Научная статья на тему 'Интеграция науки административного права с другими отраслями знания'

Интеграция науки административного права с другими отраслями знания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
наука административного права / наука управления / государственное управление / местное самоуправление / кибернетические принципы / синергетические принципы / каналы информационной связи / интегральная природа науки / science of administrative law / management science / public administration / local self-government / cybernetic principles / synergetic principles / information communication channels / integral nature of science

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Россинский Б. В.

в статье показано, что современная наука административного права не должна ограничиваться лишь охватом имеющихся административно-правовых норм и соответствующих правоотношений, что она не сможет решать возложенные на нее задачи без анализа всей реальной государственно-управленческой практики. Отмечается, что публичное управление имеет системно-информационную природу, а его эффективность определяется, прежде всего, хорошо проработанной архитектоникой системных каналов прямой и обратной связи. Обращается внимание на то, что это особенно важно учитывать в процессе осуществления местного самоуправления, ибо лежащие в фундаменте самоорганизации синергетические подходы не могут быть изучены на основе лишь правового исследования. Отмечается, что без изучения законов возникновения, передачи и использования информации в системах государственного управления и местного самоуправления невозможно анализировать реально возникающие ситуации в управлении, разрабатывать рекомендации по его совершенствованию. Утверждается, что природа современной науки административного права не является чисто юридической, а имеет интегральный характер. Делается вывод о том, что в настоящее время происходит междисциплинарная интеграция науки административного права, как и юридической науки в целом, со знаниями, присущими другим сферам человеческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The administrative law science’s integration with other branches of knowledge

the article shows that the modern science of administrative law should not be limited only to the coverage of existing administrative legal norms and corresponding legal relations. It will not be able to solve the tasks assigned to it without analyzing all real state and administrative practice. It is noted that public management has a systemic information nature, and its effectiveness is determined primarily by the well-developed architectonics of the system channels of direct and feedback. Attention is drawn to the fact that this is especially important to take into account in the process of implementing local self-government, because the synergetic approaches underlying self-organization cannot be studied on the basis of legal research alone. It is noted that without studying the laws of the emergence, transmission and use of information in public administration and local self-government systems, it is impossible to analyze actually arising situations in management and develop recommendations for its improvement. It is argued that the nature of the modern science of administrative law is not purely legal, but has an integral character. It is concluded that currently there is an interdisciplinary integration of the science of administrative law, as well as legal science in general, with knowledge inherent in other spheres of human activity.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки административного права с другими отраслями знания»

Б. В. Россинский,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

DOI:

B.V. Rossinskiy,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, professor of the Administrative Law and Procedure Department named after O.E. Kutafin Moscow State Law University

■Û

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЯ

Аннотация: в статье показано, что современная наука административного права не должна ограничиваться лишь охватом имеющихся административно-правовых норм и соответствующих правоотношений, что она не сможет решать возложенные на нее задачи без анализа всей реальной государственно-управленческой £ практики. Отмечается, что публичное управление имеет системно-информационную § природу, а его эффективность определяется, прежде всего, хорошо проработанной архитектоникой системных каналов прямой и обратной связи. Обращается внимание О: на то, что это особенно важно учитывать в процессе осуществления местного самоед управления, ибо лежащие в фундаменте самоорганизации синергетические подходы не могут быть изучены на основе лишь правового исследования. Отмечается, что g без изучения законов возникновения, передачи и использования информации в системах С государственного управления и местного самоуправления невозможно анализировать S реально возникающие ситуации в управлении, разрабатывать рекомендации по его ^ совершенствованию. Утверждается, что природа современной науки администра-g тивного права не является чисто юридической, а имеет интегральный характер. ^ Делается вывод о том, что в настоящее время происходит междисциплинарная ^ интеграция науки административного права, как и юридической науки в целом, ^ со знаниями, присущими другим сферам человеческой деятельности.

О: Ключевые слова: наука административного права, наука управления, государ-

ев ственное управление, местное самоуправление, кибернетические принципы, синер-

^ гетические принципы, каналы информационной связи, интегральная природа науки. %

с THE ADMINISTRATIVE LAW SCIENCE'S INTEGRATION

212

WITH OTHER BRANCHES OF

Abstract: the article shows that the modern science of administrative law should not be limited only to the coverage of existing administrative legal norms and corresponding «V legal relations. It will not be able to solve the tasks assigned to it without analyzing all ® real state and administrative practice. It is noted that public management has a systemic „ information nature, and its effectiveness is determined primarily by the well-developed ^ architectonics of the system channels of direct andfeedback. Attention is drawn to the fact that this is especially important to take into account in the process of implementing local self-government, because the synergetic approaches underlying self-organization cannot be studied on the basis of legal research alone. It is noted that without studying the laws of the emergence, transmission and use of information in public administration and local

self-government systems, it is impossible to analyze actually arising .situations in management and develop recommendations for its improvement. It is argued that the nature of the modern science ofadministrative law is not purely legal, but has an integral character. It is concluded that currently there is an interdisciplinary integration of the science of administrative law, as well as legal science in general, with knowledge inherent in other spheres of human activity.

Keywords: science of administrative law, management science, public administration, local self-government, cybernetic principles, synergetic principles, information communication channels, integral nature of science.

Теорию государственного управления в нашей стране в 60-х - первой половине 70-х гг. прошлого века начали формировать

в основном ученые, занимавшиеся проблемами административного |

права [1-5], и до сих пор нередко эти науки фактически отождествля- д

ются. Достаточно отметить, что в последнем издании учебника по ад- ü

¡o

министративному праву, подготовленном автором настоящей статьи g

совместно с Ю.Н. Стариловым, в гл. 4 «Наука административного |

права», написанной нашим коллегой, в преддверии второго парагра- |

фа «Административное право как наука» сначала помещен первый |

параграф «Наука об управлении». Определяя во втором параграфе д

собственно науку административного права, Ю.Н. Старилов пишет, 1

что ее предметом «является исследование правоотношений в сфере §

государственного управления, применения норм административно- ^

го права, действия административно-правовых законодательных ак- g

тов, а также правотворчество самих органов государственного управ- "

ления» [6, с. 85-86]. |

Рассматривая государственное управление в широком смысле как |

деятельность всех органов государственной власти (законодательных, д

исполнительных, судебных), а также иных государственных органов |

[7, с. 25-39], в определении предмета науки административного права |

мы сконцентрировали внимание на общественных отношениях, воз- £

g

никающих в процессе организации и деятельности лишь системы | исполнительных органов публичной власти. Этим мы отошли от прямого отождествления административного права с государственным 213 управлением, но тем не менее отметили, что наука административного № права направлена на совершенствование процесса государственного ® управления [8, с. 254]. Следует помнить, что, несмотря на широкий о подход к государственному управлению, исполнительной власти g принадлежит особая роль в его осуществлении, ибо исполнительные | органы реализуют превалирующий объем управленческих полномочий всего государственного аппарата и стабилизируют всю систему государственного управления [8, с. 246, 307-336].

Анализируя проблемы государственного управления и науки административного права, Б.М. Лазарев еще в 80-е годы ХХ в. писал, что административное право не должно сводиться к анализу лишь принятых административно-правовых норм, существующих правоотношений. Как полагал ученый, наука административного права должна быть нацелена на выявление тех отношений в государственном управлении, которые пока не регулируются административно-правовыми нормами. Надо понимать, что те или иные отношения в государственном управлении в будущем неизбежно начнут регулироваться административно-правовыми нормами. Профессор отмечал, что есть и диаметрально противоположные тенденции, когда общественные отношения в области государственного управления регулируются административно-правовыми нормами, несмотря на то что надобности в этом нет. Такие общественные отношения регулируются „о административно-правовыми нормами излишне педантично, создавая тем самым ненужное, даже достаточно вредное административное вмешательство в процесс управления [9, с. 90-98]. а Развивая свои рассуждения, Б. М. Лазарев писал, что наука адми-§ нистративного права не сможет решать возложенные на нее задачи, § если не будет в должной мере анализировать реальную государствен-2 но-управленческую практику, которая пока далеко не полностью на-^ ходится в зоне административно-правового регулирования. В связи — с этим наука административного права должна исследовать, казалось § бы далекие от нее объективные закономерности управленческого про-25 цесса и функционирования государственного аппарата [9, с. 98-99]. § В литературе неоднократно отмечалось, что управление в целом, ^ и публичное управление в частности имеет системно-информационную природу, а его эффективность определяется прежде всего о хорошо проработанной архитектоникой системных каналов прямой ^ и обратной связи. Данное обстоятельство касается и механизма С управления, основанного на кибернетических принципах, и самоуправления, основанного на синергетических принципах [10-13].

214 Обратим внимание на то, что сказанное особенно важно учитывать ^ в процессе осуществления местного самоуправления (в целом - ме-СЧ тодов публичного управления), ибо лежащие в фундаменте самоорга-® низации синергетические подходы не могут быть изучены на основе

лишь правового исследования без учета их вероятностной природы.

Централизованное (кибернетическое) управление нуждается в изучении и использовании присущих ему системно-информационных закономерностей, но понимание синергетической парадигмы применительно к управлению общественными процессами особенно

сложно, что и обусловливает необходимость всестороннего изучения ее закономерностей, реализуемых при местном самоуправлении. Рассуждая о возможностях синергетики для оптимизации социально-экономических процессов, один из основоположников этой науки Г. Хакен указывал, что понятие синергетики в принципе не ново, ибо уже давно использовалось, когда изучалась, например, совместная работа различных групп и членов коллектива с точки зрения необходимости повышения производительности труда, а поэтому имеет большие перспективы для совершенствования публичного управления [14, с. 381].

В подтверждение этих слов приведем мнение известного российского юриста Г. А. Мальцева, глубоко изучавшего принципы синерге- | тики и пришедшего к пониманию, что доказанный для технических и биологических систем факт неизбежности их самоорганизации | с целью поддержания порядка в элементах системы и невозможности ¡5 осуществления этого только средствами управления и регулирования § извне, справедлив и для социально-экономических, в том числе право- | вых систем [15, с. 86-101]. |

Данный вывод подтверждается имеющейся успешной практикой д функционирования многих российских и зарубежных территориаль- 1 ных образований, отдельных предприятий и их объединений, когда § правильно организованное взаимодействие населения, членов тру- ^ довых коллективов позволяет эффективно решать непростые задачи. £ Часто такая деятельность не только не регулируется государственными " структурами, но даже при попытке их вмешательства осуществляется ^ вопреки указаниям, поступающим из центра. Особо это стало про- | являться в условиях санкций зарубежных государств в отношении д России, уменьшения или отказа от централизованного экспорта в нашу | страну тех или иных товаров, изменения логистики. Директивы руко- | водства соответствующих стран нередко игнорируются отдельными £ фирмами, которые находят свои решения взаимодействия с россий- | скими производителями и потребителями [16].

Кибернетическая и синергетическая концепции исходят из инфор- 215 мационной сущности управления, основанной на закономерностях № процессов возникновения, передачи и использования информации и в системе управления. Закономерности публичного управления о и функционирования исполнительных органов производны от за- | кономерностей информационных процессов, исследование которых | в условиях их цифровизации нередко выходят за пределы традиционных задач науки административного права, проблем, связанных с выявлением лишь закономерностей правового регулирования

управленческого процесса. Поиск оптимального построения системы исполнительных органов публичной власти следует начинать с изучения закономерностей информационных процессов.

При этом нельзя говорить о чисто юридической природе науки административного права. Думается, что природа современной науки административного права имеет интегральный характер, который со временем будет только развиваться.

В данном отношении административное право не одиноко в ряду других традиционных юридических дисциплин. Науками интегральной или синтетической природы являются криминалистика, судебная экспертология, криминология. Во всех областях юридической науки и практики в условиях массового расширения направлений использования компьютерных технологий резко активизируется поиск возможностей современных информационных процессов. Закономерности этих процессов неизбежно становятся частью исследований многих § юридических дисциплин. В целом мы наблюдаем междисциплинар-

С 216

ную интеграцию юридической науки со знаниями, присущими другим

I

5 сферам человеческой деятельности. 8

® Список литературы:

С; 1. Козлов, Ю.М. Предмет советского административного права /

^ Ю.М. Козлов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1967. - 160 с. ^ 2. Пискотин, М. И. Научные основы государственного управления в СССР

§ / М.И. Пискотин, А.Е. Лунёв, Ю.А. Тихомиров. - М. : Наука, 1968. - 439 с. ^ 3. Тихомиров, Ю.А. Управленческое решение / Ю. А. Тихомиров. - М. :

§ Наука, 1972. - 288 с.

С 4. Туманов, Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного

порядка / Г.А. Туманов. - М. : Юрид. лит., 1972. - 230 с. со 5. Лунёв, А.Е. Теоретические проблемы государственного управления

со / А.Е. Лунёв. - М. : Наука, 1974. - 248 с.

сЕ 6. Россинский, Б. В. Административное право / Б. В. Россинский,

Ю.Н. Старилов. - М. : Норма, 2019. - 640 с.

7. Россинский, Б.В. Административно-правовые аспекты государственного управления в России. Системные подходы / Б.В. Россинский. - М. :

_ Норма, 2020. - 168 с.

8. Россинский, Б.В. Исполнительная власть в системе государственного О управления / Б.В. Россинский. - М. : Норма, 2023. - 376 с.

¡^ 9. Лазарев, Б.М. Государственное управление на этапе перестройки /

СЧ Б.М. Лазарев. - М. : Юрид. лит., 1988. - 320 с.

10. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. - М. : Тайдекс Ко, 2002. - 184 с.

11. Ларин, М. В. Информационное обеспечение управления / М. В. Ларин. - М. : РГГУ, 2018. - 282 с.

12. Урсул, А.Д. Природа информации / А.Д. Урсул. - М. : ЛЕНАНД, 2020. - 288 с.

13. Хакен, Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. - М. : УРСС: ЛЕНАНД, 2014. - 320 с.

14. Хакен, Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. - М. : Мир, 1985. - 421 с.

15. Мальцев, Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой / Г.В. Мальцев. - М. : Международный юрид. ин-т, 2005. - 200 с.

16. Россинский, Б.В. Система публичной власти и интеграция кибернетических и синергетических подходов в государственном управлении / Б.В. Россинский // Lex Russika, 2022. - Т. 75, № 7 (188). - С. 28-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.