РАЗДЕЛ 3. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ CHAPTER 3. INNOVATIVE TEACHING METHODS
УДК 614.8:656.
К.К. ТОГУЗБАЕВА, Д.Д. ЖУНИСТАЕВ, Ш.К. МЫРЗАХМЕТОВА, К.О. ДЖУСУПОВ, А.А. АЙДАРАЛИЕВ, Ж. МУРАТОВ, З. НУРМАМАТОВ
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра гигиены труда, г. Алматы Международная высшая школа медицины, г. Бишкек, Кыргызстан Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан
ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПО ПРОГРАММЕ ТЕМПУС
В статье приводятся основные сведения о процессе осуществления программы Темпус в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова и медицинских университетах Центральной Азии. Приведены основные цели и задачи данной программы.
Ключевые слова: Темпус, медицинские университеты, Центральная Азия, страны-партнеры, Европейский Совет, гигиена труда, окружающая среда
Темпус (Транс-Европейская программа мобильности в области высшего образования) - программа, финансированная Европейским Союзом, с целью содействия модернизации высшего образования в странах-партнерах на основе сотрудничества между университетами Европейского Союза и стран-партнеров из Восточной Европы, СНГ, стран Магриба и Ближнего Востока [1]. Общая цель программы - содействие добровольному сближению процессов в университетах с европейскими изменениями в области высшего образования, основанных на принципах Лиссабонской конвенции и Болонского процесса. Программа поддерживает развитие единого общеевропейского пространства в области высшего образования [2].
С нынешнего, 2014 г. эта программа вошла в новую программу ЕС «Эразмус Плюс».
Страны Центральной Азии представляют собой государства с активно растущей экономикой. Однако, они до сих пор страдают от последствий «плановой экономики» и разрушенных экономических связей после распада СССР. На этом фоне, вопросы охраны окружающей среды и здоровья приобретают все большую остроту (загрязнение Каспийского моря, озера Балхаш и других объектов окружающей среды стойкими органическими соединениями и т.д.). Существует острая необходимость в создании сети экологических экспертов здравоохранения, способных бороться с проблемами роста таких факторов, как шум, использование пестицидов и других химических веществ (в рамках сценария REACH). Эта борьба не может быть столь успешной без тесного сотрудничества с НИИ, так как возникает необходимость использования инновационных исследований в качестве инструмента для эффективного планирования, оценки, анализа и развития. В Центральной Азии действуют 7 медицинских университетов с факультетами по выпуску специалистов по гигиене окружающей среды для департаментов здравоохранения и образовательной и научно-исследовательской деятельности: 4 в Казахстане, 2 в Кыргызстане и 1 в Таджикистане с более чем 100 научно-педагогическим персоналом. Есть 2 отдельных научно-исследовательских институтов в Республике Казахстан, 1 в Кыргызстане и 1 в Таджикистане, специализированные в области санитарно-гигиенической оценки состояния окружающей среды и профессиональной среды. Эта область включает в себя экспертизу в сфере медицины, эпидемиологии, гигиены окружающей среды, экологии, оценки рисков, токсикологии, гигиены труда и т.д.
В сложные времена перехода к рыночной экономике, университеты в целом и факультеты и кафедры, в частности, испытывают негативные изменения в области научных исследований и образовании. Отмечается потеря интереса молодых специалистов к научно-исследовательской работе, снижение качества исследований и обучения кадров. Проведенные научно-исследовательские проекты оцениваются в основном как «наука для науки», не применяется в более
широкой практике здравоохранения. Связи между университетами и научно-исследовательскими учреждениями становятся все более и более редкими.
Таким образом, данное проектное предложение вытекает из реальных потребностей стран ЦА в развитии и модернизации высшего образования в соответствии с Болонским процессом и повышения научно-исследовательского потенциала в области гигиены окружающей среды.
В то время как университеты ЕС становятся реальным краеугольным камнем в процессе построения общества, основанного на знаниях, в сфере образования стран ЦА, исследования и инновации и могут сыграть очень важную роль в борьбе с бедностью, а изучение и внедрение передового опыта может быть достигнуто с помощью международного сотрудничества с партнерами по ЕС в соответствии с национальными интересами.
Так как страны ЦА подписали Болонскую декларацию, университеты начали работу по разработке программ трех уровней. Стандарты бакалавриата и магистратуры уже разработаны. Но нет ни одной РИЭпрограммы в области гигиены труда и окружающей среды во всех странах Центральной Азии. Предыдущий проект ТЕМПУС «Развитие общественного здравоохранения в Кыргызстане» превратился в устойчивое и плодотворное партнерство между британскими и кыргызскими научными кругами. Несмотря на это, до сих пор международное сотрудничество в области высшего образования и научных исследований в этой области остается на недостаточном уровне. Одной из причин этого является отсутствие профессиональной подготовки и практики в английском языке, трудности для местных научных кругов в слежении за международными достижениями.
В то же время, вузы воспринимают свой престиж в тесной связи с их докторскими программами. Научно-исследовательская работа часто более ценится, чем образовательная и докторские программы часто тесно интегрированы в исследовательские проекты и очень важны для общества, в котором те специалисты, которые закончили 3-й цикл обучения, часто выполняют лидирующие роли в интеграции знаний для руководства обществом и будущей наукой. Таким образом, региональные вузы нуждаются в развитии человеческого капитала в сфере образования, исследований и инноваций в области гигиены окружающей среды в соответствии с международными стандартами и моделями для того, чтобы в странах Центральной Азии статус треугольника знаний воспринимался в качестве мощного инструмента устойчивого развития общества.
15 октября 2012г. Исполнительным Агентством по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре Европейской Комиссии в 5-м конкурсе ТЕМПУС проект «Центрально-Азиатская сеть инноваций в образовании и исследованиях по гигиене труда и окружающей среды» (САЫЕШЕН) утвержден и рекомендован к финансированию.
Данный проект нацелен на повышение потенциала университетов - партнеров по треугольнику знаний, улучшение синергии между образованием, исследованием и инновацией на региональном уровне путем создания сети Центров инноваций в образовании и исследовании в области гигиены труда и окружающей среды в каждом из университетов-партнеров. Проект включает разработку и реализацию новой PhD программы по гигиене труда и окружающей среды. PhD программа будет способствовать развитию потенциала университетов стран-партнеров в осуществлении мультидисциплинарных научных исследований и предоставлении образовательных услуг на национальном и региональном уровне.
Развитый и устойчивый проектный консорциум составит основу для обучения, преподавания и научно-исследовательской деятельности и сети между всеми партнерами, способствуя международному обмену и долгосрочному партнерству, повышая взаимопонимание между народами и культурами ЕС и Стран - партнеров.
Основная роль университетов заключается в подготовке высококвалифицированных человеческих ресурсов для научных исследований и инноваций. В то же время, университеты должны быть в авангарде исследований в целях обеспечения высокого качества образования. Во всех странах Центральной Азии по-прежнему существует необходимость в подготовке более эффективных ресурсов для проведения исследований и инноваций для университетов, которые играют уникальную и важную роль в построении общества знаний. Долгосрочными целями проекта являются:
поддержка создания потенциала вузов для образования, научных исследований и инноваций;
• повышение качества и актуальности высшего образования и взаимодействия между вузами и научно-исследовательскими учреждениями в области гигиены окружающей среды;
• обеспечение потенциала вуза для устойчивого международного сотрудничества.
Задачами проекта являются:
• Тренинг для тренеров в области образования, научных исследований и инноваций гигиены окружающей среды (EH); С помощью европейских партнеров сотрудники и докторанты пройдут стажировку в целях: - улучшения английского языка; -улучшения общих навыков исследования; - освоения инновационных методов исследований в ГОС; - освоения инновационных навыков преподавания.
• Создание центров образования, исследований и инноваций в области экологического здоровья (CERIEH), способных проводить обучение и инновационные исследования; Эти центры будут реализовывать докторские программы, курсы по методам исследований, послужат источником академических знаний в области ГОС для профессионалов, предприятий и местного сообщества.
• Разработка PhD программ с учетом региональных потребностей в области экологического здоровья и курсы по методам исследования для преподавателей, исследователей и студентов. Будут разработаны и аккредитованы 4-годичныеPhD программы с основными и факультативными курсами. В каждом центре будут набраны по крайней мере 2 докторанта и 10 курсантов на курсы по методам исследований.
• Создание эффективной системы обеспечения качества деятельности CERIEH, докторских программ и курсов по методам исследования;
• Создание вебсайта Центрально-азиатского форума и сети по вопросам образования, исследования и инновации в гигиене окружающей среды. Это будет способствовать развитию транснациональных исследований, образовательных услуг. Сеть будет иметь национальное и региональное значение, так как это влияние будет способствовать повышению качества и значимости высшего образования в Центральной Азии в области ГОС, и повышению их конвергенции с разработками ЕС; будет поддерживать сети университетов и научно-исследовательских учреждений. Используя этот форум и сеть CANERIEH, национальные научные круги будут иметь доступ к международному инновационному потенциалу, чтобы извлечь
выгоду из последних открытий и разработок, преодолеть нынешние и будущие глобальные вызовы. Местное сообщество будет в состоянии обратиться за академическим опытом. В состав консорциума проекта входят следующие партнеры:
1. Международная высшая школа медицины (Бишкек, Кыргызстан)
2. Ошский государственный университет, Ош, Кыргызстан
3. Казахский национальный медицинский университет им. Асфендиярова, Алматы, Казахстан
4. Карагандинский государственный медицинский университет
5. Казахский национальный центр гигиены труда и проф.заболеваний, Караганда, Казахстан
6. Таджикский государственный медицинский университет им. Абу Али ибн Сина, Душанбе, Таджикистан
7. Худжандский государственный университет, Таджикистан
8. НИИ профилактической медицины, Душанбе, Таджикистан
9. НПО "Impact-Taasir", Бишкек, Киргизстан
10. НПО Ассоциация выпускников КазНМУ, Алматы, Казахстан
11. Университет Милан, Милан, Италия
12. Университет Гётеборг, Гётеборг, Швеция
13. Университет Тарту, Тарту, Эстония
Проект начался стартовым совещанием в Милане, где координаторы проекта от каждого университета участвовали в совещании с целью ознакомления и оценки местных потребностей, обсуждение размещения будущего центра. В каждом центрально-азиатском университете был проведен семинар с мозговым штурмом и групповой дискуссией с профессионалами гигиены окружающей среды (ГОС) и высшего образования с Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. Были обсуждены общая ситуация, потребности и конкретные методологические конструкции докторских программ и учебных курсов для преподавателей и исследователей. Обследование и оценка результатов дали исчерпывающую информацию для академического содержания учебного курса для преподавателей в области образования и научных исследований в ГОС, и масштабы проекта мероприятий и исследований. Помимо оценки потребностей и содержания учебный курс для преподавателей, первый визит партнеров ЕС ПК был посвящен определению и согласованию ролей и обязанностей в консорциуме.
Программа обучения будет включать в себя обзорные лекции, в то время как остальной части курса буду обучать уникальным методам обучения, инноваций и исследований в ГОС. Методы обучения будет включать методы проблемно-ориентированного обучения, игрового обучения, кейс-стади на основе е-обучения (виртуальных пациентов), проектного обучения, участия и видео-ориентированного обучения.
Все методы обучения, упомянутые выше, будут выполняться в междисциплинарных небольших групп с участием представителей различных сфер общественного здравоохранения.
Программа будет направлена на решение основных экологических проблем здоровья, возникающих в местных условиях, а также в международном контексте (глобализация, аутсорсинг и т.д.). Тематика будет охватывать:
- Планирование, проведение, анализ и публикация эпидемиологических и других исследований по оценке экологической ситуации в здравоохранении
- Критический анализ и оценку научной литературы на английском языке
- Качественные и количественные методы исследований
- Инновации в исследованиях
- Планирования, проведения и оценки интервенционных исследований
- Риски
- Инновационные методы преподавания дисциплин общественного здравоохранения
В летней школе, помимо тренинга по методологии исследований, члены консорциума будут проводить тренинги по профессиональному развитию (электронное обучение, онлайн-ресурсы в ГОС, Международные перспективы и нормативно-правовые аспекты гигиены окружающей среды и т.д.). Партнеры
из ЕС будут демонстрировать свои знания и навыки по разработке веб-обучения по ГОС. Особое внимание будет уделено инновационным методам преподавания, обновление педагогического мастерства членов ЦА команд. Поскольку управление рисками является новинкой для членов ЦА команд, особое внимание будет уделено использованию новых измерительных приборов, как учить студентов измерениям факторов окружающей среды. Для этого будут приобретены новые измерительные приборы.
Члены проекта пройдут обучение по использованию информационных технологий, имеющих отношение к производству учебных материалов и применению информационных и коммуникационных технологий для поддержки класса и онлайн-обучения в соответствии с их индивидуальными и профессиональными потребностями (например, цифровое видео и цифровая визуализация для обучения и профессиональной подготовки). После окончания летней школы подготовка преподавателей будет продолжена в режиме онлайн в зависимости от потребностей.
Создание центров CERIEH позволит университетам начать разработку и реализацию будущих программ PhD, генерации и проведения научно-исследовательских проектов, онлайн обучения. Центр будет оснащен современной библиотекой и соответствующим оборудованием, в том числе не только оргтехникой (компьютеры, принтеры и т.д.), но и оборудованием для измерения факторов окружающей среды. Эти инструменты будут использоваться в образовательных и научных целях. Аудиовизуальные оборудование будет использоваться для разработки учебно-методических материалов.
За время существования проекта участники будут разрабатывать обучающие ресурсы, такие как аудио-видео библиотеку, презентации по тематическим исследованиям и другие информационные ресурсы, которые будут доступны в различных форматах, включая бумажные, веб-страниц, а также как CD и DVD дисков. Цель проекта в том, чтобы многие из этих ресурсов, в будущем обеспечили устойчивость проекта и доход для университетов после окончания проекта. В настоящее время функционирует веб-сайт для Центрально-Азиатской сети и форум по ГОС www.canerieh.ut.ee.
Практически во всех университетах-партнерах уже разработаны и утверждены PhD программы с курсами по методам исследования в области гигиены окружающей среды, гигиены труда и эпидемиологии. К концу 2014 г планируется завершить набор докторантов, которые должны начать в следующем году научно-исследовательские проекты.
Проект будет завершен конференцией для представления и распространения результатов и итогов CANERIEH: содержание, особенности и целевые группы учебных курсов, использование электронного обучения, форум. На этой конференции будут презентованы наметки некоторых исследовательских проектов. По результатам проекта будут опубликованы статьи в рецензируемых журналах.
Для обеспечения качества проектных мероприятий и результатов, следующие механизмы будут использованы:
• Квалификационные рамки для докторских программ будут разработаны в соответствии с европейскими стандартами;
• Во время проекта будут рассмотрена возможность совместных дипломов. Такая интернационализация программы могла бы повысить их качество;
• PhD программы и учебные курсы будут основаны на личностно-ориентированном обучении и научно-обоснованном подходе;
• Каждый центр ERIEH определит определенную область знаний, в которой он будет укреплять свою деятельность, чтобы стать региональным лидером. Такая специализация может предопределить высокий уровень исследований
• Участие докторантов в процессе оценки программы. Отзывы от слушателей и докторантов и их окончательные результаты исследований будут служить дополнительными показателями качества проектных разработок. Отзывы от пользователей сети и форума CANERIEH будет косвенным показателем достижений проекта;
• Консорциум по подготовке специалистов пройдет ФПК с элементами менеджмента качества;
• Сочетание внутренних и внешних оценок качества:
o Разработка основ для постоянного внутреннего контроля качества с участием структур университетов; o Внешняя оценка - процедура аккредитации при министерстве образования и национальных комитетов аккредитации;
• Во время проекта коллеги из других проектов TEMPUS и национальных офисов Tempus будут проводить аудит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Влияние Темпус на развитие университетов в Казахстане: Обзор проектов. - Алматы: 2010. - С.6-7.
2 Интеграция высшего образования Казахстана в международное образовательное пространство: достижения, проблемы, перспективы развития. - Алматы: 2010. - С.81-90.
к.К- ТОГЫЗБАЕВА, К.О. ДЖУСУПОВ, А.А. АЙДАРАЛИЕВ, З. НУРМАМАТОВ, Д.Д. ЖУН1СТАЕВ, Ш.К. МЫРЗАХМЕТОВА
С.Ж. Асфендияров атындагы Каза; улттын; медицина университетi, Ецбек гигиенасы кафедрасы, Алматы Халы;аралы;жогары медицина мектеб'1, Ышкек, Кыргызстан Ош мемлекетт'ш университетi, Ош ;., Кыргызстан
ТЕМПУС БАГДАРЛАМАСЫ БОЙЫНША ОРТАЛЫК АЗИЯ МЕДИЦИНАЛЫК УНИВЕРСИТЕТТЕР1Н1Н ХАЛЫКАРАЛЫК ЕУРОПАЛЫК Б1Л1М БЕРУ КЕИ1СТ1ПНЕ ИНТЕГРАЦИЯЛАНУЫ
Туйш: Багдарламада С.Ж. Асфендияров атындагы ^аза^ улттьи^ медицина университет мен Ортальщ Азия медицинальи^ университеттерЫдеп Темпус багдарламасыныц жузеге асырылу барысы туралы непзп мэлiметтер бершедк Аталган багдарламаныц непзп ма^саты мен мшде"п^ кел^ршген.
ТYйшдi свздер: Темпус, медицина университеттер^ Орталы^ Азия, сержтес елдер, Еуропалы^ Кецес, ецбек гигиенасы, ^оршаган орта
K.K. TOGUZBAYEVA, K.O. DZHUSUPOV, A.A. AIDARALIEV, Z. NURMAMATOV, D.D. ZHUNISTAYEV, SH.K. MYRZAKHMETOVA
S.D. Asfendiyarov Kazakh national medical university, Occupational hygiene department, Almaty International Higher school of medicine, Bishkek, Kyrgyzstan Osh state university, Osh, Kyrgyzstan
INTEGRATION OF MEDICAL UNIVERSITIES OF CENTRAL ASIA IN THE INTERNATIONAL EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE TEMPUS
Resume: This article provides basic information about the implementation of the Tempus program in S.D. Asfendiyarov KazNMU and medical universities in Central Asia. Here are the main goals and objectives of the program.
Keywords: Tempus, medical universities, Central Asia, the partner countries, the European Council, Occupational Health, Environment