УДК 37.018.43
РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК И БАЗ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Наталья Михайловна Юхтан.
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия. Инна Ивановна Пивоварова.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия ^Nataly-tregybova@yandex. ru
Аннотация. Исследуется вопрос актуальности и возможностей систем дистанционного обучения. Системы дистанционного обучения появились на базах большинства высших учебных заведений мира, открылись частные курсы в сети, предлагая самый разнообразный контент, программы и методики. Феномен массовых открытых онлайн курсов показал, какое значительное место занимает онлайн-обучение в сфере образования. Процесс появления систем дистанционного обучения в сети обусловлен развитием новых информационных технологий, их адаптации для образовательных целей. В статье рассмотрен вопрос взаимодействия систем дистанционного обучения и электронных библиотек, их актуальное состояние, а также возможности. Проблема современных систем дистанционного обучения - отсутствие методических рекомендаций в формировании образовательного контента. Электронные библиотеки наряду с базами данных - важнейший информационный ресурс для систем дистанционного обучения. Современные электронные библиотеки, содержащие в себе не только электронные книги, учебники, но и мультимедийный интерактивный контент, позволят сделать системы дистанционного обучения более эффективными. На примере обучения творческим специальностям, показана возможность создания автоматизированной системы рецензирования и оценки графического изображения для обучения в системе дистанционного обучения.
Ключевые слова: электронная библиотека, электронно-библиотечные системы, системы дистанционного образования, учебные материалы, электронная информационно-образовательная среда, электронные курсы, массовые открытые онлайн-курсы, дистанционное образование
Для цитирования: Юхта Н.М., Пивоварова И.И. Роль электронных библиотек и баз данных в системе дистанционного обучения // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России» 2022. № 1.С. 75-83.
THE ROLE OF ELECTRONIC LIBRARIES AND DATABASES IN THE DISTANCE LEARNING SYSTEM
Natalia M. YukhtaM. Saint-Petersburg state institute of culture, Saint-Petersburg, Russia. Inna I. Pivovarova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg, Russia
sNataly-tregybova@yandex. ru
Abstract. The article examines the relevance and capabilities of distance learning systems. Distance learning systems have appeared on the bases of most higher education institutions in the world, private courses have opened online, offering a wide variety of content, programs and techniques. The phenomenon of Massive open online courses has shown what a significant place online learning occupies in the field of education. The process of the emergence of distance learning systems in the network is due to the development of new information technologies, their adaptation for educational purposes. The article considers the issue of interaction between distance
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2022
75
learning systems and electronic libraries, their current state, as well as opportunities. The problem of modern distance learning systems is the lack of methodological recommendations in the formation of educational content. Electronic libraries, along with databases, are the most important information resource for distance learning systems. Modern electronic libraries containing not only electronic books, textbooks, but also multimedia interactive content will make distance learning systems more effective. Using the example of teaching creative specialties, the possibility of creating an automated system for reviewing and evaluating graphic images for learning in a distance learning system is shown.
Keywords: electronic library, electronic library systems, distance education systems, educational materials, electronic information and educational environment, e-courses, mass open online courses, distance education
For citation: Yukhta N.M., Pivovarova I.I. The role of electronic libraries and databases in the distance learning system // Nauch.-analit. jour. «Vestnik Saint-Petersburg university of State fire Service of EMERCOM of Russia». 2022. № 1. P. 75-83.
Введение
Развитие дистанционного образования в России за последние годы привнесло несколько важных трендов: автоматизацию процессов онлайн обучения, применение электронных библиотек (ЭБ), электронно-библиотечных систем (ЭБС) и специализированных баз данных (СБД). Информационно-технологическая модернизация образования является мировой тенденцией его развития и направлена на создание принципиально новых способов приобретения знаний [1, 2]. Информатизация и повсеместная компьютеризация общества дали возможность получить бесперебойных доступ в интернет, что привело к видоизменению познавательной деятельности и образовательных процессов. Пандемия за последние пару лет также выявила новый вектор развития - это воспитание самостоятельности обучаемого, а также индивидуализация обучения. Нельзя не согласиться с О.В. Шлыковой, отмечающей, что «развитие цифровой инфраструктуры, переход на сетевые принципы коммуникации, персонализация интернета выступают факторами, меняющими этические принципы и основания социокультурного взаимодействия» [3, с. 516], что, в свою очередь, меняет образовательные парадигмы.
Сегодня особой популярностью пользуется направление обучения 54.03.01 «Дизайн». Данное направление имеет самые различные профили: графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн интерьера и многие другие. Но к числу самых востребованных специалистов на рынке труда в полной мере можно отнести дизайнеров-графиков. В настоящее время специалисты в области графического дизайна нужны организациям любого профиля -от библиотеки и школы до промышленного предприятия. Графический дизайнер является визуализатором самого разнообразного продукта: рекламного, имиджевого, интерактивного и др.
Востребованность специалистов в области визуальных искусств (дизайн, декоративно-прикладные и изобразительные искусства) определяет актуальность исследований по созданию систем дистанционного обучения (СДО) именно для этого контингента обучающихся. В связи с растущим спросом на обучение по творческим специальностям актуализируется и проблема расширения возможностей дистанционного обучения в области визуальных искусств.
Но есть сложности по переводу в дистанционный формат творческих специальностей, это связано с рядом факторов.
1. Для студентов мотивацией в обучении зачастую становится энергия и значимость преподавателя, а без эмоциональной нагрузки теряется интерес к предмету. Важнейший критерий, определяющий успех обучения как в традиционном, так и в иных формах обучения. Система традиционного обучения работала многие столетия и опиралась
76
на авторитет и ответственность. Для успешного процесса необходима сила воли и самоконтроль.
2. Вся нагрузка ложится на разнообразный мультимедийный контент, который постоянно должен вовлекать пользователя в обучение. Разработка такого контента долгий, трудоемкий и дорогой процесс. Необходимо не только переработать методологию подачи программы для самостоятельного обучения, но и создать с нуля вовлекающий интерактивный контент. ЭБ, СБД могут значительно повысить качество контента. Современные ЭБ - это не просто электронный учебник, это самый разнообразный мультимедийный контент, содержащий передовую научную периодику, а также интерактивные формы информации, аудио и видео, тесты и др.
3. Как правило, студенты ощущают недостаток практических занятий. Обучение в системе очень часто основано на теоретических материалах, а изученный материал не отрабатывается на практике. Внедрение мультимедийных средств отчасти решает данную проблему, формируя последовательные блоки теория-практика, уделяя внимание практическим упражнениям. Несмотря на то, что технологии позволяют успешно решать данный вопрос, разработчики не готовы тратить финансы на создание уникального контента.
4. Важнейший фактор - система контроля знаний. Не имея системы оценивания практических заданий, система, по сути, не соответствует базовым нормам обучения. Отсутствие контроля позволяет студентам получать образование с огромными пробелами. А системы, которые обеспечивают контроль изученного материала, не могут отследить корректность выполнения итоговых заданий. Создание системы автоматизированного рецензирования и оценки графических изображений (САРГР) и БД, которая имеет доступ к объемным массивам данных и доступ к ЭБ, играет ключевую роль в развитии данного направления.
Цель данного исследования показать роль ЭБ, СБД в формировании контента СДО, а также САРГР на примере направления графический дизайн.
Методы исследования
Основным компонентом СДО становится интерактивный мультимедийный контент, представляющий собой синтез средств мультимедиа, таких как: графическое изображение, звук, анимация, видео, гипертекст, позволяющий создавать адаптивные обучающие системы. Елинер И.Г. отмечает: «Именно объединение грамотной методической базы с яркой, привлекательной, эстетической аудиовизуальной составляющей делает это направление чрезвычайно перспективным» [4, с. 36]. Создание методической базы и программного обеспечения для СДО требует привлечения широкого круга специалистов из разных областей. В настоящее время пришло понимание того, что помимо профессиональной работы программистов, которые отвечают за программно-технологическую реализацию СДО, базовой составляющей является именно учебно-методическая, которая и определяет черты будущей системы.
На рынке образовательных информационных технологий существует обширный выбор универсальных платформ. При этом приходится констатировать, что далеко не все направления и специальности реализованы для обучения в СДО. Это обусловлено рядом трудностей. Но очевидно, что необходимо продолжать путь развития СДО в адаптивную систему индивидуального обучения, так как это обладает мощным стратегическим потенциалом [5, 6].
Современные технологии в корне меняют представление о возможностях СДО. К ряду технологий, которые значительно повлияли на развитие СДО, можно отнести УИ/ЛИ. УИ/ЛИ - технология, применение которой значительно повышает эффективность обучения, способствующая формированию мышечной памяти, а элементы игры, сопровождающие обучение, служат усилению этих процессов [7, 8].
Применение симуляторов показывает хороший результат в обучении. Симуляторы часто используются при обучении военных, летчиков, пожарных и других категорий
77
профессий, сопряженных с повышенной опасностью. Например, обучение пожарно-техническому минимуму открыто на базе множества курсов, вузов в России. На рынке представлено несколько обучающих 3D-симуляторов пожарно-технического минимума в виртуальной реальности (УЕ), программная среда симуляторов универсальна. Симулятор воссоздает модель ситуации и оценивает действия обучаемого.
В симуляторах учитываются реальные физические процессы: распространение огня и дыма, расходование воды и пены, направление ветра и другие параметры. Часть параметров формируется случайным образом для приближения тренировки к реальности. Наряду и с прогрессивными технологиями, на базе СПб университета ГПС МЧС России представлены несколько направлений обучения дистанционно, что позволяет сотрудникам повышать уровень квалификации без отрыва от производственной деятельности.
Важным вопросом в СДО остается тема поиска альтернативы педагогу в дистанционной образовательной среде. Проведен ряд исследований (И.А. Тагунова, Н.Л. Селиванова, Н.Н. Найденова [9] и др.). Общий вывод таких исследований таков, что подменить собой педагога не может даже самая совершенная СДО, но высокий потенциал таких технологий, как машинное обучение, нейронные сети, открывают широкие перспективы в разработке экспертных оценочных компонентов дистанционных систем.
Гибридное образование (педагог и СДО) - «концепт образования будущего, и это уже признано многими ведущими экспертами в области образовательных инноваций» [10, с. 13].
Современные библиотеки широко используют элементы дистанционного обслуживания, в том числе системы удаленного доступа. Особенно актуальны в настоящее время - в условиях самоизоляции - автоматизированные библиотечные системы (АБИС). «Ирбис» - одна из самых популярных в России. Имеет множество встроенных модулей, не прихотлива в технических мощностях. По истине, считается стандартом среди АБИС. Система «МегаПро» - автоматизированная интегрированная библиотечная система демонстрирует высокий потенциал использования сетевых ресурсов. Функционал системы имеет стандартный набор: повсеместный, безвременной доступ; доступность полного каталога и его инструментов; синхронизация и сквозная коррекция сохранности и целостности данных; модуль является прототипом известных всем браузерам; сквозной поиск по каталогу, переход по гиперссылкам через авторов и ключевые слова и др. Система адаптирована под мобильные устройства, что обеспечивает большую посещаемость и отзывчивость интерфейса [11].
Также популярностью пользуются система Руслан и МАРК-SQL. Функционал всех АБИС имеет доступ к собственным электронным ресурсам в сети и электронно-библиотечной системе (ЭБС), основные модули защищены от копирования. Такая технологическая структура обеспечивает хорошее взаимодействие ЭБС с СДО. Очевидно, что любая ЭБС - выполняя свои производственные функции (комплектование, каталогизация и т.п.), реализует еще одну важнейшую задачу - цифровое информационное обеспечение образовательного процесса онлайн. В отличие от СДО, которые ярче всего воплотились в массовые открытые онлайн-курсы (МООС) и о которых много написано, о развитии и важности ЭБС в качестве поддержки дистанционного обучения исследований значительно меньше. Очевидно, что СДО и ЭБC развиваются параллельно и их взаимосвязь мало изучена. Нельзя не согласиться с мнением К.Н. Костюк, что ЭБС и СДО «в равной степени вызваны приходом цифровой парадигмы в области образования и служат двумя ветвями единого процесса - развития форм сетевого онлайн-образования» [12, с. 18].
Наряду с ЭБ, которые формируют информационное наполнение СДО, активно используется и подключение экспертных и специализированных БД. Создание специализированных БД по различным направлениям обучения обусловлено созданием общего хранилища для поддержки СДО.
78
Результаты исследования и их обсуждение
Основываясь на анализе опыта создания электронных цифровых библиотек и специализированных БД, содержащих самый разнообразный медиа контент, а также доступ к огромному массиву ресурсов в сети, в статье предлагается результат решения задачи по созданию модели САРГР. Структурные элементы данной системы включают в себя: систему распознавания образов, систему рецензирования и формат описания данных. Каждый элемент системы работает на основании обращения к ЭБ, экспертным и СБД.
Например, обучение графическому дизайну в СДО - задача, которая требует создание САРГР программными средствами. Основываясь на опыте разработчиков data science, google и других, можно создать систему, которая структурно будет представлена, как на рисунке.
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
Подсистема Подсистема Подсистема вывода
распознавания автоматизированной обработанных
образов оценки данных
О О
Машинное обучение База данных Формат описания данных
Рис. Общая структура САРГР в СДО
Подсистема распознавания образов для корректной работы должна быть обеспечена доступом к ресурсам ЭБ. А также необходимо создать СБД, к которой будет обращаться программа для поиска и анализа критериев соответствия в графических изображениях. Данная система строится на соотнесении исходных значений определенных классов характеристик и признаков.
БД, необходимая САРГР, должна обладать следующим функционалом:
- хранение данных информационных ресурсов;
- обеспечение беспрерывного доступа к данным;
- формирование наборов данных по определенным значениям, а также сбор и актуализация информации по взаимодействию в процессе их использования;
- доступ к ЭБ;
- доступ к встроенным подсистемам и др.
Для разработчиков САРГР стоит задача - создание методов обработки нетекстовых информационных ресурсов, применение БД как научного полигона для исследований. БД имеет сущности данных и метаданных, которые будут описывать образовательный ресурс. При этом контент метаданных не ограничивается текстом, это могут быть данные любого рода: текст, видео, графические изображения, аудио и др.
Нетекстовая БД, создаваемая как инструмент оценки творческих работ, представляет собой совокупность метаданных и самых разнообразных графических элементов, систематизированных по следующему принципу:
1) эталонное графическое изображение элемента;
2) графическое изображение, содержащее ошибки;
3) усредненное значение графического элемента.
79
Компьютерная программа САРГР сравнивает поэлементно проверяемую работу с БД примеров графических изображений, каждое из которых включает ряд критериев. Это основано на примере работы электронных библиотек изображений - стоков. Алгоритмы стоков основаны на работе ключевых точек и поиска совпадений.
Критериями оценки служат композиционные закономерности: композиционный центр, ритм, симметрия/асимметрия, статика/динамика, пропорции и др. Программа распознает значение, присвоенные каждому графического изображению и сравнивает их с образцами. Компьютерная программа обнаруживает критерий и начинает сравнивать изображения и определять характеристики. Фильтрация значений, присвоенных метаданных графическому изображению, выступает в роли классификатора, который и будет определять признаки значений для объектов [13].
Чем больше векторов изображения совпадает, тем система вернее определяет соответствие образцу и дает оценку. Чтобы повышать степень точного анализа, проверка соответствия проводится по множеству образцов: так, система отбрасывает лишние векторы, не соответствующие кластерам (разница изображения). Все эти характеристики будут найдены и учтены при рецензировании. Для корректной работы БД необходимо постоянно пополнять ее структурированными и маркированными графическими данными, а также метаданными [14].
Заключение
Данные/информация становятся центральным фактором технического и социального развития. К критериям успеха информатизации относится обеспечение общества доступа к информации, ее использованию и обмену.
СДО решают ряд образовательных задач - развития креативного, творческого и критического мышления личности обучаемого, повышения уровня его самостоятельности, формирования навыка разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач. ЭБ и БД отвечают за непрерывность данных в информационном пространстве, ее распространение и сохранение. Они становятся важнейшим источником информации для образовательных ресурсов, в особенности СДО. Целью БД становится формирование электронных документов в помощь учебно-воспитательному процессу [15, 16].
Задачи глобального образования: переход к цифровым производственным технологиям, роботизированным системам, системам обработки больших объемов данных, внедрение машинного обучения и искусственного интеллекта; культурное и гуманитарное развитие населения в качестве основы экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Наиболее полно реализовать возможности дистанционного обучения позволяет информационно-технологическое взаимодействие между всеми системами, обеспечивающими непрерывность обучения онлайн [17-19].
Создание специализированных БД решит назревающую проблему некачественного образовательного контента в СДО, позволит поднять дистанционное обучение на новый уровень и расширить возможные предметные области обучения. Современные технологии, такие как машинное обучение, позволяют спрогнозировать рост качества и автоматизации процессов обучения в СДО.
Применение подобных технологий обеспечивает непрерывное самообучение программного обеспечения системы - СДО не просто «учатся», а алгоритмы программно-технологического комплекса системы устроены так, что даже ошибочные результаты обучаемых собираются для последующего анализа и хранения, что позволяет программе становится «умнее».
Использование БД графических изображений с системой контроля и оценки профессиональных компетенций обучающегося позволит организовать высокий уровень обучения в СДО по творческим специальностям. Преимущество такого обучения
80
заключается, во-первых, в снижении материальных затрат на его организацию и, во-вторых, в возможности вовлечения в процесс обучения максимального количества самых разных категорий обучающихся: студенты, пенсионеры, лица с ограниченными возможностями здоровья и др. Системы автоматизированного рецензирования творческих работ могут быть использованы при повышении квалификации специалистов, так или иначе связанных с созданием сетевых мультимедийных информационных ресурсов, например, работников библиотек.
Список источников
1. Федеральные государственные образовательные стандарты - 2021. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 13.06.2021).
2. Остроух А.В., Николаев А.Б. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография. СПб.: Лань, 2019. 308 с.
3. Астафьева О.Н., Никонорова Е.В., Шлыкова О.В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15. № 5. 596 с.
4. Втюрина Н.В. Электронные библиотеки как ресурсная база для обеспечения учебной и научной деятельности университета // Научные и технические библиотеки. 2019. № 6. С. 87-94.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. М.: Юрайт, 2018. 194 с.
6. Волкова В.А. Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/11/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-obnovleniya (дата обращения: 15.09.2021).
7. Гулаков В.К., Трубаков А.О., Трубаков Е.О. Структуры и алгоритмы обработки многомерных данных: монография. СПб.: Лань, 2018. 356 с.
8. Дворко Н.И. Интерактивные цифровые медиа и новые формы повествования // Дизайн и медиатехнологии: теория, практика, образовани: материалы Всерос. науч. -практ. конф. СПб., 2015. С. 7-11.
9. Елинер И.Г. Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе. СПб.: СПбГУКИ, 2010. 276 с.
10. Костюк К.Н. ЭБС и LMS - две ветви дистанционного онлайн-образования // Дистанционное и виртуальное обучение. М., 2016. № 9 (111). С. 11-23.
11. Тагунова И.А., Селиванова Н.Л. Образование в эпоху Интернета // SHS Web of Conferences. Образовательная среда для информационной эпохи: Междунар. конф. М., 2016. T. 29. DOI: 22.1051 / shsconf / 20162901062
12. Костюк К.Н. Книга в новой медийной среде: монография. М.: Директ-Медиа, 2015.
68 с.
13. Инновационные решения для библиотек. URL: https://www.data-express.ru/ (дата обращения: 18.09.2021).
14. Юхта Н.М. Лингвистическое обеспечение дистанционных мультимедийных обучающих систем. СПб.: С.-Петерб. гос. ин-т культуры, 2020. URL: https://www.spbgik.ru/upload/file/nauka/dis/kand/2020/Yuhta/yuhta_diss.pdf (дата обращения: 08.01.2021).
15. Шлыкова О.В. Электронная культура молодежи: студенческие инициативы // Информационные ресурсы России. 2010. № 3. С. 78-84.
16. Шрайберг Я.Л., Волкова К.Ю. Анализ тенденций развития современной библиотечно-информационной инфраструктуры в условиях продолжающейся пандемии (Обзор материалов зарубежных профессиональных изданий) // Научные и технические библиотеки. 2020. № 10. Ч. 1. С. 15-36.
81
17. Редько В.Г. Эволюция, нейронные сети, интеллект: Модели и концепции эволюционной кибернетики. М.: Ленанд, 2019. 224 с.
18. Системы виртуальной реальности CLASSVR. URL: https://www.polymedia.ru/ (дата обращения: 08.09.2021).
19. Соколов A^. Российские библиотеки на пороге постсовременности // Научные и технические библиотеки. 2020. M 5. С. 15-32.
References
1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty - 2021. URL: https://fgos.ru/ (data obrashcheniya: 13.06.2021).
2. Ostrouh A.V., Nikolaev A.B. Intellektual'nye informacionnye sistemy i tekhnologii: monografiya. SPb.: Lan', 2019. 308 c.
3. Astafeva O.N., Nikonorova E.V., Shlykova O.V. Kul'tura v cifrovoj civilizacii: novyj etap osmysleniya strategii budushchego dlya ustojchivogo razvitiya // Observatoriya kul'tury. 2018. T. 15. M 5. 596 s.
4. Vtyurina N.V. Elektronnye biblioteki kak resursnaya baza dlya obespecheniya uchebnoj i nauchnoj deyatel'nosti universiteta // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2019. M 6. S. 87-94.
5. Vajndorf-Sysoeva M.E., Gryaznova T.S., Shitova V.A. Metodika distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya vuzov / pod obshch. red. M.E. Vajndorf-Sysoevoj. M.: Yurajt, 2018. 194 s.
6. Volkova V.A. Organizaciya distancionnogo obucheniya v usloviyah obnovleniya obrazovaniya v Sankt-Peterburge // Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya «Nasha set'» nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/11/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-obnovleniya (data obrashcheniya: 15.09.2021).
7. Gulakov V.K., Trubakov A.O., Trubakov E.O. Struktury i algoritmy obrabotki mnogomernyh dannyh: monografiya. SPb.: Lan', 2018. 356 c.
8. Dvorko N.I. Interaktivnye cifrovye media i novye formy povestvovaniya // Dizajn i mediatekhnologii: teoriya, praktika, obrazovani: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. SPb., 2015. S. 7-11.
9. Eliner I.G. Razvitie mul'timedijnoj kul'tury v informacionnom obshchestve. SPb.: SPbGUKI, 2010. 276 s.
10. Kostyuk K.N. EBS i LMS - dve vetvi distancionnogo onlajn-obrazovaniya // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. M., 2016. M 9 (111). S. 11-23.
11. Tagunova I.A., Selivanova N.L. Obrazovanie v epohu Interneta // SHS Web of Conferences. Obrazovatel'naya sreda dlya informacionnoj epohi: Mezhdunar. konf. M., 2016. T. 29. DOI: 22.1051 / shsconf / 20162901062.
12. Kostyuk K.N. Kniga v novoj medijnoj srede: monografiya. M.: Direkt-Media, 2015.
68 s.
13. Innovacionnye resheniya dlya bibliotek. URL: https://www.data-express.ru/ (data obrashcheniya: 18.09.2021).
14. Yuhta N.M. Lingvisticheskoe obespechenie distancionnyh mul'timedijnyh obuchayushchih sistem. SPb.: S.-Peterb. gos. in-t kul'tury, 2020. URL: https://www.spbgik.ru/upload/file/nauka/dis/kand/2020/Yuhta/yuhta_diss.pdf (data obrashcheniya: 08.01.2021).
15. Shlykova O.V. Elektronnaya kul'tura molodezhi: studencheskie iniciativy // Informacionnye resursy Rossii. 2010. M 3. S. 78-84
16. Shrajberg Ya.L., Volkova K.Yu. Analiz tendencij razvitiya sovremennoj bibliotechno-informacionnoj infrastruktury v usloviyah prodolzhayushchejsya pandemii (Obzor materialov zarubezhnyh professional'nyh izdanij) // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2020. M 10. Ch. 1. S. 15-36.
17. Red'ko V.G. Evolyuciya, nejronnye seti, intellekt: Modeli i koncepcii evolyucionnoj kibernetiki. M.: Lenand, 2019. 224 c.
82
18. Sistemy virtual'noj real'nosti CLASSVR. URL: https://www.polymedia.ru/ (data obrashcheniya: 08.09.2021).
19. Sokolov A.V. Rossijskie biblioteki na poroge postsovremennosti // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2020. № 5. S. 15-32.
Информация о статье:
Статья поступила в редакцию: 22.02.2022; одобрена после рецензирования: 28.02.2022; принята к публикации: 03.03.2022 Information about the article:
The article was submitted to the editorial office: 22.02.2022; approved after review: 28.02.2022; accepted for publication: 03.03.2022
Сведения об авторах:
Наталья Михайловна Юхта, преподаватель Санкт-Петербургского института культуры (196084, Санкт-Петербург, ул. Красуцкого, д. 3/2), e-mail:Nataly-tregybova@yandex.ru
Инна Ивановна Пивоварова, доцент кафедры прикладной математики и информационных технологий Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149), кандидат технических наук, доцент, e-mail i_pivovarova@mail.ru
Information about authors:
Natalya M. Yukhta, lecturer at the St. Petersburg institute of culture (196084, St. Petersburg, Krasutskogo st., 3/2), e-mail: Nataly-tregybova@yandex.ru
Inna I. Pivovarova, associate professor of the department of applied mathematics and information technologies of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia (196105, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149), candidate of technical sciences, associate professor, e-mail i_pivovarova@mail .ru
83