Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования информационной компетентности будущего социального работника средствами компьютерных технологий'

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущего социального работника средствами компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / INFORMATION COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / INFORMATION ACTIVITIES OF THE SOCIAL WORKER / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / SOCIAL WORKER / СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / SOCIAL SERVICE / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGY / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGY / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / VIRTUAL TOUR / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / E-TUTORIAL / ВИКИ-ТЕХНОЛОГИЯ / WIKI-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курин Андрей Юрьевич, Попов Андрей Николаевич

Актуальность темы определяется тем, что в условиях развития современного информационного общества будущий социальный работник должен обладать информационным стилем мышления, быть готовым к быстрому восприятию и обработке больших объемов профессионально-ориентированной информации, владеть современными средствами, методами и технологиями работы, что будет являться предпосылкой к становлению специалиста высокого уровня, профессиональная деятельность которого связана с изменением жизни клиента, его социального статуса, где важную роль играет владение социальным работником высоким уровнем информационной компетентности. Даны определения понятий «информационная компетентность социального работника», «информационная деятельность социального работника». Выявлены и обоснованы три педагогических условия, способствующие успешному процессу формирования информационной компетентности социального работника в условиях вуза: активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством учебной и практической работы; использование компьютерных технологий в процессе обучения социальных работников на межпредметном уровне; использование средств вики-технологии в процессе формирования информационной компетентности социального работника вуза. Для активизации информационной деятельности будущего социального работника и как результат формирование у него высокого уровня информационной компетентности определены средства компьютерных технологий, используемых студентом в процессе его учебной и практической работы. Внедрение в процесс обучения социальных работников средств компьютерных технологий (виртуальная экскурсия, электронный учебник, вики-технологии) способствует развитию знаний о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, обобщенных умений и навыков интегрировать их в технологии социальной работы в целях дальнейшего продуктивного осуществления своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курин Андрей Юрьевич, Попов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCIES SOCIAL WORKER BY MEANS OF COMPUTER TECHNOLOGIES

The relevance of the article is determined by the fact that in the conditions of development of the modern information society of the future social worker should have an information style of thinking, be ready for rapid perception and processing of large volumes of professionally-oriented information, possess modern means, methods and technologies that will be a prerequisite to becoming a specialist high-level, professional activity which is connected with a change in the client's life, his social status, where an important role is played by the social worker ownership of a high level of information competence. The concepts of “information competence of a social worker”, “media services of a social worker” are defined. Three pedagogical conditions are identified and justified, contributing to the successful process of formation of information competence of a social worker in the university environment: enhancing information activities of future social workers through training and practical work; the use of computer technology in teaching social workers to cross curricular level; the use of the wiki-technology in the process of formation of information competence of a social worker university. In order to enhance information activities of future social worker, and as a result of the formation of his high level of information competence, means of computer technology used by the student in the process of training and practical work are defined. The introduction of the process of training of social workers using computer technologies (virtual tour, electronic textbook, wiki-based technologies) contributes to: the development of knowledge and skills to work with professionally-oriented information, improving the training level, thereby enabling consistently acquire information competencies.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования информационной компетентности будущего социального работника средствами компьютерных технологий»

УДК 376.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Андрей Юрьевич КУРИН

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории

и методики дошкольного и начального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: kurinandrey@mail.ru © Андрей Николаевич ПОПОВ ассистент кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: festralbeta@gmail.com

Актуальность темы определяется тем, что в условиях развития современного информационного общества будущий социальный работник должен обладать информационным стилем мышления, быть готовым к быстрому восприятию и обработке больших объемов профессионально-ориентированной информации, владеть современными средствами, методами и технологиями работы, что будет являться предпосылкой к становлению специалиста высокого уровня, профессиональная деятельность которого связана с изменением жизни клиента, его социального статуса, где важную роль играет владение социальным работником высоким уровнем информационной компетентности. Даны определения понятий «информационная компетентность социального работника», «информационная деятельность социального работника». Выявлены и обоснованы три педагогических условия, способствующие успешному процессу формирования информационной компетентности социального работника в условиях вуза: активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством учебной и практической работы; использование компьютерных технологий в процессе обучения социальных работников на межпредметном уровне; использование средств вики-технологии в процессе формирования информационной компетентности социального работника вуза. Для активизации информационной деятельности будущего социального работника и как результат - формирование у него высокого уровня информационной компетентности определены средства компьютерных технологий, используемых студентом в процессе его учебной и практической работы. Внедрение в процесс обучения социальных работников средств компьютерных технологий (виртуальная экскурсия, электронный учебник, вики-технологии) способствует развитию знаний о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, обобщенных умений и навыков интегрировать их в технологии социальной работы в целях дальнейшего продуктивного осуществления своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационная компетентность социального работника; информационная деятельность социального работника; социальная работа; социальный работник; социальная служба; компьютерные технологии; интернет-технологии; виртуальная экскурсия; электронный учебник; ви-ки-технология

DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-10(162)-20-28

В настоящее время система социальной работы идет по пути активного внедрения современных технологий в профессиональную деятельность. Возрастают объемы профессионально-ориентированной информации, развиваются информационно-поисковые системы, внедряется специализированное программное обеспечение в профессиональную деятельность социального работника. Все это оказывает непосредственное влияние на расширение функциональных возможностей специалиста по социальной работе, по-

вышая его эффективность в оказании услуг социальным клиентам. Для свободной ориентации в информационных процессах будущий социальный работник должен обладать информационным стилем мышления, быть готовым к быстрому восприятию и обработке больших объемов профессионально-ориентированной информации, владеть современными средствами, методами и технологиями работы, что будет являться предпосылкой к становлению специалиста высокого уровня, профессиональная деятельность ко-

торого связна с изменением жизни клиента, его социального статуса, где важную роль играет владение социальным работником высоким уровнем информационной компетентности.

Под информационной компетентностью социального работника мы понимаем интегральное личностное качество, выраженное в знаниях о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, в обобщенных умениях и навыках интегрировать их в технологии социальной работы, адаптировать к ее особенностям в целях дальнейшего продуктивного осуществления своей профессиональной деятельности.

Нами выявлены и обоснованы три педагогических условия, способствующие успешному процессу формирования информационной компетентности социального работника в условиях вуза: активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством учебной и практической работы; использование компьютерных технологий в процессе обучения социальных работников на межпредметном уровне; использование средств вики-техно -логии в процессе подготовки социальных работников в вузе.

Обоснуем первое педагогическое условие - активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством учебной и практической работы.

В свое время К.Д. Ушинский - один из величайших отечественных педагогов - писал, что перестроить процесс образования и воспитания нельзя без организации серьезной и интересной работы обучаемого, в отличие от которого монотонное, механическое повторение, со временем становится легче, но, вместе с тем, все меньше занимает душу.

Данная мысль актуальна и по сей день. Для формирования информационной компетентности будущего социального работника в вузе характерна направленность на активную информационную деятельность, творческий подход и самоорганизованность [1].

Проанализируем ключевые понятия процесса активизации информационной деятельности.

Среди множества трактовок понятия «информационная деятельность» общим яв-

ляется то, что под информационной деятельностью понимают активность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации. Любая деятельность складывается из ряда актов, действий или поступков, вызванных с помощью тех или иных побуждений, мотивов, направленных на конкретную цель. Она, так или иначе, всегда связана с некоторой потребностью, отражая необходимость субъекта в чем-либо, тем самым вызывая его поисковую активность [2].

В нашем исследовании под «информационной деятельностью социального работника» мы понимаем совокупность информационных процессов, включающих восприятие, хранение, переработку, осмысление, оценку, выдачу необходимой социально-ориентированной информации, направленных на решение задач учебной и профессиональной направленности и основанных на активном взаимодействии между субъектами учебной и профессиональной деятельности.

По словам А.В. Соколова, человек, занимаясь изучением нового, одновременно и несомненно занимается информационной деятельностью, но осуществлять информационную деятельность независимо от когнитивных или коммуникационных процессов никто не может [3, с. 146].

Следует заметить, что каждое определение в явном или косвенном виде содержит такой аспект проявления информационной деятельности, каким является активность.

Активность человека в первую очередь побуждается предметом деятельности: «предмет деятельности есть ее действительный мотив». Активность определяет умение самообучаться, самостоятельно планировать, организовывать процесс познания, осуществлять контроль и оценку полученных результатов.

Таким образом, активность студента -это и катализатор, и результат процесса обучения. В форме катализатора активность -это проявление всех личностных сторон студента, поиск нового, стремление быть лидером, радость познания, готовность к решению новых задач и т. д.

При рассмотрении активной деятельности огромное значение определяет отношение обучаемого к окружающему, и большинство ученых рассматривают понятие актив-

ность в призме деятельности, а деятельность через активность, отмечая, что одного без другого не существует.

С уверенностью можно сказать, что активизация информационной деятельности социального работника будет непосредственно влиять на формирование его информационной компетентности, определяющей не только уровень сформированности знаний, умений, навыков, способов мыслительной работы, но и развитие мотивационно-по-требностной сферы личности студента. Именно информационная деятельность как форма проявления активности студента играет главную роль в становлении мышления будущего социального работника в течение всего периода его обучения.

Любая деятельность будущего специалиста, включая и информационную, является одной из двух составных частей дидактического процесса, вместе являющихся единым целым (А.А. Ангеловский): первая - это непосредственная работа самого студента в процессе обучения, а вторая - это действия преподавателя по активизации деятельности обучающихся [4].

Однако отношение социального работника к своей информационной деятельности может быть различным. Студент может как положительно, так и отрицательно оценивать свой успех, стремиться к новому, неизвестному для себя или оставаться равнодушным, прилагать усилия или просто «плыть по течению» и, как следствие, достигать реальных результатов или нет. Каждый студент сам определяет личную значимость своей деятельности, низкая значимость может тормозить развитие человека, высокая - быть стимулом к совершенствованию личности, ориентированной на самореализацию и саморазвитие.

Для нашего исследования интересна точка зрения Я.В. Топольника, отмечающего, что развитие личностных интересов и позиций студентов, а также повышение их активности в информационной деятельности возможно при условии актуализации их субъективной позиции с помощью:

- стимулирования индивидуальных достижений студентов относительно использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

- использования проблемных ситуаций в процессе их подготовки к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

- включения студентов в личностно значимую для них деятельность [5, с. 202].

Таким образом, создание условий, активизирующих информационную деятельность студентов, дает стимул по развитию у них этой готовности и преобразовывает их в качестве субъектов собственно личностного профессионального развития.

Опираясь на исследования [6-8], можно выделить общую точку зрения на понятие сущности информационной деятельности, рассматриваемую в триединстве: как цель деятельности, как средство ее достижения и как результат. Информационную деятельность студента необходимо рассматривать не только как отношение обучающегося к содержанию и процессу своей работы, постоянному стремлению к овладению новыми знаниями, стремлению к саморазвитию, но и как совместную работу с преподавателем с помощью специальных средств и методик обучения работы с профессионально-ориентированной информацией и информационными технологиями, прикладывая максимально возможные интеллектуальные, нравственно-волевые и физические силы в достижении конкретных целей обучения.

В качестве предпосылок, способствующих активизации информационной деятельности социального работника в процессе его учебной и практической работы, могут служить:

- осознание и осмысление студентом собственных успехов и достижений по использованию информации и компьютерных технологий;

- мотивированность и заинтересованность студента в индивидуальных достижениях в работе с информацией и информационными технологиями в учебной и практической деятельности;

- практическая готовность и реальная возможность осуществлять активную информационную деятельность в процессе своего обучения;

- стремление будущего социального работника к совершенствованию знаний и росту достижений.

Студент должен понимать, что он не только объект, на который производится воздействие с помощью разнообразных средств, но и субъект взаимосвязанной деятельности [9]. Данная организация учебно-практической деятельности требует использования необходимых средств, с помощью которых данный подход можно было бы реализовать. Для активизации информационной деятельности будущего социального работника и как результат формирование у него высокого уровня информационной компетентности при его подготовке в Педагогическом институте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, таковыми средствами и формами работы выступают:

- совместная работа преподавателя со студентами в рамках обучения дисциплинам информационного блока (интернет-технологии в социальной сфере, информатизация и компьютеризация деятельности социальных служб и т. д.);

- волонтерская деятельность и участие в проектах, программах, социальных заказах (в частности, государственной программе повышения компьютерной грамотности у людей пожилого возраста «Бабушка онлайн, дедушка онлайн»);

- реализация специальных заданий с использованием средств компьютерных технологий в учебной деятельности (работа с офисными приложениями для разработки компьютерных презентаций, табличных данных, диаграмм средствами визуализации и т. д.) и др.

Вторым педагогическим условием, способствующим успешному формированию информационной компетентности социального работника в вузе, является использование компьютерных технологий в процессе обучения социальных работников на межпредметном уровне.

В контексте нашего исследования отметим, что формирование информационной компетентности у социальных работников идет в тесной взаимосвязи с целями его профессиональной работы, а характер будущей деятельности должен быть основополагающим при выборе и построении содержания образования. Следовательно, немаловажную роль при подготовке специалистов социальной работы играет вариативная часть содержания образования, способствующая углуб-

лению, расширению и конкретизации знаний и умений студентов.

Межпредметные связи как дидактическая основа оказывают большое влияние на разные стороны учебного процесса: содействуют повышению уровня знаний, умений, навыков студентов их конкретизации и систематизации; способствуют формированию многоаспектных знаний и умений как основы профессиональной деятельности, формированию основ научного мировоззрения.

В Педагогическом институте ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателями кафедры социально-педагогического образования проводятся занятия с внедрением средств компьютерных технологий в педагогический процесс. Включение данных технологий в процесс обучения социальных работников позволяет студентам получать доступ к необходимой профессионально-ориентированной информации, развивать навыки ее обработки, хранения, передачи, взаимодействия с субъектами учебной и профессиональной деятельности, формируя у них высокий уровень информационной компетентности.

Так, например, в процессе изучения курса «История социальной работы» будущие социальные работники формируют общие представления о процессе становления в России и за рубежом социальной помощи и поддержки. В рамках этого курса в аспекте изучения международного опыта развития социальной работы преподаватели используют средства компьютерных технологий - виртуальная экскурсия, с использованием панорамы GoogleStreetView. Проводимая виртуальная экскурсия представляет собой мультимедийную фотопанораму, предназначенную для показа информационно-демонстрационных материалов профессионального характера, содержащую видео, графику, текст, ссылки.

Таким образом, виртуальная экскурсия показала возможности компьютерных технологий в профессиональной подготовке студентов и формирование у них уровня информационной компетентности - взаимодействуя с субъектами учебной и профессиональной деятельности, он осуществляет работу с огромными объемами социально-ориентированной информации, осознавая ее значимость, адаптирует к конкретным задачам своей деятельности, овладевает новыми программными продуктами.

Компьютерные технологии находят свое применение и в таком учебном курсе, как «Теория социальной работы». В рамках данного предмета студентам помимо обычных книжных пособий и материалов предлагается электронный учебник, помогающий будущему специалисту социальной сферы в освоении новых и закреплении уже изученных тем курса.

Данные учебники включают подробную текстовую информацию по курсу дисциплины, сопровождающуюся гиперссылками на внешние источники Интернета, аудио- и видеоматериалами, подробными тренировочными тестами, контрольными работами, глоссарием и т. д.

Таким образом, в процессе обучения будущих социальных работников использование электронных учебников способствует формированию у них информационной компетентности за счет:

- активизации информационной деятельности студентов посредством использования разнообразных средств компьютерных технологий;

- углубления межпредметных связей за счет использования информации из разных областей знаний;

- осуществления контроля и самоконтроля в процессе взаимодействия студентов с преподавателем;

- использования профессионально-ориентированных баз данных при работе с электронными учебниками, необходимых для учебной и будущей профессиональной деятельности.

Делая вывод, отметим, что в процессе опытно-экспериментальной работы внедрение в процесс обучения социальных работников виртуальной экскурсии и электронного учебника способствует развитию знаний, умений и навыков работы с профессионально-ориентированной информацией посредством компьютерных технологий, позволяя тем самым последовательно овладевать информационной компетентностью.

Третьим педагогическим условием является использование средств вики-технологии в процессе формирования информационной компетентности социального работника вуза.

Анализ исследований по использованию средств информационных и компьютерных

технологий в подготовке студентов различных специальностей (П.В. Беспалов, Т.К. Го-лушко, М.И. Жалдак, А.Ю. Кравцова, А.Ю. Курин, Н.В. Позднякова, П.В. Сысоев и др.) говорит о том, что в сфере высшего образования помимо широко используемых средств компьютерных технологий, таких как программное обеспечение Microsoft, интерактивные доски, профессионально-ориентированные порталы и обучающие программы, высокий результат дает использование технологий Веб 2.0, в частности «вики-тех-нологий».

Развитие данного вида технологий основано на использовании сервисов Веб 2.0, позволяющих пользователям совместно работать и размещать в Сети информацию в различных формах. Вики-технология (от гавайского "wiki-wiki" «быстро-быстро») - это технология построения веб-страниц, позволяющая пользователям в индивидуальном или групповом порядке принимать непосредственное участие в редактировании его контента - исправлении ошибок, добавлении новых материалов [10]. Характерными признаками данной технологии являются простота использования, многофункциональность и возможность создания творческих проектов в рамках образовательного процесса вуза.

Опираясь на исследования Т.И. Красновой, Е.Д. Кошеляевой, Е.Д. Патаракина, Д О. Свиридова, П.В. Сысоева, в контексте нашей работы выделим основные дидактические свойства вики-технологии с целью формирования информационной компетентности социальных работников в вузе:

- открытость (предполагает возможность работы над одним документом нескольким пользователям независимо от местонахождения каждого);

- управляемость (дает возможность участвовать в работе всем участникам: оставлять комментарии, редактировать в соответствии с правами, просматривать историю изменений и т. д.);

- мультимедийность (позволяет работать не только с текстом, но и с фото-, видео-, аудиоматериалами) [11-13].

Основываясь на данных свойствах, выделим основные преимущества использования вики-технологии в процессе подготовки

социальных работников в вузе и формирования у них информационной компетентности:

1) повышение эффективности совместной работы и информационного взаимодействия между различными группами студентов в процессе создания текстовых работ, презентаций, групповых и индивидуальных исследований;

2) свободный доступ к информационным и справочным материалам в режиме онлайн всем заинтересованным студентам (методические разработки, статьи, электронные учебники, ссылки, мультимедиа, инструкции и другие необходимые информационные материалы по дисциплинам);

3) непрерывный обмен знаниями, опытом (например, при групповой работе над статьей, исследовательским проектом, когда вся группа принимает непосредственное участие в работе, происходит обмен мнениями, идеями, предложениями);

4) обсуждение материалов, проектов, программ, а также создание новых информационных продуктов.

В контексте нашего исследования необходимо отметить важность групповых и творческих работ в процессе использования вики-технологии будущими социальными работниками. Так, например, данный вид сотрудничества стимулирует студентов к участию в выполнении общего задания, социальных проектов, презентаций, научных статей, создавая тем самым своеобразный практикум, позволяющий каждому студенту принимать непосредственное участие в собственном обучении и создании общего дела.

В качестве платформы для размещения собственных проектов была использована платформа pbworks.com, основными преимуществами которой являются: простота использования, высокая безопасность размещаемых материалов (можно поставить ограничение на просмотр и запрет индексации в поисковых системах).

Следует отметить, что вся работа группы над проектом ведется на вики-сайте. Преподаватель не принимает никаких отдельных частей проекта на электронную почту, в распечатанном виде и т. д. Вся работа сосредоточена только на данной платформе, и все материалы выкладываются на нее. Поэтому пока проект не будет составлять единое целое, он не будет считаться завершенным.

Однако работа в группе не должна рассматриваться студентами в качестве самоцели, оно лишь средство для приобретения новых знаний, навыков, опыта социального взаимодействия. Только когда студенты ощутят себя частью команды и поймут, что общий успех будет зависеть от индивидуального вклада каждого, они будут вынуждены проявлять инициативу и самостоятельность.

На первом этапе студенты разбиваются на группы, выбирают тему проектов, проходят регистрацию на сайте, знакомятся с его возможностями, содержанием и функционалом.

На втором этапе студенты активно включаются в процесс создания проекта, распределяют обязанности для каждого члена группы, то есть всем дается отдельный блок или задание, которое ему необходимо выполнить (аннотация проекта, выбор и описание конкретных форм и методов социальной работы, календарно-тематическое планирование, смета расходов и т. д.). Данное распределение обусловлено тем, что при невыполнении одной части проекта он считается незавершенным и не будет принят к защите. В процессе всех этапов преподаватель осуществляет мониторинг деятельности каждой группы и фиксирует ее результаты.

Все файлы, связанные с проектом - наброски, ссылки, фотографии, предварительные данные, находятся в индивидуальном разделе каждой из групп, так называемом облаке-сервере и доступны для редактирования и комментирования любым ее членом.

Таким образом, использование вики-технологии в процессе формирования информационной компетентности социальных работников способствует: совершенствованию навыков работы с компьютерными технологиями; развитию умений анализа и синтеза информации профессионально-ориентированного характера; ознакомлению с сетевыми ресурсами (в том числе в области профессиональной социальной работы); развитию навыков групповой работы, способности к рефлексии, критическому мышлению и т. д.

На заключительном этапе каждая из групп представляют свой проект в виде мультимедийной работы, обсуждаются трудности, возникшие у них в процессе работы, акцентируется внимание одногруппников на значимых моментах своего исследования,

создавая наглядные образы в виде схем, диаграмм, графических конструкций и т. д. Преподаватель в соответствии с заранее принятыми критериями оценивает работу каждой из групп.

В настоящее время использование вики-технологии нельзя назвать инновационным. В отечественной и зарубежной практике существует масса примеров использования ви-ки-платформ для организации процесса обучения. Однако в своем большинстве они представляют открытые базы данных для предоставления учебной информации студентам в свободном доступе. В процессе нашего опытно-экспериментального исследования «вики-технология» использовалась как площадка для совместной групповой работы, выполняющая роль коллективной сети, объединяя участников и обеспечивающая пространство для коммуникации, самообразования, стремления к общей цели, взаимодействия между собой, эффективного распределения функций и обязанностей, что дает возможность достижения высокого результата и оптимизации учебного процесса и как результат развития информационной компетентности будущих социальных работников в процессе их вузовского обучения.

Таким образом, рассмотренные педагогические условия способствуют успешному процессу формирования информационной компетентности социального работника в вузе, что подтверждается в ходе опытно-экспериментальной работы.

Список литературы

1. Курин А.Ю., Попов А.Н. Актуальность формирования информационной компетенции социального работника: основные понятия и обоснование // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Т. 20. Вып. 1 (141). С. 55-60.

2. Гнатышина Е.В. Особенности процесса формирования информационной культуры педагога профессионального обучения // Педагогическое образование в России. Челябинск, 2010. № 3.

3. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996. 320 с.

4. Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5. Т. 12.

5. Топольник Я.В. Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий // Инновационные педагогические технологии: материалы 2 Международной научной конференции. Казань: Бук, 2015.

6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1992. 209 с.

7. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.

8. Старое М.И., Чванова М.С., Вислобокова М.В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении // Открытое образование. 1999. № 2.

9. Курин А.Ю. Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). С. 27-36.

10. Вики-технология и ее использование в образовании. URL: http://wiki.uspi.ru/index.php. (дата обращения: 12.01.2016).

11. Свиридов Д. О. Методика обучения грамматической стороне речи студентов средствами вики-технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015. 24 с.

12. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.

13. Краснова Т.И. Вики-технологии в организации самостоятельной работы на платформе Moodle // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1364-1368.

References

1. Kurin A.Yu., Popov A.N. Aktual'nost' formirovaniya informatsionnoy kompetentsii sotsial'nogo rabotnika: osnovnye ponyatiya i obosnovanie [Actuality of formation of information competence of social worker: basic notions and evidence]. Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities. Tambov, 2015, vol. 20, no. 1 (141), pp. 55-60. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gnatyshina E.V. Osobennosti protsessa formiro-vaniya informatsionnoy kul'tury pedagoga pro-fessional'nogo obucheniya [About features of process of formation of information culture of the teacher of vocational training]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii -Pedagogical Education in Russia. Chelyabinsk, 2010, no. 3. (In Russian).

3. Sokolov A.V. Vvedenie v teoriyu sotsial'noy kommunikatsii [Introduction to the theory os social communication]. St. Petersburg, St. Pe-

tersburg University of the Humanities and Social Sciences Publ., 1996. 320 p. (In Russian).

4. Angelovskiy A.A. Analiz ponyatiy professiya, professional'noe soznanie, professional'naya deyatel'nost', professionalism ["Profession", "Professional conscience", "Professional activity", "Professionalism": notion analysis]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra ros-siyskoy akademii nauk - Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010, no. 5, vol. 12. (In Russian).

5. Topol'nik Ya.V. Formirovanie gotovnosti bu-dushchikh prepodavateley k ispol'zovaniyu infor-matsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy [Professional preparation of future mathematics teacher in the conditions of introduction of professional standards for teachers]. Materialy 2 Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Inno-vatsionnye pedagogicheskie tekhnologii» [Proceedings of the 2nd International scientific conference "Innovative pedagogical technologies"]. Kazan, Buk Publ., 2015. (In Russian).

6. Shamova T.I. Aktivizatsiya ucheniya shkol'nikov [Activization of pupils studying]. Moscow, Pedagogika Publ., 1992. 209 p. (In Russian).

7. Gershunskiy B.S. Komp'yuterizatsiya v sfere obrazovaniya: problemy i perspektivy [Cybernation in the education sector: problems and prospects]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 264 p. (In Russian).

8. Starov M.I., Chvanova M.S., Vislobokova M.V. Psikhologo-pedagogicheskie problemy obshcheniya pri distantsionnom obuchenii [Psychological and pedagogical communication problems in distance teaching]. Otkrytoe obrazovanie, 1999, no. 2. (In Russian).

9. Kurin A.Yu. Komp'yuternaya kompetentnost' kak sostavlyayushchaya professional'noy kompetentnosti sotsial'nogo rabotnika [Computer competence as part of professional competence of social worker]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, Tambov, 2010, no. 9 (89), pp. 2736. (In Russian).

10. Viki-tekhnologiya i ee ispol'zovanie v obrazova-nii [Wiki-technology and its use in education]. Available at: http://wiki.uspi.ru/index.php. (accessed 12.01.2016).

11. Sviridov D.O. Metodika obucheniya grammaticheskoy storone rechi studentov sredstvami viki-tekhnologii [Grammar part of speech teaching methodology for students by means of wiki-technology]. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Tambov, 2015. 24 p. (In Russian).

12. Sysoev P.V. Viki-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku [Using Wiki in teaching a foreign language]. Yazyk i kul'tura - Language and culture, 2013, no. 3 (23), pp. 140-152. (In Russian).

13. Krasnova T.I. Viki-tekhnologii v organizatsii samostoyatel'noy raboty na platforme Moodle [Wiki-technologies in organization of self-guided work on Moodle platform]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2015, no. 11, pp. 1364-1368. (In Russian).

Поступила в редакцию 26.02.2016 г. Received 26 February 2016

UDC 376.1

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCIES SOCIAL WORKER BY MEANS OF COMPUTER TECHNOLOGIES Andrey Yurevich KURIN

Candidate of Education, Associate Professor, Head of Theory and Preschool and Primary Education Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: kurinandrey@mail.ru

Andrey Nikolaevich POPOV

Assistant of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: festralbeta@gmail.com

The relevance of the article is determined by the fact that in the conditions of development of the modern information society of the future social worker should have an information style of thinking, be ready for rapid perception and processing of large volumes of professionally-oriented information, possess modern means, methods and technologies that will be a prerequisite to becoming a specialist high-level, professional activity which is connected with a change in the client's life, his social status, where an important role is played by the social worker ownership of a high level of information competence. The concepts of "information competence of a social worker", "media services of a social worker" are defined. Three pedagogical conditions are identified and justified, contributing to the successful process of formation of information competence of a social worker in the university environment: enhancing information activities of future social workers through training and practical work; the use of computer technology in teaching social workers to cross curricular level; the use of the wiki-technology in the process of formation of information competence of a social worker university. In order to enhance information activities of future social worker, and as a result of the formation of his high level of information competence, means of computer technology used by the student in the process of training and practical work are defined. The introduction of the process of training of social workers using computer technologies (virtual tour, electronic textbook, wiki-based technologies) contributes to: the development of knowledge and skills to work with professionally-oriented information, improving the training level, thereby enabling consistently acquire information competencies.

Key words: information competence of a social worker; information activities of the social worker; social work; social worker; social service; computer technology; Internet technology; a virtual tour; e-tutorial; wiki-technology DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-20-28

Курин А.Ю., Попов А.Н. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущего социального работника средствами компьютерных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 20-28. DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-10(162)-20-28.

Kurin A.Yu., Popov A.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti budushchego sot-sial'nogo rabotnika sredstvami komp'yuternykh tekhnologiy [Pedagogical conditions of formation of information competencies social worker by means of computer technologies]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 20-28. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-20-28. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.