Р. З. Богоудинова, И. И. Поникаров
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВОМ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИУ
Ключевые слова: компетентностная парадигма образования, социальная компетенция, социальное взаимодействие, социальная ответственность, педагогическое стимулирование, межпредметная интеграция.
В статье авторы рассматривают процесс формирования социальной компетентности студентов средством межпредметной интеграции гуманитарно-социальных и экономических учебных дисциплин.
Key words: competency paradigm of education, social competence, social interaction, social responsibility, pedagogical stimulation,
interdisciplinary integration.
In the article the authosr considers the process of formation of students’ social competency through interdisciplinary integration of humanitarian-and-social and economical disciplines.
Компетентностная парадигма современного опережающего образования ставит своей целью овладение основами человеческой культуры, готовности личности к быстрым переменам в быстро меняющем мире за счет развития способностей специалиста к творчеству, разнообразным формам самоактуализации, а так же к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми. Иными словами индивид, проходя систему обучения через всю жизнь, осознано конструирует стратегию своей жизни в социокультурном пространстве и времени.
Проблемы социальной и экономической жизни общества сегодня непосредственно сказываются на молодом поколении. По данным последних социологических исследований, все чаще у многих выпускников учебных заведений наблюдается отсутствие навыков взаимодействия, студенты не имеют опыта сотрудничества в группе, не умеют находить конструктивные решения в сложных ситуациях. А согласно новой образовательной парадигме специалист должен самостоятельно ставить и решать принципиально новые задачи, непрерывно пополнять свои профессиональные знания, умения как основу для формирования социального опыта. Данное положение предполагает наличие личностной системы ценностей, которая служит эталоном оценки явлений, общественных и профессиональных процессов, поступков своих и других людей. Ценностные ориентации современного специалиста формируются в среде гуманитарного образования, введением гуманитарной составляющей в образовательные программы, комплексным педагогическим стимулированием процесса развития социальной компетентности студентов.
Известно, что социальная компетентность формируется на протяжении всей человеческой жизни. Как показывают исследования, ей способствуют такие факторы, как благополучная обстановка в семье, природные задатки, хорошее образование, пластичность мышления, физическое и психическое здоровье, обеспечивающее высокую работоспособность, коммуникабельность и т.п. Социальная компетентность должна отражать знание и понимание человеком своих сильных и слабых сторон, интересов, способностей, умение пред-
видеть перспективы своего развития и т.д. Социальная компетентность находит свое выражение в адекватных формах социальной рефлексии, соответствующих жизненных навыков человека, позволяющих ему эффективно включаться в разнообразные социальные структуры - в сферу труда, культуры, политики, экономики.
В педагогике социальная компетентность понимается именно как система знаний о социальной действительности и особенностях личности, о системе сложных социальных умений и навыков взаимодействия, позволяющих адекватно адаптироваться к среде.
В социологии акцент делается на социально-деятельностных аспектах, и это понятие включает в себя компетентность в основных сферах человеческой жизнедеятельности: профессио-
нальной среде, политике, экономике, культуре и т. д. Конечно, понятие социальной компетентности имеет определенные границы применимости: человек, компетентный в одних сферах, может оказаться совершенно некомпетентным в других.
По мнению А.В. Хуторского к ключевым компетенциям относятся компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки... обучаемый овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведении.[2]
Социальная компетентность, есть система знаний о социальной деятельности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возмож-
ного из сложившихся обстоятельств. Социальная компетентность трактуется автором как оперативное понятие, которое имеет временные, исторические рамки.
Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах, является выработка им поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности, и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности - социальная адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социальнопсихологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность.
В исследованиях зарубежных авторов содержанию социальной компетентности уделяется особое внимание. В предлагаемых определениях «разброс» включаемых в структуру социальной компетентности компонентов весьма значителен:
- способность индивида эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается;
- повседневная эффективность индивида во взаимодействии со своим окружением;
- достижение соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии;
- способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии;
- способность эффективно вовлекаться в сложные межличностные взаимодействия, эффективно используя и понимая других людей и др.
Зарубежные ученые трактуют социальную компетентность как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотнесению положительных и отрицательных следствий и считают, что структура социальной компетентности пронизывает четыре свойства или черты личности:
• коммуникабельность - коммуникативный потенциал личности;
• решимость на создание отношений - готовность к общению;
• влиятельность - свойство, охватывающее способность внушения (сила влияния);
• «Я концепция» - познавательно-
эмоциональный образ, ядром которого является самоуважение.
Социально-компетентностному человеку присущи следующие качества:
- принимать решения относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;
- забывать блокирующие неприятные чувства и собственную не уверенность;
- представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
- правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;
- анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;
- представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;
- отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.
Анализ зарубежных авторов показывает, что наряду с умениями и навыками (деятельностная составляющая), необходимыми для успешной интеграции в общество, разрешения возникающих при этом проблем с привлечением ресурсов ближайшего окружения, в структуру социальной компетентности включаются компоненты когнитивного характера (понимать, представлять, анализировать и т.п.), а также социальнопсихологические характеристики личности, все то, что имеет непосредственное отношение к социальному здоровью и оказывает на него определенное влияние.
По результатам анализа социальную компетентность можно определить как индивидуальный комплекс качества характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик, определяющий уровень взаимоотношений индивида и социума и позволяющий ему принять единственно верное решение в разных жизненных ситуациях.
Социальная компетентность образуется множеством социальных компетенций, которые в свою очередь означают, что человек осведомлен, обладает познаниями и опытом по определенному кругу вопросов и, соответственно, выполняет некоторые действия.
В последние годы исследователи отмечают заметное снижение уровня развития социальной компетентности. По всей видимости, это результат целого ряда процессов, среди которых можно выделить систему воспитания в школе, где теперь отсутствуют общественные организации и дети не получают опыта ответственности за работу группы, систему высшего образования, где студенты общаются друг с другом, через интернет не получая навыков социальной адаптации.
Кроме того, современная молодежь мало читает, мало пишет и не способна ни внятно излагать собственные мысли, ни эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Именно в этих условиях изучение циклов гуманитарно-социальнных дисциплин, оказывает огромное влияние на развитие творческих способностей студентов, на развитие всех психологических функций человека, обобщенного абстрактного мышления, на систематизацию и осмысления яв-
лений, событий, а также на возможности познать самого себя, осознать свой внутренний мир, понять смысл своего существования, самоопределится, на развитие культуры общения, логики изложения мысли. Виды и содержание межпредметной интеграции циклов гуманитарных дисциплин, програмно-дидактический комплекс, система общих и специальных видов учебной деятельности и технологии их осуществления с точки зрения содержания деятельности преподавателя, деятельности студента, форм и методов межпредметной интеграции существенно влияют на процесс формирования социальной компетентности студентов и позволяют достигнуть интегрированного качественного результата. В системе образования формирование социальной компетентности реализуется преимущественно при освоении учебных дисциплин гуманитарносоциального цикла.
С учетом условий межпредметной интеграции (объекты должны либо совпадать, либо быть достаточно близкими, интегрированные учебные предметы строятся на общих теоретических концепциях и общих закономерностях) в большей степени возрастает педагогический потенциал системы обучения, расширяется воспитательное воздействие учебных дисциплин на процесс всестороннего развития студентов, развития системного мышления, умения пополнять свои знания, ориентации в потоке информации различной степени сложности. Так, например педагогический потенциал курса «Иностранный язык» в развитии социальной компетентности заключается в возможности использования активных форм и методов обучения, групповых форм работы (составление полилогов, инсценировки, ролевые игры, выполнение групповых проектов, «мозговые штурмы», дебаты, дискуссии и др.), которые способствуют формированию у студентов умений и навыков общения, логичного изложения решений, коммуникабельности, ответственности, самостоятельности. Занятия по психологии помогают получить информацию о себе, о мотивах и потребностях других людей, повысить компетентность в общении, развить личностные качества (эмпатия, терпимость, сенситивность, креативность, доверительность), овладеть практическими навыками общения (умения поставить себя на место другого, отстаивать свою точку зрения, понимать другого, влиять на других, прислушиваться к ним, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, налаживать и поддерживать контакты, презентовать себя и т.п.), осуществить личностный рост, который проявляется в постановке перспективных целей своей жизни, изменить жизненные позиции в самореализации, саморазвитии, повышении самооценки.
Среди учебных дисциплин, которые в наибольшей степени способствуют приданию гуманитарного характера обучению с полным основанием можно назвать философию как важнейший ресурс формирования мировоззрения студентов, приобщения их к практике осмысленного суждения, обусловливающего ему философскую культуру. Философская культура, которая формируется в ходе изучения философии, позволяет при выражении мысли использовать аргументации литературной и художественной культуры, естественнонаучных знаний, знаний истории, вырабатывает спо-
собности к анализу, склонности к точным понятиям и чувству интеллектуальной ответственности, выработке на основе научных, нравственных ценностей собственного отношения к миру, к другим, к самому себе. Философия способствует формированию независимо мыслящих личностей, отдающих отчет в сложности реальности и способности к критическому осознанию современного мира.
Несомненно, что педагогический потенциал такой межпредметной интеграции предопределит влияние на формирование навыков конструктивного действия с людьми, саморегуляции и самоконтроля, овладение культуры общения, приобщения студентов к новому социальному опыту, системе социальных отношений. Реализация межпредметных связей предполагает особый подбор содержания учебного материала, которое соответствует имеющимся потребностям обучаемых и способствует возникновению новых необходимых для успешной учебной деятельности потребностей, интегрированную организацию учебной деятельности, использование коллективных форм учебной деятельности, выполнение на занятии творческих заданий, анализа и решения проблемных ситуаций, конструирование ситуаций социального взаимодействия, организацию коллективного восприятия учебной информации, обобщающего характера результата отдельных учебных циклов интегрированных занятий. Межпредметная интеграция учебных дисциплин ГСЭ цикла занимает особое место в учебном процессе и может быть эффективным педагогическим стимулированием. Теория педагогического стимулирования формирования компетенций представлена в научной литературе, и определяется, как комплекс социально и педагогически детерминированных средств, методик и условий внешнего побуждения студентов к формированию у них мобилизационной готовности эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения и осуществления будущей профессиональной деятельности на основе знаний, навыков, умений, сформированных социально-коммуникативных
компетенций и личностных качеств.
Педагогическое стимулирование это использование особой методики организации учебно-воспитательного процесса, ставящего в центр внимания студента с признанием и уважением присущих ему свойств и качеств уникальности личности, а педагог является субъектом учебновоспитательного вопроса, но он и конструктор стимулирующего, внешнего воздействия, умеющий педагогический потенциал межпредметной интеграции курсов гуманитарного цикла, воспитательного потенциала различный учебных дисциплин, встроить в систему всестороннего развития студента как субъекта образовательного процесса. В такой позиции педагога просматривается изменение функций от передачи готового знания к разработке и внедрению в учебный процесс новых образовательных методов и технологий.
Одним из важнейших результатов такого образования должна стать готовность и способность молодых людей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. В связи с этим, развитие социальной компетентности студентов в учебном процессе вуза соотносится с глобальной целью образования - развитием личности обучающегося, его интеллектуальных, эмоционально-волевых и таких личностных качеств, как целенаправленность, ответственность, гуманность, толерантность, гражданственность.
Согласно ФГОС выпускник с квалификацией «бакалавр» должен обладать следующими общекуль-тур-ными, социальными компетенциями:
- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, путей ее достижения;
- уметь логически верно, аргументировано, ясно выстраивать устную и письменную речь;
-быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и средства развития достоинств и устранения недостатков;
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- осознавать сущность и значение информации в развитие общества, владеть одним из иностранных языков.
И можно обоснованно утверждать, что межпредметная интеграция дисциплин ГСЭ цикла обладает значительным воспитательным потенциалом и способствует развитию гуманитарной составляющей инженерного образования. Современная инженерная деятельность может быть понята и раскрыта только с помощью конкретно-исторического и социальноэкономического процессов.
Социально-научная гуманитарная компонента в профессиональной деятельности играет значительную роль. Безопасность жизни членов общества гарантируется социальной, этической компонентами профессио-
нальной компетентности специалистов: знание механизмов функционирования общества, выбор адекватных способов коммуникации, владение основными языками культуры - все это дает личности социальное, научное и гуманитарное знание, облегчает социализацию специалиста, поиск оптимальных решений профессиональных задач. Часть предметных областей этого знания входит в компетенцию науки, другая связана с понятиями чувствования, интуиции и веры. Как известно профессиональное инженерное мышление характеризуется использованием преимущественно рациональных приемов и методов. В инженерном типе знания присутствует и синтез, и анализ механического характера. В современном естествознании механические методы, требующие расчленения объектов природы на неизмененные элементы, все более демонстрируют свою ограни-ченность.[1] Использование гуманитарных способов познания позволяет выйти за пределы узконаправленного научного познания, способствует решению междисциплинарных проблем, а это является одним из эффективных путей получения нового знания. Основной идеей гуманитарной составляющей инженерного образования должен быть принцип взаимодополняемости естественнонаучной, социально-научной, методологической традиции и гуманитарных способов познания. Это позволяет охватить больший объем образовательного пространства, дает многомерность видения профессиональных задач, формирует творческий потенциал специалиста. Изучение социальнонаучных, гуманитарных курсов в технологическом университете - это проникновение социокультурных ценностей и норм в структуру инженерной деятельности.
Литература
1. Гурье Л.И. Проблемы и противоречия гуманизации высшего образования в России. Стратегии построения инновационной системы непрерывного образования специалистов: мат-лы Всерос. науч. конф. Казань 15 апреля 2011 г.- Казань изд-во Каз. Фед. Университе-та.2011. с. 21-28.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // А.В. Хуторской // Народное образование // -2003. - 22.с. 60-67.
3. Дьяконов Г.С. Особенности инновационного инженерного образования / Г.С. Дьяконов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. -2010. - № 12. - С.13-17.
© Р. З. Богоудинова - д-р пед. наук, проф. каф.инженерной педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; И. И. Поникаров - д-р техн. наук, проф. каф. машин и аппаратов химических производств КНИТУ.