Список использованной литературы:
1. Будущее российского инновационного бизнеса: тенденции постцифровой эпохи: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 250 с.
2. Официальный сайт Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfrno-a.ru/ (дата обращения: 21.09.19).
3. Цифровая трансформация российского бизнеса: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, Н.А. Мардеян, З.П. Гасиева, З.О. Цораев, И.А. Позмогов; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 456 с.
© Позмогов А.И., Баскаев О.А. 2019
УДК 338
Ю.А. Сайкина
г.Волгоград преподаватель ВолгГТУ А.С. Худякова канд. экон. наук, доцент ВолГУ г.Волгоград
ИНТЕГРАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В современной экономической среде с ее стремительными изменениями и сложностью принятие решений является главной и наиболее трудной обязанностью менеджеров, которые стараются добиться повышения эффективности процесса принятия решений и их качества. В данной статье рассмотрены два подхода к организации учетно-аналитического обеспечения принятия финансовых управленческих решений. В результате сформулированы требования, при исполнении которых интеграция бухгалтерского и управленческого учета при организации учетно-аналитического обеспечения принятия финансовых управленческих решений в строительной коммерческой организации возможна.
Ключевые слова
Учетно-аналитического обеспечение, бухгалтерский учет, управленческий учет, финансовые
управленческие решения.
Во многих случаях от решений, принимаемых руководителями, зависят реальные возможности достижения целей фирмы, ее эффективное функционирование. Многие финансовые директора на небольших предприятиях в целях информационной базы учетно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений приспосабливают бухгалтерский учет. Однако, область взаимодействия данных систем может быть обеспечена в объединении учета фактической финансовой информации о финансово-хозяйственной деятельности со стороны управленческого учета и процессов аналитического и синтетического учета со стороны бухгалтерского учета. Таким образом, если рассматривать управленческий учет только в части учета фактической финансовой информации о финансово-хозяйственной деятельности можно говорить об использования для этих целей данных бухгалтерского учета.[1,2,5]
Однако, чтобы получать информацию о реальном положении дел в компании, управленческий учет необходимо рассматривать не как следствие бухгалтерского учета, а как информационную платформу для
него, считает Владислав Шайбаков, советник генерального директора ООО «Бикор БМП», к.т.н., МВА.. Многие руководители строительных компаний по его мнению рано или поздно задаются вопросом: почему проект объективно прибыльный до начала работ по их завершению оказывался убыточным? И начинают искать ответы в управленческом учете, который достаточно часто по своей сути является зеркальным отражением бухгалтерского учета. Использование бухгалтерского учета в целях источника исходных данных для управленческого учета в строительстве управленцы на практике считают неверным по трем основным причинам. Во-первых, в основе бухгалтерского учета лежит большой набор правил, предписаний и кодексов базирующихся на гражданском праве и регламентированных на государственном уровне с сильной связью между налогообложением и отчетностью. Во-вторых, в связи с тем, что в бухгалтерском учете расходы и доходы принимаются к учету только на основании первичных документов, то возможен достаточно длительный интервал времени между датой фактически осуществленной операцией и ее отражением в учете. Не говоря уж о халатности сотрудников в обращении с документами, следствием чего является потеря самого главного требования к учетно-аналитическому обеспечению управленческих решений в строительстве и любой другой сфере - оперативности. В-третьих, для ведения бухгалтерского учета в большинстве случаев используется специализированное программное обеспечение, которое поддерживает ограниченное количество аналитик. Его возможностей обычно недостаточно для полноценного учета в целях управления. Например, при распределении расходов по видам деятельности, если компания занимается строительством и производит часть строительных материалов самостоятельно, а также содержит парк собственной автотехники. А когда управленческий учет в строительстве строится еще и не на входных счетах бухгалтерского учета, а на промежуточных или конечных счетах после осуществления проводок, то возникают четвертая и пятая причины: субъективная трактовка разными бухгалтерами одних и тех же правил, предписаний и кодексов или их низкая грамотность; длительный период от начала строительного производства до его завершения и соответствующее признание доходов и расходов в бухгалтерском учете. Некоторые специалисты дают следующие рекомендации к построению управленческого учета в строительной организации. Суть заключается в том, что управленческий учет рассматривается не как следствие бухгалтерского учета, а как информационная платформа для него. Вся информация о расходах и доходах изначально регистрируется в управленческом учете, а уже потом попадает в бухгалтерский учет. При этом подходе разница между управленческим и бухгалтерским учетами в части учтенных доходов и расходов отслеживается по непроведенным в бухучете документам. А для управленческого учета достаточно самого факта заказа и получения материалов и услуг, отгрузки продукции и выполнения работ и их оплаты. При этом совсем отказаться от связи с бухгалтерским учетом также нельзя. В этом случае возникает необходимость создания информационной платформы отражающей реальное положение дел в компании в режиме реального времени, то есть учет всех операций, выполняемых всеми сотрудниками компании, которые своими действиями или бездействием влияют на ее экономические показатели, и прежде всего на себестоимость. Таким образом для управления себестоимостью строительства нужно взять контроль над тем, как каждый из сотрудников своими действиями или бездействием влияет на показатели в сравнении с плановыми показателями заложенными в бюджет до начала строительства. С помощью такой методики, можно достичь той оперативности, которой требует управленческий учет в строительстве, основанный на фундаментальных экономических показателях. По мнению некоторых специалистов крупных компаний на практике такой учет является инструментом принятия управленческих решений до возникновения проблем в финансах, а не инструментом поиска причин возникших убытков. Но реализовать данный учет, получить прозрачность в действиях всех сотрудников, достичь оперативности в связи с РСБУ возможно с помощью специализированного программного обеспечения на платформе «1С», что неприменимо в небольших компаниях. [3]
Интеграция бухгалтерского и управленческого учета допустимый вариант при организации учетно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений можно избрать подходящий путь организации учетно-аналитического обеспечения принятия финансовых управленческих решений. Учетно-
аналитическое обеспечение тогда предполагает организацию аналитических счетов и проводок бухгалтерского учета таким образом, чтобы обеспечить требуемой информацией управленческий учет, а соответственно и послужить основой для принятия управленческих решений. Однако при выборе такого способа построения системы учетно-аналитического обеспечения финансовых управленческих решений, она должна соответствовать некоторым требованиям. Аналитика должна быть достаточной для сопоставления фактических и планируемых показателей, отвечать принятым в компании методам управления и анализа. Необходима более высокая детализация номенклатурной группы при калькуляции себестоимости, статей затрат; более высокая точность в распределении косвенных расходов; формирование перечня мест возникновения затрат исходя из распределения сфер ответственности персонала; определение себестоимости бизнес-процессов. В таком случае вся первичная документация принимается к учету бухгалтерией, которая вводит данные в систему с требуемым уровнем аналитики. Это позволяет регистрировать операции единожды удовлетворительно для обеих систем. В течение и в конце отчетного периода уполномоченные специалисты составляют управленческую отчетность используя данные системы бухгалтерского учета, предварительно скорректировав их для соответствия утвержденной учетной политике управленческого учета. Учетная политика управленческого учета не должна иметь значительных отличий от учетной политики бухгалтерского учета для соблюдения объективных ограничений по корректировке данных бухгалтерского учета. Чтобы интегрированная система бухгалтерского и управленческого учета функционировала стабильно необходимо разработать рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий аналитику, достаточную для формирования управленческой отчетности.
Обязательно регламентируются основные бухгалтерские записи так, чтобы в результате информация отражалась на выделенных аналитических счетах в соответствии с их экономическим содержанием. И особенно важно разработать процедуру трансформации данных бухгалтерского учета для целей управленческого.
Следование тому или иному подходу определяется исходя из особенностей организации, ведения учета и требований управленческого персонала. Однако следует учесть, что регламентация внутренней управленческой отчетности позволяет с большей уверенностью гарантировать представление достаточной информации для
принятия финансовых решений управленческим персоналом, и является необходимой при обоих подходах при организации учетно-аналитического обеспечения принятия финансовых управленческих решений в строительной коммерческой организации. [2,4]
Список использованной литературы:
1. Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве: учебное пособие / К.И. Кармокова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац.исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. Москва : НИУ МГСУ, 2016. 244 с
2. Бухучет как поставщик информации для целей управленческого учета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/ias/transformation.shtml (дата обращения: 20.10.2019).
3. Как подготовиться к автоматизации управленческого учета в строительстве [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.fd.ru/articles/158290-kak-podgotovitsya-k-avtomatizatsii-upravlencheskogo-ucheta-v-stroitelstve-qqq-16-m11
4. Кувалдина Татьяна Борисовна, Лапин Дмитрий Романович Учетно-аналитическая система экономического субъекта: настоящее и будущее // Учет. Анализ. Аудит. 2015. №5. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchetno-analiticheskaya-sistema-ekonomicheskogo-subekta-nastoyaschee-i-buduschee (дата обращения: 20.10.2019).
5. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 101 с.
© Сайкина Ю.А., Худякова А.С., 2019
УДК33
Ткачук Е. С.
магистрант 2 курса Института цифровой экономки ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» Научный руководитель: Такмашева И.В., доцент Института цифровой экономики ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»,
кандидат экономических наук
НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются существующие направления и осуществляемые мероприятия государственными органами власти в сфере поддержки малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации. Предложен механизм государственной поддержки, основанный на современных реалиях. Рассмотрен программно-целевой метод как один из основных инструментов поддержки развития малого и среднего бизнеса. Определен основные организации, способствующие развитию бизнеса малых и средних форм в России.
Ключевые слова:
государственные органы власти, государственная поддержка, малый и средний бизнес,
механизм, программно-целевой метод.
Annotation
In this article the existing directions and the carried-out actions of state authorities in the sphere of support of small and medium business in the conditions of digitalization are considered. The mechanism of state support based on modern realities is offered. The program-target method is considered as one of the main tools to support the development of small and medium-sized businesses. The main organizations contributing to the development of small and medium-sized businesses in Russia are identified.
Keywords:
state authorities, state support, small and medium business, mechanism, program-target method.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса подразумевает под собой деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организация, которые призваны образовывать инфраструктуру для поддержки малых и средних предприятий, реализуемую с целью развития малых и средних предприятий в соответствии с государственными программами Российской Федерации, государственными и муниципальными программами субъектов РФ, отражающих мероприятия, сосредоточенные на развитии малых и средних предприятий страны.
Поддержка малым и средним предприятиям со стороны государства включает в себя: нормативно-правовые документы; государственный аппарат (состоящий из комплекса государственных и институциональных структур, отвечающих за развитие бизнеса, обеспечивающих реализацию государственной политики в данной сфере, а так же исполняющих регулирование данной сферы и управление инфраструктурой его поддержки); государственную инфраструктуру, то есть коммерческие и некоммерческие компании, сформированные с долей участи и без участия государства, которые предназначены в целях осуществления системы государственной поддержки. Ключевой задачей государства в сфере поддержки малого и среднего бизнеса в области разработки и интеграции цифровых технологий является акселерация, то есть обучение новым бизнес-процессам, популяризация, навигация в системе управления, взаимодействие с другими участниками и т.д., а так же инвестиционная акселерация,