Научная статья на тему 'Меры обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета РСО-Алания'

Меры обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ФИНАНСОВАЯ И БЮДЖЕТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Позмогов А.И., Баскаев О.А.

В работе рассматривается сложившаяся в современных условиях хозяйствования неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, которая в условиях кризиса способствует возникновению новых вызовов для бюджетной системы страны. На всех уровнях власти необходима эффективная бюджетная политика, с тем чтобы в условиях социальной напряженности и сокращения доходной базы региональных бюджетов стать одним из важнейших инструментов предотвращения негативных социальных последствий экономического спада и обеспечения роста в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Позмогов А.И., Баскаев О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета РСО-Алания»

УДК 336.1

Позмогов А.И.

канд.экон.наук, доцент кафедры «Менеджмент», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет),

г. Владикавказ, РФ e-mail: pozmogov2014@gmail.com Баскаев О.А.

магистрант финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)

г. Владикавказ, РФ e-mail: irasgergiev79@gmail.com

МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ

БЮДЖЕТА РСО-АЛАНИЯ

Аннотация

В работе рассматривается сложившаяся в современных условиях хозяйствования неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, которая в условиях кризиса способствует возникновению новых вызовов для бюджетной системы страны. На всех уровнях власти необходима эффективная бюджетная политика, с тем чтобы в условиях социальной напряженности и сокращения доходной базы региональных бюджетов стать одним из важнейших инструментов предотвращения негативных социальных последствий экономического спада и обеспечения роста в будущем.

Ключевые слова:

Бюджет, финансовые потоки, финансовая и бюджетная устойчивость, финансы, инвестиции, межбюджетные трансферты.

В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, меры по обеспечению устойчивости регионального бюджета базируется на использовании принципов долгосрочного бюджетного планирования.

Для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений при формировании проектов региональных бюджетов, необходимо использование прогнозов и оценок ключевых бюджетных показателей, что создаст условия и позволит также учитывать их последствия с точки зрения влияния на сбалансированность бюджетов будущих периодов. На долгосрочном этапе это позволит заблаговременно оценивать и предотвращать бюджетные риски.

В РСО-Алания впервые был разработан республиканский проект бюджетного прогноза на период развития до 2029 года для обеспечения предсказуемости и открытости развития бюджетной системы республики, а также для оценки долгосрочных социально-экономических тенденций и изменений объемов и структуры доходов и расходов регионального бюджета, и республиканского госдолга [2].

Долговая политика Республики Северная Осетия-Алания на современном этапе играет, по нашему мнению, ключевую роль в обеспечении устойчивости и сбалансированности бюджетной системы республики.

В 2018 году межбюджетные трансферты региональному бюджету РСО-Алания составили 62% от общей суммы расходов. Налоговые поступления составили в отчетном году 36%, а неналоговые 2%. Такая динамика не обеспечивает устойчивость бюджета. Соответственно необходимы меры по увеличению налоговых и неналоговых поступлений в бюджет республики (рисунок 1) [1].

Это дает основание полагать, что налоговый потенциал недостаточно используем. Большая часть

дотаций, которые получает Республика РСО-Алания из федерального бюджета покрывает неэффективность налоговых сборов.

■ Налоговые доходы

Рисунок 1 - Структура доходов республиканского бюджета за 2018 год [1]

Анализируя эти показатели за 2018 год видим, что имеется положительная тенденция, так как налоговые доходы по сравнению с 2017 годом увеличились с 34% до 45%. По неналоговым доходам наблюдается та же тенденция с 1% в 2017 году до 4% в 2018 году.

Для стабилизации социального и финансового состояния Республики РСО - Алания, а также сокращения уровня дотационности бюджета, по нашему мнению, необходимо укрепление собственных доходов и продолжение работы по поиску новых финансовых потоков.

Достичь этого можно используя различные инструменты бюджетного регулирования и планирования, особенно среднесрочную и долгосрочную политику бюджетного управления.

Необходимо дальнейшее наращивание налогового потенциала региона за счет увеличения уровня собираемости налогов, так как республика имеет наиболее низкий налоговый потенциал в Российской Федерации (наряду с такими дотационными регионами, как Ингушетия и Дагестан).

Этот показатель ниже почти в 2,9 раза, чем в других регионах ЮФО и в 4,9 раз ниже, аналогичных показателей в среднем по Российской Федерации.

На сегодняшний день индекс налоговой активности республики равен 0,3 при норме - 1 [3].

Налоговый потенциал республикой используется:

- в среднем по республике на 75%;

- по налогу на прибыль на 60%;

- транспортного налога на 40 %.

На наш взгляд, целесообразно применение следующих мер:

- уменьшить долю убыточных предприятий;

- повысить в регионе среднюю рентабельность производства;

- увеличить налоговую нагрузку на бизнес;

- развивать такие отрасли как строительство, добывающую и перерабатывающие.

Таким образом, для обеспечения сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы РСО-Алания необходимо сохранение социально-экономической стабильности республики и улучшение инвестиционной привлекательности региона, а также повышение конкурентоспособности экономических субъектов, с целью создания дополнительных рабочих мест, увеличение средней заработной платы по региону и повышение качества и уровня жизни населения.

Список использованной литературы:

1. Будущее российского инновационного бизнеса: тенденции постцифровой эпохи: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 250 с.

2. Официальный сайт Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfrno-a.ru/ (дата обращения: 21.09.19).

3. Цифровая трансформация российского бизнеса: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, Н.А. Мардеян, З.П. Гасиева, З.О. Цораев, И.А. Позмогов; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 456 с.

© Позмогов А.И., Баскаев О.А. 2019

УДК 338

Ю.А. Сайкина

г.Волгоград преподаватель ВолгГТУ А.С. Худякова канд. экон. наук, доцент ВолГУ г.Волгоград

ИНТЕГРАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В современной экономической среде с ее стремительными изменениями и сложностью принятие решений является главной и наиболее трудной обязанностью менеджеров, которые стараются добиться повышения эффективности процесса принятия решений и их качества. В данной статье рассмотрены два подхода к организации учетно-аналитического обеспечения принятия финансовых управленческих решений. В результате сформулированы требования, при исполнении которых интеграция бухгалтерского и управленческого учета при организации учетно-аналитического обеспечения принятия финансовых управленческих решений в строительной коммерческой организации возможна.

Ключевые слова

Учетно-аналитического обеспечение, бухгалтерский учет, управленческий учет, финансовые

управленческие решения.

Во многих случаях от решений, принимаемых руководителями, зависят реальные возможности достижения целей фирмы, ее эффективное функционирование. Многие финансовые директора на небольших предприятиях в целях информационной базы учетно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений приспосабливают бухгалтерский учет. Однако, область взаимодействия данных систем может быть обеспечена в объединении учета фактической финансовой информации о финансово-хозяйственной деятельности со стороны управленческого учета и процессов аналитического и синтетического учета со стороны бухгалтерского учета. Таким образом, если рассматривать управленческий учет только в части учета фактической финансовой информации о финансово-хозяйственной деятельности можно говорить об использования для этих целей данных бухгалтерского учета.[1,2,5]

Однако, чтобы получать информацию о реальном положении дел в компании, управленческий учет необходимо рассматривать не как следствие бухгалтерского учета, а как информационную платформу для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.