УДК 347.73
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ВИД ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
TAX ADMINISTRATION AS THE KIND OF EXECUTIVE-ADMINISTRATIVE ACTIVITY:
CONCEPT AND MAINTENANCE
Л. А. ТЕРЕХОВА (L. A. TEREKHOVA)
Освещаются теоретико-правовые основы налогового администрирования как вида государственного управления. Последовательно рассматриваются нормы законодательства и труды учёных, в которых используется данный термин, формулируется его авторское определение.
Ключевые слова: налоговое администрирование, государственное управление, налоговые органы, функция, понятие.
The article is devoted to theoretical and legal bases of tax administration as a kind of public management. The author consistently considers legal rules and scientific papers, where term «tax administration» is used, and gives the author's definition of the term.
Key words: tax administration, public management, tax authorities, function, concept.
Совершенствование налогового администрирования в последние годы декларируется как один из приоритетов государственного управления экономикой [1]. Вместе с тем в юридической литературе, равно как и в нормативных правовых актах, термин «налоговое администрирование» используется в различных контекстах, что значительно осложняет уяснение его содержания.
Исходя из лексического анализа, налоговое администрирование является одной из разновидностей администрирования как более общего явления, а значит, сохраняет все существенные признаки, присущие последнему. В толковых словарях термин «администрирование» обычно определяется как управление, заведование (от лат. administrare
- управлять) [2]. В таком значении термин употребляется и в административно-правовых исследованиях, где «администрирование» и «управление» рассматриваются обычно как синонимы [3]. Так, авторы «Энциклопедии государственного управления в России» определяют администрирование как «умение
практически организовать исполнительнораспорядительную и производственную деятельность» [4]. Изложенное позволяет прийти к наиболее общему выводу о том, что администрирование в целом (а значит, каждый отдельный его вид) представляет собой практическую деятельность органов исполнительной власти по осуществлению функций государственного управления. То есть администрированием является государственное управление в его узком значении (в противовес «широкому» пониманию государственного управления как исполнительно-распорядительной деятельности не только органов исполнительной власти, но и любых государственных органов) [5].
Для формулирования полного, соответствующего теоретическим и практическим задачам определения налогового администрирования, полагаем, прежде всего необходимо выяснить, в каких значениях исследуемый термин используется в законодательстве. В случае, если нормативные акты содержат коллизии по изучаемому вопросу, подобный
© Терехова Л. А., 2012
анализ позволит внести предложения по их устранению на основе предложенной единой дефиниции налогового администрирования.
Термин «налоговое администрирование» достаточно широко используется в российских нормативных правовых актах, при этом законодательству европейских стран он неизвестен [6].
Первые упоминания о налоговом администрировании в отечественных нормативных актах относятся к 1998 г. Законодатель использовал этот термин в контексте увеличения собираемости налогов и сборов за счёт ужесточения контрольных процедур и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [7].
Анализ нормативных актов тех лет показывает неопределённость в понимании законодателем сущности налогового администрирования. Так, к мерам налогового администрирования, направленным на стабилизацию социально-экономического положения в стране, Правительство РФ относило: создание реестра налогоплательщиков, отмену отсрочек по уплате налогов, усиление мер контроля за оптовой торговлей и укрепление системы таможенного контроля, ограничения на использование отдельных таможенных режимов [8]. На наш взгляд, таможенный контроль и установление порядка применения тех или иных таможенных режимов охватывается самостоятельной категорией таможенного администрирования. Таможенные платежи как объекты администрирования имеют свою специфику, а значит, управление их взиманием должно основываться на иных правилах, принципах и методах, нежели налоговых платежей [9].
На сегодняшний день такой подход поддерживается законодателем. Спустя десять лет органы власти в издаваемых документах стали разграничивать налоговое и таможенное администрирование. Так, в 2008 г. Правительство РФ среди приоритетных направлений поддержки базовых отраслей промышленности выделило совершенствование и налогового, и таможенного администрирования [10].
Изучение действующих нормативных правовых актов в сфере налогообложения позволяет выявить ряд сущностных признаков законодательной конструкции налогового администрирования.
Во-первых, налоговое администрирование представляет собой практическую управленческую деятельность налоговых органов.
К такому выводу приводят характеристики налогового администрирования, содержащиеся в нормативных актах и политических посланиях.
Как деятельность, которая может быть некачественной, необъективной, создающей административные барьеры для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, рассматривает налоговое администрирование Президент России [11].
Правительство РФ относит к сфере налогового администрирования в числе прочего: использование судебной процедуры и ограничение сроков взыскания налогов, возможность налоговых органов накладывать арест на банковские счёта налогоплательщиков, определять место уплаты налогов, принимать решение об участии правоохранительных органов в налоговых проверках [12].
Налоговое администрирование характеризуется самой Федеральной налоговой службой РФ именно как деятельность налоговых органов [13]. В подтверждение этого можно привести и пояснения ФНС России о том, что в структуру налогового администрирования входят, к примеру, принятие решений о проведении налоговых проверок, о продлении процессуальных налоговых сроков [14].
Во-вторых, налоговое администрирование не включает в себя законодательное установление налогов и сборов - эти понятия самостоятельны и различны по значению.
Такой вывод позволяет сделать текст различных правовых актов, в которых последовательно разграничиваются понятия «режим налогообложения» (включая изменение законодательства о налогах и сборах) и термин «налоговое администрирование». Подобное разделение характерно и для Посланий Президента РФ Федеральному Собранию [15], и для правовых актов Правительства РФ [16], Центрального Банка РФ [17].
В-третьих, налоговое администрирование не идентично налоговому контролю. К примеру, ФНС России, отмечая неразрывную связь налогового администрирования и налогового контроля, тем не менее говорит о них как о самостоятельных явлениях [18].
Правительство РФ указывает на порядок проведения отдельных мероприятий налогового контроля как на элемент налогового администрирования [19].
Таким образом, налоговый контроль является одной из составных частей налогового администрирования наряду с иными формами управленческой деятельности налоговых органов в сфере налогообложения.
В-четвертых, цель налогового администрирования не ограничивается облегчением управленческой деятельности налоговых органов в сфере налогообложения.
Правительство РФ обращало внимание на то, что совершенствование налогового администрирования должно основываться «на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов с одновременным установлением гарантий соблюдения интересов бюджета при исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате обязательных платежей» [20]. Среди мер по совершенствованию налогового администрирования Правительством РФ специально выделяются как повышение эффективности работы налоговых инспекций, так и «стимулирование добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обяза-
тельств» [21].
Таким образом, цель налогового администрирования двуедина. Она включает в себя обеспечение эффективного исполнения законодательства о налогах и сборах как налоговыми органами, так и налогоплательщиками (иными участниками отношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах, которые не обладают властными полномочиями).
В-пятых, объектом налогового администрирования выступают отношения по реализации законодательства о налогах и сборах.
С одной стороны, в нормативных актах ФНС России говорится о налогах, администрируемых теми или иными территориальными органами ФНС [22]. Между тем в иных приказах ФНС России употребляются такие термины, как, например, «налогоплательщики, администрируемые на федеральном уровне» [23]. Два названных понятия объединяет категория общественных отношений, в которых реализуется законодательство о налогах и сборах. Предлагаемая трактовка совпадает
с наиболее обоснованным в общей теории управления и науке административного права взглядом на объект управления как на общественные отношения (в рассматриваемом случае - в налоговой сфере) [24]. Потому полагаем, что объектом налогового администрирования являются отношения по реализации законодательства о налогах и сборах налоговыми органами, налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами, а также иными лицами.
Таким образом, анализ нормативных правовых актов Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что в законодательстве под налоговым администрированием понимается практическая управленческая деятельность государственных органов в сфере налогообложения, направленная на обеспечение эффективной реализации законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых отношений.
Приведённые в юридической литературе взгляды на понятие налогового администрирования можно разделить на несколько групп.
Некоторые учёные определяют налоговое администрирование как практически любую деятельность всех субъектов в сфере налогообложения. Такой подход не позволяет выявить специфику налогового администрирования, он не пригоден для теоретических целей определения места налогового администрирования в системе категорий налогового права и теории налогообложения, равно как и для практических целей реализации налогового законодательства.
О. А. Ногина понимает под налоговым администрированием комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объёме при минимальных издержках [25]. В. М. Фокин пишет, что в широком смысле налоговое администрирование можно понимать как «все процессы и явления, связанные с налоговыми правоотношениями и включающие в себя также действия участников налоговых правоотношений» [26].
Столь же неконкретной представляется следующая дефиниция налогового администрирования: «... система мер, направленных как на стимулирование добросовестного исполнения налогоплательщиками возложен-
ных на них обязанностей, так и на их принудительное исполнение; привлечение к финансово-правовой (налоговой) ответственности за совершение налоговых правонарушений» [27]. Отсутствует конкретика и в определениях налогового администрирования, предлагаемых некоторыми практикующими сотрудниками налоговой службы. Так, М. Н. Денишенко полагает, что налоговое администрирование - «это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учётно-аналитических, отчётных правил, документов, и многое другое» [28].
Из приведённых определений следует, что их авторы не видят необходимости в разграничении налогового администрирования с иными явлениями налоговой действительности. Такой подход представляется не совсем обоснованным, поскольку не позволяет достичь ни методических, ни практических целей.
Иные учёные, определяя налоговое администрирование как деятельность налоговых и таможенных органов по принятию индивидуальных нормативных правовых актов [29], фактически отождествляют рассматриваемое явление и налоговое правоприменение.
Существуют также мнения о том, что налоговое администрирование означает управление налогообложением в процедурном аспекте. «Налоговое администрирование» в правовом смысле - это прежде всего совокупность административных процедур в налоговых правоотношениях», - отмечает Л. Б. Хван [30].
Как указывает А. Г. Иванов, «налоговое администрирование можно охарактеризовать как процессуально урегулированную правовыми нормами часть организационно-управленческой деятельности уполномоченных субъектов, направленную на исполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности» [31]. Вместе с тем такая деятельность в научной литературе всё чаще определяется как налоговый процесс [32].
Можно выделить и группу дефиниций, в которых налоговое администрирование характеризуется как управление налогообложением в организационном аспекте. Так, А. С. Титов считает налоговым администрированием «совокупность норм (правил), методов, приёмов и средств, при помощи которых специально уполномоченные органы государства осуществляют управленческую деятельность в налоговой сфере, направленную на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей» [33].
Как показывает анализ всех вышеприведённых определений, они повторяют дефиниции уже известных явлений: налогового правоприменения, налогового процесса, механизма государственного управления.
Изначально налоговое администрирование было объектом исследований учёных-экономистов. Например, первые диссертации на соискание степени доктора экономических наук, посвящённые проблематике налогового администрирования, были защищены ещё в конце 90-х гг. двадцатого века. В большинстве определений налогового администрирования, выработанных в экономической науке, налоговое администрирование характеризуется как организационная деятельность: «организационно-управленческая система, направленная на обеспечение надлежащего управления налоговыми отношениями [34]; «совокупность методов, приёмов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе и налоговые органы всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике» [35]; «организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчётности до разработки правил регистрации налогоплательщиков» [36]; «направления и технология деятельности налоговых органов
в сфере налоговых правоотношений для достижения целей налоговой политики конкретного периода» [37].
Между тем авторы приведённых определений, на наш взгляд, необоснованно ограничивают сферу применения налогового администрирования лишь организацией сбора налогов, не принимая во внимание то обстоятельство, что сама практическая деятельность государственных органов по взиманию налогов является неотъемлемой частью налогового администрирования. Организационную деятельность в силу её обеспечительной специфики нецелесообразно рассматривать отдельно, в отрыве от непосредственного взимания налогов, поскольку сама по себе организация сбора налогов не является самодостаточной и приобретает смысл лишь при условии достижения ею своей цели
- эффективного функционирования налоговой системы.
Потому наиболее обоснованным, с учётом выделенных выше легальных характеристик налогового администрирования, нам представляется понимание данного явления как управленческой деятельности налоговых органов и иных органов публичной власти в сфере налогообложения.
Указанной точки зрения, в частности, придерживаются авторы учебного пособия «Налоговый менеджмент», утверждая, что управление в теории менеджмента трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование) [38].
По мнению М. Ф. Харламова, «налоговое администрирование как форма реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере заключается в систематической, основанной на положениях законодательства Российской Федерации деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения» [39].
А. С. Покачалова считает, что «налоговое администрирование как своеобразный механизм управления в налоговой сфере
можно рассматривать в нескольких аспектах, например, как повседневную деятельность налоговых органов или как комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов и иных обязательных платежей налогоплательщиками в бюджетную систему в максимальном объёме при минимальных издержках» [40]. Между тем и такое определение не даёт исчерпывающего понимания признаков налогового администрирования, поскольку вся деятельность налоговых органов в сфере налогообложения представляет собой систему мероприятий, целью которых является полная и своевременная уплата всех налогов и обязательных платежей.
Как отмечает Л. И. Гончаренко, налоговое администрирование является одной из частей управления налоговой системой. Его содержание составляет деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере - Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), Федеральной налоговой службы (ФНС России), направленная на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства. Основные элементы налогового администрирования, по мнению Л. И. Гончаренко, следующие:
- контроль соблюдения налогового законодательства налоговыми органами;
- контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами;
- организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.
Необходимо отметить, что Л. И. Гончаренко приводит далеко не полный элементный и субъектный состав налогового администрирования. За рамками определения необоснованно осталась деятельность налоговых органов по осуществлению зачета и возврата излишне уплаченных налогов, предоставлению рассрочки и инвестиционных налоговых кредитов и иная деятельность, не являющаяся по существу контрольной либо организационной. К тому же функции государственного управления в налоговой сфере осуществляют не только финансовые и налоговые органы, но также таможенные органы, Правительство РФ, иные органы, перечисленные в НК РФ.
Следует согласиться с М. Е. Верстовой в том, что эффективность налоговой политики и налогового администрирования, практическая действенность реализации всего современного законодательства и права определяется не только системой налоговых органов, но и их взаимодействием с иными органами исполнительной власти, т. е. практической деятельностью субъектов налогового администрирования [41].
На практическую сторону государственного управления налогообложения (непрерывность цикличность), раскрываемую при его характеристике как налогового администрирования обращает внимание и С. А. Белоусов [42]. Он определяет налоговое администрирование как «непрерывный циклический процесс, протекающий в налоговых органах и представляющий собой совокупность взаимосвязанных функций, подфункций, процедур и операций, направленных на исполнение налогообложения в соответствии с действующим законодательством, содержание которых зависит от положения учреждения в системе организации налоговых органов и изменяется в соответствии с конкретными задачами, поставленными перед учреждением».
Проанализировав нормы законодательства РФ, учитывая выделенные в экономической и юридической науке сущностные характеристики налогового администрирования, а также используя правовые, наименее оценочные категории, можно предложить следующее наиболее общее определение исследуемого явления.
Налоговое администрирование - это практическая управленческая деятельность налоговых (а в установленных законом случаях - и иных) органов, направленная на эффективную реализацию положений законодательства о налогах и сборах как органами публичной власти, так и частными субъектами.
Полнота изучения налогового администрирования как управленческой деятельности требует раскрытия её основных характеристик: субъектов, формы и содержания.
В нормативных актах, где упоминается налоговое администрирование, не приводится состав его субъектов. Теоретики, которые понимают под налоговым администрированием практическую управленческую дея-
тельность в налоговой сфере, как правило, также не указывают органы, её осуществляющие, ограничиваясь характеристиками: «специально уполномоченные органы государства» [43]; «уполномоченные органы государственной власти и управления в налоговой сфере» [44]; «органы управления, действующие в сфере неимущественных отношений» [45]; «федеральные финансовые органы специальной компетенции» [46]; «учреждения в системе налоговых органов» [47].
Изучение законодательства о налогах и сборах, а также связанных с ним иных нормативных актов, показывает, что функции государственного управления в налоговой сфере возлагаются на: Правительство РФ (общее руководство, координация, регулирование), финансовые органы (организация, координация, руководство, регулирование); органы, уполномоченные законодательством субъектов Федерации на изменение срока уплаты налога на прибыль организаций (регулирование); органы внутренних дел, следственные органы (координация); налоговые и таможенные органы, органы, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина (координация, учёт, контроль) [48]. Именно эти органы и являются субъектами налогового администрирования.
Как было указано выше, некоторые юристы фактически отождествляют налоговое администрирование и налоговое правоприменение. Между тем последнее является лишь одной из правовых форм государственного управления, наряду с подзаконным правотворчеством [49]. Две указанные формы объединены в административно-правовой науке общей категорией «правовые», так как непосредственно влекут юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Государственное управление осуществляется также и в неправовых (организационно-технических) формах, включающих представление разъяснений, проведение совещаний, ведение делопроизводства и т. п. [50]. Подобные формы характерны для управленческой деятельности административных органов и в налоговой сфере [51].
Содержание управленческой деятельности в любой сфере раскрывается в функциях
управления. В административно-правовой литературе выделяются разнообразные функции управления. Наиболее полный их перечень, на наш взгляд, приведён Ю. Н. Стари-ловым, который выделяет функции: информационного обеспечения, прогнозирования и моделирования, планирования, организации, распорядительства, руководства, регулирования, координации, учёта, контроля [52]. В специфических проявлениях названные функции характерны и для налогового администрирования как государственной управленческой деятельности в налоговой сфере.
Исходя из вышеизложенного, налоговое администрирование следует определять как практическую деятельность налоговых органов (а в установленных законом случаях также финансовых, таможенных и иных органов) по осуществлению функций информационного обеспечения, прогнозирования, планирования, организации, распорядительства, руководства, регулирования, координации, учёта и контроля в налоговой сфере в нормотворческой, правоприменительной и организационной формах в целях эффективной реализации положений законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых отношений.
1. О бюджетной политике в 2011-2013 годах : бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29 июня 2010 г. // Официальный сайт Президента России. - иЯЬ: http://kremlin.ru/news/8192 (дата обращения: 10.01.2011) ; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 48. - Ст. 5639.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. - С. 127; Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. - М., 2006. - Т. 1. - С. 15; Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - 1-е изд. - СПб., 1998. -С. 29.
3. Галлиган Д., Полянский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. - М., 2002. - С. 50-54.
4. Энциклопедия государственного управления в России : в 4 т. / под общ. ред. В. К. Егорова ; отв. ред. И. Н. Барциц. - М., 2004. - Т. 1.
- С. 40.
5. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. - М., 1998. - С. 44-45.
6. См.: Карасева М. В. Администрирование прямого налогообложения в интеграционном законодательстве Европейского Союза // Налоговое администрирование : ежегодник-2007 / под общ. ред. С. В. Запольского, Д. М. Щеки-на. - М., 2008. - С. 49.
7. См., напр.: пункт 3.1 Заявления Правительства РФ, Совета директоров ЦБ РФ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране» // Российская газета. -
1998. - 17 нояб.
8. См.: раздел 5.1 Постановления Правительства РФ от 10.07.1998 г. № 762 «О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране» // Российская газета. - 1998.
- 28 июля.
9. См.: Хапилин С. А. Механизм администрирования таможенных платежей и его роль в формировании доходов федерального бюджета : автореф. дис. ... канд. экон. наук. -Ростов н/Д, 2008.
10. См.: Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р) // СЗ РФ. - 2008. -№ 48. - Ст. 5639.
11. См.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учёт. - 2007. -№ 7 ; Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. - 2008. - № 9.
12. См.: Меры по реализации среднесрочной программы структурных реформ (Письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики) (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июля 1999 г. № 829) // Российская газета. -
1999. - 28 июля.
13. См.: Перечень основных вопросов, относящихся к компетенции структурных подразделений центрального аппарата Федеральной налоговой службы (Приложение № 2 к приказу ФНС России от 14.10.2004 г. № САЭ-3-15/1@) // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учёт. -2004. - № 22.
14. См.: Приказ ФНС РФ от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281@ «Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодатель-
ством о налогах и сборах» // Экономика и жизнь. - 2007. - № 22.
15. См., напр.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 мая 2006 г. «О бюджетной политике в 2007 году» // Пенсия. - 2006. - № 6.
16. См., напр.: Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 606 «О федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах» // СЗ РФ. - 2008. - № 34. -Ст. 3917 ; Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» // СЗ РФ. - 2001. -№ 31. - Ст. 3295.
17. См.: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год (утв. ЦБ РФ) // Вестник Банка России. - 2004. - № 71.
18. См.: Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@) // Экономика и жизнь. -2007. - № 23.
19. См.: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р) // СЗ РФ. - 2006. - № 5. -Ст. 589.
20. См.: План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 20002001 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 г. № 1072-р) // Российская газета. - 2000. - 5 авг.
21. См.: пункт 29 Заявления Правительства РФ, ЦБ РФ «Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу» (одобрено на заседании Совета директоров ЦБ РФ 6 апреля 2001 г., на заседании Правительства РФ 13 апреля 2001 г.) // Российская газета. - 2001. -24 апр.
22. См., напр.: приложение № 1 к Методическим указаниям для налоговых органов по вопросам учёта крупнейших налогоплательщиков -российских организаций (утв. Приказом ФНС России от 27 сентября 2007 г. № ММ-3-09/ 553@). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23. См., напр.: пункт 2.3 Положения о контрольном управлении Федеральной налоговой службы (утв. Приказом ФНС России от 31 января 2008 г. № ММ-3-15/38@). - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
24. См., напр.: КноррингВ. И. Теория, практика и
искусство управления. - М., 2001. - 528 с. ; Матненко А. С. Общетеоретические аспекты административно-правового исследования
проблем управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации // Вестник Омского университета. - 1999. -Вып. 3. - С. 131-132.
25. См.: Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб., 2002 (цит. по: Абрам-чик Л. Я. Развитие налогового администрирования в Республике Беларусь // Налоговое администрирование : ежегодник-2007 / под общ. ред. С. В. Запольского, Д. М. Щекина. -М., 2008. - С. 74).
26. Фокин В. М. Правовые аспекты соотношения налогового администрирования с налоговым регулированием // Налоговое администрирование : ежегодник-2007 / под общ. ред. С. В. Запольского, Д. М. Щекина. - М., 2008.
- С. 16.
27. Рыбакова С. В. Участие кредитных организаций в процессе налогового администрирования: вопросы теории // Банковское право. - 2008. -№ 2.
28. Денишенко М. Н. Содержание налогового администрирования, его формы и методы // Сб. науч. трудов СевКавГТУ. Серия «Экономические науки». Вып. № 14.
29. См.: Карасева М. В. Указ. соч. - С. 49.
30. Хван Л. Б. К реформе «налогового администрирования»: понимание проблемы и опыт решений в Республике Узбекистан // Налоговое администрирование : ежегодник-2007 / под общ. ред. С. В. Запольского, Д. М. Щеки-на. - М., 2008. - С. 59.
31. Иванов А. Г. Пути совершенствования налогового администрирования // Налоговое администрирование : ежегодник-2007 / под общ. ред. С. В. Запольского, Д. М. Щекина. -М., 2008. - С. 175-176.
32. См., напр.: Глазунова И. В. О понятии налогового процесса // Финансовое право. - 2005.
- № 7. - С. 6 ; Давыдова М. В., Пантелеев А . И. Понятие и предмет налогового процессуального права // Финансовое право. -2006. - № 3. - С. 12.
33. Титов А. С. Налоговое администрирование и контроль. - М., 2007. - С. 366.
34. См.: Дадашев А. З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации.
- М., 2002. - С. 4.
35. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоги и налогообложение. - М., 2004. - С. 463.
36. Пономарев А. И., Игнатова Т. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации.
- М., 2006. - С. 23.
37. Курочкин В. В. Практические аспекты принципов организации системы налогообложения в Российской Федерации // Бухгалтер-
ский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2004. - № 13.
3S. Налоговый менеджмент : учебное пособие / С. В. Барулин, Е. А. Ермакова, В. В. Степаненко. - М. : ОМЕГА-Л, 200S.
39. Харламов М. Ф. Правовые основы налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 5.
40. Покачалова А. С. Соотношение форм и источников российского налогового права как основа налогового администрирования // Налоговое администрирование : ежегодник-2007 / под общ. ред. С. В. Запольского, Д. М. Щеки-на. - М., 200S. - С. S0.
41. См.: Верстова М. Е. Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 200S.
42. См.: Белоусов С. А. Функции и механизмы адаптивного администрирования в региональных налоговых органах : автореф. дис. . канд. экон. наук. - Волгоград, 2003.
43. Титов А. С. Указ. соч. - С. 14.
44. Гончарова Ю. В. Совершенствование налогового администрирования на современном этапе : автореф. дис. . канд. юрид. наук. -М., 2009. - С. 11.
45. Фонова И. В. К дискуссии о соотношении понятий «налоговое администрирование» и «налоговый учёт» // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Право». - 2007. - № 1. - С. 190-191.
46. Харламов М. Ф. Правовые основы налогового
администрирования в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации : автореф. дис. . канд.
юрид. наук. - М., 2007. - С. 5.
47. Белоусов С. А. Указ. соч. - С. 13.
48. См., напр.: Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (Часть первая), от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (Часть вторая) (ст. 4, 342, 59, 63, 64, 131) : в ред. федерального закона от 21 июля 2011 г. № 258-ФЗ // Рос. газета. - 1998. - 6 авг. ;
2000. - 10 авг. ; 2011. - 26 июля ; О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2004. - № 11. - Ст. 945. - С. 2605-2620 ; Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (пп. 1, 5.2.3.6, 5.2.4) : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 // Там же. - № 31. - Ст. 3258. - С. 6737-6738 ; Положение о Федеральной налоговой службе (пп. 1, 5.1.1, 5.5.1, 5.6, 5.7, 5.8) : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 // Там же.
- № 40. - Ст. 3961. - С. 8904-8911 ; Положение о Федеральной таможенной службе (п. 5.3.1) : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 // Там же. - 2006. - № 32. - Ст. 3569. -С. 9420-9430.
49. См., напр.: Дрейшев Б. В. Правотворческие отношения в советском государственном управлении. - Л., 1978. - С. 31.
50. См., напр.: Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность органов управления. - М., 1979. - С. 100.
51. См., напр.: Карасева (Сенцова) М. В. Современные тенденции развития финансово-правовой науки в России // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. «Право». - 2008. - № 1. -С. 214.
52. См.: СтариловЮ. Н. Административное право : в 2 ч. - Воронеж, 1998. - Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. - С. 142-143.