Научная статья на тему 'Интеграция образовательной и досуговой деятельности как условие формирования имиджеобразующих компетенций'

Интеграция образовательной и досуговой деятельности как условие формирования имиджеобразующих компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ИМИДЖЕОБРАЗУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИМИДЖ / IMAGE / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEISURE ACTIVITY / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Ирина Феликсовна

В статье рассмотрены возможные перспективы включения новых компетенций в существующие иерархии и особое внимание уделено формированию имиджеобразующих компетенций, выражающих готовность и способность специалиста, работающего в системе «человек человек», формировать позитивный имидж как необходимое условие достижения успеха в профессиональной деятельности. Автор, основываясь на результатах комплексного педагогического эксперимента, обосновывает необходимость формирования имиджеобразующих компетенций в процессе профессиональной подготовки; раскрывает потенциал содержания гуманитарного образования, с учётом усиления межпредметных связей, как одного из условий формирования имиджеобразующих компетенций. В качестве другого важнейшего условия формирования имиджеобразующих компетенций автор выделяет досуговую деятельность, которая в интеграции с образовательными программами представляется наиболее адекватной формой деятельности, позволяющей обеспечить оптимальный баланс между образованием, развитием, саморазвитием, отдыхом, потреблением и эффективно решить проблемы формирования имиджеобразующих компетенций. Статья предназначения для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Ирина Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND LEISURE ACTIVITIES AS A CONDITION OF THE FORMATION OF COMPETENCIES DESIGNED TO CREATE THE IMAGE

The article discusses the possible prospects for the inclusion of new competencies in existing hierarchies and special attention to the creation of the image forming competences, expressing the willingness and ability of professionals working in the «man-to-man» system to form a positive image as a prerequisite for success in their professional activities. The author, based on comprehensive pedagogical experiment justifies the need to build competencies in the image forming process of professional training; unlocks the content of liberal education, given the growing interdisciplinary relations as one of the conditions for the creation of image forming competencies. As another important conditions for the creation of image forming competencies the author identifies the recreational activities that are integrated with educational programs to be the most adequate form of activities that provide an optimal balance between education, development, self-development, leisure, consumption and effectively solve the problem of the creation of the image forming competencies. This article is intended for graduate students and academics.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательной и досуговой деятельности как условие формирования имиджеобразующих компетенций»

References

1. Vladimir Putin. Predvybornaia programma na post Prezidenta RF [Vladimir Putin. Election Program for the post of President of the Russian Federation]. Available at: putin2012.ru

2. Dalidovich Iu. S chego nachinaetsia Rodina [What begins Motherland]. Petrovka, 38. 2014, No. 16.

3. Dalidovich Iu. Luchshee — detiam [The best — to children]. Petrovka, 38. 2014, No. 20.

4. The concept of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the period up to 2020. (In Russian, unpublished).

5. Kulikova A. Festival' politseiskih professii [Festival police professions]. Petrovka, 38. 2014, No. 31.

6. On Police: Federal Law of 7 February of 2011 No. 3-FZ. Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], 2011, 8 February. (in Russian).

7. On the Service in the Internal Affairs of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation. Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], 2011, 7 December. (in Russian).

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of February 11, 2010 No. 80 «On the moral and psychological support operational activity of law enforcement bodies of the Russian Federation». (In Russian, unpublished).

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of August 10, 2012 no. 777 «On organization of psychological training in the Internal Affairs of the Russian Federation». (In Russian, unpublished).

10. Tarasov A. Prazdnik radosti [Holiday of joy]. Petrovka, 38. 2014, No. 18.

И

НТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ДОСУГОВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖЕОБРАЗУЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УДК 17.022.1:37 И. Ф. Симонова

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрены возможные перспективы включения новых компетенций в существующие иерархии и особое внимание уделено формированию имиджеобразующих компетенций, выражающих готовность и способность специалиста, работающего в системе «человек — человек», формировать позитивный имидж как необходимое условие достижения успеха в профессиональной деятельности. Автор, основываясь на результатах комплексного педагогического эксперимента, обосновывает необходимость формирования имиджеобразующих компетенций в процессе профессиональной подготовки; раскрывает потенциал содержания гуманитарного образования, с учётом усиления межпредметных связей, как одного из условий формирования имиджеобразующих компетенций. В качестве другого важнейшего условия формирования имиджеобразующих компетенций автор выделяет досуговую деятельность, которая в интеграции с образовательными программами представляется наиболее адекватной формой деятельности, позволяющей обеспечить оптимальный баланс между образованием, развитием, саморазвитием, отдыхом, потреблением и эффективно решить проблемы формирования имиджеобразующих компетенций. Статья предназначения для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений. Ключевые слова: компетенции, имиджеобразующие компетенции, имидж, межпредметная интеграция, досуговая деятельность.

СИМОНОВА ИРИНА ФЕЛИКСОВНА — аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

SIMONOVA IRINA FELIKSOVNA — doctoral student of Department of socio-cultural activity, St. Petersburg State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Симонова И. Ф., 2014

I. F. Simonova

St. Petersburg State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Dvortsovaya naberezhnaya, 2, St. Petersburg, Russian Federation, 91186

INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND LEISURE ACTIVITIES AS A CONDITION OF THE FORMATION OF COMPETENCIES DESIGNED TO CREATE THE IMAGE

The article discusses the possible prospects for the inclusion of new competencies in existing hierarchies and special attention to the creation of the image forming competences, expressing the willingness and ability of professionals working in the «man-to-man» system to form a positive image as a prerequisite for success in their professional activities. The author, based on comprehensive pedagogical experiment justifies the need to build competencies in the image forming process of professional training; unlocks the content of liberal education, given the growing interdisciplinary relations as one of the conditions for the creation of image forming competencies. As another important conditions for the creation of image forming competencies the author identifies the recreational activities that are integrated with educational programs to be the most adequate form of activities that provide an optimal balance between education, development, self-development, leisure, consumption and effectively solve the problem of the creation of the image forming competencies. This article is intended for graduate students and academics. Keywords: competence, image, interdisciplinary integration, cultural and educational space, leisure activity.

Ориентирами для описания компетенций, которые определяют успешность профессиональной деятельности будущего специалиста, являются потребности и запросы завтрашнего дня. Высшее образование призвано работать на будущее, должно видеть перспективы, выявлять новые компетенции, сдвигать акценты в уже выстроенных иерархиях. Культура деятельности, связанной с разработкой компетенций, проявляется, в том числе, в чувстве реальности, способности видеть дальше сиюминутных стратегий, в понимании того, что выбор компетенций в значительной мере обусловлен конкретными организационными процессами.

Анализ научной литературы (В. И. Бай-денко, В. А. Болотов, Ю. В. Варданян, В. Н. Зимин, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, И. Д. фрумин, А. В. Хуторской, В. Д. Шад-риков и др.) показал, что в педагогической науке уже накоплен большой опыт по изучению проблемы формирования компетенций как совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, как способ-

ности действовать в заданных условиях [3], как совокупности смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности [7], — того, что реально приводит к наилучшему исполнению профессиональных обязанностей и успеху в деятельности.

С другой стороны, в педагогической науке (Т. Б. Кулакова, С. А. Маскалянова, Л. Г. Попова, H.A. Тарасенко, В. Н. Черепанова, И. П. Чертыкова, А. Б. Череднякова и др.) уже сложились собственные подходы к изучению имиджа, который рассматривается как средство установления эффективной коммуникации, оптимизации профессионального взаимодействия и общения, достижения профессионального успеха. В педагогическом аспекте имидж представляется адекватным внешним выражением (форма) существующих в реальности положительных, социально одобряемых характеристик, качеств и свойств (содержание). Имидж призван обеспечить гармоничное взаимодействие носителя имиджа с социальной и профессиональной средой [5, с. 62].

Изучение имиджа как педагогического феномена оказалось в тесной связи с процесса-

ми воспитания, обучения, развития, формирования профессиональных, социально-коммуникативных и других компетенций.

Констатируя активную разработку различных аспектов проблемы формирования компетенций в системе высшего профессионального образования, с одной стороны, и признание значимости позитивного имиджа для специалиста, особенно работающего в системе «человек — человек», с другой стороны, молено обнаружить противоречие и зафиксировать факт: формирование имиджеобразующих компетенций пока не стало предметом специального педагогического исследования. В научной литературе термин «имиджеобразующие компетенции» почти не встречается, отсутствует он в словарях и энциклопедиях. Практически нет и научных исследований, раскрывающих содержание, методы и технологии формирования имиджеобразующих компетенций, которые могли бы получить своё место в иерархии, например, социально-коммуникативных компетенций, овладение которыми обеспечивает эффективное взаимодействие личности с социальным окружением, формирует отношение личности к себе, другим, обществу с учётом особенностей социальной ситуации и разнообразных социальных норм [4, с. 12—14]. Вместе с тем целенаправленная деятельность по созданию и коррекции имиджа предполагает:

• обязательное овладение специфическими компетенциями, выражающимися в способности и готовности к соответствующей деятельности;

• знание и понимание сущности процесса формирования имиджа;

• владение техниками имиджевого анализа, включая анализ стереотипов, установок аудитории, собственного имиджевого потенциала;

• владение методами оперативной коррекции имиджа за счёт отбора адекватных средств вербальной и невербальной выразительности, тактик и техник самопрезентации.

Потребность в педагогических технологиях формирования имиджеобразующих компетенций стоит остро, что нашло своё подтверждение в ходе проведённого нами в период 2006—2014 годов исследования среди специалистов социально-культурной сферы Вологды (2011), Калининграда (2008), В. Новгорода (2009—2014), Пскова (2008), Санкт-Петербурга (2006—2014). Из 873 человек, принявших участие в эксперименте, только 32% получили высшую (экспертную) оценку уровня сформированности позитивного имиджа (средние показатели за весь период), 89% респондентов отметили наличие потребности в овладении практическими методиками создания и оперативной корректировки имиджа как дополнительного ресурса достижения профессионального успеха.

Формирование имиджеобразующих компетенций будущего специалиста, как умения и способности создавать и корректировать свой имидж, представляется одной из тех задач современного профессионального образования, которые в определённой степени могут успешно решаться на этапе профессионального обучения, в том числе посредством изучения дисциплин социально-гуманитарного, культурологического цикла и ряда специальных дисциплин.

В частности, изучение философии (включая основы этики) выводит студентов на уникальный, с точки зрения предыдущего опыта, качественно новый методологический уровень осмысления мировоззренческих проблем, нравственно-ценностного отношения к миру, к другим людям, к себе, осмысления и освоения высших ценностей и формирования ценностно-смысловых компетенций. Изучение этих дисциплин создаёт предпосылки для решения одной из интереснейших, открытых проблем, которая, с одной стороны, имеет выход на научный, философский уровень, а с другой стороны, должна быть решена в рамках индивидуальной жизни. Это — проблема, которую молено обозначить как «подлинность — не

подлинность», как попытку решить задачу «быть самим собой» или «казаться», «делать вид», при условии понимания того, что это значит и как с этим жить в условиях публичности. Следует признать, что многое, чему учат и чему учится сам человек в течение жизни, все внешние влияния, сформированные стереотипы, приобретённые установки и убеждения в значительной степени «затеняют» его подлинность, создают условия, при которых человек не всегда может быть уверен в том, что сейчас и здесь он есть подлинный, истинный. Попытки снизить остроту проблемы «не подлинности» реализуются на уровне теоретического осмысления философских проблем, трансформируясь в действие в элементарном стремлении к правдивости, в том числе за счёт устремлённости к подлинности, готовности и способности не использовать при создании имиджа те средства, которые становятся ложными сигналами, знаками и символами, указывающими на «несуществующее».

Во многом именно под влиянием содержания образования, воспитательного воздействия изучаемых дисциплин происходит постепенное преобразование системы ценностных ориентаций, которые характеризуют направленность и содержание активности личности и наиболее полно проявляются в ситуациях, требующих ответственных решений. Это в полной мере молено отнести к деятельности, связанной с созданием имиджа, ориентированной на последствия, характер и масштабы которых определяются, прежде всего, этическими нормами. Формируемая в процессе обучения ориентированность на этические ценности позволяет осуществлять адекватный условиям деятельности и статусу ответственный выбор целей и средств формирования имиджа, что особенно валено в условиях, когда критерии правильного поведения, внешнего вида оказались заметно размытыми, а последствия за нарушения правил отдаляются и продлеваются настолько, что перестают быть жёстким условием и безусловным требовани-

ем, грозящим в случае нарушения немедленными и масштабными санкциями со стороны аудитории.

Создание имиджа как специфического вида искусства [2, с. 225] осуществляется одновременно несколькими его видами (изобразительными, пластическими, звуковыми и т.д.), требует решений, основанных на эстетических суждениях, развитом эстетическом вкусе и сформированных навыках использования вербальных и невербальных (звуковых, пантомимических, цветовых) символов. Изучение эстетики и дисциплин культурологического цикла влияет на имидж посредством формирования устойчиво высокого уровня общей и эстетической культуры, эстетических потребностей, предпочтений, вкуса, способности воспринимать, оценивать эстетическую информацию и транслировать её, в том числе посредством имиджа. Развиваемые в процессе обучения эстетические качества и чувства, способность творчески подходить к решению задач, связанных с созданием имиджа, находит отражение в выборе средств внешней выразительности, в способности создавать индивидуальный стиль, внешне выразительный образ на основе характеристик, которыми измеряется красота: гармонии, совершенства, меры, соразмерности, порядка, симметрии.

Значительное влияние на формирование имиджеобразующих компетенций оказывает такая дисциплина общего гуманитарного цикла, как физическая культура, среди основных задач которой молено выделить формирование компетенций здоровьесбе-режения, связанных с особой мотивированностью на сохранение и повышение ресурсов здоровья, гармонизацию духовных и физических сил, физического самосовершенствования. В процессе занятий физической культурой создаются продуктивные условия для реализации тех идей, в которых наиболее полно раскрывается ценность позитивного имиджа, а именно: физического развития, понимания значимости здоровья,

формирования здорового стиля жизни, развития мотивации духовного и физического совершенствования.

Формирование имиджеобразующих компетенций происходит также в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, в частности психологии, уникальный развивающий потенциал которой предоставляет широкие возможности для раскрытия внутренних ресурсных состояний (адаптивности, активности, самостоятельности, самоконтроля и т.д.) и актуализации стремления к самопознанию, самоанализу, саморазвитию, способности самостоятельно выбирать идеал и формировать представление о себе в будущем (о Я-идеальном). В процессе изучения психологии формируются психологические (социально-психологические) компетенции, которые предполагают готовность и способность к саморегуляции деятельности и эмоциональных состояний, эффективному поведению, успешному взаимодействию, оптимальным субъект-субъектным отношениям, адекватному воздействию на аудиторию, в том числе посредством имиджа. Полученные в процессе изучения психологии теоретические знания, пусть далее минимальный практический опыт и пробудившийся интерес к самодиагностике, самоанализу, психологической регуляции оказывают влияние на формирование имид-жеобразующих компетенций, которые могут быть оценены или измерены по конечному результату, а именно по уровню сформированное™ позитивного имиджа.

Имиджеобразующие компетенции формируются и в процессе изучения таких дисциплин, как социология, экономика, маркетинг, менеджмент, каждая из которых вносит собственный специфический вклад в этот процесс.

В частности, в процессе изучения социологии формируется широкий спектр компетенций, относящихся к сфере социальной жизнедеятельности общества, которые предполагают развитые социальные навыки, способность к наилучшей социальной адап-

тации, знание закономерностей восприятия и познания людьми друг друга, умение формировать и поддерживать определённые представления о себе и выражаются в способности к взаимодействию с людьми на основе принятых в конкретной культуре, в обществе, в организации норм морали, в том числе относящихся к внешнему виду (открытости-закрытости тела и т.д.).

Овладение знаниями в сфере менеджмента предполагает обретение способности к управлению объектами и процессами, проектированию, моделированию, использованию информации, постановке целей, планированию, организации, а также использованию методов, приёмов и технологий изменения состояний и качеств объекта и др. Приобретённые управленческие компетенции обеспечивают способность и умение осознавать не только цели профессиональной деятельности, но и индивидуальные цели в рамках собственной жизнедеятельности, понимать и адекватно оценивать личностные и другие ресурсы, правильно распределять их, принимать оптимальные решения, активно действовать, связывая свои действия с прогнозируемыми результатами, эффективно управлять процессом создания или коррекции имиджа.

Изучение маркетинга связано с освоением знаний и навыков, нацеленных на устойчивое функционирование и развитие любых систем и объектов в конкурентной среде на основе гармонизации различных интересов. Перенос знаний, полученных в процессе изучения маркетинга (а также рекламы, связей с общественностью и др.), из профессиональной сферы в пространство индивидуальной жизни, в процесс создания и корректировки имиджа позволяет действовать на качественно более высоком уровне, в том числе анализировать, координировать и регулировать собственную деятельность по формированию и продвижению имиджа в соответствии с особенностями и ожиданиями значимых сред коммуникации, с учётом происходящих в них изменений, правильно

выбирать стратегии и тактики самопрезентации, саморекламы и т.д.

Даже такой краткий обзор позволяет увидеть, что содержание гуманитарного образования с учётом усиления межпредметных связей представляется одним из важных условий для формирования имиджеобразую-щих компетенций будущего специалиста.

Вместе с тем возможности образовательной деятельности по формированию имид-жеобразующих компетенций в высшем учебном заведении ограничены соответствующими задачами, логикой учебных предметов, более ориентированных на профессиональное развитие личности, что не обеспечивает необходимого уровня знаний и навыков формирования имиджа.

Формирование и коррекция имиджа — это специфическая, многоаспектная деятельность, связанная с овладением большим количеством практических, неспециализированных навыков и умений, связанных с адекватной самопрезентацией посредством лингвистической, телесно-физической, поведенческой, артистической, социальной и эмоциональной выразительности. Работа над созданием имиджа подразумевает коррекцию пластических, кинетических, мимических, стилистических, речевых, звуковых и других характеристик, приобретение полезных привычек, навыков в сфере потребления, стилистики, дизайна и др.

Процесс формирования имиджеобразую-щих компетенций по своему содержанию и объёму выходит далеко за рамки содержания образования и может быть реализован средствами социально-культурной деятельности, которая обладает для этого значительными институциональными, материально-техническими, морально-этическими и технологическими ресурсами, и особенно средствами её досуговых форм.

Современные исследования (М. А. Ариар-ский, А. Д. Жарков, С. Н. Иконникова, Т. Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, В. Я. Сурта-ев, В. М. Чижиков, В. А. Ядов и др.) позволяют говорить о досуге, как о деятельности,

которая имеет мощный культурно созидающий потенциал [1, с. 367—394], рациональное, педагогически целесообразное использование которого является необходимым условием всестороннего развития, воспитания личности [6] и одним из важнейших условий формирования позитивного имиджа. Результаты педагогического эксперимента, проведённого на базе Санкт-Петербургского университета культуры и искусств (2006—2014) среди студентов факультета социально-культурной деятельности (3, 4 год обучения), позволили зафиксировать зависимость уровня сформированности позитивного имиджа от степени включённости в социально-культурную деятельность.

Формирование имиджеобразующих компетенций актуализирует потребность существенного сближения, соединения образовательного (и воспитательного) потенциала и досуговой деятельности, которое может быть рассмотрено как продолжение межпредметной интеграции, как объединение посредством синтеза на основе объективных предпосылок (схожих функций образовательной и досуговой деятельности) в единое целое ранее существовавших разрозненно компонентов системы (образовательная и досуговая деятельность) формирования имиджа, в результате чего создаётся образовательная практика, наполненная новым содержанием.

Досуговая деятельность в интеграции с образовательными программами представляется единственно возможной формой деятельности, которая позволяет эффективно решить проблемы формирования имиджеобразующих компетенций за счёт совмещения образовательных, формальных видов деятельности (обучение, приобретение специальных знаний, навыков, умений, освоение техник и т.д.) и досуговых, неформальных видов деятельности. При этом в процессе формирования имиджа должна быть задействована не только образовательная составляющая досуговой деятельности, но и практически все её виды (твор-

ческие, познавательные, спортивные, созерцательные, игровые, релаксационные и т.д.). Интеграция образовательной и досуговой деятельности позволяет в процессе формирования имиджа обеспечить оптимальный баланс между образованием, развитием, самосовершенствованием, развлечением и потреблением. Таким образом, интеграция образовательной и досуговой деятельности репрезентируется наиболее отчётливо и эффектно и имеет ряд преимуществ [5, с. 224], в частности позволяет преодолеть дефициты ориентированной преимущественно на

овладение теоретическим знанием образовательной деятельности и одновременно снижает влияние барьеров и трудностей, связанных с самостоятельным познанием и саморазвитием.

В результате интеграции образовательной и досуговой деятельности появляется единое пространство, которое обладает уникальным потенциалом для реализации инновационной педагогической технологии формирования имиджа, целью которой является формирование имиджеобразующих компетенций будущего специалиста.

Примечания

1. Арыарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. Санкт-Петербург : Концерт, 2008. 791 с.

2. Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия : учебное пособие. Москва : Академический проект, 2007. 400 с.

3. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов-первокурсников // Высшее образование в России. 2010. № 4. С. 43—48.

4. Сартакова Е. М. формирование социально-личностных компетенций студентов технических вузов : автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / Сартакова Елена Михайловна. Екатеринбург, 2008. 29 с.

5. Симонова И. Ф. Педагогика имиджа [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Электрон. дан. Санкт-Петербург : Ультра Принт, 2012. 304 с. URL: http://simmerk.ru/

6. Суртаев В. Я. Социокультурное пространство молодёжи: методология, теория, практика. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2006. 272 с.

7. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Москва, 2002. 180 с.

References

1. Ariarskiy М. A. SotsiaVno-kuVturnaia deiateVnosf kak predmet nauchnogo osmysleniia [Social and cultural activities as a matter of scientific judgment]. St. Petersburg, Concert Publ. , 2008. 791 p.

2. Gorchakov V. G. Prikladnaia imidzhelogiia [Applied imageology]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. [Academic Project Publ.], 2007. 400 p.

3. Efremova N. F. Podkhody k otsenivaniiu kompetentsii studentov-pervokursnikov [Approaches to the evaluation of competencies freshmen]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2010, No. 4. pp. 43—48.

4. Sartakova E. M. Formirovanie sotsiaVno-lichnostnykh kompetentsii studentov tekhnicheskikh vuzov. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk [Formation of social and personal skills of students of technical colleges. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2008. 29 p.

5. Simonova I. F. Pedagogika imidzha [Pedagogy of image]. St. Petersburg, Ultra Print Publ., 2012. 304 p. Available at: http://simmerk.ru/

6. Surtaev V. Ya. SotsiokuPturnoe prostranstvo molodezhi: metodologiia, teoriia, praktika [Sociocultural space of youth: methodology, theory and practice]. St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg State University of Culture and Arts, 2006. 272 p.

7. Hutorskoy A. V. Obshchepredmetnoe soderzhanie obrazovateVnykh standartov [Total items content of educational standards]. Moscow, 2002. 180 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.