Научная статья на тему 'Модель формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий'

Модель формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATIONAL COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER / A MODEL OF INFORMATION COMPETENCE OF SOCIAL WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Андрей Николаевич

Обоснована актуальность формирования информационной компетентности у будущих социальных работников, которая обусловлена требованиями системы высшего образования в формировании конкурентоспособной личности, владеющей большим арсеналом средств и методов работы с профессионально-детерминированной информацией. Обоснована необходимость разработки и обоснования модели формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий. Под моделью информационной компетентности социального работника понимается единая, взаимосвязанная система, обеспечивающая процесс обучения социальных работников, где в условиях применения учебных средств методов и форм информационная компетентность формируется как целостная система знаний и умений, обеспечивающая конкурентоспособность личности, ее ориентацию на самообразование, самосовершенствование и саморазвитие. Разработка модели строилась на основе: системного, компетентностного, аксиологического и деятельностного подходов. На основе выбранных методологических подходов были выявлены обусловленные ими дидактические принципы: целостности, сознательности и активности, гуманизации, диалогизации и межпредметной интеграции, субъектности, полифункциональности, рефлективности. С опорой на методологические подходы и дидактические принципы строилось содержание обучения, разрабатывались этапы, отбирались методы, средства, формы обучения, а также педагогические условия. Раскрыты этапы формирования информационной компетентности будущего социального работника: адаптивно установочный, репродуктивно-деятельностный, профессионально-ориентированный, каждый из которых осуществлялся на протяжении всего периода обучения социальных работников 1-4 курса. Для определения результативности процесса формирования информационной компетентности социального работника раскрыты критерии, показатели и уровни сформированности информационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF HIGH SCHOOL SOCIAL WORKER’S INFORMATION COMPETENCE FORMATION OF COMPUTER TECHNOLOGY MEANS

The relevance of the formation of information competence among the future social workers, which is due to the requirements of higher education in shaping a competitive personality, owning a large arsenal of means and methods of working with a professional deterministic information is substantiated. The necessity of the development and validation of models of formation of information competence of a social worker at the university by means of computer technology is substantiated. Under the model of information competence of the social worker a single, interconnected system that provides social workers learning process is understood, where the conditions of application of training tools methods and forms, informational competence is formed as an integral system of knowledge and skills to ensure the competitiveness of the individual, its focus on self-education, self-improvement and self-development. The development model was based on: the system, the competency, axiological and activity approaches. The approaches due to their didactic principles have been identified on the basis of the selected methodological: integrity, consciousness and activity, humanization dialogization and interdisciplinary integration, subjectivity, multifunctional, reflexivity. Building on the methodological approaches and didactic principles was based learning content, developed stages, were selected methods, tools, forms of learning and teaching conditions. The stages of formation of information competence of the future social worker: adaptively adjusting, reproductively-activity, professionally-oriented are described, each of which was carried out throughout the period of training of social workers with 1-4 course. To determine the effectiveness of the process of formation of information competence of the social worker, the criteria, indicators and levels of formation of information competence are revealed.

Текст научной работы на тему «Модель формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий»

УДК 376.1

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Андрей Николаевич ПОПОВ

аспирант, кафедра психолого-педагогического и социального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: festralbeta@gmail.com

Обоснована актуальность формирования информационной компетентности у будущих социальных работников, которая обусловлена требованиями системы высшего образования в формировании конкурентоспособной личности, владеющей большим арсеналом средств и методов работы с профессионально-детерминированной информацией. Обоснована необходимость разработки и обоснования модели формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий. Под моделью информационной компетентности социального работника понимается единая, взаимосвязанная система, обеспечивающая процесс обучения социальных работников, где в условиях применения учебных средств методов и форм информационная компетентность формируется как целостная система знаний и умений, обеспечивающая конкурентоспособность личности, ее ориентацию на самообразование, самосовершенствование и саморазвитие. Разработка модели строилась на основе: системного, компетентностного, аксиологического и деятельностного подходов. На основе выбранных методологических подходов были выявлены обусловленные ими дидактические принципы: целостности, сознательности и активности, гуманизации, диалогизации и межпредметной интеграции, субъектности, полифункциональности, рефлективности. С опорой на методологические подходы и дидактические принципы строилось содержание обучения, разрабатывались этапы, отбирались методы, средства, формы обучения, а также педагогические условия. Раскрыты этапы формирования информационной компетентности будущего социального работника: адаптивно установочный, репродуктивно-деятельностный, профессионально-ориентированный, каждый из которых осуществлялся на протяжении всего периода обучения социальных работников 1-4 курса. Для определения результативности процесса формирования информационной компетентности социального работника раскрыты критерии, показатели и уровни сформированности информационной компетентности.

Ключевые слова: информационная компетентность; информационная компетентность социального работника; модель формирования информационной компетентности социального работника

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-63-70

В условиях информационного развития общества современный специалист, окончивший высшее учебное заведение, должен обладать необходимым объемом знаний, требуемых ему для профессиональной деятельности; адекватно оценивать собственные информационные потребности; находить оптимальные способы решения поставленных задач; пользоваться разнообразными источниками информации; уметь находить, обрабатывать требуемую информацию; оценивать полученные результаты с последующей организацией собственной профессиональной детальности, то есть обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Это подтверждается в исследованиях отечественных авторов (Э.Ф. Морковина, А.Ф. Хуторский, С.В. Тришина), которые подчеркивают, что актуальность формирова-

ния информационной компетентности обусловлена тем, что выпускники испытывают существенные затруднения в процессе поиска, отбора, обработки, использования информации на первых этапах профессиональной деятельности, что является следствием недостаточной теоретической и методической обеспеченности процесса формирования данной компетентности у студентов высших учебных заведений в рамках их будущей профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы формирования информационной компетентности у социальных работников в вузе с помощью средств компьютерных технологий определяется двумя факторами:

1) увеличением объемов профессиональной информации в сфере социальной работы, требующей от специалистов владе-

ния методами получения, хранения, обработки и передачи информации, умения работать с различными информационными ресурсами для решения профессиональных задач, используя при этом современные компьютерные технологии;

2) совершенствованием системы высшего образования, которой необходимо четкое понимание и представление о средствах, методах и формах, способствующих эффективному формированию информационной компетентности у будущих социальных работников в процессе их обучения.

Под информационной компетентностью социального работника мы понимаем интегральное личностное качество, выраженное в знаниях о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально-детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, в обобщенных умениях и навыках интегрировать и адаптировать полученные знания к особенностям социальной работы в целях дальнейшего продуктивного осуществления своей профессиональной деятельности.

Важной особенностью формирования информационной компетентности социального работника в вузе должна стать аудиторная и самостоятельная работа студентов, проектная, научно-исследовательская, творческая работа, охватывающая все этапы обучения, благодаря чему овладение профессиональной деятельностью социальным работником выстраивается с учетом всех средств, форм и методов работы с профессионально-детерминированной информацией, при которых: во-первых, обучающийся является не просто студентом, получающим знания, а формирующимся и развивающимся специалистом; во-вторых, накопленный им потенциал обеспечивает формирование информационной компетентности в условиях моделируемой, имитируемой или реальной профессиональной деятельности [1].

Теоретическое изучение проблемы формирования информационной компетентности у будущих социальных работников и анализ научно-методической литературы продиктовали нам необходимость построения соответствующей модели. Наиболее распространенным типом моделей в научных исследованиях является структурно-функциональная модель, определяющая в своей основе сущ-

ностные связи и отношения между различными компонентами и элементами системы [2, с. 33]. В нашем исследовании мы разработали модель формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий, в которой представлено взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза. Необходимым шагом при создании модели является выбор существенных свойств исследуемого процесса или его формализация.

Под моделью информационной компетентности социального работника мы понимаем единую, взаимосвязанную систему, обеспечивающую процесс обучения социальных работников, где в условиях применения учебных средств методов и форм информационная компетентность формируется как целостная система знаний и умений, обеспечивающая конкурентоспособность личности, ее ориентацию на самообразование, самосовершенствование и саморазвитие.

К предпосылкам, актуализирующим разработку модели формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий, мы относим существующие противоречия между резко возрастающими объемами социально-ориентированной информации в современном обществе и недостаточным уровнем подготовки для работы с ней будущих социальных работников, а также современными требованиями к специалисту социальной работы с учетом его профессиональной деятельности. Данные предпосылки определяют социальный заказ общества на подготовку специалистов социальной работы, обладающих высоким уровнем информационной компетентности.

Разработанная нами модель представляет собой четыре структурных блока: целевой, организационный, технологический и инте-гративно-результативн ый.

Целевой блок модели формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий представлен целью, которая заключается в формировании у будущих социальных работников информационной компетентности средствами компьютерных технологий.

Организационный блок модели включает методологические подходы, дидактические принципы процесса формирования информационной компетентности будущего социального работника и его структурные компоненты.

В основу нашей модели легли следующие методологические подходы: системный, компетентностный, аксиологический и дея-тельностный.

Опираясь на системный подход (В.П. Беспалько, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев, В.П. Кузьмина, В.П. Симонов), мы исходили из того, что процесс построения модели формирования информационной компетентности будущего социального работника средствами компьютерных технологий представлен как целостный педагогический механизм, последовательность определенных действий, способствующих достижению поставленной цели, и, как следствие, является правомерным рассматривать его как педагогическую систему, включающую в себя все необходимые свойства, связи и системообразующие факторы данного процесса [3-5].

Актуальность выбора компетентност-ного подхода при построении модели информационной компетентности социального работника вызвана тем, что именно данный подход в своем содержании отражает основные аспекты модернизации образования. Об этом говорят исследования В.А. Болотова, И.А. Зимней [6; 7].

В современных условиях многократного прироста объема информации, быстрой смены технологий, повышения требований к человеческим ресурсам назначением системы образования становится не передача знаний и учебных умений, как подчеркивает академик Б.С. Гершунский, а формирование умения построить свою жизнь на основе полученных знаний, которые в этом случае превращаются из цели в средство [8, с. 509].

В нашем исследовании моделирование заказа общества к выпускнику высшего учебного заведения и изменения социального заказа в категории образования направлено на подготовку социального работника, обладающего высоким уровнем информационной компетентности, который способен:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, эффективно

применяя их на практике, в диагностике и решении проблем социального клиента, определяя характер требуемой помощи;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные компьютерные технологии; четко осознавать, как и где необходимо применить полученные знания в профессиональной деятельности, творчески мыслить, быть способным к самообразованию и саморазвитию;

- осуществлять отбор и анализ социально-значимой информации (уметь собирать необходимые для конкретной задачи факты, анализировать их, делать предположения для решения проблем клиентов, адекватно оценивать существующие информационные потребности, конкретизировать собственные информационные запросы и на их основе выявлять и решать новые проблемы).

Выбор аксиологического подхода обусловлен спецификой процесса обучения. Данный процесс, переносящий социальную информацию от человека к человеку и от общества к человеку, является не только содержательно-процессуальной системой, но и ценностью развития личности, формирования ее информационной компетентности. Во множестве педагогических исследований теория ценностей играет важную роль для изучения и организации процесса обучения, подготовки студентов [9; 10]. Следовательно, теория ценностей дает основание определить значимость аксиологического подхода для изучения процесса формирования информационной компетентности будущего социального работника:

- раскрыть специфику обучения и его ценностные основания;

- определить содержание и направленность ценностных ориентаций в формировании информационной компетентности;

- проанализировать сущность ценностных ориентаций как главного аспекта учебно-познавательной деятельности студентов при формировании информационной компетентности.

Реализация аксиологического подхода в процессе формирования информационной компетентности социальных работников в вузе, прежде всего, предполагает осмысление

студентами ценности информации с точки зрения ее качества и количества.

Для нашего исследования применение деятельностного подхода [11; 12] означает использование в процессе обучения социальных работников различных видов, форм и методов информационной деятельности, которая будет способствовать формированию всех структурных компонентов информационной компетентности.

Информационная деятельность социального работника включает в себя все информационные процессы, такие как: восприятие, хранение, переработка, осмысление, оценка, выдача необходимой профессионально-детерминированной информации, направленной на эффективную учебную и профессиональную деятельность студента в результате взаимодействия всех субъектов образовательного процесса [13].

Отметим, что при формировании информационной компетентности социальных работников в вузе средствами компьютерных технологий деятельностный подход будет направлен на следующее:

- построение обучения с учетом его информационных основ, опирающихся на индивидуальные особенности восприятия, переработки, хранения, анализа, осмысления и воспроизведения информации студентом;

- широкое использование в обучении возможностей современных компьютерных технологий;

- усиление деятельностного аспекта обучения путем внедрения в его систему современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие не только общенаучных навыков и способов деятельности, но и специальных, связанных с различными аспектами получения, хранения, обработки, передачи и использования профессионально-ориентированной информации.

Вышеназванные методологические подходы к процессу формирования информационной компетентности социальных работников в вузе позволяют нам определить обусловленные ими принципы.

Принцип целостности. Предполагает направленность педагогической деятельности на одновременное формирование всех компонентов информационной компетентности, определение связей между ними.

Принцип сознательности и активности. Характеризуется активностью социального работника, его сущностью, тем, что он не просто получает, перерабатывает информацию и т. д., но и принимает осознанное решение, действует. Имеет индивидуальную оценку к выполняемым действиям, активно стремится к цели.

Принцип гуманизации. Заключается в том, что формирование информационной компетентности социального работника в вузе должно включать: ориентацию на профессиональные и ценностные установки в процессе профессиональной работы с клиентами, ориентацию на человека как наивысшую ценность, обеспечение защиты прав и свобод клиента при работе с его персональными данными, уважение на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий, владение специалистом высокими нравственными и интеллектуальными качествами, так необходимыми ему для данной сферы деятельности.

Принцип диалогизации и межпредметной интеграции. Тесно переплетается с фундаментальными характеристиками обучения - взаимодействием и взаимовлиянием субъектов образовательного процесса. Его реализация предусматривает выделение инвариантной и вариантной составляющих процесса обучения, раскрывающихся в соответствии с развитием современных средств и методов обучения, в том числе и с помощью компьютерных технологий, и их применением на междисциплинарном уровне в процессе подготовки социальных работников в вузе. Таким образом, происходит согласованное изучение теорий, понятий, законов, дисциплин инвариантной составляющей и предметов профильного направления, общенаучных методологических принципов и общеучебных приемов мышления.

Принцип субъектности. Предполагает включение социальных работников в виды и формы деятельности, позволяющие им продуктивно и разносторонне работать с профессиональной информацией (получать, анализировать, обобщать, систематизировать, адаптировать ее к специфике будущей деятельности, а также взаимодействовать с другими людьми в процессе своего обучения).

Принцип полифункциональности. Характеризуется использованием в процессе

профессиональной подготовки социальных работников средств компьютерных технологий в учебно-познавательной деятельности, как предмета изучения, средства обучения, средства решения профессионально-ориентированных задач.

Принцип рефлективности. Предусматривает использование в ходе формирования информационной компетентности социальных работников в вузе средствами компьютерных технологий, форм и методов, включающих студентов в деятельность по рефлексии, способствующий развитию процессов самоанализа, самосознания личности студентов, за счет построения учебных задач, решение которых вызывает определенные затруднения. Данный принцип предполагает ориентацию учебного процесса на творческую самореализацию личности студента, развитие его интеллектуальных способностей в процессе разработки и реализации, профессионально-ориентированных проектов, создания новых продуктов информационной деятельности.

С опорой на методологические подходы и дидактические принципы нами были выявлены структурные компоненты информационной компетентности: когнитивный (представлен ярко выраженной степенью осмысления социальным работником будущей профессиональной деятельности как нового поля в познавательной и информационной деятельности); деятельностный (предполагает сформированность умений и навыков использования компьютерных технологий в процессе восприятия, хранения, анализа, оценки, выдачи необходимой информации); аксиологический (характеризуется выраженной степенью сформированности ценностных ориентаций социального работника в отношении использования информационных процессов).

Технологический блок модели формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий включает содержание, этапы, методы, средства, формы обучения, а также педагогические условия.

Выбор содержания обучения в рамках реализации предлагаемой нами модели будет ориентирован на активное использование компьютерных технологий социальными работниками в вузе для развития навыков поис-

ка, анализа, сохранения, обработки, передачи и осмысления профессионально-значимой информации с целью ее эффективного применения в будущей профессии, использование специализированного программного обеспечения в профессиональной деятельности.

Содержание процесса формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий мы разделяем на 3 этапа: адаптивно-установочный (1 курс); репродук-тивно-деятельностный (2-3 курс); профессионально-ориентированный (4 курс).

В процессе реализации предложенных этапов и проверки педагогических условий основными видами деятельности социальных работников при формировании информационной компетентности будут являться: учебно-профессиональная, информационная, научно-исследовательская, проектная.

Средствами обучения являются: как традиционные (учебники, пособия, монографии, методические рекомендации), так и инновационные (виртуальные экскурсии, сетевые учебные курсы, вики-технология для организации групповой проектной деятельности, технология веб-квест, реализуемая на межпредметном уровне, ^-технология и др.).

Данные средства используются на лекционных, практических, семинарских занятиях, в процессе прохождения практики студентами, при выполнении научно-исследовательских заданий, проектных работ, волонтерской деятельности.

Формами обучения являются: индивидуальная, парно-групповая, коллективная. В определении форм обучения мы также учитывали то, что в процессе формирования информационной компетентности социальных работников нужно отдавать предпочтение тем формам, которые позволяют оптимально воспринимать студентом учебную информацию, активизировать его информационную деятельность, способствуют формированию умений практического применения профессионально-ориентированной информации в решении задач различного уровня с помощью средств компьютерных технологий.

Условиями, способствующими эффективной реализации модели формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий, являются: активизация

информационной деятельности будущих социальных работников посредством учебной и практической работы; использование компьютерных технологий в процессе обучения социальных работников на межпредметном уровне; использование средств сервисов Web 2.0 в процессе подготовки социальных работников в вузе; реализация содержательно-технологического обеспечения процесса формирования информационной компетентности социального работника средствами компьютерных технологий.

Интегративно-результативный блок модели включает в себя уровни, критерии и показатели оценки сформированности информационной компетентности социальных работников в вузе средствами компьютерных технологий, итоговый результат обучения.

С опорой на структурные компоненты, для определения результатов формирования информационной компетентности социального работника в вузе мы будем использовать следующие критерии: мотивирующий, ориентирующий и формирующий критерии.

За основные показатели ориентирующего критерия мы взяли:

- понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества и социальной сферы;

- знание об основных методах и средствах обработки полученной информации с помощью средств компьютерных технологий;

- знания о назначении и способах использования информационных ресурсов.

Основными показателями мотивирующего выступают:

- мотивация к информационной деятельности, понимание важности и необходимости использования компьютерных технологий в будущей профессиональной работе;

- инициативность в применении компьютерных технологий в учебной и практической деятельности;

- познавательная активность в работе с профессионально-ориентированной информацией.

К показателям формирующего критерия мы относим:

- умение работать с источниками информации профессионального характера, анализировать, синтезировать, обобщать полученную информацию в решении учебных и профессиональных задач;

- навыки творческого применения компьютерных технологий (компьютер, проектор, интерактивная доска и т. д.) в процессе профессиональной информационной деятельности;

- умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам профессиональной направленности.

Таким образом, разработанная нами модель формирования информационной компетентности социальных работников в вузе средствами компьютерных технологий состоит: из целевого и организационного блоков, определяющих требования к организации рассматриваемого процесса; технологического блока, обусловливающего содержание процесса формирования информационной компетентности будущего социального работника, и интегративно-результативного детерминирующего предполагаемый результат. Модель является целостной педагогической системой, так как все ее структурные элементы взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и нацелены на конечный результат - формирование у будущего социального работника высокого уровня информационной компетентности.

Список литературы

1. Курин А.Ю. Роль и место дистанционного обучения в подготовке будущего специалиста социальной работы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2010. № 10-12 (31). С. 131-138.

2. Ахметзянова А.Т. Структурно-функциональная модель формирования социокультурной компетенции у студентов педагогических вузов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.

3. Кузьмин В.П. Принципы системности в теории методологии К. Маркса. М.: Политиздат, 1986. 400 с.

4. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. 72 с.

5. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 301 с.

6. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

7. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 4. С. 20-27.

8. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентирован-ных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.

9. Мешков Н.И., Садовникова Н.Е. Ценностный подход к проблеме мотивации учебной деятельности студентов // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 199-201.

10. Грунина С.О. Аксиологические и структурные подходы к моделированию воспитательной системы педагогического вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 73-76.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

12. Кондратьева В.А. Идеи деятельностного подхода в современной педагогике // Концепция философии образования и современная антропология: сб. науч. ст. Новосибирск: ГЦРО, 2001. 364 с.

13. Курин А.Ю., Позднякова Н.В. Модель формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 1 (23). С. 61-66.

References

1. Kurin A.Yu. Rol' i mesto distantsionnogo obucheniya v podgotovke budushchego spetsial-ista sotsial'noy raboty [Role and place of distant learning in training of future social workers].

Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Univer-sitet im. V.I. Vernadskogo - Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2010, no. 10-12 (31), pp. 131-138. (In Russian).

2. Akhmetzyanova A.T. Strukturno-funktsional'naya model' formirovaniya sotsiokul'turnoy kompe-tentsii u studentov pedagogicheskikh vuzov [Structural and functional model of socio-cultural competence forming of students of pedagogical universities]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of Science and Education, 2015, no. 3. (In Russian).

3. Kuzmin V.P. Printsipy sistemnosti v teorii me-todologii K. Marksa [Principles of Systemacity in Theory of Methodology of K. Marx]. Moscow, Politizdat Publ., 1986, 400 p. (In Russian).

4. Ilina T.A. Strukturno-sistemnyy podkhod k or-ganizatsii obucheniya [Structural and System Approach to Education Organisation]. Moscow, Znanie Publ., 1972, 72 p. (In Russian).

5. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya [Modelling and Philosophy]. Moscow, Nauka Publ., 1966, 301 p. (In Russian).

6. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy paradigm [Competence model: from the idea to educational paradigm]. Pedagogika [Pedagogy], 2003, no. 10, pp. 8-14. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyy podkhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennykh podkhodov k problemam obrazovaniya? (teoretiko-metodologicheskiy aspekt) [Competence approach. What is its place in the system of modern approaches to the problems of education? (theoretical and methodological aspect)]. Vysshee obrazovanie segodnya - Higher Education Today, 2006, no. 4, pp. 20-27. (In Russian).

8. Gershunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka (v poiskakh praktiko-orientirovannykh obrazovatel'nykh kontseptsiy) [Philosophy of Education in XXI Century (in the Search of Educational Conceptions)]. Moscow, Sovershen-stvo Publ., 1998. (In Russian).

9. Meshkov N.I., Sadovnikova N.E. Tsennostnyy podkhod k probleme motivatsii uchebnoy deyatel'nosti studentov [Value approach to the problem of motivation of students' educational activity]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya - Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2011, no. 3, pp. 199-201. (In Russian).

10. Grunina S.O. Aksiologicheskie i strukturnye podkhody k modelirovaniyu vospitatel'noy sis-temy pedagogicheskogo vuza [Axiological and structural approaches to modelling of educational system of pedagogical high school]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya -Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2011, no. 2. pp. 7376. (In Russian).

11. Leontev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activivty. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975, 304 p. (In Russian).

12. Kondrateva V.A. Idei deyatel'nostnogo podkhoda v sovremennoy pedagogike. [Ideas of Pragmatist Approach in Modern Pedagogy]. Kontseptsiya filosofii obrazovaniya i sovremen-naya antropologiya [Conception of Philosophy of Education and Modern Anthropology]. Novosibirsk, State Center of Educational Development, 2001, 364 p. (In Russian).

13. Kurin A.Yu., Pozdnyakova N.V. Model' formirovaniya komp'yuternoy kompetentnosti budushchikh sotsial'nykh rabotnikov v vuze [The

model of formation of computer competence of future social workers in the university]. Psik-hologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus -Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2014, no. 1 (23), pp. 61-66. (In Russian).

Поступила в редакцию 19.11.2016 г. Received 19 November 2016

UDK 376.1

MODEL OF HIGH SCHOOL SOCIAL WORKER'S INFORMATION COMPETENCE FORMATION OF COMPUTER TECHNOLOGY MEANS Andrey Nikolaevich POPOV

Post-graduate Student, Psychological-Pedagogical and Social Education Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: festralbeta@gmail.com

The relevance of the formation of information competence among the future social workers, which is due to the requirements of higher education in shaping a competitive personality, owning a large arsenal of means and methods of working with a professional deterministic information is substantiated. The necessity of the development and validation of models of formation of information competence of a social worker at the university by means of computer technology is substantiated. Under the model of information competence of the social worker a single, interconnected system that provides social workers learning process is understood, where the conditions of application of training tools methods and forms, informational competence is formed as an integral system of knowledge and skills to ensure the competitiveness of the individual, its focus on self-education, self-improvement and self-development. The development model was based on: the system, the competency, axiological and activity approaches. The approaches due to their didactic principles have been identified on the basis of the selected methodological: integrity, consciousness and activity, humanization dialogization and interdisciplinary integration, subjectivity, multifunctional, reflexivity. Building on the methodological approaches and didactic principles was based learning content, developed stages, were selected methods, tools, forms of learning and teaching conditions. The stages of formation of information competence of the future social worker: adaptively adjusting, reproductively-activity, professionally-oriented are described, each of which was carried out throughout the period of training of social workers with 1 -4 course. To determine the effectiveness of the process of formation of information competence of the social worker, the criteria, indicators and levels of formation of information competence are revealed.

Key words: information competence; informational competence of a social worker; a model of information competence of social worker

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-63-70

Информация для цитирования:

Попов А.Н. Модель формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 63-70. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-63-70.

Popov A.N. Model' formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti sotsial'nogo rabotnika v vuze sredstvami komp'yuternykh tekhnologiy [Model of high school social worker's information competence formation of computer technology means]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 1 (165), pp. 63-70. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-63-70. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.