Zudina Alena Igorevna
FORMING OF COMMUNICATIVE .
pedagogical sciences
УДК 372.881.111.1
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0028
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2020
SPIN: 3609-2211 AuthorlD: 729580
Зудина Алена Игоревна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Институт пищевых технологий и дизайна (603062, Россия, Нижний Новгород, улица Горная, 13, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматривается вопрос эффективности использования кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых ВУЗов при обучении иностранному языку. В современном мире трудно переоценить важность владения иностранным языком. В условиях растущей глобализации и интеграции мировой экономики знание иностранного языка становится все более востребованным навыком специалиста любой отрасли. Потребность современного рынка труда в профессиональных кадрах определяет целью методики обучения иностранному языку в настоящее время формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции. Чтобы сформировать данную компетенцию, необходимо по-новому взглянуть на систему используемых преподавателями методов и приемов обучения иностранному языку. Особенно пристальное внимание необходимо обратить на использование интерактивных технологий в обучении иностранному языку, максимально способствующих формированию коммуникативной компетенции. Одной из инновационных интерактивных форм эффективных технологий обучения является проблемноситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс-технология, как одна из форм интерактивного обучения иностранному языку, предполагает создание конкретной реальной ситуации, которая требует речевого взаимодействия (кейса). Основной целью является коллективное обсуждение и анализ условий ситуации, формулирование проблемы и представление всех возможных вариантов разрешения ситуации в соответствии с установленными критериями. При этом необходимым становится использование иноязычной речи, что способствует формированию коммуникативных навыков. Особое внимание в статье уделяется понятию, структуре и отличительным особенностям кейс-технологии,, этапам работы с кейсом, а также различным способам её применения при обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции студентов.
Ключевые слова: иноязычное общение, коммуникативная компетенция, студенты неязыкового ВУЗа, методы и приемы обучения иностранному языку, инновационные технологии в преподавании иностранного языка, кейс-технология.
FORMING OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS USING CASE TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
© 2020
Zudina Alena Igorevna, senior lecturer of the Department of Humanities
Institute of Food Technologies and Design (603062, Russia, Nizhny Novgorod, street Gornaya 13, e-mail: [email protected]) Abstract. In the article the question of effectiveness of use case technology for formation of communicative competence of non-linguistic university students in teaching foreign languages is considered. In today's world the importance of foreign language proficiency cannot be overemphasized. With the growing globalization and integration of the world economy knowledge of a foreign language is becoming an increasingly popular skill of a specialist of any industry. The need for professional staff determines the purpose of foreign language teaching methodology at present the formation of communicative competence of future specialists. To form this competence, it is necessary to look in a new way at the system of methods of teaching foreign languages used by teachers. Especially close attention should be paid to the use of interactive technologies in foreign language teaching, which contribute to the formation of communicative competence. One innovative interactive form of effective learning technologies is problem-driven case learning. Case technology, as a form of interactive foreign language learning, involves creating a specific real-world situation that requires speech interaction (case). The main objective is a collective discussion and analysis of the conditions of the situation, the formulation of the problem and the presentation of all possible solutions to the situation in accordance with the established criteria. At the same time, the use of foreign language speech becomes necessary, which contributes to the formation of communicative skills. Special attention in the article is paid to the concept, structure and distinctive features of case technology, stages of work with a case, as well as various ways of its application in teaching foreign language to form communicative competence of students.
Keywords: foreign-language communication, communicative competence, non-linguistic university students, methods of teaching foreign languages, innovative technologies in teaching foreign languages, case technology.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире трудно переоценить важность владения иностранным языком. В условиях растущей глобализации и интеграции мировой экономики знание иностранного языка становится все более востребованным навыком специалиста любой отрасли. Потребность современного рынка труда в профессиональных кадрах определяет целью методики обучения иностранному языку в настоящее время формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции. Таким образом, обучение должно строиться не только на усвоении студентами отдельных лексических единиц и способности правильно формулировать предложения, но и умении выбирать языковые средства, исходя из различных внеязыковых факторов общения для достижения определенной коммуникативной цели, или, другими словами, формировании комплекса коммуникативных уме-
ний, основанных на лингвистических, психологических, культурологических, и социальных знаниях [1-3].
Насколько эффективен процесс преподавания иностранного языка в значительной степени определяет методика преподавания. В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Бузинская Я. М. [4], Рольгайзер А. А. [5] и др.), самое пристальное внимание необходимо обратить на использование интерактивных технологий в обучении иностранному языку, максимально способствующих формированию коммуникативной компетенции. Одной из инновационных интерактивных технологий в преподавании иностранного языка является кейс-технология.
В настоящее время вопросу использования кейс-технологии при обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции посвящены многочисленные научные исследования, в том числе
педагогические науки
Зудина Алена Игоревна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ...
Чернышевой О. В. [6], Молчановой Т. Ю. [7], и др. [813].
МЕТОДОЛОГИЯ
Основная цель исследования заключается в изучении теоретических положений и практических аспектов применения кейс-технологии в преподавании иностранного языка, его эффективности при формировании коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели необходимо проанализировать понятие, структуру и отличительные особенности кейс-технологии, этапы работы с кейсом, а также рассмотреть различные способы её применения при обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции студентов. При проведении исследования используются методы изучения и анализа публикаций, в которых рассматриваются аспекты данной проблемы, обобщение собственного опыта работы по использования кейс-технологии, систематизация изученной информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Кейс-технология, являясь одной из интерактивных технологий обучения иностранному языку, предполагает создание конкретной реальной ситуации, которая требует речевого взаимодействия (кейса) [14]. Основной целью является коллективное обсуждение и анализ условий ситуации, формулирование проблемы и представление всех возможных вариантов разрешения ситуации в соответствии с установленными критериями. При этом необходимым становится использование иноязычной речи, что способствует формированию коммуникативных навыков.
Кейс-технологии имеет целый ряд отличительных особенностей: создание реальной проблемной ситуации; вариативность разрешения ситуации; единство цели, совместная деятельность, направленная на выбор наиболее верного варианта решения и разработка практической модели его реализации; групповое оценивание принимаемых решений [15].
Типовой кейс состоит из проблемной ситуации, описания условий ситуации, примечания к ситуации, вопросы или задания для решения кейса.
Работа с кейс-технологией в процессе преподавания иностранного языка включает несколько стандартных этапов. На первом этапе происходит знакомство с проблемной ситуацией, представленной в кейсе. Каждый студент самостоятельно изучает и анализирует условия кейса, выявляет основную проблему, пытается найти варианты ее решения. На втором этапе работы с кейсом осуществляется групповая работа (в малых группах, в парах), координируются усилия по выявлению ключевой проблемы, обсуждаются альтернативы ее разрешения, студенты обмениваются мнениями и приходят к общему решению. На третьем заключительном этапе студенты должны представить результаты решения кейса в устной или письменной форме для дальнейшего обсуждения.
К кейс-технологиям относятся: метод инцидентов (краткое сообщение о конкретной ситуации в мире или конкретной стране, информации в котором недостаточно для принятия правильного решения, и студенты вынуждены осуществлять поиск и анализ дополнительной информации); ситуационно-ролевая игра (воссоздание условий реальной жизненной ситуации с последующим ее разрешением); игровое проектирование (разработка проектов различного типа); кейс-стади (коллективный анализ предложенной проблемной ситуации, поиск решения проблем, анализ и оценка предложенных вариантов, выбор наиболее целесообразного); разбор деловой корреспонденции (основан на анализе документов, писем, относящихся к конкретной организации, ситуации, проблеме) [16].
Приведем примеры использования некоторых методов кейс-технологии, направленных на формирование коммуникативной компетенции студентов.
Например, при изучении темы «Environmental
problems» целесообразно применять метод инцидентов. Студентам предоставляется краткое описание ситуации в мире. Информация, представленная в ситуации, дана не в полном объеме, ее недостаточно для оценки ситуации и принятия верного решения. Студентам приходится дополнительно подбирать необходимую информацию - в этом заключается суть данного метода. Первый этап работы будет заключаться в ознакомлении студентов с сообщением и вопросами к нему. По теме «Environmental problems» контекст ситуации может быть следующим: «People of our planet are facing great environmental problems now. We are on the verge of environmental crisis. We must pay urgent attention to current environmental problems». Вопросы к сообщению: «What is the main problem? What are the steps of the state to solve the problem? What solutions can you offer?» Второй этап предполагает индивидуальную или групповую работу студентов, направленную на поиск путей разрешения предложенной ситуации. На заключительном этапе студенты представляют результаты работы с кейсом для обсуждения.
Использование метода ситуационно-ролевой игры для формирования коммуникативной компетенции наиболее эффективно при изучении тем «Taking reservations by telephone», «Receiving and seating guests», «Taking food orders» и др. Данный метод предполагает импровизированное разыгрывание предложенной проблемной ситуации ее участниками, в ходе которого они выполняют определенные роли. Например, по теме «Dealing with complaints» на первом этапе студенты также получают ситуацию, содержание которой может содержать следующую информацию, и задания к ней: «The customer has the reservation but Fred (the headwaiter) can't find his name in the reservation record. So Fred is to deal with the complaint from the angry customer. Please, work in pairs. One of you is the guest and the second is the headwaiter». На втором этапе студенты делятся на пары, распределяют роли, находят пути разрешения предложенной ситуации. На третьем этапе они представляют полученные результаты в виде диалогов между гостем и метрдотелем, затем происходит коллективное обсуждение корректности принятых решений. Похожий контекст ситуации возможно использовать для ситуационно-ролевых игр, связанных с жалобами посетителей ресторана на качество обслуживания или качество блюд и др.
ВЫВОДЫ
Кейс-технология - это обучение действием. Активная самостоятельная деятельность студентов по разрешению проблемных ситуаций способствует практическому овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками. Использование в преподавании иностранного языка разнообразных методов кейс-технологии позволяет создавать необходимые условия для того, чтобы студенты применяли на практике и, таким образом, совершенствовали изученный ранее теоретический материал в различных ситуациях общения. Важным фактором эффективности данной технологии является также то, что студенты, независимо от их уровня владения иностранным языком, максимально включены в работу, что позволяет преодолевать языковой барьер и способствует формированию коммуникативной компетенции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Козырева М. П. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. №3 (31). С. 32-39.
2. Макарова Т. Г., Хамуда А. В. Особенности формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку студентов в техническом вузе // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20. № 1. С. 114-115.
3. Журавлева Ю. В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т. 1. С. 67-68.
4. Бузинская Я. М. Роль интерактивных технологий обучения в системе формирования коммуникативной компетенции обучающихся при изучении иностранного языка //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 84-87._
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)
135
Zudina Alena Igorevna
FORMING OF COMMUNICATIVE ...
pedagogical sciences
5. Рольгайзер А. А. Интерактивные методики как инструмент формирования коммуникативных способностей у студентов при обучении иностранному языку в вузе //Мир педагогики и психологии. 2018. № 4 (21). С. 144-149.
6. Чернышева О. В. Специфика использования кейс-метода в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку // Актуальные вопросы образования. 2019. Т. 1. С. 76-79.
7. Молчанова Т. Ю. Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации // Молодой ученый. 2019. № 40 (278). С. 220-222.
8. Рожнова Е. А., Симакова С. М. Использование кейс-метода в интерактивном обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 8-1 (62). С. 198-201.
9. Гучетль С. К. О применении кейс-метода при обучении иностранному языку // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие. 2016. № 1 (3). С. 19-23.
10. Пичугина Г.А., Бондарчук А.И. Структура обучающего кейса в организации учебного процесса // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-7.
11. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Максимова К.А. Применение идей технологического подхода в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 108-110.
12. Ясаревская О.Н., ВолковА.И., ТолмачеваВ.О. Самообразование йспециалиста через развитие иноязычной коммуникативной компетенции //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 181-185.
13. Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.
14. Хохленкова Н. А. Использование метода кейсов при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Школа университетской науки: парадигма развития. 2017. № 1-4 (23-26). С. 119-120.
15. Воронова М. В. Метод кейс-стади как форма организации обучения иностранному языку //Вестник ИМСИТ. 2018. №2 (74). С. 4243.
16. Лукина Н. А. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам студентов неязыковых вузов посредством кейс метода //Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 52-53.
Статья поступила в редакцию 20.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020