ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ПРАКТИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Л.И. Гончаренко
Заведующая кафедрой налогов и налогообложения (Финансовой академии
Объемная и плодотворная работа последних лет с учетом положений Болонской конвенции, а также первопричины, приведшие к появлению такой специальности, как “Налоги и налогообложение”, убеждают входящие в Учебнометодический совет вузы, что избранный в 2000 г. путь был правомерен. Сегодня не наблюдается каких-либо факторов, которые свидетельствовали бы об обратном. Более того, в условиях интеграции науки, образования и практики объективно усилилась тенденция к междисциплинарным направлениям. Наконец, при расширении и многообразии налоговых отношений появилась необходимость выделения и специализаций, таких, например, как “Налоговое администрирование” и “Налоговое консультирование”. Это подтверждается и изменениями в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Минтруда РФ от 2 августа 2000 г. № 57). В частности, введена должность налогового консультанта.
Обучение студентов в рамках специальности “Налоги и налогообложение” имеет целью подготовку специалистов с глубокими базовыми экономическими и правовыми знаниями. Если в период административно-командной экономики конфликты между государственными контролерами и контролируемыми ими организациями решались преимущественно в административном порядке вышестоящими структурами, то ныне налоговые конфликты разрешаются преимущественно в судебном порядке. Налогоплательщики, отстаивая свои права, прибегают к помощи квалифицированных адвокатов и аудиторов. Чтобы достойно представлять интересы государства, специалисты налоговых органов по своим знаниям и профессионализму не должны уступать им. Поэтому одним из направлений совершенствования образовательного процесса, обсуждавшихся на кафедральном “круглом столе”, был вопрос о правовой подготовке специалистов по налогообложению. Участники обменивались мнениями и опытом в части оптимизации перечня правовых дисциплин, их места в учебном процессе, соотношения правовых и экономических дисциплин по объему учебного времени, количеству заданий по самостоятельной работе, формам итогового контроля, в том числе по блокам дисциплин (общепрофессиональные; специальные; специализаций).
В 2005 г. УМС по специальности “Налоги и налогообложение” активно участвовал в разработке стандартов третьего поколения, учитывая подготовку по таким ступеням, как бакалавр и магистр. Рабочая группа пришла к однозначному заключению, что на современном этапе реформирования как экономики, так и об-
разования целесообразно сохранить институт специалистов (с 5-летним сроком обучения). К слову сказать, мировая практика свидетельствует, что вузовская подготовка грамотных налоговых инспекторов заметно увеличивает поступление доходов в бюджет. По оценкам, например, в США на 1 долл., истраченный на подготовку и оплату труда финансовых инспекторов, государство получает около 4 долл. дохода в виде дополнительных выплат в счет установленных налогов (“Экономика и жизнь”. 2004. № 2, с. 7).
Наряду с задачей моделирования практических ситуаций с учетом требований работодателя к практических навыкам выпускников вузов большую роль в содержании специальных дисциплин по налогам и налогообложению должны играть научные исследования. Особенно это касается подготовки магистров, и в этой связи встает вопрос о разработке учебной литературы нового поколения. Представляется, что учебники и учебные пособия для магистратуры должны базироваться на научных достижениях в теории и методологии налогообложения, носить авторский, возможно, монографический характер.
Опыт проведения налоговой реформы в России показал, что многие ошибки, которые были при этом допущены, обусловлены недостаточной теоретической проработкой вопросов, отсутствием научных концепций, отражающих специфику российской действительности. К тому же, вследствие того, что часть терминов была механически перенесена из зарубежной практики, а их перевод не всегда адекватен, наука и практика столкнулись с неоднозначной трактовой многих понятий и категорий.
Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой является составной частью налоговой политики. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия “управление налоговой системой”, и практически произошла его подмена понятием “налоговое администрирование”. Однако налоговое администрирование по своему содержанию входит органической частью в управление налоговой системой.
Управление налоговой системой в широком понимании можно рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента (совокупность налогов) — это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго элемента (организация практической деятельности) — это законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве) установление компетенций, принципов, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу (контроль) — это определение функций и задач налоговых органов, обеспечи-
вающих налоговый контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.
Таким образом, управление налоговой системой базируется на: нормативно-правовых актах (налоговое законодательство), включает организацию практической деятельности, а также контроль.
Деятельность уполномоченных органов управления, направленная на реализацию положений налогового законодательства, по сути, и составляет понятие налогового администрирования.
Основными из элементов налогового администрирования являются: структура (иерархия) налоговых органов; цель, задачи и функции налоговых органов, их права и обязанности; регистрация налогоплательщиков; порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; предоставление налоговых отсрочек (налоговый кредит) и применение налоговых санкций; ведение, обобщение и анализ статистики налоговых платежей.
Учитывая компетенцию исполнительных органов, содержание налогового администрирования на разных уровнях управления отличается. На уровне Министерства финансов РФ (Федеральная налоговая служба) — это деятельность, целью которой является разработка мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет, учитывая анализ текущих платежей и т.д. На уровне территориальных налоговых органов это деятельность, связанная с осуществлением функций налогового контроля, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц.
Следовательно, в широком понимании налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации (практики налоговых отношений) и разработку мер по реформированию налогообложения и налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять определенные изъяны в налоговом законодательстве (позволяющие налогоплательщикам занижать свои налоговые платежи или уклоняться от их уплаты) и принимать превентивные меры по их устранению.
Основываясь на рассмотренных аспектах понятия налогового администрирования, отметим, что оно более узкое, чем общее понятие управления налоговой системой, но более широкое, чем налоговый контроль.
Налоговое администрирование в плане налогового контроля должно соответствовать следующим принципам: эффективность, обоснованность, компетентность.
Принцип эффективности налогового администрирования состоит в обеспечении максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одним из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе на содержание налогового аппарата.
На первом этапе современной налоговой реформы, характерной особенностью которого была фискальная направленность, налоговому администрированию были присущи те же недостатки, что и всей налоговой системе. Главной задачей того периода времени было обеспечение любой ценой требуемого объема налоговых поступлений в условиях бюджетного дефицита.
В современных условиях отсутствие в налоговом законодательстве норм, регулирующих налоговое сопровождение отдельных операций, затрудняет внедрение в деловой оборот новых продуктов, которые генерируются хозяйствующими субъектами, в частности банками, холдингами. Соответственно, тормозится развитие экономических процессов. Из недавних примеров можно привести такие, как налоговые последствия реорганизаций, слияний, поглощений (поправки в 2005 г.), договоров по ипотечному кредитованию (2004—2005 гг.), лизингу; наконец, еще не решены вопросы налоговых последствий секьюритизации как способа урегулирования вопросов дебиторской задолженности и банкротства и прочее.
Все это приводит к повышению налоговых рисков, а следовательно, к ухудшению показателей налоговой нагрузки, так как появляются дополнительные издержки, в том числе судебные или по оформлению сделок при построении вынужденных схем. Серьезность же негативных последствий для банков, широко применяющих “налогосберегающие” схемы в своей работе, стала очевидна не только для банковского сообщества, но и для всех участников рынка, включая органы банковского регулирования и надзора. Так, факты применения банками схем ухода от налогообложения впервые стали рассматриваться Банком России как серьезный самостоятельный риск, угрожающий устойчивости банков. Безусловное соблюдение банками налогового законодательства названо одной из приоритетных задач в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. (приложение к Заявлению Правительства РФ и Центрального банка РФ от 05.04. 2005).
Таким образом, для повышения конкурентоспособности налоговой системы налоговое администрирование должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе от налогообложения вследствие “белых пятен” в законодательных нормах.
Налоговое администрирование может проводиться как посредством методов административного принуждения — применение налоговых санкций, ареста
банковских счетов, другого имущества налогоплательщика и т.д., так и путем заключения соглашений с налогоплательщиками по тем или иным вопросам (ведение налогового учета, переноса сроков уплаты налога и т.д.).
Введение в действие Налогового кодекса РФ способствовало распространению такого метода налогового администрирования, как метод регулируемых альтернатив. Налогоплательщикам предоставлена свобода выбора между разрешенными законом различными вариантами юридической формы ведения деятельности, порядка составления учета и отчетности, способа исполнения обязательств по уплате налога, а также применения или отказа от налоговых льгот и т.д. В ряде стран декларируется переход в налоговом администрировании от преимущественно принудительных силовых методов к отношениям сотрудничества (дружественного партнерства) с налогоплательщиками.
Для современного этапа развития системы налогового администрирования характерно расширение международного сотрудничества налоговых органов разных стран в тех или иных формах — от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных соглашений, в том числе направленных на борьбу с уклонениями от уплаты налогов.
Задача налогового администрирования в условиях развития рыночных отношений состоит и в оперативном реагировании на различные изменения налоговых правоотношений. Недопоступление налоговых платежей в бюджет может свидетельствовать о следующем:
^ действующие налоговые нормы перестали отвечать потребностям воспроизводства, и их следует проанализировать и, возможно, изменить;
^ налоговые органы утратили способность отслеживать тенденцию налоговых поступлений и перекрывать возможность ухода от налогов;
^ вследствие международных интеграционных процессов назрела необходимость освоения налоговыми органами особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения.
В результате может потребоваться изменение структуры и функций налоговых органов, направлений налоговой политики и методических основ налогообложения.