Integration of educational, scientific and innovation activities as a priority of higher education development in Ukraine
1 2
13 to continue study on the following of courses and to receive answers to specific study questions
14 I want to use completely the skills and abilities on chosen specialties
14 I entered the university, it is necessary to finish
15 the received knowledge me helps me to reach opportunity in sufficient level
15 to gain deep and fundamental knowledge
Conclusion
In the conclusion results research, the second year of training is that intense stage in educational activity of the student who teaching and educational work in common move. When passing pedagogical courses formation to students of preparation for selfeducation and research scientific and search work is considered. Students receive the general preparation, their cultural requirements will be created, and it is considered finished process adaptation.
Third year of training — the beginning of specialization, a stage of assimilation of technology of professional activity, strengthening of interest in scientific activity, deepening of professional interest of the student and his development. Persistent need to specialization often leads to distribution of comprehensive area of interest of the personality. Usually, types of formation of the personality in higher education institution is defined by specialization factors.
References:
1. The development oflearning motivation./Compiler Zhumanbaeva A. O. - Akmola, Orleu, 2014. - 57 p. (in Kazakh).
2. Markova A. K. Psychology of professionalism. - M., 1996. - 312 p.
3. Badmaev N. C. The influence of motivational factors on the development of mental abilities: Monograph. - Ulan-Ude, 2004. - P. 151-154.
4. Baimukasheva G. K. Pedagogical conditions of formation of research action students. A dissertation on the specialty 13.00.01 - Atyrau, 2010. - 32 p. (in Kazakh).
Meniailo Viktoriia Ivanovna, Zaporizhzhya National University, Associate Professor, PhD in Physico-Mathematical Sciences, Head of Scientific-Research Department E-mail: [email protected]
Integration of educational, scientific and innovation activities as a priority of higher education development in Ukraine
Abstract: In the paper is considered an analysis of international and national regulatory documents on integration of educational, scientific and innovation activities in a higher school. It is shown that the preparation of the modern graduate student must occur within a single education-research-innovation process of a higher educational institution in accordance with the innovation and integration vectors of economy and society development.
Keywords: Educational, scientific, innovation activities, higher educational institution, graduate student, higher education.
7
Section 1. Higher Education
Меняйло Виктория Ивановна, Запорожский национальный университет, доцент, кандидат физико-математических наук, начальник научно-исследовательской части E-mail: [email protected]
Интеграция образовательной, научной и инновационной деятельности как приоритет развития высшего образования в Украине
Аннотация: В данной статье представлен анализ международных и отечественных нормативных документов по интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности в высшей школе. Показано, что подготовка современного магистра должна осуществляться в рамках единого образовательно-исследовательско-инновационного процесса высшего учебного заведения в соответствии с инновационным и интеграционным векторами развития экономики и общества.
Ключевые слова: образовательная, научная, инновационная деятельность, высшее учебное заведение, магистр, высшее образование.
В современных условиях мощных глобализационных изменений образование, наука, инновации становятся теми определяющими факторами, которые призваны обеспечить инновационное развитие общества и ликвидировать значительное отставание украинской экономики от стран с развитыми инновационными системами.
Подписав Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС и утвердив в 1998 году Стратегию интеграции Украины в Европейский Союз [1], наша страна избрала курс на развитие национальной экономики по инновационной модели.
17 июня 2009 г. Верховным Советом Украины была принята «Стратегия инновационного развития Украины на 2010-2020 годы в условиях глобализационных вызовов», в которой отмечается, что наука, образование, инновации становятся сегодня все более заметными и определяющими сферами развития общества и государства, но существует большая пропасть между генерацией знаний и их использованием, что и приводит к значительному технологическому отставанию нашей страны от стран, входящих в инновационное ядро» [2].
Украина сейчас владеет мощным интеллектуальным ресурсом в виде национальной системы высшего образования, основу которой составляют классические университеты, но, как отмечают авторы национального доклада «Со-
циально-экономическое состояние Украины: последствия для народа и государства» (под общей редакцией Гееца В. М. [3]), на сегодняшний день особого внимания заслуживает исследовательско-инновационная роль высших учебных заведений. О необходимости интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности идет речь и в Левенском коммюнике Министров образования стран ЕС «Болонский процесс 2020 — пространство европейского высшего образования в новом десятилетии» [4], в котором отмечается, что в целях обеспечения устойчивого экономического подъема и развития динамическая и гибкая система европейского высшего образования должна стремиться к инновациям на основе интеграции между системой образования и исследовательской деятельностью на всех уровнях. Она должна быть основана на современных научных исследованиях и способствовать росту числа людей с исследовательской компетентностью и способностью к продуцированию и распространению инноваций.
Именно необходимость кардинальных изменений, направленных на повышение качества и конкурентоспособности образования в новых экономических и социокультурных условиях, ускорение интеграции Украины в международное образовательное пространство обусловили разработку Национальной стратегии развития образования
8
Интеграцияобразовательной,научнойиинновационнойдеятельностикакприоритетразвитиявысшегообразованиявУкраине
в Украине на период до 2021 года [5], которая основывается на рекомендациях Новой программы европейского сотрудничества в области образования и обучения «Образование и обучение 2020» [6] , и одним из своих стратегических направлений видит развитие научной и инновационной деятельности в образовании, повышение качества образования на инновационной основе.
В мае 2015 года на открытой Google’s он-лайн конференции «Education on Air» был представлен доклад «What are the skills of the fUture?», подготовленный специалистами Google и журнала The Economist, в котором, в частности, обнародованы результаты опроса руководства крупнейших бизнес-компаний на тему: “Какие из предложенных навыков на сегодняшний день являются наиболее важными для сотрудников вашей организации? Выберите до 3 вариантов ответа”. Результаты опроса показали, что для реальной экономики сегодня наиболее востребованными навыками являются: решение проблем, командная работа, коммуникации, критическое мышление и креативность [7]. Поэтому, во всем мире сейчас уделяется внимание разработке новых инновационных подходов к обучению, учитывающих современные тенденции в экономике и обществе. Но, к сожалению, в отечественной системе образования целенаправленному овладению этими навыками XXI века почти не учат, хотя необходимо отметить некоторые положительные тенденции в реформировании украинского высшего образования, которые наметились в последнее время.
В первую очередь, это принятие нового Закона Украины «О высшем образовании» [8], который призван создать условия для подготовки конкурентоспособного человеческого капитала для высокотехнологичного и инновационного развития страны. Одной из основных задач высшего учебного заведения данный Закон провозглашает обеспечение органического сочетания образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеграция которых, в свою очередь, должна обеспечить подготовку специалистов инновационного типа.
Другой важный документ, способствующий превращению высшего образования в мощный интеллектуальный ресурс инновационного раз-
вития, это утвержденная Кабинетом Министров Украины Национальная рамка квалификаций [9], в соответствии с которой вводится новая структура квалификационных уровней высшего образования, которая предусматривает, в том числе и обязательное осуществление исследовательской и инновационной деятельности на седьмом (магистерском) квалификационном уровне.
Таким образом, именно образовательно-научные магистерские программы призваны создать то необходимое исследовательско-инновационное пространство, в котором научные интересы преподавателей и научные стремления студентов будут ориентированы на решение наиболее важных проблем высокотехнологического и инновационного развития.
Согласно докладу Всемирного банка о ситуации в образовании в странах Европы и Центральной Азии, переход от централизованной к рыночной экономике вызвал сильный рост потребности в специалистах, способных быстро обучаться, решать проблемы и добывать нужную информацию [10], поскольку за последние десятилетия в результате трансформации системы генерации и передачи знаний период “полураспада” компетентности, то есть снижение ее на 50% вследствие появления новой информации, по многим профессиям уменьшился до 5 лет (ежегодно в среднем обновляется около 5% теоретических и 20% профессиональных знаний) [11].
Итак, цель исследовательско-инновационной деятельности в образовании заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии у них исследовательско-инновационного стиля мышления, активизации и утверждении их личностной позиции в будущей профессиональной жизни [12; 13].
Таким образом, переосмысление теоретикометодологических основ и научно-методических подходов к подготовке современного магистра, формирования его профессионализма и конкурентоспособности в соответствии с современными требованиями исследовательско-инновационного развития является сейчас одним из основных приоритетов в системе современного высшего образования Украины.
9
Section 1. Higher Education
References:
1. Рекомендацн парламентских слухань „Стратепя шновацшного розвитку Укра!ни на 2010-2020роки в умовах глобал1зацшних виклишв”//Офщшний портал Верховно! ради Укра!ни. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_2?pf3516=5421&skl=7.
2. Стратег1я 1нновац1йного розвитку Укра!ни на 2010-2020 роки в умовах гло 6ал1зац1йних вик-лик1в/Авт.-упоряд.: Г. О. Андрощук, I. Б. Жиляев, Б. Г. Чижевський, М. М. Шевченко. - К: Парла-ментське вид-во, 2009. - 632 с.
3. Невиршеш проблеми в^чизняно! та загальноосв^ньо! школи//Соцiально-економiчний стан Украши: наслiдки для народу та держави: нацiональна доповщь/за заг. ред. В. М. Гейця [та ш]. - К.: НВЦ НБУВ, 2009. - С. 546-547.
4. Leuven Communique//European Education Portal. Available at: http://www.eu-edu.org/en/bolosnky5. html.
5. Нацюнальна стратепя розвитку освiти в Укра!ш на перiод до 2021 року//Офщшний портал Верховно! ради Укра!ни. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov. ua/laws/show/344/2013.
6. Strategic Framework for Europeen Cooperation in Education and Training 2020.- [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://ec.europa.eu/education/policy/strategic-frameworc/index_en.htm.
7. What are the skills ofthe future?//Google’s free online conference «Education on Air». - May 8-9, 2015.-[Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://educationonair.withgoogle.com/live/2015-may.
8. Закон Укра!ни «Про вищу освггу» -//Офщшний портал Верховно! ради Украши. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua.
9. Постанова Кабшету Мшктр!в Украши вщ 23.11.11 р. № 1341 «Про затвердження Нацюнально! рамки квал!фжацш». -//Офщшний портал Верховно! ради Укра!ни. - [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1341-2011-%D0%BF.
10. Sue E. Berryman Challenges To Education Systems In Transition Economies. The World Bank Europe And Central Region, Human Development Sector, September 2000. P.13.
11. «Освгга протягом життя: свгговий досвщ i укра!нська полйика»: аналггична записка//Нащональний шститут стратепчних дослщжень при Президентовi Укра!ни. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.niss.gov.ua/articles/252/.
12. Бордовский Г. А. Научно-исследовательская деятельность - решающее условие повышения качества подготовки специалиста/Г. А. Бордовский//Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. -Спб., 1999. -Вып. VII. - С. 3-7.
13. Brockhoff K. Forschung Und Entwicklung: Planung Und Kontrolle/Von Klaus Brockhoff. - [5, Erg. Und Erw.Aufl.]. - München; Wien: R. Oldenbourg Verlag, 1999. - 500 S.
Panchenko Oksana Ivanivna, Ukraine, National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute», Ph. D. student E-mail: [email protected]
The explication of professional thinking of the future mechanical engineers
Abstract: The article focuses on the problems of training specialists at universities. The paper is a great attempt at explaining the concept of professional thinking in terms of academic training for
10