УДК 331.91
ИНТЕГРАЦИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РОССИЙСКОМ ТРУДОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Чурсина А.С. ассистент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»
В статье исследуется категория «трудящийся государства-члена» в контексте трудовой миграции из Республики Беларусь в Россию. Проведен анализ нормативных актов между данными государствами в сфере труда, данных Росстата. Сделан вывод о сохранении, в период 2010 - 2016 гг., положительного сальдо миграции населения Беларуси, а также о преференционном положении белорусов по сравнению с гражданами других стран Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: миграция, Беларусь, интеграционные процессы, безвизовый режим
Важным элементом межгосударственных отношений на постсоветском пространстве является сохранение дружественных отношений в рамках Союзного государства, куда входят Беларусь и Россия, и как следствие отсутствие de facto легитимной государственной границы.
На сегодняшний день количество белорусских граждан составляет сравнительно небольшую часть прибывших в РФ по сравнению с миграционными притоками из других стран СНГ. Государственная статистика по международной миграции позволяет говорить о сохраняющейся тенденции прироста населения России за счет обмена населением со странами бывшего СССР. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. миграционный прирост увеличился с 237 329 чел. до 255 293 чел., т.е. на 17 964 чел. или на 7,6%.
Основную долю въезжающих в 2016 г., составили иммигранты из Украины (миграционный прирост - 118 819 чел.), далее следуют Казахстан (37 130 чел.) и Таджикистан (27 288 чел.). Наименьший прирост населения Россия получила в миграционном обмене с Республикой Беларусь (2 127 чел.).
Таблица 1 - Миграционные потоки населения Республики Беларусь (чел.)
Российская Федерация
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г
Прибыло 4 894 10 182 16 564 15 748 17 931 17 741 14 590
Выбыло 2 899 2 622 6 315 12 031 11 174 12 832 12 463
Миграционный + 1 995 + 7 560 + 10 + 3 717 + 6 757 + 4 909 + 2 127
прирост, уоыль 249
Анализ данных Росстата позволяет констатировать, что период 2010 - 2016 гг. характеризуется положительным сальдо внешней миграции населения Республики Беларусь в РФ (табл. 1). Так, число въезжающих в Россию белорусов устойчиво превалирует над количеством ее покидающих в 1,6 раза. За шестилетний период из республики въехало 97 650 чел. (примерно по 16 275 чел. в среднем за год), а выехало 60 336 тыс. чел. (по 10 056 чел. в год). Таким образом, к началу 2017 года в России оставалось в общей сложности 37 314 чел., что свидетельствует о притоке белорусского населения.
В качестве основных причин, обуславливающих эмиграцию белорусских граждан, А.И. Амбражевич [1] называет желание обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, дать образование детям в другой стране, в том числе стремление улучшить материальное положение, что является мотивом трудовой миграции. Вместе с тем следует учитывать, что для большей части белорусов перспектива переезда в РФ не связана со сменой постоянного места жительства (далее - ПМЖ) на родине, а носит краткосрочный характер, например, нахождение на российской территории в служебной командировке, на учебе, в качестве туриста или временная трудовая миграция.
По данным пограничной службы ФСБ России [3] в 2015 и 2016 гг. не было зафиксировано ни одного случая прибытия граждан Беларуси в целях ПМЖ (в 2011 г. - 84 чел.) или приобретения гражданства РФ.
Привилегии, касающиеся приема на работу граждан Республики Беларусь, предусмотрены договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС, договор), ратифицированный Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.
Иностранный работник, в контексте Договора о ЕАЭС, именуется как «трудящийся государства-члена», обязан законно находиться и на законном основании осуществлять трудовую деятельность на территории государства трудоустройства.
Для легализации на территории России иностранный гражданин должен иметь один из следующих документов: действительный вид на жительство (далее - ВЖ), разрешение на временное проживание (далее -РВП), визу, миграционную карту, либо иные предусмотренные
8
международными договорами РФ или национальным законодательством документы.
Для граждан Республики Беларусь установлен безвизовый режим въезда в Россию, который дает право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать без виз.
Все иностранные граждане (прибывшие в безвизовом порядке или на основании визы) при пересечении российской границы обязаны получать и заполнять миграционную карту. В рамках Союзного госудасрта, в соответствии со ст.2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь...» (далее - Соглашение) для иммигрантов-белорусов получение миграционной карты при въезде, а также пребывании, передвижении в РФ не требуется. Документом, подтверждающим дату въезда в Россию может служить проездной документ [2].
С учетом изложенного, возникает вопрос, чем тогда подтвердить законность пребывания работников, являющихся гражданами Беларуси, а также какой статус они имеют в период нахождения на территории России?
Из системного толкования норм права полагаем, что гражданина Беларуси, ведущего трудовую деятельность на территории РФ, не имеющего ни ВЖ, ни РВП, следует относить к временно пребывающим в РФ иностранным гражданам. Определение правового статуса как «временного пребывающего» обуславливается не наличием у него определенного документа (визы или миграционной карты), а отсутствием вида на жительство и разрешения на временное проживание.
С 2015 года трудовым мигрантам-членам ЕАЭС предоставлено право работать как по трудовому, так и по гражданско-правовому договорам, что расширяет возможности трудоустройства.
Как правило, иностранные граждане после въезда в РФ обязаны встать на учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Для граждан стран ЕАЭС установлен специальный порядок, в соответствии с которым они освобождены от регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда (п.6 ст.97 Договора о ЕАЭС). Указанное правило распространяется и на членов семьи трудящегося государства-члена.
Протоколом от 03.03.2015
(ратифицирован Федеральным законом от 03.11.2015 № 296-ФЗ) внесены изменения в
Соглашение, направленные на увеличение срока пребывания граждан Беларуси в РФ (и, наоборот) без регистрации в компетентных органах с 30 до 90 дней с даты въезда.
Предоставляемые Протоколом
преференции шире, чем содержащиеся в Договоре о ЕАЭС, и распространяются на всех граждан Союзного государства вне зависимости от цели въезда.
Таким образом, белорусы, как граждане Союзного государства, прибывшие в Россию с целью трудоустройства, могут находиться на всей территории страны въезда более длительное время, по сравнению с иными иностранными работниками, поскольку никаких ограничений закон на этот счет не предусматривает.
По аналогии с п.6 ст.97 договора, в случае пребывания граждан Беларуси на территории России свыше 90 суток с даты въезда, им необходимо встать на учет, в соответствии с требованиями внутригосударственного права РФ.
В отношении работников из Республики Беларусь, как членов ЕАЭС, срок временного пребывания определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договоров. В случае досрочного расторжения после истечения 90 суток с даты въезда в РФ работник может в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор без выезда за пределы РФ (п.9 ст.97 Договора о ЕАЭС).
Взаимные интеграционные процессы в евразийском пространстве устанавливают прочную связь между Россией и Беларусью в сфере трудовой миграции, что имеет положительную динамику не только в отношении трудящихся государства-члена, но и в отношении лиц, привлекающих к трудовой деятельности указанных граждан.
Для законного осуществления трудовой деятельности в РФ иностранный гражданин должен получить разрешение на работу (визовый режим) или патент (безвизовый режим). Однако гражданам Беларуси, предоставлено право трудоустройства без получения в компетентных органах разрешительных документов.
Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют также имеют ряд преференций относительно порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных специалистов-граждан Республики Беларусь.
По общему правилу, допускается привлечение иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в определенных отраслях экономики на территории
9
10
РФ, с учетом ежегодно устанавливаемого Правительством РФ лимита иностранных работников. На 2017 год указанная доля была установлена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315. Например, в организации, занимающейся деятельностью по выращиванию овощей, экспортозамещение трудовых ресурсов не могло превышать 50% от общей численности сотрудников. Договор о ЕАЭС нивелировал ограничения по защите национального рынка труда, что позволило нанимать белорусских специалистов без учета допустимой доли иностранных работников.
Рассмотренные вопросы, представляют только некоторые особенности трудовой миграции с участием граждан Республики Беларусь.
Источники и литература:
1. Амбражевич А.И. Беларусь в контексте международной трудовой миграции // Социологические альманах. - 2012.- № 3.- С. 264 - 273.
2. О направлении информации: письмо ФМС от 21.01.2005 № МС-2/559 [Электронный ресурс] Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
3. Распределение мигрантов-иностранных граждан по целям поездок (по данным пограничной службы ФСБ России) [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_107/Main.htm (дата обращения 13.08.2017).
Куда уезжали белорусы и откуда приезжали мигранты в Беларусь в 2016 году
Из Беларус Россия Украина И В Беларусь 5912 Россия Украина
1809
Туркменистан ■ 803 Туркменистан 2 567
Литва |Ь24 Китай 1097
Германия 1 =27 Казахстан 1 910
Израиль ■ S2D Литва 1 554
США Щ 464 США 412
Китай 1 391 Германия 292
Польша 1 318 Узбекистан 291
Латвия 1174 Польша 1 249
Казахстан 1 -12 Азербайджан 1 243
Азербайджан 1 108 Грузия 237
Грузил 1 89 Моддова 217
Молдова 1"Э Турция 275
Армения 1 61 Латвия 1161
Турцис 1 59 Израиль 25S
Узбеки(гган 1 33 Армения 245
Вьетнам 1 29 Таджикистан 1 99
Таджикистан 1 18 Вьетнам S3
Кыргызстан 1 2 Кыргызстан 1 40
s si:
5 ¿52
Источник: Белстат