Научная статья на тему 'Интеграция информационных технологий в образовательный процесс вуза'

Интеграция информационных технологий в образовательный процесс вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1216
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / REFERENCE LEGAL SYSTEMS / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / SOCIAL SERVICES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ / EDUCATIONAL BLOG / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / APPLIED SOFTWARE / КОМПЬЮТЕРНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / COMPUTER VISUALIZATION / ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА / TEST SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдусаламов Руслан Абдусаламович

Статья посвящена вопросам информатизации образовательной сферы. На сегодняшний день происходит активное интегрирование все новых информационных технологий в процесс обучения. Это позволило существенно расширить возможности подачи материала, повысить эффективность усвоения информации, учитывая тот факт, что сегодня студенты все больше ориентируются на получение сведений в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of information technologies into the educational process of the university

The article is devoted to the questions of the informatization of the educational process. Today, there is an active integration of all new information technologies in the learning process. This made it possible to significantly expand the possibilities for submitting material, to increase the effectiveness of the assimilation of information, taking into account the fact that today students are increasingly oriented toward obtaining information electronically.

Текст научной работы на тему «Интеграция информационных технологий в образовательный процесс вуза»

современные технологии обучения

Абдусаламов Р.А.

интеграция информационных технологий в образовательный процесс вуза

Прогресс информационных технологий коренным образом повлиял на многообразные общественные процессы и привел к формированию высокоорганизованной информационной среды, определяющей процессы общественных отношений. Любая практическая деятельность тесно связана с грамотной организацией информационных процессов, а также освоением и использованием новых информационных технологий в целях подготовки человека к жизни в информационном обществе. Реализация этой задачи предопределяет необходимость построения новой модели системы образования, которая основана на интеграции современных информационных технологий.

Использование информационных технологий в учебном процессе меняет традиционный взгляд на образование, совершенствуя методологии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества. Их развитие позволило существенно расширить возможности подачи материала, повысить эффективность усвоения информации, учитывая тот факт, что сегодня студенты все больше ориентируются на получение сведений в электронном виде.

В использовании информационных технологий на занятиях есть ряд преимуществ, в частности, улучшение взаимодействия со студентами. При интеграции Ит студенты будут более заинтересованы в изучении дисциплины, так как данные технологии предоставляют множество возможностей для того, чтобы сделать процесс обучения увлекательнее и доступнее с точки зрения преподнесения информации по дисциплине. К примеру, можно процесс обучения представить в игровом формате, используя возможности Ит. Эффективность данного подхода в обучении обусловлена особенностями нашей памяти, при которых эмоциональная составляющая играет большую роль в запоминании, чем простое заучивание материала.

Еще одним из преимуществ в использовании Ит на занятиях является поощрение индивидуального обучения. Как мы знаем, студенты по-разному осваивают новый материал из-за разных стилей обучения и способностей. Ит 114

предоставляют большие возможности для повышения эффективности обучения для студентов с различными потребностями, при этом студенты могут обучаться следуя собственной скорости. К примеру, выход в интернет предоставляет им доступ к широкому спектру ресурсов для всестороннего изучения материала, проведения собственных исследований, что увеличивает вовлеченность в процесс обучения.

Не менее важно научить студентов взаимодействовать друг с другом и научить работать в команде, чему также способствуют ИТ. Они могут практиковать навыки сотрудничества, участвуя в различных онлайн-мероприятиях, работая над различными проектами.

Можно выделить три общих подхода к использованию информационно-коммуникационных средств в образовательном процессе:

1. изучение компьютеров и интернета, в которых конечной целью является формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов;

2. облегчение процесса обучения по учебной программе с помощью ИТ;

3. использование для проведения различных исследований.

Первый подход предполагает развитие технологической грамотности с использованием таких инструментов производительности, как обработка текстов, электронные таблицы, базы данных, графические программы, а также инструментов исследований и совместной работы, таких как поисковые системы, электронная почта и т.д.

Активное использование прикладных программных продуктов в учебном процессе способствует совершенствованию практических навыков студентов в соответствии с требованием времени. Широко применяется пакет офисных программ Microsoft Office, в который входят следующие программы общего назначения:

1. Microsoft Word - текстовый процессор, предоставляющий возможность создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов;

2. Microsoft Excel - табличный процессор, предоставляющий возможность выполнения сложных расчетов, использования сводных таблиц и диаграмм для интерактивной работы с данными и т.д.;

3. Microsoft Access - система управления базами данных, предназначенная для создания, ведения и редактирования баз данных, выполнения сложных запросов для сортировки и фильтрации данных, импорта данных из внешних баз данных и т.д.;

4. Microsoft Power Point - предоставляет возможность создания презентаций, выбора оформления слайдов, выбора шаблона оформления, цветовой схемы или схемы анимации, демонстрации готовых презентаций и т.д. Одним из главных преимуществ использования презентаций в ходе учебного занятия является комплексное восприятие материала, способствующее наилучшему его запоминанию.

Выбор программного обеспечения, используемого в ходе учебного

процесса, зависит также от направления подготовки и изучаемых дисциплин.

При изучении непосредственно юридических дисциплин прибегают к помощи справочных правовых систем, в частности, таких как «КонсультантПлюс» и «Гарант». Данные системы предоставляют в распоряжение пользователей крупнейший банк правовой информации, структурированной по разделам, что упрощает поиск информации за счет исключения из поиска разделов, содержащих информацию, заведомо не удовлетворяющую условиям поиска. такое деление на разделы позволяет реализовать модульный принцип построения технических систем, при котором конечному пользователю предоставляется возможность включить в свой набор именно те информационные банки, которые ему необходимы, тем самым экономя время при поиске. Среди преимуществ данных систем можно выделить оперативное обновление информации. [3]

Обучение с использованием информационных технологий означает сосредоточение внимания на том, как технология может быть средством обучения в рамках учебной программы.

При выборе информационной технологии, используемой в процессе обучения, а также способа ее использования, необходимо четко определить какие результаты в области образования являются целевыми. Потенциал каждой технологии зависит от того, как она используется. Условно идентифицируют, как минимум, пять уровней использования технологий в образовании: презентация, демонстрация, тренировка и практика, взаимодействие и сотрудничество. Современные средства информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса.

В настоящее время наблюдается массовое внедрение социальных платформ в процесс обучения, поэтому интеграция социальных сервисов и сетей находится на пике своей популярности. Одним из таких инструментов является образовательный блог, который представляет собой веб-сайт, с регулярно наполняемым контентом. Личный блог преподавателя может выступать как инструмент расширения информационного пространства образовательного процесса. В таком блоге можно размещать свои методические наработки, ссылки на полезные ресурсы по тематике своих дисциплин, задания для самостоятельной работы студентов, лекционный материал и т.д. Все записи, добавляемые на блог, располагаются в хронологическом порядке, есть также возможность осуществления поиска информации внутри блога с помощью ярлыков или по ключевым словам.

Одной из популярных платформ для создания блога является Blogger.com. Это бесплатная и универсальная платформа, принадлежащая Google, которая предоставляет множество возможностей своим пользователям. Преимуществом данной платформы также является простота в использовании. Легкость ведения, а также доступа, позволяет публиковать информацию не только при помощи персонального компьютера, но и посредством мобильных телефонов.

Другим социальным сервисом, предназначенным для формирования электронного образовательного контента, а также обеспечения дистанционного

образования, является модульная обучающая среда Moodle. Данная система позволяет аккумулировать большой объем структурированной информации в рамках образовательной тематики. Она спроектирована с учетом передовых классических и современных педагогических идей:

1. интерактивность взаимодействий преподавателя и студента;

2. возможность индивидуализации состава и структуры учебной программы;

3. возможность внесения улучшающих изменений и в содержание и в методику со стороны всех участников процесса (в том числе студентов);

4. совместное интерактивное развитие всех курсов, входящих в одну учебную программу;

5. участие в развитии данного курса преподавателей, ведущих такой же курс в разных университетах;

6. продвинутые методы контроля и оценивания знаний и т.д. [4]

В целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества, не менее важна задача использования электронных учебников.

Среди возможностей электронных учебников можно выделить следующие:

1. оперативная обратная связь;

2. компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;

3. архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя;

4. автоматизация процессов вычислительной информационно - поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

5. автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения. [5]

Использование электронных учебников оправдано только в комплексе с другими обучающими средствами, при этом, не отрицая, а дополняя печатные издания. Они направлены на обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности студентов за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима работы.

Учебно-образовательный процесс каждого вуза имеет свои индивидуальные особенности, и потому в процессе использования электронных учебников может потребоваться их модификация для адаптации к конкретному учебному плану, учитывающему специфику изучаемой дисциплины в данном учебном заведении.

Согласно исследованиям психологов большое влияние на эффективное усвоение и запоминание материала оказывает синкретический подход к обучению. Это достигается за счет использования интерактивных досок, главная функция которых - демонстрация и работа со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создание электронного протокола занятия. По

сути, интерактивная доска это не что иное, как большая сенсорная панель, подсоединенная к компьютеру, изображение с которого передается на доску через проектор. Простое прикосновение к поверхности доски инициирует начало работы с ней. В комплекте с самой доской предоставляется также программное обеспечение, которое и обеспечивает основную динамику работы с ней. Данное программное обеспечение позволяет работать с файлами любых форматов, вносить изменения поверх открытых файлов и сохранять их.

Используя интерактивную доску на аудиторном занятии можно расширить возможности лекции и провести комбинированную форму занятия, на котором она будет выступать в качестве инструмента демонстрации наглядного материала, выполнения заданий, а также для закрепления полученных знаний.

Она позволяет использовать широкий спектр ресурсов - презентационное программное обеспечение, Интернет, видео и аудиофайлы, программное обеспечение интерактивной доски и т.д.

Программное обеспечение интерактивной доски дает возможность осуществлять:

1. комментирование изображений на экране с помощью графических инструментов;

2. одновременный мониторинг работы всех студентов;

3. создание новых мотивационных предпосылок к обучению.

Факторы эффективного использования:

1. проведение мастер-классов по работе с интерактивной доской;

2. предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию;

3. временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия;

4. обмен идеями и ресурсами между преподавателями;

5. обеспечение высокого уровня надежности и технического сопровождения, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.

Процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, предполагает создание и использование различных методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля результатов образования на уровне знаний и понимания является тестовая система. Можно выделить два типа тестов: обучающие и аттестующие. Обучающие тесты предназначены для самоконтроля студентов и определения траектории обучения. Аттестующие тесты могут использоваться как для проведения текущего контроля успеваемости в течение семестра, так и для проведения промежуточной и рубежной аттестации.

В целях повышения эффективности учебного процесса и объективности контроля знаний используются системы сетевого компьютерного тестирования студентов. Одним из примеров может выступать система, разработанная

вычислительным центром Дагестанского государственного университета. Данная система позволяет тестировать группу студентов в локальной сети, накапливать результаты в базе и распечатывать протоколы выполнения тестов. Опыт использования системы тестирования показал, что с ее помощью можно объективно оценивать не только знания студентов, но и уровень организации учебного процесса, качество работы профессорско-преподавательского коллектива.

Преимуществами компьютерного тестирования является уменьшение материальных и временных затрат и более широкие возможности с точки зрения разнообразия форм вопроса и ответа, а также оперативности получения и обработки результатов тестирования.

При этом преподаватель может применять либо собственные, либо готовые программные оболочки для тестирования, которые лишь необходимо наполнить конкретным содержанием, соответствующим изучаемому предмету. Такие программы отличаются простотой использования и позволяют реализовать разнообразные формы представления вопросов и ответов.

Одной из таких программных оболочек для разработки электронных тестов является бесплатное программное обеспечение TestTum. Данная программа проста в управлении, обеспечивает многопользовательский режим работы, есть возможность печати подробных протоколов выполнения теста. также она выставляет оценки за тест с применением различных профилей оценок, т.е. один и тот же тест может оцениваться различными способами.

Важным фактором, определяющим степень реализации потенциала информационных технологий в сфере образования, служит отношение преподавателя к их использованию. Одной из проблем на современном этапе развития образования является противоречие между необходимостью внедрения информационных технологий и готовностью преподавателей к использованию этих технологий.

Современное обучение это сотрудничество с другими людьми, решение сложных проблем, развитие критического мышления и лидерских навыков, а также повышение мотивации и производительности. Более того ИТ помогают в выработке многих практических навыков, включая создание презентаций, обучение дифференцированию надежных и ненадежных источников в Интернете, поддержание надлежащего этикета в виртуальном сообществе и т.д.

Благодаря бесчисленным сетевым ресурсам технологии могут помочь улучшить обучение. Преподаватели могут использовать различные приложения или доверенные онлайн-ресурсы, чтобы улучшить традиционные способы обучения и заинтересовать студентов. Виртуальные планы уроков, программное обеспечение для оценки и онлайн-оценки могут помочь преподавателям сэкономить много времени. Более того, наличие виртуальных учебных сред обеспечивает возможность сотрудничества и обмена знаниями между преподавателями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминул Л.Б., Чайка Л.В. Электронное дистанционное обучение с использованием сервисов Web 2.0.//Вестник АГТУ Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. №1.

2. Кленина В.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности юриста // Ученые записки РГСУ 2010. №7. С. 99-102.

3. Самохвалов И.Ю. Внедрение информационных технологий в систему преподавания юридических дисциплин в ВУЗЕ. Приволжский научный вестник. 2014. № 12-2 (40). С. 65-68.

4. Тунда, В.А. Руководство по работе в Moodle 2.5: для начинающих/В.А. Тунда. Томск: [б. и.], 2015.

5. Удовиченко О. Н. Электронный учебник как современное средство обучения: анализ определений //Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2013. Т. 1.№. 1. С. 197-202.

Везиров Т.Т.

мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов: инновационные технологии в образовании

Введение

Все более пристальное внимание привлекают вопросы разработки современных эффективных методик с использованием современных средств обучения, информационно-коммуникационных технологий (ИКт), в частности мультимедийных технологий. Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и нормативно-правовые акты [1, 2, 3] ориентируют вузы на системное включение ИКт в образовательный процесс, повышение на этой основе уровня учебной автономии студентов, увеличение доли самостоятельной работы по отношению к работе аудиторной, но при этом не прописывают возможные пути и средства достижения данных целей.

Использование мультимедийных технологий в обучении обусловлено данными многолетних исследований о влиянии аудиовизуального ряда на усвоение и воспроизведение полученной информации, которые открывают новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.