Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРОБАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРОБАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОБАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ / ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермасов Евгений Викторович

Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» рассматривается в статье в рамках совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний. Анализируются признаки, согласно которым Закон о пробации следует оценивать в качестве модельного закона, создающего общую систему пробации как совокупности мер, направленных на оказание помощи лицам, отбывающим (отбывшим) уголовные наказания и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Закон о пробации расширяет область уголовно-исполнительного права, о чем свидетельствуют положения, устанавливающие перечень лиц, в отношении которых применяется пробация, организацию и реализацию функций постпенитенциарной пробации учреждениями уголовно-исполнительной системы России, связь основных направлений пробации со средствами исправления. Реализация Закона о пробации предусматривает необходимость подготовки отдельных нормативных правовых актов (определяется Аппаратом Правительства Российской Федерации), перечень которых приводится в статье. Их издание направлено на реализацию не только положений Закона о пробации, но и прав осужденных, установленных в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также проведение с осужденными воспитательной работы. Таким образом, введение института пробации и издание нормативных правовых актов, направленных на реализацию Закона о пробации, предусматривает одновременно совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ермасов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF REGULATORY AND LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF EXECUTION OF CRIMINAL PENALTIES DURING THE INTRODUCTION OF PROBATION

The Federal Law “On Probation in the Russian Federation” is considered in the article as part of the improvement of legal regulation in the field of execution of criminal penalties. The article analyzes the signs according to which the Law on Probation should be evaluated as a model law that creates a general probation system as a set of measures aimed at providing assistance to persons serving (having served) criminal sentences and finding themselves in a difficult life situation. The Law on Probation expands the field of penal enforcement law, as evidenced by the provisions establishing the list of persons to whom probation is applied, the organization and implementation of the functions of post-penitentiary probation by institutions of the penal enforcement system of Russia, the connection of the main directions of probation with means of correction. The implementation of the Law on Probation provides for the need to prepare separate regulatory legal acts (determined by the Apparatus of the Government of the Russian Federation), a list of which is given in the article. Their publication is aimed at implementing not only the provisions of the Law on Probation, but also the rights of convicts established in the Penal Enforcement Code of the Russian Federation, as well as conducting educational work with convicts. Thus, the introduction of the institute of probation and the publication of normative legal acts aimed at implementing the Law on Probation, simultaneously provides for the improvement of regulatory and legal regulation in the field of execution of criminal penalties.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРОБАЦИИ»

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Научная статья

УДК 343.847

doi: 10.33463/2687-122X.2023.18(1-4).2.200-210

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРОБАЦИИ

Евгений Викторович Ермасов1' 2

1 Минюст России, г. Москва, Россия, vvk6974@yandex. ru, https://orcid.org/0000-0002-9523-1316

2 Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА),

г. Москва, Россия

Аннотация. Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» рассматривается в статье в рамках совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний. Анализируются признаки, согласно которым Закон о пробации следует оценивать в качестве модельного закона, создающего общую систему пробации как совокупности мер, направленных на оказание помощи лицам, отбывающим (отбывшим) уголовные наказания и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Закон о пробации расширяет область уголовно-исполнительного права, о чем свидетельствуют положения, устанавливающие перечень лиц, в отношении которых применяется пробация, организацию и реализацию функций постпенитенциарной пробации учреждениями уголовно-исполнительной системы России, связь основных направлений пробации со средствами исправления. Реализация Закона о пробации предусматривает необходимость подготовки отдельных нормативных правовых актов (определяется Аппаратом Правительства Российской Федерации), перечень которых приводится в статье. Их издание направлено на реализацию не только положений Закона о пробации, но и прав осужденных, установленных в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также проведение с осужденными воспитательной работы. Таким образом, введение института пробации и издание нормативных правовых актов, направленных на реализацию Закона о пробации, предусматривает одновременно совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний.

Ключевые слова: пробация в Российской Федерации, модельный закон, нормативно-правовое регулирование, нормативные правовые акты, уголовные наказания, учреждения уголовно-исполнительной системы, средства исправления, права осужденных, помощь осужденным, воспитательная работа

© Ермасов Е. В., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Для цитирования

Ермасов Е. В. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний при введении пробации // Уголовно-исполнительное право. 2023. Т. 18(1-4), № 2. С. 200-210. DOI: 10.33463/2687-122X.2023.18(1-4).2.200-210.

PENAL LEGISLATION

Original article

IMPROVEMENT OF REGULATORY AND LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF EXECUTION OF CRIMINAL PENALTIES DURING THE INTRODUCTION OF PROBATION

Evgenij Viktorovich Ermasov1' 2

1 Ministry of Justice of Russia, Moscow, Russia, vvk6974@yandex.ru, https://orcid.org/0000-

0002-9523-1316

2 Kutafin Moscow State Law University, Moscow, Russia

Absract. The Federal Law "On Probation in the Russian Federation" is considered in the article as part of the improvement of legal regulation in the field of execution of criminal penalties. The article analyzes the signs according to which the Law on Probation should be evaluated as a model law that creates a general probation system as a set of measures aimed at providing assistance to persons serving (having served) criminal sentences and finding themselves in a difficult life situation. The Law on Probation expands the field of penal enforcement law, as evidenced by the provisions establishing the list of persons to whom probation is applied, the organization and implementation of the functions of post-penitentiary probation by institutions of the penal enforcement system of Russia, the connection of the main directions of probation with means of correction. The implementation of the Law on Probation provides for the need to prepare separate regulatory legal acts (determined by the Apparatus of the Government of the Russian Federation), a list of which is given in the article. Their publication is aimed at implementing not only the provisions of the Law on Probation, but also the rights of convicts established in the Penal Enforcement Code of the Russian Federation, as well as conducting educational work with convicts. Thus, the introduction of the institute of probation and the publication of normative legal acts aimed at implementing the Law on Probation, simultaneously provides for the improvement of regulatory and legal regulation in the field of execution of criminal penalties.

Keywords: probation in the Russian Federation, model law, regulatory legal regulation, regulatory legal acts, criminal penalties, institutions of the penal enforcement system, means of correction, rights of convicts, assistance to convicts, educational work

For citation

Jakovleva, M. A. & Klishkov, V. B. 2023, 'Improvement of regulatory and legal regulation in the field of execution of criminal penalties during the introduction of probation', Penal law, vol. 18(1-4), iss. 2, pp. 200-210, doi: 10.33463/2687-122X.2023.18(1-4).2.200-210.

Более 15 лет в Российской Федерации продолжаются дискуссии о создании службы пробации [1, с. 24-25; 2, с. 81-88; 3, с. 2-5; 3, с. 214-222; 4, с. 45-50; 5, с. 62-65; 6; 7, с. 5-8; 8, с. 68-71; 9, с. 145-154]. Данный вопрос нашел отражение в ряде документов стратегического планирования, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р), Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761) и, наконец, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р). В течение указанного периода было подготовлено несколько вариантов законопроектов, направленных на введение в Российской Федерации системы пробации или службы пробации, подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации или в составе Федеральной службы исполнения наказаний [10; 11, с. 74-76].

Первый пакет законопроектов о введении системы пробации в Российской Федерации был разработан межведомственной рабочей группой, созданной в соответствии с распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 12 июня 2011 г. № 837. Предполагалось создание в Российской Федерации системы пробации в качестве отдельной федеральной службы, подведомственной Минюсту России. Функции пробации как системы, направленной на осуществление досудебной пробации, социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также осуществляющей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предусматривалось отделить от функций органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Подготовленный в 2012 г. проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», предусматривающий создание службы пробации, не был поддержан в связи с его затратностью (более 65 млрд руб.).

Второй попыткой введения пробации стал проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части создания системы пробации для несовершеннолетних)», подготовленный Минюстом России в 2014 г. в соответствии с п. 65 Плана первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р. Данным законопроектом предусматривалось не создание специализированного органа государственной власти, осуществляющего функции пробации, а внедрение отдельных ее элементов в отношении несовершеннолетних на стадии уголовного процесса. Законопроект также не получил поддержки со стороны органов государственной власти.

В 2015 г. в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № Пр-870 был подготовлен третий вариант проекта федерального закона «О пробации в Российской Федерации», согласно которому предлагалось закрепить функции пробации за уголовно-исполнительными инспекциями с последующим поэтапным наделением их полномочиями по осуществлению функций контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также досудебной пробации. Указанный законопроект также оказался нереализованным.

Итогом разработки модели системы пробации в Российской Федерации является Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее - Закон о пробации), отдельные положения которого вступают в силу 1 января 2024 г. (в части пенитенциарной и исполнительной пробации) и 1 января 2025 г. (в части постпенитенциарной пробации). Закон о пробации регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, в том числе определяет цели, задачи и принципы пробации, правовое положение лиц, в отношении которых применяется пробация, направления деятельности и полномочия субъектов пробации в Российской Федерации.

Целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений (ч. 1 ст. 4 Закона о пробации). Задачи пробации заключаются в создании условий для оказания помощи лицам, в отношении которых применяется пробация, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 4 Закона о пробации).

Закон о пробации выступает в роли модельного закона, создающего общую систему пробации как совокупности мер, направленных на оказание помощи лицам, отбывающим уголовные наказания (отбывшим уголовные наказания) и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При этом этот модельный закон по аналогии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики в Российской Федерации» создает новую сферу правого регулирования, которая характеризуется следующими признаками.

1. В ст. 5 Закона о пробации вводятся новые понятия, такие как: «пробация», «виды пробации», «ресоциализация» (определение аналогично ст. 25 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»), «социальная адаптация» (определение аналогично ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ), «социальная реабилитация» (определение аналогично ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ), «лица, в отношении которых применяется пробация», «трудная жизненная ситуация», «индивидуальная нуждаемость», «индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации», «центр пробации», «единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация».

2. Закон о пробации имеет межпредметный характер и затрагивает сферы правоотношений, регулирующихся другими системообразующими законами (Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Феде-

рации» - в сфере занятости населения, реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы; Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» - в сфере оказания государственной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным названным Законом, предоставления им социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - в сфере образования).

3. Создание системы пробации как комплекса разнообразных мер социально-экономического, педагогического, правового, медицинского характера предусматривает достижение целей пробации, используя комплексный междисциплинарный подход.

4. Закон о пробации не только затрагивает сферу деятельности различных органов государственной власти, но и наделяет их дополнительными полномочиями в сфере пробации (ст. 7 Закона о пробации). Выполнение указанных полномочий осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия.

5. Одной из особенностей Закона о пробации является его многосубъектность. Закон о пробации определяет в качестве субъектов не только органы государственной власти, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальной власти, но и представителей гражданского общества: коммерческие и некоммерческие, среди которых религиозные, социально ориентированные некоммерческие организации, организации и общественные объединения, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские организации, индивидуальные предприниматели, общественные наблюдательные комиссии, а также граждане, которые могут привлекаться в целях осуществления мероприятий ресоциализации, социальной адаптации, социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация (ч. 3 ст. 6 Закона о пробации).

Закон о пробации регулирует правоотношения, возникающие не только после отбытия осужденными наказания, но и в процессе и на протяжении отбывания наказаний, причем как лишения свободы, так и не связанных с изоляцией от общества (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о пробации), за исключением уголовного наказания в виде штрафа, уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих.

Закон о пробации расширяет область уголовно-исполнительного права [12, с. 80-90]. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в

исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Несмотря на то что Закон о пробации непосредственно связан с правоотношениями, регулируемыми нормами УИК РФ, его положения выделены в отдельный Закон, вектором которого является оказание помощи лицам, отбывшим уголовные наказания и оказавшимся в трудной жизненной ситуации (постпенитенциарная пробация). О расширении сферы уголовно-исполнительного права также свидетельствуют положения Закона о пробации, устанавливающие:

- перечень лиц, в отношении которых применяется пробация (в том числе в отношении лиц, отбывших назначенное судом наказание);

- организацию и реализацию функций постпенитенциарной пробации учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, исполняющими уголовные наказания;

- связь основных направлений пробации со средствами исправления (установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие) (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).

Законом о пробации предусматривается три вида пробации: исполнительная пробация (реализуется уголовно-исполнительными инспекциями), пенитенциарная пробация (применяется исправительными учреждениями, исправительными центрами) и постпенитенциарная пробация (реализуется уголовно-исполнительными инспекциями).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о пробации основанием для применения исполнительной пробации является волеизъявление лица, находящегося в трудной жизненной ситуации (осужденные и иные лица, состоящие на учете в уголовно-исполнительной системе). Основными направлениями деятельности в сфере исполнительной пробации выступают ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация указанных лиц.

Пенитенциарная пробация применяется в отношении осужденных к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы в период отбывания наказания, а также во время их подготовки к освобождению. Основные направления деятельности в этой сфере установлены в ст. 13 Закона о пробации:

- проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы, оказание им психологической помощи в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;

- социальная реабилитация осужденных, отбывающих наказания;

- подготовка осужденных к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, и оказание осужденным содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве.

Основаниями применения постпенитенциарной пробации являются обращение лица (его законного представителя), освобождающегося из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, либо отбывшего уголовное наказание, с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, которое направляется соответственно администрации указанного учреждения либо в уголовно-исполнительную инспекцию, и принятие по результатам проведения оценки индивидуальной нуждаемости решения

о целесообразности оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации (ч. 1 ст. 20 Закона о пробации).

Реализация Закона о пробации предусматривает необходимость подготовки отдельных нормативных правовых актов (перечень определяется Аппаратом Правительством Российской Федерации), в том числе следующих ведомственных приказов.

1. Приказы Минюста России, утверждающие:

- формы уведомления, содержащего информацию об адресе, абонентском номере уголовно-исполнительной инспекции и о должностных лицах, в обязанности которых входит оказание содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации (согласно ч. 3 ст. 16 Закона о пробации);

- порядок оказания содействия осужденным, освобождающимся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве (согласно ч. 4 ст. 16 Закона о пробации);

- порядок осуществления прав и исполнения обязанностей учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации (согласно п. 1 ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 28 Закона о пробации);

- порядок осуществления социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы, оказания им психологической помощи (согласно ч. 2 ст. 14 Закона о пробации);

- критерии и методику оценки индивидуальной нуждаемости, формы и порядка подготовки индивидуальной программы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация (согласно ч. 4-5 ст. 31 Закона о пробации);

- правила организации деятельности центров пробации (согласно п. 2 ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 27 Закона о пробации).

2. Приказ Минтруда России «Об утверждении типового соглашения о взаимодействии учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости населения при осуществлении деятельности в сфере постпенитенциарной пробации» (согласно п. 2 ч. 4 ст. 7 Закона о пробации).

3. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении формы и порядка заключения типового соглашения о порядке взаимодействия образовательных организаций с учреждениями уголовно-исполнительной системы в целях содействия в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения лицами, в отношении которых применяется пробация» (согласно п. 2 ч. 5 ст. 7 Закона о пробации).

4. Приказ Минздрава России «Об утверждении формы и порядка заключения типового соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учреждениями уголовно-исполнительной системы по вопросам применения пробации» (согласно п. 3 ч. 6 ст. 7 Закона о пробации).

5. Приказ ФСИН России «Об утверждении Порядка ведения статистического учета в сфере пробации» (согласно п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона о пробации).

Издание приказов Минюста России, направленных на реализацию Закона о пробации, предусматривает необходимость признания утратившими силу ряда действующих приказов Минюста России:

- от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» (регламентирует правоотношения, установленные в ч. 1 ст. 180 УИК РФ);

- от 22 июня 2017 г. № 111 «Об утверждении Порядка обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда» (регламентирует правоотношения, установленные в ч. 1 ст. 181 УИК РФ);

- от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» (регламентирует правоотношения, установленные в ст. 109, 110, 142, ч. 2 ст. 180 УИК РФ);

- от 12 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» (регламентирует правоотношения, установленные в ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ);

- от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний»;

- от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (регламентирует правоотношения, установленные в гл. 22 УИК РФ).

Утверждение Минюстом России Порядка осуществления социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы, оказания им психологической помощи направлено на реализацию прав осужденных на оказание им психологической помощи (ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ) и на социальное обеспечение (ч. 7 ст. 12, ст. 60.21 и 98 УИК РФ), а также нормативно-правовое регулирование проводимой с осужденными воспитательной работы, которая является одним из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). При этом следует обратить внимание на то, что согласно положениям ст. 33, 39, 47.1, 54 УИК РФ воспитательная работа является одним из направлений деятельности уголовно-исполнительной инспекции. В ст. 60.11, 60.12 УИК РФ воспитательная работа указывается в качестве одного из основных направлений деятельности исправительного центра в отношении осужденных к принудительным работам. Согласно ст. 109, 110, 180 УИК РФ воспитательная работа - одно из направлений деятельности исправительного учреждения в отношении осужденных к лишению свободы. Проведение воспитательной работы с осужденными рассматривается в качестве обязанности администрации указанных учреждений уголовно-исполнительной системы, а в соответствии с ч. 3 ст. 10 УИК РФ участие в воспитательных мероприятиях обязательно для осужденных к лишению свободы.

Проведение воспитательной и социальной работы является обязанностью учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в сфере пенитенциарной пробации (ч. 1 ст. 17 Закона о пробации). Уголовно-исполнительные инспекции в сфере исполнительной и постпенитенциарной пробации также обеспечивают проведение социальной и воспитательной работы с лицами, в отношении которых применяется исполнительная или постпентенциарная пробация. Однако с учетом того что основанием для проведения исполнительной и постпенитенцарной пробации является обращение лица (его волеизъявление), то и участие в воспитательных мероприятиях лиц, в отношении которых применяется исполнительная или

постпенитенциарная пробация, следует рассматривать как их право, а не обязанность. В связи с этим возникает вопрос об обязательности проведения воспитательной работы в рамках исполнительной пробации, что, на наш взгляд, противоречит целям исправления осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций, и может вызвать трудности в правоприменении.

Утверждение Минюстом России Порядка оказания содействия осужденным, освобождающимся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве направлено на реализацию положений не только ч. 4 ст. 16 Закона о пробации, но и гл. 22 УИК РФ, которая регламентирует обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных (ст. 180 УИК РФ), оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания (ст. 181 УИК РФ), права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи (ст. 182 УИК РФ).

Таким образом, введение института пробации и издание нормативных правовых актов, направленных на реализацию Закона о пробации, предусматривают одновременно совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний.

Список источников

1. Воронова Е. Л. Создание службы пробации в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С. 24-25.

2. Голодов П. В. Зарубежный опыт и перспективы создания службы пробации в России: организационно-правовые аспекты // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2(14). С. 81-88.

3. Давыденко В. М. Перспективы создания в Российской Федерации службы пробации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 4. С. 2-5.

3. Садыков А. У. Перспективы института пробации в современной России // Общество и право. 2011. № 3(35). С. 214-222.

4. Давыденко А. В. Некоторые аспекты создания в Российской Федерации системы пробации // Адвокат. 2013. № 12. С. 45-50.

5. Пахомова С. Ю. Проблемы формирования системы пробации в современной уголовно-правовой системе России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 3(34). С. 62-65.

6. Борсученко С. А. Пробация: международные рекомендации, зарубежный опыт. М. : ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015. 170 с.

7. Уткин В. А. О перспективах пробации в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 4. С. 5-8.

8. Хуторская Н. Б. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства России на основе Правил Совета Европы о пробации // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3 (1-4), № 1. С. 68-71.

9. Тепляшин П. В., Заборовская Ю. М., Малышева И. В. Тенденция старения осужденных в местах лишения свободы: некоторые проблемы и пути их решения (отечественный и компаративистский аспекты) // Правоприменение. 2023. Т. 7, № 1. С. 145-154.

10. Габараев А. Ш., Новиков А. В. Перспективы реализации института пробации в современной пенитенциарной политике Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 882.

11. Ермасов Е. В., Дегтярева О. Л. Вопросы создания службы пробации в России // Закон и право. 2016. № 8. С. 74-76.

12. Скиба А. П., Малолеткина Н. С. Закон «О пробации в Российской Федерации» как предпосылка дальнейшего развития уголовно-исполнительного права // Вестник Кузбасского института. 2023. № 1(54). С. 80-90.

References

1. Voronova, E. L. 2009, 'Creation of a probation service in Russia', Issues of juvenile justice, iss. 3, pp. 24-25.

2. Golodov, P. V. 2011, 'Foreign experience and prospects of creating a probation service in Russia: organizational and legal aspects', Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, iss. 2(14), pp. 81-88.

3. Davydenko, V. M. 2011, 'Prospects for the creation of a probation service in the Russian Federation', Penal enforcement system: law, economics, management, iss. 4, pp. 2-5.

3. Sadykov, A. U. 2011, 'Prospects of the Probation Institute in Modern Russia', Society and Law, iss. 3(35), pp. 214-222.

4. Davydenko, A. V. 2013, 'Some aspects of the creation of a probation system in the Russian Federation', Lawyer, iss. 12, pp. 45-50.

5. Pakhomova, S. Yu. 2013, 'Problems of formation of the probation system in the modern criminal legal system of Russia', Science and Education: economy and Economics; entrepreneurship; law and Management, iss. 3(34), pp. 62-65.

6. Borsuchenko, S. A. 2015, Approbation: international recommendations, foreign experience, VGUYU (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow.

7. Utkin, V. A. 2016, 'On the prospects of probation in Russia', The Penal system: law, Economics, Management, iss. 4, pp. 5-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Hutorskaja, N. B. 2017, 'Improving the penal enforcement legislation of Russia based on the Rules of the Council of Europe on Probation', International Penitentiary Journal, vol. 3 (1-4), iss. 1, pp. 68-71.

9. Tepljashin, P. V., Zaborovskaja, Ju. M. & Malysheva, I. V. 2023, 'The aging trend of convicts in places of deprivation of liberty: some problems and ways to solve them (domestic and comparativespects)', Law Enforcement, vol. 7, iss. 1, pp. 145-154.

10. Gabaraev, A. Sh. & Novikov, A. V. 2015, 'Prospects for the implementation of the Institute of probation in the modern penitentiary policy of the Russian Federation', Modern problems of science and education, iss. 2-2, p. 882.

11. Ermasov, E. V.& Degtjareva, O. L. 2016, 'Issues of creating a probation service in Russia', Justice and law, iss. 8, pp. 74-76.

12. Skiba, A. P. & Maloletkina, N. S. 2023, 'The Law "On Probation in the Russian Federation" as a prerequisite for the further development of penal enforcement law', Bulletin of the Kuzbass Institute, iss. 1(54), pp. 80-90.

Информация об авторе

Е. В. Ермасов - кандидат исторических наук, начальник отдела законодательства об исполнении уголовных наказаний департамента государственной политики в сфере

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

уголовно-исполнительной системы (Минюст России); доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права (МГЮА).

Information about the author

E. V. Ermasov - Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of Legislation on the Execution of Criminal Penalties of the Department of State Policy in the Field of the Penal Enforcement System; Associate Professor of the Department of Criminology and Penal Enforcement Law.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 22.04.2023; одобрена после рецензирования 18.05.2023; принята к публикации 14.06.2023.

The article was submitted 22.04.2023; approved after reviewing 18.05.2023; accepted for publication 14.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.