УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗЕ
А. Ю. КУРИН
В статье рассматривается содержание учебно-методического обеспечения (УМО) дидактического процесса формирования у студентов, будущих социальных работников, компьютерной компетентности. Предлагаются принципы формирования УМО (принцип активности и самостоятельности учащихся; принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении) и основные подходы при разработке содержания научно-методического обеспечения дидактического процесса формирования у будущих социальных работников компьютерной компетентности.
Ключевые слова учебно-методическое обеспечение, компьютерная компетентность будущего социального работника.
Базовый курс «Информатика», являясь федеральным компонентом ГОС ВПО специальности «социальная работа», кроме инвариантной части, включающей в себя фундаментальные методологические знания, должен содержать и вариативную часть, динамически меняющуюся часть, касающуюся специализированного программного обеспечения применяемого в социальной работе. Концепция федерального государственного стандарта допускает совершенствовать подготовку специалиста, ориентируясь на реальные запросы рынка труда за счет регионального и вузовского компонента - это позволяет включать дополнительные прикладные курсы по выбору, ориентируясь на предметную область и профессиональную среду деятельности специалиста.
Для более эффективного процесса формирования компьютерной грамотности социального работника в вузе было разработано учебно-методическое обеспечение дидактического процесса формирования у студентов компьютерной компетентности (учебные программы по дисциплинам регионально-вузовского компонента учебного плана специальности «социальная работа»: «Применение компьютерных технологий в социальной работе», «Специализированное компьютерное программное обеспечение в социальной работе» и комплект дидактических материалов, включающий индивидуальные и групповые задания для семинарских занятий и всех видов практик, активизирующие использование студентами в учебной, исследовательской и квази-
профессиональной деятельности компьютерных технологий).
При формировании учебно-методического обеспечения ведущими принципами являлись:
- принцип активности и самостоятельности учащихся;
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении [1; 2].
Принцип активности и самостоятельности учащихся определяет как характер организации учебного процесса, так и позицию студентов по отношению к участию в процессе обучения. Деятельностный подход предполагает планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В учебном процессе опора делается на самостоятельное добывание знаний об объекте, когда преподаватель направляет поисковую деятельность студента.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения выражает ведущую цель организации учебного процесса при формировании компьютерной компететности будущего социального работника, связывая воедино воспитание, обучение и развитие для достижения главной цели - создания условий для самоактуализации учащихся, развитие их умственных сил и потенциальных возможностей в процессе усвоения знаний о компьютерных технологиях в будущей профессиональной деятельности.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении основывается на пси-холого-педагогических различиях учащихся и предполагает особое внимание к индивидуальности студентов, что предполагает реализацию преподавателем следующих педагогических требований:
- при проектировании учебных заданий учитывать интересы, способности, особенности учащихся;
- обеспечивать отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом интеллектуальных возможностей каждого обучающегося;
- предлагать учебные задания различных уровней сложности.
Его практическая реализация проявляется в различных направлениях уровневой дифференциации учебных требований, таких как: уровень выполнения заданий, время выполнения задания, виды учебной деятельности, оценка.
Дополнительно при разработке содержания научно-методического обеспечения дидактического процесса формирования у будущих социальных работников компьютерной компетентности мы руководствовались следующими соображениями:
1. Программы дисциплин для социальных работников должны составлять описание совокупности практической деятельности, овладение которой осуществляется посредством актуализации методов мышления и соответствующих средств деятельности.
2. Содержание образовательной программы должно представлять собой хорошо структурированную по законам логики научную информацию, как своеобразную проекцию различных наук; ее задача - обеспечивать становление и развитие разных форм мышления как равноценных, значимых для личности каждого студента.
3. Образовательная программа по своему содержанию должна представлять собою набор социокультурных образцов в виде изложения понятий, законов, правил, приемов, логических операций. Ее содержание позволяет будущему социальному работнику пользоваться разнообразными способами проработки заданного материала, выбирать те способы, которые личностно значимы [3].
4. При конструировании образовательной программы важно учитывать содержание субъектного опыта студентов как опыта их жизнедеятельности, опыта уникального, самобытного и неповторимого. Личностно-ориентированный учебный процесс должен усиливаться организацией образовательно-профессиональной среды как системы, обеспечивающей выбор возможностей для
развития личности будущего специалиста и объединяющей ресурсы науки и практики социальной работы. Именно максимальная обращенность к субъектному опыту студента, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии отличает личностно-ориентированную технологию профессионального образования.
5. Конструирование и организация учебного материала представляет обучаемому возможность выбирать его содержание, дополнять его, используя средства компьютерных технологий, например гиперссылки, обращение к ресурсам Интернета, электронные энциклопедии и другое.
6. Учебный материал должен найти адекватное отражение в материалах, предъявляемых в ходе текущего и выходного контроля, отражать формы контроля. При этом должен учитываться уровень владения студентом компьютерными технологиями - его субъектный опыт, включая опыт его предшествующего обучения.
Так, целью учебного курса «Применение компьютерных технологий в социальной работе» является формирование целостной системы знаний в области современных информационных технологий, возможности и особенности их использования в социальной сфере при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов.
Задачами учебного курса «Применение компьютерных технологий в социальной работе» являются:
- формирование представлений о положительных особенностях применения компьютерных технологий;
- ознакомление со структурой и содержанием информации в базах социальных данных, а также с технологией работы с этими базами;
- изучение возможности использования сетевых технологий в социальной сфере;
- формирование знаний по использованию информационных технологий для разработки стратегии и приоритетных направлений социальной политики;
- изучение основ автоматизации управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения.
По окончании изучения курса студент должен:
- иметь целостную систему знаний о возможностях и особенностях использования современных информационных технологий в социальной работе (когнитивный компонент);
- знать принципы использования информационных технологий в процессе принятия решений при управлении социальной сферой и входящими в нее структурами (когнитивный компонент);
- знать принципы построения электронных баз социальных данных, структуру и содержание информации в этих базах и технологии их использования в социальной сфере (когнитивный компонент);
- ознакомиться с технологиями сбора и распространения социальной информации с использованием локальных и глобальных компьютерных сетей (когнитивный компонент);
- знать положительные особенности применения компьютерных технологий в социальной работе (аксиологический компонент);
- осознавать значимость использования компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности (аксиологический компонент);
- иметь высокую степень инициативности в использовании компьютерных технологий в социальной работе (аксиологический компонент);
- обладать высоким уровнем прикладной активности, подразумевающей наличие у специалиста социальной работы интереса к компьютерной деятельности (мотивации), активности в практическом освоении компьютерных технологий, применении полученных знаний в профессиональной деятельности (аксиологический компонент).
Авторская дисциплина «Специализированное компьютерное программное обеспечение в социальной работе», читается студентам 4 курса отделения социальной работы также факультативно.
Целью учебного курса «Специализированное компьютерное программное обеспечение в социальной работе» является: овладение студентами умениями и навыками работы со специализированным компьютерным программным обеспечением, применяемым в социальной работе при работе с различными группами клиентов (инвалиды, пенсионеры, безработные и др.).
Задачами учебного курса являются:
- развитие умений и навыков использования современного программного обеспечения специализированного назначения при решении практических задач социальным работником;
- развитие навыков работы с сетевым программным обеспечением в области социальной работы;
- привитие навыков использования сетевых ресурсов для обработки данных при решении практических задач в социальной сфере;
- освоение программно-инструментальных средств обработки информации для решения профессиональных задач социальным работником.
Содержание данной учебной дисциплины включает интегрированные информационные
системы поддерживающего характера: фактографические, документальные и экспертные (введение в информационные системы; фактографические информационные системы: сущность, содержание, принципы построения; документальные информационные системы: сущность, содержание, принципы построения; экспертные информационные системы: сущность, содержание, принципы построения.); использование сетевых технологий в социальной работе (понятие сетевых технологий; топология сетей; применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена социальными данными; построение и эксплуатация информационных систем, используемых в пенсионной системе; возможность использования глобальной сети Интернет в системе социальной защиты населения); формирование единого информационного пространства системы социальной защиты населения (информационные технологии при формировании инфраструктуры социальной защиты населения); информационная система «Пенсионное обеспечение» (назначение, интерфейс программы, технология работы с программным обеспечением; подготовка статистических отчетов; визуализирование информации по пенсионному обеспечению); специализированное программное обеспечение «Пенсионеры - справка» (назначение, интерфейс программы, технология работы с программой: поиск сведений о клиенте; подготовка отчетности); специализированное программное обеспечение (назначение, интерфейс программы, технология работы с программой: начисление и выплата государственных пенсий, пособий); автоматизация управленческой деятельности учреждений социальной защиты населения (использование экспертных систем в управлении, внедрение информационных средств в управление учреждений социальной защиты населения).
По окончании изучения курса студент должен:
- иметь развитые умения и навыки работы с современным программным обеспечением специализированного назначения, применяемым в учреждениях социальной защиты населения «Пенсионеры - справка», «Пенсии - нормы», «Инвалиды - льготы» и т. д.;
- иметь навыки для автоматизации профессиональной деятельности в учреждениях социальной защиты населения.
Таким образом, если блок инварианта направлен на формирование общих знаний, умений и навыков в области информационных технологий, то блок вариатива (разработанные и предлагаемые автором курсы «Применение компьютер-
ных технологий в социальной работе», «Специализированное программное обеспечение, применяемое в социальной работе») направлен на развитие и формирование специализированных знаний, умений и навыков, применяемых в будущей профессиональной деятельности социальным работником. Вариативный блок позволяет углубить знания в области информационных и компьютерных технологий, сформировать умения и навыки использования компьютерного программного обеспечения специализированного назначения, применяемого непосредственно в учреждениях социальной защиты населения.
В ходе семинарских занятий, предусмотренных по каждой из разработанных нами учебных дисциплин («Применение компьютерных технологий в социальной работе», «Специализированное программное обеспечение, применяемое в социальной работе») для обеспечения целостности дидактического процесса формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников определялось взаимосвязанное сочетание методических приемов, обеспечивающих овладение студентами средствами компьютерных технологий, как во время практики, так и в учебных занятиях. При этом нами учитывалось центральное теоретическое положение, состоящее в том, что дидактическое воздействие должно быть системным и ориентированным на структуру личности студента и на его познавательные потребности.
При реализации дисциплин «Применение компьютерных технологий в социальной работе» и «Специализированное программное обеспечение в социальной работе» использовались подготовленные автором дидактические задания, стимулирующие интерес студентов к редко используемым ими средствам компьютерных технологий: иллюстрация авторской позиции с помощью
средств графического обобщения информации (таблицы, схемы, гистограммы); подготовка выступлений, сопровождающихся электронной презентацией, включение в них видео- и аудиоматериалов; создание электронных вариантов личных дел клиентов; разработка структуры электронных таблиц для обобщения результатов мониторинга; создание образцов информационно-рекламных материалов для того или иного социального учреждения и другое. Благодаря этому у студентов развивался интерес и потребность в дальнейшем совершенствовании собственных знаний и умений, расширяющих их профессиональные возможности, что в целом способствовало росту познавательной активности в области компьютерных технологий, формированию положительной мотивации на овладение ими.
* * *
TEACHING-METHODOLOGICAL MAINTENANCE OF FORMING COMPUTER COMPETENCE OF PROSPECTIVE SOCIAL
WORKER IN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
A. Yu. Kurin
In this article, the content of teaching-methodical maintenance (TMM) of the didactic process of forming the computer competence of the students that is prospective social workers is examined. Principles of forming TMM (the principle of student activity and independence; the principle of developing and bringing teaching; the principle of differentiated and individual approaches to teaching) and the basic approaches to the development of the content of scientific-methodical maintenance of didactic process of forming the computer competence of prospective social workers are introduced.
Key words: teaching-methodical maintenance, computer competence of prospective social workers.