Научная статья на тему 'Эффективность и вклад программы Темпус в реформирование сектора высшего образования в Кыргызстане 1995–2014 гг'

Эффективность и вклад программы Темпус в реформирование сектора высшего образования в Кыргызстане 1995–2014 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновации / высшее образование / эффективность проектов ЕС / программа Темпус / партнерства / высшие учебные заведения / Евроепейская система накопления и перевода кредитов / результаты обучения и система гарантии качества / Innovations / higher education / effectiveness of EU funded projects / Tempus programme / partnerships / higher education institutions / ECTS / learning outcomes / quality assurance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чокушева Гульнара Рыскуловна

Программа Европейского Союза Темпус оказала значительное содействие в процессе реформирования сектора высшего образования в Кыргызстане. Данная статья раскрывает вклад программы Темпус на разных уровнях и позволяет рассмотреть инновационные достижения, которые были внедрены при помощи проектов в высших учебных заведениях Кыргызстана и посмотреть на процесс гармонизации систем высшего образования между ЕС и Кыргызстаном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency and Tempus contribution to the reform of the higher education sector in Kyrgyzstan 1995–2014

The EU funded Tempus programme contributed a lot to higher education modernization in Kyrgyzstan. This article helps to underline Tempus contribution at different levels and to see what kind of innovations have been introduced at higher education sector in Kyrgyzstan and to see tendency on harmonization of higher education areas between EU and Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «Эффективность и вклад программы Темпус в реформирование сектора высшего образования в Кыргызстане 1995–2014 гг»

Section 7. Innovation management

Chokusheva Gulnara Ryskulovna, Kyrgyz National University im.Zh. Balasagyn Kyrgyz-European Faculty, Student PhD E-mail: gulnara_ch@yahoo.com

Efficiency and Tempus contribution to the reform of the higher education sector in Kyrgyzstan 1995-2014

Abstract: The EU funded Tempus programme contributed a lot to higher education modernization in Kyrgyzstan. This article helps to underline Tempus contribution at different levels and to see what kind of innovations have been introduced at higher education sector in Kyrgyzstan and to see tendency on harmonization of higher education areas between EU and Kyrgyzstan.

Keywords: Innovations, higher education, effectiveness of EU funded projects, Tempus programme, partnerships, higher education institutions, ECTS, learning outcomes, quality assurance.

Чокушева Гульнара Рыскуловна, Кыргызский Национальный Университет

им.Ж. Баласагына, Кыргызско-Европейский Факультет Студентка PhD, E-mail: gulnara_ch@yahoo.com

Эффективность и вклад программы Темпус в реформирование сектора высшего образования в Кыргызстане 1995-2014 гг

Аннотация: Программа Европейского Союза Темпус оказала значительное содействие в процессе реформирования сектора высшего образования в Кыргызстане. Данная статья раскрывает вклад программы Темпус на разных уровнях и позволяет рассмотреть инновационные достижения, которые были внедрены при помощи проектов в высших учебных заведениях Кыргызстана и посмотреть на процесс гармонизации систем высшего образования между ЕС и Кыргызстаном.

Ключевые слова: Инновации, высшее образование, эффективность проектов ЕС, программа Темпус, партнерства, высшие учебные заведения, Евроепейская система накопления и перевода кредитов, результаты обучения и система гарантии качества.

Кыргызстан присоединился к программе Европейского Союза по поддержке высшего образования Темпус в 1995 году и с тех пор ВУЗы Кыргызстана приняли участие в 55 проектах на общую сумму в 15,024 млн. евро, что составляет 16% от общей стоимости финансирования проектов на все 5 стран Центральной Азии.

Динамика подачи проектных предложений от ВУЗов Кыргызстана показала, что ВУЗы Кыргызстана проявили очень высокий интерес к программе, так

как количество проектных предложений постепенно росло с каждым конкурсом (Таблица 2). 21 ВУЗов КР приняли участие в проектах программы Темпус из 51 ВУЗов в Кыргызстане, что составляет 41% ВУЗов в стране.

C 2008 года ВУЗы Кыргызстана получили возможность выступать грантодержателями (grant holders), ни один ВУЗ КР не смог стать грантодер-жателем проекта в виду проблем с обеспечением банковской гарантии. Однако ВУЗы Кыргызстана

отлично смогли работать в качестве координатора проектов и отвечать за управление проектами на региональном и национальном уровнях. Также вырос потенциал ВУЗов по написанию проектных предложений: здесь хочется отметить потенциал Международной Медицинской школы (которая впервые из ВУЗов КР выиграла проект как грантодержатель,

но не смогла им быть в виду объективных причин), КНУ им. Ж. Баласагына (выступал координатором проекта на национальном и на региональном уровнях) и Ассоциация образовательных учреждений Эднет, которая инициировала несколько проектов и выступала региональным и национальным координатором.

Рисунок 1. Распределение общего бюджета по странам Центральной Азии (1994-2012)

Примечание автора: В рамках Программы Темпус (в случае многонациональных проектов) бюджет, направленный в каждую страну пропорционален количеству организаций,участвующих в проектах в каждой стране. Данные цифры не отражают фактический бюджет, который организации страны получили в ходе реализации проекта).

Таблица 2. - Количество проектных заявок по годам по странам Центральной Азии

Страна 1994— 1999 2000— 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Всего

Казахстан — — 52 38 41 74 72 79 356

Кыргызстан — — 23 36 32 46 50 48 235

Узбекистан — — 35 33 23 33 36 77 237

Таджикистан — — 19 24 19 29 32 40 163

Туркменистан — — 6 2 5 6 10 13 42

Страна 1994— 1999 2000— 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Всего Процент успеха

Казахстан 7 22 10 3 3 10 8 10 71 19,9%

Кыргызстан 3 24 4 3 3 4 7 7 55 23,4%

Узбекистан 11 40 3 4 3 4 5 11 81 34%

Таджикистан - 16 2 3 3 6 5 7 42 25,7%

Туркменистан 1 22 1 1 3 1 2 4 35 83%

Если сравнить данные по количеству поданных ет по Кыргызстану 23,4%, уступая место Туркмени-проектных предложений с количеством отобранных стану, Таджикистану и Узбекистану (Таблица 3). проектов, то мы видим, что процент успеха составля-

Таблица 3. - Количество отобранных проектов к финансированию по годам

Если посмотреть все проекты в Кыргызстане по тематике, то самой распространенной темой было — модернизация учебных программ и больше всего проектов реализовалось в Кыргызстане именно по этому направлению. Например, в КГУСТА открылась магистратура по управлению нетрадиционными видами энергии и магистратура по ГИС технологиям; в КГТУ открылась магистратура по ИКТ для специалистов с социальным ба-

зовым образованием, в КНАУ открылась магистратура по менеджменту в аграрном секторе и т. д. Также много проектов было реализовано по теме: Высшее образование и общество, т. е. проекты, направленные на повышение квалификации государственных служащих, на улучшение взаимодействия между ВУЗом, работодателями и инновациями, разработке квалификационных рамок и улучшению качества образования и т. д.

Общее количество

39,29%

Совместные Проекты

39,29% 39,29%

Структурные Мероприятия

Высшее образование и Реформа в области Реформирование общество управления Учебных Программ

Рисунок 4. Статистика по тематике проектов Темпус в Кыргызстане 2008-2014 гг

Одним из обязательных условий участия в про- сотрудничали с ВУЗами из стран Испании, Италии грамме ТЕМПУС было формирование партнерства и Германии. Сотрудничество с ВУЗами из стран Вос-с ВУЗами из стран ЕС. Если посмотреть на стати- точной Европы было менее распространено. стику проектов в Кыргызстане, то ВУЗы КР больше

Диаграмма по странам ЕС

I ES I UK 1LV ■ SE

IT I CZ ■ EE I DE ■ FR ■ FI I LT PL

MD BA BG

14,1896

■ IL RO ■ NL ■ PT 1SK SI ИВЕ HU IE 14,1896

4,96%

2,13% 2,13% 2,1396

0,71%

ЕЭ ик ЕУ ЭЕ 1Т С! ЕЕ ОЕ ЕР! Р1 И Р1_ 11_ НО N1 РТ ЭК 51 ВЕ Н11 1Е МО ВА Вв Рисунок 5. Показатели партнерства ВУЗов КР с ВУЗами из стран Европейского Союза

Большинство проектов ТЕМПУС в Кыргызстане были мультистрановыми, с вовлечением нескольких стран — партнеров: из статистики мы видим, что наиболее распространенным партнерством было

партнерства с ВУЗами из Казахстана и Таджикистана. В последние годы реализации программы Темпус появились партнерства с ВУЗами из стран Кавказа — Грузии и Азербайджана.

Рисунок 6. Показатели партнерства ВУЗов КР с ВУЗами из стран — партнеров

С 1995 года, высшие учебные заведения Кыргызстана приняли участие в 55 проектах Темпус, из которых большая часть были Совместными проектами по модернизации учебных программ. Темпус стал своего рода двигателем реформ в секторе высшего образования, так как в рамках проектов были пилотированы и распространены несколько значительных реформ, в особенности внедрение европейской системы накопления и перевода кредитов, переход на трехуровневую систему подготовки в соответствии с Болонской системой и разработка система по обеспечению качества.

Проекты Темпус явились основным инструментом для внедрения Европейской системы накопления и перевода кредитов (ЕСТБ) в системе высшего образования страны. За последние годы, ЕСТБ широко распространился в рамках двусторонних соглашений с университетами ЕС, как минимум в рамках восьми проектов Темпус. Результативность внедрения ЕСТБ оказалась на много выше в Кыргызстане, чем планировалось, и повлекла полного пересмотра структур и описания учебных программ.

В 2007 году при Министерстве образования и науки КР было создано Национальное Бюро ЕСТБ в рамках проекта Темпус, направленного на поддержку внедрения методологии ЕСТБ и Приложения к Диплому Европейского образца. Вышеуказанное Бюро способствовало разработке ряду концептуальных документов, таких как «Концепция Высшего образования в Кыргызстане», «Стратегия развития образования Кыргызстана до 2010 года, «Стратегия развития образования 2010-2020». Бюро также разработало руководство по ЕСТБ и способствовало распространению руководства всем ВУЗам в республике и осуществляло мониторинг процесс перехода к новой методологии ЕСТБ. Также в рамках проекта было организовано и проведено множество тренингов по внедрению ЕСТБ для администрации ВУЗов и профессорско-преподавательского состава.

Темпус также способствовал разработке нормативно-правовой базы по системе гарантии качества, что в конечно счете привело к принятию изменений в законе «Об образовании» от 2003 года. Шесть проектов Темпус повлияли на развитие системы гаран-

тии качества в кыргызских ВУЗах. В 2011 году первое в Кыргызстане независимое агентство по гарантии качества было открыто в рамках Темпус проекта «Центрально-Азиатская сеть по гарантии качества». Это агентство уже реализовало первую аккредитацию нескольких программ по экономике в двух университетах.

Академическое сообщество Кыргызстана продолжает работать над развитием систем гарантии качества, как на уровне программ так и на институциональном уровнях. Руководство по обеспечению качества, основанное на руководстве Европейского Фонда по Управлению качеством (ЕБОМ), теперь широко используется и оно было адаптировано экспертами, обученными а рамках проектов Темпус.

Темпус также оказал значительную поддержку процессу перехода к трехуровневой системе степеней, в особенности в результате 10 проектов, направленных на разработку учебных программ на уровне бакалавра, магистра и докторанта. Однако, система высшего образования в республике продолжает состоять из двух параллельных систем: подготовка специалистов на протяжении 5 лет и двухуровневая система подготовки на уровне Бакалавра (4 года) и магистра (2 года).

Программа Темпус дала возможность Кыргызским партнерам не только укрепить сотрудничество с партнерами из стран ЕС, но также и с другими партнерами из стран Центральной Азии. Кыргызские партнеры получили возможность работать вместе с ВУЗами из других стран Центральной Азии по общим актуальным вопросам, такими как реформа структур и систем высшего образования, студенческие услуги, стратегии по интернационализации, услугам обучения и институциональной автономии. Эти новые связи оказались плодотворными для дальнейшего сотрудничества по исследованиям и обмену студентов.

Темпус помог кыргызским ВУЗам улучшить материально-техническую базу посредством оказания поддержки открытию разных лабораторий и классов для обучения, оборудованными современным оборудованием. ВУЗы с отдаленных регионов получили значительные преимущества от вышесказанного. Темпус также помог кыргызским преподавателям получить доступ к новейшим исследованиям и ноу-хау в Европейских университетах, что позволило им модернизировать определенные дисциплины и усилить качество академических программ. Благодаря Темпу-су, появились новые направления учебных программ,

которых не было раньше в Кыргызстане, например такие как гео-информатика, менеджмент по сельскому хозяйству и возобновляемой энергии, безопасности на железнодорожном транспорте и курсы по стратегическому управлению в университетах.

Основные достижения программы Темпус:

1. Достижения на уровне ППС

Программа Темпус играет важную роль в профессиональном развитии персонала в ВУЗах КР. Возможности профессионального развития зачастую ограничены в высших учебных заведениях Кыргызстана (в том числе и в ЕС), в связи с чем программа Темпус предоставляла преподавателям возможность познакомиться со своими коллегами из разных стран. В результате совместной работы в международных консорциумах преподаватели вузов получили возможность познакомиться с различными точками зрения и по-новому взглянуть на свою деятельность. Это позволило им работать вместе с ведущими экспертами в своей области, посещать другие страны-партнеры программы Темпус для прохождения стажировок с целью изучения опыта и совершенствования своих навыков и знаний. Они также получили ценный опыт работы, преподавая студентам в других странах (иногда на иностранном языке). Установленные контакты оказались очень полезными для проведения дальнейших исследований и расширения списка их публикаций. Контакты с европейскими преподавателями, установленные благодаря программе Темпус, нередко приводили к продолжению исследовательской деятельности после окончания проекта через совместные публикации и экспертные оценки, что определенно помогло повышению устойчивости и долгосрочному влиянию результатов проектов.

Программа Темпус способствовала продвижению подхода «снизу-вверх» и помогла разрушать иерархические структуры, присущие университетам. Это дает большую свободу преподавателям и особенно молодым сотрудникам, позволяет экспериментировать и по-новому работать в «инкубаторе», каковым является каждый проект Темпус, сотрудничая с коллегами из других высших учебных заведений.

Программа Темпус уделяет внимание не только преподавателям, но также придает равное зна-чение подготовке неакадемического административного персонала. Например, проекты Темпус помогли им в развитии профессиональной компетентности в таких областях, как ИКТ-технологии и иностранные языки, с использованием новейших инструментов и методов.

Программа Темпус предоставила возможность сотрудникам вузов региона развивать навыки межкультурного общения, работая совместно с коллегами из разных стран в многонациональных консорциумах. 2. Достижения на институциональном уровне Реформа учебных программ: Одним из основных направлений программы Темпус является реформирование учебных программ, которое было особенно актуально в контексте социально-экономических преобразований в начале 1990-х. Данные проекты были всегда наиболее популярными, так как давали возможность преподавателям работать совместно в международных консорциумах, пересматривая устаревшие учебные курсы или разрабатывая новые. Проекты по разработке учебных программ в Кыргызстане часто охватывают науки об окружающей среде, инженерии, сельское хозяйство и информационные технологии. Программа Темпус также показала себя эффективным инструментом обновления существующих учебных курсов. Преподаватели из университетов ЕС работали вместе с преподавателями из пяти стран региона, консолидируя опыт по одному учебному предмету и модернизируя выбранную учебную программу. Индивидуальные контакты были необходимы, чтобы получить доступ к самым современным материалам и исследованиям в конкрет-ной области, и программа Темпус способствовала таким обменам. Установленные в рамках про-граммы Темпус контакты между специалистами в определенных областях помогли создать доверительные отношения, необходимые для обмена учебными материалами. Потребности рынка труда в регионе стремительно развивались последние двадцать лет, а высшие учебные заведения не всегда располагали необходимыми ресурсами для адаптации учебных программ в том же темпе, в каком происходили эти изменения. Программа Темпус позволила преподавателям республики наладить контакты с европейскими вузами, которые имели готовые курсы в необходимой области, и совместно работать по адаптации этих учебных программ в соответствии с потребностями рынка труда в регионе (например, перевести содержание курсов на местные языки или разработать специфические примеры для отдельных стран). Программа Темпус также помогла преодолеть барьеры в отношении более традиционного аудиторного обучения и внедрить новые методы преподавания, такие как курсы электронного обучения, смешанное обучение и интенсивные курсы на рабочем месте для профессионалов. Эти разработки позволили спе-

циалистам совмещать работу с учебой, что не всегда было возможно ранее.

Более того, программой Темпус были введены новые методы разработки и структурирования курсов. Для многих европейских преподавателей многие разработка курсов, основанных на «результатах обучения» и Европейской системе накопления и перевода кредитов в соответствии с принципами Болонского процесса, стала привычным делом, и они делились этим ноу-хау с коллегами из стран-партнеров. Преподаватели были убеждены в его преимуществах, так как оказывали содействие обмену студентами с европейскими университетами путем институционального признания периодов обучения в Европе или другой стране региона по возвращении домой. Данные инициативы «снизу вверх» подтолкнули некоторые министерства образования к перестройке структуры высшего образования по Болонской модели. Система трёх циклов — бакалавриат, магистратура, докторантура (пилотный проект с 2013 года внедрен в 6 ВУЗах КР) — была введена в регионе и широко используется в Кыргызстане.

Улучшение материально-технической базы и инфраструктуры ВУЗов КР

Предоставление оборудования всегда было для высших учебных заведений региона привлекательным компонентом программы Темпус, учитывая недостаток финансирования в ВУЗах компонента инфраструктуры. В 1994-2013 гг. через проекты Темпус было поставлено оборудование на сумму около 25 миллионов евро. Не удивительно, что большое количество проектов по разработке учебных программ в регионе осуществлялись в области инженерии, информационных технологий и рационального использования природных ресурсов.

Программа Темпус пополнила университетские библиотеки современными учебниками и периодическими изданиями для новых курсов. Обеспечение лабораторным оборудованием также очень важно для поддержки проведения практических работ в сфере точных наук. Без такого оборудования эффективность обучения была бы намного ниже. Получая оборудование, университеты с готовностью предоставляли помещения для его установки и персонал для его обслуживания. Когда стало очевидно, что приобретённое оборудование приносит большую пользу, администрации вузов стали больше инвестировать в свои вузы. Новое оборудование привлекало исследователей и людей, работающих на производстве, которые ранее не имели доступа к таким современным материалам. Полученное оборудование продолжало использовать-

ся ими и после окончания проекта, иногда на платной основе, что способствовало дальнейшему повышению финансовой устойчивости проекта.

С более широким распространением интернета в регионе поставка компьютеров, сканеров и принтеров оказалась наиболее эффективным объектом для инвестиций, а электронная почта и Бкуре стали главными средствами коммуникации между партнерами по проекту. Программа Темпус также позволила приобрести видеоконференц-оборудование, которое оставалось бы недоступным для бюджета многих высших учебных заведений.

В большинстве высших учебных заведений КР, участвующих в программе Темпус, имеются профинансированные программой компьютерные классы. Компьютеры были необходимы не только для общения с европейскими партнерами, но и для внедрения в университетах новых форм обучения, таких как электронное обучение и смешанное обучение. Специальные компьютерные программы способствовали повышению языкового уровня, обучению компьютерному дизайну и другим специализированным курсам, где не обойтись без компьютеров. Интернет продолжает быстро заменять традиционные библиотеки и открывает доступ к большому количеству электронной литературы для проведения студентами исследований и выполнения учебных заданий. Таким образом, ценность этих компьютеров с точки зрения учебного потенциала трудно переоценить.

Реформа в сфере управления и менеджмента в ВУЗах

В рамках программы Темпус осуществлялись проекты не только по разработке учебных программ, но и в области реформирования структур и процессов высших учебных заведений — то, что часто оказывалось более сложным, чем разработка учебных программ, учитывая строгую иерархию и политику, которые существуют во многих вузах. Около 20% проектов программы Темпус IV в Центральной Азии реализовы-вались в данной сфере. Проекты программы Темпус также были посвящены решению вопросов университетского управления. Благодаря проектам Темпус студенты получили возможность активнее участвовать в структурах управления вузами, а также были усовершенствованы административные структуры вузов, отвечающие за организацию международных обменов. Возможность для ректоров вузов посетить европейские университеты и встретиться со своими коллегами позволила им ознакомиться с новыми подходами. Программа Темпус помогла повысить осведомленность

об альтернативных путях организации своей деятельности и продемонстрировать важность участия внешних представителей в органах управления.

Кафедры в университетах, как правило, работают достаточно автономно, и программа Темпус помогла преподавателям и специалистам из разных факультетов и кафедр установить контакты друг с другом, которые, возможно, не возникли бы без проектов Темпус. Они должны были эффективно сотрудничать, чтобы успешно реализовать проект. Это помогло сломать институциональную разрозненность в вузах и поощрить обмен знаниями, а также передачу информации и ноу-хау между различными подразделениями.

Большое внимание в Кыргызстане уделялось обеспечению качества образования. Во всех ВУЗах страны существуют соответствующие структуры, ответственные за обеспечение качества, но отсутствуют механизмы осуществления независимой оценки. Многие проекты осуществляются в сфере обеспечения качества, способствуя созданию региональной сети, системы документации, профессиональному развитию руководящего состава, а также разработке систем обеспечения качества на основе стандартов Болонского процесса.

Обеспечению качества также способствовал мониторинг проектов, проводимый сотрудниками Национальных офисов Темпус в странах-партнерах и Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (ЕЛСЕЛ) в Брюсселе. Начиная с 2009 г. ИАОАК уделяет

большое внимание проведению мониторингов с целью улучшения качества проектов в регионе и реализует политику мониторинга всех проектов, по крайней мере, дважды в период их реализации. Каждый визит включает встречи с ректором или проректором вуза, деканом факультета, непосредственными участниками проекта из одной или более организаций-партнеров, а также с конечными бенефициарами, как правило, студентами, чтобы осуществить полноценную оценку проекта и помочь повысить его эффективность.

В результате уже на протяжении многих лет программа Темпус является влиятельным инструментом поддержки, который позволяет высшим учебным заведениям создать необходимые структуры управления и менеджмента для эффективного использования их потенциала и достижения образовательных целей.

Укрепление связей между высшими учебными заведениями и рынком труда

Многие проекты программы Темпус в КР включают партнеров из частного сектора. Программа Темпус

способствует привлечению предприятий к разработке новых учебных программ. Местные работодатели часто принимали участие в работе комитета по управлению проектом и встречах по пересмотру учебных программ, и, таким образом, непосредственно участвовали в процессе разработки учебных программ. В рамках многих проектов по разработке учебных программ посредством анкетирования проводился детальный анализ отраслей экономики, чтобы выявить потребности рынка труда и выстроить учебные курсы соответствующим образом, обеспечив их максимальную актуальность. Важно отметить, что рынок труда включает в себя не только частный сектор, но и неправительственные организации и государственные органы, которые в качестве партнеров приняли участие в проектах программы Темпус.

В рамках программы Темпус создавались специальные структуры, такие как центры обеспечения качества в вузах и центры развития сотрудничества между вузами, предприятиями и научно-исследовательскими институтами, которые продолжили свою деятельность и после окончания проектов.

Распределение на производственную практику и программы обучения выпускников в компаниях были также включены во многие новые курсы, тем самым способствуя обеспечению студентов работой после окончания вуза. Путем создания более квалифицированной рабочей силы программа Темпус помогла местным компаниям усилить их конкурентные преимущества на международных рынках и, тем самым, способствовала экономическому развитию в целом.

Помогая студентам найти работу в своей стране, Темпус также предотвращала утечку мозгов в регионы, где больше возможностей для трудоустройства.

Содействие региональному сотрудничеству

Программа Темпус внесла свой вклад в развитие сотрудничества между странами региона. До начала Темпус IV сотрудничество происходило в основном в рамках национальных проектов, в которых целевая страна-партнер сотрудничала с рядом европейских вузов. Формат многонациональных проектов, которому отдавался приоритет в Темпус IV, способствовал укреплению внутри-регионального сотрудничества. Действительно, внутри-региональные проекты с партнерами из Центральной Азии составили 36% от общего числа проектов Темпус IV. Каждая страна региона получила пользу от совместной работы, обмена передовым опытом и сопоставления эффективности проводимых реформ в соседних странах. Полученный опыт стал основой для национальных реформ в сфере высшего образования. Выполненные в рамках проектов сравнительные анализы часто способствовали использованию странами передового опыта в конкретных областях. После распада Советского Союза программа Темпус оказала поддержку пяти странам Центральной Азии в возобновлении отношений с бывшими республиками Советского Союза в рамках межрегиональных проектов. Например, в рамках программы Темпус страны Центральной Азии принимают участие в 14 проектах с вузами из Российской Федерации, опираясь на связи, которые существовали в прошлом.

Список литературы:

1. Основные достижения программы Темпус в странах Центральной Азии 1994-2013 гг, Выпуск 19 - апрель 2014 года, Исследование Темпус. С. 17-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.