4. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович [и др.]; под общ. ред. А.П. Дуровича. - 2-е изд., испр. - Минск: Новое издание, 2005. - 640 с.
5. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 июня 2006 г., № 372 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2006 г, № 89,1/7647; 2007 г., № 83,1/8471.
6. www.world-tourism.org
7. www.unwto.org
8. www.baikalwave.eu.org
Информация об авторе
Рудакова Людмила Валентиновна - аспирантка кафедры управления УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 5-94-28.
Дата поступления статьи - 23 июля 2009 г.
УДК 339.924
ДЕНЕЖНЫЙ СОЮЗ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНТЕГРАЦИИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И БЕЛАРУСИ
В.С. СЕРГЕЮК, ассистент УО "Полесский государственный университет"
THE MONETARY UNION IS ONE OF DIRECTIONS OF INTEGRATION OF BANK SYSTEMS OF RUSSIA AND BELARUS
V. SERGEJUK, the assistant The Establishment of Education "The Polesskiy State University"
В статье определено одно из направлений интеграции банковских систем Российской Федерации и Республики Беларусь - денежный союз. Рассмотрены условия объединения денежных систем, важнейшими из которых являются согласования денежно-кредитной и валютной политики двух стран. Определены составляющие, без которых невозможна интеграция банковских систем интегрирующихся стран.
Введение. Для повышения благосостояния народов России и Беларуси и приближения его к уровню развитых европейских государств необходимо обеспечить их ускоренное социально-экономическое раз-
In the article the author determines one of directions of integration of bank systems of the Russian Federation and Belarus - the monetary union, considers conditions of integration of monetary systems. Major of them are coordination of monetary and credit and currency policy of two countries. Components are defined. It is impossible integration of bank systems of the integrated countries without them.
витие. При этом должны быть задействованы все сферы, секторы, отрасли экономики, инструменты и механизмы экономической политики. Главную роль в обеспечении экономического и социального развития стран в рамках союзного государства играет банковский сектор.
Для банковских систем стран, объединенных ранее единой исторической судьбой, единой государственностью, единой экономикой, проблемы эффективности интеграционных процессов стоят очень остро. Значительную роль может сыграть анализ факторов, позитивно влияющих на интеграционные процессы, и выгод. Кроме того, крайне важно выявить причины, которые могут значительно затруднить движение к объединению деятельности национальных банков, и возможные негативные результаты интеграции.
В статье рассмотрены некоторые составляющие денежного союза России и Беларуси, а также определены условия, необходимые для объединения денежных систем.
Целью работы является рассмотрение проблем и перспектив формирования денежного союза Российской Федерации и Республики Беларусь как одного из направлений интеграции банковских систем этих стран.
Материалы и методы. В качестве методов исследования использовались методы эмпирического и экономического анализа. Информационную базу исследования составили нормативные акты Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации, статистические данные Республики Беларусь и Российской Федерации. При написании статьи использовались труды как белорусских, так и российских ученых, а также законодательные и нормативные документы Республики Беларусь.
Результаты и предложения. В интеграционном процессе Беларуси и России одним из направлений интеграции банковских систем является формирование денежного союза. Важнейшее условие объединения денежных систем - унификация законодательства двух стран в области экономической, финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, а также законодательства, регулирующего статус, задачи и функции Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Беларусь в проведении денежно-кредитной политики.
Интегрирование банковского сектора экономики Беларуси и России путем объединения денежных систем необходимо для повышения эффективности функционирования общих для Республики Беларусь и Российской Федерации рынков товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы,
как одного из важнейших условий их динамичного социально-экономического развития. Основу интеграции составляет реализация Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000 г. Объединение денежных систем двух государств и создание единого эмиссионного центра требуют полной унификации систем денежно-кредитного регулирования центральных банков обоих государств, в том числе и механизмов рефинансирования банков, регулирования процентных ставок, ликвидности банковской системы и др. Однако скорость перехода к единым процентным ставкам центральных банков будет зависеть от проведения структурных преобразований в экономике, сближения темпов инфляции и экономического развития обоих государств. Без этого переход на единые процентные ставки будет практически невозможен [1, с. 4-14].
В настоящий момент эта цель не достигнута. Тем не менее ориентация на введение единой валюты сохраняется. Поэтому проанализируем, насколько согласованы денежно -кредитная и валютная политика двух стран.
В России и Беларуси различаются базовые принципы денежно-кредитной политики. Так, в 2008 г. основной целью денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации было постепенное снижение инфляции путем перехода к режиму таргетирования инфляции, а Национального банка Республики Беларусь, как и в предыдущие годы, - последовательное снижение инфляционных процессов в стране посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.
Курсовая политика в 2007 г. была направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3 % и на конец 2008 г. составил 2200 руб. за доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону. Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех последних лет (на 1 января 2005 г. -2170 бел. руб., на конец 2008 г. - 2200 бел. руб. за доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования. До августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров. Однако с
августа 2008 г. на мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований. Исходя из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с его выходом на верхнюю границу установленного коридора - 2200 бел. руб. за доллар США.
В 2008 г. курс белорусского рубля и российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно российского рубля на 12,2 % [2, с. 5].
Сохраняются существенные различия и в инструментах денежно-кредитной политики. На 01.01.2009 г. ставка рефинансирования в России составляет 13 %, тогда как в Беларуси - 12 %; минимальные резервные требования в России унифицированы на уровне 0,5 %, в Беларуси с 1 декабря 2008 г. установлены в размере 1,5 % для депозитов физических лиц в национальной валюте, а для депозитов юридических лиц и депозитов в иностранной валюте - 7 %.
Что касается сближения норм валютного регулирования, то в 2003 г. в обеих странах были приняты законы "О валютном регулировании и валютном контроле" (в июле в Беларуси и в декабре (в новой редакции) в России). Оба закона одинаково направлены на либерализацию валютного регулирования. Но необходимо учитывать, что " базовый уровень" у двух стран различен. Валютное регулирование Беларуси традиционно было более жестким.
Основное расхождение режимов валютного регулирования в настоящий момент заключается в том, что Беларусь сохраняет разрешительный порядок осуществления операций с капиталом, тогда как в России он стал уведомительным (свободным). Так, с 1 мая 2006 г. Центральный банк России принял решение об отмене обязательной продажи части валютной выручки. Такое решение принято в целях обеспечения плавного перехода российской экономики к дальнейшей либерализации валютного законодательства. Это было сделано для выполнения мероприятий по достижению полной конвертируемости валюты Российской Федерации. Принятое Банком России решение обусловлено состоянием российской экономики, характеризующимся позитивной динамикой макроэкономических показателей, профицитом государственного бюджета, высоким уровнем официальных золотовалютных резервов, систе-
матическим превышением предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем рынке.
В Республике Беларусь в целях обеспечения устойчивости белорусского рубля, потребностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в иностранной валюте, а также совершенствования порядка обязательной продажи иностранной валюты установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. " О валютном регулировании и валютном контроле", осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере 30 % суммы выручки в иностранной валюте.
Наиболее важными для банков параметрами денежного союза являются единая валюта, единый рынок банковских услуг, единая расчетно-платежная система.
Для валютного союза России и Беларуси необходимо использование общего платежного средства, которое будет являться общей валютой. В соответствии с Соглашением о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра ведется работа по формированию единого экономического пространства и на завершающем этапе - по введению единой денежной единицы (общей валюты) Союзного государства. Общую валюту можно определить как налично-безналичную денежную единицу, выполняющую все функции денег на официальном и частном уровнях во внешнеэкономическом и национальном обращении интегрирующихся стран, которая замещает национальные валюты интеграционной группировки, так как общая валюта является конечной целью построения валютного союза.
Введение единой валюты (российского рубля) должно стать одним из вариантов развития данного союза. Мировой опыт дал два примера создания единых валют для платежного общения стран. Первый - это опыт Бреттон-Вудской системы. В качестве единой валюты используется валюта наиболее крупного и мощного государства. Второй - это опыт Европы, которая для межгосударственного платежного общения создала специальную валюту, сначала - ЭКЮ, затем - евро.
Выгоды и потери перехода на единую валюту общеизвестны и сводятся к следующему. Так, к выгодам можно отнести то, что использование единой валюты с главным торговым партнером Россией расширит взаимную торговлю за счет ускорения расчетов, снятия рисков изменения курса, снижения трансакционных издержек субъектов хозяйствования на конвертационных операциях и обязательной продаже; в результа-
те перехода на единую валюту Беларусь и Россия снимут значительный барьер на пути свободного перелива капитала внутри союза, то есть получат фактически единый рынок капитала, единую банковскую систему, что, безусловно, положительно скажется на инвестиционном процессе, а также на страновом рейтинге; достижение равновесия на денежных рынках стран и устранение неравновесия в финансовых потоках между странами. Преимуществом перехода на российский рубль могут явиться некоторое упрощение расчетов и экономия для предприятий на расходах по конвертации белорусских рублей в российские и обратно. В результате использования российского рубля в качестве платежного средства на территории Беларуси изменятся такие макроэкономические показатели, как уровень инфляции и девальвации. Если в первый год введения российского рубля уровень инфляции в Беларуси будет на 10-15 п. п. выше, чем в России (что будет вызвано процессом выравнивания цен), то в дальнейшем прогнозируется, что уровень инфляции в Беларуси будет идентичен российскому.
Перечисленные выгоды в конечном итоге существенно влияют на экономический рост за счет стабильности цен, отсутствия рисков обменного курса во взаимной торговле, роста конкуренции на общесоюзном пространстве из-за " прозрачности и сравнимости цен" и благотворных для экономики более жестких границ дефицита бюджета.
Потери перехода на единую валюту:
1. Использование российских рублей в качестве национальной валюты лишает Беларусь одного из инструментов денежно-кредитной политики:
■ курсовой политики по отношению к российскому рублю, теоретически позволяющей влиять на товарооборот с Россией, и существенно ограничивает использование двух других:
■ валютной политики по отношению к третьим странам (влияние Беларуси как на курсовую политику, так и на правила валютного регулирования и контроля в зоне российского рубля будет минимальным);
■ эмиссионной политики (возможности Нацбанка по рефинансированию банков и бюджета будут ограничиваться и жестко контролироваться Банком России при любом варианте строительства единой системы центробанков). Пределы варьирования монетарной политики даже при двух эмиссионных центрах будут жестко ограничены договорными нормами.
2. Утрата способности регулирования базовых денежно-кредитных показателей, потеря сеньоража, падение ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, вытеснение западного импорта российским, ограничение политики государственных расходов.
3. Потеря возможности управлять курсом национальной валюты и повышение конкурентоспособности белорусских товаров по сравнению с российскими путем девальвации белорусского рубля по отношению к российской валюте. Также исчезнет возможность для изменения стоимости импортируемых товаров и переориентации белорусских потребителей на отечественные товары-заменители.
Исключительно важное значение для денежного союза России и Беларуси имеют условия допуска филиалов российских банков на белорусскую территорию и наоборот, то есть трансграничное оказание банковских услуг. Пока российские банки имеют более-менее легкий доступ только в белорусские СЭЗ. Однако отмена национальных ограничений на занятие банковской деятельностью в союзном государстве будет иметь серьезные последствия. Как только будет разрешено открывать в Беларуси филиалы российских банков, начнет создаваться единый рынок банковских услуг, а следовательно, единая банковская система союзного государства. Это будет способствовать, с одной стороны, притоку в Беларусь капитала, а с другой - процессу превращения белорусских банков в филиалы более мощных российских банков. Слабость капитальной базы белорусских банков в условиях обострения банковской конкуренции в зоне единого рубля неизбежно приведет к их поглощению в дальнейшем иностранными и, в первую очередь, российскими. Поэтому разумно до перехода на российский рубль консолидировать и укрепить два-три банка с целью сохранения их национального характера.
Основным принципом единого рынка может стать введение единой банковской лицензии, позволяющей кредитной организации, получившей банковскую лицензию в одном государстве, осуществлять банковскую деятельность в другом. В перспективе будет происходить слияние отдельных российских и белорусских банков, формирование белорусско -российских финансово-промышленных групп. Создание общего финансового рынка Беларуси и России увеличит возможности для кредитования и диверсификации кредитного портфеля, выбора кредитополучателей, снизит системные риски.
В условиях функционирования единой денежной единицы для обслуживания потребностей единой монетарной политики в рамках Союзного государства требуется создание эффективного и безопасного механизма функционирования его платежной системы. В связи с этим необходимо выработать надежные нормативные правовые, организационно-экономические и технические условия, а также принципы построения платежной системы Союзного государства. Так, в Республике Беларусь разработана Концепция осуществления Национальным банком Республики Беларусь надзора за
платежной системой Республики Беларусь (№ 145 от 20.07.2007 г.), целью корой является определение политики Национального банка в области надзора за платежной системой, а также обеспечение однозначного понимания целей, задач, полномочий и методов надзора за платежной системой.
Валютная интеграция, на пути становления которой находятся Россия и Беларусь, призвана объединить платежные системы путем введения оптимального платежного средства стран-участниц и способствовать общему экономическому росту. В настоящее время продолжается работа по модернизации национальной платежной системы, совершенствованию ее нормативно-правовой базы, интегрированию платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской Федерации, где должны быть определены важнейшие параметры платежных систем, подлежащие унификации: принципы осуществления расчетов; временные рамки операционного дня; способы проведения платежа; платежные инструменты; форматы передачи информации; идентификация участников расчетов; средства защиты информации, кодирования и передачи электронных документов, телекоммуникаций; взимание платы за расчетные услуги [4, с. 21-25].
При введении оптимального платежного средства необходимо создание единого расчетно-эмиссионного центра - Единого банка Союзного государства. Он должен содействовать укреплению сотрудничества между Центральными банками России и Беларуси, координировать денежно-кредитную политику для поддержания стабильности цен, способствовать использованию общей валюты на мировых финансовых рынках. А созданное в рамках Единого банка Союзного государства оптимальное платежное средство должно увеличить потенциал финансового рынка и услуг, повлиять на унификацию систем бухгалтерского учета и банковских систем интегрирующихся стран, ускорить процесс взаиморасчетов по внешнеэкономическим операциям, а также сократить валютные риски и ди-линговые издержки во внешнеэкономических операциях России и Беларуси. В Едином банке Союзного государства должны открываться рублевые корреспондентские лоросчета только Центральным банкам России и Беларуси. Он должен быть чисто расчетным банком, который не будет: выдавать кредиты, иметь уставной капитал, создавать резервов, вести финансовой или экономической деятельности. Все межгосударственные платежи должны осуществляться исключительно через Единый банк Союзного государства [3, с. 17-24]. Следовательно, вся банковская деятельность Единого банка Союзного государства должна сводиться к учету движения рублевых средств между странами, то есть к переписыванию денежных средств с одного банковского счета на другой. В то
же время Единый банк Союзного государства должен быть связан каналами связи со всеми центральными банками стран Союзного государства, так как именно они должны нести ответственность за них и достоверность передаваемой информации и оплачивать их содержание.
Заключение. В настоящий момент происходит постепенное сближение инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования, необходимых для объединения денежных систем России и Беларуси. Определены выгоды и потери перехода на единую валюту (российский рубль). Построение платежных систем в Союзном государстве является важным этапом экономических трансформаций на современном этапе и фактором, без которого невозможна интеграция банковских систем. Создание оптимального платежного средства, которое могло бы обеспечить бесперебойное осуществление взаиморасчетов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в настоящее время актуально для интегрирующихся государств.
Список использованной литературы
1. Вардеванян, Г. Л. Итоги выполнения соглашений по созданию условий для объединения денежных систем Беларуси и России / Г. Л. Вардеванян // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. -2006. - № 4. - С. 4-14.
2. Прокопович, П.П. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год и задачи банковской системы по их реализации в 2009 году / П.П. Прокопович // Банковский вестник. - 2009. - № 2. - С. 5-13.
3. Петрович, А. Принципы построения платежных систем союза Беларуси и России / А. Петрович // Вестник ассоциации белорусских банков. - 2005. -№ 15. - С. 17-24.
4. Пищик, И. А. Платежная система в условиях межгосударственной интеграции / И.А. Пищик // Банковский вестник. - 2002. - № 5. - С. 21-25.
5. Об утверждении Концепции осуществления Национальным банком Республики Беларусь надзора за платежной системой Республики Беларусь: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 20 июля 2007 г., № 145 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].
Информация об авторе
Сергеюк Валентина Степановна - ассистент кафедры банковского дела УО "Полесский государственный университет", соискатель кафедры мировой экономики УО "Белорусский государственный экономический университет". Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029) 665-91-96, тел. (раб.) 8(0165) 31-21-49. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи - 5 мая 2009 г.