Научная статья на тему 'ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая политика / информационная безопасность / правовое регулирование / правоохранительная политика / модернизация правовой системы / legal policy / information security / legal regulation / law enforcement policy / modernization of the legal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.Ю. Соколов, О.А. Лакаев

актуальность статьи связана с отсутствием четко выраженной и структурированной правоохранительной политики Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности в условиях усложнения цифровой среды и формирования новых информационных вызовов и угроз. Цель статьи состоит в выявлении тенденций правоохранительной политики Российской Федерации в сфере информационной безопасности начиная с 1990-х годов по сегодняшнее время и обозначении перспектив ее развития. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. Анализируя федеральное законодательство и документы стратегического планирования, авторы пришли к выводу о том, что перспективным направлением развития правовой политики, осуществляемой органами государственной власти, может стать разработка концепции правоохранительной политики в области информационной безопасности, включая ее структуру. Этому должно способствовать определение возможных направлений эволюции указанной политики и предложений об интеграции научных знаний о ней в процессы принятия политических решений органами государственной власти с учетом особенностей, возможностей и угроз информационной сферы. Нуждается в оценке работа органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности в контексте реализации правоохранительной политики Российской Федерации, а также состояние взаимодействия государства и гражданского общества в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law enforcement policy in the field of information security as part of the Modern Legal Policy of the Russian Federation: the main trends of development

the relevance of the article is related to the lack of a clearly defined and structured law enforcement policy of the Russian Federation in the field of information security in the context of the growing complexity of the digital environment and the formation of new information challenges and threats. The purpose of the article is to identify trends in the law enforcement policy of the Russian Federation since the 1990s to the present time and identify the prospects for its development. The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Analyzing federal legislation and strategic planning documents, the authors came to the conclusion that the development of the concept of law enforcement policy in the field of information security, including its structure, can become a promising direction for the development of legal policy implemented by state authorities. This should be facilitated by identifying possible directions for the evolution of this policy and proposals for integrating scientific knowledge about it into the political decision-making processes of state authorities, taking into account the peculiarities, opportunities and threats of the information sphere. The work of state authorities to ensure information security in the context of the implementation of the law enforcement policy of the Russian Federation, as well as the state of interaction between the state and civil society in this area, needs to be evaluated.

Текст научной работы на тему «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

А.Ю. Соколов,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

О.А. Лакаев,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

DOI:

A.Yu. Sokolov,

doctor of law, Professor, Director of the Saratov branch of the Institute of .state and law of the Russian Academy of Sciences aysockolov@mail.ru

O.A. Lakaev,

candidate of law, senior researcher,

Saratov branch of the Institute

of state and law of the Russian Academy

of Sciences

olegoleg81@mail.ru

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация: актуальность статьи связана с отсутствием четко выраженной и структурированной правоохранительной политики Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности в условиях усложнения цифровой среды и формирования новых информационных вызовов и угроз. Цель статьи состоит в выявлении тенденций правоохранительной политики Российской Федерации в сфере информационной безопасности начиная с 1990-х годов по сегодняшнее время и обозначении перспектив ее развития. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. Анализируя федеральное законодательство и документы стратегического планирования, авторы пришли к выводу о том, что перспективным направлением развития правовой политики, осуществляемой органами государственной власти, может стать разработка концепции правоохранительной политики в области информационной безопасности, включая ее структуру. Этому должно способствовать определение возможных направлений эволюции указанной политики и предложений об интеграции научных знаний о ней в процессы принятия политических решений органами государственной власти с учетом особенностей, возможностей и угроз информационной сферы. Нуждается в оценке работа органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности в контексте реализации правоохранительной политики Российской Федерации, а также состояние взаимодействия государства и гражданского общества в этой сфере.

Ключевые слова: правовая политика, информационная безопасность, правовое регулирование, правоохранительная политика, модернизация правовой системы.

о Й

е S

5 а

~ a $ а

$ о § 8

S I

03 №

о $

ä I

3 II

■ a

о § ■ее f е Й ее 11 И^

■■ I

0 $ $ ■&

о

SÜ ■3

a $

е з

$ ■

1 & I

■ о

Й ?

a

<л о а X I о

a ° 5 I

■О 3

91

о о

а а

со

Law enforcement policy in the field of information security as part of the Modern Legal Policy of the Russian Federation: the main trends of development

Abstract: the relevance of the article is related to the lack of a clearly defined and structured law enforcement policy of the Russian Federation in the field of information .security in the context of the growing complexity of the digital environment and the formation ofnew information challenges and threats. The purpose of the article is to identify trends in the law enforcement policy of the Russian Federation since the 1990s to the present time and identify the prospectsfor its development. The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Analyzing federal legislation and strategic planning documents, the authors came to the conclusion that the development of the concept of law enforcement policy in the field of information security, including its structure, can become a promising direction for the development of legal policy implemented by state authorities. This should be facilitated by identifying jj possible directions for the evolution of this policy and proposals for integrating scientific t knowledge about it into the political decision-making processes of state authorities, taking 5 into account the peculiarities, opportunities and threats of the information sphere. The work of state authorities to ensure information security in the context of the implementation of 0; the law enforcement policy of the Russian Federation, as well as the state of interaction 2 between the state and civil society in this area, needs to be evaluated.

5 Keywords: legal policy, information security, legal regulation, law enforcement policy,

g modernization of the legal system.

Конец ХХ века ознаменовался бурным развитием инфор-§ мационных технологий и информационных систем, реализацией технической возможности передачи информации на большие расстояния на незначительный промежуток времени. Возрастающая роль информации в повседневной жизни социума и государства послужила не-ц- обходимой предпосылкой воплощения в действительность западных JJ концепций информационного общества, что, несомненно, затронуло О и Российское государство. Развитие информационных технологий, g однако, не могло не сопровождаться поиском путей их использова-С ния во вред государству, обществу, отдельным организациям и гражданам со стороны лиц, имеющих противоправные цели. 92 Формирование нового сегмента общественных отношений, связанных с возрастающей информатизацией, охватившей государ-CV ственные и частные структуры и постепенно вовлекающей в свою ® сферу граждан как пользователей телекоммуникационных систем, ^ в 1990-е годы не сопровождалось созданием нормативно-правовой базы, адекватной вызовам развивающегося информационного общества. Первоочередные меры по обеспечению безопасности в сфере использования информации в указанный период были предприняты Президентом РФ в 1993-1994 гг., которым был издан, в частности Указ

от 28 июня 1993 г. № 966 (в ред. от 22 марта 2005 г.) «О Концепции

правовой информатизации России» [1], определяющим обеспечение |

информационной безопасности в качестве одной из главных целей ^

информатизации и одного из ее принципов. Однако содержание 5

информационной безопасности и основные направления ее обеспе- §

чения, включая меры правоохранительной направленности, в нем в ^

определены не были. | §

Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 (в ред. от 9 июля о §

1997 г.) «Об основах государственной политики в сфере информати- а 1

зации» [2], констатируя важность информатизации для формирования Ц |

о §

и развития принципиально новых социально-экономических связей, § |

в качестве одной из своих целей ставил обеспечение национальных а' 5

интересов и безопасности государства в информационной сфере, д §

что требовало создания и защиты государственных информацион- | д

ных ресурсов, разработки и развития федеральных и региональных § *

информационных сетей и систем с организацией их взаимодействия д ^

и совместимости в едином информационном пространстве России, |<

и др. Содержавшиеся в нем требования носили преимущественно 0 §

регулятивный характер, создавая основу для формирования государ- в ^ ственной политики по развитию информационных сетей и систем, в

без чего невозможно было бы реализовать механизм модернизации с д

государственного управления в условиях глобального развития теле- 5 д

коммуникационных технологий. Вместе с тем охранительный потен- | §

циал названного правового акта четко не просматривался, поскольку, |

несмотря на заявленную в нем цель, конкретных мероприятий по ре- 5 д

ализации правоохранительных функций государственных органов | |

в сфере обеспечения информационной безопасности предусмотрено | 5

не было. д в

д§

Возрастающая роль информации в обществе и государстве не -о|

могла не быть учтена и федеральным законодателем, которым на ос- д §

нове существовавших на тот момент представлений о роли информа- Ц д ции и процессов информатизации в современном мире был принят

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, 93

информатизации и защите информации» [3]. Понятия информацион- ^ ^

ной безопасности в нем не содержалось, однако выделялся термин, 5 5

характеризующий незавершенность процессов построения инфор- ^ §

мационных сетей и систем, а именно «обеспечение национальной | § безопасности в сфере информатизации». В какой-то мере он может § рассматриваться как термин, синонимичный информационной безопасности. Названный Закон повторял изложенную в вышеназванном указе Президента РФ идею о том, что обеспечение данного вида без-

опасности относится к числу основных направлений государственной политики в сфере информатизации.

Большое значение для формирования правоохранительной политики в сфере информационной безопасности имело содержание ст. 20 данного Закона, определившей цели защиты информации, включая недопустимость незаконных действий с ней, таких как искажение, уничтожение, блокирование и иные формы противоправного вмешательства в информационные системы и ресурсы; обеспечение прав субъектов информационных правоотношений при создании, производстве и использовании информационных технологий и систем; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; и др. Перечисленные меры определили направления совершенствования иного законодательства, учитывающего развитие компьютерной информации и обеспечивающего в том числе реализацию правого охранительных функций государства. Так, принятый вслед за этим ^ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N° 63 -ФЗ 0; (в ред. от 5 апреля 2021 г.) [4] в главе 28 урегулировал ответственна ность в сфере компьютерной информации, закрепив, таким образом, § конкретные правовые средства, направленные на защиту информации 5 от общественно опасных посягательств.

^ У руководства государства сформировалось понимание того, что ^ от состояния информационной безопасности зависит национальная § безопасность в целом, поскольку информационные технологии стали проникать во все сферы жизни общества [5, с. 101], обслуживая и упрощая их функционирование. В условиях отсутствия концеп-^ туальных документов в области информационной безопасности ц- вследствие необходимости выявления перечня угроз и комплексной § проработки направлений и механизмов ее обеспечения важную роль О в ее обеспечении на данном этапе сыграли организационно-управ-¡^ ленческие меры, направленные на формирование структур, работа С которых должна была привести к принятию актов стратегического планирования и совершенствованию нормативно-правового регули-94 рования в данной области. В 1997 г. в структуре Совета Безопасности Российской Федерации была образована Межведомственная комиссия (V по информационной безопасности [6], в функции которой входило ® аналитическое и консультационное обеспечение работы Совета ^ Безопасности в области информационной безопасности, подготовка предложений по содержательному наполнению соответствующих федеральных целевых программ. Данной комиссией и осуществлялась подготовка проекта доктрины информационной безопасности, принятие которой по объективным причинам затянулось до 2000 г.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации,

утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 [7], 5

представляла собой комплекс официальных взглядов на принципы, &

цели, задачи и основные направления обеспечения информационной 5

безопасности, служащих основой для разработки соответствующей §

государственной политики и разработки предложений по оптимизации

ее организационного, научно-технического, методического и право- | §

вого обеспечения. С учетом большой значимости информационной о *

составляющей в деле обеспечения национальной безопасности ука- * д

занная доктрина была призвана развивать Концепцию национальной § §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

безопасности Российской Федерации [8] в части информационной §( |

сферы. § §

Определив четыре составляющих национальных интересов о д

в информационной сфере, указанная доктрина предполагала право- д |

охранительную направленность двух из них: обеспечение конститу- § а

ционных прав и свобод человека и гражданина в информационной д ■&

сфере, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, 5

создание и распространение информации, на тайну переписки и др.; 5 &

©о

защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа ^ |

и обеспечение безопасности развернутых и создаваемых информаци- ■§ |

онных и телекоммуникационных систем, что предполагало создание дд д|

условий для соблюдения установленных федеральным законодатель- о ^

ством ограничений на доступ к конфиденциальной информации. Во § ■§

многом правоохранительное содержание деятельности по обеспече- | |

нию информационной безопасности, однако, не было представлено о §

||

конкретными мерами, определяющими наполнение соответствую- в о щей деятельности, и, соответственно, носило размытый характер. с в Структура данного правового акта не позволяла определить блоки * о вопросов, в сфере разрешения которых должны осуществляться право- а | охранительные функции государственных органов. С одной стороны, д о такая деятельность носит вспомогательный характер, обеспечивая соблюдение регулятивных норм, но с другой - без ее надлежащей 95 концептуальной проработки и эффективной организации поддержание общественных отношений в информационной сфере в заданных 5 5 законодателем параметрах затруднительно. & 0 С начала XXI века Российская Федерация активизирует государ- в § ственную политику в области обеспечения информационной без- п § опасности, разрабатывая и принимая соответствующие документы стратегического планирования [9], а также законы и подзаконные нормативные правовые акты в данной сфере отношений.

Ключевым для информационной сферы стало принятие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 9 марта 2021 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10], который существенным образом расширил рамки правового регулирования информационных правоотношений. Гораздо большее внимание стало уделяться вопросам обеспечения безопасности в рассматриваемой сфере, особенно это проявилось в текущей редакции Закона после внесения в него многочисленных изменений и дополнений. Значительное место в нем занимает регулирование полномочий государственных органов, призванных обеспечивать безопасность в информационной сфере, в том числе при использовании биометрических персональных данных. Содержание указанного нормативного акта позволяет говорить об усилении правоохранитель-;0 ной направленности регулирующего воздействия, поскольку в сферу правоохраны вовлечены не органы субъекты публичной власти, но ^ и иные субъекты, обязанные содействовать обеспечению информацией онной безопасности. В частности, владелец сайта или страницы сайта § в сети «Интернет» обязан осуществлять мониторинг социальной сети § в целях выявления информации, содержащей призывы к осуществле-^ нию экстремистской деятельности и массовым беспорядкам; инфор-^ мации о способах совершения самоубийства; информации о методах, ^ способах разработки, производства и использования наркотических § средств и психотропных веществ; предложений о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом и др. В то же время структура данного Закона, основанная на представлениях об инфор-^ мации, сложившихся к 2006 г., не предполагает выделение специ-ц- ального блока норм, комплексно регламентирующих направления § правоохранительной деятельности уполномоченных на то субъектов О и применяемые ими для обеспечения информационной безопасности ^ меры. При этом нормы, вновь вводимые для усиления охранительной С функции государства, размещаются в тех частях Закона, которые

в большей степени для этого подходят. 96 Важным сегментом информационной безопасности является безопасность критической информационной инфраструктуры, урегули-СЧ рованная одноименным федеральным законом [11], который призван ® обеспечить защищенность названной инфраструктуры в целях под-^ держания ее устойчивого функционирования в случае осуществления в отношении нее компьютерных атак. В обоснование принятия этого Закона указывалось, что глобализация современных информационно-коммуникационных сетей и информационных систем, вынужденное применение при их построении иностранного оборудования и за-

имствованного программного обеспечения, имеющего уязвимости,

а также существенное увеличение количества автоматизированных 5

систем управления производственными и технологическими про- о

цессами в сочетании с интенсивным совершенствованием средств 5

и методов применения информационных и коммуникационных §

технологий в противоправных целях формируют новые угрозы в ^

безопасности Российской Федерации. При этом нанесение ущерба | §

критической информационной инфраструктуре может привести § §

к катастрофическим последствиям [12]. Указанные обстоятельства ° |

" Од

подчеркивают правоохранительную направленность государственной а й

политики в данной сфере, при помощи которой были определены ор- § |

ганы государственного управления и правовые средства обеспечения о |

безопасности данных объектов. д §

Следует также отметить, что современная информационная сфера 5 д

и цифровое пространство имеют ряд особенностей (необходимость ^ 01

упреждающего нормотворчества, бурное развитие информационных д о

технологий, трансформация старых и возникновение новых угроз 0"

правам и законным интересам граждан и организаций, государству §о §

и иным субъектам информационных правоотношений), делающих в О

необходимым перманентное совершенствование правовой политики * в

в сфере обеспечения информационной безопасности. К приоритетам с д

правовой политики в информационной сфере в настоящее время 5 д

относят задачу по исследованию процессов цифровизации права | §

и формированию цифрового права [13, с. 7-8], что, действительно, |

важно в свете повсеместного использования информационно-ком- 5 д

муникационных технологий во всех областях функционирования со- | |

циума. Вместе с тем охранительная функция права также нуждается | 5<

в постоянном внимании со стороны государства. Предназначение д

правоохранительной политики состоит в том, чтобы повысить уро- -о |

вень защищенности права от современных угроз и вызовов [14, с. 7]. д§

В полной мере это касается и такой важной и стремительно модер- | д низируемой сферы, как информационная.

Несмотря на усилия органов государственной власти по со- 97

вершенствованию механизмов обеспечения информационной без- о ^

опасности, целостная государственная политика по организации 5 5

и осуществлению правоохраны в указанной сфере не сформирована. 5? §

Сложившаяся ситуация обусловлена как стихийностью реализации 1 § документов стратегического планирования, так и отсутствием специ- § ально разработанных для реализации правоохранительной политики актов. Например, в настоящее время все еще не разработана концепция правоохранительной политики Российской Федерации в сфере

обеспечения информационной безопасности, нет и программы по ее комплексной системно-структурной реализации. При этом система правоохранительной деятельности в сфере информационной безопасности должна быть гибкой и способной к реагированию на любые изменяющиеся условия функционирования и актуализацию тех или иных угроз.

Приоритетный характер правоохранительной политики в области информационной безопасности вытекает из содержания Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [15]. Она вписывается в ряд ключевых направлений научно-технологического развития, поскольку при внедрении передовых цифровых технологий, систем искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных одновременно возникает потребность в противодействии ;0 киберугрозам и связанным с ними идеологическому экстремизму Р) и социокультурным угрозам, а также в эффективном ответе россий-^ ского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека 0; и технологий на текущем этапе глобального развития. § Правоохранительная деятельность - это та сфера, где порядок § и последовательность предпринимаемых действий играют ключевую ¡5 роль, что, в свою очередь, придает особое значение правоохрани-^ тельной политике в сфере информационной безопасности, которая ^ представляет собой научно обоснованную, комплексную и последо-§ вательную деятельность, прежде всего, субъектов государственной власти по повышению эффективности охранительной функции права в сфере создания, защиты, использования и распространения инфор-^ мации, защиты граждан от негативного ее воздействия, а также по соц- вершенствованию правоохраны и обеспечению скоординированной § деятельности всех государственных органов в данном направлении. О Содержание правоохранительной политики в области информаци-^ онной безопасности ввиду отсутствия специального доктринального С документа определяется в настоящее время иными актами стратегического планирования, в которых данная политика рассматривается 98 в общем контексте построения информационного общества [16]

и обеспечения информационной безопасности [17]. (V Если исходить из Доктрины информационной безопасности ® Российской Федерации, то в настоящий момент приоритетами ^ правоохранительной политики являются совершенствование государственной системы предупреждения, обнаружения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России, а также механизмов взаимодействия ее ведомственных сегментов; усиление защищенности информационных систем и сетей связи

государственных органов; повышение безопасности и устойчивость

работы инфраструктуры российского сегмента сети Интернет; 5

противодействие использованию информационного пространства о

для пропаганды радикальных идей, оправдания терроризма, экстре- 5

мизма и пресечение попыток размещения материалов, угрожающих о§

безопасности Российской Федерации, общества в целом и отдельных в ^

граждан; содействие созданию системы международной информаци- | §

онной безопасности и развитие межгосударственного сотрудничества § §

в контексте процессов регионализации и глобализации в правоох- ° | ранительной сфере. Представляется,

§

правления, которые должны стать приоритетами выделенного вида § |

о о

правовой политики; во-вторых, даже они нуждаются в детализации, о

глубокой теоретической проработке и обосновании их включения §д §§

в число приоритетов, а также в формировании комплекса практиче- 5 д

ских рекомендаций по их реализации. ^ а

Таким образом, несмотря на поступательное развитие правовой д о

политики в области информационной безопасности начиная с 1990-х 0 *

годов по сегодняшний день, можно констатировать отсутствие четко о §

сформулированной правоохранительной политики в данной сфере. в О

О ее содержании можно судить по ряду документов стратегического в £

планирования, в которых на ней не акцентируется внимание, и такая С д

политика не позиционируется как одно из направлений обеспечения 5 д

национальной безопасности. В целом правоохранительная политика | §

в выделяемой области носит размытый характер, поскольку федераль- |

ное законодательство не содержит блоков норм, регулирующих реа- 5 д

лизацию функций правоохраны в рассматриваемой сфере. Более того, | |

соответствующие нормы рассредоточены по разным законодательным в| о

актам - как системообразующему для информационно-правового регу- д ?

лирования акту (Федеральному закону «Об информации, информаци- -о §

онных технологиях и о защите информации»), так и по иным, включая д §

Федеральный закон «О безопасности критической информационной | д инфраструктуры Российской Федерации».

В связи с изложенным одним из перспективных направлений раз- 99

вития правовой политики, осуществляемой органами государственной ^ ^

власти, может стать разработка концепции правоохранительной поли- 5 5

тики в области информационной безопасности, включая ее структуру. 5 §

Этому должно способствовать определение возможных направлений 1 § эволюции указанной политики и предложений об интеграции научных а§ знаний о ней в процессы принятия политических решений органами государственной власти с учетом особенностей, возможностей и угроз информационной сферы. Нуждается в оценке работа исполнительных

и иных органов государственной власти и эффективность деятельности государственных служащих по обеспечению информационной безопасности в контексте реализации правоохранительной политики Российской Федерации, а также состояние взаимодействия государства и гражданского общества в этой сфере. Одной из наиболее важных задач модернизации правовой системы также становится повышение результативности нормотворческой работы при разработке и принятии законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов правоохраны по обеспечению информационной безопасности, в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■О 1. О Концепции правовой информатизации России : указ от 28 июня

р5 1993 г. № 966 (в ред. от 22 марта 2005 г.) // Собр. актов Президента § и Правительства Рос. Федерации. - 1993. - № 27, ст. 2521; Собр. законода-^ тельства Рос. Федерации. - 2005. - № 13, ст. 1137.

^ 2. Об основах государственной политики в сфере информатизации : указ

Щ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 (в ред. от 9 июля 1997 г.) // Собр. Ид актов Президента и Правительства Рос. Федерации. - 1994. - № 4, ст. 305; ^ Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 28, ст. 3422. С 3. Об информации, информатизации и защите информации : федераль-

5 ный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Собр. законодательства Рос. д Федерации. - 1995. - № 8, ст. 609 (утратил силу).

5 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ ^ (в ред. от 5 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. ^ - № 25, ст. 2954; 2021. - № 15, ч. I, ст. 2426.

С; 5. Терещенко Л. К., Тиунов О. И. Информационная безопасность органов

д- исполнительной власти на современном этапе / Л. К. Терещенко, О. И. Тиунов ^ // Журнал российского права. - 2015. - № 8. - С. 100-109. О 6. О Межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской

^ Федерации : указ Президента РФ от 19 сентября 1997 г. № 1037 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 39, ст. 4527 (утратил силу).

7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, .пп утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. -100 2000. - 28 сентября.

8. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской (у Федерации : указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Российская О газета. - 1997. - 26 декабря (утратил силу).

¡^ 9. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» : постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 (в ред. от 9 июня 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 5, ст. 531; 2010. - № 25, ст. 3166.

10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 9 марта

2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч. 1,

ст. 3448; 2021. - № 11, ст. 1704. ^

11. О безопасности критической информационной инфраструктуры i Российской Федерации : федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ // £ Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 31, ч. I, ст. 4736. 5

12. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 47571-7 о «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской ■§ ^ Федерации» // Официальный сайт Государственной Думы Федерального | "§ Собрания РФ. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/47571-7 (дата обращения: | о 20.05.2021). i £

13. Малько А.В., Солдаткина О.Л. Приоритеты российской правовой ■§ политики и изменения права в условиях цифровизации / А.В. Малько, о Ц О.Л. Солдаткина // Журнал российского права. - 2019. - № 9. - С. 5-19. - §? DOI: 10.12737/jrl.2019.9.1. а §

14. Малько А.В., Коржиков О.Н. Роль правоохранительной политики | | в совершенствовании правоохранительной системы современной России / 1

01

s

i £

01

А.В. Малько, О.Н. Коржиков // Юридическая наука и правоохранительная

практика. - 2007. - № 1 (2). - С. 5-9. 0а

15. О Стратегии научно-технологического развития Российской д § Федерации : указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. №2 642 (в ред. от 15 марта 5" в 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 49, ст. 6887; 3 § 2021. - № 12, ст. 1982. в0

16. О Стратегии развития информационного общества в Российской в в Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203

17. Об утверждении Доктрины информационной безопасности

И

// Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 20, ст. 2901. д 5

■ ■ д

о §

Российской Федерации : указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // |§ § Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 50, ст. 7074. | 1

Е с в д

а |

в 3 |

с & д

5 § * ?

о

? о

101

0 о

1 i t 8 SU S S

03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.