Научная статья на тему 'Роль Российской электронно-библиотечной системы в создании интеллектуальных центров [1]'

Роль Российской электронно-библиотечной системы в создании интеллектуальных центров [1] Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / LIBRARY / SOCIAL INSTITUTE / ELECTRONIC LIBRARY / ELECTRONIC LIBRARY SYSTEM / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INTELLECTUAL CENTER / EDUCATIONAL LITERATURE / SCIENTIFIC LITERATURE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ли Сюцзюань

Библиотеки являются институтом общества, сложившимся еще в древности и существующим до сих пор. Экономические, социальные и политические изменения в социуме всегда отражались и на деятельности библиотек, которые постоянно расширяют спектр своих функций. Повсеместное внедрение информационных технологий привело к возникновению различных видов информационных ресурсов и баз данных, таких как электронные библиотеки и электронно-библиотечные системы. В связи с этим определенный интерес представляют электронно-библиотечные системы, предназначенные для удовлетворения потребностей образовательных учреждений. Однако наличие большого количества сервисов, обеспечение доступа к разного рода учебной, учебно-научной и научной литературе, предоставление дополнительных услуг делают возможным обращение к подобным системам в рамках работы интеллектуальных центров, создаваемых при библиотеках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Russian electronic library system in creating intellectual centers [1]

Libraries are an institution of society that was formed in ancient times and still exists today. Economic, social and political changes in society have always affected the activities of libraries, which are constantly expanding the range of their functions. The widespread introduction of information technologies has led to the emergence of various types of information resources and databases, such as electronic libraries, electronic library systems. Of particular interest are electronic library systems that are designed to meet the needs of educational institutions. However, the availability of a large number of services, providing access to various types of educational and scientific literature, providing additional services makes it possible to use electronic library systems in the activities of intellectual centers created at libraries.

Текст научной работы на тему «Роль Российской электронно-библиотечной системы в создании интеллектуальных центров [1]»

УДК 02(470+571)

Ли Сюцзюань

Li Xiu Juan

первостепенное профессорство, Хэйхэйский университет

РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ В СОЗДАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ [1]

Primary professorship Library of Heihe University

THE ROLE OF THE RUSSIAN ELECTRONIC LIBRARY SYSTEM IN CREATING INTELLECTUAL CENTERS [1]

Аннотация:

Библиотеки являются институтом общества, сложившимся еще в древности и существующим до сих пор. Экономические, социальные и политические изменения в социуме всегда отражались и на деятельности библиотек, которые постоянно расширяют спектр своих функций. Повсеместное внедрение информационных технологий привело к возникновению различных видов информационных ресурсов и баз данных, таких как электронные библиотеки и электронно-библиотечные системы. В связи с этим определенный интерес представляют электронно-библиотечные системы, предназначенные для удовлетворения потребностей образовательных учреждений. Однако наличие большого количества сервисов, обеспечение доступа к разного рода учебной, учебно-научной и научной литературе, предоставление дополнительных услуг делают возможным обращение к подобным системам в рамках работы интеллектуальных центров, создаваемых при библиотеках.

Ключевые слова:

библиотека, социальный институт, электронная библиотека, электронно-библиотечная система, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, интеллектуальный центр, учебная литература, научная литература.

Summary:

Libraries are an institution of society that was formed in ancient times and still exists today. Economic, social and political changes in society have always affected the activities of libraries, which are constantly expanding the range of their functions. The widespread introduction of information technologies has led to the emergence of various types of information resources and databases, such as electronic libraries, electronic library systems. Of particular interest are electronic library systems that are designed to meet the needs of educational institutions. However, the availability of a large number of services, providing access to various types of educational and scientific literature, providing additional services makes it possible to use electronic library systems in the activities of intellectual centers created at libraries.

Keywords:

library, social Institute, electronic library, electronic library system, information society, information and communication technologies, intellectual center, educational literature, scientific literature.

Одним из древних институтов культуры является библиотека. Ее роль и функции в социуме постоянно менялись. Будучи долгое время институтом, основной задачей которого было сначала хранение документов, а в дальнейшем удовлетворение потребностей правящей элиты и общества, библиотека в настоящее время получила статус социального института. В этом качестве она не только аккумулирует информационные и культурные компоненты общества, но и способствует устойчивости социальных связей и отношений.

По мнению многих ученых, социальный институт - это устойчивая форма организации и регулирования общественной жизни, выражающаяся в совокупности ролей и статусов и предназначенная для удовлетворения определенных социальных потребностей. Главную задачу библиотеки в качестве социального института можно обозначить как укрепление, создание и развитие культуры общества и ее передача последующим поколениям [2].

Экономические, политические и социальные реформы изменили место и роль библиотек в обществе. Они стали рассматриваться не как учреждения, занимающиеся хранением документов, а как организации, транслирующие знания и культуру социуму. Перемены, связанные с формированием и существованием в настоящее время информационного общества, коснулись библиотек в полной мере. Развитие и повсеместное внедрение в работу информационно-коммуникационных технологий, глобальная автоматизация всех процессов, в том числе образовательных и культурных, привели к созданию библиотеки нового типа. Современная библиотека сегодня представляет собой не просто хранилище документов или книг, теперь это общественное информационное пространство, которое ориентировано на личность и ее потребности [3].

Одним из видов библиотек, распространенных в информационной среде, являются электронные библиотеки, представляющие собой коллекции разнородных электронных документов, которые

упорядочены определенным образом, а также имеющие средства навигации и поиска [4]. Несмотря на достаточно инновационное название, подобные библиотеки имеют давнюю историю. В частности, первым таким проектом был «Гуттенберг», запущенный в 1971 г. Впоследствии развитие электронных библиотек привело к их вхождению в обиход общества, в настоящее время они пользуются большой популярностью за счет функциональности, содержания и удобства применения [5].

Данные системы создаются на информационной и технологической базе разных учреждений - библиотек, научно-исследовательских институтов, архивов, музеев, государственных органов и др. Их содержательное наполнение составляют электронные документы и электронные ресурсы, которые не только могут изменяться в части содержания, но и соответствуют условиям реального времени [6]. Электронные библиотеки делятся на универсальные и специализированные. Первые обычно включают в себя электронные аналоги книг, авторефераты диссертаций, статьи периодических изданий и сборников научных трудов, классические произведения, нормативные акты. Вторые зачастую являются составной частью крупных информационных систем, входят в них как подсистемы и по выполняемым функциям напоминают полнотекстовые базы данных [7].

Еще одним видом электронной библиотечной базы данных выступает электронно-библиотечная система, которая представляет собой «автоматизированную информационную систему, базы данных которой содержат организованную коллекцию электронных документов, включающую электронные издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в образовательных организациях, обеспечивающую возможность доступа к электронным документам через сеть Интернет» [8]. Одним из отличий электронно-библиотечной системы от электронной библиотеки является то, что в первой хранится учебная и научная литература, соответствующая нормам информационно-библиотечных фондов образовательных учреждений и подлежащая использованию в рамках учебной и научной деятельности.

Несмотря на ориентированность на образовательные потребности личности, электронно-библиотечные системы предоставляют широкий спектр возможностей пользователям и включают в себя большое количество категорий информационных ресурсов. Наиболее распространенными и крупными системами в РФ являются «Лань», «IPRbooks», «Айбукс», «Консультант студента», «Университетская библиотека онлайн». Также используются такие системы, как Zna-nium.com, «Юрайт», Университетская исследовательская система, Elibrary.ru и др.

Например, ЭБС «Лань» является одной из самых крупных баз данных, которая включает в себя широкий спектр политематической литературы. Главными особенностями выступают простота применения ресурса, а также большое разнообразие возможностей сервиса, в частности каждый пользователь может самостоятельно зарегистрировать личный кабинет. ЭБС «Лань» представлена также в социальных сетях, через которые осуществляются регистрация и доступ к сервисам. Кроме того, система предлагает удобные инструменты работы с литературой (закладки, заметки, цитирования и др.), автоматическое создание библиографических записей и т. д. Следует отметить, что в зависимости от вида подписки образовательной организации могут быть предоставлены и другие функциональные возможности использования ЭБС.

Не менее содержательной и удобной является платформа IPRbooks, представляющая собой полнотекстовую электронную базу книг и журналов по правоведению, экономике, государственному и муниципальному управлению, бухгалтерскому учету и пр. Будучи образовательным и научно-исследовательским ресурсом, ЭБС предлагает пользователям возможность ознакомления с полными текстами книг и других материалов не только отечественных издательств, но и зарубежных. Кроме того, здесь имеется возможность сформировать собственную версию электронно-библиотечной системы в соответствии с индивидуальными потребностями.

ЭБС «Айбукс» была создана ведущими отечественными издательствами, которые выпускают учебную, научную и деловую литературу. Система удобна тем, что для работы в ней нет необходимости устанавливать какое-либо специальное дополнительное программное обеспечение. Доступ к электронным материалам можно получить на сайте, причем пользователь может обратиться как к определенной главе той или иной книги, так и к полному ее тексту.

ЭБС «Консультант студента» является многопрофильным образовательным ресурсом, который предоставляет доступ к учебной литературе и дополнительным материалам. Система также создает условия для инклюзивного образования.

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» - это образовательная платформа, включающая большое количество сервисов и обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалам учебной и научной литературы по всем отраслям знания. Также платформа располагает достаточно большой медиатекой с широким выбором аудиоучебников ведущих издательств. Система имеет удобный для пользователей функционал.

Одной из современных тенденций развития библиотек стало создание и функционирование на их базе интеллектуальных и образовательных центров. В рамках национального проекта

«Культура» в Российской Федерации некоторые библиотеки получили финансовую поддержку для организации подобных центров (например, библиотеки Москвы, Пермского края и др.).

Создание на базе библиотек интеллектуальных центров является пилотным проектом. Его реализация предполагает комплексную материально-техническую модернизацию с формированием в интеллектуальных центрах современных компьютерных классов, аудиторий для проведения образовательных, научных и культурно-массовых мероприятий, лекториев, зон для детей, коворкингов, а также предоставление доступа к различным электронным ресурсам. На наш взгляд, электронно-библиотечные системы должны составлять основу для работы подобных центров. При этом можно обозначить несколько точек взаимодействия.

1. Реализация программ дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Будучи базами данных учебной и научной литературы, электронно-библиотечные системы могут предоставлять обучаемым спектр материалов для подготовки к обучению и выполнению ряда заданий в рамках образовательных программ. Функционал ЭБС по подбору книг, учебников можно использовать для составления перечней литературы, изучение которой является неотъемлемым компонентом определенных курсов по дополнительному образованию. Также системы, располагающие специальным программным обеспечением, могут выступать в качестве платформ, на которых размещаются задания по программам дополнительного образования.

2. Создание методических материалов и программ. Основываясь на базах ЭБС, разработчики методических и других материалов имеют возможность ознакомиться с имеющимися вариантами предоставления данных и подготовить свой, отличающийся от других, вариант подачи информации. Кроме того, имеющиеся в распоряжении ЭБС методические материалы можно использовать при построении курсов повышения квалификации для работников различных категорий занятости.

3. Проведение учебных, научных и культурно-просветительских мероприятий. Образовательные платформы ЭБС могут применяться в качестве площадок информирования граждан о планируемых мероприятиях, а также платформ, на которых могут проводиться такие мероприятия, в том числе в дистанционном режиме.

4. Создание на базе ЭБС различных модулей. Возможности систем подходят для разработки модулей на их платформах. Например, для студентов и преподавателей могут формироваться модули, содержащие готовые подборки учебной и научной литературы по различным областям знания; для представителей органов государственной власти - подборки законодательных и нормативных правовых актов для использования в работе; для школьников - механизмы профессионального самоопределения и модули, включающие информацию о вузах.

5. Предоставление услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с тем что инклюзивное обучение давно вошло в практику, платформы ЭБС можно использовать также для удовлетворения образовательных потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, электронно-библиотечные системы обладают широким потенциалом применения не только в целях удовлетворения запросов образовательных организаций. Перечень точек взаимодействия может быть увеличен в зависимости от того, какие функции выполняет создаваемый или действующий интеллектуальный центр и кто является его основной целевой аудиторией.

Ссылки и примечания:

1. Статья выполнена в рамках годового проекта программы исследований в области философских и общественных наук провинции Хэйлунцзян. Номер ратификации 17TQB061.

2. Горбунова М.Ю. Общая социология : конспект лекций. М., 2008. 159 с.

3. Митрофанов Е.П. Процесс информатизации общества // Вестник Чувашского университета. 2007. № 4. С. 395-402 ; Новикова Т. Современная библиотека: из настоящего в будущее [Электронный ресурс] // ВО!круг книг : блог Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска. 11Р1_: http://vokrugknig.blogspot.com/2017/08/blog-post_25.html (дата обращения: 31.03.2020).

4. Воропаев А.Н., Леонтьев К.Б. Электронно-библиотечные системы России : отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 2011 г. // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2012. № 2. С. 36-45.

5. Апанасенко Г.А. Информационные ресурсы и развитие современной библиотеки // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 4-1 (40). С. 39-41 ; Богданова И.Ф., Богданова Н.В. Электронные библиотеки: история и современность // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2017. Вып. 1. С. 133-154 ; Туранина Н.А., Колганов И.В. Имидж библиотеки как социокультурный феномен в отечественном и зарубежном библиотековедении // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 78-80.

6. Земсков А.И. Электронные библиотеки и общественная активность // Научные и технические библиотеки. 2002. № 3. С. 14-17.

7. Земсков А.И. Электронные библиотеки как элемент информационного общества // Там же. № 6. С. 5-15.

8. ГОСТ Р 57723-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения. М., 2017. 12 с.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.