенности; оценка эффективности мероприятий, направленных против преступлений и др.

Блок 2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Индикаторы доходов Объективные: величина и структура доходов населения (заработная плата, совокупные личные, среднедушевые, реальные располагаемые доходы), дифференциация доходов. Субъективные: удовлетворенность характером распределения доходов; удовлетворенность собственным уровнем доходов

9. Индикаторы расходов Объективные: структура расходов семейного бюджета (доля коммунальных платежей, расходов на питание, промтовары, культуру и т. д.); число семей, живущих в долг. Субъективные: оценка достаточности семейного бюджета для удовлетворения потребностей; ориентация на изменение структуры расходов

Блок 3. ЗДОРОВЬЕ И РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10. Индикаторы здоровья Объективные: демографические параметры (продолжительность жизни, коэффициент смертности), заболеваемость (частота обращений за медицинской помощью, госпитализация, продолжительность пребывания в стационаре). Субъективные: самооценка собственного здоровья и здоровья близких (удовлетворенность здоровьем, самочувствие)

11. Индикаторы репродуктивной деятельности Объективные: численность лиц, находящихся в браке (по возрастным группам); количество разводов; коэффициент рождаемости. Субъективные: ориентация на вступление в брак; мотивы разводов; репродуктивные установки

12. Индикаторы состояния окружающей среды Объективные: степень загрязненности среды обитания (соответствие ПДК), степень зараженности вредными веществами производственных территорий, длительность пребывания на зараженных территориях. Субъективные: состояние флоры и фауны в местах проживания; удовлетворенность состоянием экологии; установка на смену места проживания

Параметры благополучия функционирования и развития территорий обычно выстраиваются на региональном уровне с учетом рекомендованных интегрированных показателей. В соответствии с этими показателями строят рейтинг территорий и осуществляют стимулирование развития. Для примера ниже приведены показатели качества жизни населения, применяемые как критерии оценки деятельности администрации в городе Перми (рис. 3).

Рис. 3. Структура (блоки) показателей, характеризующих качество жизни населения (на примере деятельности администрации города Перми)

Качество жизнедеятельности на территории муниципального образования определяет приоритетные направления функционирования и развития, как «золотые звенья цепи», за которые можно будет «вытягивать» решение большинства имеющихся проблем. Это позволяет выстроить и далее совершенствовать систему программно-целевого управления социально-экономико-институционально-экологическим развитием региона (рис. 4).

Основой для построения системы программно-целевого управления в новых условиях являются концепции и программы социально-экономического развития территорий (муниципальных образований, поселений), разрабатываемые и реализуемые в соответствии с Федеральным законом № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Осуществление программ предполагает, во-первых, концентрацию в муниципальном образовании ресурсов и, во-вторых, составление и реализацию соответствующих

программ на более низких уровнях управленческой иерархии, которые, в свою очередь, выступают подпрограммами для программ более высокого уровня [2]. Это можно осуществить заранее, в частности путем формирования системы балансов (натуральных, стоимостных, трудовых и финансовых), позволяющих выявить источники пополнения ресурсов, и определить комплекс мер по повышению эффективности работы субъектов хозяйствования. В авторском понимании Программа представляет собой нормативно-правовой документ, причем основной - документ общественного согласия (в том числе и в первую очередь - с позиции качества жизни). Разработка и реализация Программы входят в состав работ по формированию обязательного перечня государственных документов, необходимых для осуществления деятельности исполнительной и законодательной власти, ведомства: 1) план мероприятий и бюджеты на один и на три года; 2) программа устойчивого развития на 5-8 лет с соответствующим прогнозным планом мероприятий и бюджетом; 3) стратегический план развития на среднесрочную перспективу (10-15 лет); 4) основные направления (стратегия) развития на 25-30 лет; 5) схема территориального развития; 6) генеральные планы развития края и муниципальных образований.

Основное содержание

Виды проектов и концепций программ

План доходов и расходов

Цели и задачи Правительства края

Корректировка Программы СЭР и Стратегического плана

Приоритеты, структура бюджета

Нормативы бюджетной обеспеченности

Лимиты целевых программ

Предполагаемая структура бюджета Политика доходов и расходов Минимальные нормативы бюджетной обеспеченности стандартов качества

Нормативы стандартов качества Целевые программы

Политика: стандарты, пространственное решение, инфраструктура, ресурсы

Реестр государственных функций

Генеральный план

Цели и приоритеты устойчивого развития: баланс социального, экономического, институционального и экологического развития

Бюджет Пермского края

Ежегодное послание Губернатора края

Перспективный финансовый план (среднесрочная перспектива) на 3 года

Программа устойчивого развития Пермского края (на 5-8 лет)

Стратегический план устойчивого развития Пермского края (на 10-15 пет)

Стратегия устойчивого развития Пермского края (на 25-30 пет)

1 год

3 года

10 20 лет

Рис. 4. Виды проектов, концепций программ по времени реализации как система документов государственного планирования устойчивого развития (на примере Пермского края)

В рамках работы Пермского филиала Института экономики УрО РАН (директор филиала - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А. Н. Пыткин) в составе ИЭ УрО РАН (директор - академик РАН А. И. Татаркин) проводятся фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в области экономики (аспекты адаптации институтов общества, отраслей, сфер, предприятий к рыночным условиям), которые напрямую связаны с управлением качеством жизни; осуществляется разработка и сопровождение программ социально-экономического развития, основанных на измерении и повышении социальной ответственности бизнеса, государства,

региональной и муниципальной власти. Муниципальные образования совместно с корпоративными структурами готовят квалифицированных системных аналитиков, которые впоследствии принимают участие в разработке и реализации инновационных стратегий развития регионов разных масштабов. Подобные работы в настоящее время ведутся в Пермском районе Пермского края, в Березовском районе Свердловской области, в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (всего -около 30 территорий РФ).

В содружестве с Санкт-Петербургским государственным университетом экономики и финансов разработаны Экспертные системы ситуационного управления (ЭССУ) как программые средства: «Помощник эксперта» - система приобретения знаний, функциональное назначение которой - построение концептуальной модели предметной области и описания ситуационного пространства; «Малый решатель проблем» - инструментальная ЭССУ (формирование продукционных баз знаний прикладных ЭССУ и обеспечение их функционирования); «Руководитель» - проблемно-ориентированная ЭССУ (разработка ситуационных тренажеров-имитаторов, предназначенных для обучения руководителей принятию управленческих решений и оказания им информационной поддержки). Системы были апробированы как для решения практических задач развития территорий, отраслей, сфер, так и для обучения. Например, тренажер «Руководитель» широко применялся для построения моделей ряда муниципальных образований, для разработки стратегических планов развития регионов, в частности Санкт-Петербурга, ХМАО-Югры, отдельных муниципальных образований. На его базе уже более пяти лет ведется обучение и повышение квалификации работников муниципальных образований регионов России. На основе ЭССУ «Малый решатель проблем» и системы приобретения знаний «Помощник эксперта» разработан ряд прикладных моделей и систем управления, создан банк моделей проблемных ситуаций, который постоянно пополняется. Все системы полезны как непосредственно для принятия решений, так и для обучения навыкам системного, проблемного мышления.

На наш взгляд, стратегия развития Пермского края в современных условиях должна иметь два основных вектора: социальный - повышение качества жизни, уровня социального благополучия региональной общности (населения Пермского края); экономический - повышение конкурентоспособности региональной экономики. Оба вектора нацелены на обеспечение роста регионального человеческого потенциала в рамках устойчивого развития региона (рис. 5).

Рис. 5. Схема регионального воспроизводственного процесса и место показателей качества жизни и человеческого потенциала

Именно качество жизни, эффективное использование и развитие человеческого потенциала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся

не только условиями устойчивого развития экономики отдельно взятого государства, но и главными факторами роста благосостояния населения целых стран.

Источники

1. Афанасьев В. Г., Офрихтер Е. Г., Клименков Г. В. и др. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности (введение в валеологию: индивидуальное здоровье) : метод. пособие по курсу «Нормальная физиология» / под общ. ред. В. М. Смирнова. Пермь : Перм. гос. мед. академия ; Центр развития образования им. С. О. Ветлугина г. Перми, 2002.

2. Клименков Г. В. Концептуальные идеи социально-экономического развития региона // Государственное регулирование экономики. Региональный аспект : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород : ННГУ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.