Научная статья на тему 'Региональная культура как ресурс формирования положительного имиджа Забайкальского края в контексте взаимодействия РФ и КНР'

Региональная культура как ресурс формирования положительного имиджа Забайкальского края в контексте взаимодействия РФ и КНР Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
326
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА КРАЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / REGIONAL CULTURE / REGIONAL IMAGE FORMATION / THE INTERNATIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Морозова Валентина Сергеевна

Рассматривается роль региональной культуры в формировании положительного имиджа края. Автор делает попытку обосновать тезис о ресурсном потенциале региона как основном имиджеобразующем факторе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Culture as the Resource of Transbaikal Region Positive Image Formation in the Context of Interaction Between Russia and China

Article tells about the role of regional culture in positive image formation of the region. The author attempts to prove the thesis of the region resource potential as the basic imagebuilding factor

Текст научной работы на тему «Региональная культура как ресурс формирования положительного имиджа Забайкальского края в контексте взаимодействия РФ и КНР»

УДК 130.2:008 (510)

Морозова Валентина Сергеевна

Valentina Morozova

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И КНР

REGIONAL CULTURE AS THE RESOURCE OF TRANSBAIKAL REGION POSITIVE IMAGE FORMATION IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND CHINA

Рассматривается роль региональной культу- Article tells about the role of regional culture in posi-

ры в формировании положительного имиджа края. tive image formation of the region. The author attempts Автор делает попытку обосновать тезис о ре- to prove the thesis of the region resource potential as сурсном потенциале региона как основном имид- the basic image- building factor жеобразующем факторе

Ключевые слова: региональная культура, формирова- Key words: regional culture, regional image formation, the ние имиджа края, международное взаимодействие international interaction

b

Статья выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям (государственный контракт № 02.740.11.0363).

В российской науке существует определенная сложность описания современной социокультурной ситуации. При всем многообразии конкретных исследований до сих пор отсутствует единство трактовки термина «культурное многообразие» применительно к российскому социуму. В качестве одного из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры страны можно предложить обращение к изучению культуры ее отдельных регионов [1], которое становится основой серьезного междисциплинарного исследования в плане международного взаимодействия приграничных регионов.

Обращение к потенциалу региональной

культуры дает возможность проанализировать роль региона в трансляции ценностей национальной культуры [2], понять его уникальность и «вписанность» в мировое культурное пространство.

Оценка ресурсного потенциала является одним из важнейших путей развития региона. В последнее время сложилось ошибочное представление, что ресурсный потенциал территории измеряется исключительно или преимущественно величиной природных ресурсов. Вместе с тем, ресурсный потенциал - это комплексное понятие, включающее в себя не только развитие экономики и ее природной базы, но и наличие уникальной региональной культуры, обеспечивающей поступательное развитие культурной сферы края.

Чтобы определить имидж региона, как целостной системы связей и отношений, была

выявлена необходимость не только определения регионообразующих факторов, но и наполнения их дополнительными значениями, в которых непоследнее место отводится культуре с ее ценностно-ориентирующей составляющей, позволяющей рассматривать региональную систему ценностей как один из вариантов общекультурной системы.

При выявлении и оценке имиджа региона анализируется ресурсный потенциал, выражающийся не только в его разновидности и объемах, но и в его доступности, которая в свою очередь может характеризоваться разными параметрами, например, организационной доступностью, т.е. системой законов, норм, правил, процедур, связанных с возможностью получения данного ресурса.

Каждый регион представлен в массовом сознании образом, наделенным уникальными ресурсными характеристиками (географическое положение, особенности менталитета местных жителей и т.д.). Речь в данном случае идет о геокультуральном измерении регионального имиджа [3].

В качестве одного из показателей, характеризующих культурные ресурсы региона, можно предложить «уровень конкурентной значимости ресурса». В основе его лежит определение степени уникальности конкретного ресурса:

1-й высший уровень конкурентоспособности ресурса, уникального, не имеющего аналогов в мире;

2-й уровень конкурентоспособности ресурса региона, уникального для нашей страны;

3-й уровень конкурентоспособности ресурса, уникального для региона;

4-й уровень конкурентоспособности ресурса, не уникального, но пользующегося повышенным спросом;

5-й уровень конкурентоспособности ресурса, пользующегося ограниченным спросом.

Ресурсный потенциал региональной культуры Забайкальского края можно отнести ко второму уровню конкурентоспособности, где он рассматривается как культурный потенци-

ал, уникальный для нашей страны, подразумевая квинтэссенцию Восточной и Западной культур в формировании самого культурного потенциала.

В 2008 г. на базе Читинского государственного университета была организована выставка «Культура Китая в Забайкалье», которая сосредоточила значительную коллекцию литературы, предметов материальной, духовной культуры и сувениров, имеющих отношение к Китаю.

В октябре 2009 г. Забайкальским краеведческим музеем также была проведена выставка «Забайкалье - три века с Китаем», посвященная 320-летию со дня подписания первого договора между двумя странами. Более 70 вещественных и документальных свидетельств многовековой истории соседства России и Китая были представлены в качестве экспонатов, свидетельствующих о каждом значимом периоде истории взаимоотношений двух стран.

Мероприятия такого рода говорят о том, что культура Забайкальского края, формирующаяся на стыке двух соседствующих культур (российской и китайской), представляет собой уникальный образец мультикультурного своеобразия, не имеющего аналогов в нашей стране.

Как интегратор регионообразующих факторов культура рассматривается в качестве особой общности сосуществования элементов различных этнических культур и разных видов межкультурной коммуникации, а культурное своеобразие - как один из основных имиджеобразующий факторов.

В данном контексте анализ потенциала региональной культуры Забайкальского края проводится с целью рассмотрения культурного многообразия региона в качестве одного из наиболее важных имиджеобразующих факторов, выявления степени уникальности культурных ресурсов края (определения уровня конкурентной значимости), выделения основных направлений культурной политики, проводимой краевым правительством.

Предлагается собственное определение ресурсного потенциала региональной культуры как ресурса формирования положительного имиджа края, имеющего свое географическое и временное пространство и реализующего потребность члена регионального сообщества в его самоидентификации. Как форма аккумулирования и трансляции культурных ресурсов, региональная культура Забайкальского края, несмотря на очевидные унифицирующие и нивелирующие тенденции, открывает новые возможности и перспективы развития региона в плане использования его культурного многообразия как одного из факторов формирования положительного образа.

Под термином «культурное многообразие» понимается не только различие форм самих культурных общностей, но и признание культурной сложности на уровне отдельного человека. На региональном уровне проводится достаточное количество мероприятий по данной тематике. В частности, была проведена презентация книги «Забайкалье многонациональное», выпущенной под эгидой Ассамблеи народов Забайкалья, где дается широкая многоаспектная картина культурного многообразия 120 народов, проживающих на территории Забайкальского края. Кроме того, в материалах книги рассказывается об Ассамблее народов Забайкалья, входящей в Ассамблею народов России и являющейся одним из лучших региональных межэтнических союзов.

В рамках развития культурных связей Правительством Республики Бурятия разработано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Забайкальским краем и план мероприятий на 2008-2009 гг. по его реализации, что говорит о желании и возможности края использовать потенциал региональной культуры в создании положительного имиджа в сотрудничестве с граничащими территориями.

Кроме того, в Забайкальском крае в настоящее время действуют 1538 учреждений культуры, искусства и кинематографии, в них

работают более 5 тыс. чел. Функционируют три театра (Забайкальский краевой драматический театр, Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство», «Люди и куклы»); концертно-цирковой комплекс «Забайкалье»; 698 библиотек (в т.ч. Библиотека Забайкальская краевая научная универсальная им. А.С. Пушкина, Библиотека детская Забайкальская краевая, Библиотека для слепых Забайкальская краевая специализированная, Библиотека медицинская краевая научная и др.); Центр народного творчества и досуга краевой; 644 клубных учреждения, более 60 музеев, в том числе Музей Нерчинский краеведческий межрайонный, Музей Забайкальский краевой краеведческий им. А.К. Кузнецова, Музей Забайкальский краевой художественный.

Таким образом, мы можем говорить о большом потенциале культурного многообразия Забайкальского края, который дает возможность формирования положительного культурного имиджа не только в рамках своего региона, но и в контексте взаимодействия с приграничными территориями.

Несмотря на то, что региональная культура плохо восприимчива к инновациям, чужим ценностям, однако самобытная культура каждого отдельно взятого региона стремится к диалогу с другими культурами отчасти и путем позиционирования своего положительного имиджа, выраженного региональным самосознанием (идентичностью).

Регионы современной России представляют особые территории сложившейся системы социально-духовных отношений и ментальности [4]. К российским регионам, претендующим на собственную идентичность, относится и Забайкальской край. Несмотря на крайне негативные его описания в литературе («медвежий угол», «культурная пустыня»), он сосредоточил в себе огромный интеллектуальный и культурный потенциал, претендуя, таким образом, на собственную идентичность не только в рамках своей страны, но и на международном уровне, в частности во взаимодействии с Китаем.

Межрегиональное культурное сотрудничество, используя имиджи контактирующих регионов, содействует установлению между народами прочных связей, оказывает благоприятное влияние на все культуры и способствует их взаимному обогащению.

За период с 2006 по 2009 гг. правительством края было проведено около 50 мероприятий международного плана, среди которых: презентация Забайкальского края в Посольстве РФ в г. Пекин (КНР), торговоэкономическая ярмарка в провинции Хэйлунцзян (КНР), международная выставка-ярмарка «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия» (а также организованная в ее рамках международная научно-практическая конференция) и т.д. Широкий спектр данных мероприятий позволяет утверждать, что существующий информационный вакуум о Забайкальском крае начал постепенно сокращаться, что в будущем, несомненно, сыграет свою роль.

Кроме того, в сентябре 2009 г. правительством края была утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Культура Забайкалья на 2010-2014 годы». Целью программы стало создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия Забайкальского края, поддержка многообразия культурной жизни, культурных инноваций, обеспечение единого культурного пространства Забайкалья и т.д.

Основой уникальности региональной культуры Забайкальского края становится выявленное в процессе работы сходство в образе жизни, традициях, ценностях и мировоззрении жителей приграничных территорий РФ и КНР, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим.

К тому же, сам Китай нуждается в культурных связях с Забайкальским краем, главным образом, исходя из интересов экономического развития своей страны. При этом китайские интересы сосредоточены не только в возможности доступа к природным ресурсам,

но и определенным образом затрагивают культурную составляющую. В данном контексте существуют и довольно серьезные противоречия, к числу которых следует отнести разные уровни культурного развития сопредельных территорий, а также разность демографических потенциалов.

Однако, несмотря на сказанное, культура Забайкалья рассматривается как «богатое, многокрасочное полотно», способное своей сущностью нивелировать или сгладить те противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия с приграничными территориями, а также сформировать положительный имидж края в подсистеме международных отношений: РФ-КНР.

Что касается вопроса культурной политики - это вопрос о региональном и общественном статусе культуры. Он оказался опасно низок, поэтому необходима четкая и ясная культурная политика в регионах.

В рамках исследования можно выделить следующие аспекты культурной политики Забайкальского края:

- реализация единой государственной политики в области культуры;

- создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и представляемых в пользование;

- сохранение культурных национальных традиций народов, проживающих на территории Забайкальского края;

- развитие культурно-досуговых, театрально-зрелищных и иных учреждений культуры и искусства.

Вместе с тем, были определены два основных направления осуществления данной политики:

- формирование культурного пространства Забайкалья и сопредельных регионов;

- развитие сферы туризма (в первую очередь экологического).

Важным моментом в осуществлении культурной политики Забайкальского края в последние годы стало не только сохранение накопленного культурного потенциала, обес-

печение преемственности культурных традиций, но и поддержание инноваций, обеспечивающих рост культурного потенциала региона. Для этих целей правительством края проводится модернизация, техническое оснащение учреждений культуры, запланированы средства на подготовку кадров, сохранение культурного потенциала театрально-зрелищных учреждений, укрепление материально-технической базы музеев.

Кроме того, запланировано строительство пяти объектов культуры и искусства. Среди них: строительство историко-этнографического музея национальных культур под открытым небом, типового здания для размещения филиала Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, музыкального театра, второй очереди Дворца искусств и общежития для краевого училища культуры.

Среди приоритетных направлений развития культурной сферы региона упоминаются следующие:

- сохранение, освоение и использование историко-культурного наследия;

- подготовка специалистов для учреждений культуры;

- развитие сферы культурно-досуговой деятельности;

- развитие индустрии культуры.

Одной из современных форм работы

является продвижение имиджа региона на международной арене. Особенно актуальным является это для сферы культуры, одной из задач которой является повышение узнаваемости края, создания его положительного имиджа. Правительство края уделяет этому должное внимание, что проявляется в организации и проведении определенных мероприятий (презентация региона в российском посольстве г. Пекин, КНР). Однако наряду с этим, всё же сохраняется наличие так называемого информационного вакуума о нашем регионе, не только в России, но и за ее пределами.

Вместе с тем, известность региона способствует установлению партнерских отношений с иными регионами России и зарубежными

странами. У Забайкальского края для этого есть все необходимое: уникальные памятники, знаменитые земляки, выгодное географическое положение. Уникальным шансом для продвижения имиджа региона стало его не столь давнее образование - слияние двух субъектов РФ: Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области.

Региональная культура, определяемая как один из важнейших факторов развития российских регионов, становится важным ресурсом формирования их положительного имиджа. Не стало это исключением и для Забайкальского края.

Хотя к компетенции сферы культуры относится только культурно-познавательный туризм, туристический бизнес в целом способен стать одним из важнейших факторов развития нашего региона. Однако при возрастающем туристическом интересе к территории, желании органов власти активизировать хозяйственную сферу в этом направлении, интенсивность этого процесса все ещё остается довольно низкой. В регионе сложилось несколько туристических направлений, среди которых доминирует выездной международный туризм (обусловленный соседством Забайкальского края с Китаем и Монголией). Внутренний (по территории края), основанный на уникальных природных, туристско-рекреационных ресурсах (в Забайкалье находятся Забайкальский национальный парк, Байкальский, Баргузинский и Сохондинский заповедники), пока не «раскручен». Причем именно последнее направление представляется наиболее перспективным для формирования «туристического имиджа» региона.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости выработки принципиально нового подхода к выбору приоритетов развития культуры, в том числе на региональном уровне, где ключевым моментом являются ресурсы, которыми располагает отрасль культуры Забайкалья. Только в этом случае возможно использование того богатейшего культурного потенциала Забайкальского края, который ста-

нет одним из важнейших ресурсов формирования положительного имиджа региона не только внутри страны, но и зарубежом.

Более того, Забайкальский край, являясь воротами в Азию не только для Дальнего Востока России, но и для ряда западных регионов страны, формирует свой культурный имидж на

1. Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры (к постановке проблемы) / И.Я. Мурзина // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С. 60-65.

2. Сверкунова Н.В. Исследование региональной идентичности: исторический аспект / Н.В. Сверкунова // Социология и социальная антропология. - 1997. - № 7. - С. 321-328.

Коротко об авторе__________________________________

Морозова В.С., канд. филос. наук, доцент кафедры востоковедения, Читинский государственный университет, ЧитГУ

Служ. тел.: 7-3022-41-65-04

Научные интересы: культурно-цивилизационная специфика Китая и ее влияние на формирование современного ценностного мировоззрения китайской нации, ценностная составляющая модернизирующегося китайского общества

основе синтеза Восточного и Западного начал. Поэтому становление Забайкальского края, как универсального посредника между АТР и Европой, способно сгладить межцивилизацион-ные противоречия, вывести диалог между этими регионами на принципиально новый уровень.

_______________________________Литература

3. Выгонский С.И. Что такое региональный имидж? / С.И. Выгонский //Регион. - 2006. - № 6. -С. 20-21.

4. Розенберг Н.В. Роль повседневной культуры в формировании регионального самосознания современной России / Н.В. Розенберг // Регио-нология. - 2009. - № 1. - С. 35-38.

______________________________Briefly about the author

V. Morozova, Doctor of Philosophy, Associate Professor of Oriental Studies Department, Chita State University

Areas of expertise: the culture-civilized specific of China and its influence towards the forming of the modern value world outlook of the Chinese society, the value component of the modern Chinese society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.