Научная статья на тему 'Безопасность устойчивого развития территориального сообщества'

Безопасность устойчивого развития территориального сообщества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
216
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY DEVELOPMENT / TERRITORIAL COMMUNITIES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / INSTITUTIONAL SECURITY / ENVIRONMENTAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пыткин А. Н., Климентов Г. В.

Безопасность устойчивого развития территориальных сообществ обеспечивается формированием безопасных условий с позиции составляющих устойчивого развития (гармонизации социальной, экономической, институциональной и экологической составляющих).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пыткин А. Н., Климентов Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TERRITORIAL COMMUNITY

Security and Sustainable Development of territorial communities is provided by the formation of a secure environment from the perspective of sustainable development (harmonization of social, economic, institutional and environmental aspects).

Текст научной работы на тему «Безопасность устойчивого развития территориального сообщества»

Амирханова JI.P., Харисова А.З. Об одном подходе к оценке и исследованию конкурентоспособности вуза в условиях уровневой подготовки

Amirhanova L.R., Harisova A.Z. Value approach to research and evaluation of higher institution service

competiteveness................................................................................................82

Святохина Г.Б. Философские аспекты развития современного образования

Svyatohina G.B. Philosophical aspects of the development of modern education....................................87

Криони O.B. Разработка моделей стимулирования научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза

Krioni O.V Development of models of stimulation of scientific activity of the faculty

of higher education institution.................................................................................92

Шевалдина Е.И Профильное обучение и платные дополнительные образовательные услуги в образовательных учреждениях

Shevaldina E.I. Profile education and paid additional educational services at educational institutions.........101

Инклюзивное обучение Inclusive education

Степанова О.А., Юсупов Р.Г. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: инклюзивный контекст Stepanova О.A., Usupov R.G. State program of the Russian Federation

«Development of education» for the years 2013-2020: inclusive context..................................104

Ишембитова З.Б., Кашапова Л.М., Шаяхметова КН. Формирование социальной успешности

у обучающихся с ОВЗ в системе непрерывного инклюзивного образования

Ishembitova Z.B., Kashapova L.M., Shayahmetova N.N. Formation of social success at being trained

with OVZ in system of continuous inclusive education...................................................109

Иванова O.M., Билалова Л.М. К вопросу о формировании доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Ivanova О.М., Bilalova L.M. То the question of formation of the available social environment for persons

with limited opportunities of health...................................................................118

Бахрушина H.A. Реализация инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе Vahrushina N.A. Inklyuziya’s realization on choreography occupations at comprehensive school...........123

Государственно-частное партнерство State-private partnership

Зиннуров У.Г. Концептуальные основы институционализации государственно-частного партнерства в управлении инновационной деятельностью

Zinnurov U.G. Conceptual bases of the institutionalization of state-private partnership in management

of innovative activity....................................................................................126

Вхождение России в ВТО: проблемы и перспективы Entry of Russia into the WTO: problems and perspectives

Алифанов B.C., Ахмедина Г.Б., Бармин П.Г. Модернизация в ВТО невозможна?

Alifanov V.S., Ahmedina G.B., Barmin P.G. Modernization in the WTO is not possible?.......................133

Пыткин А.Н.

доктор экономических наук, профессор, директор Пермского филиала ПЭ УрО РАН, Россия, г. Пермь

Клименте Г.В.

кандидат технических наук, доцент, зав. сектором региональной инновационной политики и развития Пермского филиала IIЭ УрО РАН,

Россия, г. Пермь

УДК 911.3:914.705

БЕЗОПАСНОСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Безопасность устойчивого развития территориальных сообществ обеспечивается формированием безопасных условий с позиции составляющих устойчивого развития (гармонизации социальной, экономической, институциональной и экологической составляющих).

Ключевые слова: безопасность развития, территориальные сообщества, составляющие устойчивого развития, социальная безопасность, экономическая безопасность, институциональная безопасность, экологическая безопасность.

SECURITY AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TERRITORIAL COMMUNITY

Security and Sustainable Development of territorial communities is provided by the formation of a secure environment from the perspective of sustainable development (harmonization of social, economic, institutional and environmental aspects).

Key words: security development, territorial communities, sustainable development, social security, economic security, institutional security, environmental security.

Безопасность устойчивого развития территориальных сообществ обеспечивается формированием безопасных условий с позиции составляющих устойчивого развития (гармонизации социальной, экономической, институциональной и экологической составляющих).

В соответствии с этим могут быть сформулированы мероприятия и индикаторы (комплексные целевые показатели безопасности) в рамках составляющих устойчивого развития территории (социальная, экономическая, институциональная и экологическая).

Социальная безопасность, защищенность - исключение или минимизация угроз социального характера: насилие, преступность, социальная незащищенность лиц с особыми нуждами, инвалидов,

стариков, детей, оставшихся без попечения родителей, матерей и семей, имеющих малолетних детей, многодетных семей, молодых специалистов, молодежи, реализация конституционных прав (свободы слова и вероисповедания, на труд, на образование, на здравоохранение, культуру и т. п.), криминальные проявления, качество жизни, человеческий потенциал, военная угроза и т. п.

Индикаторы - объективные: защищенность от различных нарушений прав, свобод личности, включая криминальные проявления или их угрозы и т. п.; субъективные: ощущаемая степень правовой и физической защищенности, оценка эффективности мероприятий, направленных против преступлений и др.

Экономическая (социально-экономическая) безопасность (экономический достаток для выполнения

социальных функций в рамках так называемого социально-экономического баланса) - исключение или минимизация угроз экономического характера: уровень экономического (социально-экономического) благополучия развития территории (наполнение доходной части бюджета территории, соотнесенность доходной и расходной части бюджета, функционирование и развитие предприятий, в том числе и ЖКХ, защита местного товаропроизводителя, управляемая конку-

ренция и т. п.), социально-экономическое благополучие большинства жителей, семей (занятость и уровень оплаты труда, семейный бюджет, уровень потребления и накопления, жилищные условия, возможность повышения квалификации и переподготовки в рамках системы непрерывного образования и т. п.).

Индикаторы: количественные параметры пороговых значений экономической безопасности (например, для Пермского края - см. табл.).

Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности территории

Наименование пороговых значений экономической безопасности Величина пороговых значений

Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП

Расходы на гражданскую науку, в % к ВВП

Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, в %

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % ко всему населению

Уровень безработицы по методике МОТ, в % к ЭАН

Уровень монетизации (М2) на конец года, в % к ВВП

Внешний и внутренний долг, в % к ВВП

Доля расходов на обслуживание долга, в % к общему объему расходов бюджета

Уровень инфляции, в %

Соотношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения запасов в недрах, в %

Доля инновационной продукции, в % ко всей промышленной продукции

Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, в количестве раз

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума, в количестве раз

Дефицит бюджета, в % к ВВП

Объем резервов (профицита), млрд. руб.

Доля продовольствия, поступившего по импорту в общем объеме продовольственных ресурсов, %

В целом решение проблем экономической безопасности предполагает решение следующих целей и задач:

- разработка и реализация Стратегии (на 25-30 лет), Стратегического плана (на 10-15 лет) и Программы (на 5-8 лет) устойчивого развития экономики территории, схемы территориального развития и генпла-нирования;

- увеличение числа «страт-холдеров», ведущих бюджетообразующих предприятий, оказывающих основное влияние на развитие города, развитие инфраструктуры, социальной сферы, участвующих в формировании политики развития территории, налоговых сборах, занятости и т. п.;

- регистрация и перерегистрация предприятий, находящихся на территории, использующих ресурсы территории, в налоговых органах территории для формирования налоговых сборов, формирования политики взаимодействия хозяйствующего субъекта с администрацией территории; создание условий для повышения капитализации предприятий;

- создание условий для развития малого и среднего бизнеса (например, формирование и размещение в режиме аутсорсинга социального заказа, реализации услуг для крупных предприятий и т. п.);

- заключение и реализация взаимовыгодных договоров между хозяйствующими субъектами и администрацией территории (для обеспечения про-

гнозируемого планового развития, стимулирования совместной деятельности, формирования социально активного и социально ответственного бизнеса);

- формирование и размещение территориального заказа на предприятиях и учреждениях территории;

- стимулирование реализации территориального заказа предприятиями и учреждениями по полному циклу (производство, переработка, хранение и сбыт готовой продукции);

- стимулирование межведомственной, внутри-муниципальной, межмуниципальной и межрегиональной кооперации, инвестирования и реинвестирования в производство;

- формирование условий для конкуренции рынка товаров и услуг;

- система мер по защите местного товаропроизводителя и др.

Институциональная безопасность - это исключение или минимизация угроз: государственности (гармонизации внутригосударственных и межгосударственных отношений), развитию института семьи, деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от вида собственности, а в рамках этого:

- проявление экстремизма и терроризма;

- нарушение нормативно-правовых отношений, законов РФ;

- отсутствие жизненных стандартов и нарушение жизненных стандартов для большинства населения и территории в целом.

Индикаторы: снижение и исключение проявлений экстремизма и терроризма, нарушение нормативноправовых отношений в рамках действия законов РФ, отсутствие или нарушение жизненных стандартов для большинства населения и территории в целом.

Экологическая безопасность - предполагает исключение и минимизацию угроз экологического характера.

Индикаторы: отраслевой стандарт в отраслевой программе управления по экологии и природопользованию, СанПиНы и т. п.

Для территорий Урала присущи характерные для большинства территорий промышленного Урала проблемы загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, удаления и утилизации отходов производства и потребления. Негативное влияние на экологию оказывают: высокая концентрация производства, наличие сквозных транспортных магистралей, низкое качество природных вод и забор воды на питьевые цели из открытого источника и др. Одной из основных потребностей, стоящих перед территорией, является увеличение мощности действующих и строительство новых очистных сооружений.

Цели экологической безопасности совпадают с целями по охране окружающей среды - оздоровление экологической обстановки и обеспечение экологи-

ческой безопасности населения и территории, сохранение и восстановление природных экосистем, обеспечение рационального и устойчивого природопользования [Пыткин, Клименков, 2008].

Указанная цель достигается решением следующих основных задач (которые могут быть предусмотрены и решаться в рамках специальной целевой, ведомственной программы):

- снижение техногенной нагрузки на окружающую среду;

- реабилитация населения, проживающего в зонах повышенного экологического риска;

- сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и устойчивости природных экосистем;

- повышение инвестиционной привлекательности города за счет решения приоритетных экологических проблем;

- развитие инфраструктуры и совершенствование системы управления охраной окружающей среды.

Достижение цели осуществляется посредством приоритетной концентрации средств природополь-зователей, бюджетов всех уровней для решения первоочередных природоохранных задач.

Приоритетными будут считаться разработка и реализация проектов и мероприятий по следующим направлениям:

- внедрение энерго-, ресурсосберегающих и малоотходных технологий, вовлечение в производство остатков сырья, материалов и отходов производства и потребления, организация их переработки;

- создание эффективной системы прогноза экологических последствий, предупреждения, снижения рисков и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения негативных факторов среды обитания;

- снижение экообусловленной заболеваемости населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование методологии оценки и управления рисками влияния на здоровье населения и состояние экосистем качества среды обитания при принятии управленческих решений;

- оптимизация сети особо охраняемых природных территорий и частичное использование их в рекреационных целях;

- обеспечение улучшения и рекультивации земель, подвергшихся негативному воздействию хозяйственной деятельности;

- формирование условий для создания инновационной природоохранной отрасли города и региона, включая специализированные предприятия по оказанию природоохранных услуг;

- обеспечение полноты использования и комплексной переработки природных ресурсов;

- развитие интегрированной системы экологического и социально-гигиенического мониторинга, мониторинга потенциально опасных объектов, направленной на создание региональных информационных ресурсов;

- эффективное использование природно-ресурс-ного потенциала территории;

- развитие методов экономического регулирования, направленных на стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение объемов финансирования природоохранных мероприятий;

- совершенствование структуры управления природоохранной деятельностью на региональном, муниципальном и производственном уровнях;

- обеспечение устойчивого функционирования системы непрерывного экологического образования и просвещения населения, включая организацию системы переподготовки и аттестации специалистов, принимающих решения в сфере управления охраной окружающей среды;

- формирование экологического сознания, экологического мировоззрения и экологического поведения;

- содействие развитию системы общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы;

- обеспечение населения достоверной экологической информацией и повышение его экологической культуры, развитие общественного экологического движения;

- сохранение, стабилизация и улучшение современного состояния видов животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу территории.

Можно рассмотреть отдельные часто применяемые составляющие безопасности.

Энергетическая безопасность.

Предполагает наличие достаточных мощностей, источников энергетических ресурсов (электроэнергия, теплоэнергия, газ, топливо), дублирование поставщиков, источников, средств и оборудования для доставки, хранения, энергосбережения и т. п.

Продовольственная безопасность.

Наличие поставок продуктов питания и создание продовольственных запасов, как в соответствии с мобподготовкой, рекомендациями по ГО и ЧС, так и для обеспечения учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры и т. п.), населения территории качественными продовольственными продуктами по доступным ценам (прежде всего продуктов первой необходимости, а также входящих в состав «потребительской корзины»). Возможно участие бизнеса и администрации города в создании холдингов по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Админи-

страция способствует формированию и размещению социального заказа, заключению фьючерсных контрактов на поставку продукции, страхованию поставок, защите местного товаропроизводителя и т. п.

Информационная безопасность.

Обеспечение конституционных прав граждан на информацию, создание условий для открытого, правдивого, вариативного освещения событий в СМИ. Создание государственно-общественных и общественных формирований, противодействие пропаганде экстремизма, насилия, расовой ненависти, курения, наркотиков, секса и т. п. Информационная безопасность предполагает разработку межведомственной программы «Информатизация территории».

Гражданская оборона (ГО) и чрезвычайные ситуации (ЧС).

Инструктивные материалы, разрабатываемые органами ГО и ЧС, имеющие гриф «Для служебного пользования» (ДСП), регламентируют содержание деятельности администраций, учреждений, предприятий, организаций в случае возникновения мобилизационного периода и чрезвычайных ситуаций. Для города Перми наряду с традиционными для любой территории рекомендациями разработан порядок действий в случае разрушения шлюзов и плотины Пермской ГЭС, паводковой ситуации, разработаны регламентации по учету геологии и рельефа местности и др.

Рекомендации по учету геологических особенностей сводятся к зонированию территорий, к порядку получения разрешений на виды хозяйственной деятельности и строительство в опасной зоне, изыскательские работы, к действиям в случае обрушения и угрозы обрушения горных пород.

Мобилизационная подготовка регламентируется специальными документами ДСП, имеющимися в органах власти, каждом государственном и муниципальном учреждении, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Помимо специальных регламентируются организационные аспекты деятельности, связанные с оповещением, выводом людей и имущества из под «удара» возникшей угрозы (затопления, паводка, теракта, предполагаемого нападения и т. п.). Следует обратить внимание на то, что документация должна постоянно обновляться и необходимые в этом случае расчеты потребности (в автотранспорте, пропускной способности дорог и мостов, при расселении людей и размещении оборудования, имущества и т. п.) постоянно должны учитывать развитие города (увеличение жилого фонда, создание и развитие производств, развитие социальной инфраструктуры, ЖКХ и т. п.). Любые планы развития, строительства должны предполагать согласование в органах ГО и ЧС.

Государственная (федеральная) безопасность.

Как и в большинстве стран мира, в РФ регламентируется «режимными» документами и ведется спе-

циализированными органами (у нас в стране - это органы ФСБ). Из всего спектра задач решаются актуальные для жителей города Перми проблемы, связанные с борьбой с терроризмом и наркоторговлей, экстремизмом. Город Пермь располагается на пути основного передвижения наркокурьеров, организации возможного пункта для хранения и перевалки наркотиков, на пути передвижения потенциальных террористов. Эта работа и угрозы постоянно освещаются в СМИ, предполагают ведение специальной просветительской работы (начиная с преподавания предмета ОБЖ в школах, отработки поведения учреждений, организаций и жителей в случае террористических угроз и террористических актов на различных объектах и т. п.), воспитание активной гражданской позиции у жителей, оказание помощи органам ФСБ, полиции и др. в обнаружении и предотвращении террористических актов и наркоторговли.

Суды и прокуратура.

В соответствии с Конституцией РФ наряду с органами представительной и исполнительной власти суды и прокуратура также представляют собой властные органы («третья власть»). Их деятельность регламентируется законодательными актами РФ, правительство прилагает значительные усилия для усовершенствования государственного управления, изменения функционала, повышения эффективности работы, повышения заработной платы и др. Например, в связи с последними нормативными изменениями прокуратура не занимается следственной деятельностью, но и судебные органы, и прокуратура должны вести разъяснительную и профилактическую работу, например, по поводу угроз, связанных с развитием предпринимательской деятельности, развитием малого и среднего бизнеса и т. п.

По этой причине судебные органы и прокуратура должны занимать активную позицию в работе с администрацией города Перми и Пермской городской думой, с учреждениями, предприятиями, организациями, жителями города. Рекомендуется к разработке и реализации совместный проект «Повышение уровня правовой деятельности и правовой культуры в городе Перми» (создание Центра правовой культуры на базе образовательного учреждения, организация и проведение конкурсов, ведение научной работы учащихся, организация профильной и предпрофильной подготовки, консультационных пунктов, ведение городского сайта правовой информации, работа со СМИ в рамках рубрик «Правовые вопросы», выпуск профессиональной газеты, информационных листков, взаимодействие с Фондом поддержки предпринимательства и др.).

Финансовая безопасность.

Финансовая безопасность предполагает разработку и реализацию Стратегии, Стратегического

плана и Программы «Муниципальные финансы»; наличие обеспеченных программ и проектов развития, гарантированных, защищенных статей поступления средств в бюджет города (целевое федеральное и региональное финансирование, казначейская система, субсидии, субвенции, залоговая стоимость, управление муниципальным имуществом, гранты и др.), надежное размещение активов (наличие договоров, доверенных банков, страховых агентств, фондов и т. п.), управление общественными финансами, развитие клиринговых операций, системы электронных денег, создание государственно-общественных (экономический совет, фонд развития города и попечительский совет, финансовая управляющая компания и др.) и общественных формирований (банковский союз города, гильдия добросовестных предприятий и т. п.), развития органов местного самоуправления (контрольносчетная плата, общественная палата и др.), средств защиты финансовых сетей (муниципальной, региональной, РФ), борьбу с экономическими преступлениями, теневыми доходами, коррупцией; регламентацию финансовой деятельности и электронные деньги.

Профилактика правонарушений.

Стратегической целью является обеспечение ежегодного снижения уровня преступности во всех криминальных областях.

Для достижения этой цели приоритетными направлениями деятельности ГУ МВД России по Пермскому краю (следовательно, и Перми в составе края) определены: борьба с экономической преступностью; предупреждение и пресечение актов терроризма, перекрытие каналов финансирования террористических организаций, организованной преступности и коррупции; воссоздание системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений среди населения; совершенствование миграционного контроля и пресечение незаконной миграции; совершенствование системы реагирования на обращения граждан и усиление обратной связи с населением; борьба с незаконным оборотом наркотиков; борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия; совершенствование оперативно-разыскной деятельности; раскрытие и расследование преступлений; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Также совершенствование профилактической работы путем: организации постоянного взаимодействия с органами местного самоуправления при проведении совместных мероприятий по защите бюджетных средств от преступных посягательств, искоренения фактов коррупции, взяточничества; активной пропагандистской работы среди руководителей предприятий всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, руководителей учреждений, осуществляющих контроль за финансовой, хозяйственной деятельностью

юридических и физических лиц, с целью оперативного реагирования на любые факты криминальных проявлений и незамедлительного сообщения о них в органы внутренних дел; проведения пропаганды охранных услуг, увеличение приема под охрану объектов всех форм собственности, совершенствование технического оснащения объектов хранения товарно-материальных ценностей и их защита.

Проводимые мероприятия профилактического характера позволят снизить рост преступлений и правонарушений, оперативно реагировать органам внутренних дел на любые сообщения о готовящихся и выявленных правонарушениях и преступлениях и, как следствие, предотвращать различные противоправные действия.

В числе предполагаемых к разработке межведомственных проектов могут быть: «Пермь - единое воспитательное пространство»; «Трудный подросток - проблемы обучения и воспитания»; «Создание сайта профессиональной информации»; «Информатизация города Перми»; «Единое информационнобиблиографическое пространство»; «Миграционная политика»; «Обеспечение принципов здоровьесбере-жения в учреждениях социальной сферы»; «Развитие гражданского общества и местного самоуправления (Общественная экспертиза, Гражданская палата, Молодежный парламент и т. п.)»; «Развитие социального партнерства между властью и организованными структурами гражданского общества»; «Развитие чувства гражданской ответственности и социальной солидарности у жителей города как членов местного сообщества»; «Пермь - моя Малая Родина»; «Взаимодействие администрации с хозяйствующими субъектами»; «Управление общественными финансами» и др.

Политическая стабильность.

Политическая ситуация в городе Перми последнего десятилетия характеризуется как стабильная. Наблюдается сознательное отношение жителей города к своему политическому выбору, жители города активно участвуют в выборах любого уровня, отдают предпочтения устойчивым демократическим изменениям в обществе, поддерживают политических лидеров реформистской конструктивной ориентации.

Одним из основных условий стабильной политической и экономической ситуации является квалифицированное управление на муниципальном уровне, вовлечение населения города в процесс формирования гражданского общества, что способствует взаимодействию и укреплению доверия между населением и органами местного самоуправления. Процесс формирования гражданского общества осуществляется как совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые позволяют современному человеку законным путем удовлетворить свои потреб-

ности, развивать свою индивидуальность без непосредственного вмешательства и помощи государства.

Одним из главных направлений муниципальной политики является разработка критериев по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. В настоящий момент утвержден порядок проведения оценки эффективности деятельности администрации, ее структурных подразделений, развития отраслей, сфер, предприятий. Основная цель этой оценки

- своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций в развитии города Перми. Организация мониторинга условий, процесса и результата развития города, анализ динамики показателей и процессов позволяют оперативно реагировать на существующие и появляющиеся проблемы, что приводит к преобладанию позитивных тенденций в развитии города.

Таким образом, основные задачи и направления деятельности органов местного самоуправления для сохранения стабильности политической ситуации на территории города заключаются в следующем: совершенствование системы управления, содержания и технологий управления на уровне города, в районах и микрорайонах; формирование гражданского общества и развитие местного самоуправления; организация мониторинга эффективности представительной и исполнительной власти, деятельности органов местного самоуправления; анализ показателей и эффективное реагирование на изменение политической ситуации, связанной с экономическим, социальным, институциональным и экологическим благополучием развития города Перми.

Законодательные риски.

Наиболее эффективный элемент в системе инвестиционных рисков - совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, выработка долгосрочной инвестиционной стратегии развития города. Нормативные акты должны учитывать особенности города, имеющие отношение к разработке и проведению политики привлечения инвестиций. В инвестиционной политике должны быть реализованы общие принципы:

- достижения полноты и непротиворечивости различных актов в формируемом комплексе привлечения инвестиций;

- отражения интересов гражданского общества в разработке и проведении политики привлечения инвестиций в город;

- обеспечения демократизма, гласности, прозрачности решения вопросов по разработке и проведению политики привлечения инвестиций в город.

Основными задачами в процессе принятия нормативно-правовых актов органов местного самоуправления являются:

- недопущение ухудшения условий для инвесторов;

- защита прав собственности;

- повышение эффективности управления муниципальной собственностью;

- снижение налогового бремени;

- развитие финансовой инфраструктуры.

Предлагаются к разработке и реализации проекты: «Нормативно-правовое сопровождение Стратегии, Стратегического плана и Программы устой-

Пермская агломерация

чивого развития города Перми», «План совместной работы представительной и исполнительной власти города Перми».

В каждом из перечисленных направлений безопасности возможно как решение задач безопасности собственно для жителей города Перми, так и в содружестве для города Перми и других территорий Пермского края. В этом смысле важно наличие договоров с муниципальными образованиями (например, в рамках Пермской агломерации, прежде всего Пермского и Добрянского районов, см. рис.), Пермским краем, заключение фьючерсных контрактов, организация строительства складов и терминалов, подъездных путей, создание предприятий, холдингов и т. п. В этой связи для г. Перми целесообразна разработка и реализация целевой комплексной программы «Пермь и прилегающие территории - межмуниципальный логистический центр Пермского края».

Литература:

Пыткин А.Н., Клименте Г.В. Экологическая безопасность и экологическая модернизация экономики региона // Экономика региона / РАН, Отделение общественных наук. Секция экономики. Институт экономики УрО РАН.: Екатеринбург. - № 3. - 2008. - С. 247-251.

Гарипов Ф.Н.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, Россия, г. Уфа

Печаткин В.В.

заведующий сектором,

Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН,

Россия, г. Уфа

УДК 330.15

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОИ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТЕРРИТОРИЙ

Рассматриваются вопросы повышения антропогенной нагрузки на природную среду, роль лесов в сохранении природных ландшафтов, в стабилизации экологического состояния природной среды территорий; обосновывается необходимость форсированной разработки теоретических и практических вопросов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.