УДК 34.07
DOI: 10.51522/2307-0382-2024-268-9-30-36
АЛЛА СЕРГЕЕВНА СИЗОВА
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества юридического факультета Университета ФСИН России, кандидат юридических наук, капитан внутренней службы
И [email protected], БРШ-код: 9438-8068, https://orcid.org/0000-0002-0701-0856
Санкт-Петербург
ALLA S. SIZOVA
Associate Professor of the Criminal Law Disciplines Chair and Organization of Execution of Punishments Not Involving Isolation of Convicts from Society, Law Faculty of the University of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Legal Sciences, Captain of Internal Service
El [email protected], SPIN-code: 9438-8068, https://orcid.org/0000-0002-0701-0856
St. Petersburg
НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗИН
доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Владимирского филиала РАНХиГС, кандидат исторических наук, доцент
И [email protected], БРШ-код: 1818-2576, https://orcid.org/0009-0002-9169-8450
Владимир
NATALIA V. ZIN
Assistant Professor of the Theory and History of State and Law Chair, Faculty of Law, Vladimir Branch of RANEPA, Candidate ofHistorical Sciences, Associate Professor E [email protected], SPIN-code: 1818-2576, https://orcid.org/0009-0002-9169-8450
Vladimir
Интеграция пенитенциарной пробации в отечественную уголовно-исполнительную систему: вопросы теории и практики
Integration of penitentiary probation into the national penal system:
issues of theory and practice
Аннотация. Статья посвящена анализу нового Федерального закона № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», который был принят 06.02.2023 и вступил в силу с 01.01.2024. Рассматривается взаимодействие нового закона с целями пробационной системы в целом, определенными в его статье 4, и их соответствие целям уголовных наказаний согласно статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации и статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Основное внимание уделяется последовательности и согласованности положений федерального закона с существующими нормативными документами, а также роли инновационных правовых инструментов и структур в контексте уголовно-исполнительной сферы. Выделяются ключевые аспекты реформирования пробационной системы в целом и пенитенциарной пробации, включая детализацию прав и обязанностей органов исполнения наказаний, и исследуется роль различных участников пробационных отношений. Цель: провести исследование интеграции пенитенциарной пробации в современную уголовно-исполнительную систему России, выявить слабые стороны основного законодательного акта, регулирующего новый субинститут пробации. Методы: формально-логический и системно-структурный методы, индукция, дедукция, анализ и синтез. В результате проведенного исследования рассмотрены основные положения Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», выявлены определенные диссонансы и потребность в их коррекции, проведен сравнительный анализ рассматриваемого субинститута пробации с анало-
© Сизова А. С., Зин Н. В., 2024
гичным в зарубежных странах. Установлено, что федеральный закон вносит значительный вклад в развитие уголовно-исполнительного законодательства, направлен на укрепление пробационной системы в целом и пенитенциарной пробации в частности с учетом современных тенденций правового регулирования. Однако для полноценной интеграции в пенитенциарную систему страны новых положений необходимо дальнейшее уточнение терминологии и рассмотрение специфики применения мер пробации в условиях экстремальных обстоятельств.
Ключевые слова: пробационная система, уголовное наказание, уголовно-исполнительное законодательство, пробация, уголовно-исполнительный кодекс, Российская Федерация, социальная адаптация, профилактика преступлений, правовая реформа, исполнительные функции, права и обязанности учреждений исполнения наказаний, интеграция законодательства
Abstract. The article is devoted to the analysis of the new Federal Law № 10-FZ «On Probation in the Russian Federation», which was adopted on 06.02.2023 and entered into force on 01.01.2024. The interaction of the new law with the objectives of the probation system as a whole, as defined in its article 4, and their consistency with the objectives of criminal penalties under article 43 of the Criminal Code of the Russian Federation and article 1 of the Criminal Executive Code of the Russian Federation are examined. The main focus is on the consistency and coherence of the provisions of the federal law with existing regulatory documents, as well as the role of innovative legal instruments and structures in the context of the penal and correction system. The key aspects of reforming the probation system in general, and penitentiary probation in particular, are highlighted, including the detailing of the rights and responsibilities of the penal enforcement authorities, and the role of various participants of probation relations is studied. Objective: to conduct a study of the integration of penitentiary probation into the modern criminal end correction system of Russia, to identify the weaknesses of the main legislative act regulating the new probation sub-institution. Methods: formal-logical and system-structural methods, induction, deduction, analysis and synthesis. As a result of the conducted research the main provisions of the Federal Law of 06.02.2023 10-FZ «On Probation in the Russian Federation» are considered, certain dissonances and the need for their correction are revealed, a comparative analysis of the considered probation sub-institute with similar ones in foreign countries is carried out. It has been established that the Federal Law makes a significant contribution to the development of penal enforcement legislation, is aimed at strengthening the probation system in general and penitentiary probation in particular, taking into account modern trends in legal regulation. However, the new provisions need further clarification of terminology and consideration of the specifics of the application of probation measures in extreme circumstances in order to fully integrate them into the penitentiary system of the country.
Keywords: pprobation system, criminal punishment, penal and correction legislation, probation, Criminal and Executive Code, Russian Federation, social adaptation, crime prevention, legal reform, correctional functions, rights and obligations of penal institutions, integration oflegislation
Для цитирования
Сизова А. С., Зин Н. В. Интеграция пенитенциарной пробации в отечественную уголовно-исполнительную систему: вопросы теории и практики // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 9. С. 30-36. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-268-9-30-36.
5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)
For citation
Sizova A. S, Zin N. V. Integration of penitentiary probation into the national penal system: issues of theory and practice // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 9. P. 30-36. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-268-9-30-36. 5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)
В Российской Федерации 06.02.2023 принят один из наиболее обсуждаемых в академических кругах Федеральный закон № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», который, за исключением отдельных положений, вступил в законную силу с 01.01.2024. Документ ознаменовывает собой значительный шаг в сфере теоретического и практического применения мер уголовно-правового воздействия. Он гармонично интегрируется в уже существующую структуру уголовно-исполнительного законодательства, как это очерчено в части 1 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), подразумевающей, что упомянутое законодательство включает в себя как кодекс, так и прочие федеральные законы.
В то же время принятый закон инициирует расширение существующих организационных и правовых принципов кооперации между институтами и органами, ответственными за исполнение наказаний, иными органами государственной власти, лицами, подвергшимися осуждению, институтами общественного влияния и дополнительными субъектами, принимающими участие в правоотношениях, связанных с исполнением уголовных наказаний. Это, в свою очередь, закладывает основу для последующего системного прогресса в области уголовно-исполнительного права.
Важность принятия специального законодательства о пробации в Российской Федерации заключается не столько в необходимости установления самого механизма
пробации, о чем свидетельствуют обсуждения в научных кругах и специализированных публикациях [1], сколько в усилении эффективности уголовно-исполнительной системы через исправление осужденных и профилактику рецидивов преступлений. Это направление активно разрабатывается экспертами и научным сообществом, что подтверждается материалами научных конференций [2]. Исследователи давно указывают на целесообразность внедрения пробационных мер в уголовно-исполнительную систему нашей страны, что отражено в профильной литературе [3], также конкретные предложения по этому вопросу уже были предметом научного интереса [4].
Анализируемый закон инициирует комплексное упорядочение и конституирование общих основ для организации и реализации мер по надзору, социальному восстановлению и интеграции в общество лиц, отбывающих или уже отбывших уголовное наказание, благодаря разработке и внедрению интегрированной системы проба-ции. Эта система рассчитана на обеспечение координированной и результативной деятельности в отношении индивидов, нуждающихся в сопровождении и подкреплении для эффективной реинтеграции в социум.
Академическое исследование нового законодательного акта выявило определенные диссонансы и потребность в их коррекции. В частности, существует несоответствие между наименованием закона и первичным значением термина «пробация», а также его практической реализацией. В международной практике субинститут пробации является актуальным инструментом уголовно-исполнительного права и получил законодательное воплощение в ряде зарубежных стран [5].
Термин «пробация», происходящий из латинского языка, обозначает «испытание». Пробация как система испытания предусматривает наложение на осужденного лица на установленный период времени определенных запретов и ограничений, а также установление требований, выполнение которых обязательно для осужденного. В международном праве пробация в первую очередь рассматривается как уголовно-правовая категория, которая находит свое продолжение и развитие в рамках пенитенциарного права [6].
В уголовно-исполнительной практике зарубежных стран термин «пробация» характеризует специфическую меру, которая подразумевает условный отказ от исполнения судебного решения о наказании либо условное его неназначение при одновременном возложении на виновное лицо определенных запретов и ограничений, а также установлении персонального контроля со стороны специально уполномоченного органа государственной власти. В случае строгого соблюдения всех введенных ограничений в течение установленного срока испы-
тания правовым исходом для осужденного становится освобождение от отбытия первоначально определенного судом наказания за совершенное преступление.
В отличие от зарубежного опыта в Российской Федерации концепция пробации получила законодательное закрепление, раздвигая границы своего применения за рамки традиционного понимания. В Федеральном законе от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 10) субинститут пробации трансформирован в обширную систему мероприятий, ориентированных на социальную поддержку, адаптацию и возвращение в общество лиц, испытывающих трудности в связи с отбыванием или окончанием исполнения уголовных наказаний или иных мер уголовно-правового характера. С учетом данной концептуальной переориентации наименование закона, как представляется авторам данного исследования, могло бы отражать его суть более точно, если бы содержало упоминание о системе социальной адаптации.
Согласно пункту 1 статьи 5 ФЗ № 10, пробация определяется как интегрированный комплекс мер, реализуемых в отношении лиц, подвергшихся уголовному наказанию, а также тех, кто подпадает под действие иных мер уголовно-правового характера, освободился из мест лишения свободы после отбывания наказания в виде принудительных работ или лишения свободы и столкнулся с серьезными жизненными проблемами.
ФЗ № 10 содержит 3 основные разновидности анализируемого субинститута: исполнительную, пенитенциарную и постпенитенциарную пробацию. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 5 исполнительная пробация представляет собой комплекс мероприятий, которые актуализируются в жизненной ситуации лиц, сталкивающихся с определенными сложностями на этапах исполнения в отношении них мер уголовно-правового воздействия и требующих социальной поддержки. Сфера применения такого рода пробации ограничивается определенным кругом субъектов, которым назначены наказания, не связанные с лишением свободы, такие как обязательные и исправительные работы, и прочие меры уголовно-правового характера.
Тем не менее в пункте 2 статьи 5 ФЗ № 10 отсутствует ясность в определении других мер уголовно-правового характера, а также не уточняется их перечень, что порождает неоднозначность в трактовке этого положения. Учитывая, что в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) к иным мерам уголовно-правового характера относятся принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества (по главе 151 УК РФ) и судебный штраф (по главе 152 УК РФ), можно предположить, что последние две, испол-
няемые в момент принятия судебного решения, сложно рассматривать в контексте ФЗ № 10 как меры, предусматривающие длительное уголовно-правовое воздействие.
В статье 11 ФЗ № 10 устанавливается исчерпывающий перечень категорий лиц, которые могут оказаться в затруднительном положении и для которых могут быть предусмотрены меры исполнительной пробации. К этим категориям относятся:
1) лица, подвергшиеся альтернативным наказаниям, за исключением штрафа как основного вида наказания и принудительных работ;
2) лица, освобожденные от отбывания наказаний, связанных с лишением свободы или принудительными работами в порядке статьи 79 УК РФ (условно-досрочно);
3) лица, осужденные условно;
4) лица, осужденные с предоставлением судебной отсрочки исполнения наказания;
5) лица, в отношении которых неотбытая часть наказания была заменена на более мягкий вид наказания, исключая случаи замены лишения свободы на принудительные работы.
В контексте уголовно-правовых реформ и становления методологических аспектов работы с осужденными и освобожденными лицами стоит особо акцентировать внимание на тех элементах пробации, которые входят в состав наказаний или иных мер уголовного воздействия, назначаемых судебными органами. Наблюдается диссонанс между практикой применения данных мер и их теоретическим пониманием в рамках уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, что подчеркивает необходимость более четкой терминологической разграниченности и дефинитивности.
Так, уголовно-исполнительные инспекции (далее -УИИ) выполняют функцию контроля за осужденными, находящимися в условиях пробации, особенно когда речь идет о лицах, столкнувшихся с трудностями во время прохождения испытательного срока, связанного с альтернативными видами наказания. В таких случаях предполагается активизация механизма исполнительной пробации, который направлен на поддержку и содействие в ресоциализации осужденных.
Следует отметить, что исполнительная пробация имеет ограниченное действие и не распространяется на лиц, осужденных к штрафу, или на тех, кто отбывает наказание в виде принудительных работ. Этот вид пробации затрагивает исключительно сферу исполнения альтернативных наказаний и мер уголовно-правового характера, за реализацию которых отвечают УИИ в качестве специализированного органа пробации.
В контексте исполнения уголовного наказания концепция пенитенциарной пробации ограничивается катего-
рией лиц, исполняющих наказание в виде обязательных работ или отбывающих лишение свободы. Пенитенциарная пробация осуществляется органами управления учреждений исполнения наказаний в процессе реализации уголовных наказаний, а также в процессе подготовки к реинтеграции осужденных в общество. В рамках данной системы выделяются ключевые направления деятельности, в числе которых социально-воспитательная работа, психологическая поддержка, социальная реабилитация и подготовка к возвращению в социум, а также содействие в оказании социальной помощи, трудоустройстве и создании условий для нормальной жизни после освобождения. В нашем понимании законодательные акты, регламентирующие данный аспект пробационного контроля, в значительной степени коррелируют с положениями уголовно-исполнительного законодательства.
На этапе постпенитенциарной пробации осуществляется сопровождение лиц, завершивших отбывание принудительных работ или освободившихся по различным основаниям из мест лишения свободы. Этап постпенитенциарной пробации направлен на обеспечение успешной социальной интеграции и всесторонней реабилитации осужденных. Значимость данной стадии пробаци-онного процесса обусловлена сложностями, с которыми сталкиваются бывшие заключенные при попытках восстановить свои бытовые и профессиональные позиции в обществе, включая проблемы с трудоустройством из-за предубеждения работодателей в отношении лиц с судимостью. Это может привести к рецидиву преступления. Основные цели и задачи постпенитенциарной проба-ции связаны с процессами ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации освобожденных лиц.
В контексте данного исследования следует акцентировать внимание на том, что, согласно ФЗ № 10, участие в пробации является необязательным, что отличает российскую модель пробации от практики, применяемой в некоторых западных государствах. В частности, в США пробационный механизм имеет больше общего с институтом условного осуждения, где осужденный помещается под надзор пробационного уполномоченного на установленный срок и должен выполнять определенные условия, обозначенные в судебном решении, такие как прохождение антиагрессивной терапии или лечение от зависимости, а также соблюдение запретов на посещение определенных мест [5].
Российский ФЗ № 10 предусматривает комплекс мероприятий, реализуемых в рамках индивидуальных программ ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации, которые должны выполняться соответствующими подразделениями уголовно-исполнительной системы (УИИ). Однако возникают определенные опасе-
ния касательно профессиональных компетенций должностных лиц УИС обеспечить адекватную поддержку по всему спектру пробационных мер, особенно в свете необходимости индивидуального подхода при уже существующей высокой нагрузке на сотрудников.
В контексте научного анализа новый нормативный акт создает основу для трансформации и эволюции отечественного законодательства в области исполнения уголовных наказаний. Очевидно, что на современном этапе складывается объективная необходимость не только в модификации основного кодифицированного источника - УИК РФ, но и в принятии дополнительных нормативно-правовых документов в данной области.
Конкретизируя указанную выше позицию, следует обратить внимание на отдельные статьи ФЗ № 10. Согласно части 1 статьи 7 упомянутого закона, федеральный орган исполнительный власти, ответственный за формирование и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний, наделяется полномочиями для проведения нормативно-правового урегулирования в сфере пробационной деятельности. Это включает в себя установление процедур реализации прав и обязанностей учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, а также уголовно-исполнительных инспекций в области проба-ции. В дополнение к этому данный орган будет уполномочен утверждать правила функционирования центров пробации.
С учетом недавно принятого ФЗ № 10 необходимо провести анализ последовательности и согласованности его положений с актуальными тенденциями в существующих нормативных документах по вопросам исполнения уголовных наказаний. Этот процесс включает в себя интеграцию и эффективное применение инновационных правовых инструментов и структур в рамках уголовно-исполнительной сферы.
Для начала необходимо проанализировать, насколько цели, заложенные в пробационной системе (согласно статье 4 упомянутого закона), совпадают или расходятся с целью собственно уголовных наказаний (определенных в статье 43 УК РФ) и с общими направлениями уголовно-исполнительного законодательства (отраженными в статье 1 УИК РФ). Основными стремлениями пробаци-онной системы являются:
- модификация социального поведения осужденных;
- возвращение осужденного к нормальной жизни в обществе через социальную адаптацию и восстановление и укрепление социальных связей осужденных;
- профилактика повторного преступного поведения у лиц, находящихся под пробационным контролем.
Далее необходимо выработать параметры для оценки эффективности в достижении заявленных задач пробационной деятельности, которые включают в себя в первую очередь корректировку общественного поведения подопечных, их возвращение к нормальной жизни в обществе, адаптацию к социальной среде и восстановление их социальных функций. Вероятно, возможно использовать для этих целей методики оценки степени исправления осужденных, предложенные в специальных исследованиях [7], но при этом возникает вопрос о степени соответствия и целесообразности таких методик для оценки упомянутых аспектов пробационной работы.
Кроме того, необходимо более точно определить роль и полномочия исполнительных органов и институций, занимающихся исполнением наказаний, в контексте про-бационной системы. Это касается таких аспектов, как организация образовательной деятельности и воздействия на осужденных со стороны общественности, включая вклад религиозных ассоциаций, представителей бизнеса, образовательных и медицинских учреждений, а также других негосударственных организаций, как это указано в нормах УИК РФ.
Следующим шагом является детализация прав и обязанностей органов, ответственных за исполнение уголовных наказаний, таких как УИИ, исправительные центры и учреждения, в области пробационного контроля, как указано в статьях 16, 17, 28 и других соответствующих статьях ФЗ № 10. Необходимо провести тщательный анализ взаимосвязи между чисто исполнительными функциями, прописанными в УИК РФ, и их ориентацией на достижение заявленных целей пробационной системы.
Дополнительно требуется исследование роли и функций других участников публичных правоотношений, связанных с пробационным субинститутом, включая религиозные и общественные объединения, медицинские учреждения, представителей бизнес-сообщества и других членов общества.
Другим аспектом является рассмотрение и уточнение юридического статуса осужденных, как тех, кто отбывает назначенное наказание, так и тех, на кого распространяется пробационное воздействие, в соответствии со статьями 18, 29 и другими соответствующими положениями ФЗ № 10.
Важным вопросом стоит определение организационно-правового статуса пробационных центров, создаваемых некоммерческими организациями, в том числе религиозными и общественными объединениями, а также социально ориентированными некоммерческими организациями, согласно статье 27 ФЗ № 10. Это включает в себя уточнение правового положения лиц, находящихся
в данных учреждениях, условий их проживания и других важных моментов.
Кроме того, в правовом регулировании исполнения уголовных наказаний и применении пробационных мер необходимо принимать во внимание условия чрезвычайных ситуаций, таких как стихийные бедствия, введение чрезвычайного или военного положения, которые обобщаются термином «экстремальные условия». В таких случаях цели пробации и уголовно-исполнительного законодательства, установленные в статье 4 ФЗ № 10 и статье 1 УИК РФ, должны быть дополнены специфическими задачами, связанными с введением особых правовых режимов, согласно статье 2 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в редакции от 02.11.2023) и статье 1 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (в редакции от 02.11.2023).
Помимо всего вышеизложенного целесообразным представляется тщательное рассмотрение вопросов, связанных с ресоциализацией осужденных, подлежащих условно-досрочному освобождению. Важно также сконцентрироваться на мерах, предотвращающих рецидивную преступность конкретных групп населения: это касается как граждан России, проживающих в различных уголках страны, так и иностранцев, прибывших из стран Европы, Центральной, Юго-Восточной Азии, Африки и других, обладающих своими уникальными культурными, религиозными и прочими характеристиками. Отдельное внимание следует уделить лицам с разнообразными заболеваниями, включая психические нарушения, туберкулез, ВИЧ-инфекцию, проблемы с определением половой идентичности и другие подобные состояния, которые могут привести к решению об их досрочном освобождении из-под стражи.
Таким образом, в ходе анализа ФЗ № 10 было выявлено, что он вносит изменения в существующую правовую
систему в части пробационных мер, которые направлены на социальное восстановление и адаптацию осужденных. Эта цель пробационной системы отражает общие тенденции уголовно-исполнительного законодательства, направленные на коррекцию поведения и ресоциали-зацию осужденных, что в целом согласуется с задачами уголовных наказаний, определенных в статье 43 УК РФ, и основными направлениями УИК РФ, изложенными в статье 1.
Тем не менее в условиях экстремальных ситуаций, таких как стихийные бедствия или введение чрезвычайного положения, цели пробации должны быть дополнены специальными задачами. Эти задачи предусматривают особые правовые режимы, соответствующие требованиям законодательства об экстремальных ситуациях, и требуют дополнительного внимания к правовому регулированию пробационных мер.
Был также отмечен диссонанс между практикой применения пробационных мер и их теоретическим пониманием, что подчеркивает необходимость более четкой терминологии и определения в уголовно-исполнительном законодательстве. Кроме того, участие в пробации в российской системе является необязательным, в отличие от практики некоторых западных стран, где проба-ционный контроль и выполнение определенных условий являются обязательными элементами условного осуждения.
Таким образом, анализ показывает, что ФЗ № 10 вносит в уголовно-исполнительное законодательство значительные изменения, направленные на укрепление пробационной системы и ее соответствие современным тенденциям правового регулирования. Однако для полноценной интеграции новых положений необходимо дальнейшее уточнение терминологии и рассмотрение специфики применения пробационных мер в условиях экстремальных обстоятельств.
1. Голодов П. В. Пробация в Российской Федерации: некоторые проблемы содержания и правовой регламентации // Пенитенциарная наука. 2022. № 2 (58). С. 194-203.
2. Скиба А. П., Скоморох О. А., Феоктистов С. В. Всероссийская научно-практическая конференция «Введение пробации в Российской Федерации: взаимодействие государственных органов и общественных организаций» (10 марта 2023 года) // Уголовно-исполнительное право. 2023. № 1. С. 122-131.
3. Мельникова О. В. Служба пробации - приоритетное направление развития уголовно-исполнительной системы российского государства // Право и государство: теория и практика. 2021. № 11 (203). С. 220-222.
4. Головастова Ю. А. Уголовно-исполнительное право как отрасль российского права: предмет, метод, источник, система : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2019. 56 с.
5. Тыныбеков Н. Т. Практика применения пробации в зарубежных странах // Юридическая наука. 2019. № 5. С. 52-55.
6. Старостин С. А., Анискина Н. В. Служба пробации в России: выбор политики и перспективы развития // Пенитенциарная наука. 2022. № 2 (58). С. 204-212.
7. Янчук И. А. Критерии оценки степени исправления осужденных: какими им быть? // Пенитенциарная наука. 2008. № 4. С. 56-58.
1. Golodov P. V. Probation in the Russian Federation: some problems of content and legal regulation // Penitentiary Science. 2022. № 2 (58). P. 194-203.
2. Skiba A. P., Skomorokh O. A., Feoktistov S. V. All-Russian scientific-practical conference «Introduction of probation in the Russian Federation: interaction of state bodies and public organizations» (March 10, 2023) // Criminal and Executive Law. 2023. №. 1. P. 122-131.
3. Melnikova O. V. Probation service - a priority direction of development of the penal system of the Russian state // Law and State: theory and practice. 2021. № 11 (203). P. 220-222.
4. Golovastova Y. A. Criminal-executive law as a branch of Russian law: subject, method, source, system : abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Law. Moscow, 2019. 56 p.
5. Tynybekov N. T. Practice of probation application in foreign countries // Legal Science. 2019. № 5. P. 52-55.
6. Starostin S. A., Aniskina N. V. Probation Service in Russia: policy choice and development prospects // Penitentiary Science. 2022. № 2 (58). P. 204-212.
7. Yanchuk I. A. Criteria for assessing the degree of correction of convicts: What should they be? // Penitentiary Science. 2008. № 4. P. 56-58.