Общественно-гуманитарное направление
УДК 378 ГРНТИ 14.35.01
DOI 10.24412/2409-3203-2023-35-70-74
ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА
Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна
научный сотрудник
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия, г. Ульяновск
Аннотация: В статье описаны способы интеграции электронных библиотек (ЭБ) в информационное образовательное пространство высшего учебного заведения. Данная информационная система должна обеспечивать доступ к разнообразным цифровым ресурсам для качественной организации образовательного процесса в дистанционном режиме. Автором описаны три направления деятельности в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза, в которые может быть лаконично интегрирована электронная библиотека. В рамках первого направления - популяризации научных знаний - ЭБ выполняет функцию интеллектуально-культурного пространства для свободного интерактивного общения и доступа к информации; второе направление -формирование информационной компетентности субъектов образовательного процесса -создаёт внутренние условия, от которых зависит эффективность дистанционного образования; третье направление - организация культурного досуга обучающихся и преподавателей - включает проведение разнообразных библиотечных мероприятий в онлайн-режиме (тематических лекториев, конференций научных студенческих сообществ, дискуссионных клубов, встреч с региональными писателями и поэтами, а также отечественными и зарубежными учёными). Наибольшая эффективность библиотечных занятий достигается посредством практико-ориентированной деятельности и специальных методов, активизирующих интеллектуальную активность слушателей. Суть диалогического метода заключается в привлечении участников беседы к обсуждению; показательный метод состоит в демонстрации решения поставленной задачи, использование эвристического метода создаёт условия для самостоятельной аналитической деятельности слушателей, кросс-культурный метод необходимо задействовать в рамках социокультурного развития студентов. Электронная библиотека, как хранилище данных, не может быть катализатором развития науки; однако в условиях интеграции в информационное пространство вуза данный ресурс сможет оказать положительное влияние на повышение качества обучения.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, электронная библиотека, электронно-библиотечные системы, дистанционное образование, информационные ресурсы, цифровизация, цифровизация образования, диалогический метод, показательный метод, эвристический метод, кросс-культурный метод.
INTEGRATION OF ELECTRONIC LIBRARIES INTO THE INFORMATION EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY
Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna
Researcher
Ulyanovsk State pedagogical University the name of I. N. Ulyanov, Russia, Ulyanovsk
Abstract: The article describes ways to integrate digital libraries (DL) into the information educational space of a higher educational institution. This information system should provide access to a variety of digital resources for the qualitative organization of the educational process remotely. The author describes three areas of activity in the conditions of the electronic information and educational environment of the university, into which the electronic library can be succinctly integrated. Within the framework of the first direction - the popularization of scientific knowledge - EL performs the function of an intellectual and cultural space for free interactive communication and access to information; the second direction - the formation of information competence of the subjects of the educational process - creates internal conditions on which the effectiveness of distance education depends; the third direction - the organization of cultural leisure for students and teachers - includes holding a variety of library events online (thematic lectures, conferences of scientific student communities, discussion clubs, meetings with regional writers and poets, as well as domestic and foreign scientists). The greatest efficiency of library classes is achieved through practice-oriented activities and special methods that activate the intellectual activity of students. The essence of the dialogical method is to involve the participants in the conversation in the discussion; the indicative method consists in demonstrating the solution of the task, the use of the heuristic method creates conditions for independent analytical activity of students, the cross-cultural method must be used in the framework of the socio-cultural development of students. An electronic library, as a repository of data, cannot be a catalyst for the development of science; however, in conditions of integration into the information space of the university, this resource can have a positive impact on improving the quality of education.
Keywords: electronic information and educational environment, electronic library, electronic library systems, distance education, information resources, digitalization, digitalization of education, dialogical method, exponential method, heuristic method, cross-cultural method.
В настоящее время инфраструктура высшего учебного заведения постепенно модернизируется в соответствии с требования информационной эпохи. Базисом для цифровой трансформации является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), совокупность программного обеспечения и сервисов, позволяющих реализовать качественный процесс обучения студентов и научную деятельность профессорско-преподавательского состава. Комбинация компонентов ЭИОС может варьироваться в зависимости от профиля вуза, но наличие системы облачного хранения оцифрованной научной и методической литературы обязательно. Данную функцию выполняет электронная библиотека (ЭБ). В соответствии с «Концепцией развития вузовских библиотек РФ» [2], а также «Стратегией развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» [5] данная информационная система должна обеспечить доступ к разнообразным цифровым ресурсам для качественной организации образовательного процесса в дистанционном режиме.
Электронная библиотека, как информационный компонент ЭИОС, может включать следующие элементы:
- внутреннее облачное хранилище электронных документов (учебных пособий, методических рекомендаций, сборников вузовских конференций);
- институциональный репозиторий - электронный архив результатов научных исследований, проводимых в образовательном учреждении (выпускные квалификационные работы; магистерские, кандидатские, докторские диссертации; монографии и т.д.);
- архив издаваемых вузом научных журналов;
- гиперссылки крупнейшие российские электронно-библиотечные системы (ЭБС) («Российская государственная библиотека» (РГБ), «Национальная электронная
библиотека РФ» (НЭБ), «Российская национальная библиотека (РНБ)», «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина»);
- гиперссылки на сторонние ресурсы (научная библиотека eLibrary, научная электронная библиотека «КиберЛенинка», образовательная платформа для университетов и колледжей «ЮРАИТ» и т.д.).
Эффективность организации данного ресурса, обеспечивающего жизнедеятельность единого информационного пространства вуза, определяется следующими факторами:
- наличие отдельного web-сайт библиотеки, включающего такие разделы, как «каталоги», «ресурсы», «новости», «обратная связь», «видеолекции» [6, с. 47];
- доступный инструментарий ЭБ, соответствующий информационным потребностям пользователей;
- навигационная система содержит механизмы полнотекстового поиска;
- использование технологий искусственного интеллекта и Semantic Web для форматирования библиотечных метаданных [1, с. 13];
- наполнение содержания фондов осуществляется в соответствии с принципами актуальности, достоверности, информационного единства и релевантности [4, с. 148];
- нескольку уровней доступа к оцифрованной литературе и электронным документам (библиографический, аналитический и полнотекстовый доступ);
- систематическое пополнение фондов ЭБ, в том числе, за счёт издательской деятельности вуза (при наличии типографии и электронных журналов), собственной оцифровки и разработки научно-преподавательским составом оригинальных дидактических материалов для занятий в дистанционном режиме обучения.
Необходимо выделить направления деятельности в рамках ЭИОС вуза, в которые может быть лаконично интегрирована электронная библиотека.
1. Популяризация научных знаний для саморазвития обучающихся и преподавателей. Электронная библиотека является интеллектуально-культурным пространством для свободного интерактивного общения и доступа к информации. Доступ к оцифрованной литературе позволяет оптимизировать процесс обучения, просматривать удалённо большее количество изданий, нежели в режиме офлайн, поскольку посетитель электронной библиотеки не тратит время на дорогу до учреждения и перемещение внутри него, коммуникацию с сотрудниками, оформление заявки на книги, ожидание поиска библиотекарем или архивариусом необходимой литературы.
2. Формирование информационной компетентности субъектов образовательного процесса. Умение осуществлять поиск и мониторинг информации с помощью разнообразных цифровых ресурсов, а также способность пользоваться сервисами ЭИОС и платформами в сети Интернет являются важными фактологическими составляющими дистанционного образования, от которых зависит его эффективность.
3. Организация культурного досуга обучающихся и преподавателей. Библиотечные занятия в онлайн-режиме - оптимальная форма внеурочной деятельности по духовно-нравственному, социокультурному и гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи. На базе библиотеки вуза могут проводиться разнообразные тематические лектории, конференции научных студенческих сообществ, дискуссионные клубы, встречи с региональными писателями и поэтами, а также отечественными и зарубежными учёными. Запись видеотрансляций данных мероприятий необходимо размещать на сайте ЭБ. Таким образом, библиотека вуза реализует в рамках данных мероприятий свою социализирующую функцию, поскольку процесс вторичной социализации, протекающий в период студенчества, предполагает освоение культурных норм и ценностей.
Наибольшая эффективность библиотечных занятий достигается посредством практико-ориентированной деятельности и специальных методов, активизирующих интеллектуальную активность слушателей и адаптированных к онлайн-режиму:
72
- Суть диалогического метода заключается в привлечении участников беседы к обсуждению. Лектор, освещая тот или иной аспект темы, просит поделиться своим мнением (опытом) с участниками. В онлайн-режиме обсуждение сопровождается интерактивной презентацией.
- Показательный метод состоит в демонстрации решения поставленной задачи. Например, в рамках библиотечного занятия студентам / магистрам может быть продемонстрирован алгоритм поиска материалов в ЭБ вуза или других ЭБС, который сопровождается интерактивным кластером, ментальной картой, а также обзором web-сайта библиотеки. Онлайн-мероприятия, проводимые в рамках урочной и внеурочной деятельности с помощью ресурсов ЭБ являются эффективным способом управления образовательными траекториями в цифровом пространстве: исследовательская деятельность студентов по многим направлениям подготовки заключается в работе с литературой (подборе источников, поиске материалов, анализе существующих в науке подходов к освещению того или иного вопроса).
- Использование лектором эвристического метода в рамках библиотечных бесед, «круглых столов» создаёт условия для самостоятельной аналитической деятельности, активного познавательного общения. Технология его внедрения заключается в следующем: серия проблемных вопросов должна быть проиллюстрирована гиперссылками на научно-методическую или художественную литературу, ознакомление с которой позволяет сформулировать ответы и способы решения предложенной для анализа проблемной ситуации. Слушатели, в свою очередь, также могут задавать организатору-лектору проблемные и уточняющие вопросы. Эвристическую беседу необходимо проводить после ознакомления с новой информацией для того, чтобы её участники (обучающиеся вуза) смогли самостоятельно освоить ресурсы ЭБ в онлайн-режиме. Данный метод также позволяет организовать групповое взаимодействие участников библиотечного мероприятия: каждая команда, предварительно объединённая с помощью виртуального зала (в Zoom или Google Meet), получает для анализа индивидуальное проблемное задание.
- Кросс-культурный метод необходимо задействовать в рамках изучения культурно-специфичных особенностей (обычаев, традиций, менталитета) представителей различных этносов, транслируемых в фольклоре и национальной художественной литературе. Формирование у студентов способности к межкультурной коммуникации в условиях многонациональной среды Российской Федерации - важное направление воспитательной работы, в котором используются ресурсы библиотеки вуза как компонента социокультурной среды учебного заведения. Визуализация процесса обсуждения особенностей восприятия различными этносами окружающей реальности достигается с помощью составления интерактивных классификационных таблиц (например, в Google Sheets, WordPress.com). Таким образом, ЭБ формирует позицию студента по отношению к окружающей социокультурной действительности [3, с. 148].
Подводя итоги, необходимо отметить, что электронная библиотека, как хранилище данных, сама по себе не может быть катализатором развития науки; однако в условиях интеграции в информационное пространство вуза в качестве эффективного средства взаимодействия между преподавателями и студентами в рамках дистанционного обучения, а также в качестве онлайн-платформы для проведения библиотечных мероприятий, соответствующих запросам пользователей, данный ресурс сможет оказать положительное влияние на повышение качества обучения. Современная библиотека является важным компонентом как электронной информационно-образовательной, так и социокультурной среды высшего учебного заведения.
Список использованной литературы:
1. Грибов В.Т., ЛевоваЛ.В., Ефремов C.B. Современная автоматизированная библиотечная система как инструмент цифровизации деятельности библиотеки // Менеджмент вузовских библиотек. Университетская библиотека на треке изменений:
73
материалы XXII Международной научно-практической конференции, приуроченной к 90-летию Нотно-научной библиотеки УО «Белорусская государственная академия музыки», Минск, 29 сентября 2022 года. - Минск: Белорусский государственный университет, 2023. -С. 11-18.
2. Концепция развития вузовских библиотек РФ URL: http://inion.ru/ site/assets/ files/ 3071/ 6_kontceptciia_razvitiia_vuzovskikh_bibliotek.pdf.
3. Коровин А.Ю., Заббарова М.Г. Сущность и структура социокультурной среды профессионального колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. -№ 5. - С. 140-153. -DOI 10.24412/2304-120Х-2023-11039.
4. Петровский A.M. Баланова С. А., Кузнецова И.А. Возможности электронных библиотечных систем в организации научно-исследовательской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-4. - С. 146-151.
5. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» URL: http://static.government.ru/ media/ files/ NFWPpXpAAAEbPW 60HiZiDvd ZZ8AcSNuu.pdf
6. Федотова H.M. Организация контентной политики на сайтах библиотек вузов: стратегии продвижения издательских проектов // Филология: научные исследования. - 2023. - № 2. - С. 45-55. - DOI 10.7256/2454-0749.2023.2.38914.
О