Научная статья на тему 'Интеграция гуманитарных дисциплин, как условие формирования социальной компетентности'

Интеграция гуманитарных дисциплин, как условие формирования социальной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIAL COMPETENCE / ТИПЫ ИНТЕГРАЦИИ / TYPES OF INTEGRATION / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / EXTRAPOLATION / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTEGRATED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царегородцев Сергей Николаевич

В статье раскрывается процесс интеграции гуманитарных научных дисциплин как условие формирования социальной компетентности. Интеграция рассматривается как процесс формирования цельного представления о мире, отражает комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяет вычленить главные элементы содержания образования и взаимосвязи между учебными предметами. По средствам межпредметных связей формируются конкретные знания, раскрываются гносеологические проблемы, совершенствуются социальные компетенции личности, а следовательно, компетентность в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царегородцев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Integration of the Humanities as the Condition of Social Competence Forming

The article describes the integration process of the Humanities as the condition of social competence forming. The integration is considered as the process of forming of integral representations of the world, it reflects a complex approach to personal development and education, allows pointing out the main elements of content standards and interrelation of subjects. Specific knowledge is formed, gnoceological problems are revealed and social competences are improved, and therefore, competency in general is improved, with the help of interdisciplinary connections.

Текст научной работы на тему «Интеграция гуманитарных дисциплин, как условие формирования социальной компетентности»

УДК 009,316.772.5

С. Н. Царегородцев

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Интеграция гуманитарных дисциплин,

как условие формирования социальной компетентности

В статье раскрывается процесс интеграции гуманитарных научных дисциплин как условие формирования социальной компетентности. Интеграция рассматривается как процесс формирования цельного представления о мире, отражает комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяет вычленить главные элементы содержания образования и взаимосвязи между учебными предметами. По средствам межпредметных связей формируются конкретные знания, раскрываются гносеологические проблемы, совершенствуются социальные компетенции личности, а следовательно, компетентность в целом.

Ключевые слова: интеграция; социальная компетенция; типы интеграции; экстраполяция; интегрированное обучение.

Государственные стандарты и другие нормативные документы последних лет ориентируют на интегративное построение образовательного процесса. Именно поэтому целью данной статьи является изучение формирования социальной компетентности средствами интеграции гуманитарных наук.

Постановка цели предполагает решение следующих задач:

1) определить сущность социальных компетенций в содержании образования;

2) рассмотреть возможности интеграции гуманитарных дисциплин;

3) выявить условия, способствующие формированию социальной компетентности.

В ходе написания статьи была подвергнута теоретическому анализу философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

На современном этапе педагогическая наука выделяет следующие виды интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям, типам. Однако развитие научного знания предполагает расширение перечня видов, методов, способов интеграции во имя решения научно-педагогических задач.

Наиболее часто интеграцию определяют по уровням или, как еще выделяют, по ступеням. Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени):

1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень мы назовем иллюстративно-описательным.

2. Проблемная интеграция (одну проблему учащиеся решают возможностями разных предметов).

3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

5. Диалектическая интеграция [1]. Последний диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, применимым к целому ряду гуманитарных наук: философия, социология, право, психология, педагогика, история, общест-вознание и т. д. [6].

Интеграция является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Рост научных знаний быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам [5]. Специализация на проблемах является более эффективной методикой, способствующей развитию, прогрессу научного знания. Обществу на современном этапе необходим компетентный специалист, занимающийся прежде всего решением проблем, встающих перед коллективом в ходе трудовой и иной деятельности.

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов,

С. Н. Царегородцев

193

во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, учитывая новые запросы рынка труда, сегодня претерпевает изменения. В связи со сказанным принципиально меняются цели образования.

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Сегодня уже выделены так называемые пред -метные и ключевые компетенции, которые будут нужны молодым людям в профессиональной жизни.

Актуальность темы интеграции подчеркивалась и подчеркивается в философских исследованиях. Большой интерес представляет учебное пособие Ю. Г. Волкова и В. С. Поликарпова об интегральной природе человека. В нем изложен комплексный анализ человека как социоприрод-ного, космопланетарного существа, в котором соединены в одно целое космическая, биологическая, психологическая, социальная и культурная стороны индивида, причем личность в связи с обществом выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы [4].

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов, всех элементов из которых состоит личность, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполага-ния, определения содержания обучения, его форм и методов [6].

В аспекте социальной философии социальные компетенции можно определить как интегратив-ное образование внутреннего мира человека, формируемые в процессе социализации и позволяющие ему быстро и адекватно адаптироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с социальной средой, что характеризует социально зрелую личность.

Межпредметная интеграция, в отличие от межпредметных связей, не только выявляет связи между разнохарактерным содержанием, но и способствует формированию и развитию социальных компетенций учащихся.

С привнесением межпредметности в учебный процесс целостность развития учащегося реализуется через возвращение когнитивной ориентации

школьного обучения, содействующего формированию социальных компетенций, как личностного образования. Постановка новых задач, пересмотр содержания и форм обучения исходит из интересов учащихся. Новые формы обучения способствуют развитию самостоятельности и коммуникативности. Изменяются роли педагога и учащегося: становится возможной совместная ответственность за процесс обучения.

Межпредметная интеграция способна придать личностный смысл одним областям знаний за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке связана с поддержанием интереса к изучению материала, а основными факторами, побуждающими ученика к мыслительной деятельности, являются его самореализация. Следовательно, межпредметная интеграция способствует формированию учебно-познавательной компетенции.

Компетенции представляют собой сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению, к мотивам, ценностям, навыкам, опыту деятельности. Согласно позиции Ю. В. Фролова и Д. А. Махотина «компетенция» определяется как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности [7].

Деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваи -вает новое знание, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Следовательно, для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных проблем, что, в свою очередь, способствует развитию социальной компетентности. В процессе решения проблемных ситуаций учащиеся выполняют ряд специфических действий: формулируют проблему, выдвигают гипотезы по ее решению, отбирают среди них нужную, планируют свою деятельность, реализуют план, проверяют гипотезу, проверяют и исследуют полученные результаты. Для этого необходимо сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, выделять главное. Действия, осуществляемые учащимися в этом случае, носят творческий, исследовательский характер.

Межпредметное обучение «раскрепощает» разум, волю, чувства, настроение ученика. При

этом в его содержании отражается вся многомерность жизненной действительности, что способствует всестороннему развитию всех сущностных сил человеческой личности, а также наиболее полной физической, интеллектуальной и нравственной самореализации индивида. Главная цель обучения — целостное развитие личности учащегося, осознание им своего места в этом мире. При предметоцентризме цели и содержание отдельных дисциплин изолированы друг от друга. При создании интегрированного курса тематически связанное содержание различных дисциплин взаимодополняется, а учебные цели разных предметов согласуются между собой. Все это позволяет педагогу легко находить аналогии между проблемами различных дисциплин и ставить перед учащимися комплексные задачи. Это в свою очередь создает условия для осознания смысловых взаимосвязей различных явлений, ведет к расширению и углублению знаний в рамках дисциплины, создает полную картину предмета изучения.

Тематическое согласование содержания различных дисциплин позволяет избежать необходимости постоянной «перестройки» мышления ученика на новое учебное содержание следующего предмета, логически не связанное с содержанием предыдущих дисциплин [3].

Компетентностное обучение является перспективным потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В. А. Болотов и В. В. Сериков, компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида и обобщения личностного и деятель-ностного опыта [3]. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике компетенции в многообразии социальных ситуаций.

Механизм интеграции заключен в самой природе человеческого мышления, он диктуется объективными законами психологии и физиологии [2].

На сегодня в образовании интеграционные процессы являются преобладающими в силу ряда объективных причин. Поэтому роль компе-тентностного подхода возрастает пропорционально росту интеграции в науке. Особенно быстро сегодня проходит интеграция гуманитарных

дисциплин. В виде интеграции с предметами естественно-научного цикла. И непосредственная консолидация гуманитарных наук: истории, об-ществознания, права, философии, социологии, политологии и т. д. По предварительным оценкам эти тенденции будут возрастать.

Компетентность выступает интегральной характеристикой личности, которая является приобретаемым качеством. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция. Компетентность — это знание в деятельности (в действии) совместно с прогнозированием ее результатов и ответственность за них.

—т—-

1. Асимов М. С., Турсунов А. Н. Современная тенденция интеграции наук // Диалектика в науках о природе и человеке: труды всесоюзного совещания по философским основам современного естествознания. В 3 т. Т. 3. Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция научного знания. М.: Наука, 1983. 148 c.

2. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. 172 с.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. 42 с.

4. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону, 1994. 96 с.

5. Жук О. Л., Сиренко С. М. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода. Минск: РИВШ, 2007. 192 с.

6. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 204 с.

7. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. 34 с.

1. Asimov M. S., Tursunov A. N. Sovremennaya tendentsiya integratsii nauk // Dialektika v naukakh o prirode i cheloveke: trudy vsesoyuznogo soveshchaniya po filosofskim osnovam sovremennogo estestvoznaniya. V 3 t. T. 3. Edinstvo i mnogoo-brazie mira, differentsiatsiya i integratsiya nauchnogo znaniya. M.: Nauka, 1983. 148 c.

2. Berulava M. N. Integratsiya soderzhaniya obrazovaniya. M.: Pedagogika, 1993. 172 s.

3. Bolotov V. A., Serikov V. V. Kompetentnostnaya model: ot idei k obrazovatelnoy programme // Pedagogika. 2003. № 10. 42 s.

4. Volkov Yu. G., Polikarpov V. S. Integralnaya priroda cheloveka: estestvennonauchnyy i gumanitarnyy aspekty. Rostov-na-Donu, 1994. 96 s.

5. Zhuk, O. L. Pedagogika. Praktikum na osnove kompetent-nostnogo podkhoda / O. L. Zhuk, S. M. Sirenko. Minsk: RIVSh, 2007. 192 s.

C. H. ЦАРЕГОРОffЦЕВ

195

6. Serikov V. V. Lichnostnyy podkhod v obrazovanii: kont-sepciya i tekhnologii. Volgograd: Peremena, 1994. 204 s.

7. Frolov Yu. V., Makhotin D. A. Kompetentnostnaya model kak osnova otsenki kachestva podgotovki spetsialistov // Vysshee obrazovanie segodnya. 2004. № 8. 34 s.

S. N. Tsaregorodtsev

Mari State University, Yoshkar-Ola

The Integration of the Humanities as the Condition of Social Competence Forming

The article describes the integration process of the Humanities as the condition of social competence forming. The integration is considered as the process of forming of integral representations of the world, it reflects a complex approach to personal development and education, allows pointing out the main elements of content standards and interrelation of subjects. Specific knowledge is formed, gnoceological problems are revealed and social competences are improved, and therefore, competency in general is improved, with the help of interdisciplinary connections.

Key words: integration, social competence, types of integration, extrapolation, integrated education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.