Akhmadova Shafag Firudin ECONOMIC BASES OF MAKING ..
economic sceinces
UDC 330
DOI: 10.34671/SCH.HBR.2019.0304.0010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
© 2019
ORCiD: 0000-0002-8671-5757
Ахмедова Шафаг Фирудин кызы, диссертант по программе доктора наук по политическим наукам Национальная Академия Наук Азербайджана, Институт философии (AZ1001, Азербайджан, Баку, ул. Истиглалият, 30, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье выявляются основные условия экономического развития, которые играют определяющую роль в обеспечении экономической безопасности Азербайджана. В данной статье сделана попытка определить сущность современного уровня экономического развития как мировой, так и национальной экономики Азербайджана, выявить влияние этого развития на обеспечение информационной безопасности. Отмечено, что развитие экономики мира в целом связано с характером глобализации. Для этого проанализированы основные тенденции экономического развития, роль здесь информационно-коммуникационных технологий, возможности становления системы информационной безопасности, исходя из условий экономического развития. Азербайджан, благодаря экономической политике, проводимой в годы независимости, сумел сформировать экономическую базу информационной безопасности, что видно по таким сферам, как стабильно повышающийся уровень жизни, развитая экономическая инфраструктура, информационное общество, активные международные торговые связи и т.д. Расширился информационный обмен во всех сферах. Сформировалась правовая база для обеспечения информационной безопасности. Определены возможности информационного взаимодействия на уровне международной правовой базы. Открытость информации, в то же время обеспечение сохранности информации, связанной с безопасностью государства - две стороны политики в области информации, проводимой государством.
Ключевые слова: условия мирового экономического развития, информационная безопасность как вид национальной безопасности, Азербайджанская Республика, экономика Азербайджана и ИКТ.
ECONOMIC BASES OF MAKING INFORMATION SECURITY IN THE AZERBAIJAN REPUBLIC
© 2019
Akhmadova Shafag Firudin, PhD candidate in political sciences National Academy of Sciences of Azerbaijan, Institute of Philosophy (AZ1001, Azerbaijan, Baku, Istiglaliyat St., 30, e-mail: [email protected])
Abstract. The article identifies the main conditions for economic development, which play a decisive role in ensuring the economic security of Azerbaijan. This article attempts to determine the essence of the current level of economic development of both the global and national economies of Azerbaijan, to identify the impact of this development on ensuring information security. It is noted that the development of the world economy as a whole is associated with the nature of globalization. For this, the main trends of economic development, the role of information and communication technologies, the possibilities of establishing an information security system based on the conditions of economic development are analyzed. Thanks to the economic policy pursued during the years of independence, Azerbaijan has managed to form an economic base for information security, which can be seen in such areas as a steadily rising standard of living, developed economic infrastructure, the information society, active international trade relations, etc. information exchange has expanded in all areas. A legal framework has been formed to ensure information security. The possibilities of information interaction at the level of the international legal framework are determined. Openness of information, at the same time, ensuring the safety of information related to state security is two sides of the policy in the field of information conducted by the state.
Keywords: conditions of world economic development, information security as a type of national security, Azerbaijan Republic, economy of Azerbaijan and ICT.
Введение. Как известно, обмен информацией обеспечивает коммуникационные связи между людьми, способствует улучшению общения, использованию этой информации в дальнейшем развитии общества в целом. Вместе с тем сама информация, в зависимости от ее содержания, становится предметом и средством труда, получая стоимостное выражение и ценностное содержание. Это означает, что сама информация становится ценным ресурсом, использование которого укрепляет позиции одной из сторон. В таком случае владение информацией становится средством укрепления мощи политической организации, и, напротив, ее потеря способствует ослаблению позиций противоположной стороны.
Исторически ценность представляли многие типы информации, в том числе экономического, политического, духовного характера. Поскольку ведущей стороной социальной жизни являются экономические отношения, то важность экономической информации, связанной с производством, потреблением, изобретениями и прочими новшествами, несомненна. Именно с этой сферы начинает свое развитие понятие информационной безопасности, поскольку промышленный шпионаж шел параллельно с ростом материального производства, в особенности в условиях капиталистического способа производства.
Важной стороной развития информации как средства
общения, обмена материальными и духовными ценностями является ее закодированность, то есть семиотическая наполненность. Вся культура человечества является знаковой системой, то есть она переведена в систему определенных символов и знаков, которые совершенствуются и видоизменяются от поколения к поколению. Это огромный комплекс информации, каждая часть которой имеет свою ценность и значимость для отдельных поколений людей. Информация постоянно пополняется, изменяются возможности ее носителей (речь идет об ИКТ), ее отдельные компоненты могут играть роль катализатора многих, в том числе политических процессов. В этом смысле можно смело подтвердить фразу Н. Ротшильда о том, что «кто владеет информацией, владеет миром» [1, с. 270].
Поскольку развитие общественного производства, социальной жизни в целом основано на информации [2-10], то ее использование должно быть активным, качественным и бережным. С развитием человеческого общества, на всех его этапах взаимодействие практики и накопленной информации шло в условиях взаимозависимости и интеграции. Накопленная информация в виде знаний, произведенных материальных и духовных ценностей играла и играет значительную роль в развитии общественных отношений. В свою очередь, совершенствование процесса накопления знаний, их использова-
46
Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)
икономически науки
Ахмедова Шафаг Фирудин кызы ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
ния и сохранения во многом зависит от социально-экономических условий развития общества.
Отсюда, целью настоящей статьи является рассмотрение влияния экономических условий развития общества на его информационную безопасность. Поскольку направлений информационной безопасности несколько, то однозначно одинаковых социально-экономических условий для этого быть не может. Предполагается рассмотрение динамики развития экономических отношений на современном этапе, как в мире, так и в южнокавказском регионе на основе статистических данных, реальных фактов экономического развития, исходя из современных концепций информационной безопасности.
Новизна данного подхода к проблеме состоит в важности рассмотрения вопросов информационной безопасности с точки зрения экономических условий, поскольку процесс ее формирования непосредственно связан с техническими и технологическими возможностями страны, уровнем и моделью экономического развития, что предопределяет положение и мощь той или иной страны в регионе, место в системе международного порядка.
Современное понимание проблематики информационной безопасности. Как известно, информационная безопасность является составной частью политической безопасности страны в целом [11-14]. Важно надежное определение ее правового статуса как внутри государства, так и на межгосударственном уровне [1519]. Говоря об информационной безопасности, следует помнить, что оберегается как информация от утечки, так и пресекается та, которая может повредить стране, ее гражданам, производству, этнической ментальности людей, в целом культуре, образу жизни, и т.д. Каждая страна имеет необходимую правовую базу для сохранения информационной безопасности. В Азербайджане данное направление политической безопасности имеет необходимую законодательную базу [20].
В указанном документе определяются меры по укреплению информационной безопасности, в частности, на основании этого указа было создано Государственное агентство специальной связи и информационной безопасности Службы специальной государственной защиты Азербайджанской Республики. Было дано распоряжение для того, чтобы «были приняты надлежащие меры для обеспечения безопасности информационных и ресурсных центров с целью повышения кибербезопас-ности в государственных органах, приняты превентивные меры в этой области, осуществлялся мониторинг государственных учреждений по параметрам безопасности информационных ресурсов и информационных систем Интернета и повышения кибербезопасности этих систем» [21]. Задачи, определенные правительством страны, связаны с общим концептуальным подходом к экономическому и социально-политическому развитию страны.
Основными национальными интересами Азербайджанской Республики в области информации являются: обеспечение конституционных прав граждан, таких, как законный доступ, передача, подготовка и распространение информации; защита и развитие информационных ресурсов; формирование информационного пространства и обеспечение его защиты; доступ к мировым коммуникационным и информационным системам [22, с. 3-5]. Как видно, поставленные цели и задачи в области информационной безопасности связаны со стратегическими вопросами национального развития.
Отметим, что вопросы информационной безопасности в связи с экономическими условиями ее становления и обеспечения всегда были в центре внимания правительства. Это вопросы создания информационного общества, обеспечения открытости информации для каждого члена общества, создания информационной промышленности, предотвращение информационных атак через социальные сети,и т.д. [23]._
Особенности современного экономического развития в мировом масштабе. Как подчеркивается в докладе ООН, «Динамизм и инклюзивность мировой экономики играют ключевую роль в решении масштабных задач, поставленных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Директивные органы должны прилагать усилия для того, чтобы не допустить роста краткосрочных рисков, связанных с финансовыми трудностями и обострением торговых споров, и продолжать достижение экономических, социальных и экологических целей в рамках дальнейшего осуществления долгосрочной стратегии развития. Решительные политические действия опираются на многосторонний, основанный на сотрудничестве и рассчитанный на долгосрочную перспективу подход к глобальной политике в таких ключевых областях, как борьба с изменением климата, устойчивое финансирование, устойчивое производство и потребление, и устранение неравенства. Для этого также необходимо дальнейшее продвижение вперед по пути к более инклюзивной, гибкой и способной к реагированию многосторонней системе» [3].
Это емкая и содержательная характеристика общего процесса развития мировой экономики, которая вместе с тем имеет своеобразные черты по отдельным регионам. На состояние экономики активно влияют глобальные проблемы, такие, как загрязнение окружающей среды, глобализация, сокращение природных ресурсов, ухудшение генофонда человека. В общем представлении о развитии мировой экономики играют ведущую роль динамичность и скорость изменения процессов. Однако при более близком рассмотрении очевидно, что темпы развития значительно варьируют при переходе от региона к региону [4]. Сам процесс глобализации свидетельствует о том, что мировая экономика по многим позициям развивается в едином ритме и направлении. Это финансы, единые проекты по передвижению товаров и услуг, а также информации. Следовательно, даже при желании остаться в стороне от общего процесса экономического развития это порой невозможно сделать. Есть такие сферы, как Интернет, кабельная связь, другие виды коммуникации, которые постепенно охватывают весь мир, однако по темпам распространения различаются, в зависимости от уровня развития страны.
В целом устойчивость в экономическом развитии, к которой призывает ООН, еще не достигнута во многих странах мира. Причина в характере финансирования, уровне потребления, характере производства, уровне неравенства и т.д. Все это влияет на возможности потребляемой информации, ее качество, сохранность и характер использования в той или иной сфере общественной жизни. Многие страны с низкими показателями в указанных сферах подвергаются в то же время прямому и косвенному воздействию развитых стран посредством информационных сетей СМИ и Интернета, хотя в слаборазвитых странах инфраструктура также желает лучшего. Следовательно, слаборазвитые страны имеют гораздо меньшие возможности информационного воздействия на другие страны в рамках своих политических приоритетов, кроме того, экономические возможности сохранения информационной безопасности и независимости также небольшие. В итоге они проигрывают в информационной войне, в возможности ведения независимой внутренней и внешней политики.
Современное экономическое развитие Азербайджанской Республики. Страна получила независимость в результате развала СССР, вступив на путь самостоятельного развития. Инвестиции в добычу и доставку нефти и газа в другие страны принесли определенные дивиденды, на основании которых республика получила возможность развивать и другие сферы социальной жизни, прежде всего, экономической. Принятая в стране модель динамичного развития, основанная на определенных приоритетах, оправдала себя. Модель динамичного развития в первую очередь включает в себя экономические
Akhmadova Shafag Firudin economic
ECONOMIC BASES OF MAKING ... sceinces
программы, которые являются ее неразрывной частью. Как известно, основная задача национальной экономики заключается в достижении стабильности, а более конкретно, она включает в себя валовой внутренний продукт, рост занятости, ценовую политику и вопросы внешнего баланса. Известно, что стабильно высокие темпы роста национального производства обеспечивают нормальный рост товаров и услуг. за исключением радикальных изменений, кризисов и рецессии. С другой стороны, ценовая политика также должна стимулировать производство одновременно без ущерба для покупательской способности потребителей.
Как уже отмечалось, в XXI веке глобализация, как ключевой аспект современного человеческого развития, оказывает значительное влияние на формирование внутриполитической среды [24-27]. Вестернизация, вызванная глобальными тенденциями, изменяет ориентацию норм и стереотипов поведения, подрывает понятие национального суверенитета. Поэтому умение находить баланс между внешними и внутренними факторами развития общества, в том числе в экономической сфере, является важным элементом поддержания сильной и эффективной государственной системы.
Известно, что экономика каждой страны складывается из таких элементов, как ресурсы, финансы, и методы их использования. Исторически сложившаяся система экономических отношений в Азербайджанской Республике развивается сегодня в условиях растущей взаимозависимости и интеграции, различных политических угроз и противовесов. Обусловливает развитие экономики также и ее технико-технологическая сторона, качество человеческого потенциала, степень открытости ее инновациям и общему развитию. И, наконец, следует подчеркнуть системный характер развития экономических отношений, их связь со всеми сторонами общественных отношений, в том числе и духовно-нравственных. Развитие сектора ИКТ является важным показателем развития не только экономических отношений, но и всего информационного общества в целом.
Таблица 1- Некоторые показатели ВВП Азербайджана за 2019 год
Наименование показателя 2019 год, январь- 2019 год, январь-сентябрь,
сентяорь, по сравнению с тем же
фактически периодом 2018 года, в проц.
ЕнутрещшйвалоБыйпродукт, в млн. манатов 58 464,2 102,5
Втоы числе ВВП ненефтяного сектора 35 504,5 103,5
БВП на каждого жителя страны, в манатах 5 910,1 101,6
Промышленная продукция, в млн. манатах 34 663,7 101,7
В том числе ненефтяная промышленность 8 309,8 115,6
Средства,направленные на осноенойкапитал. 10 146,2 98,1
млн. манатов
Б том числе в ненефтяной сектор б 346,8 108,9
Помимо этого, в нефтегазовую 1213,2 110,6
промышленность
С ельскохозяйственная пр одукция, млн. б 273,8 107,1
манатов
На 16,4% по сравнению с прошлым годом выросли услуги в сфере информации и связи [7]. Как видно из таблицы, ускоренными темпами развивается ненефтяной сектор.
Вся проводимая работа по развитию и укреплению экономических основ страны основана, как видно, на современных достижениях науки и техники, что, в свою очередь, помогает формированию и становлению необходимой модели информационной безопасности страны. Все эти процессы проходят на фоне глобальных интеграционных процессов, называемых глобализацией. Ясно, что процесс глобальной интеграции, который начался в XIX веке и существует до сих пор, не имеет аналогов. Вот почему важно подходить к преимуществам и недостаткам глобальной интеграции взвешенным и скоординированным образом. Глобализация разрушает барьеры между суверенными государствами и перераспределяет социальные отношения в обществе, серьезно ограничивая национальную идентичность конкретными мировоззрениями. Он разрушает примат национальной культуры и традиций, усиливает отделение от самобыт-48
ности и меняет общество с точки зрения приоритетов независимо от его географического и экономического статуса, политической структуры и национального менталитета. Кроме того, это беспощадное наказание за неэффективность организации экономики, неумение учета всех возможностей развития как для нации, так и для государства, и т.д. Таким образом, к началу нового тысячелетия глобализация стала новым, ведущим направлением мирового мышления и прогресса. Основной направляющей силой здесь стала информатизация общества, почему и возросла роль информационной безопасности в общей структуре безопасности каждой страны. Информация стала пробным камнем, когда потребление ее через социальные сети стала возможностью маневрирования общественным мнением, манипуляции действиями политических структур, итогом чего стали циклы «революций» самых различных цветов в развивающихся странах.
Кроме того, в условиях глобализации взаимодействие затрагивает прежде всего трансграничные сектора экономики, технологии, коммуникации, науки и транспорта. Оно включает в себя почти все сложности взаимозависимости, с различной степенью глубины, всех государств, организаций и групп лиц.
Новое качество взаимозависимости не только усложняет усилия правительства по управлению политическими процессами, но и требует их международного регулирования. Глобализация сопровождается рисками и угрозами (экологический кризис, миграция, распространение оружия массового уничтожения, преступность, оборот наркотиков и др.), что непосредственно связано с информационной средой, в которой идет процесс формирования интересов и предпочтений той или иной страны.
Ясно, что при росте объема и значения информации классические признаки власти (размеры территории и численность населения государства, его геополитическое положение, численность вооруженных сил и т.д.), а также территориальная независимость государства уже утратили свое значение. Западная политическая мысль включила в научный оборот понятия «невидимая сила» и «сила, ощущаемая прикосновением». Категория «Touch Force» включает в себя вышеупомянутые традиционные функции. Видимо, категория «невидимая власть» - это невидимая научно-техническая база, промышленный и финансовый потенциал экономики, валюта, человеческий капитал, гарантии социального обеспечения и способность населения защищать политико-социальную структуру государства. Эти новые измерения власти во многом определяют местоположение, статус и власть государства. В основе всех указанных элементов лежит их информационная наполненность.
Заключение. На протяжении многовекового развития человеческое общество строило отношения внутри общины, страны на основе получаемой информации, путем налаживания необходимых коммуникаций. Со временем информация стала предметом обмена, потребления, производства как материальных, так и духовных благ, поскольку в нее заложены необходимые данные для дальнейшего общественного развития. Развитие материального производства, расширение экономических отношений стало толчком для улучшения и расширения информационного обмена, его потребления и использования во всех сферах общественной жизни для воздействия на людей, их деятельность в целом. Информация, закодированная в символах, легко переносится, становясь объектом присвоения и дальнейшего использования. Современная экономика Азербайджана, составляя основу для сбора, систематизации и применения информации, в то же время становится сама объектом воздействия высоких, в том числе информационных технологий. В этом смысле процесс взаимодействия экономики и информации имеет большие перспективы для дальнейшего развития._
Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)
икономически науки
Ахмедова Шафаг Фирудин кызы ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Popkova E.G., Ostrovskaya V.N. Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. // The scientific and practical conference. Pyatigorsk: 2018. — 1178 с.
2. Alexander Shulgin: Useful Mining for a Wise Future // https://me-dium.com
3. Мировое экономическое положение и перспективы, 2019 год // [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development. (дата обращения: 28.10.2019)
4. Мировая глобализация // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.iccwbo.ru/blog (дата обращения: 02.11.2019)
5. Мартин У. Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальна / АН СССР. ИНИОН. Редкол.: Виноградов В. А. (гл. ред.) и др. М.: 1990, № 3, с. 115-123, с.115
6. Текущее состояние экономики Азербайджана //[Электронный ресурс]. URL: http://www.webeconomy.ru (дата обращения: 02.11.2019)
7. Макроэкономические показатели социально-экономического развития страны в январе-сентябре 2019 года // [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.az (дата обращения: 02.11.2019)
8. Информационное общество в Азербайджане. Информационные и коммуникационные технологии. Статистический сборник. (2013). Б.: Госкомстат Азербайджанской Республики, 2013. — 160 с.
9. Проекты //[Электронный ресурс]. URL: http://www.mincom. gov.az/layiheler/ (дата обращения: 02.11.2019)
10. Аббасов А. К экономике знаний на основе ИКТ // Газета «Азербайджан», 16.05.2014
11. Богачев В.Я., Редин В.В. Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования, 2012, №2, том 2, с.785-797
12. Кузубов А.А. Формирование системы информационной безопасности корпораций в условиях глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 144-147.
13. Нежельский А.А. Информационная безопасность государства и граждан в нем: ключевые компоненты и группы интересов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 404-408.
14. Фарниев С.А. Теоретико-концептуальные аспекты изучения феномена информационной безопасности //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 397-399.
15. Голубчиков С. В., Новиков В. К.. Баранова А. В.. Уровни и правовая модель информационной безопасности (защиты информации) //Программные продукты и системы, 2017, № 2, том 30, с.320-323
16. Никонов А.И., Павлов Н.О. Системы защиты информации и их место в политике безопасности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 48-54.
17. Стадников М.Д. Моделирование интегрированной информационной среды для формирования профессиональной компетентности специалистов по технической защите информации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 241-245.
18. Слесарев Ю.В., Лосяков А.В. Проблемы защиты конфиденциальной информации в сети интернет: правовой аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 383-385.
19. Иришкова К.Д., Найдис О.А. Исследование вариантов разработки и дальнейшей поддержки автоматизированных систем обработки информации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 125-128.
20. Указ Президента Азербайджанской Республики о мерах по совершенствованию деятельности в области информационной безопасности // Электронный ресурс]. URL: http://www.e-qanun.az/ framework/24353 (дата обращения: 02.11.2019)
21. Указ Президента Азербайджанской Республики о мерах по совершенствованию деятельности в области информационной безопасности Баку, 26 сентября 2012 года, № 708 // http://www.e-qanun.az/ framework/24353
22. Закон Азербайджанской Республики о национальной безопасности Юридическое Издательство. Баку: 2013.
23. Мехтиев Р. На пути к демократии: когда речь идет о наследии. Баку: «Восток-Запад», 2008. - 792 с.
24. Лихтарова О.В. Проблемы и перспективы развития международного финансового рынка в условиях финансовой глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 55-58.
25. Дергачева Е.А. Современная глобализация как мегатенден-ция интегративных изменений в обществе, техносфере и биосфере // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 87-91.
26. Ли Т. Концептуальные основы развития глокализации как реакции на процесс глобализации //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 244-246.
27. Шестопал С.С. Соотношение суверенитета государства и экстерриториальности права в контексте глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 375-380.