Научная статья на тему 'Активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством использования компьютерных технологий в учебном процессе'

Активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством использования компьютерных технологий в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION ACTIVITIES / SOCIAL WORKER / SOCIAL SPHERE / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курин Андрей Юрьевич, Попов Андрей Николаевич

В статье рассматривается одно из педагогических условий, способствующее эффективному процессу формирования информационной компетенции социального работника в вузе, активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством учебной и практической работы. Проанализировано понятие информационной деятельности социального работника. Определены конкретные формы, средства, и методы обучения позволяющие активизировать информационную деятельность социального работника. Раскрыты особенности совместной работы преподавателя со студентами в процессе изучения дисциплин информационного блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курин Андрей Юрьевич, Попов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATING OF INFORMATION ACTIVITIES OF FUTURE SOCIAL WORKERS BY MEANS OF USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

In article authors considered one of pedagogical conditions promoting effective process of formation of information competence of the social worker of higher education institution, activization of information activities of future social workers by means of educational and practical work, analyzed the concept of information activities of the social worker, defined concrete forms, means, and the training methods allowing to stir up information activities of the social worker and unveiled features of collaboration of the teacher with students in the course of studying of disciplines of the information block.

Текст научной работы на тему «Активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством использования компьютерных технологий в учебном процессе»

УДК 376.1

10.20310/1810-231Х-2016-15-2-94-98

АКТИВИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Курин Андрей Юрьевич, Попов Андрей Николаевич

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-шаД: kurinandrey@mail.ru

В статье рассматривается одно из педагогических условий, способствующее эффективному процессу формирования информационной компетенции социального работника в вузе, активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством учебной и практической работы. Проанализировано понятие информационной деятельности социального работника. Определены конкретные формы, средства, и методы обучения позволяющие активизировать информационную деятельность социального работника. Раскрыты особенности совместной работы преподавателя со студентами в процессе изучения дисциплин информационного блока.

Ключевые слова: информационная деятельность, социальный работник, социальная сфера, информационная компетенция, информационные технологии

В качестве одного из педагогических условий, способствующих эффективному процессу формирования информационной компетенции социального работника в вузе, мы выделяем активизацию информационной деятельности будущих социальных работников посредством учебной и практической работы.

В свое время К. Д. Ушинский писал, что перестроить процесс образования и воспитания нельзя без организации серьезной и интересной работы обучаемого, в отличие от которого монотонное, механическое повторение и зубрежка со временем становится легче, но вместе с тем, все меньше занимает душу. Данная мысль актуальна и по сей день. Для формирования информационной компетенции будущего социального работника в вузе характерна направленность на активную информационную деятельность, творческий подход и самоорганизованность.

Информационную компетенцию социального работника мы понимаем как неотъемлемую составляющую его профессиональной компетентности, представляющую собой способность будущего специалиста социальной сферы использовать комплекс знаний, умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий, умение производить эффективный поиск, структурирование необходимой информации, адаптировать ее к

особенностям социальной работы в целях дальнейшего продуктивного осуществления своей профессиональной деятельности.

Проанализируем ключевые понятия процесса активизации информационной деятельности. Среди множества трактовок понятия «информационная деятельность» общим является то, что под информационной деятельностью понимают активность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации. Любая деятельность складывается из ряда актов, действий или поступков, вызванных с помощью тех или иных побуждений, мотивов, направленных на конкретную цель. Она, так или иначе, всегда связана с некоторой потребностью, отражая необходимость субъекта в чем-либо, тем самым вызывая его поисковую активность [1].

В нашем исследовании под «информационной деятельностью социального работника» мы понимаем совокупность информационных процессов, включающих восприятие, хранение, переработку, осмысление, оценку, выдачу необходимой социально-ориентированной информации, направленных на решение задач учебной и профессиональной направленности и основанных на активном взаимодействии между субъектами учебной и профессиональной деятельности.

По словам А. В. Соколова, человек, занимаясь изучением нового, одновременно и, не-

сомненно, занимается информационной деятельностью, но осуществлять информационную деятельность независимо от когнитивных или коммуникационных процессов, никто не может [2, с. 146].

Следует заметить, что каждое определение в явном или косвенном виде содержит такой аспект проявления информационной деятельности, каким является активность. Активность человека, в первую очередь, побуждается предметом деятельности: «предмет деятельности есть ее действительный мотив». Активность определяет умение самообучаться, самостоятельно планировать, организовывать процесс познания, осуществлять контроль и оценку полученных результатов.

Таким образом, активность студента - это и катализатор, и результат процесса обучения. В форме катализатора активность - это проявление всех личностных сторон студента, поиск нового, стремление быть лидером, радость познания, готовность к решению новых задач и т. д. При рассмотрении активной деятельности огромное значение имеет отношение обучаемого к окружающему, и большинство ученых рассматривают понятие активность в призме деятельности, а деятельность через активность, отмечая, что одного без другого не существует.

П. П. Блонский отмечал, что в результате деятельности, в том числе и информационной, формируется личность, развиваются творческие способности, нравственно-этические взгляды и убеждения, а также мировоззрение. Двигателем данного процесса он считал противоречия, ставящие врозь потребности, необходимые для усвоения недостаточных знаний, опыт познавательной деятельности, требуемый для решения конкретных задач с реальными возможностями удовлетворения этих потребностей.

Другой позиции придерживается К. В. Ко-робкова, которая связывает деятельность личности с ее достижениями, разделяя достижения личности на достижения в деятельности и индивидуально-личностные [3]. Личностные достижения в деятельностном аспекте рассматриваются вместе с ее движениями как к целям деятельности, так и к положительной динамике в полученных результатах. Другими словами, не каждый результат деятельности личности является ее достижением в ней, а лишь те, которые оказывают положительную динамику на определенные преобразования.

С уверенностью можно сказать, что активизация информационной деятельности социального работника будет непосредственно влиять на формирование его информационной компетенции, определяющей не только уровень сформированности знаний, умений, навыков, способов мыслительной работы, но и развитие мотивационно-потребностной сферы личности студента. Именно информационная деятельность, как форма проявления активности студента, играет главную роль в становлении мышления будущего социального работника в течение всего периода его обучения.

Формирование мотивационно-потребно-стной сферы обучающегося в призме его информационной деятельности является одним из сложнейших аспектов социального образования, так как это связано со становлением единой сферы личности, которая находится в тесной взаимосвязи с ценностными ориентациями студентов, а также необходимыми ему профессиональными и личностными качествами.

Любая деятельность будущего специалиста, включая и информационную, является одной из двух составных частей дидактического процесса, вместе являющихся единым целым (А. А. Ангеловский): первая - это непосредственная работа самого студента в процессе обучения, а вторая - это действия преподавателя по активизации деятельности обучающихся [4].

Однако отношение социального работника к своей информационной деятельности может быть различным. Студент может как положительно, так и отрицательно оценивать свой успех, стремиться к новому, неизвестному для себя или оставаться равнодушным, прилагать усилия или просто «плыть по течению» и, как следствие, достигать реальных результатов или нет. Каждый студент сам определяет личную значимость своей деятельности: низкая значимость может тормозить развитие человека, высокая - быть стимулом к совершенствованию личности, ориентированной на самореализацию и саморазвитие.

Для нашего исследования интересная точка зрения Я. В. Топольника [5, с. 202] отмечающего, что развитие личностных интересов и позиций студентов, а также повышение их активности в информационной деятельности возможно при условии актуализации их субъективной позиции с помощью:

1) стимулирования индивидуальных достижений студентов относительно использова-

ния информационных технологий в профессиональной деятельности;

2) использования проблемных ситуаций в процессе их подготовки к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

3) включение студентов в личностно значимую для них деятельность.

Таким образом, создание условий, активизирующих информационную деятельность студентов, дает стимул по развитию у них этой деятельности, и преобразовывает их в качестве субъектов собственно личностного профессионального развития.

Опираясь на исследования, можно выделить общую точку зрения на понятие сущности информационной деятельности, рассматриваемую в триединстве: как цель деятельности, как средство ее достижения, и как результат [6; 7; 8]. Информационную деятельность студента необходимо рассматривать не только как отношение обучающегося к содержанию и процессу своей работы, постоянному стремлению к овладению новыми знаниями, стремлению к саморазвитию, но и как совместную работу с преподавателем с помощью

специальных средств и методик обучения работы с информацией и информационными технологиями, прикладывая максимально возможные интеллектуальные, нравственно-волевые и физические силы в достижении конкретных целей обучения.

В качестве предпосылок способствующих активизации информационной деятельности социального работника в процессе его учебной и практической работы, может рассматриваться: осознание и осмысление студентом собственных успехов и достижений по использованию информации и информационных технологий;

мотивированность и заинтересованность студента в индивидуальных достижениях в работе с информацией и информационными технологиями в учебной и практической деятельности;

- практическая готовность и реальная возможность осуществлять активную информационную деятельность в процессе своего обучения;

- стремление будущего социального работника к совершенствованию знаний и росту достижений.

Активизация информационной деятельности социальных работников в процессе обучения

Результативность деятельности

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечивающих их коррекцию

Тестирующие программы

Самостоятельность в деятельности

Умение организовать эффективный поиск, анализ, систематизацию необходимой информации

Интернет, учебная литература

Проектная деятельность учащихся

Активизация продуктивной деятельности студентов на дисциплинах информационного блока

Локальная сеть

Наглядность и иллюстративность

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов, действий, связей и отношений в объекте изучения

Электронные учебники и пособия

Творческая и исследовательская работа

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Прикладные программы и среды

Информационные технологии

Рис. 1. Активизация информационной деятельности социальных работников в процессе обучения

Студент должен понимать, что он не только объект, на который производится воздействие с помощью разнообразных средств, но и субъект взаимосвязанной деятельности [9].

Данная организация учебно-практической деятельности требует использование необходимых средств, с помощью которых данный подход можно было бы реализовать. Для активи-

зации информационной деятельности будущего социального работника в Педагогическом институте ТГУ имени Г. Р. Державина используются средства компьютерных технологий:

совместная работа преподавателя со студентами в рамках обучения дисциплинам информационного блока (интернет-технологии в социальной сфере, информатизация и компьютеризация деятельности социальных служб ит. д.);

волонтерская деятельность и участие в государственной программе повышения компьютерной грамотности у людей пожилого возраста «Бабушка онлайн, дедушка онлайн»;

реализация специальных заданий, с использованием средств компьютерных технологий в учебной деятельности (работа с офисными приложениями для разработки компьютерных презентаций, табличных данных, диаграмм, средствами визуализации и т. д.) и др.

Активизация информационной деятельности социальных работников в рамках совместной работы преподавателя со студентами в процессе изучения дисциплин информационного блока представлена на рисунке 1.

Литература

1. Курин А. Ю., Попов А. Н. Актуальность формирования информационной компетенции социального работника: основные понятия и обоснование // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 55-60.

2. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.

3. Коробкова К. В. Формирование информационно-компьютерной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007.

4. Ангеловский А. А. Анализ понятий «Профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм» // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. Вып. № 5-2.

5. Топольник Я. В. Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий // Инновационные педагогические технологии. Казань, 2015.

6. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М., 1992.

7. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987.

8. Старов М. И., Чванова М. С., Вислобоко-ва М. В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении // Открытое образование. 1999. № 2.

9. Курин А. Ю. Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 9 (89). С. 27-36.

References

1. Kurin А. Yu., Popov А. N. Aktual'nost' for-mirovaniya informatsionnoj kompetentsii sotsial'nogo rabotnika: osnovnye ponyatiya i obosnovaniye [Relevance of formation of information competence of the social worker: basic concepts and justification] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumani-tarnye nauki. 2015. № 1 (141). S. 55-60.

2. Sokolov A. V. Vvedeniye v teoriyu sot-sial'noj kommunikatsii [Introduction to the social communication theory]. SPb., 1996.

3. Korobkova K. V. Formirovaniye informat-sionno-komp'yuternoj kompetentnosti budushchikh uchitelej v protsesse professional'noj podgotovki [Formation of information and computer competence of future teachers in the course of vocational training] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk, 2007.

4. Angelovskij A. A. Analiz ponyatij «Profes-siya, professional'noye soznaniye, professional'naya deyatel'nost', professionalizm» [Analysis of the concepts «Profession, Professional Consciousness, Professional Activity, Professionalism»] // Izvestiya Samars-kogo nauchnogo tsentra RAN. 2010. T. 12. Vyp. № 5-2.

5. Topol'nik Ya. V. Formirovaniye gotovnosti budushchikh prepodavatelej k ispol'zovaniyu infor-matsionno-kommunikatsionnykh tekhnologij [Formation of readiness of future teachers for use of information and communication technologies] // Inno-vatsionnye pedagogicheskiye tekhnologii. Kazan', 2015.

6. Shamova T. I. Aktivizatsiya ucheniya shkol'nikov [Activating of the doctrine of school students]. M., 1992.

7. Gershunskij B. S. Komp'yuterizatsiya v sfere obrazovaniya: problemy i perspektivy [Computerization in education: problems and prospects]. M., 1987.

8. Starov M. I., Chvanova M. S., Vislobokova M. V. Psikhologo-pedagogicheskiye problemy obsh-cheniya pri distantsionnom obuchenii [Psychology and pedagogical problems of communication at distance learning] // Otkrytoye obrazovaniye. 1999. № 2.

9. Kurin A. Yu. Komp'yuternaya kompetentnost' kak sostavlyayushchaya professional'noj kompetentnosti sotsial'nogo rabotnika [Computer competence as component of professional competence of the social worker] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2010. № 9 (89). S. 27-36.

* * *

ACTIVATING OF INFORMATION ACTIVITIES OF FUTURE SOCIAL WORKERS BY MEANS OF USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Kurin Andrey Yuryevich, Popov Andrey Nikolaevich

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: kurinandrey@mail.ru

In article authors considered one of pedagogical conditions promoting effective process of formation of information competence of the social worker of higher education institution, activization of information activities of future social workers by means of educational and practical work, analyzed the concept of information activities of the social worker, defined concrete forms, means, and the training methods allowing to stir up information activities of the social worker and unveiled features of collaboration of the teacher with students in the course of studying of disciplines of the information block.

Key words: information activities, social worker, social sphere, information competence, information technologies

Об авторах:

Курин Андрей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Попов Андрей Николаевич, аспирант кафедры социально-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the authors:

Kurin Andrey Yuryevich, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of the Theory and Technique of Preschool and Primary Education, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Popov Andrey Nikolaevich, Post-Graduate Student of the Social Pedagogical Education Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.