Научная статья на тему 'Интеграция как обеспечение системной целостности и динамичности профессионального образования'

Интеграция как обеспечение системной целостности и динамичности профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Л. А., Алексеева З. Е.

В статье рассматривается кластерный подход в инновационном обучении. Выявлены предпосылки становления интеграционных процессов. Обобщены формы горизонтальной и вертикальной интеграции профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration as basis of professional education dynamics

The cluster approach to innovation education is considered. Prerequisites for integration processes formation are revealed. The types of horizontal and vertical integration are generalized.

Текст научной работы на тему «Интеграция как обеспечение системной целостности и динамичности профессионального образования»

УДК 378

Л.А. Фёдорова, З.Е. Алексеева СГГА, Новосибирск

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И ДИНАМИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается кластерный подход в инновационном обучении. Выявлены предпосылки становления интеграционных процессов. Обобщены формы горизонтальной и вертикальной интеграции профессионального образования.

L.A. Fyodorova, Z.Ye. Alexeyeva SSGA, Novosibirsk

INTEGRATION AS BASIS OF PROFESSIONAL EDUCATION DYNAMICS

The cluster approach to innovation education is considered. Prerequisites for integration processes formation are revealed. The types of horizontal and vertical integration are generalized.

В докладе «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», подготовленном А. Волковым, Я.Кузьминым, Б. Рудником, И. Реморенко, И. Фруминым, Л. Якобсоном, образованию уделяется основная роль в формировании интеллектуального капитала нации. Это основная сфера производства инноваций. Образование выступает первым звеном инновационной цепочки «образование -исследования - венчурные проекты - массовое освоение инноваций».

В нашу жизнь прочно вошло и утвердилось понятие «инновация» (лат. in -в, novus - новый), которое трактуется как нововведение. В научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение понятия «новое»: новый - «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный».

В научной литературе различают понятия «новшество», или «новое средство» (они считаются синонимами), и «инновация», «нововведение». Новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.д.), а инновация - это процесс освоения этих средств. Нововведение считается

успешным, если освоение положенного в его основу нового средства позволило решить задачи развития какой-либо системы.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Одним из инновационных направлений модернизации ПО является развитие интеграционных процессов, которые призваны обеспечить системную целостность и динамичность профессионального образования.

Модернизация образования в России происходит не автономно, а параллельно с реформированием производственных и распределительных отношений в обществе, модернизацией иных социальных институтов. В этих условиях процесс модернизации образования не носит автономного характера и подвержен влиянию ряда факторов, способных внести изменения в конечный итог реализуемых мероприятий.

Сегодняшнее изменение системы профессионального образования оценивается неоднозначно. Мухаметзянова Г.В [1], выделяет позитивные тенденции в модернизации системы профессионального образования:

- Государственная поддержка образовательных инициатив в системе «образование - наука - производство»;

- Формирование единого образовательного пространства профессиональной школы в союзе с производством и наукой;

- Структурно-функциональная интеграция учреждений профобразования и предприятий отрасли;

- Развитие педагогики профессионального образования как системы междисциплинарного научного знания.

Негативными тенденциями являются:

- Отсутствие стратегии развития системы НПО, СПО и ВПО;

- Диспропорции в подготовке рабочих и специалистов между НПО, СПО и ВПО;

- Нарушение преемственности деятельности НПО, СПО и ВПО;

- Несовершенство нормативно-правовой базы деятельности учреждений профобразования, обеспечивающей актуальность и необходимость их корпоративных связей с промышленными предприятиями;

- Рассогласованность функций органов управления профессиональным образованием различной компетенции по всей управленческой вертикали;

- Низкая инвестиционная привлекательность;

- Несоответствие инфраструктуры НПО, СПО, ВПО стоящим перед ней задачам, демографической ситуации и др.

Таблица 1 демонстрирует баланс потребностей экономики и объёма подготовки специалистов в образовательных учреждений всех уровней профессионального образования в период 2008—2015 годы (данные Минобрнауки). Существует перепроизводство специалистов с высшим

образованием почти по всем направлениям подготовки (кроме сферы обслуживания) и наблюдается отрицательный баланс в области подготовки рабочих профессий и специальностей. К 2015 году эти тенденции принципиально не изменятся.

Сфера образования России в ее современном виде представляет собой сложную многоуровневую систему. Традиционная модель образования слишком статична, монологична, ориентирована на дисциплинарное разграничение знания в виде относительно автономных, замкнутых систем хранения информации. Эта модель оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям процесса глобальных изменений.

Таблица 1

Уровень образования ВПО Уровень образования СПО Уровень образования НПО

Потреб- ность Выпуск Баланс Потреб- ность Выпуск Баланс Потреб- ность Выпуск Баланс

Сфера обслуживания

12170 8100 -4070 21320 8550 -12770 99370 53630 -45740

Сельское и рыбное хозяйство

18150 38400 20250 18480 18380 -100 81140 42330 -38810

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

23000 26280 3280 22180 13100 -9170 39150 13180 -25970

Металлургия, машиностроение и металлообработка

17040 30120 13080 33030 20030 -1300 80570 42180 -38390

Транспортные средства

21490 28640 7150 32570 30650 -1920 107140 53580 -53560

Электронная техника, радиотехника и связь

13300 18110 4810 11640 8100 -3540 13660 6870 -6790

Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов

12070 17650 5580 20870 18150 -2720 47190 30820 -16370

Строительство и архитектура

24330 32100 7770 28790 21960 -6830 62260 37670 -24590

Таким образом, к предпосылкам развития интеграционных процессов в системе образования России можно отнести:

- Становление российского рынка образовательных услуг;

- Демографическую ситуацию;

- Несоответствие российской системы образования современным требованиям.

Интеграция - системное понятие, в рамках которой выделяют горизонтальную и вертикальную интеграцию. Комов А.Н. [2], рассматривает горизонтальную интеграцию в системе профессионального образования в двух

ракурсах: как оптимизацию самой сети учебных заведений региона и как предпринимательскую инициативу по объединению их ресурсов с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Первый ракурс рассмотрения проблемы применим по отношению к учреждениям НПО и СПО. Объектами интеграции выступают государственные учебные заведения, а решение об интеграции принимается на уровне субъекта федерации.

Второй ракурс рассмотрения проблемы горизонтальной интеграции касается объединения высших учебных заведений независимо от их формы собственности. Решение о добровольном присоединении к сообществу вузов принимается органом управления высшего учебного заведения. Организационными формами такого кооперирования являются ассоциации, союзы, а также межвузовские объединения как наиболее мобильные и рыночноориентированные структуры.

Под вертикальной интеграцией понимается взаимодействие учебных заведений, реализующих различные уровни и формы обучения. Научной основой такого взаимодействия является концепция непрерывного образования.

Сегодня на рынке образовательных услуг учебными заведениями различного образовательного уровня реализуются следующие модели вертикальной интеграции:

- «Школа - вуз» (или ее разновидность «школа - учреждение дополнительного образования - вуз»);

- «Школа - колледж»;

- «Профессиональный лицей - колледж»;

- «Колледж - вуз»;

- «Школа - колледж - вуз».

Образование через всю жизнь (life-long learning) - это единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях. Обладая готовностью обучаться всю жизнь, специалист обеспечивает свою конкурентоспособность на рынке труда.

Ахренов В.Н. [4], под вертикальной траекторией непрерывности образования понимает обеспечение непрерывности подготовки, связанной с переходом из одной ступени профессиональной подготовки на другие, более высокие, например, с уровня среднего профессионального образования на уровень высшего профессионального образования. Реализация непрерывности образования по вертикали возможна в учебных заведениях, реализующих интегрированные учебные планы или в разных учебных заведениях, где дальнейшее обучение производится, как правило, в рамках сокращенных сроков обучения. Под непрерывностью образования по горизонтальной траектории понимается углубление знаний, умений и навыков на одном из уровней профессионального образования (постоянное повышение своей профессиональной квалификации).

Инновационной моделью интегрированного профессионального образования является образовательный кластер.

Яворский О.Е. [3], образовательный кластер представляет через совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Важными отличительными чертами отраслевого образовательного кластера являются - создание условий для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий, интеграция образования с наукой и производством.

Главным отличием образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов, существовавших в нашей стране в советское время, является рыночный механизм управления ими, который создается снизу, по инициативе самих учреждений профессионального образования и предприятий, в то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командноотраслевому принципу.

В образовательном кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения - как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профессиональной адаптации сокращаются.

Громыко Ю.В. [5] описывает следующие сценарии построения кластеров:

1) Технико-реализационный сценарий - необходимые способы взаимодействия представителей фундаментальной науки и разработчиков комплексных решений.

2) Организационно-производственный сценарий - для каких отраслей экономики необходимы специалисты, и какого уровня подготовки.

3) Маркетинговый сценарий предполагает определение возможного спроса на данное изделие-услугу-технологию-инфраструктуру, позиционирование данной группы предприятий на рыке, создание условий для работы с работодателями-заказчиками в системе.

4) Инвестиционный сценарий предполагает оценку перспективности проекта по созданию продукта (услуги-технологии-инфрастурктуры), определение всего набора организационных проектов и альтернативных вариантов проектов-единиц, включенных в мегапроект, оценку рисков каждого из проектов и каждого из этапов реализации отдельного проекта, постоянный анализ устойчивости спроса на результат реализации проекта в зависимости от стоимости продукции.

5) Кадровый сценарий - подготовка людей, способных работать в условиях высокой неопределенности, взаимодействия носителей разнопрофессиональных языков, а также огромной технологической гибкости и перенастройки современного производства.

6) Институционально-организационный сценарий - как должен быть организован кластер, как он должен формироваться и выращиваться?

Специфическими чертами кластеров являются:

- Единые динамичные структуры;

- Устойчивое ядро распространения новых знаний, технологий, продукции;

- Инновационные центры;

- Междисциплинарность;

- Высокая степень информатизации;

- Не имеют четких границ.

Моделями реализации образовательного кластера могут быть:

1. Собственно образовательный кластер, созданный по территориальному признаку из учреждений НПО, СПО, ВПО и предприятий.

2. Университетский комплекс.

В образовательном кластере из всех учреждений образования приоритет отдается вузам, потому как в начале XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых субъектов развития в формировании гуманитарного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике / Г.В. Мухаметзянова // СПО, 2010 г. - № 10.

2. Комов А.Н. Управление учебным заведением в условиях реализации вертикальных интеграционных моделей / Комов А.Н. // Роль бизнеса в трансформации российского общества. Сб. материалов ежегодной научной сессии МФПА. - 2006.

3. Яворский, О. Е. Организация кластерной модели непрерывного образования - путь к повышению качества профессионального образования / О.Е. Яворский / Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. Часть1. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 13-15.

4. Ахренов В.Н. Системный подход к реализации непрерывного образования / В.Н. Ахренов // СПО, 2009 г. - № 6.

5. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Алманах «Восток». - 2007. - Вып. 1.

© Л.А. Фёдорова, З.Е. Алексеева, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.