ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Зияудинова С. М., кандидат педагогических наук, доцент, Зияудинов М. Д., кандидат физико - математических наук, профессор.
Дагестанский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье рассмотрены возможности применения интерактивных средств в профессиональном образовании.
Ключевые слова: интерактивные средства, интерактивная доска, мультимедийный проектор, средства мультимедиа, мультимедийные презентации.
INTERACTIVE TOOLS IN VOCATIONAL EDUCATION
Ziyaudinova S. M., eandidate of pedagogical sciences, associate professor, Ziyaudinov M. D., the physicist's candidate - mathematical sciences, professor.
Dagestan state pedagogical university.
Abstract. In article possibilities of application of interactive means in professional education are considered.
Keywords: interactive means, interactive board, multimedia projector, means of multimedia, multimedia presentations.
На сегодняшний день общество стоит на пути модернизации образования, цель которой - вывести образование на новый уровень. Главный акцент в реформировании системы образования направлен на то, чтобы обучаемый был в центре учебного процесса, а его познавательная деятельность стала объектом пристального внимания педагогов.
Целью современного образования становится формирование будущего специалиста с развитыми творческими способностями, активного, целеустремленного, способного самостоятельно регулировать свою учебно-познавательную деятельность, приспосабливаться к меняющейся ситуации. В условиях традиционного обучения и при использовании традиционных средств обучения изменить ситуацию в нужном направлении представляется мало возможным. Однако, состояние развития общества на сегодняшний день отличается устойчивым влиянием на него информационно - компьютерных технологий, которые активно проявляют себя во всех сферах профессиональной деятельности. [1] Появляются и широко
используются интерактивные средства обучения, которые способствуют увеличению мотивации и вовлечению учащихся в процесс активного получения знаний. [3]
Средства обучения представляют собой разнообразные материалы, используемые в учебном процессе, которые позволяют достигать цели обучения за короткое время и с большим успехом. Цель применения дидактических средств - улучшить процесс усвоения знаний и приблизить его к наиболее эффективным характеристикам. Интерактивные средства обучения представляют собой разновидность средств обучения, дающих возможность диалогового общения непосредственно между человеком и компьютером, осуществляемого в режиме он-лайн. [3]
Применение интерактивных средств в обучении дает возможность использовать такие формы учебной работы, где важны такие процедуры: как сбор; накопление; хранение; обработка информации; передача информации, представленной в разных объемов и в разной форме.
Использование средств мультимедиа в обучении способствует более прочному запоминанию подаваемого материала за счет образного восприятия, повышенного эмоционального воздействия, «погружения в среду».[1] Когда человек усваивает информацию, задействуя при этом все органы чувств, - видит, слышит информацию, испытывает при этом положительные эмоции - восприятие материала идет намного лучше. Такие возможности дает нам применение средств мультимедиа при использовании мультимедийного проектора, интерактивной доски и компьютера, имеющего связь с Интернетом.
Применение современных интерактивных средств в процессе обучения способствует:
• Повышению интереса к предмету у обучаемых;
• Подготовке к самостоятельному усвоению знаний;
• Усвоению определенных знаний, которые понадобятся в практической деятельности;
• Творческому и интеллектуальному развитию обучаемых;
• Подготовке обучаемых к самостоятельному усвоению отдельных вопросов изучаемых дисциплин;
• Коллективной работе учащихся, обеспечению коммуникативного опыта;
• Разнообразию видов деятельности обучаемых.
Реалии сегодняшнего времени таковы, что благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям стало возможным использование разработанных на их основе учебников нового поколения - так называемых электронных учебников, которые имеют ряд преимуществ перед традиционными печатными изданиями. Электронный учебник совмещает в себе и позволяет эффективно применять все многообразие мультимедийных технологий - мультимедиа, гипертекст, интерактивность. Текст электронного учебника должен быть ярким,
красочным. В него легко вставляются различные графические изображения, есть возможность использовать звуковые сигналы, есть возможность вставлять мультимедийные клипы, придавать звук динамическим процессам. Применение средств мультимедиа в электронном учебнике облегчает процесс усвоения знаний, делает обучение более динамичным, вызывает интерес у учащихся.
В отличие от обычного учебника, в котором текст всегда линейный, текст электронного учебника может содержать гипертекст, который представляет собой совокупность небольших отдельных текстов, соединенных друг с другом гиперссылками. Таким образом, обучаемый может сам выбирать путь для нахождения важной для него информации, а следовательно, способ получения информации через гипертекст более эффективный, чем линейный.
Другое современное интерактивное средство обучения в профессиональной школе - интерактивная доска. Она представляет собой удобное средство для эффективного проведения учебных занятий, презентаций, семинаров. Интерактивная доска представляет собой средство, позволяющее лектору во время объяснения отображать информацию на экране, делать пометки, сохранять и менять изображения, т.е. объединяет в себе экран, доску и монитор.
Большую помощь при изучении некоторых тем оказывают мультимедийные презентации, к примеру, для ознакомления с программным обеспечением, сервисами интернета удобно использовать наглядные мультимедийные презентации.
Интерактивная доска имеет большой дидактический потенциал при проведении лекций, так как позволяет расширить ее возможности, выступая и как средство наглядности, и как инструмента для выполнения упражнений, и как средство для закрепления приобретенных знаний.
Интерактивную доску можно использовать при изучении различных дисциплин в профессиональном образовании в следующих направлениях:
1. использование видеоуроков;
2. создание мультимедийных презентаций в различных программах, в частности в Microsoft Power Point;
3.создание интерактивных уроков, используя поставляемые вместе с доской программы;
4. использование готовых интерактивных презентаций, разработки которых можно найти на различных сайтах интернет-пространства;
5. использование электронных вариантов конспектов лекций, разработанных преподавателем, которое окажет помощь студентам при записи материалов лекций. Их использование уменьшает время, которое расходуется на запись на доске при традиционном варианте чтения лекции, при этом нет необходимости учиться работать с какими-либо специальными программами, достаточно владение любым текстовым редактором.
6. применение готовых разработанных интерактивных обучающих курсов;
7. применение готовых учебных модулей Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, размещенных на образовательных порталах.
8. использование различных сред и мастеров для создания интерактивных курсов, которые дают возможность преподавателю, не имея навыков программирования, собрать свои разработки, конспекты лекций, существующие презентации и тесты в единую оболочку.
9. разработка заданий по работе с программными продуктами.
10. использование компьютерных тестов.
Это некоторые направления, где можно применять интерактивную доску в процессе обучения различных дисциплин в профессиональном образовании. Занятия с использованием интерактивной доски дают возможности студентам:
• принимать активное участие в процессе объяснения новой темы;
• просматривать меню изучаемых программ на большом экране;
• выполнять разнообразные упражнения, разработанные преподавателем;
• отвечать на вопросы тестов;
• просматривать учебные видеофильмы и ролики;
• записывать нужные понятия с опорой на доску;
• защищать творческие работы с подготовленным самостоятельно материалом.
Эти возможности благоприятствуют формированию познавательной активности студентов, формированию их мотивации, обретению нужных навыков и умений, усилению наглядности, эффективности проводимого занятия.
Использование интерактивных средств в профессиональном обучении способствует эффективности процесса обучения, выведению труда педагога на новый современный уровень, повышению качества знаний, умений, навыков студентов.
Литература:
1. Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника // Информатика и образование. - 2006. - №5.
2. Сайков Б.П. Информационная среда школы.// Информатика, 2007. - № 20.
3. Усенков Д.Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока // Информатика и образование. - 2006. - №2.
Literature:
1. Nurmukhamedov G.M. On the approaches to the creation of the electronic textbook // Computer Science and Education. - 2006. - №5.
2. Saikov B.P. Information Environment School .// Informatics, 2007. - № 20.
3. Usenkov D.Y. Whiteboard Smart Board: before and during class // Computer Science and Education. - 2006. - №2.