УДК 339.92
Ю.И. Лопух, Т.В. Новик, И.А. Панковец, В.С. Сергеюк* ИНТЕГРАЦИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Данная статья посвящена развитию межбанковского сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках союзного государства. Рассмотрены валютно-финансовые предпосылки интеграции банковских систем России и Беларуси, а также приведен сравнительный анализ их банковских систем.
Ключевые слова: банковская система, интеграция, межбанковское сотрудничество, платежный союз, союзное государство.
В настоящее время в свете международной экономической интеграции многие страны проявляют заинтересованность в межгосударственном сотрудничестве. Не исключением стали Российская Федерация и Республика Беларусь, которые определили свое стремление к созданию такого объединения, как союзное государство, для которого приоритетным направлением являются экономические интересы, причем важное значение имеет сотрудничество в валютно-финансовой системе.
Процессы валютно-финансовой интеграции России и Беларуси начали развиваться еще с 1990 г. Причем, с 1990—1992 гг. произошел резкий распад всей советской валютно-финансовой инфраструктуры из-за прекращения существования СССР. С 1993 по 1994 гг. происходит становление независимости государств и начинаются попытки восстановления экономической базы, где валютно-финансовое сотрудничество рассматривалось в качестве основы для ускорения темпов роста как каждой страны, так и экономической интеграции в целом.
Более конкретные шаги валютно-финансовой интеграции России и Беларуси были предприняты в специальных соглашениях, которые являются доказательством того, что Россия и Беларусь стремятся осуществить валютно-финансовую интеграцию, для продолжения проведения которой необходимо провести согласованные мероприятия по унификации российско-белорусских законодательств в данных областях, где центральная роль отводится банковским секторам интегрирующихся стран, так как они отвечают за результаты национальных и международных валютно-финансовых отношений и выступают не только в роли координатора и регулятора, но и объекта интеграции. Поэтому важным в настоящее время следует
считать выполнение направлений взаимодействия банковских систем России и Беларуси, так как в условиях валютно-финансовой интеграции именно банковская сфера играет первостепенную роль, являясь при этом неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. При этом банки выступают связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Они обладают финансовой мощью и значительным денежным капиталом. Поэтому банковские структуры важны как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Сфера деятельности банков не имеет ни географических, ни национальных границ, так как они не функционируют только в рамках какого-то экономического региона либо одной страны.
На наш взгляд, банки являются основой валютно-финансовой интеграции и для стран союзного государства, так как они играют ведущую роль в международных взаимоотношениях по формированию единого валютно-финансового пространства с созданием общей банковской системы. А чтобы понять, для чего необходимо объединяться банковским системам России и Беларуси, необходимо определить предпосылки интеграции двух государств. Вопрос о причинах стремления к интеграции является одним из самых важных в отношении двух стран.
В развитии межбанковского сотрудничества России и Беларуси в рамках союзного государства значение приобретают такие предпосылки, как исторически сложившиеся экономические отношения, географическая близость интегрирующихся стран с общей границей, взаимодополняемость экономик соседних стран, их инвестиционная привлекательность, двусторонние торговые отношения. Причем банки выступают посредниками в
* © Лопух Ю.И., Новик Т.В., Панковец И.А., Сергеюк В.С., 2012
Лопух Юлия Ивановна, Новик Татьяна Владимировна, Панковец Ирина Алексеевна, Сергеюк Валентина Степановна, ([email protected]), кафедра банковского дела Полесского государственного университета, 225710, Республика Беларусь, г. Пинск, ул. Кирова, 24.
формировании и развитии двусторонних отношений, которые концентрируют у себя финансовые (денежные) средства, опосредуют расчеты и платежи, обеспечивают сохранность денежных средств, способствуют стабилизации денежного обращения в стране. Однако, на наш взгляд, ведущая роль при взаимодействии банков в рамках союзного государства принадлежит валютно-финансовым предпосылкам.
Так, на взаимодействие банковских систем России и Беларуси существенное влияние оказывает консолидация белорусских и российских банковских активов. В банковском капитале Беларуси российский капитал составляет уже 25 %. Иностранный капитал присутствует в уставных фондах семи белорусских банков, где доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50 %. Последним примером служит Альфа-банк, который расширил свое присутствие в Беларуси, выкупив Белросбанк.
При этом банки учреждают сеть отделений в странах-партнерах для обслуживания постоянных клиентов за пределами своих республик. В настоящее время сотрудничество банков России и Беларуси осуществляется в форме экспансии банков. Открытие филиалов банков-нерезидентов запрещено как в России, так и в Беларуси. Пока российские банки имеют только свои представительства на территории Беларуси. Это ЗАО «ЮниКредит Банк», ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» и АКБ «Московский областной банк». Белорусских банковских представительств в России пока нет.
Развитию межбанковского союза способствует также сотрудничество с иностранными инвесторами на кредитном рынке, так как банковский сектор сегодня один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Так, активы резидентов Республики Беларусь, размещенные у резидентов Российской Федерации, за январь — сентябрь 2012 г. увеличились на 22,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Это обусловлено ростом активов центрального банка в форме депозитов в российских банках, а также увеличением дебиторской задолженности по торговым кредитам и авансам нефинансовых организаций Республики Беларусь. Кроме того, увеличились также активы в наличной иностранной валюте резидентов Республики Беларусь на счетах в российских банках в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. на 0,8 %. Обязательства резидентов Республики Беларусь по счетам и депозитам резидентов Российской Федерации выросли на 64 млн долларов, в том числе депозитных организаций — на 65,6 млн долларов. Центральный банк сократил свои обязательства по данному разделу на 1,6 млн долларов [2].
Положительным моментом стал также рост в 2011 г. иностранных обязательств Российской Федерации перед резидентами Республики Беларусь на 1,6 млрд долларов США, которые на конец года составили 2269,9 млн долларов США [1].
Заметная роль в развитии межбанковского сотрудничества отводится трансграничным денежным переводам. В Российской Федерации трансграничные переводы денежных средств (иностранной валюты и валюты Российской Федерации) осуществляются без ограничений в соответствии с федеральным законом. Исключение составляют только переводы денежных средств без открытия банковских счетов физическими лицами-резиден-тами в пользу физических лиц-резидентов и нерезидентов из Российской Федерации за рубеж, по которым установлен лимит в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 тысяч долларов США по курсу Банка России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление переводов в течение одного операционного дня.
В соответствии с действующим валютным законодательством Республики Беларусь частные переводы физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не ограничиваются по сумме платежа и осуществляются без ограничений.
Так, трансграничные платежи из Российской Федерации в 2011 г. составили 260,8 млн долларов США, или 4,9 % в совокупном объеме исходящих переводов. При этом платежи из Республики Беларусь — 57,7 млн долларов США, или 98,1 % в общем объеме переводов. Кроме того, между странами осуществлялись и денежные переводы, которые в 2011 г. из Российской Федерации составили 151,4 млн долларов США, а из Республики Беларусь — 47,0 млн.
Развитию и укреплению межбанковского сотрудничества России и Беларуси способствует также обеспечение стабильности их работы. Необходимо отметить особую важность мероприятий по совершенствованию надзорной деятельности в сфере международного сотрудничества. Следуя рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, страны союзного государства увеличили размер минимального уставного капитала, что способствовало увеличению капитализации кредитных организаций. Так, Национальный банк Республики Беларусь установил минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 25 млн евро в соответствии с Банковским кодексом и постановлением правления Национального банка № 249 от 28 мая 2012 г. «О минимальном размере уставного фонда банка». Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка в Российской Федерации на день подачи ходатайства о го-
сударственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций составляет в сумме 300 млн российских рублей.
При оптимизации межбанковского сотрудничества России и Беларуси важна степень открытости национальных банковских систем. Так, банковская система Республики Беларусь, в отличие от банковского сектора Российской Федерации, долгое время была недостаточно открытой. Однако 22 января 2013 г. вступил в силу Закон от 13 июля 2012 г. № 416-з «О внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь», который направлен на укрепление стабильности банковской системы, качественное улучшение оказания банковских услуг. У Национального банка появилась новая функция — осуществление мониторинга финансовой стабильности, которая включает в себя мониторинг финансовой стабильности функционирования финансовых посредников (банков, страховых организаций, иных финансовых организаций), платежной системы и финансовых рынков Республики Беларусь; мониторинг рисков банковского сектора экономики; оценку влияния денежно-кредитной и экономической политики государства на стабильность банковского сектора экономики и отдельных банков.
Для развития межбанковской интеграции Россия и Беларусь выразили свое стремление к созданию валютного союза с использованием единой валюты как кредитного, платежного и расчетного средства, в том числе и в наличном обращении. Так, план совместных действий по созданию условий для введения единой денежной единицы на 2001—2005 гг., утвержденный в июне 2002 г. на заседании Совета министров союзного государства, предусматривал осуществление жесткой привязки белорусского рубля к российскому с 1 января 2004 г., переход на использование российского рубля в качестве единой валюты двух стран с 1 января 2005 г. и введение некоторой единой валюты с 2008 г. на основе дополнительного соглашения между двумя странами. Более конкретные шаги по введению единой валюты России и Беларуси были предприняты в специальных соглашениях, которые являются доказательством того, что эти страны стремятся осуществить валютно-финансовую интеграцию, для продолжения проведения которой необходимо провести согласованные мероприятия по унификации российско-белорусских законодательств в данных областях. Однако введение единой валюты в рамках союзного государства целесообразно проводить путем поэтапного преобразования в экономической, финансовой и денежно-кредитной сферах каждой страны.
Для дальнейшего развития межбанковского сотрудничества необходим ряд условий, которые
будут способствовать скорейшему сближению банковских систем стран союзного государства.
Созданию единого финансово-банковского рынка в странах союзного государства будет способствовать такое условие, как допуск филиалов российских банков на белорусскую территорию и наоборот. Если будет разрешено открывать в Беларуси филиалы российских банков, начнет создаваться единый рынок банковских услуг, а следовательно, и единая банковская система союзного государства. С одной стороны, в Республику Беларусь будет осуществляться приток капитала, а с другой — белорусские банки превратятся в филиалы более мощных российских банков.
Одним из необходимых условий для формирования банковского союза является также формирование платежного союза с единой валютой как базового этапа организации платежно-расчетных отношений России и Беларуси. Создание платежного союза необходимо для развития сотрудничества государств и обеспечения бесперебойности расчетов между хозяйствующими субъектами, у которых возникает необходимость в трансграничных расчетах. Чем активнее банки будут развивать корреспондентские отношения в интересах клиентов, тем больше будет привлекаться межбанковских кредитов, что будет способствовать развитию взаимозависимости банков. Вместе с тем платежный союз невозможен без использования единой валюты как кредитного, платежного и расчетного средства, в том числе и в наличном обращении. Но введение единой валюты должно быть завершающим этапом интеграции.
На наш взгляд, платежная система союзного государства должна состоять из двух самостоятельных сегментов:
— платежной системы, образуемой Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь в рамках сохранения децентрализованности национальных платежных систем и представляющей собой объединенную платежную систему центральных банков союзного государства (ОПС);
— платежной системы, функционирующей на основе корреспондентских отношений между уполномоченными кредитными организациями Российской Федерации и банками Республики Беларусь.
Внутренние расчеты на территории Российской Федерации и Республики Беларусь осуществляются в национальных платежных системах по правилам, формам и стандартам, устанавливаемым Банком России и Национальным банком. Расчеты по передаваемым в электронном виде трансграничным платежам в ОПС осуществляются через корреспондентский счет Национального банка, открытый в Банке России на основании заключаемого между данными банками договора корреспондентского счета. Участниками ОПС явля-
ются Банк России (его учреждения и подразделения), кредитные организации Российской Федерации (их филиалы, имеющие корреспондентские субсчета в Банке России), Национальный банк (его структурные подразделения) и банки Республики Беларусь.
Основу второго сегмента платежной системы союзного государства призвана составить разветвленная корреспондентская сеть уполномоченных банков Республики Беларусь и Российской Федерации.
Еще одним важным условием для развития межбанковских отношений государств является институциональное изменение,как один из главных аспектов трансформации современной банковской системы. По нашему мнению, создание нового института, единого банка Союзного государства, который предположительно будет осуществлять проведение единой денежно-кредитной политики и формирование крупных конкурентоспособных банков способны изменить всю систему денежного обращения. Данный межбанковский союз должен иметь собственные крупные и надежные банки с разнообразным набором функций для развития интеграционных процессов и финансовой поддержки. А единый банк призван содействовать укреплению сотрудничества между национальными банками России и Беларуси, координировать денежно-кредитную политику для поддержания стабильности цен, способствовать
использованию общей валюты на мировых финансовых рынках, так как в условиях возрастающей конкуренции укрупнение и дальнейшее развитие банков требует серьезного расширения масштабов их бизнеса.
Таким образом, проведенное исследование позволило определить, что банковские системы являются неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны и основной движущей силой сотрудничества между странами, которые активно вовлечены в процессы интеграции. При этом рассмотренные предпосылки и условия интеграции банковских систем союзного государства свидетельствуют о развитии межбанковского сотрудничества. Можно предположить, что Россия и Беларусь стремятся осуществить интеграцию, причем развитие взаимодействия в банковской сфере должно проходить поэтапно, последовательное выполняя и реализуя межгосударственные обязательства.
Библиографический список
1. Методологический и аналитический комментарии к двустороннему платежному балансу Российской Федерации с Республикой Беларусь за 2011 год. 2012. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ credit_statistics/ Belarus_pb_meth.pdf.
2. Платежный баланс России и Беларуси. 2012. URL: http: / /www.nbrb.by/statistics/BalPayBelRus.
Yu.I. Lopukh, T.V. Novick, I.A. Pankovets, V.S. Sergeyuk* INTEGRATION OF BANKING SYSTEMS OF RUSSIA AND BELARUS: MONETARY AND FINANCIAL PRECONDITIONS
This article is devoted to the development of inter-bank cooperation of the Russian Federation and Republic of Belarus within the Union State. Monetary and financial preconditions of integration of banking systems are viewed, and also the comparative analysis of banking systems is provided.
Key words: banking system, integration, inter-bank cooperation, payment union, Union State.
* Lopukh Julia Ivanovna, Novick Tatiana Vladimirovna, Pankovets Irina Alexeevna, Sergeyuk Valentina Stepanovna ([email protected]), the Dept. of Banking, Polessky State University, Pinsk, 225710, Republic of Belarus.