Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ИНТЕГРАЦИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманова Пасихат Джалиловна, Оздеаджиева Тамара Мусаевна, Гасайнаева Эльмира Заирбековна

Статья посвящена интерактивному обучению в вузе, роли преподавателя в формировании иноязычной коммуникативной компетентности студентов. Выделены конкретные направления работы преподавателя со студентами с использованием интерактивных методов. Представлены основные элементы кейса, которые были выделены А. Шевченко, с конкретизацией шагов. Рассмотрены дидактические условия использования кейс-метода на занятиях по иностранному языку; основные шесть функций использования кейс-метода, в процессе обучения и воспитания; положительные и сложные стороны применения кейс-метода в работе со студентами; компетенции преподавателя, на которых основывается коммуникативная способность учителя. Проведен ретроспективный анализ научных исследований публикаций отечественных и зарубежных ученых в области модернизации профессионального образования; теоретический анализ трактовок понятий «компетенция», «компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдурахманова Пасихат Джалиловна, Оздеаджиева Тамара Мусаевна, Гасайнаева Эльмира Заирбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE CASE METHOD INTO THE PROCESS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article is devoted to interactive learning at the university, the role of the teacher in the formation of foreign language communicative competence of students. The specific directions of the teacher's work with students using interactive methods are highlighted. The main elements of the case, which were highlighted by A. Shevchenko, are presented, with the specification of steps. The didactic conditions of using the case method in foreign language classes are considered; the main six functions of using the case method in the process of teaching and upbringing; the positive and complex aspects of using the case method in working with students; the competence of the teacher, on which the teacher's communicative ability is based. A retrospective analysis of scientific research publications of domestic and foreign scientists in the field of modernization of vocational education; a theoretical analysis of the interpretation of the concepts of «competency», «competence».

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.147

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и методики их преподавания Абдурахманова Пасихат Джалиловна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германских и восточных языков Оздеаджиева Тамара Мусаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских и восточных языков Гасайнаева Эльмира Заирбековна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ИНТЕГРАЦИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена интерактивному обучению в вузе, роли преподавателя в формировании иноязычной коммуникативной компетентности студентов. Выделены конкретные направления работы преподавателя со студентами с использованием интерактивных методов. Представлены основные элементы кейса, которые были выделены А. Шевченко, с конкретизацией шагов. Рассмотрены дидактические условия использования кейс-метода на занятиях по иностранному языку; основные шесть функций использования кейс-метода, в процессе обучения и воспитания; положительные и сложные стороны применения кейс-метода в работе со студентами; компетенции преподавателя, на которых основывается коммуникативная способность учителя. Проведен ретроспективный анализ научных исследований публикаций отечественных и зарубежных ученых в области модернизации профессионального образования; теоретический анализ трактовок понятий «компетенция», «компетентность».

Ключевые слова: интерактивное обучение, кейс-метод, кейс-технология, студенты, коммуникативная компетентность, обучение.

Annotation. The article is devoted to interactive learning at the university, the role of the teacher in the formation of foreign language communicative competence of students. The specific directions of the teacher's work with students using interactive methods are highlighted. The main elements of the case, which were highlighted by A. Shevchenko, are presented, with the specification of steps. The didactic conditions of using the case method in foreign language classes are considered; the main six functions of using the case method in the process of teaching and upbringing; the positive and complex aspects of using the case method in working with students; the competence of the teacher, on which the teacher's communicative ability is based. A retrospective analysis of scientific research publications of domestic and foreign scientists in the field of modernization of vocational education; a theoretical analysis of the interpretation of the concepts of «competency», «competence».

Key words: interactive learning, case method, case technology, students, communicative competence, training.

Введение. В нашей стране с переходом на рыночную экономику кардинально изменились требования к будущим специалистам всех отраслей. Первое место занимают не только приобретенные профессиональные знания, умения и навыки, но и интуиция и творчество. Результатом образования в настоящее время является «умение будущих специалистов критически мыслить, анализировать, принимать соответствующие решения - то есть формирование самостоятельной личности, специалиста в определенной отрасли производства» [1, С. 83].

Для того чтоб достичь таких высоких результатов в процессе обучения и воспитания, следует использовать не только классические методы лекций и семинаров, а также и другие методы, которые объединены в одну группу интерактивных методов. Применение таких методов в процессе обучения позволяет рассматривать деятельность преподавателя и студента как равноправных субъектов учебного процесса. Именно интерактивное обучение позволяет развить партнерские отношения между преподавателем и студентом, а также создать своеобразное сотрудничество в учебной деятельности, которое способствует высокому уровню как общего, так и профессионального развития студентов.

Инновационно-ориентированный преподаватель имеет возможность развить в себе гибкость, толерантность, доброжелательность к студенту.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем начать использовать интерактивные методы обучения на занятии, в частности в процессе профессиональной подготовки студентов, преподаватель, на наш взгляд, должен определить:

- насколько академическая группа готова к применению интерактивных методов обучения в целом или сможет практически применить полученные знания, умения и навыки по иностранному языку в ситуациях профессионального характера;

- насколько группа студентов готова к сотрудничеству на занятии;

- недостатки и преимущества студентов в группе (конечно, стоит оценить их учебные возможности: уровень мотивации к обучению, активность, самостоятельную работу и т.п.);

- является ли сам преподаватель готовым к применению интерактивных методов на уроке.

Такое уточнение основных элементов кейса в профессиональной подготовке студентов позволяет разработать алгоритм процесса создания кейсов, который, на наш взгляд, достаточно удачно представлен в научном исследовании А. Шевченко. Он включает такие шаги, как:

1) формулирование дидактических целей;

2) определение места в структуре учебной дисциплины;

3) анализ содержания учебного материала конкретной дисциплины;

4) выбор и формулировка темы;

5) сбор информации на основе изучения литературы;

6) выбор жанра;

7) написание текста;

8) разработка творческих задач;

9) внедрение в учебный процесс, а также информационно-методического обеспечения преподавания дисциплин гуманитарного цикла - банк кейсов по гуманитарным дисциплинам;

10) методические рекомендации для преподавателей и студентов по разработке кейсов» [3, С. 13].

Стоит отметить, что шаг 4 (выбор и формулировка темы) имеет прямую связь с учебной программой дисциплины, в данном случае - с преподаванием иностранного языка профессиональной направленности. Если в экономике наиболее

распространенными источниками информации для создания кейсов является история фирмы, годовые отчеты предприятий, доклады менеджеров и руководителей, то для студентов - будущих преподавателей иностранного языка можно предложить архивные материалы из газет и журналов, художественную литературу, методические разработки к занятиям.

Наполнение текста, его структура, а также вокабуляр должны быть понятными для студентов и соответствовать уровню их иноязычной компетенции. Шаги 8-11 требуют от преподавателя творческого подхода, организации поэтапной работы студентов над кейсом, педагогической поддержки студентов во время работы над кейсом.

Среди практических задач (шаг 8), учитывая развитие иноязычной компетенции студентов на занятии по иностранному языку (где применяется кейс-метод), можно предложить решение задач с помощью использования предложений в пассивном залоге, условных предложений, глаголов в настоящем или прошедшем времени и тому подобное.

Среди основных типов кейсов: кейс-случай, кейс-упражнение и кейс-ситуация целесообразно, на наш взгляд, использовать кейс-упражнение или кейс-ситуации. Кейс-упражнение даст студенту возможность применить на практике полученные практические навыки профессиональной и иноязычной компетенции. Кейс-ситуация позволит студенту проанализировать представленную ситуацию.

Использование кейс-метода на занятиях по иностранному языку в вузе будет успешным, по нашему мнению, при таких дидактических условиях:

- в сочетании с другими методами обучения, учитывая практический характер занятий;

- учитывая особенности профессиональной подготовки студентов, а также их уровень владения иностранным языком: чем он выше, тем лучше результаты кейс-метода;

- учитывая общий интеллектуальный и образовательный уровень студентов, уровень их мотивации к обучению. На наш взгляд, чем более высокий уровень учебно-образовательной программы профессиональной подготовки, тем легче и эффективнее применять кейс-метод в учебной практике;

- не последнюю роль в использовании кейс-метода должен сыграть преподаватель: насколько он овладел методикой применения этого метода, его приемами и средствами; как творчески, интересно, продуманно он работает.

Преподаватель должен уделить большое внимание таким организационным моментам: подготовке текста самого кейса в достаточном количестве; обеспечению другого раздаточного и материально-технического материала (иностранных аудио-видео записей); рациональному распределению времени занятия - иными словами, преподавателю следует тщательно поработать над шагами 9-11 алгоритма применения кейс-метода в процессе обучения.

Очень важно, чтобы преподаватель осуществил проверку знаний студентов материала кейса, четко обозначил проблемы для обсуждения, напомнил студентам некоторые ключевые теоретические или практические моменты (например, лексико-грамматические явления иностранного языка, которые изучаются), направил на употребление определенного языкового вокабуляра, сориентировал студентов на профессиональный подход к анализу ситуации. По этому поводу стоит вспомнить И.А. Балягину, которая сравнивает преподавателя, применяющего кейс-метод на занятии, с лоцманом, который «... уверенно ведет группу по бурному морю дискуссии, минуя подводные рифы интеллектуальных недоразумений, неожиданных вопросов, направляясь к конструктивным решениям» [2, С. 145].

В процессе использования кейс-метода преподаватель решает задачи обучения и воспитания студентов, выполняя 6 основных функций:

- гносеологическую, которая позволяет решить важную задачу: получить и накопить новые знания как по учебной дисциплине (в нашем случае по иностранному языку по профессиональному направлению), так и знания о законах функционирования педагогической системы - психологии, педагогики, социологии, методики преподавания и тому подобное;

- проекционную, связанную с проектированием целей, программы, планов, методической системы и технологии преподавания учебной дисциплины;

- конструкционную, которая включает выбор и построение содержания учебного курса, выбор основных форм и методов проведения занятия с использованием кейс-метода;

- организационную, решая задачи по организации учебно-воспитательного процесса;

- коммуникативную, которая предусматривает установление педагогически обусловленных отношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. В основе этой функции - умение объективно воспринимать партнера в общении, вызвать у него доверие; быть открытым в общении, делиться информацией; предусматривать и ликвидировать конфликты; справедливо, конструктивно и тактически критиковать; воспринимать и учитывать критику, перестраивая собственное поведение и деятельность;

- воспитательную функцию, которая направлена на формирование личности будущего специалиста, его общую и профессиональную социализацию.

Достаточно сложным и решающим этапом в работе преподавателя является, на наш взгляд, адекватное оценивание результатов обучения студентов с применением кейс-метода, ведь это - не контрольная работа, не семинарское занятие и не лабораторная работа, это - один из элементов практического занятия, где в ходе коротких выступлений студентов, в обсуждении поставленных проблем, в дискуссии с другими участниками происходит поиск наилучшего варианта решения задачи с использованием соответствующей иноязычной базы. В данном случае следует оценивать два важных аспекта: иноязычная компетенция и профессионально направленные знания, причем оценки будет в пользу первого аспекта. В любом случае оценивание должно осуществляться в соответствии с дидактическими требованиями по оценке приобретенных знаний, умений и навыков студентов, а именно: объективно и справедливо по отношению ко всем участникам, задействованным в кейсе; аргументировано, систематически и оптимально.

В данном случае оценка выполняет контролирующую функцию (позволяет выявить приобретенные иноязычные и профессиональные знания, умения и навыки); учебную (требует достижения студентами определенного уровня иноязычной подготовки по профессиональному направлению); воспитательную (поскольку в процессе обучения формируются личностные качества студента); организующую (организует учебно-воспитательную деятельность студента) и методическую (позволяет преподавателю совершенствовать методику преподавания иностранного языка по профессиональной направленности; воспитательную (поскольку в процессе обучения формируются личностные качества студента); организующую (организует учебно-воспитательную деятельность студента) и методическую (позволяет преподавателю совершенствовать методику преподавания иностранного языка по профессиональному направлению).

Лучше реализовать все указанные выше функции оценки позволяет 100-балльная система оценки знаний, умений и навыков студента, так как такая система позволяет накапливать баллы за отдельные виды задач кейса, оценивает активность студента и численность его выступлений. В общем кейс метод как один из интерактивных методов обучения требует оценивание не определенных иностранных знаний, умений и навыков, а умений студента анализировать конкретную профессиональную ситуацию, принимать взвешенное (адекватное) решение, логически мыслить.

В процессе работы над кейсом акцент переносится не на овладение готовыми знаниями, а на продуцирование, на самостоятельное мышление, на способность представлять свои мысли перед аудиторией и конструктивно отвечать на критику своих одногруппников, так как он дает возможность студентам творчески применять уже усвоенный речевой материал и формировать новые иноязычные навыки.

Применение преподавателем различных интерактивных методов обучения стимулирует индивидуальную активность студентов, формирует положительную мотивацию к обучению, к изучению иностранного языка профессиональной направленности, обеспечивает высокую эффективность обучения будущих специалистов, формирует определенные личностные качества и компетенции. Кроме того, это позволяет и преподавателю постоянно самосовершенствоваться, мыслить и действовать по-европейски и постоянно работать над обновлением собственного творческого потенциала, совершенствованием собственной иноязычной компетенции.

Ретроспективный анализ научных исследований показал, что проблема профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранного языка является актуальной и своевременной, и обусловлена модернизацией профессионального образования в соответствии с требованиями европейского образовательного пространства.

Однако публикации отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о недостаточной разработанности аспекта профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранного языка в целом и, в частности, их подготовки к профессионально-ориентированного общения. Так, отечественные исследователи посвятили свои работы отдельным вопросам формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в поликультурной среде, формированию социокультурной и иноязычной коммуникативной компетенции.

Готовность к иноязычного профессионально-ориентированного общения будущих преподавателей определяем как как устойчивое личностное образование, которое сочетает осознанную мотивацию, сформированные профессиональные и языковые знания, умения и навыки и способность к иноязычному профессионально-ориентированному общению.

Готовность к иноязычному профессионально-ориентированному общению характеризуется сформированностью следующих компонентов: мотивационного, когнитивного и операционно-деятельностного, необходимых для эффективного межличностного общения с целью решения профессиональных задач.

Выводы. Таким образом, применение кейс-технологий способствует подготовке будущих преподавателей иностранного языка к профессионально-ориентированному общения, развитию их самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свое мнение как на родном, так и иностранном языках.

Нами уточнено понятие «кейс-технологии» как группы образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанные на решении реальных коммуникативных ситуаций профессиональной деятельности (кейсов), которые отражают практическую проблему и активизируют комплекс усвоенных знаний, для совместного анализа, обсуждения и принятия решений.

Коммуникативная способность учителя основывается на таких компетенциях: речевая (понимание, говорение, письмо) языковая (знания, фонетики, графики, орфографии, лексики, грамматики) дискурсивная (коммуникативные умения, связанные с условиями реализации отдельных речевых функций с применением адекватных языковых моделей-образцов) социокультурная и социолингвистическая (умение использовать в общении и познании социокультурные и социолингвистические реалии) стратегическая (развитие способности студентов / учащихся к самостоятельному обучению и самосовершенствованию, желание общаться, слушать, понимать других, адекватная оценка и самооценка).

Профессионально-педагогическая коммуникативная компетенция учителя проявляется в личностном аспекте общения (выявление личностных качеств при общении), коммуникативном аспекте (обмен информацией и ее понимание), интегративном аспекте (взаимодействие партнеров в ходе организации и осуществлении совместной деятельности), перцептивном аспекте (восприятие одним партнером по общению другого).

Литература:

1. Озарко, А.А. Применение кейс-метода на занятиях по иностранному языку по профессиональному направлению в процессе обучения студентов технических специальностей в ВТУЗ / А.А. Озарко, И.А. Сахневич // Вестник Житомирского государственного университета. - 2014. - Вып. 3 (75). - С. 83-87.

2. Пащенко, Т.М. Кейс-метод як сучасна технолопя навчання спещальних дисциплш / Т. Пащенко // Молодежь и рынок: науч.-пед. журн. Дрогоб. гос. пед. ун-ту iм. И. Франко. - 2015. - № 8. - С. 94-98.

3. Шевченко, О.П. Педагогические условия использования кейс-метода в процессе изучения гуманитарных дисциплин в высших технических учебных заведениях: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Елена Петровна Шевченко. - Луганск, 2011. - 22 с.

Педагогика

УДК 373.5

кандидат педагогических наук, доцент Ахкиямова Гузелия Равиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье освещен вопрос формирования безопасного типа личности, как важный компонент безопасности жизнедеятельности в целом. Выявлена актуальность и представлены основные пути решения данного вопроса в процессе учебно-воспитательной деятельности, в рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые в свою очередь являются, не только интересными, но и актуальными для настоящего времени.

Ключевые слова: безопасный тип личности, культура безопасности, учебно-воспитательная деятельность, паника, основы безопасности жизнедеятельности.

Annotation. The article highlights the issue of the formation of a safe personality type as an important component of life safety in general. The relevance is revealed and the main ways of solving this issue are presented in the process of educational activity, within the framework of studying the subject "Fundamentals of life safety", which in turn are not only interesting, but also relevant for the present.

Key words: safe personality type, safety culture, educational activities, panic, fundamentals of life safety.

Введение. В современных условиях часто возникает необходимость обеспечения безопасности человека от его собственной жизни. Результаты научно-технического прогресса и общественного развития представляют серьезную угрозу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.