Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕД ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕД ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гончарова Т.В.

В статье исследовано значение интеграции информационных сред органов государственной власти для обеспечения информационной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гончарова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF INFORMATION MEDIA TO ENSURE INFORMATION SECURITY OF STATE AUTHORITIES

The article examines the importance of integrating information environments of public authorities to ensure information security of the state.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕД ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

УДК 004.056

Гончарова Т.В., к.э.н.

доцент

кафедра товароведения и экспертизы продовольственных

товаров

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет экономики и

торговли им. Михаила Туган-Барановского»

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕД ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация: В статье исследовано значение интеграции информационных сред органов государственной власти для обеспечения информационной безопасности государства.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационная среда, органы государственной власти.

Goncharova T. V., Ph.D. associate professor department of commodity science and food expertise State Educational Institution Of Higher Professional Education «Donetsk National University of Economics and Trade named after

Mikhail Tugan-Baranovsky»

INTEGRATION OF INFORMATION MEDIA TO ENSURE INFORMATION SECURITY OF STATE AUTHORITIES

Annotation: The article examines the importance of integrating information environments of public authorities to ensure information security of the state.

Key words: information security, information environment, government bodies.

На современном этапе преобразующую роль в процессах совершенствования государственного управления и механизмов решения национальных стратегических задач играет интеграция информационных сред, а также обеспечение способности к взаимодействию (интераперабельности) информационных технологий, используемых в органах государственной власти. Исходя из этого посыла, анализ

согласованности целей, задач и целевых показателей развития указанных направлений, их полноты, сбалансированности и увязки с социально-экономическими целями и целями административной реформы составляет важную часть оценки текущего состояния процесса информатизации в современном государстве [1].

Система целей и задач развития процесса информатизации в органах государственной власти должна учитывать тенденции развития информационно-коммуникационных технологий. Анализ учета этих тенденций является необходимым шагом для их совершенствования и отражения в целеполагании тех ценностей, которые могут принести информационно-коммуникационные технологии.

Интеграция информационных сред государственных институтов и частных коммерческих организаций уже сейчас происходит и будет далее развиваться в странах СНГ и в России. Это позволяет сделать однозначное заключение о том, что необходимым и перспективным для архитектуры электронного правительства современного государства является рассмотрение как «собственных» информационных компонентов электронного правительства, так и компонентов, объединяющих сведения, относимые к широким категориям «государственные данные», «персональные данные», «корпоративные данные», а также к категориям сведений профессиональных сообществ и других общественных организаций. Такое объединение и формирует интегрированную комплексную информационную и, затем, информационно-материальную среду жизнедеятельности людей и организаций [2, 3].

Под интеграцией понимается деятельность, результатом которой является возможность центрального субъекта одной информационной среды плодотворно взаимодействовать как минимум с объектами другой информационной среды, включая объекты разной природы - целевые информационные, функциональные инфраструктурные, иные (к другим объектам могут относиться, например, субъекты другой среды, нормы и правила взаимоотношений). Плодотворность взаимодействия с объектами другой информационной среды понимается как возможность получения необходимых субъекту результатов. Желательная степень плодотворности состоит во взаимодействии с объектами интегрируемой среды как с объектами собственной.

Здесь важно отметить, что интеграция информационных сред в реальной жизни является для всех пользователей электронного правительства и заинтересованных сторон насущной и ежедневно так или иначе решаемой в ходе их жизнедеятельности задачей. Таким образом, рассматриваемая интеграция информационных сред является одновременно целью и высокоуровневым представлением назначения и средств обеспечения интероперабельности электронного правительства и его пользователей.

Создание интегрированных комплексных информационных сред является задачей, решаемой во многих сферах деятельности, причем с малым учетом наличия и роли электронного правительства и информационных систем органов государственной власти [4].

Важно отметить, что интеграция информационных сред в единую комплексную информационную среду заключается не только в интеграции информации/данных или не только в интеграции доступных сервисов инфраструктуры, позволяющих оперировать с информацией. Она включает в себя также организационную, нормативно-правовую, процессную и культурную интеграцию - наряду с информационной и функционально-сервисной.

Цели и указанные выше направления интеграции прямо связаны с обеспечением интероперабельности (как способности к взаимодействию) организаций и индивидов по соответствующим направлениям. Для их целостного, а не фрагментарного рассмотрения рекомендуется использовать высокоуровневые нормативно-методические требования и логические схемы некоторых из указанных выше видов интероперабельнсти.

Глубина и скорость интеграции, несомненно, связаны с доступными финансовыми ресурсами, но далеко не только эти ресурсы являются определяющими. Доступная скорость интеграции зависит от масштабов интегрируемых сред и от скорости выполнения наборов последовательных работ, многие из которых представляют собой весьма кропотливые работы, например описания многих типов объектов информационных сред и их взаимосвязей. Работы такого типа плохо распараллеливаются и занимают значительное время. Цена ошибки в этих работах весьма велика и весьма дорога для исправления [5].

Глубина интеграции оказывает существенное влияние на требования к квалификации экспертов по информации и так называемых «инженеров знаний», выполняющих работы этапа «извлечение и сохранение знаний» (knowledge acquisition) в части извлечения и описания семантики объектов информационных сред и их взаимосвязей.

В связи с этим, автор считает целесообразным осуществление планирования интеграции информационных сред органов государственной власти с постепенным углублением данного процесса и с той приемлемой скоростью, которая позволит получать ощутимые результаты при слиянии сред ограниченного масштаба.

Важно отметить, что в результате интеграции информационных сред в единое информационное пространство возникает масса преимуществ в контексте обеспечения безопасности и надежности. Так, повышается управляемость, гибкость, отказоустойчивость, растут возможности по комплексному контролю и надзору за выполнением требований информационной безопасности, оптимизируются человеческие,

финансовые и иные ресурсы на обеспечение информационной безопасности и т.д. [6].

Таким образом, рассмотрение особенностей интеграции информационных сред и повышения их интераперабельности для ведения аналитической деятельности позволяет сделать вывод о важности указанных направлений для решения задач поддержки решений в области обеспечения информационной безопасности в органах государственной власти.

Использованные источники:

1. Батоврин В.К., Гуляев Ю.В., Олейников А.Я. Обеспечение интероперабельности - основная тенденция в развитии открытых систем. //Информационные технологии и вычислительные системы. - №5, 2009. -стр. 7 - 15. http://www.isa.ru/jitcs/images/stories/2009/05/7_15.pdf.

2. Зиндер Е.З. Методы архитектурного подхода для обеспечения результативности и эффективности электронного правительства. Учебное пособие, Министерство образования и науки Российской Федерации. //СПб., НИУ ИТМО, 2013.

3. Тельнов Ю.Ф., Казаков В.А., Козлова О.А. Динамическая интеллектуальная система управления процессами в информационно-образовательном пространстве высших учебных заведений//Открытое образование - 2013. - №1. - С. 40-49.

4. Дрожжинов В.И., Райков А.Н. От электронного к когнитивному правительству // Межотраслевая информационная служба. Научно-методический журнал. - 2015. № 2 (171). С. 62-70.

5. Чугунов А.В. Внедрение технологий «электронного правительства» в России: организационно-правовые проблемы и барьеры развития// «Информационные Ресурсы России» №5, 2012. URL: http://www.aselibrary.ru/press_center/journal/irr/irr3648/irr36484157/irr364841 574158/irr3648415741584163/.

6. Нежельский, А. А. Информационная безопасность государства и граждан в нем: ключевые компоненты и группы интересов / А. А. Нежельский // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2017. - Т.6, №3(20). - 404-408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.